Научная статья на тему 'Даилог в истории через новое поколение учебников для средней школы в Болгарии'

Даилог в истории через новое поколение учебников для средней школы в Болгарии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кушева Румяна

В статье рассматривается модернизация исторического образования в Болгарии на примере реализации в последных 10 -12 лет новой концепции учебников, тетрадей и рабочих листов. Представлены новшества в конструировании учебников. Приведены множество примеров, показывающих реализацию этих новшеств в дидактической обработке исторического материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Даилог в истории через новое поколение учебников для средней школы в Болгарии»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

www.pmedu.ru

2011, №4, 67-73

ДИАЛОГ В ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В БОЛГАРИИ

DIALOGUE IN HISTORY THROUGH NEW GENERATION OF TEXTBOOKS FOR SECONDARY SCHOOL IN BULGARIA

Румяна Кушева

Профессор Департамента информации и усовершенствования учителей Софийского университета «Святого Климента Охридского», Болгария E-mail: kushevi_r@abv.bg

Rumyana Kusheva

Professor of Information and teachers improvement department (Sofia “St. Kliment Oxridsky” University), Bulgaria

Аннотация. В статье рассматривается модернизация исторического образования в Болгарии на примере реализации в последных 10 -12 лет новой концепции учебников, тетрадей и рабочих листов. Представлены новшества в конструировании учебников. Приведены множество примеров, показывающих реализацию этих новшеств в дидактической обработке исторического материала.

Annotation. Article considers modernization of historical education in Bulgaria on the example of realization in last 10-12 years of the new concept of textbooks, writing-books and work sheets. Innovations in designing of textbooks are presented. Variety of examples demonstrating realization of these innovations in didactic processing of a historical material are resulted.

Ключевые слова: новая концепция школьных учебников истории, педагогические новшества, рабочие листы, принцип многоперспективности, система упражнений, техники анализа источников.

Keywords: new conception of school history textbooks, pedagogical innovations, work sheets, principle of multiperspectivity, system of exercises, technics of the sources analysis.

Учебники по истории всегда были особено чувствительной зоной, в которой фокусировались разные, иногда противоречащие друг другу, научные, социальные и педагогические требования. Непрерывны были усилия Министерства просвещения, авторов и учителей превратить вложенные в эти учебные книги интерпретации в сущностную характеристику исторического сознания поколения, которое их изучает.

Можно привести множество примеров из учебников 19 или 20 века, в которых содержатся разные, иногда противоположные толкования и даже внушения об одних и тех же событиях, которые для данного поколения вмещаются в понятие «современность». Их разное объяснение следующими одна за другой генерациями и обозначение разными терминами ведет к их взаимному непониманию и противопоставлению. Оказывается невозможным бесконфликтное общение этих поколений по проблемам истории. Складываются устойчивые противоречия, которые влияют на понимание прошлого, на возможность активно участвовать в общественной жизни и на ожидания будущего.

На этой основе возникает недоверие и критическое отношение к образам из прошлого и вообще к истории как науке и школьному предмету, к степени правдивости собственного прошлого или к общей европейской и мировой исторической картине, которую предлагает историческое образование в школе.

Нередко параллельное дополнение, коррекция или конкретизация предлагаемой учебниками картины прошлого средствами массовой информации являются для школьников более привлекательными и волнующими своей аутентичностью и способами изложения. Все это ставит в сильную конкурентную ситуацию книги, по которым изучается история в школе, и вместе с тем превращается в фактор их модернизации.

Начавшаяся в начале 90-х годов 20 века модернизация школьного исторического образования предопределялась наступившими социально-экономическими, политическими и идеологическими переменами в Болгарии. Осуществилась и известная децентрализация образования. Введена вариативность учебных программ, но была гарантирована единая основа для оценки достижений школьников посредством Государственных образовательных требований1. Болгарские стандарты ориентированы исключительно на умения и компетенции школьников, в их рамки не включен отбор учебного содержания.

Составленные в новом формате учебные программы2, как они представлены в таблице 1 на примере программы для 8 класса, в основном сохраняют воспринятую в 80-х годах схему системного изучения истории, начиная с истории Болгарии в 5 и 6 классах. В этих классах учебное содержание вбирает в себя прошлое болгарских земель от доисторического периода до современности.

