ляется многочисленными векторами политического, социально-экономического и международного положения. Вполне очевидно, что успехи и перспективы выхода из глобального кризиса должны базироваться на устойчивых экономических механизмах, развитом рынке труда и многофункциональном системном образовании.
1. URL: http://www.eduhelp.ru
2. Виноградов Е. Рынок труда в России: высокая безработица на фоне текучки кадров // The Moscow Times № 4150 - More Companies Are Recruiting Managers. URL: http://antalrussia. wordpress.com. Загл. с экрана.
3. URL: http://appa.ru/archives/393
4. URL: http://www.ubo.ru/articles/?cat=114&pub =2520
5. URL: http://www.rosbalt.ru/2009/01/29/613832. html
6. URL: http://www.rg.ru/2009/06/03/gontmaher. html
Поступила в редакцию 29.12.2009 г.
Sosedov G.A. Educational system: features and development conditions in modern Russia.
In the article features of development of the educational system in modern economic conditions are considered. Characteristic of training of experts for the major branches of economy and labor market monitoring through a prism of an educational policy in the Russian Federation is given.
Key words: educational system; state educational and economic policy.
УДК 33+361.7
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЯ «БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ»:
ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ
© С.В. Буданцева
В работе благотворительность рассматривается как экономическое явление. Выделяются основные цели и принципы благотворительности в России. Дается определение мотивации благотворительной деятельности.
Ключевые слова: благотворительность; субъект благотворительной деятельности; мотивация благотворительной деятельности.
Являясь сложным социальным феноменом, благотворительная деятельность в современном обществе не является до конца изученной категорией. Еще совсем недавно благотворительность воспринималась как явление историческое, однако сегодня она вновь стала реальностью современной жизни.
Благотворительность является традиционной этической и социальной нормой, которую все мировые религии включают в число основных заповедей: «На Западе основой филантропических деяний является христианское учение о любви к ближнему, которое предполагает среди других моментов благотворительность...». На Востоке такие религии, как синтоизм, буддизм, конфуцианство также не отрицали любовь и сострадание ко всему земному. В обоих случаях «христианская церковь и буддийские храмы, богослу-жители и монахи были первыми среди тех, кто стал на путь благотворительности...» [1].
Благотворительность в России в настоящее время существует на начальной стадии развития и во многом ей присущи черты, которые носит филантропия бизнес-лидеров со свойственной для нее высокой личностной мотивацией. Однако следует отметить, что развитие российской корпоративной благотворительности идет чрезвычайно интенсивно и испытывает значительное воздействие основных тенденций западной филантропии. В последние годы российский бизнес начинает все более осознанно говорить о социальной ответственности. Новое видение бизнесом своего места в развитии общества неизбежно повлечет за собой изменение подхода к оценке роли благотворительности в стратегии развития корпораций [2].
С точки зрения экономики благотворительность - это механизм перераспределения финансовых ресурсов между его собственниками (индивидами, институциональными
субъектами) и их потребителями. В отличие от бюджетно-налогового данный механизм является инструментом прямого и адресного перераспределения финансовых средств. При определенных условиях этот механизм может являться более действенным, поскольку изначально сопряжен с меньшими удельными издержками доведения ресурса до конечного потребителя, чем механизм налоговый. Важно также, что действие данного механизма обусловлено волеизъявлением донора [3].
Существует множество определений благотворительности, каждое из которых имеет свое обоснование в адекватно выбранной автором стратегии исследования.
Благотворительность, по мнению
М.Н. Вандышева, Л.Е. Петровой, - это действия предприятий по оказанию помощи нуждающимся, которые следует рассматривать как комплекс мероприятий, обеспечивающих ответственность компании (и шире - бизнеса) перед различными социальными группами (местное сообщество, власти, персонал компании, коммерческие партнеры, инвесторы и пр.). Перспективным для понимания действий компаний в сфере благотворительности является выяснение степени осознания экономического влияния благотворительной деятельности на положение дел на предприятии [4].
Благотворительность - оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры) [5].
Благотворительность - оказание материальной помощи бедным (устар.); частная благотворительность; безвозмездная работа (разг. шутл.) [6].
С понятием «благотворительность», на наш взгляд, следует соотносить добровольную бескорыстную целенаправленно организованную деятельность юридических и физических лиц по оказанию материальной (финансовой, натуральной и др.) помощи или поддержки лицам, группам, организациям [7].
Другие определяют благотворительность как негосударственную добровольную безвозмездную деятельность в социально-экономической сфере, направленную на поддерж-
ку отдельных субъектов, организаций и предприятий, у которых по тем или иным причинам не хватает экономических ресурсов для полноценного функционирования и развития [8].
