Научная статья на тему 'Особенности ценностного измерения российской благотворительности'

Особенности ценностного измерения российской благотворительности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
217
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / CHARITY / РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ / RUSSIAN HISTORY / ЦЕННОСТЬ / VALUE / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шевченко Михаил Владимирович

Статья посвящена рассмотрению ценностно-рациональной составляющей явления благотворительности в российской культурно-исторической перспективе. Показано, что деятельностные формы благотворительности с момента своего возникновения до наших дней прошли этапы индивидуального самобытного развития со сменяющимися типами субъектов, объектов, целей, используемых средств, ценностно-смысловой мотивации. При этом доказано, что на всех сменяющих друг друга этапах традиционный уровень благотворительности в российской истории опирается на ценности патриотизма и гражданского достоинства. Ценность патриотизма в позиционировании себя в качестве идейно-смысловой доминанты российской благотворительности играет роль демаркационного фактора отличия благотворительности от псевдоблаготворительности. Благотворительность через социальное партнерство “бизнес государство некоммерческий сектор” может играть роль управляющего параметра в самоорганизации социокультурного пространства современной России при условии, что цементирующей ценностью этого союза выступает патриотизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Value Measurement of Russian Charity

Purpose: The purpose of this article is to identify based on the analysis of multi-temporal social practices (from antiquity to our days) dominating axiological foundations of charity in the Russian mentality and determining of the social and cultural conditions stimulating charitable activity. Methods: The research is based on scientific methodology, which uses a system approach; structural-functional method is used for the identification of such phenomenon structure elements as subject, object, levels, forms, goals, values, motivation, tools; historicism principle is used for consideration of Genesis, periodization, and the specific of charitable activity stages in the Russian history. Results: It is shown that the active forms of charity since its initiation to the present day have passed the stages of individual original development with the alternating types of subjects, objects, goals, means, value-semantic motivation. Thus, it is proved that at successive stages the traditional charity level in the Russian history is based on the values of patriotism and dignity. The value of patriotism in self positioning as the ideological and semantic dominant of Russian charity plays a role of demarcation of distinguishing factor for charity from pseudocharity. Charity through social partnership of business state non-commercial sector can play the role of a control parameter in the self-organization of social and cultural space of modern Russia under the condition that a key component of value in this Union is patriotism. Discussion: Charity through social partnership of business state non-commercial sector can play the role of a control parameter in the self-organization of social and cultural space of modern Russia under the condition that a key component of value in this Union is patriotism.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностного измерения российской благотворительности»

6. Цыганков П.А., Фоминых П.И. Антироссийский дискурс Европейского союза: причины и основные направления // Общественные науки и современность. 2009. № 1. С. 36-47.

7. Козин Н.Г. Искушение либерализмом // Вопросы философии. 2006. № 9. С. 47-66.

8. Горшков М.К. Российская идентичность в контексте западноевропейской культуры // Власть. 2013. № 1. С. 9-14.

REFERENCES

1. Mosyakov D.V., Korolev A.A. Znanie. Ponimanie. Umenie, 2004, No 1, pp. 72-86.

2. Arbatov A.G. Rossiya v global'noy politike, 2005, No 6, pp. 78-89.

3. Panarin A.S. Voprosy filosofii, 1994, No 12, pp. 19-31.

4. Pelipenko A.A. Pechal'naya dialektika rossiyskoy tsivilizatsii [Sad dialectics of Russian civilization]: In Russia as a civilization. Steady and unsteady. Moscow: Science, 2007, pp. 48-73.

5. Noymann I. Ispol'zovanie "Drugogo". Obrazy Vostoka v for-mirovanii evropeyskikh identichnostey [Using of the "Other". Images of the East in Fortformation of European identity]. Moscow: New Publishing House, 2004. 335 p.

6. Tsygankov P.A., Fominykh P.I. Obshchestvennye nauki i sovre-mennost', 2009, No 1, pp. 36-47.

7. Kozin N.G. Voprosy filosofii, 2006, No 9, pp. 47-66.

8. Gorshkov M.K. Vlast', 2013, No 1, pp. 9-14.

Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта "Формирование цивилиза-ционной идентичности как стратегия преодоления межэтнических и межконфессиональных противоречий в современной России", Грант РГНФ № 13-03-323а

24 апреля 2014 г.

