Научная статья на тему 'BO'LAJAK O'QITUVCHILARNING TADQIQOT KOMPETENSIYASINI SHAKLLANTIRISHDA ZAMONAVIY YONDASHUVLAR'

BO'LAJAK O'QITUVCHILARNING TADQIQOT KOMPETENSIYASINI SHAKLLANTIRISHDA ZAMONAVIY YONDASHUVLAR Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
pedagogik tizim / tadqiqot kompetensiyasi / pedagogik va ilmiy eruditsiya / shakllanish jarayoni / zamonaviy jamiyat / konstruktiv-texnologik / aksiologik. / педагогическая система / исследовательская компетентность / педагогическая и научная эрудиция / процесс формирования / современное общество / проектно-технологический / аксиологический.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — N.A. Abdullayeva

tadqiqot kompetensiyasi o‘qituvchi ta’limining muhim tarkibiy qismi bo‘lib, bo‘lajak o‘qituvchilarni dalillarga asoslangan amaliyot bilan shug‘ullanish, akademik nutqqa hissa qo‘shish va o‘z sinflarida izlanish madaniyatini rivojlantirish uchun zarur bo‘lgan ko‘nikmalar bilan jihozlaydi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES IN FORMING RESEARCH COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS

исследовательская компетентность является важнейшим компонентом педагогического образования, вооружая будущих педагогов навыками, необходимыми для участия в научно обоснованной практике, внесения ///вклада в академический дискурс и развития культуры исследования в своих классах.

Текст научной работы на тему «BO'LAJAK O'QITUVCHILARNING TADQIQOT KOMPETENSIYASINI SHAKLLANTIRISHDA ZAMONAVIY YONDASHUVLAR»

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

Original peper

BO'LAJAK O'QITUVCHILARNING TADQIQOT

KOMPETENSIYASINI SHAKLLANTIRISHDA ZAMONAVIY YONDASHUVLAR

© N.A. Abdullayeva1^_________________________________________________________________________

1Farg‘ona davlat universiteti, Farg‘ona, O‘zbekiston

Annotatsiya

KIRISH: tadqiqot kompetensiyasi o‘qituvchi ta’limining muhim tarkibiy qismi bo‘lib, bo‘lajak o‘qituvchilarni dalillarga asoslangan amaliyot bilan shug‘ullanish, akademik nutqqa hissa qo‘shish va o‘z sinflarida izlanish madaniyatini rivojlantirish uchun zarur bo‘lgan ko‘nikmalar bilan jihozlaydi.

MAQSAD: ushbu tadqiqotning maqsadi bo'lajak o'qituvchilarda tadqiqot malakasini shakllantirishda zamonaviy yondashuvlarni o'rganishdir. Tadqiqot samarali metodologiyalarni aniqlashga, ularning o'qituvchilar malakasini oshirish dasturlariga tatbiq etilishini baholashga va bo'lajak o'qituvchilarning tadqiqot malakasini oshirish bo'yicha tavsiyalar berishga qaratilgan.

MATERIALLAR VA METODLAR: tadqiqotda miqdoriy va sifatli tadqiqotlarni o'z ichiga olgan aralash usullardan foydalaniladi. Materiallarga o‘qituvchilar ta’limi dasturlari bo'yicha o‘quv dasturlari, tadqiqot malakasini olchash uchun baholash vositalari, o'qituvchilar va talabalarning fikr-mulohazalari kiradi.

MUHOKAMA VA NATIJALAR: natijalar bo'lajak o'qituvchilarda tadqiqot kompetentsiyasini shakllantirishning bir qancha innovatsion yondashuvlarini ochib beradi. Bularga so‘rovga asoslangan ta’lim, hamkorlikdagi tadqiqot loyihalari va raqamli vositalar va resurslar integratsiyasi kiradi. So‘rovga asoslangan ta’lim o‘quvchilarni mustaqil izlanishga undaydi, tanqidiy fikrlash va muammolarni yechish ko‘nikmalarini rivojlantiradi.

XULOSA: tadqiqot shuni ko'rsatadiki, bo'lajak o'qituvchilarda tadqiqot kompetentsiyasini shakllantirishga zamonaviy yondashuvlar o'qituvchilarni zamonaviy ta'lim muammolariga javob berishga tayyorlash uchun samarali va zarurdir.

Kalit so'zlar: pedagogik tizim, tadqiqot kompetensiyasi, pedagogik va ilmiy eruditsiya, shakllanish jarayoni, zamonaviy jamiyat, konstruktiv-texnologik, aksiologik.