Благотворительность как форма помощи имущего неимущему, проявление сострадания к ближнему в прошлом была возведена в нравственный принцип, имеющий под собой прочные основания. Благотворительной деятельности стремились придать устойчивый и долговременный характер. С этой целью владельцами предприятий создавались специальные благотворительные капиталы. Получили известность, например, именные капиталы, существовавшие в товариществе Ярославской Большой мануфактуры и товариществе Норской мануфактуры, названные в честь владельцев этих предприятий: Благотворительный капитал им. А.А. Корзинкина и Фонд стипендий им. А.А. Локалова. Капитализация благотворительных средств получила большое распространение, позволяющее расценивать ее как своеобразное экономическое явление. Масштабы этого явления были значительно шире, чем это иногда представляется. В хозяйственном ведении предприятий помимо собственных благотворительных средств находились благотворительные капиталы, пожертвованные сторонними лицами на те или иные цели [9].
Поступки экономических субъектов, предприятий по оказанию помощи нуждающимся следует рассматривать как комплекс мероприятий, обеспечивающих ответственность компании (и шире - бизнеса) перед различными социальными группами (местное сообщество, власти, персонал компании, коммерческие партнеры, инвесторы и пр.). Перспективным для понимания действий компаний в сфере благотворительности является выяснение степени осознания экономического влияния благотворительной деятельности на положение дел в фирме.
Уровень благотворительности в настоящее время значительно отстает от уровня благотворительности дореволюционной России. На сегодняшний день, когда появились очень состоятельные, богатые люди, многие преуспевающие фирмы, банки, частные предприятия, крайне необходимо возродить такую старую, добрую традицию нашего народа, как благотворительность.
Однако ввиду тотального недоверия властей к своим гражданам в обществе сложилось мнение, что у благотворительности нет иных мотивов, кроме как сокрытие денег от налогообложения. Различного рода ЧП, АО.
ООО, ТОО вместо того, чтобы помогать истинно страждущим, спонсируют многочисленные культурные, спортивные и развлекательные мероприятия.
При исследовании феномена благотворительности выделяются несколько различных аспектов, но одним из самых важных для понимания роли этого феномена в современной России является исследование мотивации доноров - субъектов благотворительной деятельности. На самом деле, что движет человеком, выделяющим из прибыли своей фирмы средства на помощь посторонним людям? При рассмотрении предпринимателя как экономического человека (в дихотомии «человек экономический - человек социологический»), ему совершенно необходим позитивный результат этой помощи. Это не только изменение положения дел у объекта благотворительности, но и расчет на положительный эффект в фирме.
Совокупность условий, побуждающих компанию (корпоративная благотворительность) или отдельное лицо (индивидуальная, или частная, благотворительность) совершать акт благотворительного пожертвования (благотворительное действие), называется мотивацией благотворительности.
К настоящему времени в зарубежной экономической литературе сложились четыре основные мотивационные парадигмы благотворительности (табл. 1) [10].
Однако если рассматривать благотворительность как более широкое понятие, эффекты от благотворительной деятельности имеют более широкий масштаб. С уверенностью можно утверждать, что определенным образом распределяя средства, полученные от прибыли в своей организации, предприниматели воздействуют сразу на несколько уровней общественной организации.
Таким образом, благотворительная деятельность - это исполнение ответственности на разных уровнях общественной организации: от своего трудового коллектива через коммерческих партнеров - к местному сообществу. Это вовсе не означает, что бизнесмены также скрупулезно и тщательно раздумывают о том, кому, для чего и когда помогать «безвозмездно». Представляется, что в практике российской благотворительности социальная ответственность пока не связана с феноменом безвозмездной передачи средств нуждающимся.
Благотворительность в России определяется и регулируется законом РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [11], принятом в 1995 г., поэтому в своей благотворительной деятельности необходимо руководствоваться определениями закона:
Таблица 1
Основные мотивы осуществления благотворительной деятельности
Мотивационная и общечеловеческая парадигма Основные движущие мотивы
Альтруистическая Альтруизм
«Ожидание выгоды» Возможность получения определенных выгод (преимуществ) в результате благотворительности. Трактовки категории выгоды достаточно многообразны и варьируются от прямых, реально ощутимых выгод (например, получение билетов на лучшие места в зале вследствие пожертвований театрам; бесплатные экскурсии вследствие пожертвований музеям; маркетинговые преимущества; снижение издержек на рабочую силу, возможное в том случае, если собственник - благотворитель, и т. д.) до получения общественного признания, одобрения, благодарности
«Самореализационная» Получение внутреннего удовольствия (удовлетворения) от акта благотворительности. С точки зрения донора, не имеют значения ни ощутимые выгоды, ни эффекты данного акта для получателя благотворительных средств
«Социальное участие» Благотворительное пожертвование является средством выражения участия донора в определенной социальной сфере, средством самоидентификации с потребностями других
«Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в т. ч. денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки».
Как следует из закона, поддержка политических партий, движений, групп и кампаний, как и поддержка коммерческих структур, благотворительностью не являются. Закон не только дает определение благотворительности, но и четко определяет цели благотворительной деятельности:
«Благотворительная деятельность осуществляется в целях:
- социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
- подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
- оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
- содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
- содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
- содействия защите материнства, детства и отцовства;
- содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
- содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
- содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
- охраны окружающей природной среды и защиты животных;
- охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения».
