Научная статья на тему 'Предметные модели содержания общего образования (ведущие структурные компоненты содержания исторического образования в странах Восточной Европы)'

Предметные модели содержания общего образования (ведущие структурные компоненты содержания исторического образования в странах Восточной Европы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
675
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стрелова О. Ю.

В статье содержится общая характеристика подходов к преподаванию истории в школе в странах Восточной Европы. Дана развернутая характеристика процесса преподавания истории в образовательных учреждениях Республики Болгария. Подробно охарактеризованы подходы к преподаванию истории в образовательных стандартах Болгарии государственных образовательных требованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предметные модели содержания общего образования (ведущие структурные компоненты содержания исторического образования в странах Восточной Европы)»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

www.pmedu.ru

2011, №5, 61-70

ПРЕДМЕТНЫЕ МОДЕЛИ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Ведущие структурные компоненты содержания исторического образования в странах Восточной Европы)

SUBJCT MODELS OF THE CONTENT OF THE GENERAL EDUCATION (leading structural components of the content of historical education in countries of Eastern Europe)

Стрелова О.Ю.

Профессор Дальневосточного государственного

гуманитарного университета (г. Хабаровск), доктор педагогических наук E-mail: ostrelova@mail.ru

Strelova O.Yu.

Professor of Far eastern state Humanitarian University (Xabarovsk city)

Doctor of science (Education)

Аннотация. В статье содержится общая характеристика подходов к преподаванию истории в школе в странах Восточной Европы. Дана развернутая характеристика процесса преподавания истории в образовательных учреждениях Республики Болгария. Подробно охарактеризованы подходы к преподаванию истории в образовательных стандартах Болгарии - государственных образовательных требованиях.

Annotation. Article contains the general characteristic of approaches to history teaching at school in countries of Eastern Europe. The expanded characteristic of process of history teaching in educational institutions of Republic of Bulgaria is given. Approaches to history teaching in educational standards of Bulgaria - the state education requirements are characterized in detail.

Ключевые слова: среднее образование в Болгарии; государственные образовательные требования; школьная система исторического образования; содержание исторического образования.

Keywords: secondary education in Bulgaria; state education requirements; school system of historical education; maintenance of historical education.

Новые грани влияния Советского Союза на внешнюю и внутреннюю политику стран, во второй половине ХХ в. входивших в социалистический лагерь, порою открываются неожиданно. Очередное «открытие» сделано в исследовании, на первый взгляд далеком от историко-политического анализа прошлого времен «холодной войны».

В конце 1980-х гг. задачи реформирования школьного исторического образования в неразрывной связи с политическими и социально-экономическими проблемами обострились практически во всех странах Европы. Безусловно, идеологическая причастность европейских стран к Западу или Востоку существенным образом корректировала масштабы и глубину намечавшихся в них преобразований [1].

В этот период особенно нелегко пришлось странам, которые за прошедшие десятилетия и века срослись с Россией - Советским Союзом общностью историко-культурных событий государственного и личностного характера, бесконфликтностью отношений на международной арене, религиозной и психологической близостью народов, культурными и научными контактами.

б1

Хотя таких стран в социалистическом лагере было мало, а феномен Болгарии - вообще исключителен, нам представляется, что их опыт формирования новой системы гуманитарного и, в частности, историко-обществоведческого образования в условиях многокультурного и динамично изменяющегося мира интересен и поучителен для России.

«Курица - не птица, Болгария - не заграница» - эта, популярная в прежние годы, пословица показывает отношение советских людей, совсем не избалованных поездками за рубеж, к самой южной республике в блоке восточноевропейских государств социалистической ориентации. Достаточно хорошо известен факт, что в начале 1964 г. Н.С. Хрущев отказал Тодору Живкову в просьбе принять Болгарию в СССР в качестве союзной республики. Но мало известным остался другой поступок болгарского руководства, призванный продемонстрировать его лояльность идеям социализма и «великую дружбу» с советским народом. Лидеры страны в 1950 г. утвердили национальный гимн Народной Республики Болгария, полностью копировавший архитектонику и целые словосочетания советского гимна. Этот гимн просуществовал до 1964 г., пока не был заменен другим, менее политически ангажированным, но все равно звавшим болгар к союзу «с Москвой в мире и бою» [2].

