АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ ИЕ РАИ
УДК 339.9 Владислав БЕЛОВ
ЦИФРОВАЯ ПОВЕСТКА РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ
Аннотация. В хозяйственно-политических процессах современных национальных экономик с каждым годом всё большую роль играют процессы дигитализации. От успехов цифровой трансформации зависит их международная конкурентоспособность в средне- и долгосрочной перспективе. В полной мере это относится к народным хозяйствам ФРГ и России, которые проводят активную политику по поддержке цифровизации промышленности и сферы услуг. У Германии в этом направлении накоплен больший опыт по сравнению с РФ. При этом по основным инновационным показателям оба государства отстают от мировых лидеров. Одним из путей решения этой проблемы может стать развитие российско-германского взаимодействия в области цифровизации, которое существенно уступает диги-тальной кооперации Федеративной Республики с другими странами, в том числе с Китаем. Автор рассматривает вопросы имеющегося потенциала и перспективы развития двустороннего сотрудничества в этой сфере.
Ключевые слова: Россия, Германия, цифровая трансформация, дигитализация, Индустрия 4.0, умная фабрика, цифровое предприятие, промышленный интернет вещей, российско-немецкая хозяйственная кооперация.
Рамочные условия для дигитализации в РФ и ФРГ
Цифровизация экономики - одна из самых актуальных тем в хозяйственно-политическом дискурсе Германии и России. ФРГ занимается этой темой с середины нулевых годов - начало было положено внедрением инновационного государственно-частного партнёрства в рамках стратегии "Высокие технологии". В конце 2013 г. правительство Большой коалиции в качестве одного из новых направлений своей деятельности определило "Цифровую повестку дня 2014-2017", в которой определило основные принципы взаимодействия государственных ведомств, предпринимателей, профсоюзов, науки и общества в сфере дигитализации экономики. Правительство ХДС/ХСС и СДПГ решило обеспечить условия для тесного взаимодействия информационно-коммуникационного сектора и традиционных отраслей производства, своевременного отслеживания новых форм цифровой жизни, эффек-
© Белов Владислав Борисович - к.э.н., заместитель директора по научной работе Института Европы РАИ, заведующий отделом страновых исследований, руководитель Центра германских исследований ИЕ РАИ. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope22018120128
тивного взаимодействия бизнеса, тарифных партнёров, гражданского общества и науки. Для практической реализации было создано новое Федеральное министерство транспорта и цифровой инфраструктуры. Для стимулирования использования цифровых технологий вместе с Федеральным министерством образования и научных исследований и Федеральным министерством экономики и энергетики новое ведомство разработало "Информационную и коммуникационную технологическую стратегию", предусматривающую расширение необходимой инфраструктуры, ускоренное развитие новых цифровых технологий, в том числе поддержку их повсеместного внедрения в производство, а также обеспечение кибербезопасности и защиту от промышленного шпионажа [Германия. 2014, 2015]. В марте 2016 г. Федеральное министерство и энергетики уточнило цели дигитализации, опубликовав "Цифровую стратегию 2025" [Digitale Strategie, 2016]. В июне 2017 г. состоялся первый общегерманский саммит по дигитализации, собравший более тысячи предпринимателей, политиков, представителей профсоюзов и науки.
Основой новой цифровой политики стала стратегия "Индустрия 4.0", призванная дать ответы на вызовы грядущей Четвёртой промышленной революции - ещё в 2011 г. представители делового, научного и политического сообщества Германии первыми в мире обосновали её причины, сформулировали содержание, а затем выдвинули концепцию своевременной адаптации немецкой промышленности к грядущим инновационным и технологическим вызовам. Государственные структуры наполнили её конкретным содержанием, среди прочего разработав комплекс мер по поддержке бизнеса, в первую очередь малого и среднего. Была создана специальная сетевая коммуникационная платформа Plattform Industrie 4.0, объединившая представителей государства, бизнеса, науки и образования [Белов, 2016]1.
