Научная статья на тему 'Социальная направленность личности как один из факторов развития просвещения на Урале в XIX веке'

Социальная направленность личности как один из факторов развития просвещения на Урале в XIX веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
441
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЦЕНАТСТВО / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL DIRECTION OF PERSON / SOCIALLY-PEDAGOGICAL ACTIVITY / PATRONAGE / ENLIGHTENMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дорохова Татьяна Сергеевна

В статье на конкретных малоизученных примерах показано влияние социальной направленности личности (в частности педагога, работающего в образовательном учреждении, и мецената, занимающегося благотворительностью в сфере образования) на развитие просвещения в Уральском регионе в период XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ORIENTATION OF PERSON AS A FACTOR IN THE DIVELOPMENT OF EDUCATION IN THE URALS IN XIX-TH CENTURY

This article concerns the influence of social orientation of person(particularly teacher working in educational institutions and of maecenas engaged in charity in educational sphere) on the development of enlightenment in the Urals region during XIX-th century. This research is based on little-studied concrete examples.

Текст научной работы на тему «Социальная направленность личности как один из факторов развития просвещения на Урале в XIX веке»

УДК 37 (09) (047.5)

СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ НА УРАЛЕ В XIX ВЕКЕ

Дорохова Татьяна Сергеевна,

доцент кафедры социальной педагогики Институт социального образования Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Свердловской области, Россия 70571@mail.ru

В статье на конкретных малоизученных примерах показано влияние социальной направленности личности (в частности педагога, работающего в образовательном учреждении, и мецената, занимающегося благотворительностью в сфере образования) на развитие просвещения в Уральском регионе в период XIX века.

Ключевые слова: социальная направленность личности; социально-педагогическая деятельность; меценатство; благотворительность,

SOCIAL ORIENTATION OF PERSON AS A FACTOR IN THE DIVELOPMENT OF EDUCATION IN THE URALS IN XIX-TH CENTURY

Dorohova Tatyana,

associate professor of social pedagogical department Institute of social education Ural government pedagogical university Yekaterinburg, Sverdlovsk region, Russia 70571@mail.ru

This article concerns the influence of social orientation of person(particularly teacher working in educational institutions and of maecenas engaged in charity in educational sphere) on the development of enlightenment in the Ural's region during XIX-th century. This research is based on little-studied concrete examples.

Keywords: social direction of person; socially-pedagogical activity; patronage; enlightenment.

Система образования в современной России претерпевает серьезные модификации, связанные с реформированием. Это выражается в принятии новых документов, изменении целей образования, появлении концептуально-новых подходов к обучению и воспитанию. Понятие «инновационные технологии» в последнее время стало привычным не только для научных конференций, но и для заседаний педагогических советов. Между тем, все меньше внимания уделяется такому фактору развития системы образования как социальная направленность личности субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Следует отметить, что значимость личности педагога подчеркивается в федеральных нормативно-правовых актах. В частности, в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства

РФ от 4 октября 2000 г. и рассчитанной на 25 лет, говорится, «Признавая ведущую роль педагога в достижении целей образования, государство обеспечивает ... условия неуклонного повышения престижа и социального статуса преподавателей и работников сферы образования» [1].

В данном документе перечислены пути и средства повышения, как социального статуса педагогов, так и в целом качества образования. Однако на практике положения Доктрины фактически оказываются не реализованными, что отчасти связано с недостаточностью финансирования. В этом плане актуализируется проблема активизации благотворительности в сфере образования. Кстати, данная задача в качестве одной из основных поставлена также в ранее упоминавшейся Национальной доктрине образования. «Государство в сфере образования обязано обеспечить: ...

- стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления налоговых и таможенных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений.» [1].

Иначе говоря, государством признается необходимость привлечения в систему образования социально-направленной личности (как педагога, так и благотворителя). Проводя аналогию с понятием «миссионная направленность личности», сформулированным и обоснованным А. С. Белкиным, под социальной направленностью личности мы будем понимать «совокупность целенаправленных, организованных, социально-значимых актов (поступков) поведения, направленных на решение гуманистических проблем общественно-личностного бытия» [2, с. 18]. Не сложно заметить, что под данное определение подпадает как благотворительная деятельность меценатов в сфере образования, так и самоотверженный труд педагогов в кризисных условиях.

