Ю.А. Паршакова БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ...
OR UNIVERSITY IN THE CONTEMPORARY SOCIO-ECONOMIC SYSTEM
© 2015
A.P. Levina, Competitor of the Department «Sociology»
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract. The labor market provides an efficient use of labor resources of the territory, increasing not only economic growth, but also the level of material well-being of the population. Cities monostructural economies dependent on external social and economic factors, where the main burden of the negative impact of falls on the social aspect of the city. For the most part it graduates are at risk on the employment in the territory of company towns. The existing structure technology employment of college graduates in monotown pronounced asymmetry of information does not allow them to realize their creative and personal and professional potential. Education and science ensure the availability of trained and qualified personnel able to quickly and effectively implement in Russia, new and innovative projects. At the same time it is important that graduates still being trained in vocational education, acquired competencies demanded in the innovation economy. Participating in the process of employment on the local labor market, the educational process of the university and its content is transformed to the practical implementation of the acquired knowledge, thereby reducing the time to obtain theoretical knowledge. Functional congestion institution in the socio-economic system reduces the effectiveness of his involvement in the education market as the «supplier» of basic knowledge, which are the basis of innovative economy.
Keywords: innovation, market, territory, city, school, work, graduate, society, market monotowns system, education, science, resources, economy, innovation, knowledge, finance, services, career, employers, attitude, need, frames .
УДК 316.1:65.01
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
© 2015
Ю.А. Паршакова, аспирант
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. В данной научной статье рассмотрен феномен благотворительности как объект социологического анализа. Автор поставил задачу определить и обосновать современное состояние благотворительной деятельности. Особое внимание в статье уделено трактовке понятия благотворительности в различных энциклопедических источниках в конкретные исторические периоды.
Ключевые слова: благотворительность, волонтёрская деятельность, социальная ответственность, социологическое исследование, структура благотворительной деятельности.
С давних пор русский человек считался широк душой и жалостлив к падшим и нищим. Благотворительность в истории русского народа берет свое начало с 911 года, когда были заключены договоры князя Олега и князя Игоря с Византией о выкупе пленных, упоминаемые в «Повести временных лет». Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Восторжествовала идеология, никак не дозволявшая практически никаких конфигураций благотворительности. Все без исключения ресурсы социальных и собственных филантропических учреждений подверглись национализации, а их собственность отдана стране, сами же учреждения упразднены особыми декретами.
Какое состояние благотворительной деятельности сегодня? Благотворительная деятельность является источником помощи и поддержки для миллионов людей во всем мире. Новое время порождает новые задачи и новые возможности. Социологи уверены, что частные благотворительные пожертвования и волонтерский труд свидетельствуют о целостности общества. Они утверждают, что в сфере благотворительности между разными странами и регионами мира существуют большие различия. То, что считается благотворительностью в одной стране, в другой может восприниматься, как нечто привычное и повседневное. В некоторых странах благотворительные организации финансируют и оказывают услуги, которые в других странах обеспечиваются государством. В ряде регионов как благотворительность воспринимается помощь членам собственной семьи, в других благотворительность - это исключительно поддержка зарегистрированных в соответствии с законодательством благотворительных организаций.Также данные социологических исследований убедительно свидетельствуют о том, что мы по-разному участвуем в благотворительной деятельности на разных этапах жизни, и эти различия гораздо более четко выражены, чем гендерные. Объемы благотворительных пожертвований и волонтерской работы растут быстрее всего в самой старшей возрастной группе, в то время как помощь нуждающимся наиболее распространена среди респонден-
тов среднего возраста.
Тем не менее, благотворительность вновь обретает черты развитого социального института, каковым она была в дореволюционной России [1]. Существенную роль в становлении благотворительности в обновленной России сыграли зарубежные благотворительные организации и фонды. Она выразилась не только в поставках гуманитарной помощи, но и в поддержке культурных, научных и социальных проектов, в обучении персонала благотворительных организаций. Потребовалось немало времени, прежде чем отечественные филантропические организации превратились из объекта благотворительности в полноправного субъекта благотворительной деятельности.