Новое коалиционное правительство Германии в новом 19-м легислатурном периоде планирует продолжить масштабное цифровое наступление [Ein neuer Aufbruch, 2018].
Россия приняла программу "Цифровая экономика РФ" в середине 2017 г. [Программа, 2017]. Она стала следствием выполнения послания президента В.В. Путина Федеральному собранию в декабре 2016 г. Разработанный правительством РФ документ предусматривает комплекс мер в области рынков и отраслей (умный город, государственное управление, цифровое здравоохранение, образование), платформ и технологий (НИОКР), рамочных условий (законодательная и регуляторная среда, кадры), системы управления (информационные инфраструктура и безопасность). Во многом её положения совпадают с немецким подходом. Определены пять базовых направлений развития цифровой экономики в России на период до 2024 г.: "Нормативное регулирование", "Кадры и образование", "Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов", "Информационная инфраструктура" и "Информационная безопасность". Предложены и утверждены дорожные карты с перечнем ответственных министерств, центров компетенций и руководителей рабочих групп.
1 Многие партнёры (они же конкуренты) Германии последовали её примеру и приняли аналогичные программы по дигитализации промышленности. Всего в Евросоюзе насчитывается более 30 похожих национальных инициатив, а Еврокомиссия при поддержке Германии предложила собственную стратегию Digitizing European Industry. США последовали примеру немецких партнёров и создали Industrial Internet Consortium, Китай принял госпрограммы Made in China 2025 и Internet Plus. Свои государственные программы разработали Япония и Южная Корея.
Современная Европа, 2018, №2
В конце 2017 г. ведущие российские компании основали специальную автономную некоммерческую организацию "Цифровая экономика". Её основная задача -координация в рамках госпрограммы деятельности бизнеса, научного сообщества и общественных объединений. Другими словами, российское государство отвело ключевую роль в цифровой трансформации бизнесу. Предпринимательское сообщество ещё в конце августа 2015 г. создало "Национальный консорциум промышленного интернета", а затем и Национальную ассоциацию участников рынка промышленного интернета (НАПИ). В декабре 2016 г. была зарегистрирована Ассоциация участников рынка интернета вещей, основанная ФРИИ и МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Несмотря на успехи в сфере цифровизации, немецкое и российское государства с точки зрения экономических и инновационных результатов использования цифровых технологий и готовности к переходу к цифровой экономике отстают от стран-лидеров в этой сфере (Финляндия, Швейцария, Швеция, Израиль, Сингапур, США и др.). Примечательно, что Россия опережает Евросоюз, в том числе Германию, по доступности широкополосной связи. Лучшие позиции у нашей страны и в отношении человеческого капитала. При этом у каждой из наших стран есть свои сравнительные преимущества, которые можно было бы объединить. Поэтому важной и многообещающей для РФ и ФРГ может стать масштабная двусторонняя кооперация в области цифровой трансформации. Германия достаточно далеко продвинулась в направлении международного сотрудничества с другими странами, в первую очередь в рамках стратегии "Индустрия 4.0". Здесь её основными партнёрами являются Китай, США, Франция, Япония, Южная Корея и Израиль [Германия. 2016, 2017].
Вехи цифрового сотрудничества России и Германии
Взаимодействие ФРГ и РФ в сфере цифровизации находится в самом начале. Практические примеры пока немногочисленны.
В июне 2016 г. на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) ОАО "Российские железные дороги" и компания "Сименс" заключили стратегический Меморандум о сотрудничестве сроком на пять лет, в рамках которого договорились развивать сотрудничество в области цифровых технологий, железнодорожной автоматики и телемеханики.
Тогда же на ПМЭФ была организована панельная сессия, на которой российские и немецкие представители при участии комиссара Евросоюза Г. Эттингер и замминистра промышленности и торговли РФ А. Морозов обсудили возможности цифровой трансформации, в первую очередь в контексте дигитализации промышленности. Обсуждение продолжилось в конце апреля 2017 г. в рамках традиционной промышленной Ганноверской ярмарки - тема дискуссии была обозначена как "Россия - Германия: цифровая экономика и индустрия 4.0. Возможности для бизнеса". Основное внимание эксперты уделили вопросам идентификации российского и германского рынков цифровой экономики и поиска моделей взаимодействия предпринимателей в этой сфере.