Гораздо дольше влияние советской идеологии ощущалось в системе общего и историко-обществоведческого образования Болгарии. Так же, как в свое время государственный гимн, методика обучения, программы и школьные учебники создавались по опыту и подобию советских, а кандидаты педагогических наук по методике преподавания истории готовились в аспирантуре МГПИ им. В.И. Ленина. Статьи болгарских специалистов в области историко-обществоведческого образования, изредка публиковавшиеся в журнале «Преподавание истории в школе» в 1960 - 1980-е гг., по сути, конкретизировали опытом преподавания своей национальной истории партийные и классовые установки советской педагогической науки.

Логично предположить, что в этом контексте распад СССР и последовавшие за ним кризисы исторической науки и школьного исторического образования, должны были привести Болгарию в состояние коллапса. Однако этого не случилось. Национальная система образования, методика обучения истории и Ассоциация учителей истории Болгарии, хотя и не безболезненно, но адаптируются к изменяющимся условиям, обретают новые черты и свой собственный голос в европейском объединении преподавателей истории (Евроклио).

Становление школьной системы исторического образования началось в Болгарии за сорок лет до провозглашения независимости. Как и в России, первые учебники по всеобщей истории были переводными, в том числе с русского языка (И. Кайданов, А.Л. Шлецер, С.Н. Смарагдов, Д. Иловайский и др.). А учебники по болгарской истории старались делать собственными силами (Христаки Павлович, Драган Цанков и др.). Оценивая историко-педагогическое наследство своей страны за столетие (середина ХТХ - середина ХХ вв.) ведущий методист современной Болгарии доктор Румяна Кушева [3] отмечает широкую осведомленность своих предшественников об опыте обучения истории и методических идеях русских, позже советских, а также немецких и французских специалистов. Основными проблемами предметной дидактики уже в то время в Болгарии были методология истории, гражданское воспитание, формирование исторического мышления школьников, психологические основы обучения.

Примечательно, что сегодня об историко-педагогическом наследии методики второй половины ХХ в. болгарские коллеги предпочитают или умалчивать, или представлять его не так детально, в стране «идет поиск решений, соответствующих новым, существенно отличающимся от предыдущих, реальностям»[4] (курсив мой - О.С.). Центральными в модернизации школьного исторического образования являются вопросы: «Как посредством исторического образования дать адекватный ответ на изменение ценностей в обществе, глобальные и региональные трансформации? Как научить школьников самостоятельно ориентироваться в событиях прошлого и современности?».

Эти вопросы стали в 1990-е гг. ориентирами в разработке и совершенствовании целого комплекса нормативно-правовых документов и учебно-методических материалов. Их концептуальные основы определяются Законом об образовании, учебным планом и государственными образовательными требованиями (стандартами) к учебному содержанию (приняты в 1999 - 2000 гг.).

Среднее образование в Болгарии из трехступенчатого стало двухступенчатым: основная ступень для детей от 7 до 14 лет и гимназическая - для 14-18-летних подростков. Другое нововведение связано с объединением учебных предметов в культурно-образовательные области для более эффективной интеграции содержания близких дисциплин.

История, - вместе с географией, экономикой, психологией, логикой, этикой, правом, философией и пропедевтическими предметами «Родной край» и «Человек и общество», - входит в культурнообразовательную область «Общественные науки, гражданское образование и религия».

Такая структуризация содержания обусловливает двухуровневый характер целей образования для каждого учебного предмета:

1) в Законе об образовании указаны общие цели, ориентированные на «создание условий для формирования ценностных ориентаций, чувства болгарской идентичности и сопричастности, уважения к другим, гражданской ответственности»[5];

2) сопряженные с ними цели культурно-образовательных областей.

Общие для всей культурно-образовательной области «Общественные науки, гражданское образование и религия» целевые установки являются одновременно целями изучения истории, разделенными по ступеням обучения (основная и средняя) и детализированными в учебных программах.

Еще одно изменение касается названия интересующего нас предмета: в новом учебном плане он называется «История и цивилизации», акцентируя этим связь истории с гражданским образованием и отказ от доминирования политической истории в его содержании. Он остается самым объемным по времени учебным предметом в своей образовательной области.

