Научная статья на тему 'К вопросу о государственном регулировании антитеррористической и антиэкстремистской деятельности в Российской Федерации'

К вопросу о государственном регулировании антитеррористической и антиэкстремистской деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
757
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ ОБЪЕКТА (ТЕРРИТОРИИ) / КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / GOVERNANCE / TERRORISM / EXTREMIST ORGANIZATION / COUNTER-TERRORISM / ANTI-TERRORIST PROTECTION OF OBJECT (SITE) / ANTI-TERRORIST OPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Азатян Мариам Степановна

В настоящее время экстремизм и терроризм являются реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Экстремизм и терроризм являются исключительной опасностью, которая способна расшатать любое, даже самое благополучное и стабильное общество. Одним из основных направлений борьбы с экстремистскими и террористическими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы среди молодежи, так как именно эта социальная группа, в силу целого ряда различных причин, является наиболее уязвимой в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Азатян Мариам Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-TERRORIST AND ANTI-EXTREMIST STATE POLICY IN RUSSIAN FEDERATION

Currently, extremism and terrorism is a real threat to the national security of the Russian Federation. Extremism and terrorism are extremely dangerous, which can undermine any, even the most prosperous and stable society. One of the main areas of the fight against extremist and terrorist manifestations in the social environment in favor of prevention. Especially important to carry out such preventive work among young people, as it is this social group, due to a number of factors, the most vulnerable to the negative effects of exposure to a variety of anti-social and criminal groups.

Текст научной работы на тему «К вопросу о государственном регулировании антитеррористической и антиэкстремистской деятельности в Российской Федерации»

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ И АНТИЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М.С. Азатян

Российский университет дружбы народов Москва, Россия

В настоящее время экстремизм и терроризм являются реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Экстремизм и терроризм являются исключительной опасностью, которая способна расшатать любое, даже самое благополучное и стабильное общество. Одним из основных направлений борьбы с экстремистскими и террористическими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы среди молодежи, так как именно эта социальная группа, в силу целого ряда различных причин, является наиболее уязвимой в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп.

Ключевые слова: государственное управление, терроризм, экстремистская организация, противодействие терроризму, антитеррористическая защищенность объекта (территории), контртеррористическая операция.

На современном этапе проблема обеспечения общественной безопасности является сферой государственного управления и неотъемлемой частью стратегических интересов любой страны. Для органов государственной власти и общественных организаций, в том числе и правозащитных, одной из первостепенных задач является обеспечение межконфессионального диалога, толерантности, а также обеспечение гражданского мира и согласия. В рамках решения этих задач на первый план выдвигаются необходимость совершенствования правовой базы и использование правовых механизмов, имеющихся у государства, для предотвращения и адекватного реагирования на экстремистские проявления в жизни общества.

Общегосударственная система борьбы с экстремистской и террористической деятельностью состоит из совокупности субъектов, противодействующих экстремизму и терроризму, и нормативных правовых актов, которые регулируют их деятельность, направленную на выявление, предупреждение (профилактику), пресечение, раскрытие и расследование экстремистской и террористической деятельности, минимизацию и ликвидацию последствий проявления экстремизма и терроризма. Такая система обеспечивает проведение единой государственной политики по борьбе с экстремиз-

мом и терроризмом и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Субъектами, противодействующими экстремизму и терроризму, можно считать, как органы государственной власти и местного самоуправления, уполномоченные проводить мероприятия по противодействию экстремистской и террористической деятельности, так и негосударственные организации, граждан, которые оказывают содействие органам государственной власти и местного самоуправления, осуществляющим антиэкстремисткие и антитеррористические мероприятия.

За последнее время в Российской Федерации была сформирована целая система законодательных актов в сфере противодействия и предупреждения экстремистской и террористической деятельности.

В качестве реакции на события чеченского вооруженного конфликта 1994-1996 гг. в 1998 г. был принят Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», целью которого было создание правовых основ борьбы с терроризмом, решение вопросов координации и порядка взаимодействия органов власти в борьбе с терроризмом, а также обеспечение прав, обязанностей и гарантии прав граждан, а также ответственность организаций за осуществление террористической деятельности.

6 марта 2006 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», определяющий основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации для борьбы с терроризмом [1]. В статье 3 названной закона раскрываются следующие основные понятия.

