Modern Trends of Social Sphere Development
Volume 4 | NUU Collection | 2023 Actual Problems of Sociology and Social Work
in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari
DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-71-81
КОНСТИТУЦИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА НОВОГО УЗБЕКИСТАНА
Сардорбек Усмонхуджаевич Абдуллаев
доктор философии социологических наук (PhD) академии МВД Республики
Узбекистан
Правовая культура, вбирая в себя все то, что присуще праву, как регулятору общественных отношений, и культуре, как общему материальному и духовному достоянию людей, по большому счету, представляет собой знание требований действующего законодательства и умение пользоваться ими в различных жизненных ситуациях. Обусловленность и взаимосвязанность требований законодательства с конституционными установками делает необходимым знание, прежде всего, Конституции страны, и уважительного к ней отношения.
Ключевые слова: Конституция, общество, государство, право, правовая культура, правосознание.
Legal culture, incorporating all that is proper to law, as a regulator of social relations, and culture as a common material and spiritual heritage of people, by and large, represents current legislation knowledge requirements and the ability to use them in different life situations. The conditionality and interconnectedness of legislation requirements with constitutional guidelines makes it necessary to know, first of all, the Constitution of the country, and to respect it.
Keywords: constitution, society, state, law, legal culture, legal consciousness.
Конституция Республики Узбекистан является твердой
Абдулахат Ганниевич Каххаров
доктор социологических наук, профессор
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
правовой гарантией независимости нашей Родины, мирной
2023
DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-71-81
Volume 4 | NUU Collection | 2023 Actual Problems of Sociology and Social Work
in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari
жизни нашего народа, прав и свобод, законных интересов наших граждан.
Правовая культура представляет собой специфическое явление в жизни современного общества. С одной стороны, она является результатом многолетней правовой жизни общества, а с другой стороны, она не только способствует правовому решению разнообразных конфликтных ситуаций, но и позволяет избежать житейских недоразумений на основе наличия определенных правовых знаний. Бесспорно, трудно обозначить в качестве основного смыслообразующего элемента в словосочетании «правовая культура» какое-то одно слово: «право» или «культура», тем не менее, правовая культура на то и называется правовой культурой, потому что она, прежде всего, имеет отношение к праву. В свою очередь, при всем множестве споров о праве и наличии различных подходов к правопониманию, нельзя игнорировать значение конституции как самого главного правового явления в жизни современного общества. Однако прежде, чем начинать говорить о роли и значении Конституции, на наш взгляд, необходимо уяснить то, что такое конституция, когда она появилась и для чего нужна. Исходя из этого, необходимо подчеркнуть, что Конституцию иначе называют Основным законом, в соответствии с которым должны быть упорядочены все стороны жизнедеятельности того общества, который принял данную конституцию.
Однако Конституция, как Основной закон, стоит особняком среди всех законов не только своей самой высшей юридической силой, потому что юридическая сила закона определяется местом того органа, который принял данный закон, в иерархической лестнице государственных органов, но и потому, что Конституция принимается всенародным голосованием.
Правовая культура современного общества зеркально отражает отношение людей к
праву, в целом, и к Конституции, как Основному закону, в частности. По нашему мнению,
воспитание уважительного отношения к Конституции страны связано с тем, что Конституция
представляет собой правильное изложение всего того, что связано с данным государством,
т.е. того, что оно представляет собой, как оно организовано и устроено, кто в данном государстве хозяин и на что он имеет право. На наш взгляд, воспитание
2023
72
DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-71-81
Volume 4 | NUU Collection | 2023 Actual Problems of Sociology and Social Work
in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari
уважительного отношения к Конституции страны связано с наличием знаний о том, что такое Конституция, зачем
она нужна людям, проживающим на территории той или иной страны? Поэтому уважительное отношение к Конституции формируется на основе этого знания и оказывает огромное влияние на основные направления дальнейшего развития правовой культуры общества в целом. По нашему мнению, при таком подходе, во-первых, Конституция сама рассматривается как достижение, как ценность, потому что правовая культура, прежде всего, представляет собой совокупность правовых ценностей, накопленных в течение жизни того или иного человеческого общества. Во-вторых, правовая культура предполагает знание основных требований действующего законодательства и умение ими пользоваться в реальных жизненных ситуациях. Любая деформированность представлений об основных требованиях действующего законодательства, в конце - концов, приводит к правовому нигилизму.
