УДК 069:34(497.2)
Благовеста Иванова
БОЛГАРСКИЕ МУЗЕИ И МУЗЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Современная работа и состояние музеев в Болгарии являются результатом общего состояния государства за последние двадцать лет. Этот период во многом определил их функции, деятельность и отношение к ним общества. Отсутствие последовательной государственной политики по вопросам национального наследия оказало сильное влияние на условия сохранения и систему охраны движимых памятников культуры в пост тоталитарном обществе. В связи с намеченными проблемами, анализ развития музеев в контексте потребности общества их создания и постепенного становления, и развития законодательства с конца Х1Х в. до наших дней, дает один из возможных ответов на вопрос об их современном состоянии и деятельности.
История развития музеев в Болгарии показывает, что они разворачивают свою структуру и деятельность в годы до Второй мировой войны. Период социализма отвергает старую систему, но вторжение в музейную сферу идеологических установок и частое отсутствие специалистов не доводит до нового развития. Два фактора определяют длительный период неразрешенных и углубляющихся проблем: отсутствие последовательной прочной государственной политики со времен Второй мировой войны до наших дней, и, соответственно, отказ от следования развитой практике музейного дела довоенного периода.
Домузейный период - начало коллекционирования и появление первых документов о сборе и охране древностей
Домузейным периодом мы назовем естественный процесс накопления музейных предметов в Болгарии в виде коллекций. Он начинается со времен Болгарского возрождения, вместе с формированием национального самосознания в условиях политического и духовного рабства. Поиск, описание и сбор древностей означают начало формирования нового мышления по отношению к старине. Появляются первые оценки ее значимости, и складывается осознание необходимости ее сохранении.
Начало Болгарского возрождения относится ко второй половине XVIII в. Как и в других славянских странах, оно является периодом становления нации, просвещения и развития культуры. На Балканском полуострове процессы возрождения осуществляются в условиях отсутствия самостоятельных государств и православной церкви. Возрождение в Болгарии осуществляется в два этапа - просветительский и революционный. Самые главные задачи просветителей и революционеров заключались в восстановлении самостоятельности церкви (она находилась в руках Вселенской патриархии) и борьбе за национальную независимость.
В первой половине Х1Х в. идеи Просвещения находят свое выражение в новой школьной системе образования на болгарском языке и в развитии книгопечатания. Тогда закладываются основы коллекционирования древностей. Отношение к средневековой истории в Болгарии связывается не только с процессами становления национального сознания, но
и с общеславянским движением романтизма и изучением исторического наследия славян. Первые шаги в изучении истории делает монах Паисий Хиландарский. В начале 1760-х гг. в рукописи «История славяноболгарская» он собирает воедино информацию о древней болгарской истории. Он опирается на переводы «отца церковной истории» римского кардинала Чезаре Баронио и бенедиктинского монаха Мавра Орбини, а так же использует документы из библиотек Зографского и Хиландарского монастырей на Афоне. Распространение «Истории славяноболгарской» в виде рукописей - это только начало понимания значения истории для становления национального сознания.
Следующим этапом в освоении наследия становится повышенный интерес к древности, выражающийся в поиске конкретных фактов, документов или материальных свидетельств. Сам предмет как носитель информации начинает привлекать внимание ученых в 1840-е гг. Болгары, которые учатся в России, будущие просветители Васил Априлов и Любен Каравелов, принадлежат к числу первых исследователей и популяризаторов древностей. Они ищут, описывают и сохраняют материальные и словесные памятники. В 1859 г Георги Раковски создает первую программу по поиску, сбору, изучению и сохранению «народных памятных древностей» и обращает особое внимание на монастыри и их сокро-вища1. Деятельность просветителей отражает не только национальную принадлежность за пределами порабощенной отчизны, но и является результатом повышенного интереса к древности славян.
В первой половине Х1Х в. интерес к старине формируется на основе славяноведения и исследований в славянских странах. Управляющий Бессарабии генерал Иван Инзов и украинский исследователь Юрий Венелин стали первыми инициаторами создания болгарского музея, но их идеи не осуществились. Они формулируют цели музея - сохранение найденных памятников в качестве основы для исследования болгарской и славянской истории2. Появляются и первые публикации в научно-популярном и образовательном журнале «Любословие» с рубрикой «Славянская древность»3.
В условиях иностранного рабства, идея создания болгарского музея зарождается среди больших групп болгарского населения, находящегося за пределами Болгарии - в Белграде, Одессе, Стамбуле и Браиле в Румынии. Создаются первые программные документы, например «Записка о необходимости создать к Одесскому училищному настоятельству хранилище южнославянских и других древностей и выставку взаимоотношений России и Болгарии». В этом документе находят отражение новые представления о значении старины для повышения национального сознания и ее важной роли для укрепления
1 Раковски Г. С. Съчинения / Подб. и ред. В. Трайков. София, 1988. Т. IV. С. 41-42.
2 Доклад И. Инзова министру внутренних дел России, от 18 марта 1819 г. Цит. по: Ханзин М. Твоей молвой наполнен сей предел. Кишинев, 1987. С. 161-162. Письмо Ю. Венелина генералу И. Инзову,
1 августа 1830 г. (черновик письма хранится в Российской государственной библиотеке в Москве).
