УДК 94 (430)
Хришкевич Т. Г.
региональная ДИСПРОПОРЦИЯ ФРГ В свете миграционного кризиса
2014-2015 гг.
В статье представлен анализ региональной диспропорции восточных и западных земель Федеративной Республики Германия через призму миграционного кризиса Европы 20142015 гг. За основу взяты следующие показатели: численность населения, количество прибывающих мигрантов, занятость и уровень безработицы среди мигрантов, распределение социальных пособий.
Ключевые слова: ФРГ, региональная диспропорция, миграция, миграционная политика, социальная сфера, уровень безработицы.
В 2014-2015 гг. Европейский Союз и его страны-участники столкнулись с проблемой, последствия которой ставят под удар основополагающие принципы существования европейского единства — общее пространство, открытые границы и многие другие — это миграционный кризис. Привлекают беженцев из Северной Африки и Ближнего Востока наиболее благополучные страны Европы, в первую очередь их целью стала Федеративная Республика Германия. Но не все её земли, а самые развитые — Северная-Рейн-Вестфалия, Бавария, Баден-Вюртемберг. Такие города, как Мюнхен, Кёльн приняли большинство из общего числа попросивших убежище. На начало декабря 2015 г. их число составило 441 899 тыс. человек1 (по данным Федерального ведомства по делам миграции и беженцев — Bundesamt für Migration und Flüchtlinge, BAMF). Уже в первые месяцы крупные города
1 Aktuell Zahlen zu Asyl. [Электронный ресурс]: URL: https:// www.bamf.de/SharedDocs/Anlagеn/DE/Downloads/Infothek/
Statistik/Asyl/statistik-anlage-teil-4-aktuelle-zahlen-zu-asyl.pdf?__
blob=publicationFile (дата обращения: 03.03.2016).
191
стали ареной политической и социальной борьбы. Интересно, что за всё время приёма беженцев никто и ни разу не вспомнил слово «мультикультурализм», который был «мантрой» политиков ещё несколько лет назад.
Миграционный кризис стал серьёзнейшим испытанием для ФРГ. Это не только значительная нагрузка на социальную сферу, но и удар по внутрипартийному согласию правящей коалиции и в первую очередь ХСД/ ХСС, лидер которого А. Меркель стала катализатором, который привёл в движение значительную часть беженцев. Кризис внёс раскол в политический лагерь ФРГ, подпитал праворадикальные настроения и поднял популярность нового для Германии политического феномена — партии ПЕГИДА — «Патриотические европейцы против исламизации запада» (PEGIDA — Patriotische Europäer gegen die Islamisierung des Abendlandes).
Общее количество мигрантов и лиц с миграционным фоном в ФРГ было сосчитано переписью населения в 2011 г. «Zensus — 2011». Её данные были опубликованы в мае 2013 г. Один из пяти разделов переписи так и назывался — «Миграция». В соотнесении с количеством населения получалась следующая картина (табл. 1 и табл. 2).
Общая численность населения ФРГ в 2011 г. составила по показателю переписи «Домохозяйства и семьи» 80 219 695 чел. Из них население восточной части более чем в четыре раза меньше, чем западной — 15 млн 890 тыс. чел. Подсчитывая количество мигрантов от общего числа населения по переписи, получаем 6 169 360 чел., т. е. 7,7 %. Это те, кто, проживая на территории страны, не являются гражданами Германии. В наиболее густонаселённой федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия до 2015 г. проживало около 1,6 млн иностранцев (четверть от общего числа иностранцев в Германии). 96,7 % мигрантов проживали в западной Германии и только 3,3 % — в восточной. Самое большое число приходилось на Гамбург, Бремен, Баден-Вюртемберг и Гессен. Наименьший удельный вес из западных земель — в Шлезвиг-Гольштейне.
