Научная статья на тему 'Болгарское начальное образование – история и Актуальные тенденции'

Болгарское начальное образование – история и Актуальные тенденции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
468
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / БОЛГАРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЗАКОН О ДОШКОЛЬНОМ И ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ELEMENTARY SCHOOL / BULGARIAN EDUCATIONAL SYSTEM / PRESCHOOL AND SCHOOL EDUCATION LAW / HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Тинка

Начальная школа является той структурой болгарской образовательной системы, которая имеет самую долгую историю. В сознании народа начальная школа связывается с первоначальным обучением грамоте и введением детей в мир книг. С 1878 г. до 50-х гг. ХХ века она называется народной первоначальной школой, а после этого – начальной школой. В зависимости от социальных, экономических и педагогических условий она проходит через три основные этапа развития: 1878 – 1944 гг.; 1944 – 1989 гг.; 1989 г. – до настоящего времени. Предстоящее принятие нового Закона о дошкольном и школьном образовании дает достаточно оснований проанализировать существующие традиции, чтобы они были успешно продолжены в соответствии с новой образовательной ситуацией. Статья прослеживает в историко-педагогическом аспекте нормативную основу и отраженные в ней цели и учебное содержание начальной школы в Болгарии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Тинка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Болгарское начальное образование – история и Актуальные тенденции»

16. Ruane, Ch. Gender class and the professionalization of Russian city teacher 1860-1914 [Text] / Ch. Ruane. - Pittsburg : [s.n.], 1994. - 258 c.

Тинка Иванова

Кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель кафедры педагогики и психологии; заместитель декана по учебной работе Факультета общественных наук Университета им. проф. д-ра Асена Златарова - Бургас, Болгария

УДК 378.01 ББК 74

БОЛГАРСКОЕ НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ИСТОРИЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Начальная школа является той структурой болгарской образовательной системы, которая имеет самую долгую историю. В сознании народа начальная школа связывается с первоначальным обучением грамоте и введением детей в мир книг. С 1878 г. до 50-х гг. ХХ века она называется народной первоначальной школой, а после этого - начальной школой. В зависимости от социальных, экономических и педагогических условий она проходит через три основные этапа развития: 1878 - 1944 гг.; 1944 - 1989 гг.; 1989 г. - до настоящего времени. Предстоящее принятие нового Закона о дошкольном и школьном образовании дает достаточно оснований проанализировать существующие традиции, чтобы они были успешно продолжены в соответствии с новой образовательной ситуацией.

Статья прослеживает в историко-педагогическом аспекте нормативную основу и отраженные в ней цели и учебное содержание начальной школы в Болгарии.

Ключевые слова: начальная школа; болгарская образовательная система; закон о дошкольном и школьном образовании; историко-педагогический аспект.

BULGARIAN PRIMARY EDUCATION - HISTORY AND ACTUAL

TENDENCIES

The article deals with primary school - structure of the Bulgarian educational system which has the longest history. People associate primary school with first child learning to read and write and conversance with the book world. From1878 till the 50th years of the XX century it is called as national initial school, and after that - primary school. Depending on social, economic and pedagogical conditions it passes through three main stages of development: 1878-1944; 1944-1989; 1989 - so far. The forthcoming adoption of the new Law on preschool and school education gives enough grounds to analyse existing traditions to continue them successfully according to the new educational situation.

The article studies the standard basis and purposes reflected in it and the educational content of primary school in Bulgaria from historical and pedagogical aspect.

Key words: elementary school; Bulgarian educational system; preschool and school education law; historical and pedagogical aspect.

