Экспертиза
Виктор ЦЫГАНОВ
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И КАЧЕСТВО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием юридического образования в России, в т.н. причины снижения качества и пути его повышения в свете реализации принципов Болонского процесса.
The article considers the issues connected with the quality of juridical education in Russia: the causes of its deterioration, the ways of improvement of education quality in the frames of realization of the principles of Bologna process.
Ключевые слова:
качество юридического образования, Болонский процесс, десять цепей Болонского процесса, зачетные единицы, содействие мобильности, двухуровневая система образования; quality of juridical education, Bologna process, ten targets of Bologna process, credits, promotion of mobility, two-cycle higher education system.
ЦЫГАНОВ Виктор Иванович — к.ю.н., доцент; декан юридического факультета НГУ им.
Н.И. Лобачевского [email protected]
Проблема качества образования в России является основной проблемой в сфере образования. Для юридического образования она, может быть, стоит даже более остро, чем в целом для всей системы. Небольшая иллюстрация.
В Советском Союзе подготовка специалистов велась на высоком уровне. Доказательством тому может служить таблица, приведенная Дж. Гурманом, которого трудно заподозрить в каких-либо симпатиях к советскому образованию, в докладе сенату США «О рейтинге образования в американских и мировых университетах» (1985 г.).
Таблица содержала список 74 лучших университетов мира. В него вошли 24 советских, 19 французских, 12 немецких (ФРГ), 3 английских, 3 американских университета, по 2 швейцарских, бельгийских, канадских, по 1 австрийскому, шведскому, датскому, японскому, итальянскому, испанскому, чехословацкому.
Спустя двадцать пять лет для нас все кардинально изменилось. Рейтинг наших вузов начал и, к сожалению, продолжает стремительно падать. Конечно, можно подозревать составителей рейтингов в необъективности, в зависимости рейтинга от /^-кампаний. Наверное, отчасти это будет правдой, но только отчасти. В 2003 г. МГУ занимал в списке лучших вузов мира только 66-е место, Санкт-Петербургский государственный университет — 302-е. В 2004 г. эти два лучших российских вуза опустились на 112-е и 422-е места соответственно1. Другие наши вузы в списке 500 лучших не представлены. Английская «Times»2 в конце 2004 г. опубликовала свой список 200 лучших университетов. В этом списке только один российский университет — МГУ (92-е место). Рейтинги последних лет демонстрируют примерно ту же картину.
Кратко перечислим основные, на наш взгляд, причины падения качества российского образования.
1. Самый общий анализ состояния образования в постсоветское время заставляет сразу обратить внимание на прозаическую и вместе с тем ключевую, на наш взгляд, причину бед системы образования — недофинансирование.
2. Следующий системный фактор — снижение качества школьного образования.
1 Рейтинг составлен институтом высшего образования Шанхайского университета.
2 Опубликован в приложении к газете «Times» «The Times Higher Education Supplement» в начале ноября 2004 г. В списке 54 университета США, 24 — Великобритании, 17 — Австралии, 10 — Голландии, по 9 — Франции и Германии, 6 — Японии, 3 — Китая, 2 — Израиля.
3. Существенным недостатком современного российского высшего образования, в т.ч. и юридического, является недостаточно адекватное отражение потребностей общественной практики (несоответствие структуры и содержания образования общественным потребностям и запросам, недостатки стандартов, слабая практическая подготовка студентов, разрушенная система переподготовки преподавателей и др.).
4. Следующим важнейшим фактором является неблагоприятное соотношение количества студентов и количества преподавателей вузов. Количество студентов с начала 90-х гг. выросло с 2,6 до 9 млн в 2004 г. (в настоящее время — 7 млн).
5. Другой стороной вышеозначенной проблемы является значительный рост количества юридических вузов и юридических факультетов. Количество вузов и их филиалов с начала 90-х гг. выросло почти в четыре раза (с 871 до 1 352). Количество же юридических вузов и факультетов выросло в 14 раз (с 52 до 750).
Таким образом, проблема есть, и ее нужно решать. Вне зависимости от американских (Вашингтонское соглашение 1987 г.) и европейских (Болонский процесс 1999 г.) программ, несмотря на существующие у нас экономические и политические условия, мы должны модернизировать образование, чтобы оно опять стало конкурентоспособным. Наши чиновники от образования посчитали возможным решить ее с помощью присоединения к Болонскому процессу.
Процесс реформирования нашего образования и Болонский процесс объединяют одинаковые цели: создание систем образования, способных помочь в построении конкурентоспособных, высокотехнологичных экономик. Но в то же время проблемы, которые мы и европейцы должны разрешить в образовании, существенно различаются.
