Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯМ ЭКСТРЕМИЗМА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ'

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯМ ЭКСТРЕМИЗМА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
280
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / КИБЕРЭКСТРИМИЗМ / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ХАРАКТЕР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алескеров Вагиф Исмаилович, Баранов Владимир Владимирович

В статье актуализируется тема опасности экстремизма в сети Интернет для современного общества, акцентируется внимание на его особенности. Особое внимание уделяется сущностным характеристикам интернет-экстремизма (киберэкстремизма) и причинам его возникновения. Цель исследования - проанализировать подходы и методы, применяемые в мировом сообществе для борьбы с экстремистской деятельностью в реальной жизни и виртуальном пространстве. Задача исследования определяется его целью и состоит в том, чтобы определить актуальные практики, изучить их и сделать выводы об их эффективности и возможности совершенствования. Проведенное исследование позволяет сделать однозначный вывод о том, что во всех государствах мира противодействие экстремизму является комплексной задачей. Следует уделить больше внимания межгосударственному сотрудничеству в данной сфере, а также обобщить накопленный мировой опыт и создать единую международную нормативно-правовую базу для регулирования отношений по данному вопросу. В работе был изучен и проанализирован мировой опыт противодействия экстремизму, который с учетом корректировок целесообразно применять и в России для совершенствования административно-правовых средств, используемых в борьбе с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL EXPERIENCE OF COUNTERACTION MANIFESTATIONSOF EXTREMISM IN THE INTERNET

The article updates the topic of the danger of extremism in the Internet for modern society, focuses on its features. Particular attention is paid to the essential characteristics of Internet extremism (cyber extremism) and its causes. The aim of the study is to analyze the approaches and methods used in the world community to combat extremist activities in real life and virtual space. The aim of the study is to identify relevant practices, examine them and draw conclusions on their effectiveness and possible improvements. The study makes it clear that countering extremism is a complex task in all states of the world. More attention should be paid to inter-state cooperation in this area, as well as to summarizing the accumulated world experience and creating a unified international regulatory framework for regulating relations on this issue. In the work, the world experience in countering extremism was studied and analyzed, which, taking into account adjustments, it is advisable to apply in Russia to improve the administrative and legal means used to combat it.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯМ ЭКСТРЕМИЗМА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

Международный опыт противодействия проявлениям экстремизма в сети Интернет

ВАГИФ ИСМАИЛОВИЧ АЛЕСКЕРОВ,

профессор кафедры оперативно-технических мероприятий Международного межведомственного центра подготовки сотрудников оперативных подразделений имени генерал-лейтенанта милиции А.Н. Сергеева, кандидат юридических наук, доцент (Всероссийский институт повышения квалификации МВД России)

E-mail: [email protected]

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ БАРАНОВ,

старший преподаватель кафедры информационных технологий (Академия управления МВД России) E-mail:[email protected]

International experience of counteraction manifestations

of extremism in the Internet

VAGIF ISMAILOVICH ALESKEROV,

Candidate of Law, Associate Professor, Professor of the Chair of Operational and Technical Measures of the International Interdepartmental Center for training of employees of operational units named after Lieutenant-General of police A.N. Sergeev (All-Russian Advanced Training Institute of MIA of Russia)

E-mail: [email protected]

VLADIMIR VLADIMIROVICH BARANOV,

Senior Lecturer of the Department Information Technology (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

E-mail:[email protected]

УДК 340.114.6

Аннотация. В статье актуализируется тема опасности экстремизма в сети Интернет для современного общества, акцентируется внимание на его особенности. Особое внимание уделяется сущностным характеристикам интернет-экстремизма (киберэкстремизма) и причинам его возникновения. Цель исследования -проанализировать подходы и методы, применяемые в мировом сообществе для борьбы с экстремистской деятельностью в реальной жизни и виртуальном пространстве. Задача исследования определяется его целью и состоит в том, чтобы определить актуальные практики, изучить их и сделать выводы об их эффективности и возможности совершенствования.

Проведенное исследование позволяет сделать од-

Annotation. The article updates the topic of the danger of extremism in the Internet for modern society, focuses on its features. Particular attention is paid to the essential characteristics of Internet extremism (cyber extremism) and its causes. The aim of the study is to analyze the approaches and methods used in the world community to combat extremist activities in real life and virtual space. The aim of the study is to identify relevant practices, examine them and draw conclusions on their effectiveness and possible improvements.