Показательно официальное название образовательных стандартов Болгарии - государственные образовательные требования [6]. Оно подчеркивает направленность стандартов на проектирование результатов общего образования, соответствующих принятым целям и обусловливающих содержание и процесс их реализации. С самого начала государственные образовательные стандарты разрабатывались с опорой на национальные традиции и опыт зарубежных стран. При этом подчеркивалось, что результаты образования болгарских школьников должны быть соизмеримы с европейскими и мировыми стандартами образования.

Структура стандартов универсальна, их основу составляет ядро учебного содержания, определяющее знания, умения и компетенции, конкретизированные целевыми установками учебных предметов. Ключевые для исторического образования цели воспитания национальной памяти и гражданской идентичности поставлены в прямую зависимость от уровня развития критического мышления школьников, умений сопоставлять различные точки зрения и самостоятельно работать с разнообразными историческими источниками, в том числе на основе информационно-компьютерных технологий. Отсюда характерные названия рубрик для ядра учебного содержания, повторяющиеся в стандартах основной и средней ступеней образования:

- Фундамент современного мира

- Национальное и мировое историческое и культурное наследие

- Человек в истории

- Исторические источники.

В структурировании ядра содержания общего исторического образования нельзя не заметить гуманистически ценностной ориентации на уважение к национальному и культурному наследию, связь болгарской истории с мировой историей, принятие основных норм жизни болгарского общества и государства, самоопределение личности в многокультурном мире прошлого, настоящего и будущего. Таким способом обеспечивается интеграция исторического и гражданского образования болгарских школьников.

Другая особенность болгарских стандартов по истории - формулирование их основных положений языком компетентностей, деятельности и критериев оценки достижений учащихся на каждой ступени образования. В анализируемом документе мы не найдем традиционных для нас предметных дидактических единиц, обозначающих конкретные события, явления и процессы отечественной и всемирной истории. Пласты историко-граждановедческих знаний скорее только очерчены

в формулировках ядра стандарта: эволюция государства, политических систем и прав граждан, развитие демократических традиций, трансформация повседневного образа жизни людей и культурных ценностей. В стандартах, таким образом, заданы шесть-семь приоритетных целей и сквозных тем, содержание и способы изложения которых варьируются в учебных программах и авторских учебниках для школьников.

Внутри каждой рубрики ядра учебного содержания требования и критерии оценки учебных достижений определены на основе их ключевых идей: основы современного мира, роль человека в истории, общее и различное в национальном и мировом историко-культурном наследии, типы исторических источников и способы работы с ними, - а также с учетом специфики познавательной деятельности по каждому из этих направлений. Благодаря такому подходу болгарским педагогам удается предупредить крен в знаниевую парадигму и описательно-объяснительные методы обучения. В сопоставлении ядра стандартов по истории для основной и средней ступени образования и на двух уровнях обучения гимназистов очевидны акценты на последовательное развитие:

- социально-личностных компетенций (ценностно-смысловая ориентация, гражданственность, социальное взаимодействие);

- общенаучных компетенций (познавательная деятельность, интеграция, профессиональное развитие, информационно-коммуникативные технологии);

- специальных предметных компетенций (идентификация и атрибуция исторических фактов и источников, сравнительный анализ, объяснение и интерпретация, локализация фактов во времени и пространстве, критика источников, историческая оценка) (табл.1).

Таким образом, данные методологические основы проектирования государственных образовательных стандартов обеспечивают:

- сопряженность целей исторического образования с целями общего образования;

- приоритет исторического образования в структуре общего образования;

- описание сути целей исторического образования;

- мобильность в подборе и структурировании конкретного учебного материала при относительной стабильности самих стандартов;

- долгосрочное проектирование;

- интеграцию учебных предметов, входящих в культурно-образовательную область «Общественные науки, гражданское образование и религия»;

- вертикальную и горизонтальную преемственность в развитии умений и компетентностей школьников [7].

Структура изучения предмета «История и цивилизации» выглядит следующим образом. Как самостоятельный курс «История Болгарии» изучается в школе дважды: в 5 - 6 классах от доисторической эпохи до современности и в 11 - 12 классах с античных времен до наших дней. Концентрическая структура курса по отечественной истории существовала в Болгарии и прежде, теперь истоки болгарской истории отнесены в «доисторическую эпоху», захват Болгарии турками и восстановление независимости перестали быть «точками отсчета» и рубежами национальной истории, а в последний год обучения акценты поставлены на национальных, этнических и межгосударственных проблемах балканских государств в ХХ - ХХТ вв.

