Научная статья на тему 'BOLALARNI MAKTABGACHA MUASSASALARGA TAYYORLASHNING PSIXOLOGIK-PEDAGOGIK XUSUSIYATLARI'

BOLALARNI MAKTABGACHA MUASSASALARGA TAYYORLASHNING PSIXOLOGIK-PEDAGOGIK XUSUSIYATLARI Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
bola / bolalar bog'chasi / bolalarni tayyorlash / psixologik tayyorgarlik / ijtimoiy-psixologik tayyorgarlik / intellektual tayyorgarlik / hissiy-irodaviy tayyorgarlik / jismoniy tayyorgarlik / o'qituvchi / ota-ona / yaqin rivojlanish / kundalik tartib / bolaning tayyorligi. / ребенок / детский сад / подготовка детей / психологическая готовность / социально-психологическая готовность / интеллектуальная готовность / эмоционально-во левая готовность / физическая готовность / педагог / родитель / непосредственное развитие / распорядок дня / детская готовность.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Z.Sh. Qarshiyeva

maktabgacha ta'lim muassasasiga o'tish bolaning rivojlanishidagi muhim bosqich bo'lib, muammosiz moslashish va ijobiy ta'lim tajribasini ta'minlash uchun puxta tayyorgarlikni talab qiladi. Bolalarni maktabgacha ta'lim muassasalariga tayyorlashning psixologik va pedagogik xususiyatlarini tushunish tarbiyachilar, ota-onalar va tarbiyachilar uchun juda muhimdir. Ushbu maqolada bolalarning rivojlanish ehtiyojlari va ularning maktabgacha ta'limga tayyorligini qo'llab-quvvatlaydigan strategiyalarga e'tibor qaratib, ushbu xususiyatlar ko'rib chiqiladi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF PREPARING CHILDREN FOR PRESCHOOL INSTITUTIONS

переход в дошкольное учреждение является важной вехой в развитии ребенка, требующей тщательной подготовки, чтобы обеспечить плавную адаптацию и положительный образовательный опыт. Понимание психологопедагогических особенностей подготовки детей к дошкольным учреждениям имеет решающее значение для воспитателей, родителей и воспитателей. В этой статье рассматриваются эти особенности, уделяя особое внимание потребностям детей в развитии и стратегиям, которые могут поддержать их готовность к дошкольному обучению.

Текст научной работы на тему «BOLALARNI MAKTABGACHA MUASSASALARGA TAYYORLASHNING PSIXOLOGIK-PEDAGOGIK XUSUSIYATLARI»

Ilmiy-nazariy va metodik jurnal ISSN 2992-9024 (online)

Научно-теоретический и методический журнал 2024, №4 (2)

Scientific theoretical and methodical journal

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

Original peper

BOLALARNI MAKTABGACHA MUASSASALARGA PSIXOLOGIK-PEDAGOGIK XUSUSIYATLARI

TAYYORLASHNING

© Z.Sh. Qarshiyeva

1H

1Samarqand davlat universiteti Kattaqo'rg'on filiali,Samarqand, O'zbekiston

Annotatsiya

KIRISH: maktabgacha ta'lim muassasasiga o'tish bolaning rivojlanishidagi muhim bosqich bo'lib, muammosiz moslashish va ijobiy ta'lim tajribasini ta'minlash uchun puxta tayyorgarlikni talab qiladi. Bolalarni maktabgacha ta'lim muassasalariga tayyorlashning psixologik va pedagogik xususiyatlarini tushunish tarbiyachilar, ota-onalar va tarbiyachilar uchun juda muhimdir. Ushbu maqolada bolalarning rivojlanish ehtiyojlari va ularning maktabgacha ta'limga tayyorligini qo'llab-quvvatlaydigan strategiyalarga e'tibor qaratib, ushbu xususiyatlar ko'rib chiqiladi.

MAQSAD: ushbu tadqiqotning maqsadi bolalarni maktabgacha ta'lim muassasalariga kirishga tayyorlashning psixologik va pedagogik jihatlarini o'rganishdir. Tadqiqot asosiy rivojlanish omillarini, samarali tayyorgarlik strategiyalarini va maktabgacha ta'lim muassasalariga muvaffaqiyatli o'tishni ta'minlashda o'qituvchilar va ota-onalarning rolini aniqlashga qaratilgan.

