Научная статья на тему 'Генезис содержания образования земских училищ конца XIX начала XX веков'

Генезис содержания образования земских училищ конца XIX начала XX веков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМСКОЕ УЧИЛИЩЕ / ЗЕМСКАЯ ШКОЛА / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / ЗЕМСТВО / ЗЕМСКИЙ СЪЕЗД ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ / ЗЕМСКИЙ УЧИТЕЛЬ / ZEMSTVO (ELECTIVE DISTRICT COUNCIL IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA) / TERRITORIAL COLLEGE / TERRITORIAL SCHOOL / THE CURRICULUM / THE TRAINING PROGRAM / TERRITORIAL CONGRESS ON NATIONAL EDUCATION / THE TERRITORIAL TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петьков Валерий Анатольевич, Шкуропий Константин Викторович

Обновление содержания общего, в том числе и начального, образования и разработка его технологического обеспечения учитывают в качестве одного из ведущих факторов результаты многоаспектного осмысления позитивного, накапливаемого на протяжении длительного поступательного развития российской школы историко-педагогического опыта. Системный характер современных образовательных новаций детерминирует переосмысление как широко известных фактов развития начального образования, так и поиск новых фактов общероссийского и регионального характера по истории земского училища, работа с которыми позволяет актуализировать наследие народной школы. Установлено, что на отбор содержания начального обучения существенное влияние оказал фактор сложного диалектического взаимодействия ведущих социальных институтов, участвовавших в создании народной школы. Разнонаправленный характер видения образовательной миссии народной школы со стороны сельской общины, деятелей общественно-педагогического движения, земства и государства обусловил широкий вариативный характер содержания начального обучения. Выявлены научно-педагогическая, интуитивно-опытная и областническая (региональная) тенденции в развитии содержания образования в земском училище. Определено, что к началу XX века земское училище приобрело статус школы первой ступени общего образования. Вышеуказанное позволяет определить земское училище как саморазвивающийся вид (тип) начальной школы, реализовавший в своей деятельности образовательные запросы формирующегося гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS OF THE CONTENT OF EDUCATION OF TERRITORIAL COLLEGES AT THE END OF THE 19TH THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURIES

Results of multi-aspect comprehension of positive historical and pedagogical experience accumulated throughout long forward development of the Russian school are considered as one of the leading factors when updating the content of the general education, including initial, and developing its technological support. System character of modern educational innovations determines reconsideration of both the widely known facts of development of primary education and search of the new facts of the Russian and regional character in history of territorial college, the work with which allows actualization of national school heritage. It has been established that essential impact on selection of the content of elementary education was exerted by the factor of complicated dialectic interaction of the leading social institutes participating in creation of national school. Multidirectional nature of vision of educational mission of national school on the part of a rural community, figures of public and pedagogical movement, elective district council and the state caused wide variable character of the content of elementary education. Scientific and pedagogical, intuitive, skilled and regional tendencies were revealed in development of the content of education in territorial college. It is defined that by the beginning of the 20th century the territorial college had got the status of school of the first step of the general education. It is inferred that the territorial college can be defined as the self-developing type of elementary school which has realized educational inquiries of civil society in its activity.

Текст научной работы на тему «Генезис содержания образования земских училищ конца XIX начала XX веков»

УДК 37.015 (091) ББК 74.03 (2)

П 31

В.А. Петьков

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования Армавирской государственной педагогической академии; E-mail: valerype@mail.ru

К.В. Шкуропий

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики Армавирской государственной педагогической академии; т. 8 (86137) 745-53; E-mail: konsshk@rambler.ru

ГЕНЕЗИС СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЗЕМСКИХ УЧИЛИЩ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ

(Рецензирована)