Одними из первых зарубежных благотворителей в постреформенной России в начале 90-х гг стали иностранные грантодатели и благотворительные фонды: Фонд Форда, Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров, британский благотворительный фонд Charities Aid Foundation, Всемирный фонд дикой природы (WWF), Фонд Чарльза Стюарта Мотта, Фонд Сороса. Оказывая поддержку единичным общественным, культурным и научно-академическим проектам, они активизировали продуктивную деятельность отечественных научных работников, профессиональных артистов и талантливых музыкантов, художников и дизайнеров. Увеличивая собственную работа, в целях оптимизации деятельности, данные фонды организовывали собственные представительства в России.
Сегодня одним из ярких примеров исследований благотворительности является исследование World View Poll [2] компании Gallup30 - долгосрочное исследование общественного мнения, которое проводится в 153 странах и охватывает около 95% населения мира (около 6,96 миллиардов человек). На основе его данных был составлен рейтинг стран, занимающихся благотворительностью. В 2011 году США удалось подняться на первое место, Россия в этом списке числиться лишь на 130 позиции, однако по сравнению с 2010 годом - это прогресс, тогда Россия была на 138 месте. Здесь хочется отметить, что в этих странах распространены различные структу-
Ю.А. Паршакова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ..
ры пожертвования. Если в США многомиллионные благотворительные сборы на 80% состоят из 10-долларовых пожертвований простых граждан, у нас, по данным САР (международной организации, которая оценивает состояние благотворительности в разных странах), 77% денег жертвуют юридические лица и лишь 14% - обычные люди.
Почему же эти 14% подарили часть своего времени и денежных средств на помощь нуждающимся, и почему их только 14%? Как известно, 2006 год был объявлен годом благотворительности в России. Однако, как говорят исследования социологов ВЦИОМ, большинство россиян не готовы участвовать в этом деле. О категорическом нежелании выделять деньги нуждающимся, говорят как рядовые граждане, так и бизнесмены. Причины прохладного отношения к меценатству кроются не в равнодушии россиян, а в отсутствии условий для развития института добрых дел. Так, например, предпринимателей смущают сложности с оформлением пожертвований и отсутствие налоговых послаблений. Обычные люди опасаются того, что их деньги пойдут «не по адресу». Кроме того, благотворительность постоянно компрометируют многочисленные случаи мошенничества. В последнее время увеличилось число фальшивых писем, авторы которых вымогают деньги на помощь несуществующему больному ребенку.
Тем не менее, есть люди, которые, невзирая на предрассудки и слухи, осознанно занимаются благотворительностью, бескорыстно помогают. И нас волнует, какова же их «лакмусовая бумажка», мотивы обычного человека, готового или уже занимающегося таким видом деятельности. О благотворительности различных организаций и просто предпринимателей многое давно написано и издано. Например, компания «МТС» с помощью благотворительных программ, помимо оказания существенной помощи больным детям, решает корпоративные задачи, в частности - улучшение собственного имиджа в глазах потребителей и общественности. Е. Кохановская (директор департамента по связям с общественностью МТС) утверждает, что эти «проекты помогают сформировать особую связь на эмоциональном уровне с ключевыми аудиториями компании, повысить лояльность клиентов. Корпоративные клиенты вовлекаются в благотворительность. Благодаря им бюджет МТС, предусмотренный на благотворительные проекты в 2012 году, еще в январе вырос на 10%» [3]. Основываясь на мнении заместителя директора фонда «Петропавловск» Д. Петрова, можно сказать, что существенно выросла роль мероприятий в рамках благотворительности в формировании и улучшении репутации крупных корпораций и предприятий: «Это важный инструмент в конкурентной борьбе, а не плата за богатство» [3].
Наиболее успешные филантропические проекты - партнерские, когда для решения социальной проблемы объединяются представители бизнеса, власти и некоммерческих организаций. Например, в Самарской области в результате такого сотрудничества принят Закон о благотворительности, который ввел на территории региона льготы для некоммерческих организаций. Все целевые программы чиновники разрабатывают в контакте с третьим сектором, благотворители получают субсидии на социальные проекты, работает социальный портал, где отдельная страница посвящена некоммерческим организациям, присуждается премия «Оскар благотворительности» [4].