3 Понятие [познание] за древност [старост] славянска, позже, Славянска древност // Любословие или периодическо повсемесячно списание / Преводител и издател Константин Г. Фотинов. Смирна, 1844-1846. В типографии Дамианова. Т. 1 [г. 1], априлий 1844 - март 1845, априлий, ч. 1, с. 4-6, иуний, ч. 3, с. 47-48; иулий, ч. 4, с. 59-61, август, ч. 5, с. 66-69, септемврий, ч. 6, с. 88-90, октомврий, ч. 7, с. 103-104, януарий, ч. 10, с. 158-160, февруарий, ч. 11, с. 171-174; Т. 2, [г. 2] число 13 - 24, януарий - декемврий 1846, януарий, ч. 13, с. 14-16, февруарий, ч. 14, с. 30-31, март, ч. 13, с. 45-47, априлий, ч. 14, с. 57-60, май, ч. 15, с. 71-74, август, ч. 20, с. 119-123, септемврий, ч. 22, с. 151-153, октомврий, ч. 22, с. 151-153, ноемврий, ч. 23, с. 167-171, екемврий, ч. 24, с. 183-191. Журнал распространялся не только в Болгарии, но и в Румынии, Сербии, Греции, России, Македонии, Боснии и Валахии.
международных связей. В нем формируется понимание старины как источника информации по истории, утверждается, что болгарское культурное наследие надо исследовать в исторической связи с литературой и культурным развитием других славянских народов4.
Следующий этап осмысления старины находит выражение в знаменитом письме Марина Дринова читалитшам, которые в период Возрождения работают как центры культуры и образования5. В нем известный болгарский историк и воспитанник Московского университета дает классификацию древностей и предлагает способ их описания6.
После накопления первой информации и создания программных документов появляются и первые музеи. Они создаются в виде коллекций в читалиштах в больших городах, и содержание письма М. Дринова находит прямое выражение в работе с памятниками. Первый музей оружия появляется в городе Видин в 1854 г., а первый исторический музей создается в городе Свиштов в 1856 г. 7
Публикации в болгарских газетах, журналах и частные коллекции становятся первыми шагами в области популяризации культурного наследия. Они оказываются частью борьбы болгарских просветителей за утверждение исторического национального сознания. В периоде до Освобождения от турецкого рабства появляются и первые идеи об издании специализированных журналов в области охраны памятников культуры. Художник Николай Павлович задумывает издание журнала «Болгарский памятник» на болгарском и немецком языках для популяризации болгарской культуры в Германии и Австрии8. Он воспринимает европейские традиции освоения средневекового наследия в Академиях художеств в Вене и Мюнхене, где находится на учебе9. Выше упомянутые примеры являются свидетельствами нового отношения к старине и параллельно с этим доказывают становление отношения к ней как ценности, имеющей непреходящее значение.
Турецкое государство в XIX в. не проявляет интереса к болгарской культуре. Поэтому памятники на территории Болгарии остаются вне турецких музеев. В это время развивается славяноведение, и интерес к славянским странам растет. В 1867 г. в Москве в связи с панславянским конгрессом организована большая Этнографическая выставка10, на которой болгарский художник Георги Данчов представляет рисунки болгарских национальных костюмов. В болгарском землячестве в Константинополе благотворительное братство «Просвещение» устраивает выставку женских обществ в 1873 г.11
4 Попов В. О болгарских книжицах // Русская беседа. М., 1859. Т. І. Кн. ІІ. С. 115-123.
5 Читалиште (болг, «читалище») - общественные институции с образовательными функциями, которые создаются в Болгарии в середине ХІХ в. в более развитых в культурном отношении городах. До появления специализированных учреждений выполняют функций библиотек и музеев.
6 ДриновМ. Писмо до българските читалища // Македония. 1869. г. ІІІ, бр. 42-44.
7 Кръстева С. Студии по музеология. София, 2003. Кн. 1: Тотеми, тезауруси, кунсткамери, вирту-ални пространства. С. 212-216; Манчов В. Няколко думи за Свищовското читалище // Турция. 1856. г. ІІ, бр. 4, 14 юли.
8 Архив на Николай Павлович, 1852-1894 / Ред. В. Паскалева, София, 1980. С. 80-84, 174-176, 378, 379, 468.
9 Иванова Бл. Виенският и мюнхенският период в творчеството на Николай Павлович // Проблеми на изкуството. 2007. Кн. IV. С. 54-61.
10 Путеводитель по московской этнографической выставке. М., 1867; Русские ведомости. № 57. 20 мая 1867; Указатель русской этнографическй выставки, сост. Н. Г. Карцелли, 1867; Всероссйская этнографическая выставка и славянский съезд в мае 1867; Первый всеславянский съезд в России (его причины и значения). М., 1867.
11 Право. 1873. г. VIII, бр. 14, 18 юни.
