Научная статья на тему 'Благотворительные организации и законодательный процесс в Германии'

Благотворительные организации и законодательный процесс в Германии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
743
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Ключевые слова
SOCIAL STATE / HISTORY OF GERMANY / SOCIAL POLICY / LEGISLATIVE PROCESS / FRG WELFARE ASSOCIATIONS / POLITICAL LOBBYISM / INTEREST GROUPS / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ИСТОРИЯ ГЕРМАНИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ ФРГ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛОББИЗМ / ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чилькина Ксения Владимировна

В статье рассматривается процесс взаимодействия благотворительных организаций в Германии и законодательных органов. Анализируются правовые основы такого взаимодействия. Обосновывается мнение о том, что благотворительные союзы традиционно входили в круг лиц, содействующих развитию социального права и социального государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARITABLE ORGANIZATIONS AND THE LEGISLATIVE PROCESS IN GERMANY

The article discusses the process of interaction between charitable organizations in Germany and legislative bodies. The legal basis of this interaction is analyzed. The author substantiates the opinion that charitable unions have traditionally been included in the circle of persons who promote the development of social law and social state.

Текст научной работы на тему «Благотворительные организации и законодательный процесс в Германии»

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫ Е ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 323.212 ББК 66.3

© 2017 г. К. В. Чилькина,

доцент кафедры истории государства и права Саратовской государственной юридической академии кандидат юридических наук, доцент. E-mail: BaryshkovaK@Rambler.ru

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ГЕРМАНИИ

В статье рассматривается процесс взаимодействия благотворительных организаций в Германии и законодательных органов. Анализируются правовые основы такого взаимодействия. Обосновывается мнение о том, что благотворительные союзы традиционно входили в круг лиц, содействующихразви-тию социального права и социального государства.

Ключевые слова: социальное государство, история Германии, социальная политика, законодательный процесс, благотворительные союзы ФРГ, политический лоббизм, группы интересов.

K. V. Chilkina - Associate Professor, Department of History of State and Law, the Saratov State Law Academy,

PhD in Law, Associate Professor.

CHARITABLE ORGANIZATIONS AND THE LEGISLATIVE PROCESS IN GERMANY

The article discusses the process of interaction between charitable organizations in Germany and legislative bodies. The legal basis of this interaction is analyzed. The author substantiates the opinion that charitable unions have traditionally been included in the circle of persons who promote the development of social law and social state.

Key words: social state, history of Germany, social policy, legislative process, FRG welfare associations, political lobbyism, interest groups.

Один из элементов естественного пути развития социального государства (кроме естественного, можно вести речь еще о проте-стном) - взаимосвязь законодательных органов Германии Х1Х-ХХ веков и благотворительных организаций. Лица, входящие в состав благотворительных организаций, а также выступающие их учредителями и (или) руководителями, одновременно являются членами законодательных собраний различных уровней. Данные традиции берут свое начало в первой половине XIX века.

Создававшиеся в этот период благотворительные организации являлись малочисленными. В качестве показательного можно привести следующий пример. В 1848 году немецкий теолог и социальный педагог Иоганн Вихерн основал евангелистское общество «Внутренняя миссия» - благотворительную организацию протестантской церкви, оказывавшую различную помощь бедным. В связи с тем, что в середине XIX века бродяжничество преследовалось по закону, И. Вихерн был привлечен к участию в работе ведомства исполнения наказаний. Таким образом, первые

организационные мероприятия в этой сфере, хотя и осуществлялись по инициативе частных лиц, являлись востребованными и совпадали с государственными интересами в деле организации трудовых колоний, станций оказания помощи нуждающимся и т. д.

Католиками в г. Аахен в мае 1880 года был образован Союз благополучия рабочих (Verein Arbeiterwohl), основная деятельность которого сосредоточивалась в социально-политической сфере, а именно в области внутризаводской социальной политики. Данный союз поддерживал партию «Центр» и процесс распространения социально-католических союзов, в частности организаций рабочих-католиков. Союз благополучия рабочих ежегодно проводил общее собрание, его участниками являлись представители правительства, парламентарии. К концу XIX столетия эта организация выполнила свою первоначальную задачу, направленную на поддержку рабочего христианского движения, и была преобразована в Союз социальной культуры и общественного призрения, решавший общие проблемы социальной политики. С утверждени-