Терроризм - это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-

боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Также в статье 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» утверждаются нижеуказанные принципы противодействия терроризму:

- обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

- законность;

- приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

- неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

- системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

- сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

- приоритет мер предупреждения терроризма;

- единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

- сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

- конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

- недопустимость политических уступок террористам;

- минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

- соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

В настоящее время закон «О противодействии терроризму» является основным нормативным правовым актом антитеррористического законодательства федерального уровня. Вместе с тем закон «О противодействии терроризму» - не единственный источник российского антитеррористического законодательства, так как в соответствии со ст. 1 Закона «О противодействии терроризму» юридическую основу противодействия террористической деятельности составляют:

1) Конституция Российской Федерации, в которой закладываются правовые основы борьбы с любыми формами терроризма и экстремизма. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. ст. 13, 29) запрещаются: пропаганда, агитация, провоцирующие социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть или вражду; создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;

2) международные договоры Российской Федерации и нормы международного права. Следующие законодательные акты, ратифицирующие международные правовые документы по противодействию терроризму, направлены на принятие Россией международных обязательств в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом: Федеральный закон «О ратификации Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма»; Федеральный закон от 10 января 2003 г. № З-ФЗ «О ратификации Шанхайской кон-

венции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» [3]; Федеральный закон от 7 августа 2000 г. № 121-ФЗ «О ратификации Европейской Конвенции о пресечении терроризма» [2]; Федеральный закон от 13 февраля 2001 г. № 19-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом» [5].

3) другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти. В Гражданском кодексе, Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном кодексе, Федеральном законе «Об общественных объединениях», Федеральном законе «О политических партиях» определены порядок, а также основания для привлечения к ответственности за осуществление экстремистской деятельности граждан, должностных лиц, политических партий, средств массовой информации, религиозных и общественных объединений и др.

Дополняя законодательство в сфере борьбы с терроризмом, Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» и Постановление Правительства Российской Федерации № 814-ПП от 21 июля 1998 г. определяют правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого стрелкового и холодного оружия, а также противодействуют теневому обороту оружия на территории нашей страны [4]. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» разъясняет вопросы, которые возникают при применении законодательства, определяющего ответственность за незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также за их хищение или вымогательство [11]. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» определяет правовое положение религиозных объединений, основания для запрета деятельности религиозной организации либо полной ликвидации религиозного объединения в случае нарушения законодательства.

Порядок и основания для возмещения стоимости утраченного или поврежденного имущества лицам, принимавшим участие в реализации антитеррористических мероприятий, определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2008 г. № 167 «О возмещении лицу, принимавшему участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, стоимости утраченного или поврежденного имущества» [4]. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 880 «Об утверждении Положения о Федеральной антитеррористической комис-

сии» [11], Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2001 г. № 90 «О порядке осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористической акции» координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам борьбы с терроризмом [14].

К распоряжениям и указам Президента Российской Федерации, связа-ным с противодействием террористической и экстремистской деятельности, относятся: Указ от 22 января 2001 г. № 61 «О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» [9]; Указ от 30 июня 2003 г. № 715 «О дополнительных мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» [10]; Указ от 17 июня 2003 г. № 680 «О центральных компетентных органах Российской Федерации, ответственных за выполнение Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» [8]. В Федеральных законах «О противодействии экстремистской деятельности» [6] и «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О противодействии экстремистской деятельности", "О противодействии террористической деятельности"» утверждаются основные положения государственной политики в сфере борьбы со всеми формами экстремистской и террористической деятельности, комплекс мер по профилактике действий экстремистского и террористического характера, устанавливается степень ответственности за их осуществление. Согласно Закону «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистской деятельностью (экстремизм) признается:

1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- подрыв безопасности Российской Федерации;

- захват или присвоение властных полномочий;

- создание незаконных вооруженных формирований;

- осуществление террористической деятельности;

- возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

- унижение национального достоинства;

- осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

- пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

2) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;

4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.

Экстремистской организацией является общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Основными принципами противодействия экстремистской деятельности являются:

- признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

- законность;

- гласность;

- приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

- приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

- сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

- неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

- принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

- выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Таким образом, все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления принимают участие в правовом обеспечении противодействия экстремистской и террористической деятельности, которое включает в себя постоянную оценку и анализ экстремизма и терроризма как феномена, вопросов, связанных с организацией деятельности субъектов, противодействующих экстремизму и терроризму, правовой базы Российской Федерации, а также международного опыта в данной сфере.

В настоящее время экстремизм и терроризм являются реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Экстремизм и терроризм являются исключительной опасностью, которая способна расшатать любое, даже самое благополучное и стабильное общество. Одним из основных направлений борьбы с экстремистскими и террористическими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы среди молодежи, так как именно эта социальная группа, в силу целого ряда различных факторов, является наиболее уязвимой в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп. Социальная и материальная незащищенность молодежи, частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения - это только некоторые из причин, позволяющих говорить о возможности легкого распространения радикальных идей среди российской молодежи.

© Азатян М.С., 2016

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», определяющий основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=173583.

[2] Федеральный закон от 10 января 2003 г. № З-ФЗ «О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=37524.

[3] Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 191380.

[4] Федеральный закон от 13 февраля 2001 г. № 19-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом». URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=30385.

[5] Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=183589.

[6] Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». URL: http://www.gks.ru.

[7] Федеральный закон от 7 августа 2000 г. 121-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о пресечении терроризма». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=40394.

[8] Указ Президента Российской Федерации от 17 июня 2003 г. № 680 «О центральных компетентных органах Российской Федерации, ответственных за выполнение Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». URL: www.consultant.ru.