Таблица 1 Население западных земель Германии и количество лиц с миграционным фоном2
Земли Общая численность населения (чел.) Доля лиц с миграционным фоном (%)
Северный Рейн-Вестфалия 17 538 251 24,7
Бавария 12 397 614 20,0
Баден-Вюртемберг 10 486 660 26,7
Нижняя Саксония 7 777 992 17,8
Гессен 5 971 816 25,9
Рейнланд-Пфальц 3 989 808 19,6
Шлезвиг-Гольштейн 2 800 119 12,8
Гамбург 1 706 696 27,5
Саар 999 623 18,3
Бремен 650 863 28,7
Немцы за границей 9 698 —
Талица 2 Население восточных земель Германии и количество лиц с миграционным фоном3
Земли Общая численность населения (чел.) Доля лиц с миграционным фоном (%)
Саксония 4 056 799 4,8
Берлин 3 292 365 25,8
Бранденбург 2 455 780 4,8
2 Bevölkerung auf Grundlage des Zensus 2011. URL: https://www.de-statis.de/DE/ZahlenFakten/GesellschaftStaat/Bevoelkerung/Bevoel-kerungsstand/Tabellen/Zensus_Geschlecht_Staatsangehoerigkeit.html (дата обращения: 03.03.2016); Migrantenanteil in Deutschland nach Bundesländern. [Электронный ресурс]: URL: http://www.statistik-portal. de/BevoelkGebiet/Indikatoren/BV-BS_migranten.asp (дата обращения: 03.03.2016).
3 Bevölkerung auf Grundlage des Zensus 2011. URL: https://www.de-statis.de/DE/ZahlenFakten/GesellschaftStaat/Bevoelkerung/Bevoel-kerungsstand/Tabellen/Zensus_Geschlecht_Staatsangehoerigkeit.html (дата обращения: 03.03.2016); Migrantenanteil in Deutschland nach Bundеsländеrn. [Электронный ресурс]: URL: http://www.statistik-por-tal.de/BevoelkGebiet/Indikatoren/BV-BS_migranten.asp (дата обращения: 03.03.2016).
Саксония-Анхальт 2 287 040 4,8
Тюрингия 2 188 589 4,8
Мекленбург — Передняя Померания 1 609 982 4,8
До миграционного кризиса 2015 г. наибольшая доля мигрантов или лиц с миграционным фоном в ФРГ приходилась на турок (17,9 %); далее шли поляки (13,1 %), россияне (8,7 %) и граждане Казахстана (8,2 %). Остальные мигранты преимущественно являлись выходцами из Европейского Союза, благодаря безвизовому режиму широко проникающими в Германию. Их доля не велика: итальянцы — 5,3 %, румыны — 3,7 %, греки — 2,4 %, австрийцы — 2,2 %, хорваты — 2,2 %. 43,4 % мигрантов живут в городах с населением более 100 000 жителей, 14,4 % в населённых пунктах с менее чем 10 000 жителей.
С началом миграционного кризиса по данным Федерального ведомства по делам миграции и беженцев количество заявлений на предоставление убежища составило в январе 2015 г. — 21 679. Для сравнения в январе 2014 г. их было 12 556. В целом система EASY (первичное размещение лиц, ищущих убежища) зарегистрировала в декабре 2015 г. 1 003 077 чел.
Начавшийся кризис разнообразил национальное пространство Германии, добавив беженцев из Сирии, чья численность значительно превзошла всех остальных. Опубликованный доклад BAMF показал следующую динамику:
Таблица 3
Национальный состав беженцев (топ-10 стран)4
Страна Январь 2015 г. Конец декабря 2015 г.
Сирия 5 530 162 510
Косово 3 630 37 095
4 Asylgeschäftsstatistik für den Monat Januar 2015, Asylgeschäftsstatistik für den Monat Dezember 2015. [Электронный ресурс]: URL: http:// www.bamf.de/SharedDocs/Anlagen/DE/Downloads/Infothek/Statis-tik/ Asyl/statistik-anlage-teil-4-aktuelle-zahlen-zu-asyl.htmI?nn=1363214 (дата обращения: 05.03.2016).