ем Веймарской республики данный союз потерял свое прежнее значение и в 1928 году самоликвидировался. Вплоть до 1928 году Союз издавал ряд газет и журналов, публиковавших на своих страницах статьи по проблемам социальной политики и рабочего движения (с 1881 года - журнал «Благо рабочего» (Arbeiterwohl), с 1905 года - «Социальная культура» (Soziale Kulture). Генеральным секретарем союза с 1880 по 1921 год являлся Франц Хитце - католический теолог профессор университета г. Мюнстер, с 1882 года по 1912 год - член прусской палаты депутатов, с 1884 по 1921 год - член имперского рейхстага, партии «Центр» [1]. Таким образом, без прямого отношения к законодательному процессу в рамках деятельности союза проходили апробацию идеи социального благополучия, в дальнейшем получавшие законодательное закрепление. Уже в XIX веке, до образования демократического государства, в условиях конституционной монархии в Германии успешно действовал ряд благотворительных организаций, представители которых являлись и членами политических партий или законодательных собраний различного уровня.

С образованием Веймарской республики цель общественных организаций, занимавшихся разработкой политических требований и программ, была достигнута - веймарская конституция предоставила населению всеобщее избирательное право, при этом косвенно фиксировался принцип социального государства. Кроме того, в Веймарской республике появилось шесть благотворительных союзов, которые до сих пор составляют основу негосударственной системы оказания помощи нуждающимся в Федеративной Республике Германия. Данные союзы сегодня составляют ядро системы социальной поддержки в ФРГ, являются независимыми зарегистрированными союзами общей пользы. Их деятельность финансируется более чем на 90 % из федерального бюджета (фондов социального страхования), включает в себя социальную работу, участие в проектировании социального законодательства, реализации социальной политики.

К числу таких союзов относились Немецкий равноправный союз общего блага (Der Deutsche Paritätische Wohlfahrtsverband), «Благосостояние рабочего» (Arbeiterwohlfahrt), Немецкий благотворительный союз (католики, Deutsche Caritasverband), Немецкий красный

крест (Deutsche Rote Kreuz), Центральное бюро благосостояния евреев (Zentralwohlfahrtsstelle der Juden in Deutschland), Благотворительная организация евангелической церкви (Diakonie Deutschland im Evangelischen Werkfür Diako-nie und Entwicklung). Каждый из этих союзов в своем составе имеет многочисленные территориальные образования, реализующие их

________1 л и i»

задачи на местном уровне. В российской специальной литературе описан правовой статус указанных организаций, являющихся общественными [2].

В ФРГ благотворительные организации действуют на основании права союзов - правового института, представляющего собой совокупность правовых норм Гражданского кодекса Германии 1900 года, ст. 9 Основного закона ФРГ 1949 года о свободе собраний, отдельных статей Налогового кодекса ФРГ. Никакие другие правовые нормы, уточняющие специфику деятельности благотворительных организаций, в ФРГ не предусмотрены. Благотворительные союзы и иные общественные организации являются эффективно действующими лоббистскими организациями в интересах общего блага и описываются в научной литературе как группы интересов.

Деятельность каждой из этих организаций в большей или меньшей степени имеет отношение к законодательному процессу в ФРГ. Так, Союз благосостояния рабочего был образован в декабре 191 9 года членом Национального собрания Веймарской республики Марией Ючакс (Marie Juchacz) и считался главным комитетом благосостояния рабочих в социал-демократической партии. Его изначальной целью выступала помощь пострадавшим в Первой мировой войне. Позднее союз стал заниматься всеми социальными проблемами нуждающихся. В период национал-социалистического режима данный союз прекратил свое существование. Новый этап его деятельности начался в 1946 году в Ганновере в качестве партийно-политической и конфессионально независимого союза. В Германской Демократической Республике деятельность союза снова оказалась под запретом, и только в 1990 году по инициативе Вальтера Кнауера, члена Баварского ландтага - социал-демократической партии, он снова был восстановлен.