Институции и акты по охране памятников культуры в период Третьего болгарского государства до Второй мировой войны
В период после освобождения от турецкого рабства до Второй мировой войны создается законодательство, в котором четко сформулированы цели, задачи и функции музеев, и формируется развернутая структура музейной сети. В Княжестве Болгарии при содействии русской администрации под руководством князя Александра Дондукова-Корсакова и графа Петра Алабина, в 1878 г. создается публичная библиотека с музеем. В южной части страны, которая называется Восточная Румелия и которая до 1908 г. остается автономной турецкой провинцией, сохранением исторического наследия ведает дирекция Народного просвещения. Русский археологический институт в Константинополе также оказывает активную поддержку в исследованиях болгарских древностей12.
1 мая 1882 г. издается первый акт, связанный с музейным делом - это «Публичноадминистративные Правила об устройстве и управлении Областных библиотек и музеев», а с 1888 г. действуют «Временные правила научных и литературных предприятий». В них отмечена особая роль государства: «все древности независимо от того, где они находятся, являются государственной собственностью»13. В этом документе впервые записано, что вывоз памятников происходит только с разрешения Министерства народного просвещения. В 1889 г. издается и первый закон «О поиске древностей и о помощи научных и литературных предприятий»14. Его действие охватывает широкий круг охраны памятников -монет, исторических документов и материалов словесной культуры.
Музей в Пловдиве (Восточная Румелия) со времен его создания в 1879 г. развивается быстрее, чем библиотека в городе, благодаря деятельности ученого и позже управляющего Русского генерального консульства С. В. Арсеньева15. Он работает в качестве внештатного сотрудника вместе с единственным ответственным за культурную институцию Иваном Добровским и отвечает за нумизматическую коллекцию.
В это время библиотека в Софии тоже совмещает две функции - библиотеки и музея. В ее Отделе ценностей хранятся археологические памятники и рукописи. В 1892 г. учитель софийской классической гимназии чех Вацлав Добруски назначается директором Народного (Национального) музея. Этот институт в следующие десятилетия будет профессионально руководить и направлять деятельность по охране памятников старины в Болгарии, сохраняя за собой эти функции вплоть до Второй мировой войны.
12 Отчет о деятельности Русскаго Археологического Института в Константинополе за 1902 год. Софія, 1905; Отдельный оттиск из Известій Русскаго Археологичского института в Константинополе. Т. ІХ. Вып. 3. С. 8-12; Отчет о деятельности Русскаго Археологического Института в Константинополе за 1903 год. Софія, 1905. Т. Х, С. 19; Отчет о деятельности Русскаго Археологического Института в Константинополе за 1904-1908 г. Б. г. Т. ХІІІ. С. 7; Отчет о деятельности Русскаго Археологического Института в Константинополе за 1905 г. Софія, 1908. Т. ХІІІ, С. 4-6, 12-13, 15-20; См. также: Басаргина Е. Ю. Русский археологический институт в Константинополе: Очерки истории. СПб., 1999.
13 Указ № 40 на княз Фердинанд // Държавен вестник. 1888. г. Х, бр. 31, 19 март. С. 1-6. См. также: Йорданов В. Как са възникнали нашите музеи // Годишник на Народния музей за 1926-1931 г. Т. V С. 317 и далее.
14 Закон за издирване на старини и за спомагане научни и книжовни предприятия, 1889 // Държавен вестник. 1890. г. ХІ, бр. 13, 17 януари.
15 Колев К. Създаването на Народния археологически музей в Пловдив и първият му нещатен сътруд-ник С. В. Арсениев // 100 години Народен археологически музей в Пловдив: Юбилеен сборник. Пловдив, 1985. Т. 2. С. 18-40.
Огромный вклад в дело документирования болгарских древностей вносят иностранные исследователи. Среди них венгр Феликс Каниц, который путешествует по стране и зарисовывает древности. Чех Константин Иречек, автор «Истории Болгарии», который в 1881-1882 г. исполняет обязанности министра образования, в 1883 г. публикует «Руководство о коллекционировании географических и исторических материалов»16. Этим документом он подготавливает общественное мнение для защиты памятников и для будущего закона о древностях. В последние два десятилетия XIX в. в Болгарии уже есть сеть основных музеев: Военный музей в г. Русе, Естественнонаучный музей царских коллекций, Инженерно-технический музей, Музей почт и т. д.17
Структура Народного музея, после его создания в 1892 г., включала в себя три отдела: Древностей, Нумизматики и Этнографии. Музей находился в здании большой турецкой мечети «Буюк джамия». До Второй мировой войны проводились некоторые расширения экспозиций, но до сих пор Национальный археологический музей и Институт археологии находятся в этом небольшом здании. Сразу после создания музея одной из основных его задач становится коллекционирование всех памятников на этнической территории Болгарии. Соблюдаются принципы накапливания памятников и их выделения в самостоятельные собрания. Таким образом, в 1906 г. собрание этнографии выделяется в самостоятельный музей. Закон о народном просвещении 1909 г. определяет Народный музей как археологический, несмотря на то, что в нем сохраняются и произведения средневековой и современной живописи18.
