Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

120
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвалидность / социальная модель / медицинская модель / конструктивизм / позитивизм / феноменологический подход / стигма / девиация. / disability / social model / medical model / constructivism / positivism / phenomenological approach / stigma / deviation.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Мумтозхон Асилбековна Абдувалиева

Данная статья посвящена анализу отношения к феномену инвалидности в исламе и христианстве, а также в произведениях Восточных мыслителей. В статье проанализированы классические теоретико-методологические основы концепций о феномене инвалидности в социологии таких ученых как Г.Спенсер, Э.Дюркгейм. Рассмотрены психолого-педагогические концепции Л.Выготского, исследования М.Ганиевой о досуговой деятельности детей с инвалидностью и работы Л.Муминовой об инклюзивном образовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the analysis of attitudes towards the phenomenon of disability in Islam and Christianity, as well as in the works of Eastern thinkers. The article analyzes the classical theory-methodological foundations of the concepts of the phenomenon of disability in the sociology of such scientists as G. Spencer, E. Durkheim. The psychological and pedagogical concepts of L. Vygotsky, M. Ganieva's research on the leisure activities of children with disabilities and L. Muminova's work on inclusive education are considered.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ»

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-144-151

Volume 4 | NUU Collection | 2023 Actual Problems of Sociology and Social Work

in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Мумтозхон Асилбековна Абдувалиева

Доктор философии по социологическим наукам (PhD) Старший преподаватель кафедры "Социальная работа" НУУз [email protected]

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена анализу отношения к феномену инвалидности в исламе и христианстве, а также в произведениях Восточных мыслителей. В статье проанализированы классические теоретико-методологические основы концепций о феномене инвалидности в социологии таких ученых как Г.Спенсер, Э.Дюркгейм. Рассмотрены психолого-педагогические концепции Л.Выготского, исследования М.Ганиевой о досуговой деятельности детей с инвалидностью и работы Л.Муминовой об инклюзивном образовании.

Ключевые слова: инвалидность, социальная модель, медицинская модель, конструктивизм, позитивизм, феноменологический подход, стигма, девиация.

ABSTRACT

This article is devoted to the analysis of attitudes towards the phenomenon of disability in Islam and Christianity, as well as in the works of Eastern thinkers. The article analyzes the classical theory-methodological foundations of the concepts of the phenomenon of disability in the sociology of such scientists as G. Spencer, E. Durkheim. The psychological and pedagogical concepts of L. Vygotsky, M. Ganieva's research on the leisure activities of children with disabilities and L. Muminova's work on inclusive education are considered.

Keywords: disability, social model, medical model, constructivism, positivism, phenomenological approach, stigma, deviation.

Изучение проблем инвалидности и факторов социальной адаптации и активности людей с инвалидностью в существенной мере определяется той теоретической концепцией, которая лежит в основании нормативной и повседневной практики. В

2023

144

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-144-151

Volume 4 | NUU Collection | 2023 Actual Problems of Sociology and Social Work

in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari

Узбекистане осуществляется переход от традиционной (медицинской) модели понимания инвалидности к социальной, основанной на комплексной биопсихосоциальной модели здоровья.

Согласно комментарию, данному в Национальной энциклопедии Узбекистана, инвалидность (лат. 1нуаШш - немощный, слабый (ногиронлик)[1, с.158].

Как указано в ст. 1 Конвенции о правах инвалидов: «К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими» [2].

Под термином же дети с инвалидностью в научной литературе понимают детей, которые имеют какие-либо физические, психические или иные нарушения, препятствующие их полноценному функционированию в повседневной жизнедеятельности и развитию.

Согласно Закону Республики Узбекистан «О правах лиц с инвалидностью» от 15 октября 2020 года: «Дети (ребенок) с инвалидностью -лица в возрасте до восемнадцати лет, которые в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия стойких физических, умственных, сенсорных (чувственных) или психических нарушений нуждаются в социальной помощи и защите своих прав и законных интересов со стороны государства и общества» [3].

Первые упоминания о людях с инвалидностью мы можем встретить в текстах Авесты, в Ветхих и Новых заветах Священной Библии, а также сурах Священного Корана.

Ранние тексты «Авесты» появились на рубеже 1-11 тыс. до н.э. Она является самым первым источником, изучая который мы можем узнать о социальном строе, культуре, быте и нравах народов проживающих на территории Средней Азии, Ирана, Афганистана, а также в некоторых областях Закавказья и Передней Азии.

