Научная статья на тему 'БЛИЗОСТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ И ИСЛАМСКИХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, СВЯТОСТЬ БРАКА И МАТЕРИНСТВА'

БЛИЗОСТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ И ИСЛАМСКИХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, СВЯТОСТЬ БРАКА И МАТЕРИНСТВА Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

130
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
материнство / поддержка / социальная защита / качество жизни / общество / православие / ислам / семейные ценности / исследование / традиционализм / религиозные нормы. / motherhood / support / social protection / quality of life / society / Orthodoxy / Islam / family values / research / traditionalism / religious norms.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — П. Я. Циткилов

В данной статье рассматривается восприятие материнства в Исламе и в Православии, в качестве величайшей милости Всевышнего к женщине и её семье. Так как, Ислам и Православие воспринимают семейно-брачные отношения, включая материнство, как милость Божью. В конечном итоге, качество жизни матерей и их детей напрямую влияет на благополучие общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the perception of motherhood in Islam and Orthodoxy, as the greatest mercy of the Almighty to a woman and her family. Since Islam and Orthodoxy perceive family and marriage relations, including motherhood, as the grace of God. Ultimately, the quality of life of mothers and their children directly affects the well-being of society as a whole.

Текст научной работы на тему «БЛИЗОСТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ И ИСЛАМСКИХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, СВЯТОСТЬ БРАКА И МАТЕРИНСТВА»

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-36-42

Volume 4 | NUU Collection | 2023 Actual Problems of Sociology and Social Work

in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari

БЛИЗОСТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ И ИСЛАМСКИХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, СВЯТОСТЬ БРАКА И МАТЕРИНСТВА

П. Я. Циткилов

Профессор, д.и.н. Южный федеральный университет Российская Федерация

АННОТАЦИЯ:

В данной статье рассматривается восприятие материнства в Исламе и в Православии, в качестве величайшей милости Всевышнего к женщине и её семье. Так как, Ислам и Православие воспринимают семейно-брачные отношения, включая материнство, как милость Божью. В конечном итоге, качество жизни матерей и их детей напрямую влияет на благополучие общества в целом.

Ключевые слова: материнство, поддержка, социальная защита, качество жизни, общество, православие, ислам, семейные ценности, исследование, традиционализм, религиозные нормы.

ABSTRACT:

This article discusses the perception of motherhood in Islam and Orthodoxy, as the greatest mercy of the Almighty to a woman and her family. Since Islam and Orthodoxy perceive family and marriage relations, including motherhood, as the grace of God. Ultimately, the quality of life of mothers and their children directly affects the well-being of society as a whole.

Keywords: motherhood, support, social protection, quality of life, society, Orthodoxy, Islam, family values, research, traditionalism, religious norms.

Многовековое культурно-духовное взаимодействие православных людей и мусульман на территории Северо-Востока Евразии, их созидательные свершения, ратные подвиги, общие беды и радости сказывались на повседневности, на нормах и моральных устоях семейной жизни. Православно-исламская комплементарность наших соотечественников, формировавшаяся исторически, обусловила их близость в восприятии семейных норм и ценностей. Конечно, в их традициях семейно-брачной жизни сохраняются и различия. Но они не являются

2023

36

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-36-42

Volume 4 | NUU Collection | 2023 Actual Problems of Sociology and Social Work

in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari

доминирующими. Общие ценности православия и ислама в семейной сфере преобладают. Подтверждением тому служат результаты некоторых социологических опросов по исследуемой проблеме.

В рамках социологического опроса, проводившегося в ноябре 2020 -феврале 2021 гг. исследовательской группой Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета под руководством автора данной статьи, было опрошено (выборочная совокупность) 639 студентов очного отделения 13 вузов и вузовских филиалов Юга России. Генеральная совокупность составляла 155 тыс. студентов, обучавшихся на очных отделениях вузов и вузовских филиалов Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского краёв Российской Федерации. Отклонение результатов от тех, которые могли быть получены при опросе генеральной совокупности, в целом по выборке не превышали 3,9%.