В 1911 г. издается закон о древностях и ,благодаря ему, во время Балканских и Первой мировой войн музей берет на себя охрану памятников архитектуры. В 1920 г. он состоит уже из пяти отделов: Доисторических времен, Древностей, Средневековый, Нумизматики и Художественный. В этом виде музей существует до 1948 г., когда создается научный Институт археологии, и оба учреждения переходят в структуру Болгарской Академии наук.
Дальнейшее развитие Национального музея связано с выделением художественной коллекции в самостоятельную галерею. Современная Национальная художественная галерея ведет свое начало от коллекции произведений живописи Художественного отдела Народного музея. Начало этой коллекции было заложено в конце XIX в., когда Министерство образования стало покупать живопись художников периода болгарского Возрождения и современную живопись с выставок. С 1942 г. галерея начинает свою самостоятельную работу в рамках музея. Во время Второй мировой войны специально построенное для галереи здание было разрушено под ударами британско-американских бомбардировщиков. Ее коллекция сохранилась в сейфах Народного банка. Этот факт окажет значительное влияние на будущее развитие музея.
В начале XX в. в музее работают крупнейшие болгарские специалисты по археологии и искусствоведению: Богдан Филов, Андрей Протич и Никола Мавродинов, получившие образование в Германии и Бельгии. Закон 1909 г. регламентирует критерии, которым должны отвечать хранители Народного музея. Их образование для связанных археологией отделов должно быть археологическим, а для художественного отдела - искусствоведче-
16 Иречек К. Упътване за събиране на географски и археологически материали, Периодическо списание. Кн. V. София, 1883.
17 Кръстев С. Студии по музеология. Кн. 1: Тотеми, тезауруси, кунсткамери, виртуални пространства. С. 234; Недков С. История на музейното дело в България. София, 2006. С. 106 и далее.
18 Закон за Народното просвещение // Държавен вестник. 1909. бр. 49, 5 март.
ским. Xранители занимаются поиском произведений, описанием, исследованием, сохранением, охраной и экспонированием. До войны накапливается огромная коллекция искусства болгарского Возрождения и произведения живописи, скульптуры и графики. По правилу они поступают по предложению хранителя Xудожественного отдела с выставок и от частных лиц, благодаря государственной субсидии. В этот период формируется ясная государственная политика по отношению к принципам приобретения произведений искусства.
Развитие сети городских музеев в Софии начинается с развитием античной археологии. К тысячелетию золотого века болгарской культуры и пятидесятилетию освобождения Софии от турецкого рабства, в 1929 г. создается Столичный музей мэрии с тремя отделами: Вещественных памятников, Историческим архивом и Картинной галереей. В 1950-х гг. художественная коллекция начинает свою самостоятельную жизнь и ныне она находится в Городской галерее, которая размещается в здании старого городского казино, а у музея до сих пор нет постоянной экспозиции. В 1921 г. коллекции икон Болгарской Патриархии ложатся в основу Церковного музея. Таким образом, до войны в Софии была создана достаточно разветвленная сеть национальных и городских учреждений, в которых сохранялись и экспонировались памятники национального и городского значения.
Во время Второй мировой войны активная деятельность музеев прерывается. Именно в довоенный период они формируют основную часть своих богатых коллекций, в основе которых лежат результаты археологических раскопок и материалы художественных выставок.
Музеи в годы «народной демократии»
После установления «народной демократии», национальные музеи археологии и этнографии переходят из ведения Министерства просвещения в систему Академии наук. Таким образом, коллекционирование и исследование объединяются в рамках Академии. Археологический институт был создан при соответствующем музее еще в 1920-е гг. в ходе естественного развития археологии и исследований археологических объектов. Институт этнографии появился в конце 1940-х гг. путем реорганизации Института народоведения, задуманного еще в начале социалистических преобразований в Болгарии.
В эти годы активно начинается вторжение идеологии в систему культурных институтов. В 1948 г. постановлением Совета министров создается Национальная художественная галерея. Начало ее коллекции составляют произведения искусства Археологического музея. Она переходит в подчинение Комитета культуры, который имеет функции министерства. Городской музей и галерея города Софии, соответственно, подчиняются городской мэрии. В 1948 г. в рамках Академии наук создается Институт искусствоведения. Разделение искусствоведческой деятельности на «науку» и «коллекционирование» отвечало интересам художников, которые могли использовать Национальную галерею в своих целях.
В 1950-гг. национализация памятников культуры не проводилась. К государству и городским советам переходят только коллекции иностранных школ, которые прекращают свою деятельность в новых условиях, как например, Католического колледжа в г. Пловдиве. По-видимому, власти не особенно сильно интересовались частными коллекциями. Постановление совета министров 1951 г. определяет режим регистрации коллекции, но в действительности эти начинания не осуществляются.
В этот период основная деятельность Национальной галереи была направлена на выполнение новых идеологических задач. Ее функции сводятся к созданию выставок
современного искусства, оформлению новой экспозиции, в которой развитие искусства первой половины XX в. было подвергнуто ревизии. В руководство галереи и Комитета культуры входят передовые мастера из Союза художников и активные деятели коммунистической партии. Появляются существенные изменения в составе хранителей галереи. За несколько лет довоенная структура, согласно которой у хранителя есть ассистент, рушится. Исчезает и образовательный, и научный ценз по археологии и истории искусства, и таким образом место искусствоведов занимают художники.