Iqtibos uchun: Abdullayeva N.A. Bo'lajak o'qituvchilarning tadqiqot kompetensiyasini shakllantirishda zamonaviy yondashuvlar. // Inter education & global study. 2024. №4(2). B. 23-29.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

© H.A. Абдуллаева1 н

© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 4 (2)

Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY 1 Ферганский государственный университет,Фергане, Узбекистан

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ: исследовательская компетентность является важнейшим компонентом педагогического образования, вооружая будущих педагогов навыками, необходимыми для участия в научно обоснованной практике, внесения вклада в академический дискурс и развития культуры исследования в своих классах.

ЦЕЛЬ: целью данного исследования является изучение современных подходов в формировании исследовательской компетентности будущих учителей. Исследование направлено на выявление эффективных методологий, оценку их внедрения в программах подготовки учителей и предоставление рекомендаций по повышению исследовательской компетентности будущих педагогов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ: в исследовании используется смешанный подход, включающий как количественные, так и качественные исследования. Материалы включают учебные программы программ подготовки учителей, инструменты оценки исследовательской компетентности, а также отзывы преподавателей и студентов.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ: полученные результаты раскрывают несколько инновационных подходов к формированию исследовательской компетентности будущих учителей. К ним относятся обучение на основе запросов, совместные исследовательские проекты и интеграция цифровых инструментов и ресурсов. Обучение, основанное на запросах, побуждает учащихся участвовать в независимых исследованиях, развивая критическое мышление и навыки решения проблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: в исследовании делается вывод, что современные подходы к формированию исследовательской компетентности у будущих учителей эффективны и необходимы для подготовки педагогов к решению современных образовательных задач.

Ключевые слова: педагогическая система, исследовательская

компетентность, педагогическая и научная эрудиция, процесс формирования, современное общество, проектно-технологический, аксиологический.

Для цитаты: Абдуллаева Н.А. Современные подходы к формированию исследовательской компетентности будущих учителей. // Inter education & global study. 2024. №4(2). B. 23-29.

MODERN APPROACHES IN FORMING RESEARCH COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS__________________________________________

© Nasiba A. Abdullayeva* 1^_________________________________

1Fergane state university, Fergane, Uzbekistan

Annotation

© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 4 (2)

Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

INTRODUCTION: research competence is a crucial component of teacher education, equipping future educators with the skills necessary to engage in evidence-based practice, contribute to academic discourse, and foster a culture of inquiry within their classrooms.

AIM: the aim of this study is to explore modern approaches in forming research competence among future teachers. The study seeks to identify effective methodologies, evaluate their implementation in teacher training programs, and provide recommendations for enhancing research competence in prospective educators.

MATERIALS AND METHODS: the study employs a mixed-methods approach, incorporating both quantitative and qualitative research. Materials include curricula from teacher education programs, assessment tools for measuring research competence, and feedback from educators and students.

DISCUSSION AND RESULTS: the findings reveal several innovative approaches to forming research competence in future teachers. These include inquiry-based learning, collaborative research projects, and the integration of digital tools and resources. Inquiry-based learning encourages students to engage in independent research, fostering critical thinking and problem-solving skills.

CONCLUSION: the study concludes that modern approaches to forming research competence in future teachers are effective and necessary for preparing educators to meet contemporary educational challenges.

Key words: pedagogical system, research competence, pedagogical and scientific erudition, formation process, modern society, design and technological, axiological.

For citation: Nasiba. A. Abdullayeva. (2024) ‘Modern approaches to the formation of research competence of future teachers', Inter education & global study, (4(2)), pp. 23-29. (In Russ).

Педагогическая наука активно развивается с каждым днём, давая возможность новому поколению лучше изучать окружающий мир, открывая возможности для более лучшего представления имеющегося информационного багажа человечества. Каждый ребёнок для того, чтобы стать полноценным членом современного общества должен являться не только способным к контакту с окружающими, но также быть высоко эрудированным и если ранее, подобные требования основывались на имеющихся нормах имеющихся достижений этики, математики, физики, химии, психологии, педагогики, астрономии и прочих наук, то сегодня достигнуто огромное число достижений в каждом из перечисленных областях.

Для примера стоит только вспомнить, что в прошлом столетии были совершены грандиозные научные и научно-исследовательские прорывы по организации теории относительности, квантовой физики, физики атомного ядра и элементарных частиц, ракетостроению, астронавтике, разработана первая модель

© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 4 (2)

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

ДНК, была разработана знаменитая педагогическая теория Макаренко и многие другие [1]. Наряду с этим, сегодня получают новые химические элементы, исследуются более сложные биологические соединения, а педагогические модели достигают нового этапа своего развития посредством слияния с компьютерными технологиями.

