шей культуры, снимая с занятий, поведут в, так называемые, молодёжные консультации с их набором определённых «услуг и информации», то в результате такого «комплексного просвещения» мы получим закоренелых циников.
И не надо обвинять нас в отсталости, консерватизме и ретроградстве. Хочу закончить своё выступление словами известного современного творческого деятеля: «Человек с устойчивой психикой и здравым рассудком, как правило, консервативен. Он хочет жить и умирать так, как жили и умирали его отцы и деды».
Ю.И. Строев, Л.П. Чурилов, И.Г. Васильев
БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА И ЗДОРОВЬЕ ПОЖИЛЫХ И СТАРЫХ «БЛОКАДНИКОВ»
Санкт-Петербургский государственный университет, Медицинский факультет
«Да, жизнь - это для меня понятие коллективное»
Н.И. Пирогов
Сегодня мир включается в глобальный процесс преждевременного постарения, причинённый совокупностью экологических, генетических, патологических и социальных факторов [1]. Один важный фактор уникален для Санкт-Петербурга: это — 900-дневная блокада Ленинграда во время 2-й мировой войны, которая была социальным экспериментом беспримерного масштаба и жестокости. В течение почти 2,5 лет население большого европейского города сопротивлялось нацистским захватчикам в условиях полного окружения, под постоянным воздействием голода, холода, при ежедневных артобстрелах и бомбёжках, переживая гибель родственников и друзей. Но борьба за жизнь не прекращалась. Ради жизни жители блокадного Ленинграда терпели и переносили нечеловеческие страдания.
Н.И. Пирогов считал, что «жизнь — это осмысленная, безгранично действующая сила, управляющая всеми свойствами вещества (то есть его силами), стремясь при том непрерывно к достижению известной цели — осуществлению и поддержке бытия. Действительно, в живом организме, как и во всем живом мире, все отправления, все функции направлены к тому, чтобы сохранить бытие и противодействовать разрушению; ошибка, или лучше недомолвка, этого определения — только в том, что не отправления организма сами по себе стремятся и более или менее достигают этой цели, а другое, руководящее их начало, осмысленное, то есть стремящееся к цели и делающее все функции организма целесообразными - сила жизни» [2].
Главным патогенным фактором блокады был голод. Длительное голодание в детстве и отрочестве может предопределить время начала и специфику развития или тяжесть многих заболеваний [3], таких как атеросклероз, сахарный
- 468 -
диабет, тучность, артериальная гипертензия, метаболический синдром, почечная недостаточность и др. [4]. Население осажденного города страдало от тяжелой алиментарной дистрофии («ленинградской болезни»), от полигипо-витаминозов (в основном — от цинги и пеллагры). Смертность драматически возросла. Её индексы составили 15,9:1000 в 1939 и 389,8:1000 (!) — в 1942 [5]. Коэффициент младенческой смертности в 1942 был 50,9%! Свыше 50% из голодавших пациентов страдали резким повышением артериального давления, что можно отнести к последствиям тяжелого хронического стресса. Артериальная гипертензия быстро развилась и охватила очень большой контингент не только пожилых, но и молодых людей. В литературе это известно как «эпидемия блокадной гипертонии». В 1942 году больницы Ленинграда наполовину были заполнены такими больными. Поразительно высокое давление крови было у истощенных, худых людей. В дни прорыва блокады, когда радость охватила жителей города, давление крови у многих из них стало снижаться и стало значительно ниже уже через несколько дней после блокады [6].
Социальные условия в осажденном городе не только изменили состояние здоровья детей и подростков, но причинили глубокий эпигеномный отпечаток, влияя на последующее качество жизни и здоровье выживших. В виду этого с 1989 года все дети блокадного Ленинграда получили официальный статус «блокадников».
По данным Л.П. Хорошининой [4], перенесшие блокаду мужчины умирали в возрасте 63,4±0,3 года, а перенесшие блокаду женщины — в возрасте 65±0,4 года (в основном от сердечно-сосудистых заболеваний), что ниже, чем средние национальные данные. У бывших «блокадников» было достоверное увеличение осложненных форм атеросклероза аорты, коронарных и мозговых (особенно у мужчин) артерий. У мужчин, переживших блокаду в возрасте до 11 лет, чаще регистрировались инфаркты миокарда, инсульты. Для «блокад-ниц»-женщин характерным было более частое развитие сахарного диабета. У «блокадников» в 2 раза чаще диагностировалась эссенциальная гипертензия, особенно у женщин, переживших блокаду в возрасте до 11 лет. Индекс массы тела у «блокадников» был достоверно ниже, чем у не испытавших блокады их сверстников. Наша практика показала в этой группе более низкую частоту нарушений функций щитовидной железы. Это тем более интересно в свете экспериментальных данных об «экономном» ответе организма на голодание, выражающемся в повышении образования малоактивного реверс-трийодтиронина и замедлении активирующего дейодирования тироксина.
