Научная статья на тему 'Благотворительные и волонтерские организации в контексте развития Российской государственности'

Благотворительные и волонтерские организации в контексте развития Российской государственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
245
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / CHARITY / ВОЛОНТЕРСТВО / VOLUNTEERING / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / NONPROFIT ORGANIZATIONS / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC ADMINISTRATION / ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / EXECUTIVE AUTHORITIES / РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / RUSSIAN STATEHOOD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черкасов Константин Валерьевич

В статье рассматриваются вопросы функционирования благотворительных и волонтерских организаций в контексте обеспечения эффективного публичного администрирования и безопасности государства. Освещена позиция руководства страны относительно деятельности таких некоммерческих организаций. Проанализированы последние вехи развития волонтерского и благотворительного движения в России. Затронуты позитивные аспекты работы благотворительных и волонтерских организаций, определены их место и значение в становлении развитого гражданского общества в стране, а также обращено внимание на две группы обстоятельств их функционирования, потенциально содержащих в себе угрозы российской государственности. Изложена сущность данных угроз. В заключение сформулированы основные рекомендации, направленные на их нивелирование, состоящие в принятии выверенных решений относительно целесообразности и степени вовлечения таких организаций в механизм публичного управления, адекватном нормативном регулировании их деятельности, эффективных организационных мероприятий по их руководству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARITY AND VOLUNTEER ORGANIZATIONS IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN STATEHOOD

The article deals with the functioning of charitable and volunteer organizations in the context of ensuring effective public administration and state security. The position of the country's leadership regarding the activities of such non-profit organizations is highlighted. The last milestones of development of volunteer and charity movement in Russia are analyzed. Positive aspects of the work of charitable and voluntary organizations are touched upon, and their place and importance in the development of a developed civil society in the country are equally determined. At the same time, attention is also drawn to two groups of circumstances of their functioning, potentially containing threats to Russian statehood. The nature of these threats is described. In conclusion, the main recommendations aimed at their leveling, consisting in making well-considered decisions on the appropriateness and degree of involvement of such organizations in the public administration mechanism, adequate to the regulatory regulation of their activities, effective organizational arrangements for their management, are formulated.

Текст научной работы на тему «Благотворительные и волонтерские организации в контексте развития Российской государственности»

osnovanii referenduma, provedennogo 16 aprelya 2006 g. i Fe-deralnogo konstitutsionnogo zakona ot 30.12.2006 g. №6-FKZ. Data obrazovaniya: pervogo yanvarya 2008 g.

12. Federalnyiy zakon ot 17.12.1999 N 211-FZ (red. ot 02.07.2013) "Ob obschih printsipah organizatsii i deyatelnosti assotsiatsiy ekonomicheskogo vzaimodeystviya subyektov Rossiyskoy Federatsii" // Ofitsialnyiy internet-portal pravovoy informatsii http://www.pravo.gov.ru, 08.07.2013.

13. Federalnyiy zakon ot 29.12.2014 N 473-FZ (red. ot 05.12.2017) "O territoriyah operejayuschego sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya v Rossiyskoy Federatsii"// Ofitsialnyiy internet-portal pravovoy informatsii http://www.pravo.gov.ru, 05.12.2017,

14. Chepunov O.I., Minaev A.V. Gosudarstvennoe upravlenie i «Ruchnoy rejim». Kyizyil: //«Vestnik TuvGU» Izd-vo RIO TuvGU, vyipusk 1, 2016(28).- S.151-156.

15. Chepunov O.I., Minaev A.V. K voprosu ob effektivnosti vlasti. Kyizyil: //«VestnikTuvGU» Izd-voRIOTuvGU, vyipusk 1, 2017(33).- S.135-142;

Чепунов Олег Иванович - доктор юридических наук, заведующий кафедрой конституционного права юридического факультета им. М.М. Сперанского Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, e-mail: [email protected]

Chepunov Oleg Ivanovich - Doctor of Law, Head of the Department of Constitutional Law, Faculty of Law. MM Speranskii Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of Russian Federation, e-mail: [email protected]

УДК: 342.552

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ И ВОЛОНТЕРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Черкасов К.В.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Нижегородский институт управления), Нижний Новгород Вятский государственный университет, Киров