Одним из результатов этого мероприятия стало подписание в начале июня 2017 г. Восточным комитетом немецкой экономики в рамках очередного ПМЭФ соглашения с РСПП о создании совместной платформы по обмену ноу-хау и обсуждению германо-российских кооперационных проектов в области цифровизации, а также по созданию демонстрационного Центра немецкой экономики по вопросам дигитализации. Среди прочего договорённости касались внедрения на российских
предприятиях концепции "Цифровое предприятие" и создания цифровых энергетических систем, включая технологии Smart Grid.
Важные "цифровые" соглашения на этом же форуме были достигнуты на предпринимательском уровне: КамАЗ и Siemens AG договорились использовать ключевые инновационные решения стратегии "Индустрия 4.0". Оборудование российского автопроизводиетеля будет модернизироваться в рамках программ "Цифровое производство" и "Умная фабрика".
В июле 2017 г. на международной выставке "ИННОПРОМ" в Екатеринбурге Российско-Германская внешнеторговая палата и Союз машиностроителей Германии (VDMA) провели круглый стол "Цифровизация промышленности: немецкий опыт", на котором обсудили перспективы взаимодействия предприятий ФРГ и РФ в области применения немецких разработок в таких сферах, как промышленный интернет вещей, анализ больших данных, цифровые двойники и интеллектуальный прогноз технического состояния производственных мощностей в контексте их внедрения в российских отраслях.
Вопросы дигитализации на саммитах "двадцатки " в Китае и Германии
Важным для развития двустороннего сотрудничества стало активное участие России в мероприятиях последнего саммита G20 в 2017 г., председателем которой была Германия. Впервые на такой встрече была организована специальная встреча министров по цифровым технологиям, которая прошла в апреле в Дюссельдорфе [G20-Treffen der Digitalminister]. Основные достижения наших стран (как и других государств - участников саммита), а также стоящие перед ними задачи в сфере дигитализации изложены в заключительном документе, подготовленном по итогам этой встречи и опубликованном в конце ноября 2017 г. [First steps, 2017].
Документ во многом учитывает принятый 5 сентября 2016 г. в китайском Хан-чжоу1 План действий членов "Группы двадцати" в связи с Новой индустриальной революцией [План действий]. При этом отдельного внимания стратегии "Индустрия 4.0", в рамках которой ФРГ по праву считает себя неформальным мировым лидером, во время дискуссий на обоих саммитах уделено не было.
Накануне основной встречи в Гамбурге, в начале июля 2017 г., президент РФ В.В. Путин опубликовал статью в немецкой газете "Хандельсблатт", где обратил внимание на то, что благодаря Китаю и Германии G20 стала уделять "больше внимания цифровой экономике как одному из источников роста и новому фактору глобального управления" [Статья Владимира Путина, 2017]. В этом контексте, с его точки зрения, особенно важны информационная безопасность, свобода доступа к коммуникационным технологиям, включая сеть интернет, а также защита прав человека в информационном пространстве, включая вопросы цифровой грамотности - ключевого элемента защиты прав потребителей в электронной коммерции. Российский лидер сделал достаточно чёткое и ясное послание немецкому политическому и экономическому истеблишменту в сфере дигитализации - Россия готова к далеко идущему и взаимовыгодному сотрудничеству.
1 В Ханчжоу была учреждена целевая группа в20 по цифровой экономике. Она отвечает за реализацию Инициативы в20 по инновационному росту и её согласование с инициативой по развитию и сотрудничеству в области цифровой экономики в20 и планом действий Новой промышленной революции в20.
Немецкие компании - лидеры цифровой кооперации с Россией
Немецкие компании в области цифровой кооперации проявляют наибольшую активность среди иностранных участников российского рынка.