В современном обществе благотворительность выходит за рамки социальной сферы и активно развивается в культуре, образовании, науке, производстве [5]. В благотворительные организации приходят профессионалы управленцы, фандрайзеры, специалисты по общественным связям, ученые. Всё это свидетельствует об актуальности данного исследования, о злободневности этой проблемы. Целью работы является социологический анализ благотворительной деятельности как формы социального обмена.
Существенное методологическое значение для понимания феномена благотворительности, благотворительной деятельности заключается в категориальном определении. Впервые в России понятие «благотворительность» было употреблено известным историком Н. М. Карамзиным в 18 в. под этим термином он понимал буквальный перевод с французского слова «bienfaisance» - добровольная деятельность граждан и организаций по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче имущества, денежных средств, выполнению работ, представлению услуг, оказанию иной помощи. В России до появления этого термина такая деятельность обозначалась древнерусским словом «призрение», в «семантику которого органично входили древнерусские глаголы, отражающие деятельную любовь к ближнему: пригрети, напоити, увещевати, болезновати, про-щати» [6] и другие.
Термин «благотворительность» в научной литературе трактуется по-разному. Это связано с тем, что этот непростой феномен общественного проявления очень многогранен и выполняет определенные функции в устройстве самого общества. По мнению В. О. Ключевского, благотворительность - не только вспомогательное средство общественного благоустройства, но и необходимое условие личного нравственного здоровья; она больше нужна самому благотворителю, чем просящему [7].
Стоит уделить внимание трактовке понятия благотворительности в различных энциклопедических источниках в конкретные исторические периоды. Так в Большой Советской энциклопедии понятие благотворительность трактуется в качестве помощи, лицемерно оказываемой представителями господствующих классов эксплуататорского общества некоторой части неимущего населения с целью обмана трудящихся и отвлечения их от классовой борьбы [8].
В словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона, благотворительность выражается в материальной помощи нуждающимся, лечении бедных больных, воспитании сирот, бесприютных детей и призрении дряхлых, увеченных и неспособных к труду [9]. В словаре С. И. Ожегова под благотворительностью понимают определенные действия и поступки, совершаемые безвозмездно, приносящие пользу обществу или материальную помощь неимущим [10].
В философском энциклопедическом словаре благотворительность определяется как «филантропия - деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно и безвозмездно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся людям, решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни» [11].
В соответствии со ст. 2 Закона РФ № 135-Ф3 и ст. 3 Закона СО № 18-ГД, благотворительность — это полностью добровольная деятельность отдельных граждан или юридических лиц, связанная с передачей безвозмездно или на льготных условиях другим юридическим лицам или гражданам материального имущества, денежных средств или выполнением работ и услуг [12].
Э. А. Фомин и Е. З. Чикадзе понимают под благотворительностью добровольную негосударственную деятельность социального характера, связанную с поддержкой отдельных граждан или организаций, у которых по различным причинам не хватает собственных ресурсов для необходимого функционирования. Причем, поддержка своих родственников, соседей, друзей или знакомых не рассматривается как проявление понятия благотворительности [13].
Еще одно определение благотворительности было дано в проекте «Бизнес, власть, общественность и СМИ в российской благотворительности» - это определенная деятельность общества или индивидуума, выполняемая безвозмездно, и направленная на поддержку каких-либо сфер бытия человека, которая осуществляется им под знаком поддержки своего чувства равновесия и совершенства. Причем, эти действия субъективно мотивиру-
Ю.А. Паршакова, А.Ю. Суханова БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА...
ются чувством страха смерти, справедливости, милосердия, гармонии, социальной стабильности и ответственности, личной значимости и известности, бессмертности и желанием «прощения и отпущения грехов» [14].
В диссертационной работе Е. А. Абросимовой на тему «Благотворительные организации в Российской Федерации», благотворительность - это бескорыстная любовь к человечеству, которая, как правило, обнаруживается посредством создания и функционирования «общественных институтов или пожертвований для организованной и систематической помощи нуждающимся и страждущим» [15].
И. В. Антонович, рассмотрев различные определения благотворительности, даёт следующее её определение: благотворительность - это явление, имеющее устойчивые исторические и духовные традиции во многих культурах, характеризующееся различными механизмами воздействия на возникновение и развитие отдельных ее форм, что позволяет оценить социальную эффективность этого явления на определенном этапе развития общества, его роль в формировании и защите жизненных сил человека, обеспечении устойчивости эволюции и функционирования социума.