Сербия 3 328 26 945
Албания 1 648 54 762
Афганистан 1 162 31 902
Ирак 1 065 31 379
Эритрея 626 10 990
Македония 919 14 131
Нигерия 461 —
Пакистан — 8 472
Остальные 6 673 —
Всего 25 042 476 649
Изменение национального состава беженцев происходило не одно десятилетие. Существенные перемены произошли в начале XXI в. Общее количество заявлений о предоставлении убежища с 2000 по 2015 гг.5 составило: в 2000 г. - 78 564, в 2005 г. - 41 332, в 2010 г. - 28 914, в 2015 г. - 441 899 человек. Из них в 2000 г. большинство составляли иракцы (14,8 %), турки (11,4 %), афганцы (6,8 %). В 2005 г. — сербы и черногорцы (19,1 %), турки (10,2 %), иракцы (6,9 %). В 2010 г. - афганцы (14,3 %), иракцы (13,4 %), сербы (12,0 %). В 2015 г. - сирийцы (35,9 %), албанцы (12,2 %), косовары (7,6 %), афганцы (7,1 %). В целом этнический состав беженцев сохраняется неизменным. Это представители балканского и ближневосточного регионов, но уменьшается более чем в два раза число беженцев из Ирака, держится на стабильном уровне численность турок и резко возрастает число сирийцев.
Учитывая растущие потоки беженцев и разницу в социально-экономическом положении земель, а также численность их населения, правительство предложило выход, аналогичный тому, который обсуждался на уровне Европейского Союза - введение квот на размещение.
5DasBundesamtinZah!en2015. Asyl. [Электронныйресурс]: URL:http:// www.bamf.de/SharedDocs/ Anlagen/DE/Publikationen/Broschueren/ bundesamt-in-zahlen-2015-asyl.pdf?_blob=publicationFile (дата обращения: 05.03.2016).
Таблица 4 Распределение мигрантов по землям6
Земли Квоты (%) Численность (январь 2015) Численность (декабрь 2015)
Западногерманские земли
Северный Рейн-Вестфалия 21,24 5 243 77 223
Бавария 15,33 3 587 71 168
Баден-Вюртемберг 12,97 1 744 61 671
Нижняя Саксония 9,36 1 502 37 975
Гессен 7,32 2 021 28 724
Рейнланд-Пфальц 4,83 1 442 19 697
Шлезвиг-Гольштейн 3,39 886 16 351
Гамбург 2,53 769 13 157
Саар 1,22 440 10 358
Бремен 0,94 375 4 888
Восточногерманские земли
Саксония 5,10 1 406 28 317
Берлин 5,05 2 602 36 197
Бранденбург 3,08 824 19 324
Саксония-Анхальт 2,86 843 17 292
Тюрингия 2,75 842 14 733
Мекленбург — Передняя Померания 2,04 515 19 383
Приведённые данные показывают ощутимую диспропорцию между восточными и западными землями. В то же время, реальность оказывается далёкой от статистки, и число распределённых и въехавших в страну может отличаться. Например, по словам Райнера Венд-та, председателя профсоюза германской полиции (GdP) — им удаётся регистрировать на границах только около
6 Verteilungsquoten nach dem Königsteiner-Schlüssel für die Anwendung im Jahr 2015. [Электронный ресурс]: URL: http://www.bamf.de/ DE/Infothek/Statistiken/Asylzahlen/asylzahlen-node.html (дата обращения: 05.03.2016); Asylgeschäftsstatistik für den Monat Januar 2015, Asylgeschäftsstatistik für den Monat Dezember 2015. [Электронный ресурс]: URL: http://www.bamf.de/SharedDocs/Anlagen/DE/Down-loads/Infothek/Statistik/Asyl/statistik-anlage-teil-4-aktuelle-zahlen-zu-asyl.html?nn=1363214 (дата обращения: 05.03.2016).
