ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА
УДК 37.013.42:364.054
Т.С. Дорохова
Л.В. Устюжанина
Благотворительность как социально-педагогическое явление
Благотворительность относится к явлениям настолько распространенным в современном обществе, что возникает иллюзия ее простоты и понятности. Между тем анализ современных исследований в социогуманитарной сфере показывает многогранность данного понятия, сложность благотворительности как элемента практики и неоднозначное отношение к ней в различные исторические периоды. В данной статье благотворительность рассматривается в социально-педагогическом контексте, то есть как средство социализации личности в условиях нормы и отклонения от нее.
Ключевые понятия: благотворительность, социальная педагогика, социализация, самореализация, менталитет.
В современном мире благотворительность становится третьим сектором экономики. И это совершенно оправданно. Ведь государство далеко не всегда в полной мере может решить социально-экономические проблемы своих граждан. Это связано, во-первых, с ограниченностью государственного бюджета и, во-вторых, с непредсказуемостью масштабов проблем, которые необходимо решать в контексте социальной политики. Действительно, трудно прогнозировать катастрофы, природные катаклизмы, несчастные случаи, болезни, осложнения при родах и т.д. В различные исторические периоды в подобных ситуациях на помощь «ближним» приходили простые люди, общественные организации, благотворительность оказывалась альтернативой (или дополнением) государственной помощи.
Несмотря на, казалось бы, очевидную полезность благотворительности для государства и общества, в нашей стране в период Советской власти отношение к ней было довольно неоднозначным. Официально власть критиковала ее, объявив буржуазным пережитком, фактически отождествляя с подачкой, унижающей достоинство человека, узаконивающей неравенство. Однако в кризисные для страны периоды благотворительная деятельность становилась
© Дорохова Т.С., Устюжанина Л.В., 2015
32
Благотворительность как социально-педагогическое явление
не только разрешенным средством материальной и деятельностной помощи, но и приветствовалась. Достаточно вспомнить личные благодарности руководителей государства и Коммунистической партии в годы Великой Отечественной войны труженикам тыла, коллективам предприятий, колхозов, учреждений социальной сферы, даже представителям РПЦ за сбор средств в фонд обороны. Следует также отметить, что, несмотря на официальные запреты, в России благотворительность продолжала существовать на протяжении всего советского периода в различных формах либо в завуалированном виде (шефство, добровольная покупка государственных облигаций), либо открыто (взаимопомощь).
Вероятно, «непростая» история благотворительности в России обусловила возросший интерес к данному явлению в 1990-е годы, когда распад Советского Союза, а вместе с ним и системы социального обслуживания на фоне глубокого социально-экономического кризиса и обострившихся проблем в обществе, по сути, привели к возрождению благотворительной деятельности в самых разных ее проявлениях. В 1995 году она получила нормативное оформление в Законе от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Актуальность благотворительной деятельности в современной России подтверждается появлением нового Федерального закона от 04.11.2014 № 327-ФЗ «О меценатской деятельности», нацеленного на «поддержку сохранения культурных ценностей и развития деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства» [8].
В 1990—2000-е годы появилось огромное количество исследований, посвященных особенностям благотворительной деятельности в различные исторические периоды в России вообще и в отдельных регионах в частности; религиозным аспектам благотворительности; деятельности отечественных и зарубежных меценатов; специфике современной благотворительности и т.п. Научные мероприятия различного уровня, посвященные обозначенным проблемам, стали фактически регулярными, в регионах публиковались тематические сборники [1, 2]. Однако при явном внимании со стороны теоретиков и практиков в отечественном социогуманитарном знании до сих пор нет единства по поводу сущности понятия «благотворительность», его признаков, мотивов, соотношения с государственной политикой и т.д. Недостаточно исследований, в которых благотворительность рассматривается в социально-педагогическом аспекте.
Между тем анализ данного явления в социально-педагогическом аспекте позволяет выявить его тесную связь с социализацией. Под социализацией в данном случае понимается процесс и результат усвоения индивидом социально значимого опыта (ценностей, знаний, умений, норм, и т.п.) того общества, к которому данный индивид принадлежит, а также самореализация его на основе усвоенного опыта. Анализ благотворительности в социально-педагогическом аспекте позволяет более глубоко изучить ее
33
Благотворительность как социально-педагогическое явление
субъект-объектную и мотивационную составляющие. В свою очередь, контент-анализ исследований, посвященных определению сущностных характеристик благотворительности, позволяет выделить следующие проблемные направления в ее изучении:
1. Субъектное. В роли благотворителя (субъекта благотворительности) могут выступать индивид, семья, организация, церковь и государство. В первом случае это глубоко личный акт помощи, проявление нравственной зрелости человека, если же в роли благотворителя выступает организация, то этот акт должен быть обязательно организованным и общественным.
