Научная статья на тему 'Цифровые цели большой коалиции'

Цифровые цели большой коалиции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / GERMANY / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / DIGITAL TRANSFORMATION / ДИГИТАЛИЗАЦИЯ / DIGITALISATION / БОЛЬШАЯ КОАЛИЦИЯ / GRAND COALITION / КОАЛИЦИОННЫЙ ДОГОВОР / COALITION TREATY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Супян Наталия Викторовна

Германия ставит перед собой амбициозные цели, связанные с процессомцифровой трансформации, однако их достижение требует создания рамочных условий ипланомерной реализации цифровой стратегии. Пока что ФРГ демонстрирует отставаниеот собственных планов и международных конкурентов. В статье анализируется цифроваяповестка нового кабинета и перспективы ее воплощения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital Goals of the Grand Coalition

Germany is setting ambitious goals on its way to digital transformation, yet newframework conditions and sticking to the strategies are required. The country drops behind the internationalrivals and can't keep up with its own plans so far. The aim of this article is to analyzethe digital agenda of the new cabinet and assess the prospects of its realization.

Текст научной работы на тему «Цифровые цели большой коалиции»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2

УДК 339.9 Наталия Супян

ЦИФРОВЫЕ ЦЕЛИ БОЛЬШОЙ КОАЛИЦИИ

Аннотация. Германия ставит перед собой амбициозные цели, связанные с процессом цифровой трансформации, однако их достижение требует создания рамочных условий и планомерной реализации цифровой стратегии. Пока что ФРГ демонстрирует отставание от собственных планов и международных конкурентов. В статье анализируется цифровая повестка нового кабинета и перспективы ее воплощения.

Ключевые слова. Германия, цифровая трансформация, дигитализация, большая коалиция, коалиционный договор.

Эволюция цифровой повестки и состояние дигитализации

Федеральное правительство ФРГ уже много лет пытается сформулировать и реализовать государственную цифровую стратегию, которая бы позволила достичь целей всеобъемлющей дигитализации экономики и общества - цифровой трансформации. С ней в Германии связывают надежды на повышение производительности труда, рост конкурентоспособности штандорта и, в конечном счете, на повышение уровня жизни населения.

Формирование рамочных условий дигитализации началось с публикации в 2010 г. ИКТ-стратегии Федерального правительства «Цифровая Германия 2015»1, за ней последовала представленная в 2014 г. «Цифровая повестка дня 2014-2017»2. Ее появление было анонсировано в коалиционном договоре ХДС, ХСС и СД111 в декабре 2013 г. Это первый договор, в котором была артикулирована «цифровая повестка для Германии» и ее ключевые цели, в том числе реализация стратегии «Индустрия 4.0».3 Затем последовала подготовленная в

© Супян Наталия Викторовна - к.э.н., доцент департамента мировой экономики Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, с.н.с. Центра германских исследований ИЕ РАН. Адрес: 119017 Москва, М.Ордынка, 17, стр. 1 E-mail, nsupyan@hse.ru

DOI: http://dx. doi. org/10.15211/vestnikieran2201824

1 IKT-Strategie der Bundesregierung „Deutschland Digital 2015", Bundesministerium für Wirtschaft

und Technologie (BMWi), Berlin, November 2010. URL:

https://www.dstgb.de/dstgb/Homepage/Schwerpunkte/Breitbandinfrastruktur/Archiv/%22Deutschland%20Digital%202 015%22/Digital%20Strategie%202015.pdf (дата обращения: 3.05.2018)

2 Digitale Agenda 2014 - 2017, Bundesministerium für Wirtschaft und Energie, Bundesministerium des Innern, Bundesministerium für Verkehr und digitale Infrastruktur, August 2014. URL: https://www.digitale-agenda.de/Content/DE/ Anlagen/2014/08/2014-08-20-digitale-

agenda.pdf;jsessionid=481E078EB51F8C539D855635E0FBA3E4.s3t2? blob=publicationFile&v=6 (дата обращения: 3.05.2018)

3 Deutschlands Zukunft gestalten Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD 18. Legislaturperiode. URL: https://www.bundesregierung.de/Content/DE/ Anlagen/2013/2013-12-17-

koalitionsvertrag.pdf;jsessionid=5705F7FF54514950C04605BD853F09A6.s4t2? blob=publicationFile&v=3 (дата обращения: 3.05.2018)

2016 г. Федеральным министерством экономики и энергетики «Цифровая стратегия 2025»1, провозгласившая новую цель - переход к гигабитному обществу. Наконец, в марте 2017 г. была представлена «Стратегия будущего «Гигабитная Германия»»2, которая акцентировала внимание на создании сетевой инфраструктуры.