Респондентам из числа студентов было предложено ответить на вопрос: «Близки ли в современной России православные и исламские семейные ценности?» В данном случае речь шла не вообще о ценностях, а именно семейных. На этот вопрос 24,2% респондентов ответили, что такие ценности «близки во всём». Ещё 33,5% опрошенных студентов указали на то, что семейные православные и исламские ценности «во многом близки». О том, что они «близки лишь частично» заявили 32,8% респондентов, а 9,7% опрошенных студентов полагали, что эти ценности «не близки».

Конструктивная позиция по данному вопросу большинства респондентов (57,7% респондентов из числа студентов полагали, что семейные православные и исламские ценности «близки во всём» или «во многом близки») имеет своё обоснование. Во-первых, в современном мире становится всё очевиднее, что привычный для наших сограждан облик семьи можно защитить от усиливающегося деструктивного влияния трансгуманизма путём усиления традиционных начал. А важнейшими духовными центрами традиционализма в современном мире остаются православие и ислам. Во-вторых, на позиции студентов могла сказаться и ситуация, связанная с неприятием частью молодёжи индивидуалистских ценностных приоритетов, активно продвигавшихся в постсоветскую эпоху в нашем обществе. А им альтернативы религиозные нормы жизни, свойственные православию и исламу. В-третьих, на результатах нашего исследования в некоторой мере сказался и территориальный фактор -

2023

37

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-36-42

Volume 4 | NUU Collection | 2023 Actual Problems of Sociology and Social Work

in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari

проживание на Кубани и в Ставрополье значительного числа мусульман.

В ходе соцопроса была предпринята попытка выявить мнение студентов об основных мотивах близости семейных ценностей православия и ислама. С этой целью в анкету социологического исследования был внесён вопрос: «Если ценности православной и исламской семьи близки, то почему?» С учётом такого, что 9,7% респондентов заявили, что для них в современной России православные и исламские семейные ценности не близки, этот процент опрошенных студентов при анализе результатов ответов на данный вопрос не учитывался.

При ответе на вопрос о причинах близости ценностей православной и исламской семьи респонденты могли выбрать один из четырёх вариантов: схожесть семейных норм, содержащихся в духовных книгах (в Библии, Коране и др.); фактор многовекового совместного проживания православных людей и мусульман в рамках единого государства и общей цивилизации; общность постулата о божественном покровительстве семьи и вариант «затрудняюсь ответить». Процентное соотношение ответов студентов по указанным позициям было следующим: 34,5%, 32,4%, 26,6% и 4,5%. Следовательно, судя по материалам исследования, приоритетной причиной комплементарности православных и исламских семейных ценностей респондентами называлась схожесть семейных норм, содержащихся в Библии, Коране и в других духовных книгах. К таким книгам обычно относят христианское святоотеческое Придании и мусульманскую Сунну, содержащую благородные хадисы Пророка Мухаммада, собранные его подвижниками.

Научный анализ христианской и мусульманской духовной литературы, книг Священного писания позволяет утверждать, что по многим содержательным позициям просматривается близость православного и исламского восприятия семейных норм и ценностей. К основным из них можно отнести: святость брака и материнства; супружескую верность; терпение в преодолении семейных трудностей и тягот повседневной жизни; главенство мужа в семье; почтительное отношение детей к родителям; заботливое отношение родителей к детям [1, с. 117] и др. Вышеперечисленные и иные семейные ценности лежат в основе норм семейно-брачных отношений, установленных как в православии, так и в исламе.