Для объединенной Европы возникают следующие проблемы, связанные с притоком иностранных специалистов, дипломы которых существенно различаются:
— объем и содержание образовательных программ по одной и той же специальности различны;
— приложения к диплому, указывающие предметы и их трудоемкость, выдаются далеко не всеми вузами Европы;
— ученые звания и ученые степени разных стран не эквивалентны.
Поэтому часто специалистам приходилось сдавать дополнительные экзамены или переучиваться. Естественно, это тормозило развитие экономики. Кроме того, для Европы является очень актуальной проблема «утечки мозгов» в США.
В концентрированном виде цели, задачи и в значительной степени содержание Болонского процесса отражены в знаменитых десяти целях.
Первые шесть из них изложены в совместном заявлении европейских министров образования «Зона европейского высшего образования», принятом в Болонье 19 июня 1999 г. Еще четыре цели добавлены к первым шести в заявлении «К зоне европейского высшего образования», принятом на встрече европейских министров, отвечающих за высшее образование, в Праге 19 мая 2001 г.
1. Принятие системы сопоставимых степеней (через внедрение приложения к диплому).
В России уже много десятилетий выдается приложение к диплому, в котором содержится полный перечень всех дисциплин, изученных студентом за пять лет, выполненных курсовых работ, пройденная практика и т.д., указано количество часов, отведенных для изучения каждой дисциплины.
2. Принятие системы, основанной, по существу, на двух основных циклах — до-степенного и послестепенного образования (второй цикл — получение степени магистра и/или доктора).
В России двухцикловая (двухуровневая) система образования имеется.
Бакалавриат и магистратура в России существуют уже много лет, но подавляющая масса студентов предпочитает им ступень специалиста. Небольшое количество студентов предпочитают двигаться однолинейно, обучаясь сначала на ступени бакалавра, а затем магистра, либо сначала — специалиста, а затем — магистра. Ступень бакалавра без дальнейшего продолжения в России практически не используют.
3. Учреждение системы кредитов.
В России уже очень давно ведется учет трудоемкости изученных дисциплин (в академических часах). Министерством образования разработана методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах.
Для обозначения универсальной едини-
цы трудоемкости введен термин «зачетная единица», вместо европейского «академического кредита».
Одна зачетная единица равна 36 академическим часам (академический час — 45 мин.). При переводе всех видов нагрузки в российском вузе за один год обучения получается количество зачетных единиц, адекватное европейским 60 кредитам1.
4. Содействие мобильности (получение одного высшего образования в двух и более вузах).
В России образование, начатое в одном вузе, можно завершить в другом (при наличии академической справки).
Следует отметить, что большую мобильность российских студентов, как, впрочем, и преподавателей, в существенной степени ограничивает экономический фактор: сопряженные с переходами, переездами экономические издержки для подавляющего большинства оказываются неприемлемыми. Поэтому мобильность, как правило, ограничивается рамками одного города.
5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества (разработка сопоставимых критериев и методологий).
Раньше в нашей системе высшего образования внутривузовских структур управления качеством образования не существовало. Сейчас несколько сотен вузов их организовали и приступили к разработке сопоставимых критериев и методологий. Например, в ННГУ им. Н.И. Лобачевского создан и уже несколько лет функционирует центр качества образования, в который входит и представитель юридического факультета.
6. Содействие европейским воззрениям в высшем образовании (развитие совместных учебных планов, программ обучения, практической подготовки, научных исследований, схем мобильности, межинститу-ционального сотрудничества).
7. Обучение в течение всей жизни.
В России нет организационно-правовых препятствий для достижения этой цели. Например, на юридическом факультете ННГУ уже 15 лет реализуется программа среднего профессионального образования на базе нескольких школ. Программа интересна тем, что обеспечивает непрерыв-
1 Введение в России приложения к диплому, совместимого с общеевропейским приложением, предусмотрено приказом Министерства образования и науки № 40 от 15 февраля 2005 года.
ность обучения. Это позволяет осуществлять преподавание юридических дисциплин, начиная с 10 класса школы. После 11 класса в течение двух лет вчерашние ученики на базе университета получают среднее профессиональное юридическое образование, а затем за три года — высшее юридическое образование. Кроме того, в ННГУ, как и во всей системе образования, неизменно высок процент студентов, получающих второе высшее образование.
8. Высшие учебные заведения и студенты. Несколько туманно сформулированная цель означает увеличение роли студенчества в осуществлении болонских реформ. Расширенная европейская редакция звучит так: «Вовлечение вузов и учащихся в процесс формирования зоны европейского высшего образования».
