16. Материалы XXII съезда КПСС. - М, 1961.
17. Словарь иностранных слов. 4-е изд. М., 1954.
18. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Ушакова. Т. 3. - М., 1996.
19. Тюрьмы и колонии России / Под ред. Г. Б. Мирзоева. - М., 1998.
УДК 37.006
Т. С. Дорохова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Изучение истории благотворительности в отечественной историографии после почти 70-летнего забвения возобновилось на рубеже 1980-1990-х гг.. Существуют определенные тенденции в исследовании благотворительности. Сегодня она является предметом изучения большого количества наук: истории, психологии, социологии, политологии и др. Однако наиболее часто понятие «благотворительность» употребляется в контексте социальной работы. Между тем не менее актуальным является анализ благотворительности в социально-педагогическом аспекте.
Для начала рассмотрим, как трактуется это понятие в справочно-энцик-лопедической литературе. Так, в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля вместо понятия «благотворительность» мы находим понятие «благотворение», которое обозначает «благодеяние, добродетельство, делание добра». Подобная трактовка очень расширяет рассматриваемое понятие и подводит под него любой «добрый» поступок.
Согласно словарю Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона благотворительность -это «проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему». В этом определении просматривается объект помощи (неимущий) и зависимость ее от чувства сострадания и нравственного воспитания.
Толковый словарь русского языка, составленный С. И. Ожеговым и
Н. Ю. Шведовой, определяет благотворительность, как действия и поступки безвозмездного характера, направленные на общественную пользу или на оказание материальной помощи неимущим. В данном случае особое внимание уделяется такой характеристике, как безвозмездность, что, безусловно, уточняет анализируемое понятие.
В Большом энциклопедическом словаре объект благотворительности расширяется от отдельного нуждающегося до общественно полезных деяний. Под благотворительностью здесь понимается «оказание материальной помощи нуждающимся как отдельным лицам, так и организациям. Благотво-
рительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т. д.)».
Еще более конкретно трактует данное понятие «Социальная энциклопедия», изданная в 2000 г.: «Благотворительность - общечеловеческое движение, включающее совокупность гуманитарных действий отдельного человека, организаций, обществ и т. д. В основе благотворительности лежит стремление проявить любовь не только к ближнему, но и к незнакомому человеку, оказать безвозмездную материальную, финансовую помощь нуждающимся и социально не защищенным гражданам. В современном понимании благотворительность означает предоставление помощи лицам и организациям, участие в улучшении жизни больных и бедняков, немощных и отвергнутых жизнью». В данном определении обозначаются субъекты благотворительной деятельности (отдельный человек, организации, общества), но имеется в нем и ряд противоречий. В частности, с одной стороны, благотворительность понимается как совокупность деяний, а с другой - сводится до материальной, финансовой помощи.
Не менее спорны и противоречивы подходы к определению понятия «благотворительность» в теоретических изысканиях современных исследователей. Так, Э. А. Фомин определяет благотворительность через понятие «социальная сфера», причем не уточняя значения последней. Благотворительность - «негосударственная, добровольная, безвозмездная деятельность в социальной сфере, направленная на поддержку отдельных лиц или организаций, у которых по тем или иным причинам не хватает ресурсов для полноценного функционирования. При этом поддержка, оказываемая на основе родственных связей, не рассматривается как благотворительность» [1]. Данное определение позволяет некоторым историкам считать, что материальную помощь по отношению к церкви нельзя рассматривать как благотворительную. Во-первых, «уже в средневековой России церковь была институтом, функционально и структурно тесно связанным с государством. Тем более это справедливо для синодального периода ее истории, когда произошло огосударствление церковного организма и поглощение государством всех сколько-нибудь важных остатков ее самостоятельности». Во-вторых, «собственные ресурсы церкви, с точки зрения экономики, -платные ресурсы, ею оказываемые», не позволяют относить ее к категории организаций, которым «по тем или иным причинам не хватает собственных ресурсов для полноценного функционирования» [2].
По мнению Д. Бродского, благотворительность - «безвозмездная деятельность общества, направленная на защиту того или иного круга объектов или тех или иных сфер бытия человека, осуществляемая им во имя поддержания своего равновесия и совершенствования, субъективно мотивируемая чувствами страха смерти, милосердия, справедливости, социальной
ответственности и желаниями «прощения грехов», гармонии, социальной стабильности, личной значимости, известности» [3]. Согласно данному определению, субъектом благотворительности является лишь общество, а среди мотивов ее отсутствуют человеколюбие, гуманность.
Противоположную позицию занимает Е. А. Абросимова, которая полагает, что благотворительность - «бескорыстная любовь к человечеству, которая обычно проявляется путем учреждения общественных институтов или пожертвований для организованной и систематической помощи нуждающимся и страждущим». Ряд исследователей несколько упрощают анализируемое понятие. Так, Л. В. Хорева и М. Д. Сущинская трактуют благотворительность как «оказание помощи обездоленным, сострадание, сердечное участие», а по мнению Н. Ю. Беляевой, благотворительность - это «перераспределение ресурсов на решение социальных проблем. Не только денег, но и личного времени, энергии» [цит. но: 4].
Следует отметить, что в современной России явление благотворительности нормативно закреплено в Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Согласно этому документу, под благотворительность понимается «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи» [5].