Глубокое религиозное обоснование имеет святость брака и материнства. Православие и ислам исходят из

2023

38

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-36-42

Volume 4 | NUU Collection | 2023 Actual Problems of Sociology and Social Work

in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari

необходимости укрепления семейного союза, ядром которого являются прочность супружеских отношений. Для этого важно сохранять в семье не только душевное тепло, доброту, доверие, но и телесную любовь между супругами. «Жена, - сказано в Первом Послании Апостола Павла к коринфянам, - не властна над своим телом, - но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» [2, с. 1249]. Самим Богом мужу и жене предопределено во всём оказывать друг другу благорасположение.

Как в христианстве, так и в исламе супружеский долг является угодным Всевышнему деянием. «Ваши жены, - записано в Коране, - нива для вас, ходите на вашу ниву, когда пожелаете и уготовывайте для самих себя» (К., 2:223). В соответствии с исламской традицией близость супружеских отношений допускается и в период поста, но лишь в ночное время. В Священной книге записано, что правоверным мусульманам разрешается «в ночь поста приближение к вашим женам». «Они, - говорится там, - одеяние для вас, а вы -одеяние для них. (К., 2:187). Эти слова близки с наставлениями Апостола Павла о том, что муж и жена лишь взаимно властны над своими телами.

Отдельные современные авторы полагают, что для ислама «брак не является таинством, а он прежде всего, социальное соглашение, налагающее на обычных мужчин и женщин определенные права и обязательства» [3, с. 926; 4, с. 200]. С таким подходом трудно согласиться. Если бы так было, то супруги отвечали за благополучие семьи только перед собой и родными людьми. Однако по Корану они ответственны за свой семейный союз и перед Аллахом. В Священной книге мусульман записано, что семья - это дар, данный «по милости» от Него людям (К., 21:84). А божественный дар и есть проявление таинства святости супружеских уз. Поэтому, если сводить семью лишь к ситуативным пожеланиям отдельных лиц или к их социальному контракту, то значит упрощать религиозную сущность брак, отвергать её святость, данную Всевышним.

Со святостью брака несовместимы такие действия, как провоцирование раздоров между супругами, вмешательство со стороны в их отношения, придание публичности их чувств, переживаний, откровенных высказываний. В соответствии с нормами православия сфера интимных отношений является не просто личным делом

2023

39

Modern Trends of Social Sphere Development

Volume 4 | NUU Collection | 2023

Actual Problems of Sociology and Social Work

in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-36-42

мужа и жены, а неким таинством. Не случайно русская народная пословица гласит: «Любовь любит наедине».

Святость брака является важной нормой и в исламской семьи. Великий мусульманский богослов Ибн Хаджар аль-Хайтами, говоря о человеческих грехах, которых должен избегать верующий человек, особо выделял такое деяние, как настраивание жены против её мужа или, наоборот, мужа против жены [5]. Люди, делающие это, вызывают гнев Всевышнего и могут поплатиться уже при жизни.

В исламе предосудительным является, когда муж и жена не хранят супружеские тайны. В Коране записано, что «порядочные женщины -благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах...» (К., 4:34). Личная жизнь правоверных мусульман не должна быть предметом обсуждения с кем-либо, включая друзей и подруг.

Однако у мусульман и православных людей в восприятии святости брака есть различия. Для христиан брак освещается благодатью Божьей один раз и на целую жизнь. Иное является отступлением от праведности и может допускаться в виде исключения только в некоторых случаях. В исламе же правоверный мусульманин может вступать в законный брак до четырёх раз. В 4 суре Корана записано, что мужчины вправе жениться «на приятных вам женщинах — и двух, и трех, и четырех». «А если, - говорится в Священном Коране, - боитесь, что не будете справедливы, - то - на одной или на тех (невольницах), которыми овладели ваши десницы» (К., 4:3).