Одна из причин изменения характера ценза состоит в том, что в высших учебных заведениях Болгарии в то время история искусств не изучается. Эта специальность, которая сделала свои первые шаги в Софийском университете в довоенные годы под руководством Богдана Филова, была уничтожена. Дело в том, что известный археолог и историк искусства, бывший директор Национального музея и профессор Софийского университета, а позже в разные годы, министр образования и председатель Болгарской Академии наук, во время Второй мировой войны был назначен председателем Совета министров. После окончания войны он был казнен по приговору Народного суда.
Историки искусства, которые окончили ВУЗы в странах народной демократии, предпочитали заниматься научной и преподавательской работой в Академии наук и в Академии художеств, а не работать в галерее, так как она находилась в патримониуме идеологии Союза художников, а его функции в то время были сугубо идеологическими. Поиск произведений искусства, их сохранение и охрана осуществлялись, но в этих условиях галерея не могла успешно выполнять свою деятельность по экспонированию произведений всех исторических периодов. Особенно активно развивается отдел современного искусства. Покупка произведений искусства осуществляется централизованным способом через Государственную закупочную комиссию. Финансирование производится Комитетом искусства и культуры. После этого, произведения поступают в галереи других городов. Таким образом, Государственная закупочная комиссия, которая состоит из действующих художников, а в годы зрелого социализма и из искусствоведов, являлась монополистом по отношению к галереям других городов и лишала их права свободного выбора для обогащения собственных коллекций.
В период социализма парадоксы проявляются и в области исторического развития музейных институтов. На передний план выходит мощь ведущей партии и правительства. В 1973 г. был создан новый национальный музей. Это Национальный исторический музей. Ныне он является самым большим музейным институтом. При его создании были использованы коллекции Археологического музея, Музея этнографии и экспонаты из региональных музеев. Поскольку этот новый музей задумывался в качестве национального, согласно взглядам этого времени он должен был воссоздать полную картину истории и искусства. В его постоянной экспозиции были выставлены специально созданные для этой цели копии художественных произведений, находящихся в экспозициях других музеев. За прошедшие с момента его основания почти 40 лет фонды музея обогатились археологическими находками, а в последние годы и теми археологическими произведениями, которые были изъяты при попытке незаконного вывоза их заграницу. Сейчас в музее числятся 650 000 экспонатов, начиная от памятников времен палеолита и заканчивая материалами кино- и фотоархива, а также произведениями филателии.
Важной проблемой софийских музеев в период социализма являлось отсутствие специально спроектированных для них зданий. Все факты иллюстрируют отсутствие госу-
дарственной политики в области развития столичной музейной системы. Национальный археологический музей по-прежнему находится в Большой мечети. Национальная галерея находится в здании бывшего царского дворца, там же располагается и Национальный музей этнографии. Этим музеям не хватает экспозиционных площадей. Национальный исторический музей в начале своего существования располагался в здании Судебной Палаты, а с 1990-х гг. переехал в резиденцию правительства. В таких условиях функции его экспозиционного пространства иногда меняются. Бывают случаи, когда их использует президент. Интерьеры резиденции абсолютно не подходят для экспозиции. С другой стороны, в эпоху социализма объем национальных коллекций увеличился, и появились проблемы с хранилищами.
Проблемы музеев в годы демократических перемен
Перемены в Болгарии наступили в 1989 г. В это время нарушаются и основные функции музеев. Физическое изнашивание зданий приводит к невозможности нормальной работы целого ряда экспозиций и их полному или частичному закрытию, что нарушает процессы социализации наследия и мешает доступу общества к получению информации.
Социализация и информация как существенные элементы деятельности музеев все еще нарушены. Например, из-за отсутствия финансирования до настоящего времени у Национальной галереи нет возможности покупать художественные произведения. Причина этого - полное отсутствие средств, предоставляемых государством для закупок. Неправильная финансовая политика в отношении пополнения фондов привела к тому, что в Национальной художественной галерее отсутствуют произведения искусства последних
20 лет. Таким образом, пропадает период, который связан с переходом от тоталитаризма к демократии. Иначе дела обстоят с Национальным историческим музеем. Его фонды после 1989 г. значительно пополнились за счет памятников археологии, изъятых государством при попытке их незаконного вывоза за рубеж.
За последние 20 лет значительно уменьшился интерес к музеям со стороны массового зрителя. Не все музеи работают со школьниками. У музейных специалистов нет такого желания, а у учителей нет интереса к музеям. Детям музеи скучны, т. к. экспозиции выглядят архаично. В музеях нет специалистов в области искусства, которые могли бы работать с детьми. Таким образом, ситуация напоминает замкнутый круг. Нарушается система познания искусства и смещается ценностная ориентация у молодого поколения.
1990-е годы ознаменовали новый период развития коллекционирования в Болгарии. Появляются первые частные археологические и художественные коллекции. Их происхождение регламентируется Законом о культурном наследии 2009 г.19
Законодательство о памятниках культуры после перемен 1989 г.
