Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2009, 6 (1), с. 37-44
УДК 316
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧАСТИЯ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В БОЛОНСКОМ ПРОЦЕССЕ
© 2009 г. А.И. Горылее
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]
Псбтупила в ркдакцию 03.11.2009
Проводится анализ нормативно-правовых актов об образовании с точки зрения соответствия основным положениям Болонской декларации, на основе которого делаются предложения по их совершенствованию для успешного участия российских вузов в Болонском процессе. Болонский процесс рассматривается как один из важнейших инструментов реформирования российской системы высшего образования.
Ключквык блсва: Болонский процесс, правотворчество, высшее образование, законодательство, реформирование, совершенствование.
В настоящее время перед нашим государством стоит глобальная задача создания конкурентоспособной и динамично развивающейся экономики, основанной на знаниях, способной обеспечить высокий экономический рост, гарантирующий достойный уровень жизни граждан России. В условиях информационного общества решение этой задачи не может быть достигнуто без улучшения качества образования, развития академической мобильности, повышения конкурентоспособности выпускников российских вузов. Другими словами, происходящее в наше время реформирование российского образования связано в большей степени не со сменой приоритетов в самом образовании, а с новыми потребностями общества в высококвалифицированных специалистах, способных к творческой деятельности. В новых условиях высшее образование должно переориентироваться на студентов, их потребности. Преподаватель должен обеспечивать усвоение программы предметного курса не изложением готовых знаний, а вовлечением студентов в активную учебную деятельность по конструированию новых знаний.
Присоединение России к Болонскому процессу в сентябре 2003 года должно способствовать решению данной глобальной задачи. Хотя Болонский процесс предполагает и конкретную цель, а именно создание единого европейского пространства высшего образования, в котором студенты и преподаватели могли бы свободно передвигаться, а их квалификации признавались бы во всех странах, подписавших Болонскую декларацию.
Болонский процесс должен способствовать взаимному сближению национальных образова-
тельных систем европейских стран. Интернационализация высшего образования - это реальность настоящего времени. Сотрудничество с европейскими вузами в образовательной сфере дает возможность изучать и использовать все лучшие стороны европейских образовательных систем для реформирования российского высшего образования. В целом, участие России в Болонском процессе следует рассматривать как способ модернизации российского образования, необходимость которой была заявлена еще в 2001 году на заседании Государственного совета. Не стоит забывать, что система образования является важнейшим элементом экономики страны, интеллектуальной основой развития всех отраслей промышленности; реформирование образования, его совершенствование рассматривается в качестве необходимого условия поступательного развития российского государства в современном мире.
Формально Болонский процесс не закрепляет обязательств по коренному реформированию национальных образовательных систем. Но уже сейчас очевидно, что реализация самых общих положений Болонской декларации - установление общих систем оценки трудоемкости (ЕС^), общих принципов многоуровневой системы подготовки студентов (бакалавр - магистр), разработка и выдача выпускникам сопоставимых документов об образовании (единое общеевропейское приложение к диплому) - требует кардинальных изменений во многих сферах российского высшего образования. Фактически Болонский процесс стал одним из решающих факторов и движущей силой реформирования российской системы высшего образования.
Тем не менее успешная реализация положений Болонской декларации не может быть осуществлена без надлежащего реформирования нормативно-правовой базы, регулирующей российское высшее образование. В рамках данной статьи мы попытаемся провести анализ нормативно-правовых актов об образовании с точки зрения их соответствия основным положениям Болонской декларации.
В правовой науке термин «законодательство» включает в себя весь массив нормативноправовых актов, а именно законы, подзаконные акты, нормативные договоры и соглашения (в том числе и международные), правовые акты органов местного самоуправления [1]. Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) предусматривает включение в правовую систему России общепризнанных международных принципов и норм, международных договоров, участником которых является Российская Федерация. Поэтому принципы, нормы и положения Болонской декларации, к которой наша страна присоединилась в 2003 году, являются неотъемлемой частью правовой системы России. Более того, Болонская декларация, как и другие акты международного права, занимает центральное место в правовой системе и имеет приоритетное положение в случае противоречий с национальным законодательством (принцип верховенства норм международного права).