УДК 008.009

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНОГО ИЗМЕРЕНИЯ РОССИЙСКОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

М.В. Шевченко

Благотворительность как особенное, понимаемое как действительность всеобщего - милосердия, представляет собой целенаправленный вид деятельности по добровольному перераспределению ресурсов частных лиц в целях решения общественных проблем. В этом качестве она является самодостаточным институтом гражданского общества, направленным на "амортизацию" широкого ряда социальных проблем. Особенное есть определенность понятия и его внутренняя дифференциро-ванность, в то же время содержащее в себе собственный имманентный момент всеобщего как свою субстанцию. В данном смысле в понимании всеобщего закономерно выделяется круг значений, воплощаемых в понятии "милосердия". В отношении к теории ценности эти понятия имеют в определенном смысле различный статус. Милосердие выступает

Шевченко Михаил Владимирович - преподаватель кафедры философии Донского государственного технического университета, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1, e-mail: totanzai@icloud.com, т. 8(863)2349100.

как "самоданность", как некое единство переживания, первичная интенция чувствования, интуитивная "очевидность предпочтения", проявляя шелеровский феноменологический подход, исходящий из глубинных априорных свойств человеческой духовности [1]. Благотворительность как целенаправленная в своих совокупностях деятельность очерчивает то социальное поле, в котором ценностно-смысловой (ценностно-рациональный) аспект в общем и целом совпадает с целерациональным. Здесь наиболее емко работают веберовская теория "интереса эпохи" и его классификация уровней действия, включающая в себе традиционный, ценностно-рациональный и целера-циональный уровни с сохранением введенной Вебером их иерархии [2].

Использование в определении сущности благотворительности принципа взаимопревращения противоположностей всеобщего

Mikhail Shevchenko - Don State Technical University, 1, Gagarin Plaza, Rostov-on-Don, 344010, e-mail: totanzai@icloud.com, tel. +7(863)2349100.

и единичного в особенном позволяет выявить отличие данного феномена при сопоставлении его с другими формами репрезентации милосердия и рядом родственных нравственно-экономических явлений, таких, например, как милостыня, призрение, государственная социальная работа, добровольчество, спонсорство, инвестерство, гуманитарная помощь. Между тем поле деятельности и объекты воспомоществования в ряде случаев совпадают и взаимно перекрываются, что приводит к возникновению смешанного взаимодополнительного типа. Данный факт предопределяет необходимость поиска системообразующего объединяющего принципа, способного определять когерентность взаимодействия субъектов помощи в цепочке "государство - бизнес - некоммерческий сектор".

В настоящей статье акцент сделан на ценностно-рациональной составляющей характеристики рассматриваемого явления: а именно соотнесенности благотворительности с ценностями и непреложными имеющимися оценками данного вида деятельности в трудах великих мыслителей. Это особенно важно, потому как эйфория от благотворительных акций нередко сменялась в истории человечества недооценкой такого рода деятельности и даже ее игнорированием, что имело место во времена, последовавшие после Французской революции, и, в известной мере, в советский период российской истории. Оправданно выявляется и амбивалентность проявлений, в частных случаях содержащих в себе предпосылки перерождения благотворительных намерений в псевдоблаготворительность.

Рассмотрение данного феномена в российской культурно-исторической перспективе показывает, что деятельностные формы благотворительности с момента своего возникновения до наших дней прошли этапы индивидуального самобытного развития со сменяющимися типами субъектов, объектов, целей, используемых средств, ценностно-смысловой мотивации. Следует отметить противоречивость позиций исследователей в определении периодов данного рода деятельности в российской истории. Мы придерживаемся периодизации, предлагаемой М.В. Фирсовым, в которой реализуется принцип совпадения исторического и логического, когда логика развития процессов диктуется социогенети-ческим оформлением и развитием "способов помощи и взаимопомощи у этнических групп

в их культурно-исторической перспективе. Каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта (который может либо расширяться, либо сужаться), институтов поддержки, идеологии помощи, изменением понятийного языка (семантического плана), номинации процесса" [3]. Такие выводы подтверждаются хронологией событийного ряда самой истории благотворительности.

Первый период - догосударственный (до X века) М.В. Фирсов определяет как "Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в."; второй период - период княжеской и церковно-монастырской поддержки (Х-Х111 вв.) - знаменуется принятием христианства на Руси; третий — период церков-но-государственной помощи (XIV - вторая половина XVII вв.). Многие авторы исходят из целесообразности объединения второго и третьего периодов в один, подчеркивая доминирующую роль в благотворении именно церкви, мотивированной включением в эту деятельность представителями княжеского рода, а впоследствии государства и иных частных лиц. Между тем предложенная М.В. Фир-совым периодизация представляется более обоснованной, и связано это, во-первых, с этническим восточнославянским характером российской цивилизации второго периода и, во-вторых, Русь этого периода, по мнению В.О. Ключевского, еще не являлась единым государством, представляя собой своеобразную федерацию политически раздробленных княжеств. Четвертый период - это период государственного призрения (вторая половина XVII - вторая половина XIX вв.), который в пятом периоде проявляет себя уже в формах общественного и частного призрения (конец XIX - начало XX вв.); шестой - советский период государственного обеспечения (1917 - 1991 гг.); седьмой период - развитие благотворительности на постсоветском пространстве (начало 90-х годов по настоящее время).