MATERIALLAR VA METODLAR: tadqiqotda sifat va miqdoriy tadqiqotlarni birlashtirgan aralash usullardan foydalaniladi. Materiallar rivojlanishni baholash vositalari, ta'lim bo'yicha ko'rsatmalar va maktabgacha ta'lim muassasalaridagi kuzatuv ma'lumotlarini o'z ichiga oladi. Usullar ota-onalar va o'qituvchilarning so'rovlari, erta yoshdagi mutaxassislar bilan suhbatlar va maktabgacha ta'lim muassasalariga o'tayotgan bolalarning uzunlamasina kuzatuvlarini o'z ichiga oladi. Ma'lumotlarni tahlil qilish tayyorgarlik strategiyalari va maktabgacha yoshdagi muvaffaqiyatli moslashuv o'rtasidagi naqsh va korrelyatsiyalarni aniqlashga qaratilgan.

MUHOKAMA VA NATIJALAR: natijalar shuni ko'rsatadiki, bolalarni maktabgacha ta'limga tayyorlashda bir qancha psixologik va pedagogik omillar hal qiluvchi rol o'ynaydi. Bu omillarga ijtimoiy-emotsional rivojlanish, kognitiv tayyorgarlik, til ko'nikmalari va o'zini o'zi boshqarish qobiliyatlari kiradi.

XULOSA: tadqiqot shuni ko'rsatadiki, bolalarni maktabgacha ta'lim muassasalariga tayyorlashning psixologik va pedagogik xususiyatlarini hisobga olgan holda kompleks yondashuv ularning muvaffaqiyatli o'tishi va moslashishi uchun zarurdir.

Kalit so'zlar: bola, bolalar bog'chasi, bolalarni tayyorlash, psixologik tayyorgarlik, ijtimoiy-psixologik tayyorgarlik, intellektual tayyorgarlik, hissiy-irodaviy tayyorgarlik, jismoniy tayyorgarlik, o'qituvchi, ota-ona, yaqin rivojlanish, kundalik tartib, bolaning tayyorligi.

© intereduglobalstudy.com

2024, ISSUE 4 (2)

Iqtibos uchun: Qarshiyeva Z.Sh. Bolalarni maktabgacha muassasalarga tayyorlashning psixologik-pedagogik xususiyatlari. // Inter education & global study. 2024. №4(2). B.228-235.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ_

© З.Ш. Каршиева1И_

1Каттакурганского филиала Самаркандского государственного университета, Самарканд, Узбекистан.

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ: переход в дошкольное учреждение является важной вехой в развитии ребенка, требующей тщательной подготовки, чтобы обеспечить плавную адаптацию и положительный образовательный опыт. Понимание психолого-педагогических особенностей подготовки детей к дошкольным учреждениям имеет решающее значение для воспитателей, родителей и воспитателей. В этой статье рассматриваются эти особенности, уделяя особое внимание потребностям детей в развитии и стратегиям, которые могут поддержать их готовность к дошкольному обучению.

ЦЕЛЬ: целью данного исследования является изучение психолого-педагогических аспектов подготовки детей к поступлению в дошкольные учреждения. Исследование направлено на выявление ключевых факторов развития, эффективных стратегий подготовки, а также роли педагогов и родителей в содействии успешному переходу в дошкольное учреждение.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ: в исследовании используется смешанный подход, сочетающий качественные и количественные исследования. Материалы включают инструменты оценки развития, образовательные рекомендации и данные наблюдений в дошкольных учреждениях. Методы включают опросы родителей и педагогов, интервью с экспертами по вопросам раннего детства и продольные наблюдения за детьми, переходящим в дошкольные учреждения. Анализ данных направлен на выявление закономерностей и корреляций между стратегиями подготовки и успешной дошкольной адаптацией.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ: результаты показывают, что несколько психологических и педагогических факторов играют решающую роль в подготовке детей к дошкольному образованию. Эти факторы включают социально-эмоциональное развитие, когнитивную готовность, языковые навыки и способности к саморегуляции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: в исследовании делается вывод, что для успешного перехода и адаптации необходим комплексный подход к подготовке детей к дошкольному образованию, учитывающий как психологические, так и педагогические особенности.