Процессы разработки, обсуждения и принятия Конституции являются неотъемлемой частью истории независимости нашей страны. Глядя на историю создания нашей Конституции, можно увидеть, что Основной закон является логическим результатом долгого пути узбекского народа к независимости.
Первая Конституция Узбекской ССР была принята 30/31 марта 1927 года на 2-м Всеузбекском съезде Советов, опубликована 11 июля 1927 года, и действовала 10 лет.[1]
Конституция Узбекской ССР, принятая 14 февраля 1937 года, действовала на протяжении более 40 лет. 19 апреля 1978 года была принята последняя Конституция УзССР, составленная по образцу Конституции СССР 1977 года.
О необходимости разработки новой Конституции было заявлено еще на II сессии Верховного Совета Узбекской ССР, которая состоялась 20 июня 1990 года и на которой была принята «Декларация о суверенитете». Сессия приняла постановление о создании комиссии по подготовке проекта Конституции из 64 человек во главе с Президентом Узбекистана Исламом Каримовым. В состав комиссии вошли депутаты Верховного Совета,
представители Каракалпакстана и областей, учёные и специалисты.
Конституционная комиссия почти 2,5 года трудилась над разработкой Конституции Республики Узбекистан. На заседании Конституционной комиссии, которое прошло 12
2023
73
DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-71-81
Volume 4 | NUU Collection | 2023 Actual Problems of Sociology and Social Work
in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari
апреля 1991 года, была создана рабочая группа из 32 человек — ведущих специалистов и ученых. Для подготовки разделов Конституции было создано 6 небольших групп из 50 человек. Провозглашение государственной независимости Узбекистана 31 августа 1991 года и принятие Закона «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан», придание этому закону статуса конституционного, еще больше усилили ответственность Конституционной комиссии.
При разработке проекта Конституции была изучена мировая практика конституционного развития, учтены успехи, достигнутые в мире в области прав человека, демократии и законодательства. 26 сентября 1992 года проект Конституции Республики Узбекистан был опубликован в прессе для всенародного обсуждения. Обсуждение продолжалось около двух месяцев. Проект с исправлениями, внесенными на основе предложений, высказанных в процессе обсуждения, был опубликован в прессе 26 ноября 1992 года. Во время всенародного обсуждения было внесено более 6 тысяч предложений, которые были приняты комиссией к рассмотрению.
XI сессия Верховного Совета, которая проходила в декабре 1992 года, обсудила вопрос принятия Конституции Республики Узбекистан.
Сегодня вынесение на референдум — всеобщее голосование Конституционного закона «О Конституции Республики Узбекистан» является демократическим прогрессивным шагом в истории нашей правовой государственности.
С момента принятия Конституции Республики Узбекистан и до сегодняшнего дня на основе соответствующих законов неоднократно вносились поправки, дополнения и изменения, эти законы принимались парламентом.
В соответствии с Законом «О референдуме Республики Узбекистан», референдум представляет собой всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам жизни общества и государства в целях принятия законов и иных решений Республики Узбекистан. Референдум, наряду с выборами, является прямым выражением воли народа, и решения, принятые на референдуме, приобретают высшую юридическую силу.
В соответствии со статьей 78 Основного закона принятие Конституции Республики Узбекистан, внесение в нее изменений и дополнений, принятие конституционных законов, законов Республики Узбекистан, внесение в них изменений и
2023
74
DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-71-81
Volume 4 | NUU Collection | 2023
Actual Problems of Sociology and Social Work
in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari
дополнений, принятие решения о проведении референдума Республики Узбекистан и о назначении даты его проведения являются совместными полномочиями Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Согласно статье 7 Конституции Республики Узбекистан, «народ является единственным источником государственной власти», а статья 9 определяет, что «важнейшие вопросы жизни общества и государства представляются на народное обсуждение, выносятся на всеобщее голосование (референдум)». Это самое демократичное и прогрессивное решение.
Конституция является основным юридическим фундаментом для построения в нашей стране демократического правового государства и справедливого гражданского общества, основанного на рыночных отношениях и приоритете частной собственности, для того, чтобы Узбекистан занял достойное место на международной арене.