9. Содействие обеспечению привлекательности зоны европейского высшего образования, т.е. повышение привлекательности вузов Европы в масштабах всей планеты. В документе указано: расширение квалификаций, обеспечение качества путем аккредитации/сертификации.
10. Энергичное продолжение (достижение целей, поставленных Болонской декларацией, с использованием особенностей национальных систем образования, культур и языков).
Сопоставление российской системы высшего образования с целями и идеями Болонского процесса показывает, что она им уже давно содержательно близка. Она изначально удовлетворяет основным целям Болонского процесса в большей степени, чем любая другая национальная европейская система. Нам и перестраивать почти ничего не надо. Необходимо предусмотреть в учебных планах, наряду с академическими часами, зачетные единицы, создать в вузах системы обеспечения качества и внести изменения в правила оформления приложения к диплому.
Возникает вопрос — способствует ли реализация целей Болонского процесса в России позитивной модернизации нашего образования. Вопрос сложный. Затронем лишь один аспект — повышение качества российского образования. Непосредственно о качестве говорится в пятой цели — «содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества». Но следует обратить внимание на то, что содержание целей Болонского процесса направлено больше не на изменение ка-
чества образования, а на обеспечение его прозрачности, сопоставимости в рамках всего Болонского пространства. Поэтому никакого автоматического повышения качества нашего образования при наличии формально полного перехода на болонские рельсы ждать не приходится, а реализация некоторых положений может привести и к его падению.
Достижение целей с 6 по 10 — это процессы, напрямую не сопряженные с повышением качества нашего образования. Первая и третья цели имеют чисто техническое значение.
Остановимся подробнее на переходе к двухуровневой системе. Вторая цель болонского процесса звучит так: «Принятие системы, основанной, по существу, на двух основных циклах — достепенного и пос-лестепенного образования (второй цикл — получение степени магистра и/или степени доктора)». В 2011 г. в России должен произойти полный переход на двухуровневую систему. Остаются некоторые специальности, в первую очередь инженерной направленности, но юриспруденции среди них нет. Оправданно ли это? Зачем нужны два уровня? Чтобы начать работу после первого уровня? Чтобы увеличить студенческую мобильность? Чтобы повысить качество подготовки студента посредством увеличения сроков обучения на один год?
Попробуем ответить на эти вопросы. И наш, и европейский опыт показывают, что бакалавры практически не востребованы на практике. Работодатель рассматривает их как недоучившихся специалистов.
Мобильность действительно может несколько увеличиться после первого уровня, хотя, как мы установили, и сегодня нет юридических препятствий для перехода из вуза в вуз. Что касается увеличения мобильности между Европой и Россией, то следует отметить, что 1) юриспруденция на 99% — это национальный продукт для национального потребления; 2) мобильность эта еще долго будет односторонней: из России в Европу — нам это надо?
Качество образования можно поднять, только устранив негативные факторы, которые были изложены в начале статьи. А это процесс, который требует больших вложений, государственной воли и времени (несколько десятилетий). Что касается
специальных мероприятий, направленных на повышение качества, то их не так уж и много.
1. Более последовательное и жесткое проведение государственной аккредитации и лицензирования вузов. На современном этапе уже не надо бояться отрицательных для вуза решений, т.к., напомню, речь идет о соблюдении минимальных требований, выполнение которых позволит образовательному учреждению считаться вузом.
2. Организация в вузах структур, проводящих самообследование, на основании которого проводится аттестация, а также разрабатывающих сопоставимые критерии и методологии оценки качества образования.
3. Приведение содержания образовательного процесса в соответствие с потребностями развивающегося общества (речь идет в основном о содержании и реализации стандартов третьего поколения).
4. Упорядочение конкуренции на рынке образовательных услуг, в первую очередь посредством закрытия юридических факультетов во всех государственных специализированных неюридических вузах.
По двухуровневой системе можно внести следующие предложения.
1. При наличии двухуровневого образования по специальности «юриспруденция» создать новую юридическую специальность с пятилетним сроком обучения, например, под названием «правоведение». Конечно, это повлечет некоторые организационные издержки, но это тот случай, когда рынок образовательных услуг в течение пяти лет даст максимально точный ответ о целесообразности перехода на двухуровневую систему и поможет избежать ненужных затрат и споров в будущем.
2. Для всех лиц, имеющих высшее неюридическое образование, срок освоения программы магистра увеличить на год по сравнению с нормативным: три года по очной форме и 3,5 года по очно-заочной и заочной.
Автор не ставит под сомнение необходимость реализации Болонского процесса в России, тем более что это почти свершившийся факт, но уверен, что его содержание далеко не главный ключ к решению основной проблемы нашего высшего образования — повышению качества.