Всемирная история изучается по линейному принципу: от «праистории» и античности в 7 классе до современности в 10 классе. В этой части образовательные реформы фактически не изменили существовавшую в болгарских школах традицию изучать всемирную историю в синхронистической связи с отечественной. Таким образом, школьникам предоставляется возможность интегрировать события и процессы национального масштаба в европейскую и мировую историю, сопоставлять и оценивать вклад родной страны в историко-культурное наследие человечества.

Инструментальный характер содержание исторического образования приобретает в учебной программе. В ее первой части кратко охарактеризованы особенности курса истории, который изучается в конкретном классе. Затем идет развернутая формулировка целей. Она самым непосредственным образом связана с целями общего образования в «Законе об образовании» и целями образовательной

области «Общественные науки, гражданское образование и религия». В этой части программы уточняются феномены, характерные для мировой, европейской и болгарской истории в то или иное время, ценностные установки, на формирование которых направлен учебный предмет в целом и его конкретные курсы.

Следующий раздел программы называется «Учебное содержание» и своим видом напоминает развернутое тематическое планирование: здесь в соответствии с ядром стандартов конкретизируются содержание и прогнозируемые результаты курса в целом и отдельных тем, в него входящих. Особое внимание в учебном предмете «История и цивилизации» уделено новейшей истории Болгарии и мира, что можно тоже объяснить методологической связью учебного предмета «История и цивилизации» с гражданским воспитанием школьников.

В то же время в содержании учебного материала увеличен объем информации о повседневной жизни людей, культурно-исторических ценностях, роли женщин в истории, международных организациях, научно-технических изобретениях и социально-экологических последствиях производственной и интеллектуальной деятельности людей в прошлом и настоящем.

Например, курс истории Нового времени (9 класс) [8]:

(1) ядро стандарта «Фундамент современного мира» на основной ступени обучения: школьник должен «устанавливать и объяснять связь между политическими, хозяйственными, идеологическими и социальными переменами в обществе»;

(2) прогнозируемые результаты конкретного курса: школьник должен: устанавливать связи между идеями Просвещения и буржуазной революции и идеями национализма, между процессами объединения Германии и Италии;

(3) требования к результатам освоения темы 1 «Идейные горизонты Нового времени»: «Индивидуализм и его границы: Ренессанс, Реформация, Контрреформация. Аргументы разума: Просвещение. ХХ век - на идейном перепутье: романтизм, материализм, эволюция, революция. Политические идеологии Европы: абсолютизм, консерватизм, либерализм, национализм, социализм. Христианская церковь и идеи Нового времени. Болгары и идеи модернизации Европы». Школьники должны знать основные идеи Нового времени, уметь сравнивать основные идеи, действия и процессы, устанавливать связи между идейными и политическими изменениями этого периода.

Таким образом, в главной части программы учебное содержание представлено:

Во-первых, на трех взаимосвязанных уровнях: стандарт - курс - тема.

Во-вторых, языком требований - прогнозируемых результатов, которые соответствуют общим установкам стандартов и особенностям содержания конкретных учебных курсов и тем. Ведущими компонентами учебных достижений школьников выступают познавательные умения, приложенные к определенному историческому материалу.

Третья особенность содержания - отсутствие в учебной программе развернутого по событийнохронологическому принципу списка сюжетов. Вместо этого в историческом пространстве и времени поставлены ключевые проблемы курсов, составляющих предмет «История и цивилизации», например, в 9 классе: «Идейные горизонты Нового времени», «Государственные и политические модели новой Европы», «Экспансия Европы на новые земли», «Новый человек».

Проблемный характер обучению задают особые способы формулирования предметных единиц содержания каждой темы: сложные бессоюзные и сложносочиненные предложения, указывающие направление исследований, объекты сопоставления, характер обобщающих выводов [9] («В поисках идеального политического порядка: социальные утопии и революции», «Образ «другого»: представления о различиях людей»).

В рамках этих тем авторы учебников и учителя вправе предложить школьникам сюжеты из истории любой европейской страны. Обязательное условие одно: интеграция почти в каждую тему фактов из национальной истории: «болгары и идеи модернизации Европы», «Измерения модерна в повседневной жизни болгар».

Заключительный раздел учебной программы - это своеобразный комплекс условий ее реализации. В нем, в соответствии с учебными темами, перечислены основные понятия, формы и способы познавательной деятельности учащихся, межпредметные связи внутри культурно-образовательной области.