Несмотря на то что государство часто вычеркивается исследователями из списка благотворителей, на наш взгляд, следует учитывать его влияние на эволюцию данного явления в нашей стране. Отчасти это связано с особенностями русского менталитета, со всем ходом отечественного исторического развития, а именно с зависимостью различных сфер жизнедеятельности российского общества от государства.
2. Объектное. Благотворительность может предназначаться отдельным людям, организациям, животным, природной среде, культурным объектам и процессам. Однако из числа объектов благотворительности некоторыми исследователями исключаются люди или организации, которые могут решить имеющиеся проблемы самостоятельно, но в силу разных причин не делают этого (например, церковь), а также люди, связанные с благотворителями родственными или иными связями.
3. Содержательное. Благотворительность может осуществляться как материально, так и «деятельностно», то есть, совершая благотворительное действие, субъект может передавать нуждающимся деньги или какое-то имущество, а также оказывать моральную поддержку или добровольную трудовую помощь.
4. Мотивационное. Причинами благотворительности могут являться:
— добровольное, бескорыстное желание, основанное на религиознонравственных воззрениях, индивидуально-позитивных характеристиках; обязанность перед обществом, обусловленная высшей целью государственного блага, рациональными и практико-охранительными интересами членов сообщества;
— личные интересы, связанные с получением наград, должностей, признания в обществе (хотя некоторые авторы полагают, что данный мотив автоматически выводит деятельность из сферы благотворительности, так как нарушается принцип безвозмездности помощи) [3].
Исходя из вышесказанного, под благотворительностью можно понимать добровольную, безвозмездную, целенаправленную помощь, оказываемую в деятельностной или материальной форме на индивидуальном, групповом, общественном уровнях объектам, испытывающим трудности, с которыми они по ряду причин не могут самостоятельно справиться.
34
Благотворительность как социально-педагогическое явление
Обращаясь к анализу благотворительности в социально-педагогическом аспекте, отметим, что социализация может осуществляться как в условиях нормы, так и отклонения от нее. В первом случае индивид социализируется последовательно. При этом инструментами социализации являются социальное воспитание (целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых для успешной социализации) и социальное обучение (целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации ребенка) [9]. Культура, точнее, ее структурные компоненты (ценности, смыслы, знания, практика, материальные ресурсы) являются одновременно содержанием и средством социализации.
Ядром культуры народа исследователи часто называют менталитет — устойчивую во «времени большой длительности» систему внутренних глубинно-психических социокультурных установок, формирующуюся и изменяющуюся как под влиянием внешних воздействий, так и путем внутренне обусловленного саморазвития и функционирующую на стыке сознания и бессознательного [6].
Как система социокультурных установок, присущих тому или иному народу, менталитет определяет его базовые ценности, особенности его национального характера. Так, среди ментальных характеристик русского народа выделяют «широкость» (Н.А. Бердяев, Ф.М. Достоевский, Н.О. Лос-ский, Г.И. Успенский), «стремление к абсолютным ценностям» (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский), «созерцание сердцем» (Ф.М. Достоевский, И.А. Ильин, В.Г. Короленко, Н.О. Лосский), приоритет духовных ценностей над материальными [7]. Нетрудно заметить, что названные характеристики в своей совокупности являются предпосылкой для осуществления благотворительной деятельности.
Интересно, что отношение к благотворительности как духовному явлению, чрезвычайно значимому для русского человека, фиксируется также в русском языке. Слово «благотворительность» является производным из слов «благо», «добро» и «творить». Часто в качестве синонима благотворительности употребляется понятие «милосердие», то есть «милость сердца». Милость понималось как некое свойство Бога, «проявление божьей любви и благости к падшему человечеству». В свою очередь, слово «сердце» православные авторы используют как синоним понятия «личность», понимаемой как образ и подобие Бога. Иначе говоря, «милосердие — это внутреннее состояние, которое, по способности человека обладать милостью, уподобляет человеческую личность Богу. Милосердие оказывается не просто психологическим критерием человечности, не только свойством его биологической природы, восходящим к родительской заботе, не просто общечеловеческой ценностью, наряду с состраданием, добротой, справедливостью, умением помочь ближнему, толерантностью, но и обретает глубокое онтологическое значение» [4, с. 156].