В условиях демократических перемен старое законодательство больше не может выполнять свою роль, что приводит к полному беспорядку в сфере охраны недвижимых и движимых памятников культуры. Позднее появление нового законодательства во многом способствовало нерегламентированным действиям, например, уничтожению памятников архитектуры и строительству современных зданий.
19 Закон за културното наследство II Държавен вестник. 2009. бр. 19, 1З март.
В 1999 г. был принят ныне действующий «Закон об охране и развитии культуры»20, который определяет основные принципы и приоритеты национальной культурной политики. В нем видны первые признаки децентрализации финансирования музеев. Этот закон предусматривает финансирование музеев не только государством и мэрией, но и меценатами и спонсорами. Однако он не выполняет свою роль, т. к. для возможных меценатов и спонсоров не предусмотрены налоговые льготы и у них нет стимула выделять средства для музеев.
До 2009 г. в Болгарии действовал «Закон о памятниках культуры и музеях»21 1969 г., хотя в него и вносились многочисленные изменения. Лишь в 2009 г. народным собранием был принят новый «Закон о культурном наследии». По сравнению с другими бывшими социалистическими странами, Болгария переработала свое законодательство в данной области очень поздно. Всему болгарскому обществу известно, что определенные круги были заинтересованы в редакциях старого закона и непринятии нового. Нельзя забывать и о том, что античные и средневековые памятники археологии незаконным путем вышли на мировой рынок, и что за последние 20 лет появилось немало частных археологических коллекций. После длительного обсуждения новый закон был принят, но уже через несколько месяцев парламент стал принимать к нему первые поправки. Все это показывает, что закон не совсем удачный, и что охрана культурного наследия не находит места в приоритетах государственной политики.
В целом закон направлен на гармонизацию болгарской ситуации с законодательством, регламентами и директивами Европейского союза. Его основная суть заключается в защите и охране болгарского культурного наследия, независимо от местонахождения последнего. Здесь имеются в виду, прежде всего, памятники архитектуры, ныне находящиеся на территориях других балканских стран.
Закон вводит новые термины, которые не имеют связи с исторической традицией в области болгарской музеологии. Они специально приняты в связи с унификацией с европейским законодательством в этой области и использованными в нем понятиями. «Памятники культуры» по смыслу старого закона, в новом законе названы «культурными ценностями». Новый закон определяет понятия «культурная ценность» и «культурное наследие». Он очерчивает рамки культурного наследия, которое делится на «нематериальное» и «материальное».
По смыслу закона «культурной ценностью» является каждое свидетельство человеческой деятельности со значением для общества и науки. Подобная формулировка расширяет круг защищенных законом ценностей. С другой стороны, новое понятие «ценность» в обществе имеет значение переходного характера. Системы ценностей в разные времена бывают разными, что автоматически ведет к уменьшению их значимости. Понятие «памятник культуры», которое воспринято со времен начального этапа коллекционирования в Болгарии, считается более весомым по своему смыслу.
По своему типу культурное наследие состоит из «движимых» и «недвижимых» ценностей. «Движимые культурные ценности» классифицированы по периодам и той научной и культурной области, к которой они относятся, например, археологические, этнографические, художественные, архивные, литературные, природные, технические и пр. Музеи относятся к национальной системе охраны «движимого культурного наследия».
20 Закон за закрила и развитие на културата // Държавен вестник. 1999. бр. 50, 1 юни.
21 Закон за паметниците на културата и музеите // Държавен вестник. 1969. бр. 29, 11 април.
В законе указано, что по своей тематике музеи бывают «общими» и «специальными». Подобная классификация показывает, что законодатель в недостаточной степени учитывает установленные в ходе исторического развития принципы музеологии. На самом деле наука о музеях четко определяет музеи как «художественные», «исторические», «естественной истории», «науки и техники» и они действительно существуют в таком виде.
В соответствии с законом музеи в Болгарии по территориальному принципу бывают «национальными», «региональными» и «местными». По форме собственности они «государственные», «муниципальные», «частные» и «со смешанным участием». Последней формой даны возможности разного типа финансирования при методическом руководстве Министерства культуры, которое практически никогда не осуществлялось. Министерство лишь осуществляет контроль за состоянием музеев и движимых памятников культуры через Инспекцию охраны культурного наследия. Законом регламентируются частные музеи и концессии недвижимых культурных ценностей, а так же режим вывоза ценностей согласно Регламенту Совета Европы о контроле за вывозом памятников культуры в рамках Европейского союза22. Охрана ценностей в связи с их вывозом за границу стала сейчас самой актуальной проблемой. В связи с этим предусматривается идентификация, о которой пойдет речь далее.