CHARITY AND VOLUNTEER ORGANIZATIONS IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN STATEHOOD

Cherkasov K. V.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Nizhny Novgorod institute of management), Nizhny Novgorod Vyatka state university, Kirov

В статье рассматриваются вопросы функционирования благотворительных и волонтерских организаций в контексте обеспечения эффективного публичного администрирования и безопасности государства. Освещена позиция руководства страны относительно деятельности таких некоммерческих организаций. Проанализированы последние вехи развития волонтерского и благотворительного движения в России. Затронуты позитивные аспекты работы благотворительных и волонтерских организаций, определены их место и значение в становлении развитого гражданского общества в стране, а также обращено

внимание на две группы обстоятельств их функционирования, потенциально содержащих в себе угрозы российской государственности. Изложена сущность данных угроз. В заключение сформулированы основные рекомендации, направленные на их нивелирование, состоящие в принятии выверенных решений относительно целесообразности и степени вовлечения таких организаций в механизм публичного управления, адекватном нормативном регулировании их деятельности, эффективных организационных мероприятий по их руководству.

Ключевые слова: благотворительность, волонтерство, некоммерческие организации, государственное управление, органы исполнительной власти, российская государственность.

The article deals with the functioning of charitable and volunteer organizations in the context of ensuring effective public administration and state security. The position of the country's leadership regarding the activities of such non-profit organizations is highlighted. The last milestones of development of volunteer and charity movement in Russia are analyzed. Positive aspects of the work of charitable and voluntary organizations are touched upon, and their place and importance in the development of a developed civil society in the country are equally determined. At the same time, attention is also drawn to two groups of circumstances of their functioning, potentially containing threats to Russian statehood. The nature of these threats is described. In conclusion, the main recommendations aimed at their leveling, consisting in making well-considered decisions on the appropriateness and degree of involvement of such organizations in the public administration mechanism, adequate to the regulatory regulation of their activities, effective organizational arrangements for their management, are formulated.

Keywords: charity, volunteering, non-profit organizations, public administration, executive authorities, Russian statehood.

Проблемы функционирования и развития негосударственных некоммерческих организаций, формирования в их лице института общественного контроля неоднократно поднимались в выступлениях и в программных документах высшего руководства страны, и, в первую очередь, в ежегодных Посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, во время его встреч с представителями Общероссийского народного фронта, средств массовой информации, в «прямых линиях».

В 2016 году в своем ежегодном послании парламенту страны, глава государства, пожалуй, впервые заострил свое внимание на волонтерском движении и проектах волонтеров в таких сферах, как уход за больными, поддержка пожилых, людей с ограничениями по здоровью, образование, спорт, культура, краеведение, поисковые движения, забота о природе и животных. В этой связи Президент России поручил органам государственной власти завершить разработку оптимальной правовой основы функционирования некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг, «снять все барьеры для развития волонтерства, оказать всестороннюю помощь и социально ориентированным некоммерческим организациям».

Уделив в своем выступлении особое значение правоприменению, глава государства дополнительно попросил Общественную палату России, Агентство стратегических инициатив «предметно заняться поддержкой волонтерских и благотворительных движений, некоммерческих организаций», а Общероссийский народный фронт - активно подключиться к работе в рамках благоустройства городов [1]. Логичным стал в этой связи и перечень конкретных поручений главы российского

государства [2]. Многие из них уже успешно реализованы. В частности, в декабре 2016 года на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив одобрена программа «Развитие волонтерства (добровольчества) в регионах». Разработан стандарт поддержки волонтерства в регионах, включающий девять этапов реализации. Подготовлен проект федерального закона, регламентирующего подобный вид социальной деятельности, а равно правовой статус волонтера (добровольца).

Кульминацией признания данного социального явления на сегодняшний день стал Указ Президента Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. № 572 «О Дне добровольца (волонтера)» [3], в соответствии с которым данный день установлен и отмечается 5 декабря ежегодно. При этом, как обозначено в данном акте, этот день является международным и установлен во имя экономического и социального развития. Одновременно с 4 по 6 декабря 2017 года в городе Москва был проведен Всероссийский форум добровольцев, на котором глава государства лично вручил награды победителям Всероссийского конкурса «Доброволец России-2017». Более того, 2018 год главой государства объявлен годом добровольца, волонтера. Все это позволяет предположить, что и в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2018 год вопросы развития некоммерческих организаций волонтерской и благотворительной направленности не останутся без внимания со стороны главы российского государства.