Фкдкральиый закеи РФ «Об ебразеваиии» № 3226-1) ет 1992 геда (б пеблкдиими измкик-ииями ет 17 июля 2009 геда) [2] является базовым в сфере образования. На наш взгляд, он не содержит каких-либо противоречий основным положениям Болонской декларации. В первой главе «Общие положения», устанавливающей общие нормы и принципы, действующие в сфере образования, образовательная область провозглашается приоритетной в РФ (п. 1 ст. 1). Статья 7 закона закрепляет, что в РФ устанавливаются федеральные государственные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ всех уровней образования. Но в то же время в законе закрепляется возможность реализации программ высшего профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государственными учреждениями высшего профессионального образования. Перечень данных учреждений должен утверждаться указом Президента РФ.
Указанная выше норма закона предоставляет вузам достаточно высокую степень автономности при разработке образовательных программ, в том числе и с участием зарубежных вузов. Речь может идти о международных совместных образовательных программах, что, безусловно, способствует созданию общеевропейского образовательного пространства в рамках Болонского процесса. В связи с ростом количества вузов, разрабатывающих международные совместные образовательные программы, считаем необходимым, чтобы перечень таких вузов утверждался не указом Президента, а приказом Минобрнауки. Подобная мера повысила бы оперативность принимаемых решений.
Глава 2 «Система образования» рассматриваемого закона определяет совокупность компонентов, образующих систему образования РФ, формы получения образования, их виды и ступени образования. Для реализации Болонского процесса актуальность имеет п. 2 ст. 14 закона, в котором закрепляется, что содержание образования должно обеспечивать также адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Определенную степень автономности учебного заведения при определении содержания образовательных программ предполагает п. 5 ст. 14, где устанавливается: «Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным заведением самостоятельно».
Глава 3 «Управление системой образования» содержит нормы, регулирующие отношения, связанные с распределением компетенции РФ и ее субъектов. В частности, статья 28 относит к ведению федеральных органов государственной власти и органов управления образованием разработку и реализацию федеральных целевых и международных программ в области образования. Статья 32 данного закона относит к компетенции образовательного учреждения разработку и утверждение образовательных программ и учебных планов; разработку и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Как видим, данная норма не препятствует совместной деятельности российского и зарубежного вуза по разработке как совместных программ в целом, так и отдельных курсов, предметов, дисциплин.
Особый интерес вызывает глава 6 «Международная деятельность в области образования», которая регулирует отношения в области внеш-
неэкономической деятельности и международного сотрудничества образовательных учреждений. Данная глава состоит всего из двух статей и устанавливает лишь самые общие рамки сотрудничества в области международной деятельности. Закрепляется приоритет международных договоров Российской Федерации в случае противоречия с законодательством РФ. Органам управления образованием и образовательным учреждениям предоставляется право устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями, организациями. Закон устанавливает возможность обучения, подготовки, повышения квалификации иностранных граждан в образовательных учреждениях России, равно как и граждан Российской Федерации в иностранных образовательных учреждениях. На наш взгляд, с целью повышения «экспортного потенциала» российских образовательных учреждений целесообразно было бы предусмотреть норму закона, устанавливающую российским вузам возможность организовывать обучение на иностранных языках. Образовательные программы на иностранных языках являются непременным условием для привлечения иностранных студентов в российские вузы. Обучение по данным программам должно быть доступно и для российских студентов, если речь идет о построении единого европейского образовательного пространства в рамках Болонского процесса.
Федералъиый закеи РФ «О выбшем и пебле-вузевбкем префкббиеиалъием ебразеваиии» № 125-ФЗ) ет 1996 геда (б пеблкдиими измкт-ииями ет 02 авгубта 2009 геда) [3] также можно отнести к базовым нормативно-правовым актам в сфере образования, но в то же время это и профильный закон. В первой же статье закона при регулировании отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования устанавливается приоритет норм международных договоров, к которым и относится Болонская декларация.
Среди принципов государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования ст. 2 закона устанавливает интеграцию системы высшего и послевузовского профессионального образования РФ в мировую систему высшего образования при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы. Данный принцип открывает возможность межвузовского сотрудничества в рамках создания общеевропейского образовательного пространства.