В истории образования в Уральском регионе накоплен богатый опыт подобной деятельности, в частности в период XIX века. Это связано со спецификой Урала, как периферийного торгово-промышленного региона. Во-первых, удаленность от центра и длительное «использование» Урала в качестве места для ссылки государственных преступников привело к отставанию в развитии просвещения относительно столичных регионов. В период бурного промышленного роста (вторая половина XIX века) возникла острая необходимость в развитии образования и, как следствие, активизировались проблемы строительства образовательных учреждений и обеспечения их материальной и кадровой составляющей. Таким образом, социально-значимая деятельность педагогов (большей частью малооплачиваемый труд, сопряженный со значительными финансовыми и организационными проблемами, акты благотворительности) способствовала развитию просвещения на Урале. Во-вторых, в социальной структуре здесь значительную роль играло купечество и владельцы фабрик и заводов, изначально (в силу ментальных особенностей) ориентированное на занятие благотворительной деятельностью. То есть социальная направленность личности уральской буржуазии нашла благодатную почву для реализации своего потенциала, в частности в одной из самых нуждающихся в поддержке составляющих социальной сферы Уральского региона - в системе образования.

В данной статье будут представлены отдельные примеры влияния социальной направленности личности на развитие системы образования в ряде уральских городов в XIX веке.

Как указывалось выше, во второй половине XIX века возникла острая необходимость в развитии системы образования в Уральском регионе. Это было связано, в первую очередь, с реформаторской деятельностью государства. Указом Александра I 1803 г. в России вводилась единая система учреждений образования: одноклассные сельские училища, трехклассные уездные училища, шестиклассные губернские гимназии, университеты. За период 1802 - 1804 гг. было открыто четыре новых университета - в дополнение к Московскому - в Дерпте (Тарту), Вильно, Харькове и Казани. В Петербурге 16 апреля 1804 г. был открыт педагогический институт, впоследствии также преобразованный в университет. Устав 1804 г. давал университетам широкую автономию и запрещал властям и полиции вмешиваться в дела университетов. Реформы Александра I в области просвещения стали началом либерализации образования, сделали образование более доступным для населения.

Либеральные реформы 1860-х гг. (земская, городская, опять же в сфере просвещения) привели к активизации внимания общественности к проблемам образования. Экономическим следствием реформ стало завершение промышленного переворота в стране. Развитие торговли и промышленности сделало образование востребованным в уральском регионе. В итоге резко возрос спрос на образовательные услуги. Между тем возможности удовлетворить данный спрос в регионе не было в силу нехватки учреждений и специалистов.

Данный факт подтверждается статистическими данными как статистическими показателями, так и отдельными фактами, отраженными в региональной прессе тех лет. В частности, в 1894 г. в «Екатеринбургской неделе» была опубликовано заметка «Недостаток первоначальных учебных заведений». В ней говорилось о ситуации в Челябинске «... Всем еще памятно то время, когда из двух женских школ, содержимых городом, одна почти пустовала; теперь же не только две эти школы. Но и школа при женском монастыре переполнены до такой степени, что перед началом текущего учебного года весьма многим девочкам за неимением мест было отказано в приеме. Многие из родителей были в отчаянии» [3, с.26].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о степени значимости благотворительной деятельности, осуществляемой уральскими меценатами в сфере развития просвещения. Данная деятельность имела ряд разновидностей, но основа была общей - оказание материальной помощи. Весомый вклад в эту помощь внесли уральские горнопромышленники: Демидовы, Поклевские-Козелл, Соломирские, Строгановы и многие другие. Активно занималось благотворительностью уральское купечество. Причем, это можно сказать как о купечестве губернских центров (Вятки, Екатеринбурга, Оренбурга, Перми, Уфы), так и небольших уездных городков. Приведем отдельные примеры подобной деятельности.

Анализ публикаций «Ирбитского ярмарочного листка» и журналов городской думы рассматриваемого периода подтверждает высокий уровень материальной благотворительности в сфере образования. Так, в женской прогимназии несколько способных учениц из бедных семей многие годы учились на деньги известного в Сибири коммерсанта-филантропа Д. И. Смолина. В мужской гимназии на пожертвованные деньги выплачивались стипендии имени В. Г. Загурского и др.

Меценатством в сфере просвещения прославился туринский купец, владелец чайных плантаций Семен Андреевич Чирков. В Туринске на его деньги были построены женская прогимназия, приходское училище для мальчиков, городская

больница; в деревне Ерзовке - церковно-приходская школа (преподавала в этой школе его тетя Анна Александровна Ворсина) [4, с.82].

Значительный вклад в развитие просвещения на Урале внесли владельцы Невьянских и Тагильских заводов Демидовы. На их средства строились и содержались школы и училища для детей рабочих. Наиболее талантливые крепостные отправлялись за их счет обучаться за границу.

В Екатеринбурге на средства магистрата и Городской Думы содержалось малое народное училище. Ежегодно Дума выделяла из городских доходов на содержание училища 270 рублей, из них жалованье и квартирные деньги учителю составляли 57 рублей 14 копеек. Однако и этих средств было недостаточно для нормального функционирования училища.