Несмотря на обилие опубликованных программ и поставленных целей, важнейшие из них так и не были достигнуты. Ни развертывание по всей стране высокопроизводительных сетей (>50 Мбит/с) - к 2014 г. для % германских домохозяйств, ни повсеместный высокоскоростной доступ к интернету (50 Мбит/с) к 2018 г. не состоялись, конкретные источники и объемы финансирования стратегий не были определены. Вместо строительства волоконно-оптических сетей, которое было названо одной из основных предпосылок реализации всех прочих «проектов будущего», была продолжена эксплуатация старого медного кабеля, эффективность которого ключевой оператор Deutsche Telekom пытался увеличить с помощью технологии векторинга.

В результате на сегодняшний день Германия занимает третье место среди стран ОЭСР по количеству фиксированных подключений (32,5 млн) и четвертое по количеству мобильных подключений (64,8 млн). Однако скорость и качество этих подключений, а также технологии, которые их обеспечивают, делают Германию цифровым аутсайдером. В 2017 г. доля волоконно-оптических в совокупных широкополосных подключениях в ФРГ составила 2,1% (2014 г. - 1,1%), при этом средний показатель по ОЭСР насчитывал 22,3%. Былая цель обеспечить скорость 50 Мбит/с выглядит уже неактуальной на фоне целей ЕС - 100 Мбит/с к 2020 г. для каждого второго домохозяйства.

Такие показатели, как рейтинг цифровой конкурентоспособности4, индекс DESI (The Digital Economy and Society Index)5, «Innovationsindikator 2017»6 свидетельствуют о значительном отставании ФРГ по многим параметрам, характеризующим процессы цифровизации: адаптивности бизнеса, интеграции цифровых технологий, качеству электронного правительства и цифрового образования.

1 Digitale Strategie 2025, Bundesministerium für Wirtschaft und Energie (BMWi), Berlin, März 2016. URL: http://www.bmwi.de/Redaktion/DE/Publikationen/Digitale-Welt/digitale-strategie-

2025.pdf? blob=publicationFile&v=18 (дата обращения: 3.05.2018)

2 Zukunftsoffensive Gigabit-Deutschland. Offensive der Netzallianz zum Ausbau gigabitfähiger konvergenter Netze bis 2025 7.03.2017. URL: http://www.bmvi.de/SharedDocs/DE/Publikationen/DG/netzallianz-digitales-deutschland.pdf? blob=publicationFile (дата обращения: 3.05.2018)

3Total number of mobile broadband subscriptions, by country, millions, June 2017. OECD Broadband statistics. URL: http://oe.cd/broadband (дата обращения: 3.05.2018)

4 IMD WORLD DIGITAL COMPETITIVENESS RANKING 2017, IMD World Competitiveness Center, P.89

5 Bericht über den Stand der Digitalisierung in Europa 2017 - Länderprofil Deutschland. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/scoreboard/germany (дата обращения: 3.05.2018)

6 Innovationsindikator 2017, Bundesverband der Deutschen Industrie e. V. (BDI), Berlin, Juni 2017. URL: http://www.innovationsindikator.de/fileadmin/2017/PDF/Innovationsindikator 2017.pdf (дата обращения: 3.05.2018)

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2

Планы новой коалиции

7 февраля 2018 г. был опубликован новый коалиционный договор, о содержании которого наконец договорились между собой члены очередной большой коалиции - ХДС, ХСС и СДПГ. «Мы организуем цифровую трансформацию экономики, труда и общества таким образом, чтобы выгоду от этого получили все. Мы делаем ставку на инновации и хотим превратить технический прогресс в социальный», - в договоре вновь много планов и обещаний, но мало конкретики; в документе 290 раз упоминаются слова «цифровой» и «дигитализа-ция», однако, как и прежде, отсутствует комплексное видение этого процесса в Германии.