10 % прибывающих в страну беженцев. То есть, полиция не может назвать точное число зарегистрированных. Р. Вендт отметил, что полиция «уже давно потеряла контроль на границах» и раскритиковал заявление главы МВД Томаса де Мезьера о том, что отказ на въезд ежедневно получают от 100 до 200 беженцев. По его словам, это не соответствует действительности. Внутренние отчёты полиции говорят о регистрации менее половины беженцев7.
Распределение по землям западной и восточной Германии обусловлено разницей в их социально-экономическом развитии, так и не сглаженным за 25 лет единства страны. Восточная Германия, будучи социально отстающей (за исключением столицы), является не только слабо привлекательной для мигрантов, но и имеет меньше экономических возможностей, чтобы содержать их. Уровень жизни в этих территориях заметно уступает западным, в них меньше мест для трудоустройства, они несут гораздо большие расходы на социальное обеспечение.
Таблица 5
Уровень безработицы в ФРГ 8 в соотношении с числен-
ностью безработных с миграционным фоном (%)9
Земли Общий уровень безработицы в землях Германии (декабрь 2015 г.) (%) Безработные с миграционным фоном (%)
Западногерманские земли
Северный Рейн-Вестфалия 7,7 46
7 Chef der Polizeigewerkschaft: «Polizisten an der Grenze fühlen sich auf den Arm genommen». [Электронный ресурс]: URL: http://www. huffingtonpost.de/2016/01/24/rainer-wendt-grenze-kontr_n_9063884. html?utm_hp_ref=germany (дата обращения: 08.03.2016).
8 Bund, Länder und Kreise. [Электронный ресурс]: URL: https://statis-tik.arbeitsagentur.de/Navigation/Statistik/Statistik-nach-Regionen/ Politische-Gebietsstruktur-Nav.html?year_month=201512 (дата обращения: 08.03.2016).
9 Der Arbeitsmarkt in Deutschland — Menschen mit Migrationshintergrund auf dem deutschen Arbeitsmarkt. Nürnberg. 2014.
Бавария 3,4 40
Баден-Вюртемберг 3,7 50
Нижняя Саксония 5,9 34
Гессен 5,1 50
Рейнланд-Пфальц 5,0 35
Шлезвиг-Гольштейн 6,4 27
Гамбург 7,1 50
Саар 7,0 29
Бремен 10,6 47
Восточногерманские земли
Саксония 7,7 13
Берлин 10,1 44
Бранденбург 8,3 10
Саксония-Анхальт 9,9 8
Тюрингия 6,9 9
Мекленбург — Передняя Померания 10,3 9
Таблица 6
Распределение получателей На^-1У по федеральным землям в 2015 г. (в % от общего числа жителей)10
Западногерманские земли
Северный Рейн-Вестфалия 9,4
Бавария 3,5
Баден-Вюртемберг 4,2
Нижняя Саксония 7,5
Гессен 7,1
Рейнланд-Пфальц 5,7
Шлезвиг-Гольштейн 7,9
Гамбург 10,5
Саар 8
Бремен 14,6
Восточногерманские земли
Саксония 9,3
Берлин 16,5
Бранденбург 9,6
Саксония-Анхальт 11,9
Тюрингия 8
Мекленбург — Передняя Померания 11,4
10 Anteil der Hartz-IV-Empfänger an der Bevölkerung nach Bundesländern. [Электронный ресурс]: URL: http://de.statista.com/statistik/ daten/studie/4275/umfrage/anteil-der-hartz-iv-empfaenger-an-der-deutschen-bevoelkerung (дата обращения: 03.03.2016).