Бесспорно, обозначенные решения и позиция руководства страны относительно некоммерческих организаций имеют под собой достаточно веские социально-экономические основания. Отчасти, конечно, они обусловлены политическими процессами, происходящими в стране, в том числе, вызванными негативной деятельностью иностранных государств и их геополитических союзов. Однако главное видится в создании со стороны государства организационно-правовых условий для цивилизованного развития таких, ставших неотъемлемыми объединительными элементами гражданского общества, институтов как добровольчество, волонтерство, благотворительность. Особо следует отметить перспективы экономической составляющей поддержки этих социальных явлений, в конечном счете, значительная экономия финансовых и материальных ресурсов государства. При этом обеспечивается задействование в решении значимых общественных задач активной, в том числе, политически, части населения страны. В этой плане фактически можно вести речь и о создании дополнительного канала такого явления как «социальный лифт».

В целом, полезный характер функционирования социально ориентированных некоммерческих организаций не вызывает сомнений, а поле их деятельности достаточно широкое, что обусловлено множественностью и глубинностью гуманитарных проблем в современном обществе. При этом волонтерское и добровольческое движения при правильной организации их деятельности способны действенно решать не только частные, но и масштабные задачи, и не только в известной советской ретроспективе. Примером последнего является волонтерское сопровождение Всемирной летней Универсиады в г. Казани 2013 г., зимней

Олимпиада в г. Сочи 2014 г. Впереди проведение не менее грандиозных проектов -чемпионата Мира по футболу в городах России в 2018 г., Всемирной зимней Универсиады в г. Красноярске в 2019 г.

Положительные аспекты деятельности некоммерческих организаций рассматриваемой направленности достаточно широко освещены на страницах литературы, причем не только юридического, но и политического, социологического характера, обоснована целесообразность их существования [4;5;6;7;8;9]. Со всем этим можно вполне согласиться. В то же время, представляется необходимым обратить внимание на два момента, наводящие на определенные размышления относительно добровольческих, благотворительных и волонтерских некоммерческих организаций в контексте эффективности современного публичного управления, а также развития российской государственности. Речь идет о двух сомнительных факторах их функционирования [10;11].

Во-первых, в определенной степени сам факт существования и деятельности множества или отдельных добровольческих, благотворительных и волонтерских некоммерческих организаций зачастую свидетельствует о недостаточной степени эффективности функционирования в той или иной сфере социальной жизни общества отдельных органов власти. Таковыми в большинстве своем являются органы исполнительной власти, а также контрольно-надзорные государственные структуры. Многие некоммерческие организации с обозначенной целью деятельности создаются именно по причине нерешенности ряда социальных и гуманитарных проблем органами публичного управления или при отсутствии достаточного внимания к ряду из них со стороны власти. Функционирование таких некоммерческих организаций - есть своеобразный показатель эффективности работы государственных структур в той или иной области публичного управления.

При этом, напомним, нормами действующей Конституции России 1993 года провозглашен социальный характер нашего государства, а защита прав и свобод человека и гражданина вменена в обязанность российского государства. В этой связи поддержка добровольческого, благотворительного и волонтерского движения, а равно функционирования соответствующих организаций не должна означать сложение обязанности и ответственности с органов исполнительной власти за результаты осуществления социальной политики в стране, перенос их на некоммерческие структуры. Далеко не все вопросы социального и гуманитарного характера могут быть решены некоммерческими организациями рассматриваемого профиля деятельности. Функции государства в полной мере и на высоком уровне в силу ряда причин и обстоятельств могут быть реализованы только государственными структурами. Возложение государственных полномочий на некоммерческие организации, перенос на них функций по осуществлению задач и целей деятельности органов публичного администрирования недопустимы. Речь должна идти лишь об объединении усилий общества и государства по решению отдельно взятой или комплекса социальных проблем.