Аннотация. Обновление содержания общего, в том числе и начального, образования и разработка его технологического обеспечения учитывают в качестве одного из ведущих факторов результаты многоаспектного осмысления позитивного, накапливаемого на протяжении длительного поступательного развития российской школы историко-педагогического опыта. Системный характер современных образовательных новаций детерминирует переосмысление как широко известных фактов развития начального образования, так и поиск новых фактов общероссийского и регионального характера по истории земского училища, работа с которыми позволяет актуализировать наследие народной школы. Установлено, что на отбор содержания начального обучения существенное влияние оказал фактор сложного диалектического взаимодействия ведущих социальных институтов, участвовавших в создании народной школы. Разнонаправленный характер видения образовательной миссии народной школы со стороны сельской общины, деятелей общественно-педагогического движения, земства и государства обусловил широкий вариативный характер содержания начального обучения. Выявлены научно-педагогическая, интуитивно-опытная и областническая (региональная) тенденции в развитии содержания образования в земском училище. Определено, что к началу XX века земское училище приобрело статус школы первой ступени общего образования. Вышеуказанное позволяет определить земское училище как саморазвивающийся вид (тип) начальной школы, реализовавший в своей деятельности образовательные запросы формирующегося гражданского общества.

Ключевые слова: земское училище, земская школа, учебный план, учебная программа, земство, земский съезд по народному образованию, земский учитель.

V.A. Petkov

Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Pedagogy and Technologies of Preschool and Primary Education, Armavir State Pedagogical Academy; E-mail: valerype@mail.ru

K.V. Shkuropiy

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Theory, History of Pedagogics and Educational Practice Department, Armavir State Pedagogical Academy; ph. 8 (86137) 7-45-53; E-mail: konsshk@rambler.ru

GENESIS OF THE CONTENT OF EDUCATION OF TERRITORIAL COLLEGES AT THE END OF THE 19TH - THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURIES

Abstract. Results of multi-aspect comprehension of positive historical and pedagogical experience accumulated throughout long forward development of the Russian school are considered as one of the leading factors when updating the content of the general education, including initial, and developing its technological support. System character of modern educational innovations determines reconsideration of both the widely known facts of development of primary education and search of the new facts of the Russian and regional character in history of territorial college, the work with which allows actualization of national school heritage. It has been established that essential impact on selection of the content of elementary education was exerted by the factor of complicated dialectic interaction of the leading social institutes participating in

creation of national school. Multidirectional nature of vision of educational mission of national school on the part of a rural community, figures of public and pedagogical movement, elective district council and the state caused wide variable character of the content of elementary education. Scientific and pedagogical, intuitive, skilled and regional tendencies were revealed in development of the content of education in territorial college. It is defined that by the beginning of the 20th century the territorial college had got the status of school of the first step of the general education. It is inferred that the territorial college can be defined as the self-developing type of elementary school which has realized educational inquiries of civil society in its activity.

Keywords: territorial college, territorial school, the curriculum, the training program, Zemstvo (elective district council in pre-revolutionary Russia), territorial congress on national education, the territorial teacher.

На протяжении длительного времени развития начального («первоначального») образования в России не существовало нормативных актов, в полном объеме регламентирующих содержание обучения в ней. Перечень учебных дисциплин, как и их конкретное наполнение, для земской школы не существовал изначально. Это объясняется, на наш взгляд, рядом факторов:

- каждый из социальных институтов, занимавшихся созданием земского училища (государство, земства, сельские общества, педагоги), имел крайне полярные представления о назначении этой школы и цели ее образовательной миссии;

- распространение этого вида начальной школы несколько опережало разработку учебно-методического обеспечения начального образования вообще;

- отсутствовал единый образец земской школы, поэтому школы в селах одной губернии сильно отличаются от школ в губернии соседней. Во многом это различие объяснялось ролью общественных институтов в становлении и развитии конкретной школы;

- земское учительство было неоднородным по уровню подготовки к профессиональной деятельности, отношению к повышению квалификации, в большей степени опиралось на интуицию и опыт, что вполне объяснимо для этапа зарождения научной педагогики в России вообще.

В своей работе земские училища руководствовались Положениями 1864 и 1874 гг., а также более поздними официальными государственными актами. По известному Положению 1874 года круг предметов, преподаваемых в начальной школе, ограничивался Законом Божьим (краткий катехизис и священная история), чтением по книгам гражданской и церковной печати, письмом, первыми четырьмя действиями арифметики и церковным пением там, где преподавание его будет возможно (ст. 3). Как видим, из этого перечня лишь по одной учебной дисциплине - Закону Божьему - были определены в самом общем виде объекты изучения. Чтение, письмо и четыре действия арифметики считать учебными дисциплинами нельзя, это - общеучебные навыки. По Инструкции инспекторам училищ 1871 года к числу желательных предметов отнесены были церковное пение, гимнастика и некоторые ремесла или мастерства.