ПАО "КамАЗ" и российское подразделение компании KUKA Robotics RUS в сентябре 2017 г. подписали соглашение о стратегическом партнерстве, предусматривающее автоматизацию и модернизацию производственных мощностей завода, прямые комплексные поставки промышленных роботов, а также открытие центра по сервисному обслуживанию и центров обучения специалистов по работе с робототехникой. На предприятии на всех этапах производства внедряются технологии на базе концепции "Индустрия 4.0", в том числе цифровые сети, гибкие производственные системы и современные бизнес-модели. Поставляемые роботы способны удовлетворить все потребности КамАЗа в роботизированных решениях, включая сварку, механическую обработку, окраску, сборку, транспортировку, палетирова-ние и контрольно-измерительные операции. Их использование предусмотрено в ряде новых крупных проектах российского концерна, в том числе на заводе по производству каркасов кабин для грузовиков поколения К5, который он строит совместно с немецким партнёром компанией "Даймлер".
Концерн "Байер" вместе с Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ) с начала 2017 г. реализует проект совместного акселератора Grants4Apps в сфере автоматизации сельского хозяйства. Среди его особенностей - возможность доступа российских стартапов к высокопрофессиональной экспертизе, ноу-хау в области внедрения цифровых аграрных технологий (digital farming), а также в международную инновационную экосистему немецкой компании. Ранее партнёры реализовали похожий проект в области цифрового здравоохранения (digital health).
В цифровой кооперации активно участвуют российские дочки немецких компаний SAP и Bosch.
Бесспорным "цифровым" лидером среди германского бизнес-сообщества в России является Siemens AG. Помимо двух подразделений головной дочерней компании в РФ ООО "Сименс" (Департамент по цифровому производству1 и Департамент по непрерывному производству и приводам) вопросами дигитализации также занимается ещё одна его российская дочка Siemens PLM Software. В качестве основной цели цифрового сотрудничества немецкий партнёр заявляет модернизацию ключевых отраслей отечественной экономики и инфраструктуры, а также повышение производительности и конкурентоспособности российских клиентов на внутренних и внешних рынках. Упомянутое выше соглашение о цифровой кооперации с КамАЗом, подписанное на ПМЭФ, один из многих примеров.
1 Предлагает российским клиентам услуги по комплексной интеграции данных, поступающих от разработчиков, производителей и поставщиков, что позволяет обеспечить цифровую визуализацию всей цепочки создания стоимости. Соответствующая платформа называется "Цифровое предприятие" (Digital Enterprise). Под этим термином специалисты "Сименс" понимают совокупность инструментов для реализации условного предприятия будущего - "умная фабрика" (Smart Factory). Платформа позволяет связать различные стадии производственного процесса и жизненного цикла изделия (например, с помощью концепции комплексной автоматизации - Totally Integrated Automation) с учётом индивидуальных потребностей заказчиков в самых разных отраслях промышленности. На такой умной фабрике преимущества массового производства должны сочетаться с возможностями индивидуального изготовления продукции за счёт автоматической оптимизации производства с минимальными затратами.
Современная Европа, 2018, №2
В феврале 2017 г. на базе моторвагонного депо "Подмосковная", где осуществляется диагностика и сервисное обслуживание электропоездов "Ласточка", концерн вместе с РЖД в рамках упомянутого стратегического меморандума создал Центр обработки и анализа данных, получаемых при эксплуатации подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры. Новая структура, отвечающая мировому уровню, стала частью осуществляемого РЖД проекта "Цифровая железная дорога". В феврале 2018 г. немецкий концерн заключил договор с российской группой компаний "ОТЭКО", в соответствии с которым создаётся Цифровой станционный комплекс системы автоматизированного роспуска железнодорожных составов на сортировочной горке станции "Панагия" (Краснодарский край). "Сименс" установит оборудование для цифровизации и автоматизации управления перевозочным процессом, что обеспечит более высокую скорость переработки грузопотока и безопасность работы железнодорожной инфраструктуры.
