Научная статья на тему 'Идеи о развитии обучения родному языку в дошкольном возрасте между двумя мировыми войнами'

Идеи о развитии обучения родному языку в дошкольном возрасте между двумя мировыми войнами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МЕТОДИКА / ОБУЧЕНИЕ / РОДНОЙ ЯЗЫК / HISTORICAL AND BIOGRAPHICAL APPROACH / METHODOLOGY / EDUCATION / NATIVE LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терзиева Маргарита Тодоровна

В статье предлагается историко-педагогический обзор идей обучения родному языку в дошкольном возрасте в Болгарии в период с 1918 по 1944 годы. Анализируется рецепция ряда методических систем и эклектическое их использование в болгарских условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideas about the development of teaching the native language at the preschool age between the two world wars

The article offers historical and pedagogical review of the ideas of teaching the native language at the preschool age in Bulgaria in the period from 1918 to 1944. Analyzed reception of a number of regulatory systems and eclectic their use in the Bulgarian conditions

Текст научной работы на тему «Идеи о развитии обучения родному языку в дошкольном возрасте между двумя мировыми войнами»

УДК 159.923

М. Т. Терзиева

Ыдеи о развитии обучения родному языку в дошкольном возрасте между двумя мировыми воинами

3 статье предлагается историко-педагогический обзор идей обучения родному языку в дошкольном возрасте в Болгарии в период с 1918 по 1944 годы. Анализируется рецепция ряда, методических систем и эклектическое их. использование в болгарских условиях

Ключевые слова: историко-биографический подход,методика,обучение,родной язык

М. Т. Тег21еуа

tfdeas about the development oft teaching the native language at the pZeschooQ age between the 'two wotdd waZs

Xhe aZticCe ofcfceZs histoticaC and pedagogical. Review- oft the ideas oft teaching the native language at the pZeschooC age in ^uCgatia in the period feom 1918 to 1944. ^naCyzed deception oft a numbed oft ¿eguCatoty systems and ecCectic theiz use in the §uCgatian conditions

Keywords: histoticaC and biogtaphicaC approach, methodology, education, native language

осле Первой мировой войны в Бол-'ч гарии наступает ряд общественно-

т

политических изменении, которые находят отражение в развитии дошкольного образования. В просветительском законодательстве чувствуется ясно выраженная государственная поддержка его развития. Закон Омар-чевского в 1921 году предусматривает открытие детских учебных заведений в общинах с населением более 20 тысяч человек, они должны охватить детей с 5 до 7 лет. Намечено образовательное содержание, которое включает беседы, изучение подходящих для возраста текстов, но отсутствуют задачи, связанные с подготовкой по обучению грамоте.

Распоряжение-закон о дошкольном воспитании от 1934 г. вносит изменения в цели, задачи, структуру и организацию дошкольного воспитания. Дети до 5 лет посещают так называемые “детские очаги”, с 5 до 7-летнего возраста — детские сады. Для воспитания сирот предусмотрены детские дома. Детские сады открываются в каждой общине, где проживают более 5 ООО жителей.

Другое существенное изменение этого периода — параллельное использование нескольких методических систем, а система Фребеля теряет свою доминирующую роль.

Налицо и забота о подготовке кадров. Она осуществляется на частных курсах, но при поддержке со стороны просветительского ведомства. В 1921 году с разрешения министра Омар-чевского Евгения Милкова организует частные курсы по подготовке детских воспитателей, которые просуществовали всего один год и имеют ограниченное влияние, так как не отвечают методическим новшествам и придерживаются традиционных способов преподавания, рекомендованных Фребелем.

Совершенно по-другому занимаются вопросами обучения детские воспитатели в американском детском саду. Идеи Фр. Фребеля, первоначально являются ведущими в их работе, но были заменены после 1925 г. идеями Джона Дюи (1859-1952) Маргаритой Хаскел и Пенкой Каса-бовой, закончившими специализацию в США. Они принимают на себя руководство курсами и детским садом. В результате осуществленных ими перемен, метод проектов охватывает все дошкольное воспитание, а значит и обучение родному языку, но без подготовки по обучению грамоте — там применяется метод целых слов, хотя и не является самым подходящим для болгарских условий. Метод проектов делает акцент на устную речь. Осуществляется связь между средствами языкового и музыкального развития

pnojournal.wordpress.com 123

детей, используются преимущественно произведения болгарских авторов — стихотворения, сказки, рассказы. Появляются дисциплины как, например, “Искусство рассказывать сказки” и “Драматизация”, которые помогают в работе курсистов в области языкового и литературного обучения детей.

Идеи свободного воспитания постепенно начинают пробивать себе дорогу в педагогическую практику в детских садах. Этот процесс не изолирован, а является отражением изменений в дошкольном воспитании в мировом масштабе. Доказательством этому является Международный педагогический конгресс в Локарно в 1928 г., где в качестве делегата присутствует проф. Димитр Кацаров (1881-1960). Рассказывая о своих впечатлениях о конгрессе, на страницах журнала “Свободное воспитание”, он подчеркивает, что в детских учебных заведениях ведущей считается система Марии Монтесори, которая стремится к освобождению ребенка и его развитию как социальному существу. Автор убежден, что после появления этой альтернативной педагогической системы процесс изменений в дошкольных заведениях будет необратимым.

