NB: Административное право и практика администрирования
Правильная ссылка на статью:
Кравцов Д.Ю. — Практика противодействия экстремизму в разных странах // NB: Административное право и практика администрирования. - 2019. - № 4. DOI: 10.7256/2306-9945.2019.4.29819 URL: htфs://nbpublishxomlbrary_read_artide.php?id=29819
Практика противодействия экстремизму в разных странах
Кравцов Денис Юрьевич
юрист
143048, Россия, Московская область, г. Голицино, ул. Можайское Шоссе, 25
И d.kkravtsov@yandex.ru
Статья из рубрики "Актуальная проблема"
Аннотация.
Предмет исследования составляют правовые основы и правоприменительная практика противодействия экстремизму в разных странах. Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся между уполномоченными органами в целях противодействия экстремизму. Автор замечает, что изучение международной практики противодействие экстремизму крайне важно для совершенствования административно-правовых методов и форм противодействия этому явлению. В статье рассмотрены особенности мирового опыта противодействия экстремизму, который следует учитывать России для совершенствования административно - правовых средств, используемых в борьбе с ним. Методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных и частнонаучных методов познания (формально-правовой, аналитический, нормативно-логический, системный и др.) В результате проведенного исследования автор делает вывод о том, что в любом из государств задача противодействия экстремистским проявлениям носит комплексный характер. Практически все страны для борьбы с этим явлением принимают всесторонние меры и в социальной сфере, и в экономической, принимают меры, связанные с развитием антиэкстремистской идеологии. Автор обращает внимание на необходимость а кти в и з и р о в а н и я межгосударственного сотрудничества в данной сфере, аккумулирования всего накопленного мирового опыта борьбы с экстремизмом, создания общей международной нормативно-правовой базы в сфере регулирования данных правоотношений.
Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, зарубежный опыт, меры противодействия, терроризм, тенденции, методы работы, антиэкстремистская идеология, молодежный экстремизм, экстремистские угрозы
DOI:
10.7256/2306-9945.2019.4.29819 Дата направления в редакцию:
23-05-2019
Дата рецензирования:
21-05-2019
Изучение международной практики противодействие экстремизму крайне важно для совершенствования административно-правовых методов и форм противодействия этому явлению.
Европейский опыт противодействия экстремизму достаточно подробно исследовал В.В.
Малышев Автор отмечает, что в Европе для взаимодействия государств в рамках мероприятий по борьбе с экстремизмом созданы специальные организации или органы, работа которых, в частности, связана с аналитической, а также координационной деятельностью государственных органов, ведомств и имеющим отношение к вопросам противодействия экстремистской деятельности организаций.
Следует обратить внимание на ряд иных характерных особенностей противодействия экстремизму, применяемых в зарубежных странах.
В европейских государствах существует тенденция к усилению мер ответственности за совершение преступлений экстремистской направленности; наблюдается практика использования рекомпенсивных норм, способствующих привлечению к сотрудничеству лиц так или иначе причастных к преступной деятельности.
Одной из успешных стран в борьбе с экстремизмом является Великобритания, где с 2005 года многие вопросы, касающиеся применения административно-правовых средств
противодействия экстремизму были регламентированы на законодательном уровне
разработана специальная программа предупреждения, основанная экстремизма на принципе «четырех «П» - предупреждения, преследования, протекции, подготовки» В то же время, в Великобритании, как и во многих государствах, определение понятия «экстремизм» в законодательстве отсутствует.
Для противодействия молодежному экстремизму в 2006 году в Великобритании была и з да н а директива по борьбе с пропагандой и распространением экстремизма в университетах и колледжах страны [61, а в 2010 году принят комплекс мер по борьбе с экстремистской деятельностью в сети Интернет [8,6].
В качестве действий, свидетельствующих о подготовке к экстремистской деятельности, в Великобритании, в частности, рассматриваются:
1) распространение плакатов, листовок с призывами к насильственным действиям, в том числе, через Интернет;
2) доступ к экстремистским ресурсам в интернет-кафе;
3) просмотр рекламных роликов экстремистской направленности; и др.