"Лаборатория Касперского" и "Сименс" провели совместное тестирование отечественной платформы Kaspersky Industrial Cyber Security (KICS) и немецкой SCADA-системы SIMATIC WinCC Open Architecture (WinCC OA). В декабре 2017 г. оно подтвердило совместимость их последних версий и возможность совместного использования в промышленных приложениях на российском рынке. Обе платформы обеспечивают кибербезопасность при эксплуатации систем промышленной автоматизации. В том же году "Сименс" совместно с Минпромторгом РФ начал практическую реализацию программы создания единого цифрового пространства российской промышленности, направленной на комплексное внедрение цифровых технологий на всех этапах и уровнях промышленного производства.
Компания активно сотрудничает в области цифровизации с Санкт-Петербургским госуниверситетом, Уральским федеральным университетом, Немецко-русским институтом современных технологий в Казани и Санкт-Петербургским государственном политехническом университетом Петра Великого, в котором создана совместная лаборатория "Промышленные системы искусственного интеллекта"1. В январе 2018 г. в присутствии министра энергетики РФ A.B. Новака совместно с Московским энергетическим институтом она открыла лабораторию цифровой энергетики "Сименс - МЭИ". По сути это информационный класс, оснащенный современными компьютерами и симулятором парогазовой установки с оригинальным немецким оборудованием.
Перспективы российско-германской кооперации в сфере цифровизации
На двустороннем уровне в области цифровизации приоритетной для Германии является кооперация с Францией, США и Японией. В последние три года существенно продвинулось вперёд институциональное сотрудничество с Китаем, особенно в рамках стратегии "Индустрия 4.0". На наш взгляд, в силу специфики целе-полагания и поведения китайского партнёра ФРГ вряд ли сможет получить от него такой положительный эффект как от кооперации с Россией.
1 Лаборатория занимается решением актуальных задач для нужд российской промышленности с использованием реальных данных. С помощью искусственного интеллекта ведётся мониторинг и диагностика промышленных систем и аппаратов. Полученные результаты применяются в высокотехнологичных областях, таких как нефтегазовый комплекс, городская инфраструктура, производство электроэнергии.
Продвинутого взаимодействия на уровне российских и немецких министерств пока нет. В этом отношении важным стало 36-е заседание российско-германской рабочей группы по стратегическому сотрудничеству в области экономики и финансов в сентябре 2017 г. в Берлине. В ходе его проведения заместитель министра экономического развития РФ А. Груздев и статс-секретарь министерства экономики и энергетики ФРГ М. Махниг договорились об активизации взаимодействия в сфере цифровизации, в том числе о необходимости отбора приоритетных проектов.
Прямым следствием этой договорённости в начале февраля 2018 г. в Москве в рамках Международного форума "Неделя российского бизнеса", организованного РСПП, стал старт Германо-Российской инициативы по цифровизации экономики (German-Russian Initiative for Digitalization of the Economy, GRID). Принято решение о создании совместной рабочей группы из экспертов в области дигитальной трансформации промышленности. Они определят ключевые отрасли и направления цифровой кооперации.