Первый, архаический, период российской истории характеризовался наличием родоплеменных и общинных форм помощи и взаимопомощи у славян до Х в., т.е. форма субъективности изначально имела не индивидуально-личностное, а групповое содержание. Здесь можно говорить о "Мы-субъекте" благотворительности, о большой неконтактной

группе. Между тем даже это праценностное сознание было направлено на осуществление первых форм благотворения как целенаправленного вида деятельности по добровольному перераспределению ресурсов общины в целях решения общественных проблем. Различные природные катаклизмы, в большей степени затронувшие тех или иных конкретных членов общины, или же несчастья, увечья на войне, потеря кормильцев и т.д., давали члену общины право на материальную помощь, регламентируемую установками общины. Объектом благотворения выступали пострадавшие соплеменники. М.С. Каган отмечает, что родоплеменной период характеризуется отмиранием инстинктивного регулятора поведения с заменой новым, вырабатываемым культурой. «Этот новый регулятор оказывался ценностным потому, что отношение мира к "Мы-субъекту" было амбивалентным - одновременно благим и враждебным: он отзывался на все условия жизни человека» [4, с. 93]. Процесс этот, безусловно, сопровождался формализацией надличностных регуляторов поведения в виде нормы. Агентами контроля в славянских общинах выступали волхвы, устанавливающие жесткие или мягкие санкции по отношении к тем, кто преступал принятые общиной нормы в кризисные периоды неурожаев, голода, стихийных бедствий и т.д. Главным моментом ценностно-смысловой доминанты остается понимание себя коллективом, выделяющим себя из всех прочих коллективов согласно формуле "Мы такие-то, а все прочие другие" [5], что может определяться как формирование протопатри-отизма, проявляемого на этой стадии развития в качестве социального этнического чувства, обеспечивающего сохранение рода. Отношение благотворительности в первый период имеет непосредственный субъект-субъектный характер.

Второй период, "княжеско-церковный", сразу указывает на основных субъектов благотворительный деятельности. Распад первобытного состояния общества был вызван усложнением всей его социокультурной структуры с дифференциацией сословий, в которую наряду с землевладельцами (князьями, их дружинниками, боярами), свободными крестьянами-общинниками, ремесленниками, торговцами, военными вошло с принятием христианства сословие служителей церкви и послушников. Это имело прямым следстви-

ем кристаллизацию "Я-сознания", индивидуальной формы субъектности с характерными для нее формами ценностного сознания, что определяется как самоидентификация личности с формированием элементов много-уровневости идентичности, включающей в себя этнический, региональный, национальный, геополитический и даже цивилизационный уровни. Введение христианства, как объединяющего фактора региональной, национальной и геополитической целостности Древней Руси, имело важное значение в цивилизационном плане с принятием монотеизма и системы религиозных ценностей. Можно утверждать, что к чисто антропологическим факторам прежнего периода добавились социально-культурные, в том числе и религиозные факторы. Здесь можно выделить два основных уровня субъ-ектности благотворительной деятельности, играющих значительно большую роль в социально-политическом развитии российской государственности, чем такое простейшее проявление милосердия, как милостыня.

В этот период нищенство получает свое благословение христианством благодаря позитивной ценностной мотивации религиозного характера в качестве подаяния ради Христа и спасения своей души. При этом оно опиралось на уже выработанную ментальность в плане сострадательности, характерной для древнерусской родоплеменной общности. Ценностная мотивация актов милосердия в виде подаяния состояла в способе искупления грехов, так как нищий рассматривался своеобразным посредником между жертвующим христианином и самим Богом. Данная форма репрезентации милосердия своей направленностью служила пользой для подающего милостыню; решение проблем социального характера имело в этой связи опосредованный характер.

Социальные корни нищенства, безусловно, напрямую связывались с отсутствием необходимой организации призрения. Уже в этот период можно усматривать зарождение первичных форм общественного призрения, нормативно закрепленных в Уставе Владимира 996 г., что является свидетельством создания ценностно-нравственной основы выделения субъектов именно благотворительной деятельности - в лице частных благотворителей, в основном, великокняжеского и княжеского родов и небольших контактных групп в виде церквей, монастырей, их служителей. Достаточно распространенной является точка зрения о том, что "древнерусская благотво-

рительность не была способом социального благоустройства. Ее назначение было иным -помогать духовному совершенствованию" [6]. Однако с этим выводом согласиться нельзя. Во-первых, мы ведем речь о благотворительности не с позиции ее возникновения, а с уровня ставшего целого, потому и не ставим знака равенства между ней и милостыней. И, во-вторых, с этой позиции вынуждены констатировать, что, начиная с Устава 996 г., именно благотворительность вменяется определенным сословиям видом социальной нормы, подкрепляемой действенностью великих древнерусских князей, многие из которых являли в ценностном аспекте персональную конкретность личности. Отношение благотворительности в соответствии с Уставом Владимира предопределяется следующей цепочкой: субъект-субъект-объект.