Нурлыбаева Г.К., рассматривая особенности борьбы с молодежным экстремизмом, в
качестве таковых отмечает: 1) превентивный характер;
2 ) привлечение населения и местных сообществ, участие полиции в консолидации общества в противодействии экстремизму;
3) борьба распространением экстремизма в учебных заведениях;
4) борьба с экстремистской деятельностью в сети Интернет [9, 62].
Определенный интерес представляет законодательство Италии, регламентирующее некоторые процессуальные вопросы противодействия экстремизму. Данное
законодательство характеризуется «особыми способами расследования»: использование агентов-провокаторов, отсрочка вынесения в отношении их постановления о задержании или об аресте с целью сбора ими как можно большего объема материалов для расследования. Применение таких мер по закону требует согласование с судьей. Применение «особых способов расследования» по правонарушениям экстремистской направленности по законодательству Италии может применяться не только по уголовным делам, но и по делам об административных правонарушениях -Ш.
В Чехии в 2002 году сформулировало определение экстремизма Министерство внутренних дел. Под экстремизмом понимаются «идеологические позиции, которые заметно отклоняются от норм права, демонстрируют элементы интолерантности и посягают на конституционные принципы, предусмотренные в ст. ст. 1, 2, 5, 6, 9 Конституции Чешской Республики и ст. ст. 1 и 3 Хартии основных прав и свобод от 9
января 1991 г.» [10, 10] Очевидно, что основное место в данном определении отводится идеологии, тем не менее, в правоприменительной практике Чешской Республики при рассмотрении дел экстремистской направленности учитываются их сопряжение с такими преступлениями, как: общественная угроза; клевета на расу, нацию; ограничение свободы вероисповедания; насилие в отношении группы людей или отдельных лиц; ограничение свободы вероисповедания; геноцид; поддержка движений, направленных на ущемление прав и свобод человека и др.
В Израиле и США в формах борьбы с экстремизмом отдается приоритет участию гражданского общества в противодействии терроризму, разработке и реализации программам: просвещения граждан; стимулирования активности граждан; вовлечения граждан в деятельность по охране общественной безопасности и правопорядка.
В борьбе с экстремизмом и терроризмом в таких государствах как Израиль и США активно участвуют неправительственные организации.
Действующий в США Институт мировой политики предложил разработать систему мер противодействия экстремизму, которые будет реализовывать правительство вместе с гражданами. Такая информационно-поисковая (или информационно-разведывательная) форма противодействия экстремизму, по мнению ее инициаторов, будет эффективной. В задачу граждан должно входить:
1) повышенная бдительность и сообщения о подозрениях в Центрального разведывательного управления (ЦРУ) и Федерального бюро расследований (ФБР);
2) активная гражданская позиция, проявляющаяся в антиэкстремистских выступлениях граждан в средствах массовой информации;
3) сотрудничество с правоохранительными органами.
В США определенная превентивная роль в противодействии экстремизму отводится и учебным заведениям. Их задачей в этом направлении является соответствующая воспитательная и патриотическая работа, проводимая с обучающимися с целью формирования у молодежи со школьных лет представления об опасности экстремистских и террористических проявлений, разъяснения правовых средств, используемых государством для борьбы с экстремизмом.
В США после события 11 сентября 2001 года была создана Международная ассоциация руководителей антитеррористических ведомств, в состав которой вошли сотрудники правоохранительных и иных органов, специалисты в сфере безопасности.
Несмотря на то, что в США проводится огромная работа в сфере противодействия экстремизму, общего понятия этого явления ни в законодательстве, ни в научной литературе не существует. Как правило, под экстремистами понимают террористов, а также различные группировки, пропагандирующие национальную, расовую,
политическую, религиозную неприязнь
В Германии большое внимание уделяется борьбе с политическим экстремизмом, для чего проводятся как разнообразные превентивные мероприятия, так и реализуются различные все возможные методы борьбы экстремистскими проявлениями при взаимодействии органов государственной власти с органами местного самоуправления, церковью, общественными организациями.
Специальные правовые акты, запрещающие любые проявления экстремистской деятельности, в Германии действуют с 1985 года.