[9] Указ Президента Российской Федерации от 22 января 2001 г. № 61 «О мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации». URL: www.consultant.ru.

[10] Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 715 «О дополнительных мерах по борьбе с терроризмом на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации». URL: www.consultant.ru.

[11] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств». URL: www.consultant.ru.

[12] Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 880 «Об утверждении Положения о Федеральной антитеррористической комиссии». URL: www.consultant.ru.

[13] Постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2008 г. № 167 «О возмещении лицу, принимавшему участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, стоимости утраченного или поврежденного имущества». URL: www.consultant.ru.

[14] Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2001 г. № 90 «О порядке осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористической акции». URL: www.consultant.ru.

REFERENCES

[1] Federal'nyj zakon ot 6 marta 2006 g. № 35-FZ «O protivodejstvii terrorizmu», opredeljajushhij osnovnye principy protivodejstvija terrorizmu, pravovye i organizacionnye osnovy profilaktiki terrorizma i bor'by s nim, minimizacii i (ili) likvidacii posledstvij projavlenij terrorizma, a takzhe pravovye i organizacionnye osnovy primenenija

Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii v bor'be s terrorizmom. URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=173583.

[2] Federal'nyj zakon ot 10 janvarja 2003 g. № 3-FZ «O ratifikacii Shanhajskoj konvencii o bor'be s terrorizmom, separatizmom i jekstremizmom». URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=37524.

[3] Federal'nyj zakon ot 13 dekabrja 1996 g. № 150-FZ «Ob oruzhii». URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191380.

[4] Federal'nyj zakon ot 13 fevralja 2001 g. № 19-FZ «O ratifikacii Mezhdunarodnoj konvencii o bor'be s bombovym terrorizmom». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=3 0385.

[5] Federal'nyj zakon ot 25 ijulja 2002 g. № 114-FZ (red. ot 23.11.2015) «O protivodejstvii jekstremistskoj dejatel'nosti». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc;base=LAW;n=183589.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[6] Federal'nyj zakon ot 26 sentjabrja 1997 g. № 125-FZ «O svobode sovesti i o religioznyh ob#edinenijah». URL: http://www.gks.ru.

[7] Federal'nyj zakon ot 7 avgusta 2000 g. 121-FZ «O ratifikacii Evropejskoj konvencii o presechenii terrorizma». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= LAW;n=40394.

[8] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 17 ijunja 2003 g. № 680 «O central'nyh kompetentnyh organah Rossijskoj Federacii, otvetstvennyh za vypolnenie Shanhajskoj konvencii o bor'be s terrorizmom, separatizmom i jekstremizmom». URL: www.consultant.ru.

[9] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 22 janvarja 2001 g. № 61 «O merah po bor'be s terrorizmom na territorii Severo-Kavkazskogo regiona Rossijskoj Federacii». URL: www.consultant.ru.

[10] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 30 ijunja 2003 g. № 715 «O dopolnitel'nyh merah po bor'be s terrorizmom na territorii Severo-Kavkazskogo regiona Rossijskoj Federacii». URL: www.consultant.ru.

[11] Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 12 marta 2002 g. № 5 «O sudebnoj praktike po delam o hishhenii, vymogatel'stve i nezakonnom oborote oruzhija, boepripasov, vzryvchatyh veshhestv i vzryvnyh ustrojstv». URL: www.consultant.ru.

[12] Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 10 dekabrja 2002 g. № 880 «Ob utverzhdenii Polozhenija o Federal'noj antiterroristicheskoj komissii». URL: www.consultant.ru.

[13] Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 13 marta 2008 g. № 167 «O vozmeshhenii licu, prinimavshemu uchastie v osushhestvlenii meroprijatija po bor'be s terrorizmom, stoimosti utrachennogo ili povrezhdennogo imushhestva». URL: www.consultant.ru.

[14] Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 6 fevralja 2001 g. № 90 «O porjadke osushhestvlenija social'noj reabilitacii lic, postradavshih v rezul'tate terroristicheskoj akcii». URL: www.consultant.ru.

A3ammM.C. K вопросу о rocygapcraeHHOM perympoBaHHH.

ANTI-TERRORIST AND ANTI-EXTREMIST STATE POLICY IN RUSSIAN FEDERATION

Mar'jam S. Azatjan

Peoples' Friendship University of Russia Moscow, Russia

Currently, extremism and terrorism is a real threat to the national security of the Russian Federation. Extremism and terrorism are extremely dangerous, which can undermine any, even the most prosperous and stable society. One of the main areas of the fight against extremist and terrorist manifestations in the social environment in favor of prevention. Especially important to carry out such preventive work among young people, as it is this social group, due to a number of factors, the most vulnerable to the negative effects of exposure to a variety of anti-social and criminal groups.

Key words: governance, terrorism, extremist organization, counter-terrorism, antiterrorist protection of object (site), anti-terrorist operation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.