В различных темах представлены болгаро-русские культурные и политические связи, особенно в 19 веке при становлении восстановленного Болгарского государства после 1878 г. и после 1944 г. В 8 классе3, когда изучается средновековая эпоха, кроме Византии и христианского Запада, в учебную программу входят темы о политическом и культурном развитии России (Киевская Русь во времена Ярослава Мудрого, ее культурный расцвет, монгольское господство, объединение вокруг Московской Руси остальных российских княжеств, возникновение политической идеи о Москве как о Третьем Риме, наследнице покоренного мусульманами Второго Рима - Константинополя).

Подобную картину наблюдаем и при изучении Нового времени (15 - начало 20 века - до конца Первой мировой войны) в 9 классе, а также в курсе современной истории (с конца Первой мировой войны до наших дней) в 10 классе. В них Россия присутствует темами: возникновение Восточного вопроса, Русско-турецкая война 1877-1878, роль России в Первой мировой войне, взятие власти большевиками, создание Коминтерна, разрушение Версальского порядка, от европейской к мировой войне, Советский Союз от величия трагедии к трагедии «величий» (1945-1985) и др.

Ряд новшеств в стандартах и в учебных программах ставит серьёзные профессиональные и творческие задачи перед авторами учебников и издательствами. Одно из них - выделение только 6-7 тематических разделов4 в учебном содержании курсов истории. Авторы могут разработать столько учебных единиц, сколько они сами захотят5. Они сами озаглавливают и структурируют учебники в соответствии со своей концепцией и определяют задачи, исходя из уровня подготовки школьников к постижению конкретизированного уровня учебной программы стандартов6. То обстоятельство, что в учебных программах не указаны темы для упражнений и не предписаны обобщения, также следует воспринимать как свободу авторских коллективов при подготовке своих учебников.

1 Кушева Р. Модернизация исторического образования в Болгарии. - Преподавание истории и обществознания в школе, 2006, № 5, с. 56-60.

2 Конкретизируются стандарты для соответствующего класса, оставляя известные варианты выбора учебного содержания учебников.

3 В Болгарии история Древнего мира изучается в 7 классе.

4 См. колонку 3 в таблице 1.

5 Важно вместиться в определенный годовой объем учебной нагрузки.

6 См. колонки 1-2 таблицы 1 о достижениях в годовом плане и в колонке 3 - стандарты соответствующего раздела.

В новых учебных программах, подобно большинству европейских практик, существенное место отведено представлению повседневной жизни, культуры, политики и хозяйства как результата активной и творческой роли человека, развитию понимания феномена индивидуальной активности человека как основной гражданской ценности.

Таким образом, появление стандартов и изменения в философии учебных программ после 1989 года предопределяют замену в новых учебниках одних рассказов о прошлом другими, отказ от одних терминов и введение в обращение новых (общество, тоталитаризм, переворот и др.) при описании и объяснении событий. Но то, что придает качественно иной вид новой генерации учебников, это значительные новшества в дидактической обработке исторического материала.

Новые интерпретации более близкого нам или отдаленного от нас прошлого освещены, прежде всего, в учебниках для школьников, оканчивающих среднюю школу. Они касаются главным образом периода после Второй мировой войны и его объяснения. Связаны они и с введением новой терминологии, которая предопределяет изменения в оценках изучаемых событий и личностей. Отражаются достижения современной науки, которые быстро входят в историческое образование, опережая подготовку учителей.

Обеспечение вариативности и свободы в работе авторов учебников и, в известной степени, учителей было сначала хорошо принято педагогической общественностью Болгарии, которая сама ставила подобные требования. Но появление множества вариантов учебников (в определенных случаях 7-8), разных по структуре, содержанию, объему, вызвало обратный процесс. Значительная часть учителей стала настаивать на большей степени унификации учебного содержания. Первоначальный восторг от возможности большого разнообразия и выбора учебников стал снижаться, а основной аргумент в поддержку новой позиции был таким - обеспечение максимально единой основы для внешнего оценивания школьников. Вследствие этой реакции в данный момент одобряются только по три учебника для каждого предмета.

И опять, после настойчивых требований учителей, уже опубликованные новые учебные программы для 6 и 7 классов, разработанные на идеях вариативности, отложены. В них включены дополнительные списки с заголовками тем, которые должны присутствовать в учебниках. Поэтому учебники для этих классов отличаются только по внутреннему структурированию этих тем, рубрикам, подбору документов и познавательных задач и, особенно, по подходу к урокам для упражнений и обобщения.

Один из индикаторов качества учебников, который нередко остается в стороне от внимания авторов, это отношение школьников к используемой ими учебной книге. Учет взгляда «потребителей» учебников придает им более высокую степень «коммуникативности» и повышает доверие к ним.