Как мы видим, определения благотворительности значительно отличаются друг от друга. Это связано как с особенностями данного явления в нашей стране, так и с этимологией самого слова «благотворительность». Оно произошло от слияния двух основ: «творить» и «благо». Понятие «благо» очень субъективно, т. е. в разные эпохи и разными людьми оно понимается по-разному Отсюда следует, что однозначно благотворительность определить практически невозможно.
Но все же на основании анализа приведенных выше определений можно сделать некоторые выводы.
1. В роли благотворителя (субъекта благотворительности) могут выступать: индивид, семья, организация, церковь и государство. То есть в первом случае - это глубоко личный акт помощи, проявление нравственной зрелости человека, если же в роли благотворителя выступает организация, то этот акт должен быть обязательно организованным и общественным. Несмотря на то, что государство часто вычеркивается исследователями из списка благотворителей, на наш взгляд, следует учитывать его влияние на эволюцию данного явления в нашей стране. Отчасти это связано с особенностями русского менталитета, всем ходом отечественного исторического развития, а именно зависимостью различных сфер жизнедеятельности российского общества от государства.
2. Благотворительность может предназначаться: отдельным людям, организациям, животным, природной среде, культурным объектам и процессам. Но из числа объектов благотворительности некоторыми исследователями исключаются церковь, а также люди, связанные с благотворителями родственными или иными связями.
3. Совершая благотворительное действие, благотворитель может передавать не только деньги или какое-то имущество, также можно оказывать моральную поддержку или добровольный труд.
4. Причинами благотворительности могут являться как добровольное, бескорыстное желание, так и обязанность перед обществом (например, со стороны государства), бывает, что благотворительный акт совершается вынужденно.
Понятие «социальная педагогика» трактуется в современной науке в широком и в узком смыслах. В широком смысле она имеет своим объектом взаимодействие человека и социума (в различных его видах и типах), т. е. ту совокупность явлений и процессов социума, которые для практической социально-педагогической деятельности были предметной областью познания и преобразования. Предметом же научной дисциплины «Социальная педагогика» становятся общие закономерности взаимодействия личности и социума, педагогические закономерности социальных отношений человека и социума. Такая предметная область социальной педагогики подчеркивает ее содержательную характеристику: социальная педагогика - это педагогика взаимоотношений человека и социума. Именно это и отличает ее от других подсистем системы педагогической науки, обеспечивает ее интегративный и открытый характер [6]. Целью практической социально-педагогической деятельности является гармонизация взаимодействия (отношений) личности и социума для сохранения, восстановления, поддержания, развития социальной активности этого человека.
Однако в этом случае благотворительность распространяется практически на любого человека, вступающего во взаимодействие с социумом. При этом не учитывается необходимость наличия трудной жизненной ситуации, которая является основной предпосылкой благотворительности.
В узком смысле под социальной педагогикой понимается «отрасль педагогической науки, изучающая закономерности социального воспитания и социального обучения детей в процессе их социализации» [7]. Соответственно объектом ее внимания являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. Таким образом, благотворительность в социально-педагогическом аспекте может осуществляться по отношению к детям, испытывающим трудности в процессе социализации. Прежде всего, это дети-сироты, дети-инвалиды, дети с девиантным поведением. Социальные проблемы, которые испытывают вышеуказанные группы детей, находятся на стыке понятий «благотворительность» и «социальная педагогика».
СЛАГАЕМЫЕ НРАВСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ...
Отсюда как благотворительность может носить социально-педагогическую направленность, так и социально-педагогическая деятельность может осуществляться в благотворительных формах.
Библиографический список
1. Фомин, Э. Л. Благотворительность: дискуссионное поле и исследовательские задачи / Э. Л. Фомин // Благотворительность в России: Социальные и исторические исследования. СПб., 2001.
2. Юркин, И. Н. Развитие форм благотворительности в предпринимательской среде русского города XVIII века / И. Н. Юркин // Благотворительность в России: Исторические и социально-экономические исследования. - СПб., 2003.
3. Бродский, Д. Отчет по исследованию значения СМИ в формировании позитивного отношения к благотворительности в российском обществе. / Д. Бродский. - М., 1999.
4. Хорееа, Л. В. История благотворительности в России: Учеб. пособие. / Л. В. Хорееа, М. Д. Сущинская - СПб., 1999.
5. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 г. № 135.
6. Липский, И. Л. Социальная педагогика: практика, научная дисциплина, образовательный комплекс / ИЛ. Липский // Педагогика. - 2001. - № 1.
7. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. -М, 2000.
УДК 371.078
Ю. В. Слесарев
СЛАГАЕМЫЕ НРАВСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА-МЕНЕДЖЕРА
В современных производственно-рыночных условиях нравственно-вос-гштательное содержание профессионального образования обуславливает взаимосвязь между определенными морально-нравственными качествами менеджера и элементами сложных профессионально-теоретических способностей необходимых для профессиональной деятельности. Раскрывая сущность и содержание понятия профессионально-нравственная культура менеджера (культура мышления, чувств, речи, поведения, общения, профессиональной этики), мы исходим из того, что это культура создания и восприятия социальных явлений жизни, отношения человека и действительности с точки зрения социально-экономических законов развития личности