Ключевые слова: ребенок, детский сад, подготовка детей, психологическая готовность, социально-психологическая готовность, интеллектуальная готовность,

© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 4 (2)

эмоционально-волевая готовность, физическая готовность, педагог, родитель, непосредственное развитие, распорядок дня, детская готовность.

Для цитаты: Каршиева З.Ш. Психолого-педагогические особенности подготовки детей в дошкольные учреждения. // Inter education & global study. 2024. №4(2). C. 228-235.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF PREPARING CHILDREN FOR PRESCHOOL INSTITUTIONS_

© Zulfiya Sh. Karshiyeva1^_

1Kattakurgan Branch of Samarkand State University, Samarkand, Uzbekistan

Annotation

INTRODUCTION: the transition to preschool is a significant milestone in a child's development, requiring careful preparation to ensure a smooth adjustment and positive educational experience. Understanding the psychological and pedagogical features involved in preparing children for preschool institutions is crucial for educators, parents, and caregivers. This article examines these features, focusing on the developmental needs of children and the strategies that can support their readiness for preschool.

AIM: the aim of this study is to explore the psychological and pedagogical aspects of preparing children for entry into preschool institutions. The study seeks to identify key developmental factors, effective preparation strategies, and the role of educators and parents in facilitating a successful transition to preschool.

MATERIALS AND METHODS: the study employs a mixed-methods approach, combining qualitative and quantitative research. Materials include developmental assessment tools, educational guidelines, and observational data from preschool settings. Methods involve surveys of parents and educators, interviews with early childhood experts, and longitudinal observations of children transitioning to preschool. Data analysis focuses on identifying patterns and correlations between preparation strategies and successful preschool adjustment.

DISCUSSION AND RESULTS: the findings indicate that several psychological and pedagogical factors play a critical role in preparing children for preschool. These factors include social-emotional development, cognitive readiness, language skills, and self-regulation abilities.

CONCLUSION: the study concludes that a comprehensive approach to preparing children for preschool, which addresses both psychological and pedagogical features, is essential for their successful transition and adjustment.

Key words: child, kindergarten, preparation of children, psychological readiness, socio-psychological readiness, intellectual readiness, emotional-volitional readiness, physical readiness, teacher, parent, immediate development, daily routine, child readiness.

© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 4 (2)

For citation:Zulfiya Sh. Karshieva. (2024) 'Psychological and pedagogical features of preparing children for preschool institutions', Inter education & global study, (4(2)), pp. 228-235. (In Russ).

Дошкольный возраст требует к себе особого внимания, в этом возрасте ребенок имеет массу изменений, не только внешнего плана, но прежде всего внутреннего, дающих понять как родителям, так и педагогам и психологам свою исключительность. Это и период перехода от одной ступени развития к другой. Поступление в дошкольное учреждение знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка, ведущей деятельностью которого становится игровая деятельность. Ученые, педагоги и родители прилагают максимум усилий к тому, чтобы сделать время, проведенное в дошкольном учреждении не только эффективным, но и полезным, приятным, желанным, как для детей, так и для заботящихся о них взрослых. Особое внимание при этом уделяется психическому здоровью детей, гармоничному развитию их личности. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению и воспитанию в дошкольном учреждении приобретает немаловажное значение: с ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях.

Многие новые технологии обучения, концепции содержания обучения и воспитания, идеи новых дошкольных учреждений базируются сегодня на создании гуманной развивающей среды, в которой личность ребенка формируется наиболее полно и свободно на благо общества.