Таким образом, изучение всё большего объёма материала на сегодняшний день для становления в степень эрудированности и возможности оперирования самыми различными понятиями в самых разных областях жизнедеятельности нынешнего человека становиться как никогда важным и необходимым. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что изучение и разработка методов роста нынешней молодёжи посредством педагогики является всё более частым и животрепещущим вопросом, для чего необходимо наличие соответствующего знания у квалифицированных педагогов. В результате, можно утверждать, что вопрос собственной, стремящейся к профессиональной эрудированности педагогов в самых различных сферах на сегодняшний день, является актуальным.

Каждый из имеющихся современных знаний является крайне важным, поскольку каждое полученное новое знание в рамках новых научных достижений, может кардинально повлиять на восприятие окружающего мира сегодня. При этом важно обращать внимание не только на то, что должны знать лишь специалисты по той или иной области, большинство знаний и результатов исследований, расчётов должны знать абсолютно все.

Программы бакалавриата и магистратуры призваны обеспечивать двухуровневую подготовку педагогов. Целеполагающими установками данной системы являются: способность интегрировать психолого-педагогические,

общекультурные, конкретно-научные знания, а также умение на основе научных представлений и методологической культуры применять их в профессиональной деятельности; оперирование системным и критическим мышлением; владение умением педагогического проектирования, моделирования и рефлексии, в том числе психолого-педагогическими и дидактическими технологиями.

В связи с этим ряд указов и постановлений подписал президент республики Узбекистана Ш.М. Мирзиёев. В частности, 20 апреля 2017 года в Постановлении НС № 2909 «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» [2] подчеркнута необходимость широкого привлечения талантливых студентов высших учебных заведений к научной деятельности. Постановлением ПФ № 5712 от 8 октября 2019 года в «Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года»[3] основное внимание уделяется повышению эффективности научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях, широкому привлечению молодежи в научной деятельности, формирование инновационной инфраструктуры науки.

Понятие исследовательской компетенции методологически связано с категориями учебно-исследовательской деятельности и научно-исследовательской

Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

компетентностью. Исследовательская компетенция с точки зрения различных методологических подходов рассматривается как:

- характеристика личности педагога, определяющая владение умениями и способами исследовательской деятельности на уровне технологии в целях поиска профессиональной информации для оптимального принятия решений в проблемных ситуациях; комплекс качеств, необходимых для выполнения функций исследовательской деятельности, или способность осуществлять целенаправленную исследовательскую деятельность, в том числе проектировать и решать исследовательские задачи (М.Ш.Алдиева, З.К.Багирова, Р.М.Эхаева);

- компонент профессионально-педагогической компетентности педагога,

личностно-профессиональная характеристика педагога, владеющего

методологическими знаниями и умениями, технологиями исследовательского поиска и моделями внедрения передовых педагогических знаний в практическую сферу образования (В.С. Елагина, Н.В. Ковалева);

- совокупность умений педагога, которая включает: способности

ориентироваться в научной информации и осваивать перспективные технологии обучения; умение делать выбор и оценку вариантов программ и создавать авторские проекты; изучать и применять передовой педагогический опыт, а также применять современные методы статистики исследовательских данных и анализировать их[5].

Учебно-исследовательская деятельность студентов представляет собой процесс приобретения и отработки умений творческой поисковой научной деятельности, включая самостоятельную систематизацию и анализ информации, написание аннотаций, рефератов, тезисов, докладов и сообщений по теме своего исследования. Учебно-исследовательская работа, в отличие от научноисследовательской, не нацелена на решение крупных методологических проблем науки и производства, а скорее имеет ориентацию на усвоение моделей научного поиска, отработку методов и приемов исследовательской деятельности в той или иной области науки. При этом методические алгоритмы и подходы к исследовательской деятельности, логика, структура и процедуры учебноисследовательской деятельности полностью соответствуют общим требованиям к исследованию изучаемой области теории и практики науки.