Более высокий уровень безработицы на востоке Германии связан, в том числе, со сравнительно меньшим числом промышленных предприятий по сравнению с западными. Наибольшее число крупнейших предприятий располагается на западе: в Северной Рейн — Вестфа-лии (ThyssenKrupp AG), Нижней Саксонии и Саксонии (Volkswagen), Баден-Вюртемберге (Daimler AG), Баварии (BMW Group, Siemens AG), Рейнланд-Пфальце (BASFGruppe). Эти земли могут нести посильную нагрузку на социальную сферу. В то же время, восточные земли едва ли вынесут предложенные квоты. Таким образом, рост числа беженцев потребовал от правительства дополнительных вложений. В 2015 г. правительство Германии выделило 1 млрд евро на их приём. Однако из-за недооценки их численности, в 2016 г. эта сумма увеличена до 6 млрд В дополнение к прямой финансовой поддержке эти деньги должны пойти на работу центров по приёму, повышения профессионально-ориентированного уровня немецкого языка (языковые курсы до 600 часов). Также планируется увеличение бюджета Министерства иностранных дел на 400 млн евро в год, с целью преодоления причин увеличения числа беженцев11.
По оценке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), государственные расходы ФРГ на 2016-2017 гг. могут составить примерно 17 млрд евро, т. е. 0,5 % ВВП. При прогнозируемом росте числа мигрантов, которых необходимо будет интегрировать в рынок рабочей силы, это потребует дополнительно от 20 до 30 млрд евро в год.
Предварительные данные о профессиях прибывающих беженцев не позволяют говорить о достаточной квалификации потенциальных жителей ФРГ. Только немногие из них говорят по-немецки, у многих отсут-
11 Sechs Milliarden Euro mehr für Flüchtlinge. [Электронный ресурс]: URL: http://www.faz.net/aktuell/politik/fluechtlingskrise/koalitions-gipfel-sechs-milliarden-euro-mehr-fuer-fluechtlinge-13788961.html (дата обращения: 12.04.2016).
ствует профессиональное образование, около 16 % неграмотны. По исследованию Федерального ведомства по делам миграции и беженцев, за период с 2008 по 2012 гг. из прибывших в Германию сирийцев, иракцев и афганцев только 1/3 нашли хорошую работу. Из общего числа прибывших женщин трудоустроены только 11 %. Данный результат обусловлен недостаточным знанием языка, а также низкой профессиональной квалификацией.
Имеющиеся данные анализа интеграции прибывших ранее, высокий уровень безработицы и количество получающих пособие вызвали к жизни предположения о потенциальном увеличении числа получающих пособие ALG II. Согласно заявлению Министра по вопросам труда Андреа Налес, число получателей На^-1У может вырасти примерно с 240 тыс. чел. до 460 тыс. До 2019 г. это число может увеличиться до 1 млн чел.12 Кроме того, наплыв беженцев вызвал дискуссию в правительстве о возможном изменении закона о минимальной заработной плате. Закон появился благодаря коалиционному договору ХДС/ХСС - СДПГ 2013 г. и с января 2015 г. составляет единые 8,50 евро во всех землях ФРГ. С другой стороны, по словам А. Налес, на местном уровне можно ожидать некоторого оживления рынка труда вследствие открытия новых рабочих мест для обслуживания беженцев в центрах по приёму и строительства нового жилья. Это в перспективе может привести к спаду безработицы. Однако в целом ведущие экономисты Германии (Ханс-Вернер Зинн, Деннис Сноуэр, Клеменс Фуэст), судьи конституционного суда (Удо Ди Фабио) склоняются к необходимости ограничения числа беженцев и регулировке их профессионального «качества».
12 Nahles-Hammer: Eine Million Hartz-IV-Empfänger mehr durch Flüchtlinge. [Электронный ресурс]: URL: http://www.focus.de/finanzen/ videos/ja-die-zahlen-sind-hoch-nahles-hammer-eine-million-hartz-iv-empfaenger-mehr-durch-fluechtlinge_id_5002298.html (дата обращения: 12.04.2016).