Правовая культура, безусловно, относится к тем специфическим явлениям в жизни общества, которые сложно, а, может быть, даже невозможно культивировать. Но независимо от этого, на наш взгляд, представляется не только возможным, но и обязательным создание необходимых условий для распространения правовых знаний, для дальнейшего укрепления в общественном правосознании уважительного отношения к праву и требованиям действующего законодательства, что «является важнейшим условием дальнейшего совершенствования не только правовой культуры, но и культуры вообще»
Сегодня особенно актуальна проблема взаимодействия государства, социума, так как вариативность традиций нормативных взаимоотношений индивидов и институтов власти способствует тому, что правовое поведение населения не всегда можно отнести к законопослушному.
Основной формой ее разрешения выступает формирование гражданского общества, призванного обеспечить наиболее полную реализацию и содействовать самореализации потребностей, законных интересов и прав граждан. Не случайно к важным критериям гражданского, правового общества относят умение и готовность его членов защищать свои права, признавать такие права за другими людьми, не нарушая их. Это характеризует уровень правовой культуры, которая формируется правовой социализацией. С позиций социологии эта культура
2023
75
Modern Trends of Social Sphere Development
Volume 4 | NUU Collection | 2023
Actual Problems of Sociology and Social Work
in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari
DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-71-81
формируется под влиянием общества, его структур и институтов, которые обусловливают генерирование правовых норм, ценностей и смыслов, включенных в правовое сознание. Деформации правосознания, искаженные представления значимости права и его проявлений обнаруживаются в нигилизме, инфантилизме, дилетантизме, экстремизме, что демонстрирует низкий уровень правовой культуры в целом.
Правосознание определяется менталитетом и традиционным правопониманием, его специфической ценностной компонентой. Правосознание зависит от состояния права, которое является социальным феноменом и несводимо к собственно законодательству, - то есть находится под влиянием потребностей, интересов, мотивов людей поддерживать упорядоченность социальных связей на основе определенных, компромиссов, устраивающих большинство общественных субъектов.
В то же время необходимо отметить, что в современном обществе правосознание в большей степени зависит именно от законодательства. В современных условиях актуальность приобретает интерпретация правового сознания как социологической и информационной категории. В процессе анализа уровня правосознания важно иметь в виду положения о неразрывной связи государственной идеологии, правосознания с существующим и действующим в обществе правом. Как и все общественное сознание, правосознание относится к политике, идеологии и определяется, в конечном счете, экономическими и производственными отношениями.
Так, Л. И. Петражицкий, практически отождествляя право с правосознанием, считал правовыми любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях [2]. Правовые эмоции рассматривались как двусторонние. Считалось, что возникающие из них правовые нормы имеют атрибутивно-императивный (представительно обязывающий) характер [3]. С позитивистских традиций обосновывалось освобождение права от жесткого политического влияния [4] и приведение его в соответствие с нравственными ценностями личности[5], интересы которой признавались высшим приоритетом[6]. При этом доминировала вера в объективность, насущность идеи всеобщей справедливости (В. Соловьев, Е. Н. Трубецкой), а также ее метафизическое обоснование (Б. Н.
Чичерин, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский)[7].
2023
Modern Trends of Social Sphere Development
Volume 4 | NUU Collection | 2023
Actual Problems of Sociology and Social Work
in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari
DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-71-81
В советский период под влиянием работ К. Маркса и Ф. Энгельса актуализировался (официально не существующий в тот период) социологический подход к пониманию правосознания[8]. Так, А. А. Пионтковский и С. Ф. Кечекьян полагали, что для правильного восприятия права следует обращать внимание на нормы права и регулируемые этими нормами правоотношения[9]. Однако изучение правосознания носило системноцентристский характер[10], нацеленный на поддержание и укрепления строя, но не индивида.