Большая коалиция заявила о намерении реализовать «Цифровой пакт для школ»1 и выделить для этих целей 5 млрд евро в течение пяти лет, из них 3,5 млрд в текущем легисла-турном периоде. Однако если исходить из оценок Bertelsmann Stiftung , в этом случае средств уже недостаточно, а земли и коммуны должны будут дополнительно выделять как минимум 1,8 млрд евро в год. Опубликованное в январе 2018 г. заключение Экспертной комиссии по исследованиям и инновациям (EFI) подтвердило эти опасения, порекомендовав максимально интенсифицировать процесс дигитализации школ и учесть означенные расходы в бюджете в качестве приоритетных3.

В коалиционном договоре зафиксирована цель к 2025 г. увеличить расходы на НИОКР до 3,5% ВВП. Несомненно, это стало бы важным шагом для инновационно ориентированной Германии. За минувшее десятилетие этот показатель возрос с 2,44% (2007) до 2,94% (2016)4, что уже позволяет усомниться в достижимости поставленной цели. Вклад федерального бюджета в этот процесс по оценкам нового правительства составит 2 млрд. евро.

Поставлена цель создания ориентированного на граждан и бизнес современного «цифрового правительства»: единый портал должен обеспечить доступ ко всему спектру государственных услуг, на воплощение соответствующего закона будет выделено 500 млн евро. Напомним, что Германии предстоит компенсировать колоссальное отставание и многолетнее отсутствие динамики в этом направлении.

Коалиционный договор призывает к проверке всех существующих и будущих законов на соответствие целям цифровизации и их последующей адаптации. Вопрос дигитализации

1 DigitalPakt Schule von Bund und Ländern. Gemeinsame Erklärung. URL:

https://www.dstgb.de/dstgb/Homepage/Aktuelles/2017/DStGB%20zu%20den%20Eckpunkten%20der%20Bund-L%C3%A4nder%20Vereinbarung%20%E2%80%9EDigitalPaktSchule%E2%80%9C/Ergebnis Eckpunkte StAG 230517.pdf (дата обращения: 3.05.2018)

2 Andreas Breiter, Anja Zeising und Björn Eric Stolpmann IT-Ausstattung an Schulen: Kommunen brauchen Unterstützung für milliardenschwere Daueraufgabe, Bertelsmann Stiftung, November 2017

3 EFI - Expertenkommission Forschung und Innovation (2018): Gutachten zu Forschung, Innovation und technologischer Leistungsfähigkeit Deutschlands 2018, Berlin: EFI. S.15. URL: https://www.e-fi.de/fileadmin/Gutachten 2018/EFI Gutachten 2018.pdf (дата обращения: 3.05.2018)

4 Research and development expenditure (% of GDP).United Nations Educational, Scientific, and Cultural Organization tion ( UNESCO ) Institute for Statistics.

URL:https://data.worldbank.org/indicator/GB.XPD.RSDV.GD.ZS?locations=DE (дата обращения: 3.05.2018)

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2

так или иначе затрагивается в каждом из тематических разделов документа, в том числе в главах, посвященных единой Европе: коалиция высказывает намерение отказаться от одностороннего национального регулирования и приложить все усилия к унификации европейских правил цифровой экономики, что позволит создать единую европейскую цифровую бизнес-модель и превратить свободу информации в пятое измерение свободы единого европейского рынка.1

Стоимость реализации первостепенной декларируемой задачи повсеместного обеспечения территории страны гигабитными сетями к 2025 г. в текущем легислатурном периоде оценивается в 10-12 млрд евро, при этом предполагается, что инфраструктура будет полностью обновлена, и волоконно-оптический кабель будет проведен «в каждый регион и, по возможности, в каждый дом». Подчеркивается ведущая роль внедрения стандарта мобильной связи 5 G и развертывания открытых WLAN-сетей в общественных местах. В качестве единственного определенного источника финансирования указаны доходы, которые будут получены от аукционов на частоты для строительства 5G-сетей и сформируют некие инвестиционные фонды,2 однако неясно, готовы ли будут телекоммуникационные компании потратить такие средства. В документе говорится о намерениях коалиции «финансировать германские идеи за счет германского капитала», «привлекать частный капитал и институциональных инвесторов к инвестированию в стартапы», а также о создании совместно с германской промышленностью «большого национального цифрового фонда», однако никаких фактических подробностей о функционировании такого фонда договор не содержит.