Вот несколько обстоятельств, которые провоцируют или уже спровоцировали в Болгарии поиск новых, более подходящих содержательных акцентов, источников и формулировок задач при разработке нового поколения учебников истории.

Исследование, проведенное в 2007 году7 среди семнадцатилетних школьников, установило, что для них некоторые внешкольные каналы исторической информации значимее школьных. На первое место по предпочтению и выраженному доверию к объекту изучения школьники ставят музеи и памятные места (87%)8, затем следуют учителя, их рассказы и объяснения (76%). На третьем месте стоит учебник, а вложенные в него документы (57%) пользуются большей степенью доверия, чем основной текст.

В ответах школьников засвидетельствован слабый интерес к современной болгарской истории (31%), при этом резко упавший за последние 9 лет9 почти на 50%. Аналогичная картина наблюдается и в интересе к современной мировой истории. В то же время самыми привлекательными темами и периодами в мировой истории являются античность, крестовые походы, революции, две мировые войны, а в болгарской - Болгарское возрождение, падение османского ига.

7 Современное историческое образование - ответы новым вызовам. С., 2007.

Исследованы учебники для 10 класса в болгарской школе, где изучается современная мировая история по новым учебникам, опубликованным в начале 1990-х годов.

8 Согласно ответам на другой вопрос, школьники очень редко посещают музеи с учебной целью.

9 По сравнению с годом исследования.

Особенно важно отметить, что в национальной истории школьники выделяют локальную историю, т.е. историю родного края (89%), которая почти отсутствует в наших учебниках. В мировой истории доминирует предпочтение к истории Европы (79,34%) над остальными регионами (67%).

Налицо две параллельные доминанты: очень высокая степень предпочтения национальной и европейской истории со значительным перевесом первой. Но школьники отмечают, что они не получают из учебников достаточно положительных примеров из прошлого.

Кроме нововведений в учебном содержании, заданных новыми учебными программами, новое поколение учебников по истории10 характеризируется и рядом существенных педагогических новшеств. В некотором отношении они появились благодаря значительно расширившимся общим взглядам болгарских издательств и авторов на разные европейские тенденции. Например, когда идет речь о приложении принципа многоперспективности к подбору письменных документов или изображений, или об их разнообразии, особенно за счет аллегорических и реалистичных картин, фотографий, карикатур, плакатов, гербов, статистических данных, реконструкции и т.д.

Условно о таком влиянии можно говорить и когда разрабатываются варианты рабочих листов11, где посредством небольшого количества документов и деятельностей углубляется понимание содержания учебника. На этой основе проявляется в высокой степени оригинальность и дидактическая изобретательность издательств и авторов.

Как передовую линию в этом отношении можно отметить серьёзный репертуар специально разработанных рабочих тем, например «Техника истории» или «Упражнения», присутствующих во всех учебниках по истории от 3 по 10 класс. Они включают очень короткую характеристику типа документа, алгоритмы работы с ним и тренировочные задачи к источнику.

Вот как построена их система в одном из трех официально одобренных учебников для 7 класса по истории древнего мира12.

Рельефные изображения из древнего Египта как свидетельства времени; Акрополь - центр религиозной жизни Афин; Анализ реконструкции и план; Помпея - прерванная история одного города; Изучение аутентичных памятников культурного наследия; Распознавание памятников культурного наследия древних цивилизаций.

Более разнообразную картину в содержательном отношении мы видим в вышедшем семь лет назад учебнике для 10 класса13, в который включены следующие «Техники истории»: Анализ произведения изобразительного искусства как свидетельство эпохи; Критический анализ письменного исторического документа; Анализ исторической карты; Сравнение документов; Самостоятельное составление письменного текста; Анализ статистических данных; Тематический анализ различного вида документов.

Здесь нужно учесть то обстоятельство, что во втором примере авторы впервые провели эту систему без преемственности с предыдущими классами, учитывая требования стандартов и введение общего выпускного экзамена по предмету.

На основании первого примера можно частично проследить авторскую вертикаль упражнений для предгимназического этапа по критическому анализу документов: акцент в них сделан на представлении автора документа (современник события или нет, его участник или нет); в задачах есть ссылки к фактам, которые автор документа указывает, и к фразам, которыми он их описывает или выражает свое отношение (например, «Иностранцы о болгарских землях и болгарах в 19 веке», 5 класс14). Включены также темы, посвященные памятникам материального и духовного наследства и технике их анализа.

Система упражнений, разработанная в учебнике для 6 класса15, - логическое продолжение этого набора упражнений. Независимо от того, что их издательства разные, у них близкие концептуальные

10 Созданные за последнее десятилетие, в которых проявляются комментируемые нововведения.