Министерские училища, открываемые с «целью доставить детям сельского населения возможность приобретать элементарное образование в более полном и законченном виде, сравнительно с другими сельскими начальными училищами» [1, с. 81], по Инструкции 1875 года имели следующий набор учебных предметов:

I. Обязательные: Закон Божий; русский язык с чистописанием; арифметика; история; география и естествознание; церковное пение; черчение (только для двухклассных).

II. Желательные: гимнастика; ремесла, мастерства и рукоделия; садоводство, огородничество и пчеловодство [1, с. 81-82].

Если исключить желательные предметы, а также историю, географию и черчение, которые преподавались во 2-м классе, то за 3 года в образцовых училищах проходили 5 учебных дисциплин. Для 3-летнего земского училища такого обязательного перечня дано не было, и поэтому круг предметов в земском училище складывался в ходе образовательной практики с тенденцией к постоянному расширению.

Свой первый учебный план земские школы получили от министерства вместе с про-

граммами лишь в 1897 году. По этому документу предусматривалось изучение 6 учебных предметов с неизменным количеством часов на каждую дисциплину в течение 3-х лет. Блок «светских» дисциплин составляет в этом плане 55,6% времени. На предметы исключительно религиозной направленности использовались оставшиеся 44,5 % часов. Как отмечает земец

Н.В. Чехов, на программы министерства в земствах «взглянули ... как на попытку ограничить стремление школы к расширению своего курса и направить их не в ту сторону, в которую вело их общее педагогическое движение той эпохи [2, с. 24]».

Таблица 1.

Министерский учебный план для начальных школ 1897г. [по 3, с. 198].

Учебные предметы Кол-во часов в плане Всего за 3 года

Закон Божий 6 18

Церковно-славянская грамота 3 9

Русский язык 8 24

Чистописание 2 6

Арифметика 5 15

Церковное пение 3 9

Всего 27 81

Исследователь Н.В. Чехов первым в истории педагогики провел классификацию программ для начальной школы:

- программа экзаменационных требований;

- программа учебного материала, который должен быть пройден в течение каждого учебного года;

- программа методическая, указывающая не только на порядок прохождения материала, но и на способы его сообщения.

В дальнейшем мы будем использовать эту классификацию.

Программы второго типа зачастую составлялись инспекторами и директорами начальных училищ. Например, инспектор А. Анастасьев в «Народной школе» крайне подробно указывает учебный материал для каждого из занятий [4].

Несколько иной характер носили программы, составленные на съездах учителей. Они содержали в себе тот учебный материал, который должен быть усвоен детьми к концу каждого из трех лет обучения. Образец другого подхода - программа, разработанная съездом учителей под руководством инспектора В.А. Александрова (содержание программы обобщено нами и представлено в таблице 2).

Таблица 2.

Программа требований к подготовке учащихся для начальной школы по чтению и письму, разработанных съездом учителей под руководством инспектора В.А. Александрова [5, с. 64-67].

Предмет Содержание требований 1-го года обучения Содержание требований 2-го года обучения Содержание требований 3-го года обучения

Чтение Прочитать небольшую и легкую по содержанию и форме статейку, строк 510, и передать содержание при помощи наводящих вопросов Прочитать, насколько возможно, связно и бегло доступную статью с выделением каждого предложения при помощи остановки в произношении и передать ее содержание без наводящих вопросов Прочитать бегло, выразительно и сознательно доступную статью и связно передать ее содержание с объяснением главной мысли и частей

Письмо Правильно списывать с книги и писать под диктовку отдельные слова и короткие предложения без искажения слов и пропуска букв. Должны уметь писать по двум строкам, насколько возможно, четко и ровно, не выходя из граф.________________________________

Уметь передать содержание прочитанной статьи при помощи указанных вопросов и писать по двум строкам с соблюдением, по возможности, интервалов, с одинаковым наклоном, без искажения и пропуска букв при диктовке.