The study makes it clear that countering extremism is a complex task in all states of the world. More attention should be paid to inter-state cooperation in this area, as well as to summarizing the accumulated world experience

нозначный вывод о том, что во всех государствах мира противодействие экстремизму является комплексной задачей. Следует уделить больше внимания межгосударственному сотрудничеству в данной сфере, а также обобщить накопленный мировой опыт и создать единую международную нормативно-правовую базу для регулирования отношений по данному вопросу. В работе был изучен и проанализирован мировой опыт противодействия экстремизму, который с учетом корректировок целесообразно применять и в России для совершенствования административно-правовых средств, используемых в борьбе с ним.

and creating a unified international regulatory framework for regulating relations on this issue. In the work, the world experience in countering extremism was studied and analyzed, which, taking into account adjustments, it is advisable to apply in Russia to improve the administrative and legal means used to combat it.

Ключевые слова и словосочетания: экстремизм; терроризм; киберэкстримизм; сеть Интернет; экстремистская деятельность; экстремистская идеология; преступность; международный характер.

Key words and phrases: extremism; terrorism; cyber-extremism; Internet; extremist activity; extremist ideology; crime; international character.

Исторически сложилось, что в процессе общественного развития возникают определенные проблемы в той или иной сфере его жизнедеятельности. Процессы глобализации, информатизации, которые получили очень большое развитие за последние десять лет, оказали влияние на процессы обострения проблем информационной безопасности [19, с. 47].

Информационные технологии привнесли в повседневную жизнь практику пользования смартфонами, ПК, всемирной поисковой сетью, что в свою очередь привело к появлению такой формы социальной девиации, как киберэкстримизм, который в настоящее время получает все более широкое распространение [8, с. 141]. Это связано еще и с тем, что большей зависимости от современных информационных технологий подвержены молодые люди, а значит, они, являясь склонными к любому, как к положительному, так и отрицательному внешнему воздействию в силу своих возрастных и психологических особенностей, подвержены влиянию кибер-преступников.

Согласно данным официальной статистики, сегодня в мире не существует государства, которое никогда не подвергалось киберпре-ступности. Самыми вероятными источниками киберугроз являются не только хакеры или их группы, но также отдельные государства, террористические, преступные группировки. По данным международной службы по обеспечению безопасности в области киберугроз Symantec Security, «каждую секунду в мире подвергаются кибератаке 12 человек, а ежегодно в мире совершается около 556 млн ки-

берпреступлений, ущерб от которых составляет более 100 млрд долларов США» [6, с. 679].

Киберпреступность и экстремизм в информационном пространстве являются распространенной проблемой практически для всех стран мира.

Специалисты считают, что доступность этого явления и его широкое влияние обеспечено в основном развитием телевизионных и коммуникационных технологий [15, с. 315]. При этом, как любые действия преступного характера, киберугрозы имеют ряд особенностей, присущих только данному направлению, как то:

— высокая латентность, вызванная нежеланием частного сектора информировать о таких преступлениях в связи с недоверием к потенциальным возможностям правоохранительных органов и нежеланием признать слабые места своих систем безопасности;

— высокий уровень технического обеспечения правонарушителей [3].

Для того чтобы выявить киберпреступника, зафиксировать его действия и предугадать намерения, специалист должен обладать очень большим набором специфических знаний и умений в данной области, а поскольку для ки-берпреступлений не существует границ, с целью их уменьшения или предотвращения следует обеспечить широкий охват межрегиональных связей по всему миру [1, с. 29].

Одним из возможных аспектов в борьбе с киберпреступностью в транснациональном аспекте и развитии международного сотрудничества является выработка и стандартизация соответствующей нормативно-правовой базы. На международном уровне первыми документами в этой сфере стали Конвенция о киберпре-

ступности, принятая Советом Европы 23 ноября 2001 г.,1 (далее — Конвенция) и Дополнительный протокол к Конвенции, направленный на борьбу с распространением через компьютерные сети информации расистского и ксенофобского характера, от 28 января 2003 г.2

Для улучшения сотрудничества Конвенцией предусмотрено создание сторонами на национальном уровне органа для осуществления круглосуточных контактов с целью оказания немедленной помощи для расследования уголовных преступлений, связанных с компьютерными системами, или сбора доказательств в электронной форме, касающихся уголовного преступления, в частности экстремистской направленности.

Такая помощь включает в себя:

а) предоставление технических советов;

б) неотложное обеспечение сохранности хранящихся компьютерных данных (ст. 29 Конвенции) и неотложное раскрытие сохраненных данных о потоках информации (ст. 30 Конвенции);

в) сбор доказательств, предоставление юридической информации и установление местонахождения подозреваемых (ст. 35 Конвенции).