В целом, разработка содержания учебной программы сводится к следующим принципам:

- хронологически-прогрессивный принцип (линейное расположение учебного материала внутри курса);

- проблемно-тематический принцип (в порядке хронологии процессов и явлений);

- синхронный принцип (параллельное изучение всемирной и отечественной истории);

- концентрический принцип (учебное содержание повторяется в разных вариантах группировки и абстрагирования)[10].

Охарактеризованные выше модели разработки содержания в государственных образовательных стандартах и учебных программах обусловливают вариативность и конкуренцию школьных учебников в современной Болгарии. Как отмечает Румяна Кушева, «учебники и учебные пособия - это сфера непрерывных перемен» и «предмет дискуссий» в науке и обществе [11].

С одной стороны, постоянные обновления учебников истории связаны в первую очередь с новыми интерпретациями истории Болгарии, с другой - с совершенствованием методической конструкции учебных книг. И та и другая тенденции заложены в современную концепцию модернизации школьного исторического образования Республики Болгария. Отсюда многообразие моделей учебников по истории: от традиционно текстовых до рабочих книг, содержащих небольшие авторские тексты, разнообразные документы и задания [12].

Краткий анализ учебника второго типа дает представление о том, как завершается трансформация содержания образовательных стандартов в содержание школьного учебника. В учебнике для 10 класса для общеобразовательного и профильного уровней [13] показана история мира в ХХ веке. Столетие разделено на две половины, рубежи которых определяют мировые войны (1914 - 1939, 1945 - до конца ХХ века). В рамках каждого полувека даются исторические портреты как ведущих стран мира: Великобритания, США, Франция, Германия, Советский Союз, Италия, Япония, Китай, - так и стран, значимых в связи с геополитическим положением Болгарии: Греция, Турция, Испания, Португалия, страны Восточной Европы. Есть в учебнике и общеисторические обзоры: «Версальская система - мир на песке», «Коминтерн против социал-демократии», «Демократии, либерализм, революции», «Деколонизация». История Болгарии и балканских стран в ХХ веке встраивается в эти разделы отдельными темами, тоже сформулированными проблемно или образно: «Болгария сквозь реформы и превращения», «Болгарский ключ» на Балканах», «Балканские социалистические страны».

Проблематика и тематика материалов школьного учебника четко корреспондируется со сквозными темами в государственных образовательных стандартах и с ключевыми идеями ядра его содержания. С определенной долей условности к первому разделу ядра «Фундамент современного мира» можно отнести темы «Версальская система...», «Европейские политические и экономические структуры», «К постиндустриальному и информационному обществу».

Ко второму разделу ядра «Национальное и мировое историческое и культурное наследие» -относятся темы «Мир небольшой - наука и техника всюду», «Мир небольшой - культура для всех», «Наука, технологии и культура современного общества».

Третий раздел ядра «Человек в истории» представляет тема «Мировые лидеры 80-90-х гг. ХХ века», но главным образом его наполняют материалы рубрики «Лица эпохи», которая дает представление о выдающихся политических деятелях, ученых, художниках, писателях.

Четвертый раздел ядра содержания стандарта «Исторические источники» реализуется через рубрику учебника «Техника истории». В ней, в соответствии с заданными умениями и компетенциями, объясняются методы и технологии исторического анализа произведений искусства, критического анализа письменных источников, сравнения документов, самостоятельной подготовки письменного текста, анализа статистических данных, тематического анализа разных документов.

Теоретические знания школьники применяют в ответах на вопросы ко всем видам источников и в дискуссиях, темы которых даны в учебнике, а также в заданиях повышенной трудности и рассчитанных на самостоятельный поиск и обработку информации, включая Интернет-ресурсы.

Резюмируя результаты анализа нормативно-учебной базы историко-граждановедческого образования в современной Болгарии, можно сделать следующие выводы:

Его содержание разработано на трех взаимосвязанных уровнях:

- ядро содержания учебного предмета «История и цивилизации» - в государственных образовательных стандартах;

- основные курсы, проблемы и темы - в учебных программах;

- дидактические материалы и источники - в школьных учебниках.

Ведущие структурные компоненты учебного содержания основаны на гуманистически ценностных установках: жизнь в многокультурном и взаимодействующем мире, интеграция прошлого и культуры родной страны в европейское и мировое историко-культурное наследие, чувство болгарской идентичности, толерантное отношение к иным культурам.