Таким образом, были предприняты осознанные шаги по целенаправленной практике благодеяний, способствующих в определенной степени решению социальных проблем. Вслед за Владимиром идее благотворительности, не в меньшей мере, были преданы последующие поколения древнерусских правителей. Здесь можно назвать такие имена, как Ярослав Мудрый и его сыновья, сестра Ярослава, Анна Всеволодовна, князь Мстислав Удалой, Великий Владимирский князь Константин, Александр Невский и др. Как отмечает Т.С. Георгиева, "в русской истории проступает такая удивительная традиция: милосердный по своим нравственным убеждениям князь более других успевает и в деле укрепления, усиления своего государства" [7].

Можно утверждать, что расслоение общинного субъекта одновременно определяет самостоятельность таких форм ценностного отношения, как политическая и религиозная, закладывает основы для правовой обусловленности. Первое звено цепочки отношения благотворительности этого периода российской истории - представитель богатого сословия. Наряду с ценностно-смысловым религиозным наполнением своих благотворительных деяний, он становится носителем таких ценностей, как сословная гордость и сословная солидарность, но что является важнейшим и непреходящим явлением всей российской истории - ценности патриотизма и национального достоинства в контексте известного высказывания Цицерона "выкупать пленных,

обогащать бедных, значит тоже служить государству".

Объектами благотворительности по-прежнему остается та же группа нуждающихся, о которой шла речь выше, для многих из которых в определенной степени подготавливается возможность в рамках церковных структур преодоления собственного несчастного положения личным трудом. Для других создаются реальные предпосылки по организации первичных учреждений призрения.

Благотворение как нравственная обязанность любого христианина сохраняется и на последующих этапах российской истории, укрепляясь в позиции священного ритуала, традиции, нормы поведения. Но третий период, помимо ярких имен собирателей земли русской, не менее своих предшественников милосердных по своим нравственным убеждениям, в ряду которых и Иван I Калита, и Дмитрий Донской, и Иван III, многочисленные представители княжеских родов и русской Православной церкви, отмечен уже централизованной нормативно-правовой деятельностью по приданию различным формам милосердия государственной системности. Соответственно, меняются и субъекты благотворительной деятельности в связи с тем, что решение социальных вопросов уже при Иване Грозном, особенно в связи с принятием Стоглава, вводившего ограничения для церквей и монастырей, сосредоточивается в большой степени в руках государства и становится основой развития государственной социальной поддержки населения.

Это же время может быть рассмотрено как переоценка традиционного для Руси нищелюбия и социальной профилактики нищенства. Таким образом, основным субъектом благотворения выступает монарх. В контексте нашего исследования эта форма репрезентации милосердия по своей сущности соответствует государственной практике призрения. В летописях, церковной литературе в идеализированные образы великих князей и царей обязательно включаются черты "правителя-благотворителя". Также субъектами благотворительности по-прежнему выступает имущее сословие и монастыри-вотчины. При этом речи об институционализации благотворительности еще не идет. Благотворение оформляется в государственные институты поддержки нуждающихся, оставляя за рассматриваемым нами феноменом частную сферу

добровольных пожертвований. В этот период особенно остро встает вопрос о необходимости регуляции отношений между субъектами благотворительной деятельности и государством. Таким регулятором становится право, которое М. Каган называет специфическим родом ценностей: "Если политическая форма ценностного отношения, как и нравственная, симметричны, поскольку связывают, в одном случае, индивида с индивидом, а в другом - группу с группой, партию с партией, то правовое пространство асимметрично, имея на одном полюсе индивида, а на другом -государство, и образуя тем самым два рода ценностей: ценность определенных форм деятельности государства для индивида и ценность определенных форм поведения индивида для государства" [4, с. 95].

Эпоха добродетельных князей и иерархов церкви Средневековья, блеснув множественностью великолепных примеров духовности, без резких перепадов передала эстафетную палочку в руки благотворителей новых поколений. В истории российской благотворительности значимые подвижки в градуировании и обобщении многообразных форм милосердия в объемах государства связаны с воцарением династии Романовых (царь Михаил Федорович Романов, сменивший его на троне сын Алексей Михайлович).