Конвенцией установлены также следующие обязательные требования:

— предоставление органам дознания и следствия полномочий по выдаче обязательных к исполнению предписаний о срочном фиксировании и дальнейшем хранении компьютерных данных, необходимых для раскрытия преступления (ч. 1 ст. 16, ст. 17 Конвенции);

— сохранение провайдерскими учреждениями данных о трафике информации на срок до 90 дней с возможностью дальнейшего продления этого срока (ч. 2 ст. 16 Конвенции);

— установление для субъектов, которые сохраняют компьютерные данные, обязательство не разглашать факт проведения оперативно-розыскных и процессуальных действий в течение периода, определяемого законодательством государства (ч. 3 ст. 16, ч. 3 ст. 20, ч. 3 ст. 21).

Вопросы борьбы с киберпреступностью, носящей экстремистский характер, находятся и в центре внимания органов и учреждений Организации Объединенных Наций, в частности

1 Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации (БТ8 №185) [Электронный ресурс]: [рус., англ.] (Заключена в г. Будапеште 23.11.2001) (с изм. от 28.01.2003). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Дополнительный Протокол к Конвенции о преступлениях в сфере компьютерной информации относительно введения уголовной ответственности за правонарушения, связанные с проявлениями расизма и ксенофобии, совершенные посредством компьютерных систем (БТ8 189) [Электронный ресурс]: (Подписан в Страсбурге 28 января 2003 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Генеральной Ассамблеи (A/RES 63/1953), Экономического и Социального Совета (резолюция 2009/224), Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию (док. E/CN.15/2009/155), конгрессов ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, решение которых потребует разработки путей и средств их решения.

В ряде межгосударственных нормативно -правовых актов признано, что экстремистская преступная деятельность в сети Интернет сегодня представляет угрозу не только национальной безопасности отдельного государства, но и грозит человечеству в целом. Именно поэтому этой проблеме уделяется значительное внимание во многих государствах [2, с. 131].

Значительных успехов в борьбе с проявлениями экстремизма в сети Интернет в настоящее время достигли Соединенные Штаты Америки. Достичь таких успехов в противодействии им позволило привлечение большого количества структур и органов исполнительной власти, предоставление им полномочий для осуществления надлежащего контроля над экстремизмом [12; 17].

Примером сплоченной работы спецслужб США выступают действия, направленные на блокирование доступа к страницам талибов. Блокирование данной информации в сети Интернет началось с 11 сентября 2001 г. после совершенного теракта. В ходе расследования трагедии было выявлено, что преступники поддерживали связь между собой по электронной почте, имея доступ к Интернету в местах общего пользования. С учетом выявленных фактов в том же году действующим президентом Дж. Бушем был принят закон «Об объединении и укреплении Америки путем задействования полномочий и инструментов, необходимых для борьбы с терроризмом». Принятие закона классифицирует все действия, направленные на незаконное проникновение в компьютерные сети, как признаки проявления терроризма и предоставляет право поставщикам интернет-услуг на получение информации от Федеральной службы безопасности о пользователе, совершившем правонарушение [11, с. 25; 13, с. 22].

В США в тех местах, где предоставлен открытый доступ к глобальной сети Интернет (школы, университеты, библиотеки), установлены ограничители с информационными филь-

3 Резолюция А/RES 63/195 Генеральной Ассамблеи ООН. URL: https://www.un.org/ru/ga/63/docs/63res3.shtml.

4 Резолюции и решения Экономического и Социального Совета. URL: https://www.un.org/ru/documents/resguide/ecres.shtml.

5 Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию. URL: https://undocs.org/pdf?symbol=ru/E/CN.15/2009/6.

трами. Их применение позволяет закрыть пользователям доступ к сайтам, которые содержат экстремистские мотивы или неправомерную информацию [20, с. 5].

Важным дополнением в законодательном регламентировании безопасности использования сети Интернет является раздел «О защите государственного и частного сектора Интернета в Америке», в котором определен порядок борьбы с проявлениями терроризма в сети Интернет. Данный раздел вошел в публикацию «Национальной стратегии внутренней безопасности», утвержденной Дж. Бушем в 2007 г.