В стандартах ведущие структурные компоненты содержания общего исторического образования сформулированы на языке требований к познавательным умениям и компетенциям, которые школьник должен освоить в процессе обучения на основной и средней ступенях обучения, на общеобразовательном или профильном уровнях подготовки.

В учебных программах этот текст «переведен и разложен» на целевые установки конкретных ступеней образования и курсов, на темы и предметные единицы содержания (ключевые идеи и факты, понятия) и, главное, - на прогнозируемые результаты изучения каждой темы в отдельности (знания и умения).

В школьных учебниках, в зависимости от типа учебной книги, конкретный исторический материал представлен или в подробных авторских текстах, или в документально-методических комплексах с минимальной долей монолога самих авторов учебника.

Многоуровневая и деятельностноориентированная конструкция учебного содержания превращает в реальность идею о «нормативном и методическом поле в содержании образования» [14], где гарантирована относительная стабильность стандартов и естественное, творческое, динамичное обновление учебных программ и учебников.

Деятельностноориентированный характер ведущих компонентов содержания переносит акценты с задачи освоения определенного объема исторических знаний (уже утратившей свою актуальность в информационном обществе) на задачи овладения компетенциями, важными для жизни в современном мире.

Ведущие компоненты содержания учебного предмета «История» определяют собой прогнозируемые результаты обучения в целом и на каждом из его этапов, способы и критерии текущей и итоговой аттестации учащихся.

Современная система школьного исторического образования в Болгарии и в странах Юго-Восточной и Центральной Европы в большей или меньшей степени соизмеряется с моделями западноевропейских стран, но не отказывается от собственных национальных традиций и интересов. Происходит это благодаря открытости и интересу педагогической науки и практики к иным образовательным системам, участию в различных международных образовательных проектах, сотрудничеству со специалистами в области исторического и обществоведческого образования из разных уголков мира [15].

Таблица 1

Государственные образовательные требования к учебному содержанию по истории [16]

Ступень образования: основная Ступень образования: средняя

Знания, умения, отношения в конце 8 класса Знания, умения, отношения в конце 12 класса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первый уровень Второй уровень

Фундамент современного мира: Школьник — описывает и объясняет возникновение государств, форм государственного управления и институтов; — устанавливает синхронность и асинхронность между событиями и личностями национальной и мировой истории; — описывает и объясняет хозяйственные, политические и духовные изменения в болгарском обществе по заданным показателям; — знает Конституцию как Основной закон Республики Болгарии и основные права и обязанности болгарских граждан; — делает разграничение между различными ветвями власти; — использует хронологические и пространственные ориентиры для объяснения исторических событий; — распознает содержание исторических понятий, с которыми работает. Фундамент современного мира: — устанавливает и объясняет связь между политическими, хозяйственными, идеологическими и социальными переменами в обществе; — знает основные политические взгляды, идентифицирует политические модели управления, объясняет развитие политических институтов; — определяет и объясняет территориальные и общественные перемены в Болгарии; — объясняет значимые процессы эволюции современного мира и определяет место Болгарии в них; — выбирает и использует основные понятия при описании, сравнении и анализе исторических событий и процессов. Фундамент современного мира: — использует познания в области истории, литературы, философии, искусства при анализе, обобщении и толковании событий национальной и мировой истории; — формулирует критерии для сравнения исторических явлений и процессов; — аргументирует роль Болгарии как фактора стабильности на Балканском полуострове; — прослеживает развитие идей, касающихся перемен в обществе.

Национальное и мировое историческое и культурное наследие: — идентифицирует и описывает характерные памятники национальной и мировой культуры; — знает о возникновении основных религий и об их влиянии на человеческие цивилизации; — приводит примеры взаимного влияния различных культур; — определяет принадлежность к общности по ЯЗЫКОВЫМ и религиозным особенностям. Национальное и мировое историческое и культурное наследие: — устанавливает самобытность, преемственность и взаимные влияния между культурами и цивилизациями; — использует познания о национальных ценностях и традициях при анализе событий национальной истории; — знает памятники и традиции, принадлежащие разным культурам; — устанавливает синхронность и асинхронность, хронологические различия и региональные особенности в историческом и культурном развитии разных обществ; — дает оценку значению национального и европейского культурного наследия для развития мировой цивилизации. Национальное и мировое историческое и культурное наследие: — использует знания об исторических и культурных традициях как ориентир для идентификации принадлежности к культурам и цивилизациям.

