3.2. НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Свечников Владимир Александрович. Должность: ассистент. Место работы: Российский экономический университет им.Г.В.Плеханова. Подразделение: кафедра гражданско-правовых дисциплин. E-mail: vsvech@gmail. com
Аннотация: В указанной статье приводится анализ некоторых аспектов изменений законодательства, связанных с реформированием института добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации. Рассматриваются изменения законодательства, регулирующие вопросы добровольческой (волонтерской) деятельности, в том числе в сфере деятельности религиозных организаций, высказываются предложения относительно дальнейшего правового регулирования добровольческой (волонтерской) деятельности.
Ключевые слова: добровольчество, волонтер-ство, добровольческая (волонтерская) деятельности, религиозные организации, государственные программы, организаторы волонтерской деятельности, договор о добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольцы, волонтеры.
NOVELTIES IN RUSSIAN LEGISLATION ABOUT VOLUNTARY ACTIVITIES
Svechnikov Vladimir Alexandrovich. Position: assistant. Place of employment: Russian University of Economics named after G.V.Plekhanov. Department: civil law disciplines chair. E-mail: [email protected]
Annotation: This article analyzes some aspects of legislative changes related to the reform of the volunteer institution in the Russian Federation. Legislative changes regulating voluntary (volunteer) activities, including in the sphere of activity of religious organizations, are discussed, and proposals are made for further legal regulation of volunteer activities.
Keywords: volunteering, voluntary, volunteer activities, religious organizations, government programs, volunteer organizers, volunteer activity agreement, volunteers.
В настоящее время особую актуальность представляют вопросы законодательного регулирования добровольчества (волонтерства) ввиду принятия, разработанного Правительством Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)»1, разработанный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Пр-1650, п.1 подпункт «а» от 23 августа 2017 года2.
Следует отметить, что в момент в Российской Федерации по данным информационного портала Министерства юстиции Российской Федерации3 зарегистрировано более 15 тысяч благотворительных некоммерческих организаций, из них непосредственно
1 http://sozd.parlament.gov.ru/bill/313759-7
2 http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/55419
3 http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx
осуществляющих деятельность в сфере добровольчества (волонтерства) более 3 тысяч.
Принятый закон, внесенный Правительством РФ, предлагает сформировать единый подход к регулированию отношений в сфере добровольчества (волонтерства) и дать определение понятиям: «добровольцы (волонтеры)», «организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности», «добровольческая (волонтерская) организация», а также наделить федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления рядом функций в сфере организации и поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности. В частности, предусматривается принятие на уровне Российской Федерации, субъекта Российского Федерации, муниципального образования государственных и муниципальных программ развития добровольчества (волонтерства), в которых будут включены конкретные меры по поддержке деятельности добровольцев (волонтеров) и соответствующих организаций.
Кроме того, следует уточнить тот факт, что изменение внесено в название Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»,4 который в соответствии с новой редакцией будет носить новое название «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Следует сделать вывод о том, что, несмотря на то, что добровольческая (волонтерская) деятельность является благотворительной, законодатель тем самым немного расширил предмет регулирования данного нормативно-правового акта, установив в нем правовые основания и условия ведения добровольческой (волонтерской) деятельности как крупного правового института.
В соответствии с новой редакцией закона организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности могут являться некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляют руководство их деятельностью. Государственные органы и органы местного самоуправления вправе привлекать добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности.
Примечательно также, что в принятом указанном нормативно-правовом акте сохранился подход, согласно которому добровольчество (волонтерство) считается подвидом благотворительной деятельности, а добровольческой деятельностью по-прежнему не будет признаваться политическая и любая коммерческая деятельность или содействие ей. Однако введено новое направление - содействия деятельности в области физической культуры и спорта, участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами. Положения данной нормы не распространяются на сферу профессионального спорта.
Под понятием «добровольческая (волонтерская) организация» понимается некоммерческая организация в форме общественной организации, общественного движения, общественного учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), фонда или автономной некоммерческой организации, которая осуще-
4 СЗРФ, 1995, № 33, Ст. 3340
1'2018
Пробелы в российском законодательстве
ствляет деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, привлекает на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляет руководство их деятельностью.
В пункте 1 статьи 3 новой редакции Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» установлено, что особенности привлечения добровольцев (волонтеров) для осуществления деятельности религиозных организаций определяются Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 5 Примечательно, что в этой связи и в целях регламентации осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности внесены изменения, дополняющие статью 18 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» пунктами 4 - 6 следующего содержания.