Высоким теоретическим уровнем обладают частные, но признанные государством, двухлетние курсы проф. Кацарова для воспитателей в детских садах.Здесь курсистыс 1934 до 1942 года знакомятся с современными методами обучения, а в двух образцовых детских садах в столице, связанных с опытной школой им. “Св. Кирилла и Мефодия”, могут применять их на практике. В одном работают по методике М. Монтесори, а в другом _ по методу О.Декроли. Идеи Монтесори в области обучения родному языку реализуются путем раздельной подготовки по обучению грамоте — сначала чтение, а потом правописание. Из метода Декроли используют ряд дидактических игр, которые развивают артистические способности детей.

Выше перечисленные курсы по подготовке детских воспитателей являются “своеобразным феноменом в историческом развитии дошкольного воспитания”. Накопленный в них опыт служит основой при создании государственного института, который был открыт в 1942/1943 учебном году, но на практике не оказывает существенного влияния на подготовку кадров для общественного дошкольного воспитания до 1944 года.

Журнал “Свободное воспитание”, с главным редактором проф. Кацаровым, популяризирует все педагогические новости в области дошколь-

ного воспитания. На его страницах публикуются переводные (Alice Descoeudres, Р. Ландсберг, А.Михайловская, И.Пашкина, Е.Флерина и др.) и оригинальные статьи (Г.Пирев, Цв. Петков, Л.Стоянова) о необходимости реформы в дошкольном образовании, в т.ч. и в его языковом аспекте. В журнале находят отражение педагогические и методические идеи Л.Н.Толстого, М.Монтесори, О.Декроли, Дж.Дюи и других видных представителей мировой педагогической мысли.

Новости в педагогической теории, которые должны стать достоянием уже дипломированных детских воспитателей, доходят до них благодаря специализированной педагогической печати. Журнал “Детский сад” (1923-1927) с главным редактором Доброй Пелашевой привлекает в качестве сотрудников известных детских писателей как, например, Ран Босилек. В содержании каждого номера обособлены следующие рубрики: для родителей - педагогическое обучение, для детских воспитателей (педагогическая литература и методические новости), для детей (сказки, стихотворения, песни и пр.)

Практическую, прикладную направленность имеет большая часть статей, опубликованных в журнале “Первые шаги” (1934-1943). В нем четыре раздела: общий, учительский — с теоретическими и практическими направлениями, родительский, детский. Сотрудники издания - это преимущественно детские воспитатели, окончившие курсы при американском детском саде. Редакционная коллегия берет идеи из некоторых американских статей (“Детское воспитание”, “Родители”) и русских журналов (“Дошкольное воспитание”, “Мурзилка”, “Чиж”). Главным редактором журнала является Пенка Касабова, ей помогают Добра Пелашева и Леда Милева.

Второй период в развитии методической рецепции характеризуется следующими достижениями:

- усиленная подготовка кадров на частных, но признанных государством, курсах по подготовке детских воспитателей;

- отсутствие доминирующей методической системы по обучению родному языку _ используются одновременно и эклектические идеи Фр.Фребеля, Дж. Дюи, М.Монтесори и О.Декроли;

- появление специализированной педагогической печати — “Детский сад” и “Первые шаги”, где рассматриваются и методические проблемы обучения родному языку в дошкольном возрасте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атанасов Ж., Стоянов Г., Стефанов С., Пиронкова М. История педагогики и болгарского образования. София, 1995.

2. Болгарское просвещение когда-то и сейчас. София, 1939.

3. Капинова Е.С. Биографический метод в обучении русскому языку студентов-нефилологов в Болгарии II Перспективы науки и образования, 2013. - №4. - С.114-118.

4. Касабова П. Эскизы по дороге жизни. София, Булвест, 2001.

5. Самохвалова А.Г. Преодоление коммуникативных трудностей младших дошкольников средствами сказкотерапии II

124 ISSN 2307-2447

Перспективы науки и образования, 2013. - №4. - С. 200-213.

6. Начева-Петкова В. Из истории дошкольного воспитания в Болгарии. София., УИ им.Св. КлиментаОхридского, 1999.

7. Оевсоеи^ев А. Школа и психология. Свободное воспитание, 1928, кн.2, С.33-35.

1. Atanasov Zh., Stoianov G., Stefanov S., Pironkova M. Istoriia pedagogiki i bolgarskogo obrazovaniia [History of pedagogy and Bulgarian education]. Sofia, 1995.

2. Bolgarskoeprosveshchenie kogda-to i seichas [Bulgarian education once and no]. Sofia, 1939.

3. Kapinova E.S. Biographical method in teaching Russian students nefrologu in Bulgaria. Perspektivy nauki i obrazovaniia -

Perspectives of science and education, 2013, no.4, pp.114-118 (in Russian).

4. Kasabova P. Eskizy po doroge zhizni [Sketches on the road of life]. Sofia, Bulvest, 2001.

5. Samokhvalova A.G. Overcoming communication difficulties younger preschoolers means of tale-therapy. Perspektivy nauki i

obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013. no.4, pp.200-213 (in Russian).

6. Nacheva-Petkova V. Iz istorii doshkol'nogo vospitaniia v Bolgarii [From the history of pre-school education in Bulgaria]. Sofia., UI im.Sv. Klimenta Okhridskogo, 1999.

7. Descoeudres A. Shkola i psikhologiia. Svobodnoe vospitanie [School and psychology. Liberal education], 1928, V2, pp.33-35.

REFERENCES

Информация об авторе

Терзиева Маргарита Тодоровна

(Болгария, Бургас)

Профессор, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой „Болгарский язык и литература” Университет им. проф. д-ра Асена Златарова) E-mail: [email protected]

Information about the author

Terzieva Margarita Todorovna

(Bulgaria, Bourgas)

Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the Department of "Bulgarian language and literature" Bourgas Prof. Assen Zlatarov University E-mail: [email protected]

pnojournal.wordpress.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.