Недостаток финансирования учреждений образования вынудил государство содействовать развитию благотворительности. Так, Александром II было утверждено положение Главного правления училищ, предусматривавшее введение при приходских и уездных училищ должностей блюстителей, избираемых на три года. Позже в уставах гимназий и реальных училищ появились параграфы о создании попечительских советов и должностей попечителей. Их основной обязанностью было «содействие начальству по части нравственной и учебной». При этом осуществлять это попечители должны были «. по собственной воле и усердию каждого к общественному благу», включая «единовременные и постоянные приношения» [3, с.30].

В итоге попечителями становились самые богатые и именитые купцы и промышленники. Среди них А. М. Симанов, бывший попечителем 2-го городского начального училища Екатеринбурга в течение 21 года; дочь екатеринбургского купца Рязанова Е.И. Любимова, состоявшая более 25 лет попечительницей Пермского губернского приюта для девочек и школы при нем; И.А. Стенин, ставший инициатором строительства новой школы в селе Логиновском Екатеринбургского уезда и многие другие.

Не менее значимый вклад в благотворительную деятельность в сфере просвещения внесли сами педагоги. Преподаватель первой женской гимназии Федор Спиридонович Узких был организатором и руководителем бесплатных хоровых курсов в Екатеринбурге, Камышлове, Ирбите и других городах. Николай Михайлович Плюснин, екатеринбургский художник, преподаватель рисования и черчения в женской гимназии и епархиальном училище, стал руководителем курсов рисования для верх-исентских рабочих, а также иконописной мастерской НовоТихвинского женского монастыря.

В селе Бруснятском особенно много для просвещения сделал Петр Феок-тистович Коротков, ссыльный народоволец. Прежде всего, благодаря его деятельности здесь была открыта первая в Белоярской волости частная школа, а позднее -мужское училище на 40 учащихся. Изначально отдельного здания школы в селе не было. Уроки велись в помещении волостного правления. Коротков, неоднократно задумывался о здоровье учеников, сидевших на неудобной скамье за столом, не соответствовавшем их возрасту. В итоге им была изобретена первая в мире ученическая парта, получившая на Урало-Сибирской выставке 1887 г. серебряную медаль. После этого в Бруснятском было построено отдельное здание школы. В 1907 году Петр Феоктистович умер, прослужив сельским учителем 25 лет [5, с.18-19].

Отчасти благодаря активной деятельности благотворителей просвещение в Уральском регионе в XIX веке развивалось чрезвычайно быстро, о чем свидетельствуют статистические данные. Так, в 1887 г. только в ведении Екатеринбургского уездного земства находилось 85 школ (10 мужских. 9 женских, 66 смешанных), в которых обучалось 7464 человека (5300 мальчиков, 2164 девочки). В Пермском уезде в конце XIX века только в ведении инспекции народных училищ состояло 73 двухклассных и одноклассных училища [3, с.22].

Таким образом, анализ даже разрозненных данных из истории образования на Урале в рассматриваемый период свидетельствует о значимости такого фактора, как социальная направленность личности, для развития просвещения.

Литература

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Законодательные акты Российской Федерации о высшей школе -www.dvgu.ru.

2. Белкин, А.С., Сутырина, Т.А. Ментально-миссионное направление в образовании [Текст] : монография / А. С. Белкин, Т. А. Сутырина. - М. : Спут-ник+, 2009. - 236 с.

3. Благотворительность на Урале: на ниве духовности и просвещения [Текст] / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, А. В. Беркович, Т. С. Дорохова, В. П. Микитюк, Л. Ф. Русаков, Г. Н. Штинова. -Екатеринбург: «СВ-96», 2009. - 320 с.

4. Благотворительность на Урале [Текст] / М. А. Галагузова, М. В. Голо-мидова, Ю. Н. Галагузова, Л. А. Дашкевич, Т. С. Дорохова, Г. Н. Штинова. - Екатеринбург: «СВ-96», 2001. - 256 с.

5. Дорохова, Л.С. Наши учителя [Текст] / Л. С. Дорохова - Екатеринбург: Издательский дом «Паркус», 2000. - 160 с.

УДК 159.99

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕСУРС РУКОВОДИТЕЛЯ

Евтихов Олег Владимирович,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия evtikhov2003@mail. т

В статье рассматривается организационная культура как управленческий ресурс руководителя. Описаны нормативно-регулирующая, управленческая и мотивирующая функции организационной культуры.

Ключевые слова: организационная культура, управление, руководитель, функции организационной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.