В связи с участившимися случаями использования глобальной сети Интернет террористами для распространения видеоматериалов, отправки электронных писем с целью вымогания денежных средств и привлечения внимания потенциальных террористических организаций генерал Д. Дэвис предпринял меры, направленные на усиление контроля за применением информационного интернет-пространства. Данное решение было принято в 2009 г. Такие меры существенно ограничили распространение экстремистских призывов такими крупными преступными группировками, как «Аль-Каида», террористическая организация, запрещенная на территории Российской Федерации и др. [9, с. 63].

Не все акты и законы были приняты на законодательном уровне, например, составленный закон о кибербезопасности (Cybersecurity Act of 2012). В нем сформулированы понятие экстремизма как угрозы национальной безопасности и перечень действий, направленных на организацию деятельности безопасного использования киберпространства, что предоставило бы дополнительные возможности усовершенствования системы борьбы с экстремизмом в сети Интернет [22].

Попытку обеспечить принятие данного закона осуществил в 2012 г. Б. Обама. Его обращение к Сенату содержало факты, на основании которых принятие данного закона обеспечило бы прямое взаимодействие между федеральными и частными структурами, а значит, слаженную и качественную работу по противодействию терроризму на территории страны. Данное прошение было отклонено Верхней палатой Сената.

Объединенному стратегическому командованию США в подчинение предоставлено специальное подразделение (United States Cyber Command - USCYBERCOM). Деятельность данного подразделения направлена на контроль безопасности именно сети Интернет, организацию специальных операций. Важ-

ной функцией, которую выполняет подразделение, является обеспечение безопасности военной компьютерной техники и сетей. Состоит данное подразделение из нескольких подструктур, выполняющих определенный ряд функций, которые в совокупности обеспечивают максимальный уровень противодействия кибератакам. Постоянный мониторинг сети Интернет спецслужбой способствует своевременному выявлению потенциальных угроз ки-бератаки [4, с. 17; 5, с. 79].

С целью международного контроля за проявлением экстремизма в США создан Национальный контртеррористический центр (The National Counterterrorism Center (NCTC)). Это государственная организация, в полно -мочия которой входит организация безопасности не только внутри собственной страны, но и на территории других государств. В ее состав входят представители многих исполнительных служб США: ФБР, ЦРУ и других оборонных организаций страны [21, с. 183].

Наряду с Национальным контртеррористическим центром правительством учрежден в 2011 г. и Центр контртеррористического взаимодействия, деятельность которого направленна на согласованное оказание противодействия экстремизму с другими странами во всем мире. Все предпринятые действия, которые осуществлялись с зарубежными коллегами, должны быть предоставлены правительству.

Все организации, в полномочия которых входит противодействие проявлениям терроризма и экстремизма, не могут быть полностью подконтрольными правительству. Фактически контроль за их деятельностью осуществляет Совет национальной безопасности США, в компетенции которого находится создание специальных комитетов по контролю за деятельностью подведомственных структур.

Несмотря на то, что правительство способствовало максимальной организованности взаимодействия структур, осуществляющих контроль распространения терроризма и экстремизма на территории страны, большинство принятых решений занимает длительное время [23, с. 369]. Слаженная работа и организация политической деятельности в США позволяет достичь максимального результата в процессе работы отдела по борьбе с проявлением экстремизма в сети Интернет [10].

В отличие от Соединенных Штатов Америки граждане и средства массовой информации в Германии достаточно агрессивно воспринимают ограничения, которые вносят исполнительные органы с целью увеличения контроля за деятельностью граждан в сети Интернет.

Так, согласно постановлению Министерства юстиции Германии 2007 г. введено ограничение на создание электронного почтового ящика на вымышленного человека, что приравнивается к умышленному преступлению. Создатели данного законопроекта объясняют это тем, что данный вид электронной услуги должен быть закреплен за гражданином лично, чтобы в случае совершения неправомерных действий, личность пользователя можно было легко определить.

В том же году в Германии было создано подразделение при Министерстве внутренних дел, деятельность которого направленна на мониторинг и анализ сайтов с содержанием исламистской символики и пропаганды. Такие меры были предприняты правительством с целью сокращения случаев распространения агитации и подготовки терактов боевиками посредством использования сети Интернет.

Благодаря деятельности данной организации уже на следующий год был осужден гражданин Германии, уроженец Ирака, сроком на три года. Вынесенное обвинение основано на его деятельности в сети Интернет: он являлся администратором сайта, который содержал послания «Аль-Каиды», террористической организации, запрещенной на территории Российской Федерации, несколько обращений Усамы бен Ладена и его заместителя.