Что можно и нужно предпринять в контексте российско-германского сотрудничества в области дигитализации? Вот несколько наших предложений для возможных совместных шагов:
• поиск знаменателя общих интересов на государственном и предпринимательском уровне, выявление и преодоление существующих и возможных конфликтов, определение механизмов координации согласованных работ;
• расширение институционального частного и государственного сотрудничества в сфере инновационного промышленного партнёрства, особенно на уровне малого и среднего бизнеса;
• активизация кооперации между российскими и немецкими союзами и объединениями, имеющими отношения к дигитализации, с последующей мультипликацией лучших практик;
• привлечение российских (в первую очередь) крупных компаний к сотрудничеству с немецкими акселераторами, поддерживающими стартапы в различных отраслях экономики в сфере ИКТ и инноваций;
• разработка и реализация совместных образовательных и исследовательских программ в сфере цифровой экономики, среди прочего направленных на успешное внедрение в производство и практику существующих научных разработок;
• углубление кооперации в области защиты данных, безопасности киберфизиче-ских промышленных систем (том числе в контексте борьбы с киберпреступностью), а также нормирования и стандартизации используемых протоколов, технологий и пр.;
• наряду с упомянутой инициативой GRID создание совместной межминистерской инициативы "Российско-Германский проект "Промышленность 4.0", в рамках которой приступить к разработке дорожных карт, учитывающих особенности цифровизации промышленных секторов обеих стран и возможности для синхронизации соответствующих процессов, в первую очередь в области референтной архитектуры, тестовых испытаний, стандартизации и информационной безопасности в сфере индустриальной дигитализации, умного изготовления и сетевого объединения производственных процессов, защиты прав на интеллектуальную собственность, основание совместных инновационных лабораторий (например по исследованию вопросов взаимодействия роботов и человека), а также создание специальных дуальных образовательных программ в области среднего и высшего образования (например по специальности "Аналитик данных" - Data Scientist);
• сопряжение российских и немецких государственных программ в сфере поддержки цифровизации бизнеса, образования и науки с целью усиления их сетевого взаимодействия;
• содействие сотрудничеству российских и немецких региональных субъектов в цифровой сфере, в том числе в контексте концепций "умный регион" и "умный город" в рамках совместного российско-германского Года регионально-муниципальных партнёрств 2017-2018 гг.;
• обсуждение на двустороннем уровне возможностей углубления сотрудничества между ЕС и ЕАЭС в сфере дигитализации, в рамках европейской инициативы Digitizing European Industry и постановка вопроса о необходимости развития общеевропейской цифровой кооперации;
• активное вовлечение существующих двусторонних дискуссионных площадок ("Петербургский диалог", "Потсдамские встречи" и пр.), аналитических центров и академических Think tank (Институт Европы РАН, ИМЭМО РАН, SWP и др.), научных, партийно-политических и предпринимательских фондов в обсуждение перспектив двусторонней цифровой кооперации.
Хорошие возможности для обсуждения предложенных инициатив предоставляет международная промышленная выставка "Иннопром-2018" в Екатеринбурге (июль с.г.), которая на этот раз посвящается цифровому производству.
Выводы
В 2016-2018 гг. появились первые пилотные двусторонние проекты в области цифровизации на предпринимательском уровне. Лидерами пока являются крупные концерны России и Германии. Появляется всё большее количество "лучших практик", есть примеры удачного государственно-частного партнёрства. Эти аспекты заслуживают более детального изучения и экспертного анализа
Предпринимательские союзы обеих стран поддерживают создание механизмов институциональной поддержки хозяйствующих субъектов, заинтересованных в продвижении процессов цифровизации. Именно благодаря им была принята упомянутая совместная германо-российская цифровая инициатива. Важно наполнять её конкретным содержанием и избежать формализации. Следует помнить, что большинству российских предприятий нужно начинать не с дигитализации, а с автоматизации производства, критической оценки существующих управленческих и производственных процессов с их последующей оптимизацией.
Более активное участие в реализации GRID и других инициатив могли бы принять недавно созданные специализированные структуры по дигитализации Российско-германской внешнеторговой палаты, РСПП и Восточного комитета немецкой экономики.
Наиболее перспективными отраслями цифровой кооперации могут стать маши-но-, авто- и самолётостроение, металлургическая, судостроительная, нефтедобывающая, пищевая, лёгкая промышленность, сфера коммуникационной и транспортной инфраструктуры.
Определённого прогресса в цифровой кооперации можно ждать в 2018 г. после состоявшихся президентских выборов в РФ и сформированного нового коалиционного правительства Германии. Есть хорошие предпосылки для выведения её на новый уровень, что будет содействовать сокращению инновационного отставания ФРГ и России от мировых лидеров и повышению конкурентоспособности их хозяйственно-политических пространств.
Список литературы
Белов В.Б. (2016) Новая парадигма промышленного развития Германии - стратегия "Индустрия 4.0" // Современная Европа. N 2. С. 11-22.