По оценкам ОЭСР Германия могла бы извлекать пользу от прибывших беженцев, но только в случае, если их численность не превысит 1 % от общего числа населения, т. е. 800 тыс. чел. Но даже тогда необходимо усиливать образовательные интеграционные мероприятия. При этом отменять гарантии минимального размера оплаты труда, по мнению ОЭСР, — ошибочно. Таким образом, речь идёт о двух направлениях выхода из кризиса — ограничение приёма беженцев и поиск наиболее эффективных методов интеграции. Они, в частности, предполагают не только языковое обучение беженцев, но и их распределение по землям с более высокой возможностью трудоустройства, лучшими жилищными условиями, информацию для местных жителей о возможности принятия беженцев.
Кризис 2014-2015 гг. поставил под удар не только восточные земли, но и в целом систему федерализма ФРГ. В январе 2016 г. доктор юридических и доктор социальных наук Удо Ди Фабио (директор института Общественного права Рейнского университета Фридриха Вильгельма в г. Бонне, экс-судья Федерального конституционного суда) опубликовал 125-страничное юридическое заключение «Миграционный кризис как федеральная конституционная проблема». Заключение было подготовлено по поручению правительства Баварии13. Проанализировав истоки, ход кризиса, а также юридическую базу вопроса, Удо Ди Фабио указал на расхождение в правовых обязанностях земли Бавария и федеративной республики в решении проблем беженцев.
В его заключении делается вывод о том, что в ходе кризиса Берлин проявил недееспособность в решении проблемы, пренебрегая, например, своими обязанностями по пограничной охране. Удо Ди Фабио опирается в своих выводах на Основной закон ФРГ, который
13 Migrationskrise als föderales Verfassungsproblem. [Электронный ресурс]: URL: http://www.bayern.de/wp-content/uploads/2016/01/ Gutachten_Bay_DiFabio_formatiert.pdf (дата обращения: 03.03.2016).
201
«предполагает управляемость государственных границ и контроль над находящимися на государственной территории людьми». За точку отсчёта У. Ди Фабио берёт ст. 30 Основного закона ФРГ, разграничивающую компетенции земель и Берлина: «Осуществление государственных полномочий и решение государственных задач относятся к ведению земель, если настоящий Основной закон не устанавливает или не допускает иного регулирования».
У. Ди Фабио не отрицает политические, экономические и культурные причины кризиса, наличие зоны боевых действий на сирийской и иракской территории, проблемы расширения фундаменталистских движений, но в то же время подчёркивает, что Основной закон ФРГ не гарантирует защиту всех людей во всём мире путём юридического разрешения на въезд. Несмотря на ст. 1 Основного закона, согласно которой «достоинство человека неприкосновенно, уважать и защищать его - обязанность всей государственной власти», по его мнению, неограниченного юридического обязательства на приём нет ни в европейском, ни в международном праве, а Европейская конвенция по правам человека не устанавливает право человека на беспрепятственный доступ к другому государству. Согласно заключению, ст. 16 Основного закона чётко оговаривает право на убежище исключительно в силу политического преследования, и это правило вступает в силу, если въезд произошёл не через третью страну, а неограниченный въезд подрывает «демократическое самоопределение».
В январе 2016 г. по востоку и западу Германии прокатилась волна событий, объединённых одной темой. В Кёльне в новогоднюю ночь произошло значительное число нападений на женщин, в Дрездене были организованы многотысячные митинги против «исламизации запада», а член баварского ландрата Петер Драйер отправил в Берлин, в ведомство А. Меркель, автобус с
31 сирийским беженцем в знак несогласия с миграционной политикой. После этих событий по западной и по восточной Германии прошли акции протеста и нападения на выходцев из мусульманских стран: в Гамбурге, Штутгарте, Берлине, Нюрнберге.