Предусмотренный Болонским процессом переход к двухуровневой системе высшего образо-
вания «бакалавр - магистр» закреплен в ст. 6 данного закона. Тем не менее закон сохраняет в РФ высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист». Она закрепляется в законе на тех же основаниях, что и квалификации «бакалавр» и «магистр». Очевидно, что закон все же должен содержать определенные ограничения по образовательным программам, предусматривающим получение квалификации «дипломированный специалист». Необходимо установить приоритетность именно двухуровневой системы высшего образования «бакалавр -магистр».
Статья 6 данного закона также устанавливает следующие сроки освоения программ высшего профессионального образования: для получения квалификации (степени) «бакалавр» - не менее чем 4 года; для получения квалификации (степени) «магистр» - не менее чем 6 лет. Данные сроки не в полной мере вписываются в образовательную систему многих европейских стран. В большинстве государств ЕС срок бакалавриата устанавливается в 3 года, а магистратуры, соответственно, в 5 лет. Поэтому считаем возможным в исключительных случаях предусмотреть такие же сроки и в российском законодательстве, например при реализации совместных образовательных программ с европейскими университетами.
В качестве положительного момента можно отметить, что данный федеральный закон (п. 7. ст. 6) однозначно разъяснил для работодателей содержание бакалавриата. В законе четко установлено, что квалификация «бакалавр» при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Данная норма, безусловно, развеет сложившее в обществе представление о бакалавриате как о незаконченном высшем образовании.
Статья 7 закона предусматривает, что российские вузы, имеющие государственную аккредитацию, выдают выпускникам документы государственного образца о соответствующем образовании с официальной символикой РФ. Форма данного документа должна утверждаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Данная статья не предусматривает возможность выдачи совместного документа об образовании российского и зарубежного вуза в случае реализации
совместных образовательных программ. Количество совместных образовательных программ российских и зарубежных вузов с каждым годом увеличивается. В настоящее время выпускники в рамках совместных программ получают одновременно дипломы нескольких вузов, участвующих в их реализации. Отсутствие возможности выдачи совместных документов об образовании в данной ситуации можно рассматривать как законодательный пробел.
Статья 33 закона устанавливает широкие возможности международного сотрудничества в области высшего и послевузовского профессионального образования. Международное сотрудничество реализуется посредством участия в программах двустороннего и многостороннего обмена студентами, аспирантами, докторантами, педагогическими и научными работниками; проведения совместных научных исследований, а также конгрессов, конференций, симпозиумов и других мероприятий; участия в международных программах совершенствования высшего и послевузовского образования и т.д. Очевидно, в рамках Болонского процесса в законе необходимо закрепить возможность совместной образовательной деятельности российских и европейских вузов и реализации совместных образовательных программ. В настоящее время такая деятельность реализуется в рамках договоров о совместной деятельности, заключаемых между российскими и зарубежными университетами. Возможность их заключения предусмотрена п. 3 ст. 33 рассматриваемого закона.
Регулярно, раз в два года, министры образования государств, подписавших Болонскую декларацию, проводят встречи, на которых обсуждается реализация Болонского процесса, намечаются оптимальные пути его продвижения. По итогам этих встреч министры принимают и подписывают коммюнике. Данные документы содержат основные ориентиры, которыми должны руководствоваться не только образовательные учреждения, но и правотворческие органы.
Первая встреча, в которой принял участие российский министр и на которой Россия присоединилась к Болонской декларации, проходила в Берлине 19 сентября 2003 года. По итогам данной встречи было принято коммюнике «Ферми-реваиик сбщееврспей6ксгс пребтраибтва выб-шкге ебразеваиия» [4]. В нем было указано, что участникам Болонского процесса необходимо усилить связи между высшим образованием и исследовательскими институтами с целью объединения европейского пространства высшего образования и европейского пространства иссле-
дований. Ядром европейского пространства высшего образования было определено его качество. Также была поставлена задача введения двух уровней высшего образования к 2005 году.
Для обеспечения более тесной связи между обучением и научными исследованиями и признания научно-исследовательской работы неотъемлемой частью высшего образования в Европе было принято решение включить в систему высшего образования третий уровень - докторантуру. Тем самым на место двухуровневой образовательной системы в Болонском процессе пришла трехуровневая. Система ECTS была признана основой мобильности студентов и развития межуниверситетских учебных планов.