Четвертый период характеризуется новыми сущностными подходами в проектировании и реализации социальной политики страны с упором на продуктивное доминирование властных прерогатив бюрократии. Этот исторический отрезок времени может быть разделен на два личностно-персони-фицированных срока царствования равновеликих российских самодержцев - Петра I и Екатерины II. И тот, и другая признаются "гениальными управленцами", за каждым из этих выдающихся российских монархов -внушающие высочайшее почтение массивы государственных, социальных и культурных преобразований, направленных на закрепление форм государственной социальной поддержки населения, развитие правовой формы ценностного отношения, что проявляется также в системе мер по урегулированию частных благотворительных пожертвований адресным характером предоставления помощи. Со времен царствования Екатерины II закладываются основы для институционализации благотворительности, связанные с организацией

благотворительных обществ с определённой структурой отношений. В то же время необходимо учитывать, что благотворительность, как ценность и как социальная практика, в этот период развивалась в условиях ужесточения крепостничества.

Мощное развитие благотворительность приобретает на пятом историческом отрезке, ознаменованном расширением общественных форм благотворительности и корректировкой субъектной стороны этого феномена включением в него с развитием капитализма в России купцов и предпринимателей. Отдельно следует отметить то обстоятельство, что эта была группа дарителей, жертвующих средства, не наследованные, а полученные посредством труда. При этом важно подчеркнуть, что акты благотворительности совершались представителями этого сословия не эпизодически, а системно. Ценностная мотивация таких пожертвований состояла в особенностях российской инкультурации названного сословия, т.е. людей, стремившихся создать обстоятельства для переустройства русской жизни на гуманистической основе. Известно, что многие из них сочувствовали революционным настроениям в России, болезненно ощущали все несовершенство окружавшей их действительности и, хотя легко вписывались в социальные нормы, диктуемые капиталистическими отношениями, успешно в них социализируясь, в смысле духовных ценностей, оставались приверженцами исконно российской сострадательной ментальности. В определенном смысле акты благотворения этого сословия выглядят гораздо более искренними, чем дворянского. Бесспорно, деятельность их сопровождалась поощрительными санкциями со стороны государства (повышение социального статуса, налоговые льготы и т.д.). Но, как отмечает Г.В. Жуков, "в большинстве случаев действовали как эгоистические, так и альтруистические мотивы одновременно. Причем, значение их было в каждом отдельном случае не равнозначно" [8]. Говоря о ценностных мотивах благотворительной деятельности в целом и этого периода, в частности, следует подчеркнуть ее синкретичный и амбивалентный характер. Как справедливо отмечает С.М. Наддака-Борцов, "она ориентирована одновременно на реализацию социальных ценностей: высокой религиозности в сочетании с душевной добротой; чувства гражданской гордости и желание сделать

жизнь в своем городе более цивилизованной; но также и на стремление реализовать приватные ценностные интересы: искупить греховность нажитого богатства, увековечить себя в памяти потомков, маркировать социальный статус, продемонстрировать гражданскую активность для получения различных социальных преференций" [9].

Пятый период характерен рефлексией о моральной ценности благотворительности, выразившейся в многочисленных дискуссиях, выплеснувшейся на страницы книг, статей, многие их которых были написаны в карикатурной манере на славянофильскую романтизацию милостыни [10]. Здесь следует отметить журналы "Современник" и "Искра", журнал М.М. и Ф.М. Достоевских "Время". На свет стали появляться журналы, специально посвященные благотворительной тематике. Можно предположить, что импульсом для состоявшихся дискуссий стало различие в точках зрения, высказывавшихся с противоположных позиций В. Белинским и И. Аксаковым по поводу преимуществ частной или же общественной благотворительности. Журнал "Современник" напечатал статью Н. Мельгунова "Спор о благотворительности", основные идеи которой были подвергнуты критике со стороны И. Аксакова в статье "О благотворительности по русскому народному понятию", вышедшей в "Московских ведомостях" [11]. По существу, были инициированы дискуссии между сторонниками прагматического, которое мы определили как целерациональное наполнение благотворительных действий, и ценностно-смыслового, находящего свое выражение в противопоставлении идей западников и славянофилов. Корень же вышеобозначенного противостояния мнений лежит в приравнивании феномена благотворительности к свойствам милостыни. Можно предположить, что этот спор прокладывает тенденцию для осознания специфического поля действия благотворительности.

Сторонники личных подаяний, в ряду которых можно отметить такие яркие имена, как Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов, как правило, не ставили вопрос о необходимости радикального изменения общественного устройства, а вели речь о развитии в Человеке нравственных устремлений к Добру. Им противостояли народники, которые, выступая против какой-либо поддержки нищенства и, в крайнем случае, за приоритет

благотворительных обществ утилитарной направленности, считали, что для устранения бедности необходимы коренные социально-политические перемены.