В 2000 г. для «блокадников» был создан лечебно-диагностический и научный центр (больница № 46 св. Евгении), являющийся одной из клинических баз Медицинского факультета нашего университета. Согласно опросам, проведенным этим центром, историям болезни и амбулаторным картам его пациентов, большинство «блокадников» начало трудную карьеру очень рано, с 16—20 лет. У них раньше дебютировали хронические заболевания, что предопределило более ранний уход на пенсию и инвалидность. К настоящему
времени только 9% из «блокадников» сами оценивают свое здоровье как «хорошее или очень хорошее». Почти 30% их внуков уже имеют хронические заболевания.
С 1946 г. в Санкт-Петербурге функционирует «Госпиталь для ветеранов войн» на 1100 коек. Это крупнейший городской многопрофильный стационар для лечения инвалидов, участников войн и для «блокадников». В нем ежегодно получают бесплатную медицинскую помощь 27000 пациентов («блокадники» составляют почти 20%). Госпиталь поддерживает и развивает деловые контакты с учреждениями Великобритании, Германии, Нидерландов, Норвегии. В 1997 г. по распоряжению губернатора Санкт-Петербурга был образован Городской гериатрический (медико-социальный) центр — первое в городе и стране учреждение для оказания специализированной, долговременной медико-социальной помощи пожилым людям, страдающим ин-валидизирующими заболеваниями. На его базе работает клуб «Геронт», где одинокие пожилые люди могут общаться в неформальной обстановке.
В Санкт-Петербурге существуют общественные организации — «Дети блокады—900» и «Международная ассоциация блокадников». Члены этих обществ получают материальную и лекарственную помощь. «Блокадники» в России имеет ряд социальных льгот, обеспечиваются участком земли за городом и более качественным жильем, получают продовольственные и вещевые наборы, бесплатные юридические консультации, льготные приглашения на спектакли и концерты, имеют широкие социальные связи. Они состоят на диспансерном учете в поликлиниках по месту жительства, имеют право на бесплатное получение лекарственных препаратов по списку-формуляру. Однако в группе «блокадников» отмечено достоверно большее количество семей, имеющих низкий или крайне низкий совокупный доход. Такой вид увлечений, как путешествия и коллекционирование, для большинства из них недоступен.
Более 40 000 граждан награждено «Медалью за оборону Ленинграда», 150 000 имеют почетный знак: «Житель блокадного Ленинграда», 270 000 ветеранов второй мировой войны, включая 4000 из числа блокадников, живущих за рубежом, удостоены «Медали к 65-й годовщине Победы». Все они ежемесячно получают специальные добавки к пенсии. Так, гражданин, награжденный знаком «Житель блокадного Ленинграда» получает минимальную пенсию размером 10—12 тыс. рублей, а максимальную — около 15—17 тыс. рублей, что зависит от возраста: если ему старше 80 лет, то добавляется еще страховая часть пенсии. Если гражданин является одновременно ветераном войны и обладает знаком «Житель блокадного Ленинграда», то его пенсия составляет от 20 до 25 тыс. рублей. Если гражданин имеет удостоверение «Труженик тыла», то его пенсия составляет в среднем от 10 до 12 тыс. рублей. Санкт-Петербург стал первым регионом, который в полном объеме выполнил указ президента России о предоставлении отдельных квартир ветеранам и «блокадникам». К концу 2010 года Санкт-Петербург, по планам мэрии, должен стать первым городом России, предоставляющим всем ветеранам и
«блокадникам» бесплатные квартиры. До конца 2010 года такие квартиры получит почти тысяча петербуржцев-«блокадников». В Санкт-Петербурге будут созданы памятники — «Героическим женщинам Великой Отечественной войны» и «Детям войны».
В мае 2010 г. в Санкт-Петербурге прошел XIX съезд Международной ассоциации общественных организаций «блокадников» города-героя Ленинграда. На нем присутствовало более 130 делегатов из Петербурга, городов России, Латвии, Эстонии, Молдовы, Украины, Белоруссии, Казахстана, США, Израиля, которые обсудили вопросы социального положения «блокадников», сохранения памяти о блокаде, приняли участи в торжественно-траурной церемонии на Пискаревском мемориальном кладбище и в шествии ветеранов по Невскому проспекту.
Литература:
1. Хавинсон В.Х., Коновалов С.С. Избранные лекции по геронтологии. — СПб.: ИЗД-ВО "ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК", 2009.
2. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача. — СПб.: ВМе-дА, 2008.— 392 с.
3. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Патохимия (эндокринно-метаболические нарушения). Учебник для студентов медицинских вузов. Изд. 3-е, доп. и испр. — СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2007. — С. 31—54.
4. Хорошинина Л.П. Голодание в детстве как причина болезней в старости (на примере малолетних жителей блокированного Ленинграда). — СПб, 2002. — 184 с.
5. Дзенискевич А. Р. Блокада и политика. Оборона Ленинграда в политической конъюнктуре. — СПб.: "Нестор", 1998.
6. Мясников А.Л. Гипертоническая болезнь и атеросклероз. — М.: «Медицина», 1965. — С. 54-55.