Большое внимание в Берлинском коммюнике было уделено европейскому приложению к диплому. Перед национальными системами образования была поставлена цель с 2005 года обеспечить выдачу каждому студенту приложения к диплому - «автоматически и бесплатно» - на одном из широко распространенных европейских языков. Одновременно министры обратились к представителям бизнеса с призывом признавать приложение к диплому и активно использовать его при приеме на работу.
По итогам встречи министров образования в Бергене, состоявшейся 19-20 мая 2005 г., было принято коммюнике «Общеевропейское пространство образования - достижение целей» [5]. В данном документе отмечались положительные стороны продвижения Болонского процесса в странах-участницах. Подчеркивалось, что законодательные реформы в значительной степени уже реализованы и основной упор теперь необходимо делать на партнерство институтов высшего образования, их сотрудников и студентов.
Говоря о трех уровнях образования, министры отметили возможность существования и промежуточных квалификаций, учитывающих национальные контексты.
Была подчеркнута необходимость формирования системы контроля качества образования. Приняты стандарты и принципы обеспечения качества образования для общеевропейского пространства высшего образования, а также решение о создании общеевропейского реестра структур по обеспечению качества высшего образования.
На встрече министров образования в Лондоне 18 мая 2007 г. было принято коммюнике «На пути к европейскому пространству высшего образования: ответы на вызовы глобализованного мира» [6], в котором были определены приоритеты развития Болонского процесса на
2009 год. Из важнейших задач, поставленных в Лондонском коммюнике, следует выделить совершенствование баз данных по мобильности и социальному измерению во всех странах, участвующих в Болонском процессе, а также совершенствование информационного обеспечения европейского пространства высшего образования путем разработки веб-сайта Секретариата Болонского процесса и совершенствование процедур признания периода обучения в различных вузах.
Лондонское коммюнике рассматривает 2010 год как год перехода от Болонского процесса к европейскому пространству высшего образования, в связи с чем потребность в сотрудничестве будет существовать и после 2010 года.
Последняя встреча министров образования прошла 28-29 апреля 2009 г. в Левене. По ее итогам было принято коммюнике «Болонский процесс-2020. Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии» [7], которое содержит обзор достижений Болонского процесса и определяет приоритеты на следующее десятилетие. Среди достижений отмечены переход на трехуровневую образовательную систему, внедрение европейских стандартов и процедур обеспечения качества высшего образования, создание европейского реестра агентств обеспечения качества и внедрение национальных рамок квалификаций, а также продвижение общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement) и европейской системы перезачета и накопления кредитов (ECTS). Отмечается, что не все цели Болонской декларации еще достигнуты - полная реализация всех задач Болонского процесса ожидается к 2010 г.
Среди приоритетов на будущее в коммюнике обозначены: равный доступ к качественному образованию; расширение программ обучения в течение всей жизни; содействие академической мобильности; разработка инновационных программ обучения, включая обучение, ориентированное на студента (student-centered learning); улучшение поддержки научно-исследовательских проектов молодых ученых; усиление интернационализации университетов; государственное финансирование образования.
Почти в каждом коммюнике в качестве приоритета называется обеспечение доступности высшего образования для широких слоев населения стран - участниц Болонского процесса. Государства, подписавшие Болонскую декларацию, должны проводить соответствующую политику в области образования. В соответствии с
этим в Российской Федерации 6 января 2007 г. был принят Федеральный закон № 1-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения доступности среднего профессионального образования и высшего профессионального образования для военнослужащих (граждан), проходящих (проходивших) военную службу по контракту» [8]. Данный закон предоставляет гражданам, проходившим военную службу по контракту не менее трех лет, право быть зачисленными на подготовительные отделения федеральных государственных вузов на бюджетной основе; право быть зачисленными в государственные и муниципальные высшие и средние профессиональные образовательные учреждения без экзаменов; для данных граждан, обучающихся на очных отделениях, устанавливается также повышенная стипендия.