Уметь передать содержание прочитанной статьи без наводящих вопросов и изложить свои мысли по теме по указанным вопросам; уметь писать правильно в отношении правописания и каллиграфии по транспаранту.

Эта программа ориентировала учителей на достижение определенного конечного результата в обучении. В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем, на наш взгляд, она имеет и ряд недостатков. По чтению: не требуется добиваться беглости, выразительности, осознанности и правильности (качества хорошего чтения, по М.И. Демкову), и работа в этом направлении начинается лишь на 3-м году обучения.

Методические программы, на которые указывает Н.В. Чехов, разрабатывают педагоги 60-70-х годов Н.А. Корф, Н.Ф. Бунаков и др. В своих работах, адресованных учителям начальной школы, в выступлениях на организованных учительских съездах и курсах они старались не только донести до учительства передовые, лучшие для того времени приемы и методы обучения, но и сообщали разработанный ими тезаурус начальной школы.

«Учитель земских учителей» Н.Ф. Бунаков настойчиво пропагандировал аналитический метод обучения грамоте [6]. В «Азбуке» Н.Ф. Бунакова представлена система упражнений, в основе которой лежал анализ простых по звуковому составу слов. В книгах для чтения «Живое слово» и «В школе и дома» автор совмещает материал для объяснительного чтения с упражнениями в устной и письменной речи, грамматическим материалом, объясняются слова, смысл которых не ясен для деревенских ребятишек, приводятся вопросы, помогающие учителю выявить уровень понимания детьми прочитанного текста. Н.Ф. Бунаков предлагает такие способы работы с учениками, как рассказы по картинкам, предметные беседы и т.д., которые заставляли детей развивать свою речь, побуждали думать, проводить обобщения и сравнения. Во второй части «В школе и дома» автор предлагает для чтения статьи по естествознанию и рассказы по отечественной истории. Художественная литература в этой книге представлена не была [7; 8].

В 90-е годы XIX века в земских школах пользовались популярностью книги В.П. и В.Э. Вахтеровых «Русский букварь для обучения чтению и письму» [9], где применен звуковой аналитико-синтетический способ, и «Мир в рассказах для детей» [10-12]. Созданная авторами хрестоматия в 3-х книгах содержала рассказы о природе, среде, в которой живет человек, историческом прошлом человечества.

Методисты Н.В. Тулупов и П.М Шестаков выпустили в начале века хрестоматию «Новь», содержавшую статьи и произведения для домашнего и классного чтения [13]. Авторы подобрали материал по истории, географии, естествознанию. Значительную часть хрестоматий составляли, как видно, статьи практической (агрокультурной, трудовой) и естественно-научной направленности (физика, география, химия), которые изучались на уроках объяснительного чтения. В начальной школе был накоплен значительный опыт проведения таких занятий.

В конце XIX в. периодически, а в начале XX в. - повсеместно земскими педагогами, общественными деятелями стали выдвигаться требования выделить дисциплины, материалы которых изучались на уроках объяснительного чтения: история, география и др., как самостоятельные, ввести их в учебный план начальной школы. Методист К.А. Иванов писал в 1908 году, доказывая необходимость выделения истории как самостоятельного предмета: «Просветленный знанием родной истории гражданин станет особенно дорожить целостью и могуществом родного края, так как он знает, какими страшными трудами, какими жертвами созданы эта целость и это могущество» [14, с. 16]. Известный педагог Е. Звягинцев сообщал в 1914 году, что в ряде мест создавались программы по истории, например, Псковским учеб-

ным собранием (1908 г.), педагогическим совещанием в Новгороде (1909 г.) [15, с. 6].

Е.А. Звягинцев доказывал, что изучение истории как самостоятельного предмета позволит подготовить школьников как сознательных, деятельных участников жизни. Поэтому и курс истории должен быть связан с жизнью: школьными и внешкольными впечатлениями детей, особенностью данной местности. Вот почему не должно быть единого, общего для всех регионов учебника истории. Материал учебника должен носить «местный» характер, а его построение - регрессивно-хронологическое, т.е., отталкиваясь от современности, учебник уводил школьников в путешествие по прошлым эпохам.