Расшатывание правыми ситуации с беженцами активно используется политическими оппонентами Хри-стианско-демократической партии. Показательна в этом отношении победа партии «Альтернатива для Германии» (АдГ, создана в мае 2013 г., накануне федеральных выборов) на региональных выборах в трёх землях. Она стала ответом граждан ФРГ на миграционный кризис. Популярность партии растёт как на западе, так и на востоке: в марте 2016 г. АдГ вошла в ландтаги Рейнланд-Пфальца, Баден-Вюртемберга и Саксонии-Анхальт, стала третьей силой на коммунальных выборах в Гессене. При том, что её рейтинг летом 2015 г. не поднимался выше 3-4 %. Появление АдГ в местных органах власти, особенно на фоне низкой явки на выборы, стало очевидным протестом против политики А. Меркель, рейтинг которой в январе 2016 г. упал до рекордного уровня 2011 г.
7 марта 2016 г. саммит ЕС - Турция принял решение, согласно которому Турция заберёт попавших в ЕС нелегальных мигрантов и будет задерживать новых нелегалов на пути в Европу, что должно сократить потоки беженцев. Частично разрешив внешнюю проблему, Германия, таким образом, должна сосредоточиться на решении внутренней - интеграции иностранцев в со-цио-экономическое пространство страны, а также соразмерное и посильное их распределение по землям. Общественное мнение ФРГ по-прежнему расколото на тех, кто встречает беженцев с одеялами и горячей едой и тех, что выходит на демонстрации в знак протеста. Политическая риторика по-прежнему обращена к сиюминутным проблемам - недостаточному финансированию земель
и неравномерному размещению беженцев. Тема долгосрочного прогноза остаётся преимущественно в плоскости экономической дискуссии, той, что сподвигнула А. Меркель произнести свою, уже вошедшую в историю фразу «примем всех».
Несмотря на негативные оценки в прессе или реплики отдельных политиков, Германия объективно заинтересована в приёме беженцев. Пессимистичные демографические прогнозы, данные ещё в 2010 г. и обозначившие сокращение к 2050 г. коренного населения от 60 до 40%, а также рост продолжительности жизни вкупе с растущими потребностями промышленности, необходимыми для поддержания стабильности государства, приводят к осознанию того факта, что нынешней цифры в 1 млн чел. может оказаться недостаточно.
Мигранты становятся одним из способов решения демографической проблемы и одновременно наполняют рынок труда, несмотря на низкий уровень профессиональной квалификации и невысокое, по мнению властей, стремление к интеграции. Активизация конъюнктуры на рынке труда и его диверсификация, внедрение широкомасштабных программ повышения квалификации безработных, расширение новых трудовых сфер, таких как социальная работа, всё это используется правительством для повышения качества интеграции мигрантов, а беженцы, распределённые на восток, могут стать залогом развития этих земель в будущем.
В то же время, неэффективная интеграция низкок-валифицированых мигрантов может привести не только к дополнительной нагрузке на бюджет, но и в перспективе к реконструкции системы пенсий, социального обеспечения, а также изменению налоговой системы. Что вполне вероятно при экономической диспропорции земель, когда восток не будет справляться с приёмом выделенного им числа беженцев. Уже сейчас Германия может столкнуться с избытком предложения низкоквалифи-
цированной рабочей силы в западных землях. В случае успешной интеграции приём такого числа беженцев позволит Германии решить такие отсроченные проблемы, как демографическая и возрастающая нехватка рабочей силы, которая, в свою очередь, приводит к проблеме дисбаланса пенсионеров и трудоспособного населения и росту пенсионных платежей.