Кроме того, следует отметить, что воплощение целей, провозглашенных в коалиционном договоре, в большинстве случаев планируется к 2025 г., тогда как легислатура действующего кабинета закончится в 2021 г., и за завершение их реализации он нести ответственность уже не сможет.

Представители всех причастных германских индустриальных отраслевых союзов и объединений предпринимателей, среди которых Союз немецких машиностроителей и Объединение торгово-промышленных палат Германии, Федерального союза германских старта-пов, Федерального объединения информационной экономики, телекоммуникации и новых медиа (Bitkom), Федеральный союз широкополосной коммуникации (Breko) и др. практически одинаково оценили «цифровое» содержание нового коалиционного договора: в целом одобрили намерения правительства, но вновь усмотрели в коалиционном договоре недостаток конкретики и констатировали, что прорыв в цифровую эру эта коалиция вряд ли обеспечит. Цели будущего вновь предполагается достичь, используя правила и рамочные условия прошлого, а кроме того, не предусмотрено их достаточного финансирования.

Немецкий бизнес однозначно негативно отреагировал на то, что договор по-прежнему не предусматривает создания профильного министерства или должности специального координатора в федеральном правительстве, в связи с чем встает вопрос, кто и каким образом бу-

1 Ein neuer Aufbruch für Europa. Eine neue Dynamik für Deutschland. Ein neuer Zusammenhalt für unser Land. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD. Berlin, 7. Februar 2018, S.48

2 Ibid, S.67-68

3 Ibid., S.42

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2

дет реализовывать планы, зафиксированные в договоре. В предвыборной программе партий-сестер значилось обязательство создать позицию государственного министра по цифровым вопросам в Ведомстве федерального канцлера (которое было воплощено); социал-демократы ратовали за создание отдельного министерства. Однако новый кабинет не увидел необходимости в создании «цифрового» министерства, в то время как ее отчетливо осознают представители заинтересованных кругов общества и отраслевых объединений стартапов и электронного бизнеса. Уже 13 февраля 2018 г. они создали петицию с требованием к председателям партий более ответственно отнестись к процессу дигитализации, выполнить данные ранее обещания и назначить «цифрового» министра1. Низкая результативность воплощения планов федерального правительства в области дигитализации во многом объясняется неразберихой в распределении полномочий в данной сфере. Федеральное министерство экономики и энергетики - среди множества прочих вопросов - отвечает за дигитализацию промышленности, цифровые платформы и сетевизацию экономики, Министерство внутренних дел занимается политикой в области информационных технологий, 1Т- и кибербезопасностью, Министерство транспорта ответственно за цифровую инфраструктуру, а Министерство образования и науки - за цифровое образование и проблемы информационного общества. В общей сложности вопросами цифровизации занимаются 244 команды в 76 подразделениях 14 министерств. С одной стороны, такое состояние вещей демонстрирует, что дигитализация действительно проникает во все сферы общественной и экономической жизни, с другой - указывает на недостаток скоординированности действий федерального правительства и готовности брать на себя ответственность. Коалиционный договор предусматривает лишь созыв т.н. Цифрового совета - совещательного органа представителей политики, экономики, профсоюзов и экспертов по вопросам дигитализации.

Перспективы воплощения и нерешенные задачи

Важным дополнением к планам правительства, изложенным в документе, стало сделанное в начале марта заявление нового главы Ведомства федерального канцлера Хельге Брауна (ХДС), в сферу ответственности которого входят, в том числе, вопросы дигитализа-ции. Он объявил об отказе от прежней и уже не выполненной цели министра Добриндта (50 Мбит/с в 2018 г.) и государственного финансирования векторинга и полной переориентации на стимулирование исключительно волоконно-оптических сетей.