В ноябре 2007 г. было произведено задержание нескольких лиц, входящих в одну группировку, по подозрению в совершении действий экстремизма в глобальной сети. В ходе расследования было установлено, что подозреваемые состояли в организации «Всемирный исламский медиафронт». Ими были размещены информационные посты, содержащие призывы к совершению экстремистской деятельности. Члены данной группировки на территории Германии в 2006 г. на созданном ими сайте разместили информацию с призывом к использованию средств массовой информации с целью распространения терроризма и экстремизма [7, с. 217].

Первенство в принятии актов правового регулирования использования ресурса Интернет принадлежит Королевству Великобритания. Еще в 1990 г. правительство приняло закон «О неправомерном использовании компьютерных технологий». Это был первый закон, регламентирующий неправомерность действий, связанных с распространением терроризма и экстремизма на территории страны с использованием сети Интернет. В принятом в 2006 г. законе, в котором регламентировалась деятельность полиции и юстиции Королевства, были

отражены поправки к действующему закону о неправомерном использовании компьютерных технологий. Закон подвергся изменениям в части, касающейся срока наказания за взлом сайтов государственного значения.

Правительство Королевства также уделяет большое внимание проблеме распространения экстремизма в сети Интернет. Большое количество государственных организаций задействовано в общей схеме борьбы с распространением экстремизма в сети Интернет: комитеты, организации, подразделения внутренних исполнительных органов, к примеру, управление городской полиции по борьбе с терроризмом и экстремизмом (Metropolitan Police Service's Counter Terrorism Command).

Правительством Королевства был создан центр координации связи (Government Communications Headquarters — GCHQ), самостоятельное подразделение Министерства иностранных дел, в компетенции которого находится ведение радио и электронного разведывательного процесса и организация системы защиты правительства и его армии. В совокупности с MI-5 и MI-6 (внутренняя и внешняя разведка соответственно) центр связи и группа безопасности электронных коммуникаций (Communications Electronics Security Group — CESG) составляют комплексную систему защиты как правительства, так и армии всего Королевства.

Группа безопасности электронных коммуникаций, по мнению его директора И. Лобхэ-ма, создана с целью своевременного выявления и предотвращения кибератак, направленных на правительство, организации или на отдельных подданных в Королевстве. Современная статистика показывает, что попытки кибератак на территории Королевства достигают максимально тревожного значения, и неправомерная деятельность хакеров приводит не только к экономическим последствиям, но представляет собой реальную угрозу.

В начале 2013 г. Министерством обороны Великобритании создано отдельное подразделение, основной функцией которого стала защита от виртуального типа угроз (Joint Cyber Reserve Unit). Согласно регламенту в компетенции подразделения находится защита компьютерных сетей от распространения экстремизма, анализ и прогнозирование кибератак.

Что касается других стран, входящих в состав Евросоюза, то деятельность организаций по противодействию распространения пропаганды экстремизма в сети Интернет регламентируется Конвенцией о киберпреступности. Данное положение было принято еще в начале

2000 гг. Комитетом министров Совета Европы. Основные положения Конвенции предусматривают меры выявления и пресечения неправомерных действий в электронной сети, незаконное проникновение в компьютерные сети, заведомо ложное изменение данных, действия, содержащие экстремистские мотивы и побуждение к проявлению терроризма. В положениях содержится руководство для поставщиков интернет-услуг с целью сохранения определенного порядка в хранении личной информации и перечень организаций, по требованию которых данная информация может быть предоставлена [16, с. 169].

Насущной является необходимость в качественном улучшении методов профилактики, которая должна быть нацелена на нейтрализацию объективных факторов, способствующих совершению преступлений; корректирующее воздействие, снижающее криминогенный потенциал субъективного фактора — умысел совершения преступления; внесение дисфункции в цепочку криминогенных взаимодействий объективных и субъективных факторов, ведущее к саморазрушению самого процесса приближения к посягательству на совершение преступления.

Информация антитеррористического характера, которая максимально распространяется среди граждан, поступает из средств массовой информации. Эксперты сходятся во мнении, что для достоверного освещения возможных событий террористического характера СМИ и информационным интернет-ресурсам следует

предоставлять информацию сообща. С целью избежать раздвоения смысла происходящих событий в ряде зарубежных стран введены ограничения на ресурсы, которые вправе освещать новости с содержанием экстремистской информации [18].

Лишь в нескольких демократических странах ограничения на трансляцию информации о терроризме и экстремизме утверждены законодательно. В нашей стране ограничений на распространение общедоступной информации нет в силу того, что демократическое государство определяется свободой слова и печати.