Таким образом, можно согласиться с правдивым замечанием И. В. Антонович, «в научном дискурсе нет единого представления о благотворительности. С одной стороны, все согласны, что благотворительность -это безвозмездная помощь нуждающимся. Однако нет общего представления о том, какого характера помощь следует относить к благотворительной, каковы должны быть формы такой помощи, кто является субъектом благотворительности и, наконец, каковы функции благотворительности и роль благотворительных организаций в современной России» [16].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Общественный совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.osspb. ru/experts/ (дата обращения 14.10.2013).
2. Мировой рейтинг благотворительности. Глобальные тенденции благотворительности [Электронный ресурс] Режим доступа: https://worldview.gallup.com/ (дата обращения 14.10.2013).
3. Благотворительный фонд Святителя Василия Великого [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mscharity. ги/ (дата обращения 14.10.2013).
4. Газета «Эксперт северо-запад» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.expertnw.ru/ (дата обращения 15.10.2013).
5. Желнина, Е. В. К вопросу о значении градообразующего предприятия в социокультурной и экономической жизни моногорода // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2011. - № 4. - С. 129-133.
6. Занозина, В. Н. Благотворительность и милосердие: Рубеж Х1Х-ХХ веков: историко-документальное издание / Е. А. Адаменко; Ред.: Н. Ю. Семенов. — СПб. : Лики России, 2000. — С. 248.
7. Ключевский, В. Боярская Дума Древней Руси. Добрые люди Древней Руси / В. Ключевский. - СПб.: Питер, 1994. - С.1.
8. Большая советская энциклопедия, 2-е издание. - М. : Изд-во «Большая советская энциклопедия», 1952.
9. Брокгауз, Ф. А. Энциклопедический словарь. Современная версия / И. А. Ефрон. — М.: Издательство Эксмо, 2003. — С. 63.
10. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / Н. Ю. Шведова. - М. : Азбуковник, 1999. - С. 50.
11. Ивин, А. А. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. - М. : Гардарики, 2004. - С. 99.
12. Федеральный Закон от 11.08.1995 г. № 135 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
13. Фомин, Э. А. Благотворительность как социокультурный феномен в России / Е. З. Чикадзе. - СПб. : Питер, 1999. - С. 83.
14. Бродский, Д. Отчет по исследованию значения СМИ в формировании позитивного отношения к благотворительности в российском обществе / Д. Бродский. - М. : Дело, 1999.
15. Абросимова, Е. А. Благотворительные организации в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук: защищена 22.12.2006 / Е. А. Абросимова. - М. : «Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации», 2003. - С. 131.
16. Григорьев, С. И. Словарь виталистской социологии / С. И. Григорьев. - М. : Гардарики, 2006. - С. 33-35.
CHARITY AS OBJECT OF SOCIOLOGICAL RESEARCH
© 2015
Y.A. Parshakova, graduate student
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract. In this scientific article the charity phenomenon as object of the sociological analysis is considered. The author set the task to define and prove a current state of charity. The special attention in article is paid to interpretation of concept of charity of various encyclopedic sources during the concrete historical periods.
Keywords: charity, volunteer activity, social responsibility, sociological research, structure of charity.
УДК 316.1:65.01
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА
© 2015
Ю.А. Паршакова, аспирант А.Ю. Суханова, аспирант
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. В данной научной статье рассмотрен феномен благотворительности как объект социологического анализа. Основной вывод, который можно сделать из анализа основных теоретико-методологических подходов, заключается в том, что благотворительность может рассматриваться в качестве одной из форм социального обмена, носящего как символический (традиционный) характер, так и характер выгоды.
Ключевые слова: благотворительность, Тольятти, помощь, социологическое исследование, социальный обмен.
Изучением феномена благотворительности занимаются ученые многочисленных научных специальностей: историки, социологи, психологи, философы, культурологи, экономисты, юристы и другие специалисты. Подавляющее большинство исследователей склонны рассматривать благотворительность как важную часть
общества, не отделимую от него самого. Практически во все времена научный интерес к этой проблематике оставался постоянно высоким. И сегодня также существует необходимость в научном анализе, описании и осмыслении этого непростого феномена.
Теоретико-методологической основой для социоло-
145