Освобождение Болгарии от турецкого рабства 3 марта 1878 г. меняет социально-экономические условия для развития образования, что непосредственно отражается на облике начальной школы. Получившая в наследие демократические традиции Возрождения, она законодательным путем приобретает светский и обязательный характер. Первым нормативным актом, который регламентирует ее цели и учебное содержание в условиях Третьего болгарского государства, является Привременный устав народных школ, изданный Марином Дриновым 29 августа 1878 г. Приложением к нему была издана первая общая учебная программа для первоначальных школ Княжества. Согласно этому документу, цель указанной образовательной степени - научить детей читать и писать, развить в них начальные религиозные и нравственные понятия и дать им первоначальные знания о жизни. Для ее достижения предлагается изучение Закона Божьего, чтение на болгарском и церковно-славянском языке, арифметика и пение. Дети поступают в школу в возрасте 6-7 лет и обучаются в течение трех лет. Первоначальная школа обязательна и бесплатна для всех болгарских граждан. В 1880 г. были проведены некоторые изменения в структуре образовательной системы и курс обучения снова становится четырехлетним. Вводятся новые учебные предметы - гимнастика, отечествознание, естествознание и черчение. Таким образом расширяется содержание обучения и закладывается основа системного изучения перечисленных учебных предметов (без черчения), которые становятся традиционными для болгарского начального образования. В указанный период впервые регламентированно утверждается и физическое воспитание как учебная дисциплина. До 1885 г. в Княжестве постепенно оформляются воспитательные задачи начальной школы. Существенный вклад в этот процесс вносят уроки по отечествознанию, где ученики изучают историю и географию Болгарии, знакомятся со своими правами и обязанностями граждан, воспитываются в духе патриотизма.

Согласно решениям Берлинского конгресса, с 1878 г. Болгария была разделена на две части - Княжество Болгария и Восточная Румелия, оставшаяся под верховной властью турецкого султана. В автономной области первоначальные школы были общинскими или частными в зависимости от того, кто их финансирует. Другим критерием для их обособления выступает вероисповедование населения. Каждая религиозная общность имела право на свою первоначальную школу. Так как в Восточной Румелии официальным языком остается турецкий, болгарам удается включить в закон о просвещении изучение материнского языка, т.е. болгарского языка. Курс обучения первоначальной школы длится 4 года. Он обязателен для всех детей в возрасте от 7 до 13 лет. Чтобы успешно подготовить их к поступлению в школу, предусматривается наличие детских школ, хотя подобные в данный период не были открыты. Учебная программа области

богаче программы Княжества. Кроме указанных учебных предметов, в нее включено изучение рисования и нравоучения. Обучение нравоучению имеет целью познакомить детей с добродетелями и обязанностями гражданина, развить в них нравственные чувства и сознание и направить их волю на нравственные поступки и хорошие привычки.

После Соединения в 1885 г. в единой Болгарии первоначальная школа остается четырехлетней, но ее цель меняется. Она направлена на умственное и физическое воспитание детей, пробуждение в них любви к словесности и на предоставление самых необходимых для гражданина знаний. Вводится новый учебный предмет - гражданское учение. Он знакомит с государственным устройством, с обязанностями школьника в семье, школе и обществе. Закон обязывает каждое населенное место открыть первоначальную школу. Если она оказывается недостаточной для охвата всех детей, населенное место делится на школьные участки, и в каждом из них открывается учебное заведение. Обязательный характер первоначальной школы сохранился, но впервые стали вводиться денежные штрафы для родителей или опекунов, которые не соблюдают этого требования. Вводится контроль и на частное обучение. Становится возможным обучение школьников на дому, но каждый год они должны сдавать экзамены учителям общественных школ.

В 1891 г. в Болгарии обязательной становится основная школа, которая имеет шестилетний курс обучения. Ее целью является установление основ нравственного воспитания будущих граждан, их физическое развитие, получение ими необходимых для жизни знаний. Она разделена на начальный, средний и старший курс, длительность каждого - два года. Первоначальная школа занимает первые два курса, но она специально под таким названием не обособлена. Используется понятие «начальное учение». Дети поступают в школу в возрасте 6 лет. Впервые болгарский законодатель предвидит открытие специальных школ и для детей с физическими и психическими отклонениями в развитии. Интересен факт, что этим законом вводится обязательное и бесплатное дошкольное образование. Одна из его целей связана снова с подготовкой детей к школе. Хотя на практике оно не осуществляется из-за нехватки средств и кадров, этот законодательный факт считается большим достижением болгарского образования.