Германия. 2014. (2015) Часть I: Экономика [под ред. В.Б. Белова]. М.: Ин-т Европы РАН. С. 46-55.
Германия. 2016 (2017) [В.Б. Белов, М.В. Грачева, А.К. Иванова и др.; отв. ред. В.Б. Белов]. - М.: Институт Европы РАН. C. 17-22.
План действий "Группы двадцати" в связи с новой индустриальной революцией. 5 сентября 2016 года. URL: http://kremlin.ru/supplement/5112 (Дата обращения: 5 марта 2018 г.)
Программа "Цифровая экономика Российской Федерации". URL:
http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (Дата обращения: 5 марта 2018 г.)
Статья Владимира Путина в немецкой газете "Хандельсблатт". 6 июля 2017 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54988 (Дата обращения: 5 марта 2018 г.)
Referencies
Belov V.B. (2016) Novaya paradigma promyshlennogo razvitiya Germanii - strategiya „Industriya 4.0" // Sovremennaya Yevropa. №2. S. 11-22.
Digitale Strategie 2025. Bundesministerium für Wirtschaft und Energie (BMWi), Berlin, März 2016. URL: http://www.bmwi.de/Redaktion/DE/Publikationen/Digitale-Welt/digitale-strategie-2025.pdf?_blob=publicationFile&v=18 (Дата обращения: 5 марта 2018 г.)
Ein neuer Aufbruch für Europa. Eine neue Dynamik für Deutschland. Ein neuer Zusammenhalt für unser Land. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD. - Berlin, den 7. Februar 2018. 179 S.
First steps by the G20 towards the Implementation of the Roadmap Adopted 7 April 2017 in Duessel-dorf. Berlin, 27 November 2017. 125 p.
G20-Treffen der Digitalminister. „Digitalisierung muss alle mitnehmen". URL: https://www.g20germany.de/Content/DE/Artikel/2017/04/2017-04-06-g20-
digitalministerkonferenz.html;jsessionid=4B5309A9349E6C98C0F7D187136C63DE.s6t1?nn=2186600 (Дата обращения: 5 марта 2018 г.)
Germaniya. 2014. (2015) Chast' I: Ekonomika [pod red. V.B. Belova]. - M .: In-t Yevropy RAN. S. 46-55.
Germaniya. 2016 (2017) [V.B. Belov, M.V. Gracheva, A.K. Ivanova i dr .; otv. red. V.B. Belov]. M.: Institut Yevropy RAN. S. 17-22.
Plan deystviy „Gruppy dvadtsati" v svyazi s novoy industrial'noy revolyutsiyey. 5 sentyabrya 2016 goda. URL: http://kremlin.ru/supplement/5112 (Дата обращения: 5 марта 2018 г.)
Programma „Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii". URL:
http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (Дата обращения: 5 марта 2018 г.)
Stat'ya Vladimira Putina v nemetskoy gazete „Khandel'sblatt". 6 iyulya 2017 g. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54988 (Дата обращения: 5 марта 2018 г.)
The Digital Agenda of Russian-German Economic Cooperation
Author. Belov V., Candidate of Science (Economics), Deputy Director of IE RAS, Head of Department for Countries Studies, Head of Center for German Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya Str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: vladisbelov@yandex
Abstract. The processes of digitalization play an increasingly important role in the economic and political development of modern national economies. Their international competitiveness in the medium and long term depends on the success of digital transformation. This fully applies to the national economies of Germany and Russia. Both states pursue a policy of supporting digitalization in spheres of industry and services. Germany has more experience in this sphere. According to the main innovation indicators, RF and Germany are behind the world leaders. One of the ways to overcome this problem is to develop Russian-German digital cooperation, which is substantially weaker in comparison with the level of digital cooperation between FRG and other countries, especially China. The article covers issues of the available potential and prospects of bilateral cooperation in this area.
Key words: Russia, Germany, digital transformation, Industry 4.0, smart factory, digital enterprise, industrial Internet of things, Russian-German economic cooperation.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope22018120128