Закон определяет и более высокую ступень ценностей. «Национальное богатство» -«это культурная ценность исключительно существенного значения для науки, культуры, природы или технического прогресса», разрушение которой наносит необратимый ущерб обществу. Оно отвечает следующим критериям: когда памятник является единственным сохраненным примером; когда он обладает аутентичностью и высокой научной и художественной стоимостью. Национальное богатство регистрируется в Национальном музейном фонде, который состоит из совокупности реестров фондов музеев. Сохраняемое в музеях наследие относится к «материальному наследию». Рассмотренная сложная классификация напоминает учебники по музееведению. По такой классификации невозможно провести идентификацию ценностей. По такой схеме невозможно оценить промышленные образцы, например, первые болгарские телевизоры «Опера» начала 1960-х гг. Другой недостаток закона заключается в том, что он уже действует, а база музеев не адаптирована к его исполнению. Например, отсутствие электронной сети между галереями для осмотра необходимых аналогов для сравнительного анализа данного произведения является барьером при проведении его идентификации.
Новые экономические условия рыночных отношений предоставляют музеям возможности, которые пока не находят своего применения. Например, закон дает музеям право осуществлять хозяйственную деятельность. В настоящее время из-за весьма незначительного количества музейных работников, менеджеры в этой области не числятся в составе штатов специалистов.
Весьма актуальны сейчас проблемы конфликта интересов. В этой связи в законе указано, что директорам и специалистам музеев запрещается приобретать коллекции, исключая приобретение по наследству. «Коллекция» по смыслу закона это «совокупность движимых культурных ценностей, имеющих научное и культурное значение».
22 Регламент (ЕО) № 116/2009 на Съвета от 18 декември 2008 г См. Council Regulation (EC) 116/2009 // http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2009:039:0001:0007:en:PDF (Последнее посещение — 25.02.2012 г.).
Новая стратегия управления и охраны движимых памятников культурного наследия
Суть нового закона о культурном наследии заключается в охране культурного наследия в рамках Европейского союза. Охрана памятников в рамках Союза предусматривает свободное перемещение культурных ценностей по его территории. Идентификация ценностей является элементом системы охраны культурного наследия и сохранения активности рынка ценностей в его границах. Она включает те элементы, которые всегда составляли суть занятий, работающих в музеях специалистов: поиск, исследование (связанное с созданием музейной документации) и предварительную оценку. Путем идентификации определяется принадлежность материального или нематериального свидетельства к культурным ценностям. Ныне идентификацией расширяются функции музея, как и возможности государства для охраны движимых памятников наследия в границах Евросоюза. Эта статья закона предусматривает возможность для физических лиц и частных фирм заявить идентификацию для установления уровня ценности их собственности в Национальных музеях. После этого данные о культурной ценности вписываются в специальный реестр, который сохраняется в музее. Зарегистрированные ценности могут продаваться в Болгарии и Евросоюзе. После продажи новый собственник должен вписать свое имя в реестре. В данном случае присутствуют две проблемы. Исходя из дефиниции ценности, каждое произведение живописи, является ценностью и следовательно записывается в реестр. При активном движении произведений искусства и археологии из Болгарии в Евросоюз, музейным работникам в национальных музеях приходится в большей степени заботиться о частной собственности, чем о государственной.
Национальные музеи обязаны осуществлять оценку культурных ценностей физических и юридических лиц и всех заключаемых ими сделок в рамках государства, например аукционов, или даже приватных сделок, и также вписывать их в реестр. Эта деятельность вызывает множество проблем. Крупные фирмы, которые торгуют произведениями искусства, соблюдают закон, но оказывают сильное давление на комиссии по идентификации, защищая свои интересы. Они заинтересованы в том, чтобы произведения не относились к реестру ценностей, т. к. в этом случае необходима регистрация их новых собственников после продажи. Коллекционеры и торговцы произведениями искусства сопротивляются внесению в реестр имен владельцев. Из-за этого покупка-продажа на свободном рынке дошла до спада, или совершается без соблюдения закона.
В соответствии с новым законом фонды музеев делятся на три части. В основном фонде сохраняются самые ценные произведения - «культурные ценности особого значения», которые относятся к Национальному музейному фонду. Ценности вписываются в реестр, который имеет два уровня - «национальные ценности» и «ценности». Реестр национальных ценностей сохраняется в специальном агентстве Министерства юстиции. Их вывоз разрешатся министром культуры.
Современная стратегия о музейной информационной и коммуникационной системе
В феврале 2010 г. совет министров Болгарии одобрил новую концепцию музеев в Софии23. В ее основе находится интеграция национального культурного наследия с европейскими культурными коридорами24 и развития туризма. Она предусматривает объедине-
23 См.: http://mc.govemment.bg/files/749 Koncepcia part2.pdf(Последнее посещение — 25.02.2012 г.).
24 Понятие культурные коридоры принято в странах Европейского союза. Програма Cultural Coridors
ние в рамках центра города памятников археологии периода Римской империи и византийского средневековья, а так же музеев. В центре города будет оформлена новая сеть музеев. Таким образом, охрана памятников культуры в рамках культурного наследия Европы дает возможность финансирования мер по его сохранению.
Некоторые из музеев, как например Национальная художественная галерея, будут переведены на новое место. Есть идея сделать большой музейный комплекс вместе с Национальной галереей иностранного искусства. Задуманы новые музеи тоталитарного искусства и современного искусства. Все это, к сожалению, происходит в стороне от демократических принципов обсуждения на профессиональной основе, административным путем, без совместного обсуждения с работающими в музеях специалистами.