Именно свешенная книга «Авеста», стала фундаментом формирования толерантности и заботливости по отношению к людям с инвалидностью. Основным посылом «Авесты», является лозунг, что сначала необходимо подумать о добре, далее сказать доброе слово, и закончить все свои действия добрым делом. Также согласно

2023

Modern Trends of Social Sphere Development

Volume 4 | NUU Collection | 2023 Actual Problems of Sociology and Social Work

in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-144-151

«Авесте» лучше предотвратить инвалидность, чем впоследствии лечить ее [4,

Христианские представления об инвалидности восходят к Ветхому Завету, где описывается диалог Адама с Богом, «Когда Адам увидел среди людей больных проказой, слоновой болезнью, слепотой и другими болезнями и спросил Бога: «Почему ты сделал это с моими детьми?» или «Не лучше бы тебе было сделать их одинаковыми?». На что Бог отвечает: «Мой дар да будет им благодатью»[5, с. 1225]. То есть согласно Ветхому завету, инвалидность определяется, как возможность приблизиться к божественному, если сам человек будет смиренным и терпеливым.

Религия Ислам поощряет заботу о людях с инвалидностью и предписывает людям быть более внимательными к ним. В Исламе инвалидность и болезнь является одним из разновидностей «проверки» истинности и крепости веры, которая дает возможность испытать на себе благодать Аллаха. В частности, в суре «Бакара» (Корова) священного Корана говорится: «Мы непременно испытаем вас кое-чем из страха, голода, недостатка в имуществе, в душах и в плодах. Обрадуй же терпеливых» [6, 155]. Также в суре «Аль-худжурат» (Комнаты) приводятся аяты, в котором порицаются люди, надсмехающиеся и обижающие других, так как главным критерием отличающим одного мусульманина от другого является не физическая красота и сила, не богатство и власть, не цвет кожи и пол, а лишь благочестие и богобоязнь[6, 11,13]. В сура «Аль-фатх» (Победа) призывает к равноправному отношению к слабым и немощным не притесняя их: «Нет греха на слепом, и нет греха на хромом, и нет греха на больном [6, 17].

Таким образом, Ислам рассматривает человека с инвалидностью не с точки зрения его болезни и ограничений, а с позиции богобоязненности и крепости связи со Всевышним и благодаря которым он имеет возможность превзойти здоровых людей и возвыситься над ними.

Среди мыслителей Востока упоминания о людях с инвалидностью можно встретить в сборнике хадисов Имама аль Бухари «Сахих аль Бухари». В частности, в одном из хадисов, сказано, что долгом мусульманина является проявлении заботы и участия по отношению к больным и притесняемым

с. 152].

2023

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-144-151

Volume 4 | NUU Collection | 2023 Actual Problems of Sociology and Social Work

in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari

людям[7, с.116]. В другом хадисе говорится, что болезнь посланная мусульманину, является средством искупления грехов [7, с 357].

В сборнике хадисов Имама Термизи «Сунан-ат-Термизи» говорится о необходимости общаться с людьми с инвалидностью с приветливостью и радушием, поскольку это дает им ощущение принятия их со стороны общества и способствует укреплению уверенности в себе. Также в его сборнике есть хадисы говорящие, что мусульмане, заботящиеся о своих немощных братьях, избавляющие их от нужды и печалей получат в награду благословение Аллаха[8, с.251].

Взгляды Абу Али ибн Сины о людях с инвалидностью существенно отличаются от вышеописанных. Ибн Сину интересовали объективные и субъективные признаки инвалидности. В своих исследованиях он рассматривал инвалидность как клиническое или морфологическое нарушение систем организма. В первом случае это нарушение в системе функционирования организма, во втором это нарушение в результате механического повреждения тканей. В «Канонах врачебной науки» он подробно разделил болезни на простые и сложные, описал их симптомы и признаки, а также указал методы и средства для их лечения. Помимо этого известно, что в целях реабилитации и социальной адаптации людей с приобретенной инвалидностью он использовал средства протезирования, тем самым расширяя их возможности вести полноценный образ жизни[9. С.688].

В уложениях Амира Тимура особо подчеркивается, особое внимание Тимура к развитию науки и медицины. Он с уважением относился к лекарям (табибам). В период его правления были построены лечебницы, организованы приюты для бедных и больных людей. Люди с инвалидностью, которые получили увечья в бою, получали пособия и поддержку со стороны государства[10, с.67].