В 1909 г. цель начальной школы сформулирована по-новому: положить основу целостного и гармоничного развития детей. Сняты все ограничения на совместное обучение детей разных полов. Расширяется учебное содержание как структура и объем. Изучаются вероучение, болгарский язык, арифметика и геометрическое черчение, отечествознание, гражданское учение и краткая общая география, естествознание и основы хозяйства и гигиены, пение, гимнастика и ручной труд. Учебные занятия начинаются 1 сентября и кончаются 29 июня. За каждое отсутствие школьников по неуважительным причинам окружной школьный инспектор налагает денежные штрафы на родителей или опекунов. Те из них, которые хотят, чтобы их дети учились в частных школах, письменно заверяют школьное

настоятельство о своих намерениях в начале учебного года. Развитие нормативной системы постоянно доказывает, что одним из самых важных вопросов болгарской первоначальной школы является ее обязательный характер. Она превращается в общественную задачу для школьного настоятельства, которое обязано вести специальную книгу о детях, подлежащих обучению. Документация проверяется школьным инспектором и в случае нарушений он тоже налагает штрафы. Обязательность первоначального образования в соответствии с законом и невозможность ее осуществления на практике привели к созданию системы мер для оказания помощи бедным школьникам в виде бесплатных учебных пособий, одежды, пищи. Это приходится делать, потому что причины отсутствия детей имеют преимущественно социальный характер - бедность родителей, занятость в домашнем хозяйстве, болезни, нехватка учителей, недостаточно развитая сеть школ.

С накоплением педагогического опыта развиваются и взгляды на цель начальной школы. Акцент все более ставится на воспитании. После 1878 г. школа имеет светский характер, но воспитание осуществляется в духе восточного православного христианства. Это является ее важной задачей. Во всех учебных планах и программах религия занимает первое место. Она осуществляется не только через обучение вероучению, но и через другие учебные предметы - чтение, пение, нравоучение, историю. Независимо от социально-экономических условий, постоянными задачами начальной школы являются изучение родного языка и арифметики, усвоение некоторых художественно-технических умений. Крупным достижением болгарского образования является то, что после пятивекового чужого рабства только за несколько десятилетий была создана образовательная система, в которой каждая образовательная степень заканчивается изданием документа, для каждой степени есть профессионально подготовленные учителя.

В период 1912 г. - 1918 г. Болгария участвует в трех войнах, и это отражается исключительно неблагоприятно на развитие образования. Большая часть школьных помещений негодны для проведения учебных занятий. Несмотря на обязательность первоначального образования, более 26% детей, подлежащих обучению, не посещают школу. Законом о народном просвещении, принятом в 1921 г., делается попытка снова нормализовать их обучение. В нем предвидится изучать следующие учебные предметы: вероучение, болгарский язык, арифметику, практическую геометрию, отечествознание и гражданское учение, предметное обучение, естествознание, народное хозяйство и личную гигиену, рисование, пение, рукоделие. Особое внимание уделяется предметному обучению, которое является интегральным учебным предметом и знакомит школьников с окружающей средой, развивая их внимание и мышление. Чтобы улучшить организацию и методику обучения, Министерство просвещения берет на себя обязательство составить подробную учебную программу по каждому предмету, это до тех пор довольно схематически делали школьные инспекторы и учителя. С Освобождения до 20-х гг. ХХ в. ведущей

педагогической теорией, на которой зиждется болгарская начальная школа, является гербетарианство. Законом от 1921 г. дается преимущество некоторым реформаторским направлениям, таким как: дидактическое