Во Франции органы государственной власти очень внимательно относятся к идентификации лиц, въезжающих в страну. В целях совершенствования таких мер были внесены соответствующие изменения в Закон Франции № 86-1004 «О проверке личности», где предусмотрена специальная процедура проверки лиц, въезжающих во Ф ра нцию, которые могут нести потенциальную угрозу правопорядку и безопасности государства. Закон позволяет фотографировать подозрительных лиц и снимать отпечатки их пальцев.
П ри возникновении волнений во Франции, потенциально несущих угрозу общественной или государственной безопасности, в качестве профилактической меры, предусмотренной Законом Франции № 86-1019 «Об условиях въезда и пребывания иностранцев во Франции» власти государства вправе высылать подозрительных иностранных граждан с территории страны.
Кроме того законодательство Франции предусматривает стимулирующие меры в отношении причастных лиц в экстремистской деятельности, согласных сотрудничать с органами государственной власти. Согласно ст. 3 Закона Франции № 86-1019 «О борьбе с преступной деятельностью» освобождается от ответственности лицо, которое помогло разоблачить преступную группу или указало сообщников.
Заметим, что в Германии, Италии и Франции правоохранительными службами за многие годы накоплен огромный опыт борьбы с экстремизмом, к общим основным характеристикам которого можно отнести:
1) наличие антитеррористического законодательства;
2) наличие антитеррористических центров,
3) развитая система правосудия;
4 ) успешная деятельность служб, причастных к мероприятиям по противодействию экстремизму;
5) наличие программ по противодействию экстремизму;
6) вовлечение институтов гражданского общества;
7) взаимодействие со средствами массовой информации I!2!.
Немаловажны также и действующие во многих европейских государствах программы просвещения граждан, направленные на предварительную подготовку граждан перед взаимодействием с ними государственных органов в рамках общих мероприятий по борьбе с экстремизмом. В качестве таких просветительских мероприятий граждане получают информацию о степени экстремистских угроз, мерах, которые предпринимают государственные органы для противодействия экстремизму.
Крайне важным является изучение опыта разных государств по противодействию экстремистских проявлений в сети Интернет, и он не остается без внимания российских ис с ле дов а те ле й.
Н.И. Болычев отмечает, что, согласно данным британских экспертов, можно выделить несколько направлений влияния технологий Интернета на увеличение преступлений экстремистской направленности:
1) широкие возможности, в том числе возможность распространения идей без физического контакта;
2) легкость реализации идей и обретения единомышленников;
3) ускорение радикальных процессов Г13, 211"Ъ И4!.
Изучая методы работы правоохранительных органов Германии, В.Ю. Сокол обращает внимание на так называемый «растровый розыск потенциальных преступников», заключающийся в получении информации о широком, но не конкретизированном круге лиц из различных информационных банков с ее дальнейшим анализом с помощью
специально разработанных для этого компьютерных программ Г15, 45"".
В статье «Зарубежный опыт противодействия международному экстремизму и терроризму» Н.Г. Канунникова справедливо замечает, что все государства в мире предпринимают меры для борьбы с любыми проявлениями экстремизма, считая, что такие явления не могут являться приемлемыми для достижения политических целей. Одним из направлений деятельности государств в этой сфере является разработка и
совершенствование правовой базы Г16, 163"".
В любом из государств задача противодействия экстремистским проявлениям комплексная. Практически все страны для борьбы с этим явлением принимают всесторонние меры и в социальной сфере, и в экономической, принимают меры, связанные с развитием антиэкстремистской идеологии. В свою очередь, одним из направлений является и постоянное совершенствование нормативно-правового регулирования противодействия экстремизму.
Анализируя зарубежную практику антиэкстремистской деятельности можно сделать вывод, что государственные органы практически каждой из стран видят необходимость в сотрудничестве государственных органов и с гражданами, и с любыми неправительственными и общественными организациями и институтами гражданского общества.