Состоявшийся в 1911 г. общеземский съезд по народному образованию сформулировал основные требования к программам в соответствии с провозглашенной им «целью воспитания в народной школе - выработке личности, которая находила бы нравственное удовлетворение в деятельности на пользу семьи, окружающего общества и государства».

Весь схоластический материал, не способствующий умственному и нравственному развитию учеников, выработке навыков и получению необходимых знаний, исключался [ст. 57]. Программы школы должны быть приспособлены к местным условиям [ст. 58]. Устанавливается только минимальная образовательная программа. Ее размеры зависели от учителей, но определялись местными органами народного образования.

По Закону Божию от учеников требовалось знать истины веры, что достигалось изучением Евангелия. Предусматривалось объединить занятия Законом Божьим и изучение церковнославянского языка, чтобы обеспечить сознательное усвоение религиозных ценностей [ст. 60, 67].

Чтение как предмет изучается на протяжении всех четырех лет. Были поставлены задачи развивать речь учащихся, сформировать их потребность в чтении, использовать нравственный потенциал литературных текстов. Критерием отбора текстов является доступность понимания их ребенком [ст. 66]. Давний спор педагогов о месте грамматики съезд решал радикально. На замену ей рекомендовали наблюдения и упражнения над живой речью [ст. 63].

Арифметика и геометрия в начальной школе получают практическую направленность. Так, на занятиях арифметикой ученики занимались с мерами и приемами измерений, а затем применяли их при решении задач, взятых «от знакомой им жизненной обстановки». Знания простейших основ геометрии ученики получают, работая с чертежами, моделями [ст. 69-75].

География выделялась в самостоятельный предмет, на занятиях по которому ученики знакомились сначала с «малой Родиной» - своим селом и окрестностями, а затем уже с географией Отечества. Приобретались навыки читать карту и строить простейшие планы [ст. 76-79].

Очень осторожно подошел съезд к преподаванию истории. Была обозначена цель: «подготовка учеников к возможному пониманию государственного и общественного строя России и содействию развития в детях любви к Отечеству и доступного им понимания зависимости личной и местной жизни от общенародной». Первоначально ученики знакомятся с историей «малой Родины» - памятниками, событиями, личностями выдающихся земляков. С третьего года обучения проводятся беседы, которые создают у учеников представление о развитии русского народа и росте Русского государства [ст. 80-82]. При этом учебник не предусматривался.

Уроки природоведения знакомили с явлениями природы, особенно с теми, которые имеют значение в календаре сельскохозяйственных работ. Поощрялось наблюдение природы, проведение простейших опытов; особо оговаривалось знакомство учеников с элементарными знаниями анатомии и физиологии человека [ст. 84-87].

Очень широкую программу мер по физическому образованию и воспитанию предложили участники съезда (по сути, это комплекс разноплановых мер):

- пропаганда гигиенических знаний, вреда алкоголя и табака;

- введение физической культуры (гимнастики) там, где уже созданы условия;

- развитие интереса к доступным видам спорта;

- строительство новых, отвечающих санитарным требованиям школьных зданий;

- вентиляция школьных помещений;

- устройство горячих завтраков [ст. 88-97].

Рассмотрим два учебных плана, содержащихся в памятниках начала XX века: один из них был разработан съездом учителей земских школ Опочецкого уезда Псковской губернии в 1912 г., а другой предложили на своем съезде инспекторы народных училищ Пермской губернии [4, с. 192].

Таблица 3.

Учебный план четырехлетней начальной школы Опочецкого уезда [18, с. 3].