Присоединение России к Болонскому процессу потребовало не только внесения соответствующих изменений в базовые законы, регулирующие образовательную деятельность в нашей стране: федеральный закон РФ «Об образовании» и федеральный закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», но и принятия специальных нормативноправовых актов на уровне Правительства и Министерства образования и науки, направленных на непосредственную реализацию принципов Болонской декларации. В первую очередь следует выделить Приказ Минобрнауки России № 40 от 15 февраля 2005 года «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» [9]. Данным приказом был утвержден план мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ на 2005-2010 годы. В плане мероприятий устанавливаются шесть основных целей, которых должна достигнуть российская система высшего образования к 2010 году, реализуя положения Болонской декларации: 1. Развитие системы высшего профессионального образования, основанной на двух основных уровнях - бакалавриат и магистратура; 2. Изучение и введение системы зачетных единиц (ECTS); 3. Введение приложения к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем профессиональном образовании (Diploma Supplement); 4. Создание и обеспечение деятельности сопоставимой системы признания иностранных документов об образовании в Россий-
ской Федерации и российских документов в государствах - участниках Болонской декларации; 5. Решение проблемы качества образования и разработки сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования; 6. Содействие развитию академической мобильности студентов и преподавателей вузов.
В плане мероприятий также предусматриваются: разработка единой системы классификации образовательных программ профессионального образования; перевод на английский язык и публикация перечней дисциплин образовательных программ, создание и поддержка веб-сайта с информацией о введении европейских приложений.
В целом, ценность данного документа видится в том, что для достижения каждой цели определены конкретные мероприятия и установлены сроки их проведения. Анализ указанных мероприятий позволит однозначно определить степень достижения той или иной цели в рамках Болонского процесса. Выявленные недостатки при реализации того или иного мероприятия дают возможность своевременно вносить изменения при выработке методологии реализации положений Болонской декларации в нашей стране.
Для достижения целей, указанных в плане мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ на 2005-2010 годы Министерством образования принимались и другие нормативно-правовые акты. Например, для достижения цели по изучению и введению системы зачетных единиц (ECTS) 29 июля 2005 года был принят Приказ Министерства образования и науки РФ № 215 «Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц» [10]. Данным приказом был утвержден перечень вузов, участвующих в инновационной деятельности по переходу на систему зачетных единиц. Разработана методика расчета зачетных единиц для российских вузов, которая учитывает особенности российской системы образования и рекомендует вузам порядок расчета зачетных единиц, совместимый с ECTS. При разработке рабочих учебных планов образовательных программ предусмотрена возможность уменьшения федерального компонента до 50% от общего объема теоретического обучения при сохранении его структуры, установленной государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по соответствующим направлениям подготовки и специаль-
ностям, и т.д. Можно сказать, что расширяется автономия высших учебных заведений и все это позволяет внедрять систему кредитов по типу
ЕС^.
Очевидно, для развития системы высшего профессионального образования, основанной на двух уровнях - бакалавриат и магистратура, был принят Приказ Министерства образования и науки РФ № 62 от 22 марта 2006 года «Об еб-разевателъией преграмме выбшеге префеббие-иалъиеге ебразеваиия бпециализиреваиией пед-гетевки магибтрев» [11]. Данный приказ был принят в целях обеспечения академической свободы вузов при формировании образовательных программ высшего профессионального образования специализированной подготовки магистра. Предусмотрено, что для расширения академической мобильности преподавателей и студентов магистерские программы могут разрабатываться и реализовываться российскими и зарубежными партнерами. Можно сделать вывод, что, фактически, здесь речь идет о возможности разработки и реализации совместных магистерских образовательных программ, которые являются важнейшим аспектом при создании общеевропейского пространства высшего образования.
В духе основных положений Болонского процесса, Распоряжением Правительства РФ от 1 июля 2006 года № 944-р был принят План мероприятий по поддержке развития экспорта образовательных услуг на период до 2008 года [12]. Данный документ содержал конкретные мероприятия по научно-методическому и нормативно-правовому сопровождению экспорта образовательных услуг; расширению спектра экспортируемых образовательных услуг и развитию способов их предоставления; обеспечению международного измерения качества образовательных услуг; обеспечению признания документов об образовании и ученых степенях; рекламному и организационному обеспечению продвижения экспорта образовательных услуг. Обозначенные в распоряжении Правительства РФ мероприятия по поддержке развития экспорта образовательных услуг сопоставимы с мероприятиями по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ. Из этого можно сделать вывод, что уже на государственном уровне сложилось понимание необходимости интеграции в общеевропейское пространство высшего образования. Участие России в интеграционных процессах сделает наше высшее
образование более привлекательным как для российских, так и для зарубежных студентов.