Рассмотрение основных принципов становления и развития музеев в Болгарии, и анализ исторических и более близких современности фактов показывает, что с конца Х1Х и вплоть до конца ХХ вв. в болгарские музеи поступает самая существенная часть культурного наследия. До Второй мировой войны было создано четкое и работающее в соответствии с музеями законодательство. За это время формируется «ядро музейных коллекций», а именно четкая музейная сеть, были оформлены все функции музеев и установлены критерии, которым должны были отвечать работающие в них специалисты. Современное состояние музеев и, в частности, Национальной художественной галереи показывает, что в период 1950-1980-х гг. установленная в прежний период структура была нарушена, и ныне деятельность музеев не отвечает ни современным требованиям, ни динамике культурного процесса. Путь к решению проблем можно найти, обратившись к историческому опыту. Он находится в использовании исторической традиции и ее обогащении современным европейским опытом в условиях общих европейских интересов охраны культуры.
Информация о статье
Автор: Иванова Благовеста - доцент, Ph.D., куратор, Болгария, Национальный музей болгарского изобразительного искусства (Национальная художественная галерея), София. bg [email protected] Заглавие: Из истории и современности болгарских музеев и музейного законодательства. Абстракт: Актуальные проблемы музейного дела Болгарии связаны с тоталитарным периодом в истории страны. Это определяет две основные проблемы, находящиеся в центре данной статьи, -историческую эволюцию и современное состояние болгарских музеев. Первые попытки составления коллекций и их описания относятся к периоду болгарского возрождения XIX в. и несут на себе отпечаток идей Просвещения. В конце XIX в. в Софии создается Национальный музей. Его структура отражала специфику, хранившейся здесь коллекции в соответствии с европейской практикой. Законодательные основы музейной деятельности были разработаны в стране в конце межвоенного периода. В первой половине ХХ в. функции болгарских музеев определялись в соответствии с принятыми тогда приниципами европейской музеологии. В этот же период из состава Национального музея выделились отделы этнографии и современного искусства, ставшие вскоре самостоятельными национальными музеями. В первые годы «народной демократии» в облике национальных музеев сохранялись черты, присущие им в предшествующий период, но это длилось недолго. В это время не создается новых зданий, предназначенных для национальных музеев, и эта проблема даст о себе знать уже в посттоталитарное время. После серьезных перемен в жизни страны музейная политика
of Soth East Europe осуществяется при помощи правительства Великого Герцога Люксембурга и Европейского института культурных маршрутов в Люксумбурге. Она работает в сотрудничестве с Европейским институтом культурных маршрутов под эгидой Совета Европы и болгарского национального комитета ИКОМОС. О программе см. сайт Ассоциации культурного туризма. См. также информацию, представленную на сайтах: http://www.seecorridors.eu; http://www.cultureroutes.lu/php/ fo index.php?lng=fr&dest=ac 00 000&lng=en&PHPSESSID=6d5aa49ba829baa05a5a75caeda2250e; http://www. icomos-bg.org/ (Последнее посещение — 25.02.2012 г.).
оказалась на периферии внимания новых властей. Материальное культурное наследие сохранялось музейщиками по правилам законодательства тоталитарной эпохи. В новых социальных условиях оно утратило свою действенность. Это привело к многочисленным случаям, связанным с формированием частных коллекций и вывозом культурного наследия за рубеж. Значительные трудности можно отметить в области коллекционирования предметов современного искусства и осуществления основных музейных функций.
Ключевые слова: Болгария, законодательство, музеи, София.
Оп article
Author: Ivanova Blagovesta - Assoc. Prof., Ph.D., curator, Bulgaria, National Museum for Bulgarian Art (National Art Gallery), Sofia. bg [email protected]
Title: Bulgarian museum and museum legislation: the history and recent state.
Abstract: The contemporary problems of Bulgarian museum field are connected with the totalitarian period. This peculiarity defines two general parts in the report - the historical evolution and contemporary status of the museums. The earliest ideas for making collections and their description begin in the time of Bulgarian National Revival in XIXth century as an expression of enlightening features. The National museum in Sofia was founded in the end of XIXth century. It’s had a structure which represented the materials preserved in. The museum legal basis was finally developed in the pre-Second World war period. In the first half of XXth century the functions of museum were in correspondence with the main principles of European museology. During this time the departments of ethnology and contemporary art were separated as independent National museums with the own specifics. In the first years of «people democracy» the National museums preserved some peculiarities from previous time, but not for long. During this period a new museum buildings are not constructed especially for the National museums, so that reflected in specific way after the Democratic changes in 1989. After the sharp changes the museum policy is not priority one. The tangible cultural heritage was preserved with the efforts of museum specialists in accordance with old totalitarian legislation. The old legislation was non-functional in new social conditions. This fact creates a rich field for many acts of self-willed decisions in the branch of new private collectors and export of the cultural heritage out of the country. There was the collapse in the field of collecting of the objects of contemporary art and the main functions of the museum’s activities were breached.
Key words: Bulgaria, legislation, museums, Sofia.