14 марта в должность вступила государственный министр по делам дигитализации при Ведомстве федерального канцлера Доротея Бэр (ХСС). Она также придерживается позиции, что ускорение процессов дигитализации в Германии требует создания единого профильного министерства, или, по крайней мере, синхронизации деятельности всех министерств, и заявляет, что дигитализация должна стать «темой номер один для всех политиков,

1 Gesucht: Digitalminister (m/w). Wir fordern die Parteivorsitzenden von CDU, CSU und SPD auf eine/n Digitalminister/in zu ernennen. URL: https://digitalministerium.org/ (дата обращения: 3.05.2018)

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2

граждан и компаний». 1 Бэр утверждает, что государство должно стать флагманом дигитали-зации, а все органы власти следует объединить в единую сеть, что наконец избавило бы граждан и бизнес, в особенности стартапы, от бремени десятков бюрократических процедур и заполнения множества бумажных форм. В апреле она заявила, что уже к 2021 г. хочет открыть доступ ко всем государственным услугам через единый электронный портал для граждан ФРГ. По утверждению ее шефа Х.Брауна, такой портал должен начать работу уже в текущем году. Кроме того, она выступает за углубление дигитализации школьного образования и критикует устаревшее германское регулирование защиты персональных данных («как в 18 в.»).

За два месяца пребывания в должности Д.Бэр сделала много громких заявлений, полных патетики и звучных образов, которые вновь скорее напоминают лозунги, чем практические решения. Примечательно, что в предшествующем кабинете Бэр занимала пост заместителя министра транспорта и дигитальной инфраструктуры, показавшего себя столь малоэффективным в воплощении цифровой повестки. Поэтому одно из ее заявлений о том, что цель обеспечить повсеместный доступ к интернету на скорости 50 Мбит/с «почти достигнута», заставляет усомниться в том, можно ли верить новым обещаниям государственного министра: во-первых, очевидно, что ее утверждение не соответствует действительности, во-вторых, известно, что именно Федеральное министерство транспорта во многом ответственно за невыполнение ранее поставленных задач.

В конце апреля в Ведомстве федерального канцлера было создано новое подразделение политического планирования, инноваций и цифровой политики, которое возглавила ближайший помощник А.Меркель Ева Кристиансен (ХДС); она будет подчиняться Х.Брауну и фактически составит конкуренцию баварскому госминистру Бэр. Кроме того, было объявлено о создании правительственного комитета по дигитализации, который объединит всех федеральных министров под председательством самой Меркель. Это делает дигитализацию полем для обострения внутриполитической борьбы и, тем самым, еще больше снижает шансы на скоординированную и эффективную работу в этом направлении.

Очевидно, что дигитализация, как и другие приоритетные германские экономические (но излишне политизированные) проекты (Energiewende, Industrie 4.0), требует не только формулирования правильных целей, но и их последовательного и согласованного воплощения, политической воли и ответственности.

В первую очередь, речь идет о своевременном создании адекватной инфраструктуры (хроническое отставание от планов строительства сетей наблюдается и в сфере возобновляемой энергетики). К 2017 г. федеральное правительство выделило на создание широкополосных сетей 4,4 млрд евро2, теперь готово предоставить еще 10-12 из требующихся 80 млрд.

1 So will Dorothee Bär Deutschland digitalisieren. FAZ 6.03.2018 URL:

http://www.faz.net/aktueU/politik/inland/dorothee-baer-plaene-zu-digitalisierung-und-datenschutz-15479880.html (дата обращения: 3.05.2018)

2 Schlaglichter der Wirtschaftspolitik. Monatsbericht Februar 2018. Bundesministerium für Wirtschaft

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2

Основная часть капиталовложений, таким образом, должна исходить от частных инвесторов, для которых должны быть созданы стимулы. Вместе с тем, любые государственные программы поддержки должны соблюдать принципы технологической нейтральности и сетевого нейтралитета. Кроме того, необходимо достичь большей согласованности сетевых стратегий федерального, земельного и коммунального уровня.

Пересмотр компетенций и объединение усилий трех уровней власти также требуется в сфере дигитализации образования. Это касается как школ, так и университетов, причем речь идет не только о финансировании инфраструктуры, но и об обновлении учебных планов и переподготовке учителей и преподавателей. Образование, наряду с повышением квалификации, призвано обеспечить занятых новыми базисными компетенциями, например, кроссдис-циплинарными навыками. Кроме того, вклад правительства должен состоять в более активной адаптации трудового законодательства и системы социального обеспечения к цифрови-зации экономики и трудовых отношений, появлению новых форм занятости.