Во-вторых, в некоторой мере и в определенных условиях благотворительные и волонтерские некоммерческие организации могут рассматриваться в качестве угрозы российской государственности. К сожалению, об этом свидетельствует исторический

опыт нашего государства. В ракурсе столетия российской революции примечателен тот факт, что подобные организации в то время, провозглашая благие цели существования, на практике были активно задействованы в революционном движении, «расшатывании» политической ситуации в стране в условиях участия России в Первой Мировой войне. Речь идет о функционирующих в тот период организациях, оказывающих согласно уставным целям помощь различным категориям жертв войны, а также способствующих тыловому обеспечению фронта. При этом нонсенс заключался в том, что основным источником финансирования данных организаций (субсидирования) в реальности стала государственная казна. В итоге, царское правительство фактически финансировало политическую нестабильность в стране, приведшую к революции, низложению правительства и падению самодержавия. Схожее усматривается и «бархатных революциях» постсоветского периода на постсоветском пространстве - в Грузии и на Украине, где при свержении законно избранной легитимной власти также активно использовались некоммерческие организации гуманитарной направленности.

Кроме того, немало революционеров и анархистов начала прошлого столетия приняли или начали участие в подрывной, террористической деятельности именно в рамках функционирования подобных некоммерческих организаций. Количественный состав современных волонтерских (добровольческих) и благотворительных некоммерческих организаций по сведениям Агентства стратегических инициатив составляет около 2 процентов населения страны, но на ближайшее десятилетие поставлена цель его увеличения до 10-15 процентов (отметим, в западных странах данная цифра уже сегодня составляет порядка 25 процентов). При этом в большинстве своем это молодые люди, зачастую в силу возраста с неустоявшимися взглядами, активным темпераментом и жизненной позицией. Данные характеристики потенциально могут стать благодатной почвой для распространения антисоциальной идеологии, в том числе террористической направленности, и формирования у участников рассматриваемых некоммерческих организаций соответствующего негативного или даже преступного поведения. По сути, речь идет о потенциальной опасности.

В этой связи, в контексте сегодняшнего дня следует отметить следующее. Наличие таких общественно-значимых и социально полезных явлений как добровольчество, волонтерство, благотворительность требуют взвешенных политических решений относительно целесообразности и степени вовлечения организаций этого толка в механизм публичного администрирования, адекватного нормативного регулирования (в первую очередь, на уровне федерального законодательства), а равно осуществление эффективных организационных мероприятий по их руководству на всех уровнях властвования. Пожалуй, только в этом случае данные некоммерческие организации будут полезны современному российскому обществу и способствовать оптимальному поступательному развитию российской государственности, не только не становясь его препятствием, но, напротив, выступая в роли некоего «драйвера» многих востребованных и ожидаемых социально значимых инициатив.

Библиографический список

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.12.2016 // Парламентская газета. 2016. № 45.

2. Перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Утвержден Президентом Российской Федерации 05.12.2016 № Пр-2346 // ИПС «КонсультантПлюс».

3. ИПС «КонсультантПлюс».

4. Байматов П.Н. Конституционное право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение: новая экономическая политика // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 9. С. 42 - 47;

5. Байматов П.Н. О некоторых элементах конституционно-правового механизма реализации права граждан РФ на социальное обеспечение // Российский юридический журнал. 2014. № 6. С. 129 - 138;

6. Вышкварцев В.В. Гражданская охрана общественного порядка как институт добровольческой деятельности в дореволюционной и современной России // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. № 2. С. 39 - 41;

7. Журавлев В.И. Конституционная политика государства в области благотворительности и ее значение для развития гражданского общества // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 8. С. 15 - 20;

8. Малеина М.Н. Формирование законодательства о волонтерской деятельности // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 5. С. 87 - 92;

9. Минакова А.В., Сахневич И.В. Правовые основы участия волонтеров в строительстве социально значимых объектов // Правовые вопросы строительства. 2014. № 1. С. 13 - 16.

10. Чепунов О.И., Минаев А.В. Контрольная (надзорная) функция как элемент эффективности публичной власти. Королёв: // «Право и государство: теория и практика». Издательский дом «Право и государство», 2015, № 9 (129). С.36- 42.

11. Чепунов О.И., Минаев А.В. Государственное управление и «Ручной режим». Кызыл: //«Вестник ТувГУ» Изд-во РИО ТувГУ, выпуск 1, 2016(28).- С.151-156. Bibliograficheskiy spisok

1. Poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii Federalnomu Sobraniyu Rossiyskoy Federatsii ot 01.12.2016 // Parlamentskaya gazeta. 2016. № 45.