Таблица 1 (окончание)

Ступень образования: основная Ступень образования: средняя

Знания, умения, отношения в конце 8 класса Знания, умения, отношения в конце 12 класса

Первый уровень Второй уровень

Человек в истории — объясняет на конкретных примерах устойчивость и перемены в образе жизни и в ценностях в разные исторические периоды; — характеризует идеи об изменении мира и связывает их с определенными историческими личностями; — устанавливает взаимосвязь между природными условиями и общественной жизнью. Человек в истории — описывает и сопоставляет эволюцию прав и свобод граждан в разных обществах; — определяет различия в образе жизни, религиозных верованиях и в понимании ценностей в разных обществах; — различает и оценивает идеи и действия личности в истории; — определяет и объясняет глобальные проблемы человечества и роль человека в их решении; — устанавливает зависимость между развитием техники, экономики, социальных идей и повседневной жизнью человека; — оценивает значение использования научных и технических открытий для динамичного прогресса отдельных обществ. Человек в истории — анализирует и оценивает участие личности в исторических процессах на разных этапах; — объясняет роль языка, религии и традиций в социальном развитии.

Исторические источники — различает типы исторических источников; — извлекает информацию из текстов, карт, изображений, схем, диаграмм; — отличает факты от аргументов и оценок; — сопоставляет данные из различных исторических источников и обнаруживает противоречия или совпадения при описании одних и тех же событий; составляет короткие письменные тексты при помощи соответствующих вопросов; — формулирует собственные вопросы по историческим проблемам и аргументирует ответы; — ориентируется в возможностях поиска и получения информации с помощью Интернета Исторические источники — извлекает и интерпретирует информацию из разных источников; — ищет, выбирает и обрабатывает информацию при помощи средств и ресурсов Интернета; — делает заключения на основе сопоставления информации из разных исторических источников; — различает факты, аргументы, идеи, средства при разрешении противоречий; — проявляет критическое отношение при анализе информации из разных источников; — самостоятельно составляет письменные тексты (описание, размышление). Анализ документа при помощи соответствующих вопросов. Исторические источники — использует основные техники для самостоятельного сбора, представления, аргументации и анализа данных; — обнаруживает противоречия и формулирует решения проблемы; — работает с информацией и составляет письменные тексты-размышления по конкретным проблемам.

Список литературы:

1 After the Wall: History Teaching in Europe aince 1989 - Hamburg 2004 - p.14 - 23

2 Кузнецов А., Шумит М. О старых и новых гимнах Болгарии // История. - 2007. - №24

3 Кушева Р. Методика на обучението по история. - София, 2000 - 54с. (на болг. яз.).

4 Кушева Р. Модернизация исторического образования в Болгарии // Преподавание истории и обществознания в школе. - 200б. - №5

5 Цит. по Кушева Р. Методика на обучението по история. - София, 2000 - 5бс. (на болг. яз.).

6 Държавни образователни изисквания за учебно съдържание (болг.)

7 Кушева Р. Методика на обучението по история. - София, 2000 - бЗс. (на болг. яз.)

8 Кушева Р. Методика на обучението по история. - София, 2000 - 87с. (на болг. яз.)

9 Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории в школе. - М., 2003, C.161.

10 Кушева Р. Методика на обучението по история. - София, 2000 - 81с. (на болг. яз.)

11 Кушева Р. Модернизация исторического образования в Болгарии // Преподавание истории и обществознания в школе. - 200б. - №5

12 Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. Учебник истории: старт в новый век. - М., 200б - C.109 - 119.

13 История и цивилизация за 10 клас (задължителна и профилирана подготовка) / Г.Марков, Р.Кушева, Б.Маринков -София, 2002 (на болг. яз.)

14 Рыжаков М.В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (теория и практика) -М., 1999 - с.53

15 Например, эти процессы на территории Болгарии отражают публикации научно-методического журнала «Диалоги с историей» («Диалогът в историята» на болг. яз.)

16 Кушева Р. Модернизация исторического образования в Болгарии // Преподавание истории и обществознания в школе. - 200б. - №5

Интернет-журнал «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

2011, №5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.