От государства ожидают поддержки малого и среднего бизнеса и особенно инновационных стартапов, например, через создание налоговых стимулов для рискового капитала. Однако в соответствии с задачами, отведенными государству в германской модели социального рыночного хозяйства, первоочередным шагом является подготовка рамочных условий и конкурентного порядка для адаптации всех акторов к структурным изменениям, в данном случае речь идет о сетевизации и переходу к платформенной экономике. Речь также идет о сохранении и укреплении международных конкурентных позиций: федеральное правительство должно обеспечить германскому бизнесу компетентную и всестороннюю поддержку в процессе цифровой трансформации в стремлении в кратчайшие сроки компенсировать отставание от основных конкурентов. (Так, на прошедшей в апреле Ганноверской промышленной ярмарке канцлер А. Меркель заявила о намерении Германии конкурировать с Китаем за мировое лидерство в области искусственного интеллекта, добавив, что это потребует дополнительных инвестиций и помощи бизнесу со стороны государства). 1

Наконец, требуется более активная информационная поддержка процесса, организация широкой общественной дискуссии с целью глобального изменения скептического отношения к цифровизации. Повысить интерес и понимание со стороны общества и бизнеса возможно, в том числе, с помощью создания качественного электронного правительства и модернизации системы информационной безопасности.

und Energie (BMWi), Berlin, 7.Februar 2018, S.15 URL:

http://www.bmwi.de/Redaktion/DE/Publikationen/Schlaglichter-der-Wirtschaftspolitik/schlaglichter-der-wirtschaftspolitik-02-2018.pdf? blob=publicationFile&v=26 (дата обращения: 3.05.2018)

1 Rede von Bundeskanzlerin Merkel zur Eröffnung der Hannover Messe am 22. April 2018. URL: https://www.bundeskanzlerin.de/Content/DE/Rede/2018/04/2018-04-22-rede-merkel-hannovermesse.html (дата обращения: 3.05.2018)

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2

Список литературы/ References

Andreas Breiter, Anja Zeising und Björn Eric Stolpmann IT-Ausstattung an Schulen: Kommunen brauchen Unterstützung für milliardenschwere Daueraufgabe, Bertelsmann Stiftung, November 2017

Bericht über den Stand der Digitalisierung in Europa 2017 - Länderprofil Deutschland. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/scoreboard/germany (дата обращения: 3.05.2018)

Deutschlands Zukunft gestalten Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD 18. Legislaturperiode. URL: https://www.bundesregierung.de/Content/DE/_Anlagen/2013/2013-12-17-

koalitionsvertrag.pdf;jsessionid=5705F7FF54514950C04605BD853F09A6.s4t2?_blob=publicatio

nFile&v=3 (дата обращения: 3.05.2018)

Digitale Agenda 2014 - 2017, Bundesministerium für Wirtschaft und Energie, Bundesministerium des Innern, Bundesministerium für Verkehr und digitale Infrastruktur, August 2014. URL: https://www.digitale-agenda.de/Content/DE/_Anlagen/2014/08/2014-08-20-digitale-

agenda.pdf;jsessionid=481E078EB51F8C539D855635E0FBA3E4.s3t2?_blob=publicationFile&v

=6 (дата обращения: 3.05.2018)

Digitale Strategie 2025, Bundesministerium für Wirtschaft und Energie (BMWi), Berlin, März 2016. URL: http://www.bmwi.de/Redaktion/DE/Publikationen/Digitale-Welt/digitale-strategie-2025.pdf?_blob=publicationFile&v=18 (дата обращения: 3.05.2018)

DigitalPakt Schule von Bund und Ländern. Gemeinsame Erklärung. URL: https://www.dstgb.de/dstgb/Homepage/Aktuelles/2017/DStGB%20zu%20den%20Eckpunkten%20 der%20Bund-

L%C3%A4nder%20Vereinbarung%20%E2%80%9EDigitalPaktSchule%E2%80%9C/Ergebnis_Ec kpunkte_St-AG_230517.pdf (дата обращения: 3.05.2018)