2. Perechen porucheniy po realizatsii Poslaniya Prezidenta Rossiyskoy Federatsii Federalnomu Sobraniyu Rossiyskoy Federatsii. Utverjden Prezidentom Rossiyskoy Federatsii 05.12.2016 № Pr-2346 // IPS «KonsultantPlyus».

3. IPS «KonsultantPlyus».

4. Baymatov P.N. Konstitutsionnoe pravo grajdan Rossiyskoy Federatsii na sotsialnoe obespechenie: novaya ekonomicheskaya politika // Konstitutsionnoe i munitsipalnoe pravo. 2014. № 9. S. 42 - 47;

5. Baymatov P.N. O nekotoryih elementah konstitutsionno-pravovogo mehanizma realizatsii prava grajdan RF na sotsialnoe obespechenie // Rossiyskiy yuridicheskiy jurnal. 2014. № 6. S. 129 - 138;

6. Vyishkvartsev V.V. Grajdanskaya ohrana obschestvennogo poryadka kak institut dobrovolcheskoy deyatelnosti v dorevolyutsionnoy i sovremennoy Rossii // Grajdanskoe obschestvo v Rossii i za rubejom. 2015. № 2. S. 39 - 41;

7. Juravlev V.I. Konstitutsionnaya politika gosudarstva v oblasti blagotvoritelnosti i ee znachenie dlya razvitiya grajdanskogo obschestva // Konstitutsionnoe i munitsipalnoe pravo. 2016. № 8. S. 15 -20;

8. Maleina M.N. Formirovanie zakonodatelstva o volonterskoy deyatelnosti // Zakonyi Rossii: opyit, analiz, praktika. 2017. № 5. S. 87 - 92;

9. Minakova A.V., Sahnevich I.V. Pravovyie osnovyi uchastiya volonterov v stroitelstve sotsialno znachimyih obyektov // Pravovyie voprosyi stroitelstva. 2014. № 1. S. 13 - 16.

10. Chepunov O.I., Minaev A.V. Kontrolnaya (nadzornaya) funktsiya kak element effektivnosti publichnoy vlasti. Korotev: // «Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika». Izdatelskiy dom «Pravo i gosudarstvo», 2015, № 9 (129). S.36 - 42.

11. Chepunov O.I., Minaev A.V. Gosudarstvennoe upravlenie i «Ruchnoy rejim». Kyizyil: //«VestnikTuvGU» Izd-voRIOTuvGU, vyipusk 1, 2016(28).- S.151-156.

Черкасов Константин Валерьевич - доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой административного, финансового и информационного права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Нижегородский институт управления), профессор кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы Вятского государственного университета, е-mail: [email protected]

Cherkasov Konstantin Valerevich - doctor of juridical science, associate professor, department chair of administrative, financial and informational law of the Russian Academy of National Economy under the President of the Russian Federation (Nizhny Novgorod Administration Institute), professor of constitutional law, administrative law and legal provision of public service Vyatka State University, е-mail: [email protected]

УДК.34.347

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ АЛИМЕНТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ

Билдинмаа А.А., Салчак А.А.

Тувинский государственный университет, Кызыл

CONCEPT AND CONTENT OF ALIMENTARY OBLIGATIONS IN FAMILY LAW

Bildinmaa AA, Salchak A.A.

Tuvan State University, Kyzyl

В работе рассматриваются понятия алиментных обязательств в РФ, их правовая природа, признаки содержания лиц, нуждающихся в материальной помощи, признаки алиментных правоотношений, признаки алиментных обязательств

Ключевые слова: алименты, алиментные обязательства, правовая природа, лица, нуждающиеся в материальной помощи, алиментные правоотношения.

The articler discusses the concept of alimony obligations in the Russian Federation, their legal nature, signs of detention of persons in need of financial assistance, the signs of alimony legal, signs of alimony obligations.

Keywords: alimony, alimony obligations, the legal nature, persons in need of material support, alimony and child support.

Регулирование алиментных отношений в Российской Федерации осуществляется семейным законодательством, которое основывается на нормах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.