Количество часов на каждый год обучения Всего часов

Предметы 1 год 2 год 3 год 4 год

ча- сов % часов % ча- сов % ча- сов % ча- сов %

Закон Божий 2 6,89 2 6,89 2 6,89 2 6,89 8 6,9

Церковно-славянский язык 1 3,45 1 3,45 1 3,45 1 3,45 4 3,5

Русское чтение 6 20,7 6 20,7 4 13,8 4 13,8 20 17,3

Русское письмо 6 20,7 6 20,7 4 13,8 4 13,8 20 17,3

Арифметика 6 20,7 6 2,07 5 17,3 5 17,3 22 18,9

Предметные беседы 2 6,89 - - - - - 6,9 2 1,72

Русская история - - - - 2 6,9 2 6,9 4 3,45

Русская география - - - - 2 6,9 2 10,3 4 3,45

Мироведение - - 2 6,9 3 10,3 3 6,9 8 6,89

Рисование и черчение 2 6,89 2 6,9 2 6,9 2 6,9 8 6,89

Пение 2 6,89 2 6,9 2 6,9 2 6,9 8 6,89

Гимнастика / рукоделие 2 6,89 2 6,9 2 6,9 2 6,9 8 6,89

Всего 29 100 29 100 29 100 29 100 116 100

Оба плана рассчитаны на четырехлетнюю начальную школу, что отражает единую позицию педагогов на продление периода обучения с 3 лет (как это было в последней трети XIX века) до 4-х. На этом сходство заканчивается. Согласно первому документу, выделяются как самостоятельные мироведение, история и география. На первом году обучения предусмотрены предметные беседы по естествознанию. Предметы религиозной направленности составляют чуть больше 10%. Недельная нагрузка на каждый год обучения одинакова. По второму, доминирующим предметом - 56 часов - является русский язык - предметная область, вобравшая в себя ряд дисциплин. История, география и естествознание излагаются на уроках объяснительного чтения с третьего года обучения. Отдельной строкой выделяются грамматика (8,93% всех учебных часов); Закон Божий и сохранившее свое первоначальное название церковнославянское чтение составляют более 13%. По сравнению с первым, этот план отличается увеличением учебной нагрузки: количество занятий увеличивается ежегодно примерно на 8-12%.

Таблица 4.

Учебный план четырехлетней начальной школы Пермской губернии [4, с. 192]

Предметы Количество часов на каждый год обучения Всего часов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 год 2 год 3 год 4 год

часов % часов % часов % часов % часов %

Закон Божий 2 8,33 3 10,71 2 6,67 2 6,67 9 8,04

Русский язык

а) русское чтение 7 29,7 6 21,4 4 13,3 4 13,3 21 18,8

б) церковнославянское чтение - 20,7 2 7,14 2 6,67 2 6,67 6 5,35

в) грамматика и правописание 2 8,33 2 7,14 3 10 3 10 10 8,93

г) стилистические упражнения - - 3 10,72 3 10 3 10 9 8,04

д) чтение статей и беседы по русской истории 2 6,67 3 10 5 4,46

е) чтение статей и беседы по географии и естествознанию 2 6,67 3 10 5 4,46

Арифметика 5 20,1 4 14,29 4 13,3 4 13,3 17 15,2

Чистописание 2 8,33 2 7,14 1 3,33 1 3,3 6 5,36

Рисование 2 8,33 2 7,14 2 6,67 2 6,67 8 7,14

Пение 2 8,33 2 7,14 2 6,67 2 6,67 8 7,14

Г имнастика/рукоделие 2 8,33 2 7,14 2 6,67 2 6,67 8 7,14

Всего 24 100 28 100 30 100 30 100 112 100

Эти планы отражают две тенденции в начальном образовании: традиционную, утверждавшую, что начальная школа учит сознательно читать и разбираться в прочитанном и обеспечивает элементарную грамотность, и новое понимание задач народной школы, отчетливо прозвучавшее на I Всероссийском съезде по народному образованию в 1914 г.: «Начальная школа, содействуя физическому, нравственному, эстетическому и умственному развитию ребенка, должна воспитывать в нем человека и подготовить к разумному и честному разрешению вопросов личной и общественной жизни..., учащиеся должны быть ознакомлены прежде всего с такими явлениями человеческой природы, с которыми чаще всего приходится встречаться».