В целом, на этом же пути находится и Россия. 21 ноября 2014 года Президент РФ В.В. Путин, выступая на заседании Совета Безопасности РФ заявил об отсутствии необходимости доказывания кому бы то ни было опасности природы экстремизма, разрушительности идеологии экстремизма и нетерпимости, разжигания ненависти и вражды, в связи с чем, в этой деятельности необходимо активное участие всех уровней власти, министерств, системы образования, политических партий, а также институтов гражданского общества, правозащитных организаций и представителей религиозного сообщества РФ ^^^
Следует подчеркнуть, что опыт зарубежных стран может быть очень полезен России для совершенствования административно - правовых средств противодействия экстремизму. Кроме того, является необходимой: активизация межгосударственного сотрудничества в данное сфере, в том числе работа по вопросам создания международных антиэкстремистских организаций; аккумулирование всего накопленного мирового опыта борьбы с экстремизмом; создание общей международной нормативно-правовой базы в сфере регулирования данных правоотношений.
Библиография
1. Малышев В.В. Европейский опыт противодействия экстремизму // Правовая инициатива. - М. 8/2013. - с.8 / http://49e.ru/ru/2013/8/8 (дата обращения: 10.05.2019).
2. Пакет мер по борьбе с экстремизмом, представленный Министром внутренних дел Великобритании в Парламент 27 октября 2008 г. // Мир Сегодня. 2008 / СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 10.05.2019).
3. The UK Prevention of Terrorism Bill, adopted on the 24th of March, 2006 // Preventing Violent Extremism: Next Steps For Communities. 2008 / СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.05.2019).
4. UK Preventing Violent Extremism Programme, launched in April 2007 // Pre-venting Violent Extremism: Next Steps For Communities. 2008
//http://www.communities.gov.uk/publications/communities/preventingviolentextremis mne xt (да та о б ра ще ния : 10.05.2019).
5. Выступление 14 ноября 2007 г. в Парламенте Великобритании премьер-министра Гордона Брауна о борьбе с экстремизмом в Интернете // Мир Сегодня. 2007 / СПС "Консультант Плюс" (Дата обращения: 11.05.2019).
6. Борисов С.В., Васнецова А.С. Экстремизм: тенденции, характеристики и вопросы противодействия органами исполнительной власти // Правовая инициатива. 2013. № 6. - с.43-47.
7. Prevent Violent Extremism // URL: http://www.surrey.police.uk/safety/prevent.asp (дата обращения: 11.05.2019).
8. Маннаа Р.А. Понятие религиозного экстремизма // Правовая инициатива. 2012. № 6.-c. 6.
9. Нурлыбаева Г.К. Молодежный экстремизм и особенности противодействия со стороны полицейских служб Великобритании./ Российский следователь. 2011. №10.-
с. 62-64.
10. Report on the Issue of Extremism in the Czech Republic in 2002, Prague. 2003. - с.10.
11. Доклад Госдепартамента США по странам мира о борьбе с терроризмом (2007). Распространен Бюро международных информационных программ Государственного департамента США. Веб-сайт: http://usinfo.state.gov (дата обращения: 11.05.2019).
12. Акопян О.А. Противодействие терроризму. Зарубежный опыт. 07.10.2010. - 22 с. // http://www.nirsi.ru/articles/protivodejstvie-terrorizmu-zarubezhnyj-opyt/.
13. Болычев Н.И. О зарубежном опыте противодействия эктремизму в сети Интернет// Вестник Воронежского института МВД России №3 / 2015. - с. 209-214.
14. Radicalisation in the digital era / I.von Behr [et al.].-B., 2013. - 76 с.
15. Сокол В. Ю. Особенности деятельности Ведомства по охране Конституции Германии по выявлению экстремистских и террористических преступлений // Общество: политика, экономика, право. - 2007. - №2. - с.45.
16. Канунникова, Н. Г. Зарубежный опыт противодействия международному экстремизму и терроризму./ Н. Г. Канунникова// Юридическая наука и правоохранительная практика.-2014.-№ 3.-с. 163 - 168.
17. Стенограмма выступления президента РФ В.В. Путин на заседании Совета Безопасности РФ 21 ноября 2014 года // URL: http://www.kremlin.ru/by-keyword/78 (дата обращения:12.05.2019).