художество, трудовая школьная педагогика, гражданское воспитание, но элементы гербетарианства сохраняются в образовании до 1944 г. Указанный нормативный акт регламентирует переход школьников в следующий класс на основании успеваемости за год. В конце учебного года обязательно проводились публичные беседы под формой повторения учебного содержания, на которых присутствовали родители и общественники. Они также являются частью традиции болгарского образования. Согласно закону, каждый ученик должен был регулярно посещать школьные занятия. Жестко регламентированы случаи, когда он может отсутствовать - при болезни, при тяжелом заболевании или смерти близкого человека, при плохой погоде. Сохраняется право родителей записывать детей в частные школы, но это опять становится при письменной гарантии их ответственности за соблюдение обязательного характера образования. Во время учебного года частные школы проверяются школьным инспектором и в случае выявления нарушений на них возлагается штраф. Каждая община отвечает за снабжение учеников учебниками и учебными пособиями, а бедным они раздаются бесплатно.

Следующее изменение в болгарской первоначальной школе осуществлено в соответствии с Программой основных школ, принятой в 1936 году. Она продолжает реформаторские тенденции в образовании, путем ее практического применения создается болгарская модель целостного (комплексного) обучения. Эта модель ищет новые способы структурирования учебного содержания - с помощью проектов, комплексов, жизненных областей, центров интереса, ведущих идей. Целостное обучение является обучением по образовательным направлениям, которые оформляются в результате применения целостного (холистического) подхода к учебному содержанию. Эти образовательные блоки берутся из среды, в которой ученики активно взаимодействуют и которая отвечает их потребностям. Вокруг таких комплексов структурируется как содержание обучения, так и организация и процесс обучения. Они являются связующим центром, объединяющим ядром в обучении и отличаются целостностью. Болгарская модель заимствует элементы структурирования учебного материала из австрийского варианта комплексного обучения, массово применяющегося в период 1919 г. - 1923 г., и сочетает их с идеями О. Декроли о развитии детских возможностей. Модель осуществляется с помощью интегративных учебных предметов и увязывает обучение с местными условиями, событиями, проблемами. Ведущее место в ней занимают предметное обучение и отечествознание. Они предоставляют материал для остальных учебных предметов и могут восприниматься в виде «концентра» обучения. Внутрипредметные и межпредметные связи формируются путем интеграции, корреляции и концентрации учебного содержания. В качестве структурных единиц обособляются жизненные области. Они начинаются с самой близкой

и знакомой ребенку среды - родного дома, родного места и окрестностей, родины. Программа многократно декларирует соответствие учебного содержания предполагаемым детским потребностям в пище, тепле, охране детского здоровья, включении детских игр в разные времена года (центры интереса О. Декроли). Это наиболее ясно проявляется снова в предметном учении, обеспечивающем преемственность между комплексным обучением в детском саду и в начальной школе. Связующим звеном служат идеи О. Декроли. Только одним нормативным актом Министерство просвещения превращает реформаторскую идею о целостности в основу программы для массовой государственной начальной школы. После Германии, Австрии и России, Болгария является четвертой европейской страной, которая делает такой решительный шаг для изменения педагогической практики, хотя и осуществляет ее позже них. В Программе от 1936 г. процессы интеграции доминируют над дифференциацией учебного содержания. Эта программа существенно меняет начальную школу. Ведущими дидактическими принципами в педагогической практике становятся активность, наглядность, самодеятельность школьников, толерируются активные методы обучения, меняется традиционная учебная среда, предлагаются различия в учебниках по отдельным учебным областям в соответствии с условиями, в которых живут и учатся дети. Руководствуясь Программой и соблюдая ее указания, болгарские учителя делают больше попыток на применение комплексного обучения в условиях сохранения учебных предметов, но появляются и амбициозные проекты на беспредметное обучение и создание «новых школ» в духе европейского реформаторства с конца Х1Х в. и первых десятилетий ХХ в. Программа от 1936 г. оказывается последней реформой в первоначальной школе до начала Второй мировой войны и последующих социально-экономических перемен.