Другой благотворительной организацией является Социальный союз Германии, по правовой форме зарегистрированный союз,

действующий в целях общей пользы. Согласно уставу организации это союз социально-политических интересов. В законодательстве Германии отсутствует понятие «союз интересов», однако в последнее десятилетие оно активно разрабатывается немецкими исследователями. Под союзом интересов предлагается понимать длящееся по времени объединение лиц, которые хотят влиять на формирование политической воли и проведение государственной политики [3]. В словарях группы интересов трактуются как совместное объединение лиц для достижения политических или общественных целей [4]. Эти союзы оказывают содействие в разработке законодательства, их деятельность можно обозначить как лоббизм. Одним из первых авторов, которые занимались исследованием групп интересов еще в 70-х годах XX века, был Эрнст Френкель [5]. К числу специалистов, занимающихся проблемой участия групп интересов в процессе формирования политической воли, относятся Артур Бентли, Давид Трумен, Роберт Даль. В ФРГ в последнее время актуальность исследования групп интересов связана с представительством интересов на уровне Европейского союза. В этом плане необходимо отметить работу Джулиен Арно «Содействие частных групп интересов выработке европейского законодательства» [6].

Согласно уставу Социальный союз представляет собой социальную, гуманитарную, социально-политическую организацию, которая признает себя сторонником демократического и социального правового государства (§ 2 п. 2) и выступает одним из высших союзов частной благотворительной помощи (§ 2 п. 3) [7]. Его задачами являются: оказание помощи престарелым, лицам с ограничениями, членам семьи умершего, лицам - участникам войны или пострадавшим во время исполнения воинской службы, жертвам насильственных действий, семьям, родителям-одиночкам, детям и подросткам; содействие уравниванию в правах мужчин и женщин; поддержка системы благотворительности; помощь в реализации гражданских инициатив в интересах общеполезных целей и другие.

При участии союза осуществлялась разработка таких нормативных правовых актов, как Закон об обеспечении от 12.05.1920 (19181920), Закон о занятости лиц с тяжелыми формами увечья в редакции от 12.01.1923 (1919-

1923), с 1920 по 1929 год - содействие в дальнейшем развитии Закона об обеспечении. С 1933 по 1946 год деятельность союза была прекращена национал-социалистами. Однако, как отметила федеральный канцлер Германии А. Меркель, поздравляя руководство организации со столетним юбилеем, идея помощи нуждающимся сохранялась [8].

С 1949 года Союз снова был задействован в проектировании законодательства. В частности, в 49-50 годах разрабатывался проект Закона об обеспечении жертв войны, который вступил в силу 01.02.1950. С 1950 года по настоящее время Социальный союз Германии принимает участие в разработке законодательства в сфере обеспечения инвалидов, пенсионеров, жертв войны [9]. По мнению А. Меркель, осмысленная социальная политика начинается в организациях Социального союза Германии на различных уровнях. Как указывают специалисты, сегодня стоит новый социальный вопрос - о включенности многих людей, не имеющих работы, в общество [10]. Актуальные вопросы обеспечения молодежи работой, обеспечения всех этапов образования людей с ограничениями здоровья, ухода за пожилыми людьми и другие обозначены в национальной программе реформ в ФРГ 2017 года. Федеральный канцлер выразила надежду и в дальнейшем решать эти актуальные вопросы социальной политики с участием такого компетентного коллеги, как Социальный союз Германии [11].

К числу форм взаимодействия Общественного союза Германии и законодательных органов ФРГ можно отнести и критические замечания, касающиеся проекта закона, выраженные и представленные законодательным органам в письмах. В качестве примера можно привести ситуацию, когда в январе 2016 года Общественная ассоциация Германии критиковала запланированную реформу центра занятости [12]. Критика и соображения руководства союза нашли отражение в письме федеральному канцлеру. Кабинет министров во главе с министром труда и социальной политики ФРГ Андреа Налес сообщила, что планируемый закон снизит нагрузку на центр занятости, испытываемую в связи с многочисленными беженцами, а пересчитанные денежные средства, заложенные в бюджете, позволят выплачивать пособия еще в течение какого-то времени [13]. В апреле 2017 года представители нескольких общественных ассоциаций в сфе-

ре защиты детства и юношества, таких как Паритетный общий союз (Paritätischer Gesamtverband), Федеральный союз защиты детей (Deutscher Kinderschutzbund Bundesverband), центры защиты детей, Организация по оказанию помощи детям Германии (Deutsches Kinderhilfswerk e. V), Международное общество помощи по воспитанию (Internationale Gesellschaft für erzieherische Hilfen), в официальном сообщении в прессе высказали свои критические замечания в адрес планируемой реформы, направленной на передачу компетенции по принятию и обеспечению детей и подростков-беженцев с федерального уровня на уровень земель. Эта реформа была названа представителями данных союзов дискриминацией несовершеннолетних беженцев без сопровождения [14].