Исходя из обновленных законодательных положений, религиозные организации в соответствии со своими внутренними установлениями вправе привлекать добровольцев (волонтеров) для участия в организации богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также для выполнения работ, оказания услуг, направленных на поддержку и обеспечение видов деятельности религиозных организаций, предусмотренных их уставами.
Кроме того, на основании новых изменений религиозные организации вправе заключать с добровольцами (волонтерами) гражданско-правовые договоры о добровольческой (волонтерской) деятельности, предметом которых являются безвозмездное выполнение добровольцами (волонтерами) работ и (или) оказание ими услуг. Вместе с тем, существенным условием договора о добровольческой (волонтерской) деятельности является соблюдение добровольцем (волонтером) внутренних установлений религиозной организации, являющейся стороной договора. Договор о добровольческой (волонтерской) деятельности может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности.
Добровольческая (волонтерская) деятельность, предусмотренная новым пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», не может регулироваться порядком взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями». Следовательно, законодатель исключил возможность распространения положений
«О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» на добровольческую (волонтерскую) деятельность, связанную с участием в организации богослужений и иных религиозных обрядов и це-
5 СЗРФ, 29.09.1997, № 39, Ст. 4465.
ремоний, а также выполнением работ и оказанием услуг для осуществления видов деятельности религиозных организаций, предусмотренных их уставами.
Следует отметить, что исходя из анализа новых изменений федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальные органы власти осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства), среди которых разработка и реализация государственных (региональных, муниципальных) программ (подпрограмм) Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства). В этом сегменте регулирования нормы распространяются на религиозные организации, что позволяет им получить поддержку от государства в рамках государственных программ.
В соответствии с новыми изменениями, доброволец (волонтер) имеет право:
1) осуществлять свою деятельность индивидуально, под руководством организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, в составе добровольческой (волонтерской) организации;
2) получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информацию о целях, задачах и содержании осуществляемой им добровольческой (волонтерской) деятельности, а также информацию об организаторе добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации;
3) получать в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или договором, заключенным с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организацией:
- поддержку в форме предоставления ему питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья или в форме возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг;
- психологическую помощь, содействие в психологической реабилитации;
- возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности;
4) получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информационную, консультационную и методическую поддержку в объемах и формах, которые установлены указанными организациями;
5) получать поощрение и награждение за добровольный труд, в том числе в рамках федеральных, региональных и муниципальных конкурсов и программ и
др.
Вместе с тем, несмотря на обилие законодательных изменений, остаются положения, которые не учтены в принятом законодательном акте. В первую очередь это касается отраслевых вопросов. Например, порядок взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с добровольцами и добровольческими организациями, вопросы допуска волонтеров к работе, вопросы страхования жизни и здоро-
вья, а также обеспечения обязательного медицинского страхования на объектах. Представляется необходимым учесть данные положения, требующие регламентации, в процессе дальнейшего издания подзаконных нормативных актов федерального уровня, в целях обеспечения единообразия и упорядоченности правоотношений в сфере добровольчества (волонтерства). Кроме того, имеются мнения о том, что поощрение и награждение за добровольный труд не соответствуют целям добровольчества и могут послужить формированию ошибочного мнения о добровольчестве в обществе. Вместе с тем, с точки зрения легализации самого института и общего понятийного аппарата в рамках института добровольчества (волонтерства), установления дополнительных гарантий и правовых возможностей для лиц, осуществляющих добровольческую (волонтерскую) деятельность, принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» представляется целесообразным и своевременным.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.) с изм. от 21.07.2014 // СЗ РФ от 4 августа 2014 г. № 31, Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" с изм. от 06.07.2016 // СЗ РФ от 29 сентября 1997, № 39, Ст. 4465.
3. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" с изм. от 05.05.2014 // СЗ РФ 14.08.1995, № 33, Ст. 3340.
4. Указ Президента РФ от 06.12.2017 № 583 "О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)" Собрание законодательства РФ", 2017, № 50 (ч. III), Ст. 7598.
5. Ветров Г. Содействие органам местного самоуправления в региональных программах поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций / Г. Ветров // Самоуправление. -2016. - № 4. -С. 15-19
6 Малеина М.Н. Правовая природа, структура связей и содержание договора о волонтерской деятельности / М. Н. Малеина // Журнал российского права. - 2017. -№ 8. - С. 42-52
7. Певная М.В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики / М.В.Певная; Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Ин-т гос. упр. и предпринимательства. - Екатеринбург, 2016. - 431 с.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 77,67%