На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к дошкольному обучению и воспитанию - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Вопросы психологической готовности к обучению и воспитанию в дошкольных учреждениях рассматривают педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова и многие другие. Авторами дается не только анализ необходимых знаний, навыков и умений ребенка в детских садах, но и рассматриваются вопросы дифференцированного подхода при подготовке детей к школе, методики определения готовности, а также, что немаловажно, пути коррекции негативных результатов и в связи с этим рекомендации по работе с детьми и их родителями. Анализ литературы в рамках этих исследований показал, что она была предметом исследования многих выдающихся психологов, таких как Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Л. Венгер, Д. Б. Эльконин[1], и позволил нам выявить, что готовность ребенка к обучению и воспитанию в дошкольном учреждении включает: специальную, психологическую и физическую готовность. Психологическая готовность включает следующие структурные компоненты:

© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 4 (2)

- личностная или социально-психологическая готовность;

- интеллектуальная готовность; - эмоционально-волевая готовность.

Под психологической готовностью понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения дошкольной программы в условиях обучения и воспитания в коллективе сверстников. Структура возраста, по Л. С. Выготскому [2], включает социальную ситуацию развития, ведущий вид деятельности и психологические новообразования. Эти компоненты и определяют возрастные особенности детей дошкольного возраста. Так, например, возрастной период старшего дошкольного возраста характеризуется повышенной эмоциональностью, раздражимостью, направленностью на познание окружающего мира, чувствительностью к воздействию со стороны взрослого и сверстников. В этот период психика шестилетнего проходит различные «расстояния», претерпевая качественные приобретения в зависимости от того, развивается ребенок в условиях игры или обучения, в зависимости от индивидуальных особенностей и социальных условий. Психологическая готовность — итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Определяющим фактором полноценного развития в детском возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых — педагогов и родителей. Нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к дошкольному обучению и воспитанию. Давно замечено, что так называемые «неорганизованные» дети, если в семье не созданы необходимые условия, отстают в своем развитии от сверстников, посещающих детский сад. Очень часто неудачи детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение и нежелание общаться — результат родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех жизненных ориентаций, которые в ней усваиваются. Основная задача семьи в подготовке детей к дошкольному обучению и воспитанию — обеспечить оптимальное развитие всех сторон личности ребенка. Родители должны удовлетворять познавательные интересы детей, формировать новые, расширять их кругозор. Семья с самых первых лет жизни ребенка должна заботиться не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу. Только тогда обучение и воспитание может быть успешным. Семейное воспитание, как правило, осуществляется длительно и непрерывно и отличается особой эмоциональностью семейных социальных отношений, педагогическим влиянием на ребенка людей разного пола, возраста и профессии, а также чрезвычайной силой примера родителей и семейного уклада в целом.

Поэтому решающую роль играет семья. При подготовке детей к дошкольному обучению и воспитанию необходимо установление делового контакта между семьей и детским садом. Основная роль всех форм и видов взаимодействия детского сада с семьей — установление доверительных отношений между детьми,

© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 4 (2)

родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. В период посещения детьми дошкольного учреждения воспитатель должен поддерживать постоянный контакт с родителями: приглашать их на встречи, знакомить с опытом работы, демонстрировать результаты, которых дети достигли, советовать, как заниматься с ребенком дома. Индивидуально информировать родителей о проявлениях, поведении и достижениях ребенка, сообщать о нарушениях его здоровья, о других недостатках, давать родителям компетентные советы по ряду вопросов.

В дошкольном учреждении должны быть созданы благоприятные условия для полноценного физического, умственного и социального развития детей. В детском саду всестороннее развитие ребят должны обеспечивать высококвалифицированные педагоги. Дошкольное учреждение должно давать детям основы знаний и умений в сфере социальных представлений и практики, полноценно развивать психические процессы, формировать интерес к игре, посильному труду и обучению. Сотрудники садов в значительной степени должны способствовать привитию навыков культуры поведения и дисциплинированности, закладывать основы коллективных взаимоотношений детей, развивать эстетическое восприятие и вкус, учить элементарным формам трудовой деятельности, поощрять самостоятельность, проявлять систематическую заботу о здоровье своих воспитанников. Особое внимание при этом должно уделяться организации разных видов деятельности (игра, наблюдения в природе, занятия, элементарный труд, конструирование, рисование и др.) с учетом психофизиологических особенностей дошкольников, предъявляемых к их развитию.