В настоящее время связи общественных ассоциаций и законодательных органов не регламентируются законом, однако лица, наделенные законодательной инициативой, в бундестаге часто ссылаются на общественные ассоциации как на активных участников процесса решения социальных проблем. Например, Андреа Налес в речи перед бундестагом 24 ноября 2016 года в Берлине при обсуждении законопроекта о государственном бюджете акцентировала внимание на проблемах занятости населения, увеличения рабочего времени и в рамках указанных вопросов -на проблемах занятости лиц с ограничениями, призвав не только государственные учреждения, но и учреждения гражданского общества (предприятия, ремесленные и торговые палаты, общественные ассоциации) активно участвовать в их решении.

Анализ истории развития социального государства в Германии позволяет констатировать, что для немецкой политики характерными являются традиции использования не-регламентированных законодательством форм участия общественных некоммерческих организаций в выработке политических решений. Современные исследователи также указывают на необходимость дополнения в будущем набора традиционных форм политической деятельности в партиях и парламентах деятельностью различных гражданских инициатив, рабочих групп по проведению референдумов, круглыми столами, на которых рассматриваются конкретные вопросы, касающиеся жизни общин [15, с. 54]. На уровне специальных научных проектов предлагаются кон-

цепции расширения средств, называемых социальными инвестициями, различных форм личных вкладов в общее благо. При этом постулируется равнозначность всех форм участия в создании всеобщего благополучия, в частности работы союзов и фондов, пожертвований, добровольной активной гражданской службы, социального предпринимательства. Отмечается необходимость выделения в качестве самостоятельной научной практически значимой темы такое понятие, как «действия частного лица в целях общего блага».

Как показывает анализ взаимодействия благотворительных организаций и законодательных органов ФРГ, в процессе проектирования и принятия социального законодательства эти связи прямо не регламентированы законода-

_____ __________1Л и __V-» _

тельством. В немецкой специальной литературе только за последние двадцать лет активизировался процесс выработки теоретических понятий, отражающих положение и задачи благотворительных союзов. В основном члены законодательных собраний входят в состав благотворительных организаций и знакомы со спецификой их работы и нуждами, являются трансляторами интересов социальных групп, нуждающихся в поддержке и защите.

Кроме того, благотворительные организации используют все доступные средства (переписку с законодательными учреждениями, заявления в прессе и другие) для того, чтобы высказать им свою позицию (часто - критическую) относительно проектируемого закона. В свою очередь, органы власти открыты для критики и стараются посредством конструктивного диалога решить многочисленные государственные проблемы.

Следует отметить, что в Российской Федерации ситуация, связанная с законодательным урегулированием деятельности благотворительных организаций, представляется более благоприятной, чем в ФРГ. Наряду с традиционными правовыми нормами, касающимися деятельности данных организаций (Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ), действуют федеральные законы от 11 августа 1995 года № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [17], от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [18], о благотворительных организациях того или иного региона, а также ряд законов, действующих на местном уровне. В отдельных регио-

нах общественным организациям предоставлено право законодательной инициативы [19, с. 48]. В последнее время наблюдается рост численности благотворительных организаций (например, согласно данным Минюста России, по состоянию на август 2008 года в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций содержатся сведения о 1 923 благотворительных НКО Москвы, в их числе 770 - некоммерческих организаций, 1 153 - общественных объединений. Вместе с тем, по сведениям Мосгорстата, количество НКО благотворительной направленности в Москве составляет примерно 4 500), которые используют те же средства лоббирования, что и ФРГ: письменные обращения в органы власти, воздействие через аппарат государственных органов, средства массовой информации, участие в принятии законодательных инициатив, контроль за деятельностью государственных органов, апелляция к общественному мнению и другие.

Однако специалисты полагают, что интересы общественных организаций еще в недостаточной мере представлены в законодательном процессе по причине неурегулированности вопроса об этих связях в действующем законодательстве. Как отмечает Т. Д. Кар-лина, «на сегодняшний день представление интересов общественными объединениями через лоббирующие структуры невозможно, поскольку законодательно этот вопрос не урегулирован» [20, с. 48]. Исследователи называют и другие причины исключения благотворительных организаций из процесса формирования политической воли. Сюда можно отнести и тяжелую экономическую ситуацию в стране (как показывает анализ доходов жителей Тюменской области, которая не является дотационной), недоверие населения к частному сектору в вопросах социального обеспечения, проблемы реализации механизма налогообложения в Российской Федерации.