35
Благотворительность как социально-педагогическое явление
Для сравнения: в английском, французском, итальянском языках рассматриваемое явление обозначается терминами мercy — «прощение Богом деяний его созданий» от старофранцузского mercit — «награда, подарок, любезность, доброе дело», от латинского mercedem — «вознаграждение, заработная плата, оплата услуг» и charity — от латинского caritatem (общеупотребительного caritas), что означает «дороговизна, уважение, привязанность», которое, в свою очередь, произошло от cams — «дорогой, ценный», в основе которого лежит ka — «нечто подобное желанию» [4, с. 154].
Таким образом, склонность к благотворительности (милосердие) является одной из ментальных характеристик русского народа. В различные исторические периоды она проявляется в разных формах:
— в общинный период — в форме взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимозащиты;
— в средневековый период (в период господства христианской идеологии) — в форме милостыни;
— в период нового времени — в форме меценатства.
Оговоримся, что в различные исторические периоды перечисленные
формы благотворительности были не единственными, а, скорее, наиболее распространенными. К тому же наступление нового периода не означало вытеснение предыдущих форм благотворительности вновь появившимися. Так, например, в XIX веке в России сосуществовали и общинные формы взаимопомощи, и милостыня, и меценатство, и другие формы благотворительности.
Вышесказанное свидетельствует о том, что склонность к благотворительности как одна из значимых социокультурных установок русского народа оказывает влияние на процесс и результат «вхождения» человека в общество, на формирование его как личности с определенными ценностями, нравственными установками, знаниями, умениями, навыками, иными словами — на социализацию. Личность в процессе социализации, усваивая основные ценности русского менталитета, становится субъектом благотворительности. Таким образом, можно говорить о том, что особенности русского национального характера мотивируют личность к благотворительной деятельности.
Еще более явно социально-педагогический аспект благотворительности проявляется в том случае, когда социализация личности протекает в условиях отклонения от нормы. Тогда личность часто становится объектом благотворительности. Так, на протяжении всей русской истории объектами благотворительности, как частной, так и общественной, были сироты, инвалиды, дети из необеспеченных или неблагополучных семей.
Таким образом, анализ субъект-объектной и мотивационной характеристик благотворительности по признаку позволяет рассматривать ее в качестве значимого средства социализации. Значит, и в современном обществе в процессе социального воспитания необходимо целенаправлен-
36
Благотворительность как социально-педагогическое явление
но развивать у детей и подростков такие качества, как щедрость, гуманность, стремление помочь, приоритет духовного над материальным. Такое воспитание осуществляется в основном посредством привлечения к благотворительным акциям, волонтерской деятельности и т.д. Это, в свою очередь, позволит, с одной стороны, успешно транслировать подрастающему поколению традиционные ментальные основания русского народа, сформировать духовные ценности, а с другой — станет существенной материальной и деятельностной поддержкой для детей и подростков, испытывающих трудности в социализации.
Литература
1. Благотворительность на Урале / М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Т.С. Дорохова [и др.]; ред.-сост. Ю.А. Дорохов. Екатеринбург: «СВ-96», 2001. 256 с.
2. Благотворительность на Урале: парадоксы времен / М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Т.С. Дорохова [и др.]; ред.-сост. А.М. Лушников. Екатеринбург: «СВ-96», 2003. 272 с.
3. Дорохова Т.С. Благотворительность: социально-педагогический аспект // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 9. С. 191—195.
4. Логунова Е.Г. Отражение феномена милосердие в романо-германской языковой группе // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 10. С. 153—158.
5. Мурунова А.В. Социокультурные детерминанты русского менталитета: Дис. ... канд. филос. наук. Н. Новгород, 2005. 185 с.
6. Полежаев Д.В. Русский менталитет: опыт социально-философского анализа: Автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Волгоград, 2009. 43 с.
7. Прокаева О.Н. Духовно-ценностный смысл менталитета: Дис. ... канд. филос. наук. Саранск, 2004. 149 с.
8. Федеральный закон от 04.11.2014 № 327-ФЗ «О меценатской деятельности». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 14.11.2014).
9. Штинова Г.Н. Социальная педагогика: Учебник для студентов вузов / Г.Н. Штинова, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова; под общ. ред. М.А. Га-лагузовой. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008. 447 с.