Таким образом, основная стратегическая цель благотворительности - это стремление общества, благотворителей и посредников помочь нуждающимся людям получать приемлемый уровень удовлетворения потребностей, если они сами не в состоянии это сделать, и тем самым обеспечить реализацию общепринятых и социальных прав человека.
Проведенный анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта благотворительности на основе использования социально-экономических технологий позволили выделить основные принципы благотворительности.
Принцип равноправия всех членов общества при участии в благотворительной деятельности, который исключает национальную, этническую, политическую и религиозную дискриминацию граждан, беженцев и лиц без гражданства.
Принцип достаточности благотворительной деятельности, который предусматривает такой ее объем, который позволяет удовлетворять базовые потребности нуждающихся лиц на социально приемлемом уровне, а также предоставление минимума материального возмещения потерь и убытков от различных чрезвычайных обстоятельств, стихийных и техногенных бедствий. Достаточность благотворительной помощи необходима для обеспечения социально приемлемого уровня жизни и в то же время предотвращает возникновение социального иждивенчества трудоспособного населения.
Принцип адресности - оказание конкретной благотворительной помощи нуждающимся группам и слоям населения в соответствии с пожеланиями самих благотворителей.
Принцип правовой обеспеченности достигается благодаря действующим законодательным и нормативным актам, которые регулируют сферу благотворительности.
Принцип устойчивости благотворительной деятельности обеспечивается благодаря наиболее полному и целенаправленному ис-
пользованию поступающих из всех источников средств.
Принцип управляемости системой благотворительности, который обеспечивается за счет четкого разграничения функций, полномочий, ответственности и ресурсного обеспечения самых различных организаций, осуществляющих благотворительную поддержку как за счет частных лиц, так и отдельных организаций.
Принцип научной обоснованности системы благотворительности предполагает использование теоретических, методических, экспериментально апробированных механизмов и технологий, доказавших на практике свою эффективность в решении практических проблем благотворительности, а также использование современных экономических взглядов на выживание людей в условиях техногенной цивилизации.
Принцип информационной достаточности обоснования и сопровождения благотворительных акций, позволяющий встроить благотворительную деятельность как в систему социальной политики и социальных технологий, так и в рыночную экономику.
Принцип эффективности функционирования благотворительных организаций, обеспечивающий доступность предоставляемых благ нуждающимся слоям населения на основе способности благотворительной организации четко выявлять и реализовать свои уставные функции [8].
Перечисленные принципы осуществления благотворительной деятельности позволяют подчеркнуть ее роль в современном обществе и обосновать с учетом складывающейся социально-экономической ситуации предоставление налоговых преимуществ и других привилегий. Совершенно очевидно, что налоговые льготы и иные формы стимулирования благотворительной деятельности могут быть предоставлены в начале в меньшем объеме, а затем постепенно увеличиваться по мере улучшения экономической ситуации в стране и наполняемости бюджета.
1. Катасонова Е.Л. Японские корпорации: культура, благотворительность, бизнес. М., 1992.
2. Апресян Р.Г. Дилеммы благотворительности // Общественные науки и современность. 1997. № 6.
3. Чепуров Ф.А. К вопросу об экономической сущности явления «благотворительность» // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. № 5. С. 191-195.
4. Петрова Л.Е. Экономическая мотивация бла-
готворительной деятельности (на примере предприятий Екатеринбурга) // Поиск эффективных институтов для России XXI века: Интернет-конференция с 27.10.03 по 27.12.03. URL: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/
132458.html. Загл. с экрана.
5. Клецина А.А., Орлова А.В. Современные социальные исследования благотворительности в России: трактовки и подходы. URL: http:// www.goldenheart.ru/art_14.shtml. Загл. с экрана.
6. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1935. Т. 1.
7. Киреева Т.А. Проблемы благотворительности и общественное мнение в Республике Калмыкия на современном этапе // Благотворительность в России. СПб., 2001.
8. Якимец В.Н. Рынок исследований благотворительности в современной России: Попытка системного осмысления // Благотворительность в России: Социальные и исторические исследования. СПб., 2001.
9. Касьянова К. О русском национальном характере. Москва; Екатеринбург, 2003.
10. Загорулько Н.М. Экономическая мотивация корпоративной благотворительности в РФ // Благотворительность в России. 2003/2004: Исторические и социально-экономические исследования / под общ. ред. О.Л. Лейкинда. СПб., 2004. С. 3.
11. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: федеральный
закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ // Российская газета. 1995. № 159. 17 авг.
Поступила в редакцию 15.12.2009 г.
Budantseva S.V. Economic essence of the phenomenon “charity”: purposes and principles.
In the work charity is considered as economic phenomenon. Main objectives and charity principles in Russia are allocated. Definition of motivation of charities is made.
Key words: charity; subject of charities; motivation of charities.