“Учебные тетради и рабочие листы не обязательны, но каждое издательство предлагает учебный комплект, состоящий кроме учебника еще из учебной тетради, тренировочных тестовых задач для внешнего оценивания и рабочих листов. Тенденция на гимназическом этапе - предлагать только рабочие листы и тренировочные тесты. Как о хорошем педагогическом опыте с рабочими листами в Германии упоминает Методика обучения истории \ Й. Шопов и Г. Георгиев (1978).

12Издание издательства Азбуки Просвета, 2008. Авторы: М. Димова, Д. Ботева, Р. Кушева.

13 Издание издательства Просвета, 2001. Авторы: Г. Марков, Р. Кушева, Б. Маринков.

14Выпущен издательством Просвета в 2006. Авторы П. Гаврилова, П. Павлов, Р. Кушева.

15 Выпущен издательством Азбуки Просвета в 2007. Авторы: Р. Кушева, В. Янчев, Г. Якимова, М. Груев.

ї ІЇ. ftra лшш jhh ульї а ты І ї V, Учйї ні * 45 їм * jhsj ¡ж a hue {ти іц m >н йпй, ьч * hyek сї п .гижг -та ь нн н:ї з. і гіу Щ гел з. няг нь ге яшхя)

О

а

Н Я

„ -J ¡Н

U

З IB к

5 и I

L.'S 3

'і в Й

I N

ST § а

I?!

к * ?

& Й * « й ^ Л й К

і! & г!

?1 С і rf !-J-:

к ё

Я 5І 5

§ ¡5 ьч я

ш ^

Я К К :i ^

Ї 10 | я

¡jiihl >н Л ^ S-: «

л С і і я к н

з 1К а

В Ш I ё

I Iiil

I g аз ^ й I І і к (3V й |

? 1 'В ЕЦВ

Шві

7 e E ^ В E

I s І<3 s I

J as? BL

iN У С- nn

15 ГШа

4J * Й 1-І и К —

Ё З З К Е

І Ё Э к І 2 І

І ІІІІІІ і Й® ^ §*| о

і В ШІ*

й : =і_: ;_, Й 'О ^-Tfe

«ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

І: Р-: 5 ^ о к и о

У Vi ЇЛИ1Ш ІЛМС П 31 и Л ЛД-ЕЛ

взгляды на учебники. Так из шести упражнений для 6 класса три целиком посвящены техникам и тренировочным задачам для анализа разных видов изображений. Представление, описание и толкование символики гербов разработаны в упражнении «Болгарские государственные гербы - символы политических систем». Основная цель другого упражнения: «Произведения изобразительного искусства как свидетельства времени» - развить умение анализировать аллегорические и реалистические картины. Таким образом, с одной стороны, расширяется спектр умений, особенно по толкованию различных изображений. С другой - прибавляются новые элементы к предложенным в учебнике для 5 класса техникам работы (предписания) для анализа письменных документов и очерчиваются компоненты системы упражнений для предгимназического класса16.

В учебнике для 8 класса17 авторская концепция поддержана темой упражнения, где в основе деятельности школьников с разнородными источниками лежит системное развитие умения письменно отвечать на исторические вопросы. Озаглавлено упражнение: «Время Средневековья в историях, хрониках и миниатюрах. Мир средневекового человека. Составление плана на ответ на исторический вопрос».

В некоторых учебниках авторы предпочитают называть тему сообразно вынесенному на первый план умению: Анализ изображения - или виртуального пространства: Мир Гугла18.

Нужно отметить, что во многих новых учебниках темы уроков-упражнений направлены не только на усвоение определенных техник по анализу источников, но и ведут к более углубленному пониманию и объяснению содержания определенной темы и в какой-то степени к ее обобщению. Типичным примером подобного подхода можно считать первое из перечисленных выше упражнений в учебнике для 10 класса. В него включены французская художественная картина 1914 года, а также немецкая, английская и японская карикатуры 1919 года. Т.е. представлены разные точки зрения на Первую мировую войну еще в самом ее начале и разные точки зрения о будущем после ее завершения.

Одновременно с овладением техникой толкования символов и посланий на таком типе источников осмысливаются неустойчивые основы решений Парижской мирной конференции 1919 г. и развивается предыдущая тема «Песчаные основы мира».