В споре о ценностном содержании подаяния и благотворительной деятельности интересные мысли высказаны Л.Н. Толстым, но он так же, как и Страхов, и Достоевский, уповает на перспективу нравственного совершенствования личности. В статьях "О переписи в Москве" и "Так что же нам делать?" [12]. Л.Н. Толстой заявляет о необходимости сочетания деятельности по переписи населения в Москве (23-25 января 1882 года) с задачей выявления истинно нуждающихся и организации помощи конкретно этим лицам. "Для общества интерес и значение переписи в том, что она дает ему зеркало, в которое, хочешь не хочешь, посмотрится все общество и каждый из нас" [12, с. 98]. Писатель ведет речь о деятельности самоотверженной, подчеркивая всякий раз на страницах своих книг важность добродеяний от людей, причем не в виде денег, что мыслителем охарактеризовано как отдача чужих грехов, а людей, отдающих "свой труд, себя, свою жизнь" [12, с. 102].

"Несравненные картины русской жизни", данные Л.Н. Толстым, который при этом, по мнению В.И. Ленина, явно не понял русской революции" и отстранился от настоящей исторической задачи, поставленной ходом событий [13, с. 210], в той или иной степени определили последующее отношение к благотворительной деятельности в шестом, советском, периоде. Большевистское правительство рассматривало ее с позиции марксистской интерпретации в качестве респектабельного прикрытия эксплуататорской природы классово-антагонистического общества [14]. Преодолеть же, по мнению большевиков, подобные антагонизмы общества, возможно только с коренным революционным переустройством государственного строя, т.е. введением социалистической системы хозяйствования. Хотя на официальном уровне в советском государстве благотворительность определялась как "феномен буржуазного общества", как "средство маскировки эксплуататорской природы буржуазии", однако в ценностном отношении благотворительность была вменена в долженствование советского человека и находилась в полном соответствии с "моральным кодексом строителя коммунизма". Кодекс этот, безусловно, категорически императивен

и полностью отвечает высшим ценностям, выработанным в истории цивилизации.

В Советском Союзе была устранена почва для институциализации благотворительности. И связано это, как всем понятно, с патерналистской сутью социалистического государственного устройства, в котором в идеале должно было быть ликвидировано деление граждан на богатых и на бедных, вылившееся, к сожалению, в пресловутую "уравниловку". Но были и явные достижения в реализации, не имевшей исторических прецедентов модели общества, и они становились эффективным стимулом в решении социальных проблем и формировании могущественного государства. В СССР была ликвидирована безработица, рассматриваемая как основное нарушение прав личности. С первых дней советской власти велась борьба с тунеядством (до принятия в апреле 1991 г. закона "О занятости населения", отменившего уголовную ответственность за тунеядство и фактически признавшего право на безработицу); лица с девиантными отклонениями содержались в государственных специализированных учреждениях; пресекались систематические занятия бродяжничеством и попрошайничеством. Система социального обеспечения в Советском Союзе охватывала все население. При этом в традициях российской менталь-ности продолжали существовать практики благотворительности в прямом значении этого слова и в значительных масштабах. Добровольные пожертвования частных лиц никогда не подвергались преследованиям, особенно в драматические периоды советской истории. И всегда четко обозначались объекты благотворения. Осознанно направленная деинститу-ализация благотворительности в первые годы становления советского государства связана была и с памятью бывших подпольщиков о той помощи, которой они пользовались через различные благотворительные организации для своей революционной борьбы по изменению существующего государственного строя. Конечно, не исключается вероятность того, что благотворительная деятельность таких обществ в ряде случаев являлась всего лишь удобной ширмой, прикрывавшей истинные цели организации, направленные на влияние на экономическую и политическую жизнь страны. Опасность подобных подрывных практик не исчезла и сегодня, чему, на наш взгляд, следует решительно

противостоять в интересах общества и государства. В этой связи уместно вспомнить хотя бы Указ Екатерины II "Извольте быть благонадежны!", как и "Указ о неприятии от порочных людей пожертвований и о награждении их за оныя" (1816 г.) Александра I [15]. Данная проблема остается актуальной и в наши дни. Не случайно в Федеральный закон РФ № 135-Ф3 от 11 августа 1995 года "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" Федеральным законом от 04.07.2003 № 94-ФЗ в статью 2 внесен пункт (п.3): "Проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума запрещается"*.

Особо следует подчеркнуть, что благотворительность советского толка своей основной целью-ценностью всегда имела патриотизм. При этом, как отмечает Н.П. Лузик, "советский патриотизм коренным образом отличается от всех других типов патриотизма. Это отличие состоит, прежде всего, в том, что он неразделим, един для всех классов и наций. Он характеризуется однонаправленностью, многогранностью, высокой сознательностью, всесторонностью, целенаправленностью, идеологической оформленностью и активностью. Чувства и сознание советского патриотизма превратились в одну из определяющих доминант личности, диктующую характер и направленность поступков" [16].