После 9 сентября 1944 г. образование в Болгарии развивается в новых политических условиях. Меняются его цели, учебное содержание, структура и управление. В период 1944 г. - 1989 г. его регламентируют только два основных закона о просвещении - Закон о народном просвещении (1948 г.) и Закон о более тесной связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии народного образования в НР Болгарии (1959 г.). Первоначально воспитание школьников было направлено в русло «прогрессивно-демократического духа», позже - «коммунистического духа». Воспитание имеет целью обеспечить всестороннее физическое и духовное развитие подрастающей личности. Частные школы были закрыты. В социалистический период развития учебный план начальной школы не меняется значительно. Из него отпадают вероучение и церковно-славянский. Вместо них изучаются русский язык и родной край, остальные учебные предметы получают сходные наименования, но их содержание подвергнуто идеологизации. С 1950 г. первоначальная школа превращается в начальный курс единой средней школы. С 1973 г. до 1991 г. она имеет трехлетний курс обучения, но после этого снова восстанавливается традиция четырехлетнего обучения. Есть периоды, в которых начальный возраст поступления в школу - 7 лет, а в 1976

г. он падает на 6 лет. Независимо от допущенных ошибок, нельзя не признать факт охвата всех детей в процесс обучения, это в конце 50-х гг. ХХ в. ликвидирует неграмотность в Болгарии. В период 1944 г. - 1989 г. болгарская педагогика находится под сильным влиянием советской педагогики, но есть и оригинальные идеи и попытки в сторону улучшения качества образовательного процеса. Одна из них связана с экспериментальной деятельностью Проблемной группы по образованию при Министерстве народного просвещения и Болгарской академии наук под руководством ак. Бл. Сендова. В 80-е гг. ХХ в. она предлагает вариант интегрального обучения, в основу которого поставлен нетрадиционный способ структурирования обязательного учебного содержания (есть претензии на отказ от предметной системы обучения), исследование его связей с различными коммуникативными характеристиками языка (числовым, графически-знаковым кодированием и декодированием предложений, текста), создание интегральных программ и учебников. Центром обучения Проблемная группа считает те разные виды деятельности школьников, которые отмечены на первых страницах учебников - например, «рассказываю, читаю, рисую, улыбаюсь, пишу, считаю, радуюсь». Таким образом, стираются границы между учебными предметами и создается единый учебник, включающий знания по всем учебным дисциплинам данного класса в начальной школе. Школьники обучаются, погружаясь в проблемную ситуацию, мотивируется (провоцирууется) их мышление, создается учебная среда, которая стимулирует обучение маленьких школьников. По этой системе обучение грамоте шестилетних детей осуществляется синтетическим способом. В нем внимание школьников направлено на знакомство с буквами, а не со звуками. В один учебный день могут быть изучены несколько букв, их порядок определяется близостью графических элементов. Группа только условно разделяет обучение на чтение и письмо, широко используются печатные буквы. Букварь, созданный группой в целях эксперимента, является своеобразной детской энциклопедией, объединяющей знания различных предметных областей по принципу сходства в конфигурациях букв и цифр или по тематическому принципу. В нем работа идет «на стыке» - так называются две последовательные (левая и правая) страницы учебника. Учебное содержание тематически структурировано и включает одновременно как знания по математике, родной речи, родному краю (т.е. межпредметные связи), так и знания по учебным предметам более старших классов. Эксперимент является полезным опытом, который противопоставляется традиционному структурированию учебного содержания и классической методике начальной школы.