Если продолжить список более важных педагогических нововведений в новых учебниках, то в него нужно включить еще:

Стремление в отдельных случаях сформулировать провоцирующие вопросы, направленные на ясно запоминающиеся символы или идеи: Балканские народы прощаются с демократией; Италия в черном; Антигитлеровская коалиция сломала Ось; «Болгарский ключ» к Балканам (10 класс), или Мозаика общностей в болгарских землях, Христианская вера - опора болгар (5 класс). Эта тенденция особо четко вырисовывается в первой генерации рабочих листов19, где встречаются заголовки типа: «Кто бы подумал, что Рим, в основе которого столько побед над целым миром, рухнет?», «Смена орла крестом (о Констанинополе)», «Средневековый запад возник из руин римского мира».

• Выдвинутые ведущими издательствами и уже воспринятые всеми очень короткие (до двухчетырех предложений) введения и заключения, ясно отличающиеся шрифтом и другими специальными графическими символами, как компонент основного текста учебника. В них представлен в основном европейский контекст событий (для введения) и наступившие вследствие их изменения (для заключения).

Обозначение сквозными номерами всех источников ко всем темам (как письменных документов, так и всех изображений). Все это - выражение новой концепции их равноценной роли по отношению к основному тексту и принципиально новый подход к работе с учебной книгой на уроке.

16 Как было отмечено в начале статьи, число и формат упражнений и обобщений варьируется согласно замыслу авторов.

17 Выпущен издательством Булвест в 2009. Авторы Р. Кушева, Ц. Чолова.

18 Учебник по истории для 7 класса, Издательство Булвест 2000, выпущен в 2008. Авторы: В. Арнаудов, Ц. Цветански, Е. Михайлова

19 Рабочие листы для 8 класса. Издательство Булвест 2000, 2010.

Значительное увеличение относительной доли и функциональности иллюстративного компонента в учебнике. Баланс изображений и основного текста составляет 50 на 50, что видно и на макетах учебников. Другое внутреннее соотношение в учебнике - между письменными документами и изображениями в преобладающих случаях в пользу вторых, - тоже меняет стиль работы на уроке истории.

• Дополнение традиционного блока вопросов и задач сопутствующими рубриками типа: Найдите самостоятельно, Выучите, Найдите дополнительно, - с целью стимулировать интерес школьников к самостоятельному формулированию проблем и вопросов. Включение рубрик: Профили (Больше о...), с биографическими данными политических фигур, деятелей культуры и первооткрывателей, а в отдельных случаях и за исключительные достижения - сверстников школьников, связь этой информации с задачами на различних уровнях.

Сопровождение всех письменных документов и изображений задачами, в том числе и общими к нескольким документам.

• Оформление специфическим стилем обобщающих уроков20 с хронологией, короткими обобщениями, вопросами и задачами и объединение их с блоком тестовых задач.

Представление, оценка и дискуссия об общечеловеческих ценностях как существенный атрибут в концепции учебника. Ее развитие прослеживается в примерах, документах и наборах задач и вопросов к ним. Например, заголовок рабочего листа для 8 класса: «Выбирайте в наставники и ставьте в начальники - мужчин, превосходящих всех по разуму и духовному рассуждению» (цитата из завета болгарского святого 10 века Ивана Рильского). Или задачи для анализа более широкого фрагмента из этого документа.

Здесь можно добавить и другие характерные деятельности, задаваемые учебниками, как, например, формулирование вопросов для дискуссий: Есть ли альтернатива насилию и жестокости в болгарской политической жизни в 20-30-х годов 20 века?

Разнообразие и углубленность все в том же направлении достигается обсуждением ценностной позиции соответствующей эпохи при анализе изображения, например, иконы «Святая Троица» Андрея Рублева. Вопрос к репродукции довольно крупного плана и высококачественного изображения: В унисон ли со своим временем творил иконописец, который, по современным оценкам, создает «самые поэтические образы во всем древнерусском исскустве», используя «дружелюбную цветовую гамму»?

Графическое оформление и макетирование учебников тоже вносит исключительный вклад в обогащение функциональности новых учебников истории. Принято с 3 по 5 класс располагать темы на одном развороте, а потом до 9 класса - на двух, но с разной информационной нагрузкой. Специально в этом направлении можно говорить о двух разных поколениях учебников - одни начала 2001 и другие с 2005 года.

Этот обзор, без претензии на исчерпанность темы, может дать представление об очертаниях новой концепции школьных учебников истории, в основе которой идея достижения более высокой степени диалога, как между поколениями, так и между культурами. Оставляя у школьников в памяти мысль Геродота: «Я должен передать то, что говорят, но я не обязан этому верить».

20 Частично можно проследить по приложениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.