Так, например, знакомство с явлением живой и неживой природы способствует развитию логического мышления, любознательности, формированию начал мировоззрения и т. п. Важная роль отводится речевому развитию дошкольников: формированию языковых обобщений и элементарному осознанию явлений языка и речи, на основе чего зарождается интерес к родному языку и обеспечивается дальнейшее его саморазвитие. Следует отметить ценность занятий для подготовки детей к школьной форме обучения, которые воспитатели должны проводить в детском саду систематически, с применением эффективных методов и приемов, таких как предъявление детям заданий проблемного характера, требующих поиска способа решения; использование моделирования, наглядно демонстрирующего достаточно сложные и часто скрытые взаимосвязи; организация элементарного экспериментирования, подводящего детей к самостоятельным выводам; игровые приемы, повышающие интерес, стимулирующие активность, создающие положительное эмоциональное настроение. При отборе методов и приемов обучения педагог должен учитывать не только возрастные возможности детей, но и особенности того контингента, с которым он работает, знать индивидуальные способности каждого ребенка. Реализация такого подхода влияет на повышение эффективности обучения.

© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 4 (2)

Нужно помнить то, что сегодня является для ребенка зоной ближайшего развития, завтра станет уровнем его актуального развития. Обучать и воспитывать ребенка можно и нужно только тому, что лежит в зоне ближайшего развития. Именно это ребенок способен воспринять, и именно это будет оказывать на его психику развивающее воздействие. Важно уделять внимание рациональной организации режима дня.

В ребенке нужно развивать организаторскую способность. Одним из основных ролей при этом играет режим дня. Приучая ребенка выполнять те или иные обязанности в режиме дня, у него формируется такие качества, как собранность, организованность. Тем не менее, не надо все планировать за ребенка, нужно и ему оставлять свободу выбора и свободу планирования. Очень важно, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца. Распределяя домашние обязанности, нужно подыскивать такое занятие, в котором он будет инициатором, руководителем и ответственным лицом. Пусть ребенок проявляет смекалку, изобретательность, четкость. Научить ребенка предварительно планировать свои действия перед выполнением какого-то дела. Умение предварительно спланировать свои действия, и действия партнера необходимы для коллективно-совместной деятельности в детском саду, а затем и в школе. Психологическая подготовка ребёнка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление с взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Таким образом, формированию выше указанных нами качеств ребенка, помогает система психолого-педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом. Обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к обучению и воспитанию могут только объединенные усилия воспитателей, педагогов, психологов и, конечно же, родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребёнка, однако, и в дошкольном учреждении формируется и развивается личность ребёнка. Лучше всего на практике сказывается на развитии ребёнка единство воздействий семьи и детского сада.

АDАBIYОTLАR RОtYXАTI | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | REFERENCES

1. Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Б.Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б. Эльконина //Вопр. психологии. - М.: Педагогика, 1988. №3. С. 36-41.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1989. - 316 стр.

© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 4 (2)

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

3. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте //Избранные психологические исследования. - М.: Педагогика, 1956г. -220 стр.

4. Каршиева З.Ш.Дети в школьных образовательных организациях современные подходы к подготовке к школе. Pedagogical importance of scientific and practical innovations in the Development of preschool education international scientific-practical conference November 11-12, 2020 Samarkand, Uzbekistan

5. Халбаева. Г.А.Инновационный подход к подготовке детей к этапу начального образования. Психология XXI столетия // Сб. научных статей по материалам международной конференции «Психология XXI столетия» (Ярославль - 2024 г.) 406-409 стр

MUALLIF HAQIDA MA'LUMOT [ИНФОРМAЦИЯ ОБ АВТОРЕ] [AUTHORS INFO]

Zulfiya Qarshiyeva Shukurovna, PhD. O qituvchi [Зулфия Каршиева Шукуровна,

PhD. преподователь], [Zulfiya Sh. Qarshiyeva,PhD,teacher]; manzil: 100007, O'zbekiston, Samarqand viloyati, Shahar: Kattaqo'rg'on, Amir Temur ko'chasi [адрес: 100007, Узбекистан, Самаркандская область, Город: Каттакорган, улица Амира Темура], [address: 100007, Uzbekistan, Samarkand region, City: Kattakorgan, Amir Temur street]; e-mail: qarshiyevazulfiya@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.