В соответствии с мусульманской традицией, мужчина может брать вторую и последующие жёны только при условии, если готов одинаково относиться к ним и детям от них, а также всех обеспечивать. Более того, при вступлении в новый брак он должен получить согласие на это от своей жены (жён). Очевидно, что наличие двух и более жён требует от мужчины особых способностей и возможностей, дополнительного финансового, морального, психологического и физического напряжения. Далеко не каждый мужчина может это выдержать. Поэтому такой его выбор следует рассматривать и как проявление некой жертвенности. Изначально оно так и было. Аллах допустил брачную полигамию для мужчин вовсе не ради них, а ради женщин. Ведь в те времена часто велись войны и многие молодые женщины,

оставались вдовами. Девушкам, ещё не вступившим в брак,

2023

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-36-42

Volume 4 | NUU Collection | 2023

Actual Problems of Sociology and Social Work

in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari

по той же причине просто не хватало женихов. Поэтому была введена такая норма.

Для мужчин, решивших не ограничиваться одной женой, очень трудно абсолютно одинаково распределять свои чувства между жёнами. Аллах предвидел это. Поэтому предупреждал мужчин: «И никогда вы не в состоянии быть справедливыми между женами, хотя бы и хотели этого» (К., 4:129). Поэтому мужчина должен был понимать, какой он делает выбор. Не удивительно, что лишь очень малое количества мужчин в мусульманских странах пользуются правом иметь несколько жён.

Православными людьми и правоверными мусульманами в единстве с супружеством воспринимается материнство. Оно является важнейшим предназначением женщины, дарованным Господом Богом. В библейском Послании Святого Апостола Павла к своему духовному сыну Титу сказано, что нужно вразумлять молодых женщин «любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми...» [2, с. 1308]. Дети укрепляют семейные узы, наполняют их глубоким нравственным содержанием. Они в христианском понимании являются Божьим даром. В Псалтыри Библии сказано: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него -плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнит ими колчан свой!» [2, с. 589]. Именно дети являются нашим главным продолжением в этой бренной жизни, носителями традиций семьи, её духа.

Ислам, как и православие, воспринимает материнство в качестве величайшей милости Всевышнего к женщине и её семье. Мать - источник зарождения новой жизни и продолжения человеческого рода. Без её святой функции вынашивания и рождения новой жизни человечество иссякло бы.

В исламе с особым почтением относятся к женщине-матери. Женщина-мусульманка, став матерью, получает в отношениях с детьми особый статус. Ведь преимущественно под её руководством происходит как физическое, так и духовно-нравственное формирование ребёнка. Именно мать закладывает основы будущей личности своего сына, дочери. Поэтому благодарность детей матери не имеет границ.

Важно понимать, что мусульманская женщина даёт жизнь ребёнку не только для своего блага, радости мужа и родных людей, но и в знак благодарности Аллаху. Мать - это

2023

41

Modern Trends of Social Sphere Development

Volume 4 | NUU Collection | 2023

Actual Problems of Sociology and Social Work

in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-36-42

во истину божественное благословение, которое в исламе называется баракат. Она самый близкий человек для каждого, живущего на земле. Во многом через неё проложены невидимые нити сакральной связи верующего человека с Творцом.

Следовательно, ислам и православие воспринимают семейно-брачные отношения, включая материнство, как милость Божью. Семья, супружеский долг и ответственность являются условиями не только для достойной жизни на земле, но и для благодатного строения души, её спасения.

REFERENCES:

1. Циткилов П.Я. Духовно-нравственные основы и перспективы развития

2. современной российской семьи: монография / П.Я. Циткилов; Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2022. 328 с.

3. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. М.:

4. Российское Библейское общество, 1995. 1376 с.

5. Агзамова Л.М. Роль и место женщины-матери в исламе // Вестник

6. Башкирского университета. 2009. Т. 14. № 3. С. 924-927.

7. Рахматуллина З.Я. Башкирская традиция (социально-философский

8. анализ). Уфа: Изд-во Башкирск. ун-та, 2000. 304 с.

9. 380 больших грехов. (Из книги великого ученого Ибн Хаджар аль-

10. Хайтами, да помилует его Аллах). URL: https://musulmon.livejournal.com/4958.html - 06.11.2022.

2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.