Исследовательская компетентность, являясь самостоятельным компонентом профессионального мастерства педагога, способствует развитию таких характеристик, как: мотивированность педагога на самосовершенствование в профессиональной среде; способность перенести навыки и информацию исследовательского поиска в учебно-образовательный процесс; владение диагностико-аналитическими знаниями и умениями; методико-технологическая и информационная готовность. Научно-исследовательская культура педагогического работника может соответствовать целостной модели профессиональной культуры и включать такие компоненты, как:

© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 4 (2)

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

- когнитивный (комплекс умений, выражающихся в осознании и формулировке проблем, способности осуществлять научный поиск, анализировать, систематизировать и обобщать информацию; владеть навыками алгоритмизации информации, отстаивать свою точку зрения, демонстрировать сущностные характеристики исследовательской проблемы, грамотно излагать и оформлять результаты исследовательского поиска);

- аксиологический (степень сформированности профессиональных интересов, мотивации и инициативности по овладению педагогическими технологиями решения профессиональных задач; предполагает умение целеполагания, осознание ценности совместной с обучающимися и коллегами деятельности, проявление личностно-профессиональной мотивации посредством творческой деятельности);

- проектно-технологический (сформированность комплекса компетенций: владение исследовательскими приемами и методами;

- самостоятельность в информационном поиске, систематизации и анализе актуальной информации в рамках программы исследовательского поиска;

- способность создавать и апробировать авторские педагогические проекты;

- владение навыками научного сотрудничества и сотворчества в рамках исследовательского проекта;

- аналитические и критические умения, прогнозирование результатов исследовательского поиска).

Организационную модель развития исследовательской культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования можно рассматривать на трех уровнях: допрофессиональном (учебно-научная работа); профессиональнопедагогическом (развитие опыта решения профессиональных педагогических задач); акмеологическом (научно-инновационный поиск, повышение квалификации педагогов).

Анализ стандартов World Skills (вузовские чемпионаты) позволил охарактеризовать исследовательскую компетенцию как комплекс умений педагога:

- разрабатывать и применять различные диагностические методики изучения прогресса индивидуальной и коллективной учебной деятельности обучающихся;

- применять в обработке диагностических и статистических данных информационно-коммуникативные технологии;

- организовывать и осуществлять различные форматы и этапы исследовательской проектной деятельности;

- обеспечивать научное сопровождение индивидуальной и групповой исследовательской и проектной деятельности обучающихся [6].

Представляя примеры явлений и открытий из прошлого столетия, о которых мало знают современные школьники, сложно говорить о настоящей научноисследовательской эрудированности педагогов сегодня, не представляющие учащимся достоверной научной базы, отвечающая нынешним требованиям. Решением сложившийся проблемы являются современные подходы в

© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 4 (2)

INTER EDUCATION & GLOBAL STUDY

формировании научно-исследовательских компетенций, которые будущем станут источниками исследовательской деятельности у школьников. В результате, это приведет к пополнению и обновлению списка отечественных ученых.

ADABIYOTLAR RO‘YXATI | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | REFERENCES

1. А. С. Макаренко. К 100-летию со дня рождения: указатель трудов и литературы о жизни и деятельности / АПН СССР, Гос. науч. пед. б-ка им. К. Д.Ушинского; [Составители А. В. Жилина, Н. Д. Скворцова]. - Москва: Педагогика, 1988 - 55с.

2. Постановление ПК № 2909 от 20 апреля 2017 года «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» (пункт 1), Ташкент-2017.

3. «Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» в Постановлении ОФ №5712 от 8 октября 2019 года (Глава 3, Пункт 3), Ташкент-2019.

4. В.Алемасов, Ш.Мамадиев «Научные исследования: методология, методология, творчество» - учебное пособие, Ташкент-2015.

5. Б.К.Рахимов «Социально-педагогические основы направленности студентов на научно-исследовательскую работу» автореферат (DcS), Ташкент-2009.

6. Abdullayeva, N. A. (2022). The Role of Project Education in Developing Students' Restraint Skills. International Journal ofInnovativeAnalysesand Emerging Technology, 2(5), 58-62.

7. М.Ш.Алдиева, З.К.Багирова, Р.М.Эхаева «Исследовательская компетентность бакалавров психолого-педагогического образования», журнал «Науки об образовании», 2020 г.

8. В.С. Елагина, Н.В. Ковалева «Организация исследовательской деятельности в педагогическом колледже как условие саморазвития личности студента» журнал «Науки об образовании» 2019 г.

MUALLIF HAQIDA MA’LUMOT [ИНФOРМAЦИЯ ОБ АВТОРЕ] [AUTHORS INFO]

Nasiba Abdullayeva Abdusalomovna, o'qituvchi [Насиба Абдуллаева

Абдусаломовна, преподаватель.], [Nasiba A. Abdullayeva, teacher]; manzil: 712000, O'zbekiston, Farg'ona viloyati, Farg'ona, ko'chasi Murabbiylar, 19 [адреа 712000, Узбекистан, Ферганская область, Фергана, ул. Мурббийлар, 19], [address: 712000, Uzbekistan, Fergana region, Fergana, street Murbbiylar, 19]; e-mail:

abdullayevanasiba@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.