Литература

Bibliography

1. Официальный сайт федерального архива ФРГ. URL: http://www.bundesarchiv.de/foxpub-lic/151A29670A06221200000000E6CEA41A/ findmittelinfo.html

2. Давлетшина Р. Р. Правовое положение институтов гражданского общества в Германии // Вестн. Башкир. ун-та. 2012. Т. 17, № 4.

3. Шойт-Ветшки Э. Союзы интересов и государство, Дармштадт (Schuett-Wetschky E. Interessenverbände und Staat, Darmstadt 1997). URL: duden.de/rechtschreibung/Interessengruppe

4. Fraenkel Ernst: Reformismus und Pluralismus. Hamburg, 1973.

5. Arnaud J. Die Mitwirkung privater Interessengruppen an der eurapschen Gesetzgebung. Hochschulschrift Zugl.: Saarbücken, Univ., Diss., 2008.

6. Satzung des Sozialverband Deutschland e.V. -Bundesverband in der auf der Bundesverbandstagung vom 07/08.11.2015 beschlossenen Fassung, eingetragen am 14.03.2016 beim Amtsgericht Charlottenburg (VR 20029 B). URL: https://sovd.de/filead-min/downloads/presse/satzung.pdf

7. Речь Федерального канцлера ФРГ А. Мер-кель в рамках празднования столетия образования Общественной ассоциации Германии от 23 мая 2017 года в Берлине (Rede von Bundeskanzlerin Merkel im Rahmen des Festakts «100 Jahre Sozialverband Deutschland» am 23 Mai 2017 in Berlin). URL: https://www.bundesregierung.de/Content/ DE/Rede/2017/05/2017-05-23-rede-bk-sovd.html

1. Official site of the Federal Archive of Germany. URL: http://www.bundesarchiv.de/foxpublic/ 151A29670A06221200000000E6CEA41A/ findmittelinfo.html

2. Davletshina R. R. The legal status of civil society institutions in Germany // Bulletin of the Bashkir University. 2012. T. 17, № 4.

3. Shoyt-Veshka E. Union of interests and the state, Darmstadt (Schuett-Wetschky E. Interessenverbände und Staat, Darmstadt 1997). URL: duden.de/rechtschreibung/Interessengruppe

4. Fraenkel Ernst: Reformismus und Pluralismus. Hamburg, 1973.

5. Arnaud J. Die Mitwirkung privater Interessengruppen an der europäischen Gesetzgebung / Julien Arnaud. Hochschulschrift Zugl.: Saarbrücken, Univ., Diss., 2008.

6. Satzung des Sozialverband Deutschland e.V. -Bundesverband in der auf der Bundesverbandstagung vom 07/08.11.2015 beschlossenen Fassung, eingetragen am 14.03.2016 beim Amtsgericht Charlottenburg (VR 20029 B). URL: https://sovd.de/fileadmin/ downloads/presse/satzung.pdf

7. Speech of the Federal Chancellor of Germany A. Merkel as part of the celebration of the centenary of the formation of the Public Association of Germany on 23 May 2017 in Berlin (Rede von Bundeskanzlerin Merkel im Rahmen des Festakts «100 Jahre Sozialverband Deutschland» am 23. Mai 2017 in Berlin). URL: https://bundesregierung.de/Content/

8. Информация официального сайта Общественного союза Германии. URL: https:// sovd. de/index.php?id=geschichte

9. Любин В. П., Мацонашвили Т. Н. Гражданское общество в Германии: научный и политический дискурс // Актуальные проблемы Европы. 2003. № 2.

10. Речь Федерального канцлера ФРГ А. Меркель в рамках празднования столетия образования Общественного союза Германии от 23 мая 2017 года в Берлине (Rede von Bundes-

DE/Rede/2017/05/2017-05-23-rede-bk-sovd.html

8. Information of the official website of the Public Union of Germany. URL: https://sovd.de/ index.php?id=geschichte

9. Lubin V. P., Matsonashvili T. N. Civil Society in Germany: Scientific and Political Discourse // Actual problems of Europe. 2003. № 2.