Алишер Навоий в своем знаменитом произведении «Махбуб ул-Кулуб» описал свои политические, общественные взгляды на происходящие вокруг него процессы. В частности, он писал о необходимости проявления гуманизма, человечности и заботы о людях с инвалидностью. Также он утверждал, что больному человеку можно помочь не только лекарствами, и немаловажным в этом процессе является и внимательное отношение и духовная поддержка[11, с.36 ].

147

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-144-151

Volume 4 | NUU Collection | 2023

Actual Problems of Sociology and Social Work

in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari

Многие ученые пытались анализировать содержание социальной адаптации в рамках важнейших социологических теорий.

По мнению Г.Спенсера, всякое эволюционное преобразование реализуется путем формирования нового состояния равновесия. Спенсер считал, что адаптация - это и есть уравновешивание между какой-то системой и внешними условиями. К примеру, физически сильный индивид обладал большей возможностью доступа к ресурсам окружающей среды, а стало быть, пользовался групповым авторитетом среди других индивидов, что, в конечном счете, приводило к успешной степени его адаптированности к этой среде [12, с.430]. По нашему мнению, Г.Спенсер приравнял человеческое общество и животных и считал, что процесс адаптации в обоих случаях не более чем, «Естественный отбор» и выживают сильнейшие, и что не совсем верно в настоящей действительности.

Один из самых видных представителей позитивизма Э.Дюркгейм, говорил, что основа социальной реальности базируется на фактах, обладающих двумя особенностями. Первой особенностью является то что, они имеют объективное и независимое от индивида существование (способности, биологические функции, импульсы, страсти). В качестве второй особенности он подчеркнул то, что социальные факты способны оказывать на индивида давление, то есть они обладают принудительной силой (нормы, ценности, идеалы) [13, с.481]. Э.Дюркгейм считал что, социальное поведение обязательно регулируется обязательными и привлекательными, должными и желательными наборами правил. Таким образом, адаптация согласно Э.Деркгейму - это выполнение индивидом единых общественных требований и норм, которые носят принудительно-добровольный характер. В дальнейшем, Э.Дюркгейм несколько изменил свою точку зрения, подчеркивая не только принудительный характер социальных норм, но и их «Желательность» для индивидов. Однако Э.Дюркгейм не учел того, что одни и те же нормы и ценности в разных социумах толкуются по-разному.

Среди авторов, анализирующих процесс социальной адаптации детей с инвалидностью, особое значение приобрели психолого-педагогические концепции Л.Выготского.

Л.Выготский разделяет периоды психологического развития ребенка на 5 определенных возрастных кризисных периодов: кризис новорожденного, кризис 1 года, кризис 3

2023

Modern Trends of Social Sphere Development

Volume 4 | NUU Collection | 2023 Actual Problems of Sociology and Social Work

in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-144-151

лет, кризис, 7 лет и кризис 13 лет. По его мнению, каждый кризисный период это: «Совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Именно эта социальная действительность является основным источником развития[14, с.248].

Также применение на практике теории Л.Выготского «Зоны ближайшего развития», может способствовать повышению эффективности процесса социальной адаптации детей с инвалидностью. Данная теория руководствуется пониманием, что в процессе изучения нарушений и возможностей ребенка с инвалидностью важно обратить внимание на то, «Что ребенок способен выполнить в сотрудничестве сегодня, а завтра уже самостоятельно». То есть зону ближайшего развития формирует обучение, забегающее вперед существующего развития ребенка. Тем самым, по его мнению «Приводя в движение целый ряд внутренних процессов развития, которые сейчас являются для ребенка еще возможным только в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами, но которые, проделывая внутренний ход развития, становятся затем внутренним достоянием самого ребенка» [15, с.16].

Другими словами можно сказать, что для достижения эффективной реабилитации ребенка с инвалидностью необходимо опираться на целостную систему его психики, личности и деятельности. Социальная адаптация таких детей должна отталкиваться не от того чего у них нет, а от того, что они имеют.

По нашему мнению, теория Л.Выготского о сверхкомпенсации базируется на необходимости формирования воспитательного процесса детей с инвалидностью так, чтобы недостаток ребенка вследствие той или иной формы инвалидности служил движущей силой и был интегрирован в процесс воспитания и развития ребенка, так как одновременно с недостатком ребенку даны компенсаторные возможности для преодоления трудностей возникающих из-за него.

В настоящее время вопросы социальной адаптация детей с инвалидностью является одним из приоритетных направлений специальной педагогики, психологии и социальной работы в нашей стране. Актуальность проблемы возрастает в связи с увеличением числа таких

детей.