Социология воспринимает правовые ценности как общественные феномены, созданные в результате социального взаимодействия, межличностного конструирования социальной реальности [11]. Соответственно, понятие правосознания рассматривается в контексте формы ментальности, выступающей основой своеобразных практик. В связи с этим оно выступает как объективный факт социальной жизни, ее атрибут и неотъемлемое свойство. Правосознание отражает качественный срез знания права, постижение его необходимой важности, его включение в механизм личностной мотивации повседневного и ситуационного поведения. Обладающий им индивид не только понимает свои обязанности перед обществом, окружающими людьми, но и осознает свои права личности, которая обладает ценностью и достоинством, не допуская их ущемления. Формирование правосознания происходит под влиянием социально-политических, экономических, культурных факторов, а также морали, искусства, религии, науки. Правосознание, будучи базовым компонентом правовой жизни социума, одновременно является идеальным, латентным, не наблюдаемым непосредственно, феноменом ментальности, который можно, по определению Э. Дюркгейма, отнести к коллективным представлениям. Оно проявляется в форме юридических знаний, оценочного отношения к праву и практике его реализации, соответствующих ценностно-нормативных установок, регулирующих повседневное поведение людей в юридически значимых ситуациях. Отсюда вытекает его первая особенность - ориентированность на формирование субъектных условий для реализации гражданином своих прав. Вторая особенность правосознания заключается в том, что оно воспринимает и воспроизводит жизненные ситуации в ракурсе социальной
справедливости, праведности и свободы, предполагая
2023
DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-71-81
Volume 4 | NUU Collection | 2023
Actual Problems of Sociology and Social Work
in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari
свободного поведения и наличие правового механизма для их поддержания и обеспечения. Поэтому его отличают некоторая формализованность, определенность и категоричность. Правосознание как формальная категория служит для большинства населения в определенных правовых ситуациях нормой поведения с конкретными правовыми предписаниями и актами, регулирующими потребности, позиции, отношения и поведение людей в социально-правовом пространстве. Допустимые границы активности правосознания определяются мерой соответствия его свойств общепринятым эталонам, нормативно-правовым образцам, стандартам, узаконенным конкретным социумом, освященным авторитетом власти и базовыми принципами социальной системы.
Еще одной спецификой социологического видения правосознания является то, что оно постоянно проникает не только в сферу правовых отношений, но и в другие области общественных отношений. Так, для того чтобы быть зафиксированными в форме закона государства, необходимые экономические, политические, нравственные и другие социальные притязания, требующие юридического закрепления, должны пройти сквозь призму правосознания, наполнить содержание, принять форму его элементов, а впоследствии стать закрепленными в качестве новых форм права [12].
Социологическая интерпретация правосознания предполагает выделение его функций в обществе. В публикациях выделяют познавательную, диагностическую, регулятивную [13] функции правосознания Познавательная функция определяется через восприятие и понимание ситуаций, общественных процессов как правовых проявлений. Субъектами здесь являются законодатели, профессионалы и граждане, которые использует свои представления о праве в целенаправленных повседневных и профессиональных практиках. Диагностическая функция проявляется в анализе и оценивании конкретных юридически значимых жизненных ситуаций с позиций юриспруденции, когда осуществляется правовая оценка деятельности граждан, устанавливаются и квалифицируются обстоятельства их жизнедеятельности с позиций сравнения с должными, нормативными критериями. Такая оценка и анализ требуют высокого уровня правосознания [14]. Поэтому основными субъектами становятся не столько граждане, сколько юристы. Актуальной является реализация регулирующей функции правосознания, которая на базе имеющейся юридической
2023
78
DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-71-81
Volume 4 | NUU Collection | 2023
Actual Problems of Sociology and Social Work
in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari
информации контролирует степень соответствия поведения индивида правовым предписаниям. Она опосредуется опытом, способностью к самоконтролю, мотивами, ценностями и правовыми установками граждан и может сопровождаться широким спектром чувств и эмоций [15].
Правосознание концентрированно отражает правовые явления, процессы и институты. Его непосредственная реализация заключается в приобретении знаний о праве и законе, их идентификации в призме сформированного у индивида мировоззрения, включая личностную моральную оценку и особую мотивацию. По типу правосознание делится на обыденное, ситуационное и профессиональное, по степени реализации - на малоразвитое, средне развитое и высоко развитое, по виду - на легитимное (законное) и нелегитимное (противозаконное) [16].
Правососознание индивида характеризует направленность на выделение, различение и постижение смыслов правовых явлений. Однако правовые смыслы обладают двойственной природой, одновременно определяя установки нравственного сознания. Таким образом, основы правовой социализации должны формироваться в раннем детстве. Поэтому важной предпосылкой правового обучения выступает нравственное воспитание, которое задает условия усвоения правовых установок и смыслов.