EFI - Expertenkommission Forschung und Innovation (2018): Gutachten zu Forschung, Innovation und technologischer Leistungsfähigkeit Deutschlands 2018, Berlin: EFI. S.15. URL: https://www.e-fi.de/fileadmin/Gutachten_2018/EFI_Gutachten_2018.pdf (дата обращения: 3.05.2018)

Ein neuer Aufbruch für Europa. Eine neue Dynamik für Deutschland. Ein neuer Zusammenhalt für unser Land. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD. Berlin, 7. Februar 2018, S.48

Gesucht: Digitalminister (m/w). Wir fordern die Parteivorsitzenden von CDU, CSU und SPD auf eine/n Digitalminister/in zu ernennen. URL: https://digitalministerium.org/ (дата обращения: 3.05.2018)

IKT-Strategie der Bundesregierung „Deutschland Digital 2015", Bundesministerium für Wirtschaft und Technologie (BMWi), Berlin, November 2010. URL: https://www.dstgb.de/dstgb/Homepage/Schwerpunkte/Breitbandinfrastruktur/Archiv/%22Deutschla nd%20Digital%202015%22/Digital%20Strategie%202015.pdf (дата обращения: 3.05.2018)

IMD WORLD DIGITAL COMPETITIVENESS RANKING 2017, IMD World Competitiveness Center, P.89

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2

Innovationsindikator 2017, Bundesverband der Deutschen Industrie e. V. (BDI), Berlin, Juni 2017. URL:

http://www.innovationsindikator.de/fileadmin/2017/PDF/Innovationsindikator_2017.pdf (дата обращения: 3.05.2018)

Rede von Bundeskanzlerin Merkel zur Eröffnung der Hannover Messe am 22. April 2018. URL: https://www.bundeskanzlerin.de/Content/DE/Rede/2018/04/2018-04-22-rede-merkel-

hannovermesse.html (дата обращения: 3.05.2018)

Research and development expenditure (% of GDP). United Nations Educational, Scientific, and Cultural Organization ( UNESCO ) Institute for Statistics. URL:https://data.worldbank.org/indicator/GB.XPD.RSDV.GD.ZS?locations=DE (дата обращения: 3.05.2018)

Schlaglichter der Wirtschaftspolitik. Monatsbericht Februar 2018. Bundesministerium für Wirtschaft und Energie (BMWi), Berlin, 7.Februar 2018, S.15 URL: http://www.bmwi.de/Redaktion/DE/Publikationen/Schlaglichter-der-

Wirtschaftspolitikyschlaglichter-der-wirtschaftspolitik-02-2018.pdf?_blob=publicationFile&v=26

(дата обращения: 3.05.2018)

So will Dorothee Bär Deutschland digitalisieren. FAZ 6.03.2018 URL: http://www.faz.net/aktuell/politik/inland/dorothee-baer-plaene-zu-digitalisierung-und-datenschutz-15479880.html (дата обращения: 3.05.2018)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Total number of mobile broadband subscriptions, by country, millions, June 2017. OECD Broadband statistics. URL: http://oe.cd/broadband (дата обращения: 3.05.2018)

Zukunftsoffensive Gigabit-Deutschland. Offensive der Netzallianz zum Ausbau gigabitfähiger konvergenter Netze bis 2025 7.03.2017. URL: http://www.bmvi.de/SharedDocs/DE/Publikationen/DG/netzallianz-digitales-deutschland.pdf?_blob=publicationFile (дата обращения: 3.05.2018)

Digital Goals of the Grand Coalition

Author. Nataliya V. Supyan PhD, Associate Professor, Department of World Economy, Faculty of World Economy and International Affairs, National Research University Higher School of Economics. Senior Researcher, Center for German studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 17/1 Malaya Ordynka Str., Moscow, 119017, Russia. Е-mail: nsupyan@hse.ru

Abstract. Germany is setting ambitious goals on its way to digital transformation, yet new framework conditions and sticking to the strategies are required. The country drops behind the international rivals and can't keep up with its own plans so far. The aim of this article is to analyze the digital agenda of the new cabinet and assess the prospects of its realization.

Key words: Germany, digital transformation, digitalisation, grand coalition, coalition treaty.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran2201824

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.