Таким образом, исследование закономерностей полувекового развития земского училища в России показало, что количественные изменения (рост училищ, увеличение количества учащихся, продление срока обучения и др.) привели к качественному пересмотру устоявшихся в предшествующие земской педагогике представлений о начальной школе как об изолированном, тупиковом виде школы. Начальное образование в исследуемый период стало рассматриваться как неотъемлемая ступень общего образования, что послужило основой построения соответствующего содержания обучения и предпосылкой создания преемственных программ образования.

Примечания:

1. Аннин П.А. Свод главнейших законоположений и распоряжений о начальных народных училищах и учительских семинариях. СПб., б. г. 435 с.

2. Чехов Н.В. Программа начальной школы и народный учитель // Школа, земство и учитель. М., 1911. С. 21-31.

3. Черепанов С.А. Учебные планы общеобразовательной школы в дореволюционной России // Известия АПН РСФСР. М., 1951. Вып. 33. С. 151-209.

4. Анастасьев А. Народная школа. Ч. 1. М., 1912. 621 с.

5. Александров В.А. Задача и организация школьного дела в уезде. 1881 год. СПб., 1882. 80 с.

6. Бунаков Н.Ф. Родной язык как предмет обучения в начальной школе. М., 1899. 132 с.

7. Бунаков Н.Ф. В школе и дома. Книга для чтения, применяемая к преподаванию родного языка в начальных училищах. Ч. 1. СПб., 1892. 120 с.

8. Бунаков Н.Ф. В школе и дома. Книга для чтения, применяемая к преподаванию родного языка в начальных училищах. Ч. 2. СПб., 1892. 190 с.

9. Вахтеров В.П. Русский букварь для обучения письму и чтению. М., 1998.

10. Вахтеров В.П., Вахтерова О.Э. Мир в рассказах для детей. 1-я после букваря книга для классного чтения в начальных училищах. М., 1909. 189 с.

11. Вахтеров В.П., Вахтерова О.Э. Мир в рассказах для детей. Кн. 1. М., 1909. 240 с.

12. Вахтеров В.П., Вахтерова О.Э. Мир в рассказах для детей. Кн. 3. М., 1909. 189 с.

13. Тулупов Н.В., Шестаков П.М. Новая школа первая после букваря для обучения русскому

языку в школе и дома. М., 1908. Ч. 1. 130 с.

14. Иванов К.А. Очерки по методике истории. СПб., 1908. 165 с.

15. Звягинцев Е.А. Народная жизнь и школа. М., 1912. 132 с.

References:

1. Annin P.A. The code of major statutes and orders on primary public schools and teachers’ seminaries. SPb. 435 pp.

2. Chekhov N.V. Programme of primary school and a public teacher // School, zemstvo and a teacher. M., 1911. P. 21-31.

3. Tcherepanov S.A. Curricula of comprehensive school in pre-revolutionary Russia // News of RSFSR APN. M., 1951. Issue 33. P. 151-209.

4. Anastasyev A. A public school. P.1. M., 1912. 621 pp.

5. Aleksandrov V.A. Task and organization of school business in uyezd. 1881. SPb. 1882. 80 pp.

6. Bunakov N.F. The native language as a subject at primary school. M., 1899. 132 pp.

7. Bunakov N.F. At school and at home. A reader, used for native language teaching at primary schools. P.1. SPb. 1892. 120 pp.

8. Bunakov N.F. At school and at home. A reader, used for native language teaching at primary schools. P. 2 . SPb. 1892. 190 pp.

9. Vakhterov V.P. The Russian ABC-book for teaching writing and reading. M., 1998.

10. Vakhterov V.P., Vakhterova O.E. The world in stories for children.The 1st book after the ABC-book for class reading at primary schools. M., 1909. 189 pp.

11. Vakhterov V.P., Vakhterova O.E. The world in stories for children. Book 1. M., 1909. 240 pp.

12. Vakhterov V.P., Vakhterova O.E. The world in stories for children. Book 3. M., 1909. 189 pp.

13. Tulupov N.V., Shestakov P.M. New school first after the ABC-book for teaching Russian at school and at home. M., 1908. P.1. 130 pp.

14. Ivanov K.A. Sketches of history methodology. SPb. 1908. 165 pp.

15. Zvyagintsev E.A. Public life and school. M., 1912. 132 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.