Таким образом, на основании проведенного анализа нормативно-правовых актов об образовании с точки зрения их соответствия базовым положениям Болонской декларации можно сделать следующие общие выводы:
- За последние годы внесены значительные изменения в базовые законы об образовании, которые способствуют реализации большинства положений Болонского процесса. Поэтому в настоящее время российское законодательство не содержит противоречий основным принципам Болонской декларации, которая органически вписалась в нормативно-правовую систему российского образовательного права, став ее составной частью.
- Министерством образования и науки РФ были разработаны и приняты необходимые подзаконные нормативно-правовые акты, гарантирующие реализацию базовых законов об образовании и обеспечивающие участие российских вузов в Болонском процессе.
- Сохраняется потребность дальнейшего совершенствования законодательства РФ об образовании с целью оптимизации процесса реализации положений Болонской декларации в Российской Федерации. Считаем необходимым более последовательное закрепление в законодательстве приоритетности двухуровневой системы высшего образования «бакалавр - магистр», возможности изменения сроков реализации бакалавриата и магистратуры, например при реализации совместных образовательных программ с европейскими университетами. Следует более подробно регламентировать возможность реализации в российских вузах совместных международных образовательных программ, предполагающих выдачу студентам совместных дипломов, а также возможность реализации российскими вузами образовательных программ на иностранных языках.
Список литературы
1. Ягофаров Д.А. Правовое регулирование системы образования: Учеб. пособие. М., 2005.
2. Об образовании [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10 июля 1992 г. № 3226-1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О высшем и послевузовском профессиональном образовании [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Realising the European Higher Education Area. Communique of the Conference of European Ministers
Responsible for Higher Education, Berlin, 19 September 2003 [Электронный ресурс]: Berlin Communique of Ministers // Berlin-Bologna-Web-Page. URL: http: //www.bologna-berlin2003 .de/pdf/Communique1 .pdf (дата обращения: 18.05.2009).
5. The European Higher Education Area - Achieving the Goals. Communique of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Bergen, 19-20 May 2005 [Электронный ресурс]: Bergen Communique // Bologna Process. URL: http://www. bo-logna-bergen2005.no/Docs/00-Main_doc/050520_Ber-gen_Communique.pdf (дата обращения: 18.05.2009).
6. Towards the European Higher Education Area: responding to challenges in a globalised world. London Communique , 18 May 2007 [Электронный ресурс]: Bologna 5th Ministerial Conference London. URL: http://www.dcsf.gov.uk/londonbologna/uploads/docume nts/LC18May07.pdf (дата обращения: 18.05.2009).
7. The Bologna Process 2020 - The European Higher
Education Area in the new decade. Communique of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Leuven and Louvain-la-Neuve, 28-29 April 2009 [Электронный ресурс]: 2009 Ministerial Conference. URL: http://www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/bo-
logna/conference/documents/Leuven_Louvain-la-Neuve_ Communique_April_2009.pdf (дата обращения: 19.05.2009).
8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения доступности среднего профессионального образования и высшего профессионального образования для военнослужащих (граждан), проходящих (проходивших) военную службу по контракту [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 06 января 2007 г. № 1-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ М-ва обр. и науки Рос. Федерации от 15 февраля 2005 г. № 40. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц [Электронный ресурс]: Приказ М-ва обр. и науки Рос. Федерации от 29 июля 2005 г. № 215. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
11. Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров [Электронный ресурс]: Приказ М-ва обр. и науки Рос. Федерации от 22 марта 2006 г. № 62. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».
12. [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 01 июля 2006 г. № 944-р. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
LEGAL REGULATION OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS’ PARTICIPATION
IN THE BOLOGNA PROCESS
A.I. Gorylev
Regulatory and legal acts for education are analyzed in the context of their compliance with the Bologna declaration. Proposals to improve regulatory and legal basis for education are presented for successful participation of Russian higher education institutions in the Bologna process. The Bologna process is considered as one of the most important instruments for reforming Russian higher education system.
Keywords: the Bologna process, lawmaking, higher education, legislation, reforming, improvement.