Источники
Akt^lte Zahlen zu Asyl. URL: https://www.bamf.de/ SharedDocs/Anlagen/DE/Downloads/Infothek/Statistik/
Asyl/statistik-anlagе-teil-4-aktuelle-zahlen-zu-asyl.pdf?_
blob=publicationFile (дата обращения: 03.03.2016). Anteil der Hartz-IV-Empfänger an der Bevölkerung nach Bundesländern. URL: http://de.statista.com/statistik/daten/ studie/4275/umfrage/anteil-der-hartz-iv-empfaenger-an-der-deutschen-bevoelkerung (дата обращения: 03.03.2016). Asylgeschäftsstatistik für den Monat Januar 2015, Asylgeschäftsstatistik für den Monat Dezember 2015. URL: http://www. bamf.de/SharedDocs/Anlagen/DE/Downloads/Infothek/ Statistik/ Asyl/statistik-anlage-teil-4-aktuelle-zahlen-zu-asyl. html?nn=1363214 (дата обращения: 05.03.2016). Bevölkerung auf Grundlage des Zensus 2011. URL: https://www. destatis.de/DE/ZahlenFakten/GesellschaftStaat/Bevoelker-ung/Bevoelkerungsstand/Tabellen/Zensus_Geschlecht_Sta-atsangehoerigkeit.html (дата обращения: 03.03.2016). Bund, Länder und Kreise. URL: https://statistik.arbeitsagentur. de/Navigation/Statistik/Statistik-nach-Regionen/Politische-Gebietsstruktur-Nav.html?year_month=201512 (дата обращения: 08.03.2016). Chef der Polizeigewerkschaft: «Polizisten an der Grenze fühlen sich auf den Arm genommen». URL: http://www.huffington-post.de/2016/01/24/rainer-wendt-grenze-kontr_n_9063884. html?utm_hp_ref=germany (дата обращения: 08.03.2016). Das Bundesamt in Zahlen 2015. Asyl. URL: http://www.bamf. de / SharedDocs / Anlagen/ DE / Publikationen/ Broschueren/
bundesamt-in-zahlen-2015-asyl.pdf?_blob=publicationFile
(дата обращения: 05.03.2016).
Der Arbeitsmarkt in Deutschland — Menschen mit Migrationshintergrund auf dem deutschen Arbeitsmarkt. Nürnberg. 2014. Migrationskrise als föderales Verfassungsproblem. URL: http:// www.bayern.de/wp-contеnt/uploads/2016/01/Gutachten_ Bay_DiFabio_formatiert.pdf (дата обращения: 03.03.2016). Migrantenanteil in Deutschland nach Bundesländern. URL: http://www.statistik-portal.de/BevoelkGebiet/Indikatoren/ BV-BS_migranten.asp (дата обращения: 03.03.2016). Nahles-Hammer: Eine Million Hartz-IV-Empfänger mehr durch Flüchtlinge. URL: http://www.focus.de/finanzen/videos/ ja-die-zahlen-sind-hoch-nahles-hammer-eine-million-hartz-iv-empfaenger-mehr-durch-fluechtlinge_id_5002298.html (дата обращения: 12.04.2016). Sechs Milliarden Euro mehr für Flüchtlinge. URL: http://www. faz.net/aktuell/politik/fluechtlingskrise/koalitionsgipfel-sechs-milliarden-euro-mehr-fuer-fluechtlinge-13788961.html (дата обращения: 12.04.2016). Verteilungsquoten nach dem Königsteiner-Schlüssel für die Anwendung im Jahr 2015. URL: http://www.bamf.de/DE/In-fothek/Statistiken/Asylzahlen/asylzahlen-node.html (дата обращения: 05.03.2016).
Хришкевич Татьяна Георгиевна, доцент кафедры всеобщей истории и регионоведения, кандидат исторических наук, доцент (Псковский государственный университет, г. Псков, Россия); эл. почта: [email protected].
Regional Disproportions in ERG in the Context of Migration Crisis
of 2014-2015
The article presents an analysis of regional disparities between eastern and western lands of the Federal Republic of Germany through the prism of the migration crisis in Europe in 2015. The following indicators are taken as a basis: population, number of migrants, employment and unemployment rate, distribution of social benefits, unemployment rate among migrants.
Key words: Germany, regional disparities, migration, migration policy, social services, unemployment.
Tatyana Khrishkevich, Associate Professor of the Department of World History and Area Studies, Candidate of Historical Sciences, Docent (Pskov State University, Pskov, Russia); e-mail: [email protected].