2023

Modern Trends of Social Sphere Development

Volume 4 | NUU Collection | 2023

Actual Problems of Sociology and Social Work

in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-144-151

Учитывая данную ситуацию, профессор М.Ганиева пристально исследовала процессы социальной адаптации детей с инвалидностью в контексте особенностей организации их досуговой деятельности. По мнению М.Ганиевой досуговая деятельность детей с инвалидностью является коммуникативным инструментом совершенствования процесса социальной адаптации ребенка с инвалидностью. Также она утверждает, что процесс социальной адаптации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей[16, с.58].

Л.Муминова исследовала проблемы социализации детей с инвалидностью с позиции необходимости совершенствования системы инклюзивного образования. Л.Муминова рассматривает доступность инклюзивного образования в качестве одного из основных путей интеграции и социальной адаптации для детей с различными формами

инвалидности[17, с.166].

Изучение методологии данного исследования показало, что общей идей ученых о социальной адаптации заключается в том, что она одновременно поддерживает и ограничивает, создает и отображает любую социальную структуру. Успешная социальная адаптация зависит от способности индивида адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям общества, а также от наличия социальных ресурсов, которые могут помочь ему в этом процессе[18, с.739]. Важными факторами успешной социальной адаптации являются социальная поддержка, образование и профессиональные навыки.

REFERENCES:

1. Узбекистон миллий энциклопедияси» Давлат илмий нашриёти. Тошкент. 2012. - Б.158.

2. Конвенция о правах инвалидов. от 13 декабря 2006 года.

3. Закон Республики Узбекистан «О правах лиц с инвалидностью» № ЗРУ-641 от 22 июля 2020 года. Ст. - 31. Национальная база данных законодательства, 15.10.2020 г., № 03/20/641/1389

4. Авесто. Тарихий-адабий ёдгорлик. Аскар Махкам таржимаси. -«Шарк», 2001. -Т. - С. 152.

5. Библия в Синодальном переводе. Новый Завет: Евангелие от Иоанна,

2023

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-144-151

Volume 4 | NUU Collection | 2023

Actual Problems of Sociology and Social Work

in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari

Глава 9, стихи 1-3. С. 785 Изд.: «Супер Книги», 2021 г. с.1225.

6. Священный Коран. Сура 2 «Бакара» (Коровы), 155 аят.

7. Имам Мухаммад бин Исмаил Абу Абдуллах аль-Джуфи аль-Бухари. Сахих аль-Бухари. Книга похорон. пер. с араб: Владимир Михайлович Нирша, //Изд.: Умма. 2003. - С.116.

8. Абу Иса Мухаммад ибн Иса ибн Саура ат-Термизи. Сунан ат Термизи. Сборник хадисов в 5-ти томах. под ред. Шейха Мухаммада Насира уд-Дин аль-Албани. пер.с араб.Мирзо Кенджабек. Казань. Изд. Свобода. 2018. - С.251.

9. Абу Али ибн Сино. «Тиб конунлари»/ Расулев А., Мирзаев К., Каримов У., Муродов А. таржимаси. Тошкент. «Шарк». 2020. - Б.688.

10. Амир Темур. Темур тузуклари. мемуар асар. Форсчадан Алихонтура Согуний ва Хабибулло Караматов таржимаси. «Буюк давлатчилик силсиласи туркуми» - Тошкент.: Илм-зиё-заковат нашриёти, 2020. - Б.67.

11. Алишер Навоий. Махбуб-ул-кулуб.- Тошкент: Адабиёт ва санъат нашриёти, 1983. - Б.36.

12. Спенсер Г. Социальная статика. Изд. Юрайт. 2019. - С. 430.

13. Дюркгейм Э. Самоубийство. Перевод. Ильинский А.Н. Изд. Мысль. 1994. -С.481.

14. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; 2005. -С.248.

15. Выготский Л.С. Умственное развитие ребенка в процессе обучения. М.: Л.: 1935. - С.16

16. Ганиева М.Х. и др. Особенности организации досуга детям с ограниченными возможностями, Изд.: «Университет», Ташкент, 2018. - С. 58.

17. Муминова Л. Социальная защита детей в Узбекистане: наука и практика. Ташкент. 2015 г. Изд.: Spectrum Media Group. - С. 166.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Abduvalieva, M. A. (2023). Institutional Foundations Of Social Adaptation Of Children With Intellectual And Mental Disabilities In Uzbekistan. Journal of Modern Educational Achievements, 5(5), 225-237.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.