10. Speech of the Federal Chancellor of Germany A. Merkel as part of the celebration of the centenary of the formation of the Public Union of Germany on 23 May 2017 in Berlin (Rede von Bundeskan-

kanzlerin Merkel im Rahmen des Festakts «100 Jahre zlerin Merkel im Rahmen des Festakts «100 Jahre

Sozialverband Deutschland» am 23 Mai 2017 in Berlin). URL: https://bundesregierung.de/Content/DE/ Rede/2017/05/2017-05-23-rede-bk-sovd.html

11. Sozialverband kritisiert geplante JobcenterReform. URL: http://zeit.de/politik/.../2016.../sozial-verband-jobcenter-reform-andrea-nahles

12. Sozialverband kritisiert geplante JobcenterReform. URL: http://zeit.de/politik/.../2016.../sozial-verband-jobcenter-reform-andrea-nahles

13. Gesetzesänderung in Kinder- und Jugendhilfe: Sozialverbände und Organisationen kritisieren Pläne der Bundesregierung als «Diskriminierung un-begleiteter minderjähriger Flüchtlinge». URL: http:// presseportal.de/pm/53407/3610393

14. Rede der Bundesministerin ür Arbeit und So-

Sozialverband Deutschland» of 23 Mai 2017 in Berlin). URL: https://bundesregierung.de/Content/DE/ Rede/2017/05/2017-05-23-rede-bk-sovd.html

11. Sozialverband kritisiert geplante JobcenterReform. URL: http://zeit.de/politik/.../2016.../sozial-verband-jobcenter-reform-andrea-nahles

12. Sozialverband kritisiert geplante JobcenterReform. URL: http://zeit.de/politik/.../2016.../sozial-verband-jobcenter-reform-andrea-nahles

13. Gesetzesänderung in Kinder- und Jugendhilfe: Sozialverbände und Organisationen kritisieren Pläne der Bundesregierung als «Diskriminierung un-begleiteter minderjähriger Flüchtlinge». URL: http:// presseportal.de/pm/53407/3610393

14. Rede der Bundesministerin ür Arbeit und So-

ziales, Andrea Nahles, zum Haushaltsgesetz 2017 vor ziales, Andrea Nahles, zum Haushaltsgesetz 2017 vor dem Deutschen Bundestag am 24 November 2016 in dem Deutschen Bundestag am 24 November 2016 in Berlin. URL: https://bundesregierung.de/Content/DE/Berlin. URL: https://bundesregierung.de/Content/DE/

Bulletin/2016/11/139-2-bmas-bt.html

15. Soziale Investitionen: InterdiszipMre Perspektiven / Helmut K. Anheier ... (Hrsg.) 1. Aufl. Wiesbaden, 2012.

16. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федер. закон Рос. Федерации от 11 авг. 1995 г. № 135-ФЗ // Рос. газ. 1995. № 159.

17. Об общественных объединениях: Фе-дер. закон Рос. Федерации от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ // Рос. газ. 1995. № 100.

18. Кулакова О. С., Новикова Н. А. Комментарий к Федеральному закону от 11.08.1995 № 135-Ф «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». URL: http://pravo-zoozahita.ru/kommentarijj-k-zakonu-o-blagotvoritelnojj-deyatelnosti-i-blagotvoritelnykh-or-ganizaciyakh/

19. Численность благотворительных организаций и их организационно-правовые формы. URL: http://mosblago.ru/articles/show-93.htm

20. Михеева Е. М., Пешкова Н. Н. Статус благотворительной организации в структуре региона. Тюмень, 2012.

Bulletin/2016/11/139-2-bmas-bt.html

15. Soziale Investitionen: Interdiszipliäre Perspektiven / Helmut K. Anheier ... (Hrsg.) 1. Aufl. Wiesbaden, 2012.

16. On Charitable Activities and Charitable Organizations: Federal Law of the Russian Federation of August 11, 1995 № 13 5-FL // Russian newspaper. 1995. № 159.

17. On Public Associations: Federal Law of the Russian Federation of May 19, 1995 № 82-FL // Russian newspaper. 1995. May 25. № 100.

18. Kulakova O. S., Novikova N. A. Commentary to the federal law of11.08.1995 №13 5-F «On charitable activities and charitable organizations». URL: http://pravo-zoozahita.ru/kommentarijj -k-zakonu-o-blagotvoritelnojj-deyatelnosti-i-blag-otvoritelnykh-organizaciyakh/

19. Number of charitable organizations and their organizational and legal forms. URL: http:// www.mosblago.ru/articles/show-93 .htm

20. Mikheeva E. M., Peshkova N. N. The status of a charitable organization in the structure of the region. Tyumen, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.