Органы, осуществляющие контроль за противодействием экстремизму в сети Интернет, должны быть готовы к тому, что при систематичности предпринятых ими мер противодействия система перестает быть эффективной. Даная специфика требует постоянного развития, внедрения современных технологий и регулярного законодательного совершенствования [14, с. 100].

Таким образом, учитывая всю сложность и опасность киберпреступности, необходимы совместные усилия ученых-правоведов, прежде всего законодателей и, конечно же, специалистов в области компьютерных информационных технологий для борьбы с преступностью в глобальных информационных сетях. Поскольку введение национальных и международных правил недостаточно для борьбы с ки-берпреступностью, необходимы специальные знания в области информационных технологий и программного обеспечения.

Список литературы:

1. Агапов П. В. Терроризм: опыт осмысления научных подходов к изучению проблемы // Образование и право. 2020. № 2.

2. Бураева Л. А. Зарубежный опыт противодействия экстремизму и терроризму в интернет-пространстве // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 6.

3. Бутенко А. С. Экстремизм в сети Интернет: понятие и сущность // Юристъ-Правоведъ. 2019. № 2 (89).

4. Буткевич С. А. Экстремизм и терроризм в киберпространстве: выявление, нейтрализация и предупреждение // Вестник КРУ МВД России. 2018. № 1 (39).

5. Вдовин Е. А. Проблема противодействия распространению идей экстремизма и терроризма в сети Интернет // Молодой ученый. 2019. № 16 (254).

6. Ганаева Е. Э. Понятие и сущность экстремизма: анализ проблемы // Молодой ученый. 2016. № 3.

7. Горбатенков О. Е. Кибертерроризм как преступление международного характера // Молодой ученый. 2018. № 18 (204).

8. Дашкова С. В. Идеология современного терроризма // Вестник КалмГУ. 2017. № 1 (33).

9. Деева А. К. Экстремистская деятельность в сети Интернет // Профилактика и противодействие идеологии религиозно-политического терроризма и экстремизма в современной России: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам науч.-практ. конф. (Белгород, 15 июня 2017 г.) Белгород, 2018.

10. Ермаков П. Н, Абакумова И. В., Штейн-

бух А. Г. Профилактика экстремизма и террористического поведения молодежи

в интернет-пространстве: традиционные и инновационные формы: методическое пособие. Москва, 2018.

11. Калашникова Е. А. Международное законодательство о борьбе с молодежным экстремизмом // Актуальные вопросы юридических наук: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, июнь 2019 г.). Краснодар, 2019.

12. Кубякин Е. О. Международный опыт правового противодействия преступлениям на почве ненависти и экстремизма. Краснодар, 2018.

13. Кравцов Д. Ю. Практика противодействия экстремизму в разных странах // Административное право и практика администрирования. 2019. № 4.

14. Лапунова Ю. А. Распространение идеологии экстремизма и терроризма в киберпро-странстве: проблемы и пути их решения // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 3 (43).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Манина М. С. Проблемы и сущность терроризма // Молодой ученый. 2018. № 20 (206).

16. Малик Е. Н. Кибертерроризм как мировая угроза: вызовы и меры борьбы // Вестник Прикамского социального института. 2020. №1 (85).

17. Назаров В. Л. Международный опыт профилактики экстремизма: учеб. пособие. Екатеринбург, 2015.

18. Овчинский В. С. Основы борьбы с киберпре-ступностью и кибертерроризмом. Москва, 2017.

19. Панталева Н. С., Пархитько Н. П. Кибер-терроризм и киберэкстремизм как современные угрозы национальной и международной безопасности // Юридическая наука. 2019. № 3.

20. Полякова Н. Н. Киберэкстремизм в молодежной среде как социальная проблема // Политика, экономика и инновации. 2017. № 5.

21. Рыжов В. Б. Международная преступность: понятие, доктринальное и правовое обоснование методов противодействия ей на современном этапе // Образование и право. 2018. № 4.

22. Скрыль С. В., Зарубин С. В. Кибертерро-ризм как форма проявления информационного экстремизма. URL: https://elibrary. ru/ownload/elibrary_ 11919918_91316 3 54 .pdf (дата обращения: 09.05.2021).

23. Якимова Е. Н., Нарутто С. В. Международное сотрудничество в борьбе с киберпреступ-ностью // Криминологический вестник Байкальского государственного университета. 2016. Т. 10. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.