Подводя итог, еще раз подчеркнем, что правосознание отличается двойственностью, будучи частью индивидуального мировоззрения и основой правового пространства социума. Оно представляет собой идеальный латентный многоуровневый феномен ментальности граждан, отражающий их идентификацию, совокупность знаний, мотивов, ценностных ориентиров, оценочных отношений к правовой реальности, практике ее реализации, который регулирует повседневное поведение индивидов в юридически значимых ситуациях. Восприимчивость правосознания определяется не только духом патриотизма и гражданской ответственности. Институционализация в обществе свободной атмосферы обсуждения, толерантности, законопорядка и законопослушности объективно служит залогом успешности формирования правосознания.
Все это связано с Конституцией, которая, являясь Основным законом, представляет собой Общественный договор, что предполагает обязательность всего того, что в нем написано. Но для этого нужно знать, понимать и признавать все то, о
2023
79
Modern Trends of Social Sphere Development
Volume 4 | NUU Collection | 2023
Actual Problems of Sociology and Social Work
in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari
DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-71-81
чем говорится в Конституции, что имеет прямое отношение к правовой культуре общества, которая должна способствовать тому, чтобы установки Основного закона страны имели такую же действенность, как и законы природы, ибо человеческое общество, безусловно, это соответствующая составляющая той же естественной природы. Без выполнения этого условия, все проблемы, имеющие правовой характер, будут решаться исключительно с помощью применения принудительной силы государства, что в демократическом правовом государстве и гражданском обществе должно происходить только в особых случаях, а не на основе позитивного правосознания и цивилизованного самоуправления, присущих правовой культуре современного общества.
REFERENCES:
1. Конституция УзССР от 1927 года. Дата обращения: 8 декабря 2019. Архивировано 23 декабря 2018 года.
2. Петражицкий Л. И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. 3-е изд. СПб. : Тип. Ю. Н. Эрлих, 1908.
3. Кистяковский Б. А. В защиту права : интеллигенция и правосознание // Вехи: сборник статей о русской интеллигенции. М. : Правда, 1991.
4. Евдеева Н. В., Перов О. Ю. Правосознание и правопонимание : диалектика взаимодействия // Современное право. 2007. № 7. С. 48-53.
5. Галкин А. Г., Коротченко А. С. К вопросу об истории развития правопонимания в российской доктрине // Изв. вузов. Поволжский регион. Общественные науки. 2018. № 2 (46). С. 5-11.
6. Палеха Р. Р. Современное отечественное правопонимание : состояние и перспективы развития. М. : РАП, 2010.
7. Фролова Е. А. История политических и правовых учений. М. : Проспект, 2017. С. 314.
8. См.: Попов В. И. Правопонимание в советской юридической науке : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.
9. Черкасова Е. В. Роль понимания права в формировании прецедентной практики : теоретико-правовое исследование : дис. ... канд. юрид. наук. М.,
10. Лапаева В. В. Конкретно-социологические исследования в
2006.
праве. М. : Юрид. лит., 1987.
2023
DOI: 10.24412/2181-1385-2023-7-71-81
Volume 4 | NUU Collection | 2023
Actual Problems of Sociology and Social Work
in the 21st Century XXI asrda sotsiologiya va ijtimoiy ishning dolzarb muammolari
11. Лапаева В. В. Социология права в России : послесталинский, перестроечный и постсоциалистический периоды // Социс. 2018. № 3. С. 98112.
12. Орлова А. А. Особенности правового сознания в контексте социологического, психологического и естественно-правового подходов к правопониманию // Изв. вузов. Поволжский регион. Общественные науки. 2007. № 1. С. 226.
13. НелюбинаЕ. В. Правосознание, правовая культура и социальные права человека : взаимосвязь и взаимообусловленность // Право и политика. 2009. № 7. С. 150-155.
14. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М. : Проспект, 1999.
15. Вопленко Н. Н. Правосознание и правовая культура. Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2000.
16. Курюкин А. Н. Правосознание и гражданское общество // Время больших перемен : политика и политики : материалы Всерос. науч. конф. РАПН с междунар. участием (Москва, РУДН, 24-25 ноября 2017 г.) / под ред. О. В. Гаман-Голутвиной, Л. А. Сморгунова, Л. Н. Тимофеевой. М. : РУДН, 2017. С. 214-216.