В рамках исследовательской схемы, предложенной В.Н. Воструховой [17], на современном - седьмом этапе выделяются три уровня благотворительности, - традиционный, стратегический и социальное инвестирование. На всех обозначенных выше этапах проявляется традиционный уровень благотворительности. Традиционная благотворительность понимается как индивидуальная и бескорыстная деятельность, для которой значимым является безвозмездный характер деятельности. В отличие от нее, стратегическая благотворительность, как правило, "осуществляется от лица компании, подразумевает на первом этапе внеэкономические выгоды, а впоследствии и определенный экономический эффект" [17, с. 93]. К третьему уровню

* Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" №135-ФЗ от 11 августа 1995 года. URL: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=108360;fld=134;dst=429 4967295;rnd=0.9979910208095955;from=20465-186.

В.Н. Вострухова относит социальное инвестирование, подчеркивая при этом, что каждый последующий уровень включает предыдущий как составную часть. Как правило, инвестирование в наименьшей степени мотивируется благотворительными целями, но, что важно, в реализации общественно-полезных замыслов, по нашему мнению, может выступать и как смешанный взаимодополнительный тип, одной из сторон которого выступает частичная благотворительность. Что касается стратегического уровня, то провести различие по семантическому содержанию традиционного и стратегического уровня в принципе невозможно. Потому, вслед за В.Н. Воструховой, стратегическим уровнем благотворительности предлагаем считать действия, нацеленные в перспективе на определенный экономический эффект.

Говоря о каком-либо явлении как об особенном, для более четкого выявления его сущности нельзя игнорировать его включенность в огромное количество систем и сгустков взаимосвязей и взаимозависимостей, инте-грированность его во все поле многообразия различных сфер экономической, социальной и культурной жизни общества в соответствии с "интересом эпохи". Представляется, что можно говорить о трех вышеобозначен-ных уровнях именно благотворительности лишь в случае, когда эти смешанные формы подчинены ценностной мотивации. Сегодня, хотя преимущественно сохранились достижения советского периода в социальной работе, востребованность в целерациональной благотворительной деятельности во всем объеме ее предназначения сегодня резко возрастает.

В условиях наметившегося роста безработицы, сильного разрыва в благосостоянии различных, в том числе, и вновь воссозданных сословий, гигантского роста мигрантов, беспризорных, наркомании, нищих, бомжей и т.д. возникает необходимость использования богатого российского наследия, а также зарубежных практик в определении приемлемых для конструктивного решения имеющихся в стране проблем методов и моделей. И здесь представляется важным еще раз подчеркнуть, что традиционный уровень благотворительности в российской истории опирается на такие ценности в качестве общих значений для субъекта, которые можно охарактеризовать как надличностные, в числе которых нравственно-религиозные (второй-пятый пе-

риоды) или нравственно-коммунистические (шестой период) ценности. Но и те и другие в своей основе содержат ценности патриотизма и гражданского достоинства, особенно ярко проявляемые в трагические моменты нашей истории. Т.Г. Леонтьева пишет, что духовные ценности русского народа на протяжении веков провозглашала и утверждала православная церковь. "В ходе эволюции государственности, - утверждает она, - ценности православия постепенно приобретали имперски-соборный статус и, так или иначе, детерминировали поведение, нравственные ориентации, ценностные предпочтения русского (имперского) человека. Религиозное самосознание было исстари мощным источником патриотизма народа, не воспринимавшего раздельно понятия "вера" и "отечество" (выделено мной. - Ш.М.)" [18, с. 170].

Особенность российского национального патриотического самосознания основывается на идее защиты, а не захвата чужих земель, на толерантном отношении ко всем этносам и народам. Патриотическим самосознанием как идеей защиты Отечества пронизана вся российская история во все времена. Его истоки мы усматриваем у славян, затем у древнерусской народности в период татаро-монгольского нашествия, у россиян в период польско-шведской интервенции начала XVII в., Крымских войн, Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны. Силы, заинтересованные в ослаблении России, ведут непрекращающуюся столетиями борьбу с патриотизмом, что приводит к периодам частичной депатриотизации общества, влекущей за собой негативные трансформационные процессы в стране. Ценность патриотизма в позиционировании себя в качестве идейно-смысловой доминанты российской благотворительности играет роль демаркационного фактора, отличающего благотворительность от псевдоблаготворительности.