После 10 ноября 1989 г. Болгария осуществляет переход от авторитарного к демократическому общественному развитию. Закон о народном просвещении от 1991 г. и его изменения от 1998 г. определяют начальное образование как начальный этап (I - IV класс) основной образовательной степени (I - VIII класс). Было найдено компромиссное решение по

отношению стартового возраста обучения - от 6 до 7 лет по усмотрению родителей. Полностью деиделогизируется учебное содержание. Учебный план в 90-е гг. ХХ в. включает: болгарский язык и литературу, математику, родинознание, природознание, изобразительное искусство, музыку и физическое воспитание. Программы от 1996 г. направлены на комплексное развитие школьника, они предоставляют возможности для дифференциации обучения согласно потребностям и интересам обучаемых. Новостью в практике начальной школы является раннее обучение иностранным языкам, в котором предусматривается изучение иностранного языка с I по IV класс и возможность для изучения второго иностранного языка со II или III класса. После 2000 г. в начальной школе вводится новая учебная документация и разрабатываются Государственные образовательные требования к учебному содержанию. Согласно последнему учебному плану, общеобразовательная подготовка проходит в обязательной, обязательно выбираемой и свободно выбираемой формах. Таким образом обеспечивается достижение общеобразовательного минимума знаний, но есть возможность для приведения обучения в соответствие с интересами и индивидуальными возможностями школьников. Учебное содержание распределяется по следующим культурно образовательным областям: болгарский язык и литература, иностранные языки, математика, информатика и информационные технологии, общественные науки, гражданское образование и религия, природные науки и экология, искусства, быт и технологии, физическая культура и спорт. Доминирование интегративного и личностно ориентированного подхода в начальной школе способствует естественному сближению учебной среды со спецификой детского мира. Новыми нормативными документами утверждается право выбора школы и вида обучения. Официальный язык обучения - болгарский, но созданы условия для изучения материнского языка тем школьникам, для которых болгарский не является таковым. Было восстановлено частное образование. Переход к гражданскому обществу поставил начальную школу в новую ситуацию, и она должна решать проблемы, связанные с изменениями в ценностной системе, непрерывным ростом информации, отсутствием мотивации для учения, проявлением агрессии среди школьников.

Вопреки проблемам, которые являются естественной частью любого педагогического процесса, Болгария стремится построить современную европейскую образовательную систему. В ней достойное место занимает первоначальная школа. Ее традиции заслуживают уважения, потому что независимо от социально-экономических условий она сохраняет болгарский язык и открывает каждому следующему поколению достижения культуры и цивилизации. Ведь мудрецы не зря утверждают, что будущее имеют только те, у кого есть прошлое.

Библиографический список

1.Бойчева, В. Образование. [Текст] / В. Бойчева // България 20 век. Алманах. - С. : Изд. «АБВ Кооп 2000» «Труд», 1999 - С. 610-650.

2.Василева, Е. Съвременното начално училище - реалност и предизвикателства. [Текст] / Е. Василева. - 1-е изд. - С. : УИ «Св. Кл. Охридски», 2004. - 350 с.

З.Чакъров, Н. История на българското образование. Том втори. [Текст] / Н. Чакъров, Д. Дончев, О. Обрешков. - 1-е изд. - С. : Държавно издателство «Народна просвета», 1982. - 343 с.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Тушева Елена Сергеевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики; заместитель декана факультета переподготовки специалистов по дефектологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет», г. Москва, Россия

УДК 377.018.48.

ББК 74.4

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА: РЕСУРСЫ ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В статье раскрываются ресурсные возможности оптимизации образовательного процесса дефектологической переподготовки посредством реализации личностно-ориентированной парадигмы в профессиональном образовании, внедрения блочно-модульной технологии проектирования адаптивных образовательных программ, активных и интерактивных форм обучения.

Ключевые слова: дефектологическая переподготовка; образовательная парадигма; категоризация видов; блочно-модульное проектирование адаптивных программ; активные и интерактивные формы обучения.

SPEECH PATHOLOGY RETRAINING: RESOURCES OF EDUCATIONAL OPTIMIZATION

The article deals with resource possibilities to optimize speech pathology retraining through personal focused paradigm in professional education, to introduce block and modular technology of adaptive curricular projecting, active and interactive forms of education.

Key words: speech pathology retraining; educational paradigm; categorization of types; block and modular projecting of adaptive curricular; active and interactive forms of education.

Проблема оптимизации образовательного процесса, рассматриваемого нами в контексте дефектологической переподготовки, назрела давно и, как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.