Современный период благотворительности характеризуется всплеском деятельности "третьего сектора" - некоммерческих общественных организаций, включенностью в эти процессы российского бизнеса, усилением социальной поддержки населения со стороны государства. Однако эти субъекты помощи действуют несогласованно. Возрожденная российская благотворительность в ряде случаев имеет тенденцию ухода из-под влияния государства с усилением влияния на массовое

сознание, в том числе, и на политические процессы в обществе. При этом эффективных экономических и правовых регуляторов конкретно благотворительной деятельности в России за весь период ее истории практически выработано не было, явление соответствовало традиционному уровню [19]. В постсоветский период на первый план выступала рефлексия данного вида деятельности в моральном и социальном планах -идея построения "гражданского общества" по примеру западных моделей [20], не всегда соответствующими исконно российской мен-тальности. Это ставит задачу регуляции восходящей динамики благотворительности в современных условиях, связанную с усилением

и и*

ее экономико-прагматической составляющей . При этом важно сохранение и развитие традиционной ценностно-смысловой уникальности российского содержания благотворительности, в пространстве которой личности, группы и сообщества современного периода российской истории, наряду с государством, должны в первую очередь выступать убежденными и деятельностными субъектами патриотизма.

Благотворительность через социальное партнерство "бизнес - государство - некоммерческий сектор" может играть роль управляющего параметра в самоорганизации социокультурного пространства современной России при условии, что цементирующей этот союз ценностью выступает патриотизм. Переход российских бизнес-сообществ от разрозненных, спонтанных, несистемных благотворительных проявлений к продуманной политике управляемого воспомоществования требует учета многих обстоятельств, характерных для этого направления социальной работы. Представляется правильным рассмотрение двух блоков. Первый - должен конструктивно способствовать функционированию благотворительности традиционного толка на должном уровне; второй - связан с наметившимся переходом от традиционной благотворительности к благотворительности стратегической и к социальному инвестированию.

При этом следует подчеркнуть, что никакие внешние властные структуры государ-

* Имеется в виду переход от традиционного уровня к стратегическому и далее к инвестированию, одной из сторон которого выступает частичная благотворительность по обеспечению населения рабочими местами и удовлетворения нуждающихся путем "опосредования трудом"

ственной или региональной причастности подменить собой или своим представителем персону инициативного благотворения будут не в праве. В распоряжении государственной власти остаются широкие и действенные прерогативы принятия политических решений, обязательных для исполнения всеми гражданами Российской Федерации или региона проживания в формате законодательно-нормативных актов. Важнейшее значение имеет также выработка Стратегии социального развития каждого отдельного региона и проведение в жизнь политики поддержки конкретных организаций в сфере социальной ответственности со стороны органов местного самоуправления. Соответствующие подходы позволяют достигать эффективности совмещения государственных, общественных, корпоративных и частных систем и механизмов вос-помоществования. В реализации намеченной стратегии также обязательна сопроводительная практика информационно-пропагандист-кой поддержки, относимая к регламентным мерам обеспечения гласности ответственных решений. Освещение политических данностей и событийности экономической жизни, культурных норм и ценностей, лежащих в основе российской благотворительности, должны обеспечиваться средствами массовой информации, выступающими в роли агентов "мягкого контроля". На основе патриотического идейно-смыслового содержания благотворительных деяний формируются соответствующие стратегии, в том числе, РЯ кампаний, повышающих социальную ответственность, имидж и рейтинг бизнеса, корпоративной благотворительности, некоммерческих общественных организаций, способствующих консолидации усилий этих субъектов с местными и региональными администрациями.

Благотворительность, ценностной основой которой выступает патриотическое сознание, обладает огромным потенциалом, демонстрируя социальную роль и значимость в утверждении интересов государства. Она является одним из факторов консолидации и развития нашего общества, преодоления многих негативных сторон сегодняшней жизни.

ЛИТЕРАТУРА 1. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей. Институт международных программ Российского университета дружбы народов.

[Электронный ресурс]. URL: http://www.ido.rudn.ru/ ffec/philos/chrest/g15/sheler.html.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

3. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 256 с.

4. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с. С. 93.

5. Гумилев Л. Этногенез и биосфера Земли. М.: Айрис-Пресс, 2003. 506 с. С. 92.

6. Сайтбагин А.Р. Социально-педагогические условия развития благотворительной деятельности общественных объединений: Дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2002. 158 с. С. 40.

7. Георгиева Т.С. Культура повседневности. Русская культура и православие: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2008. 397 с. С. 94.

8. Жуков Г.В. Благотворительность как инструмент фандрейзинга в социокультурном пространстве современного общества: Дис. ... канд. культурологии. Краснодар, 2002. 162 с. С. 39.

9. Наддака-Борцов С.М. Ценностные аспекты благотворительной деятельности: Дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2006. 132 с. С. 11.

10. См.: Межов В.И. Благотворительность в России. Библиографический указатель книг и статей на русском языке, вышедших в России в период царствования Императора Александра II. СПб., 1883.

11. Аксаков И. О благотворительности по русскому народному понятию. // Литература и жизнь. [Электронный ресурс]. URL: http://dugward.ru/ library/aksakovy/iaksakov_o_blagotvorit.html.

12. Толстой Л.Н. О переписи в Москве // Л.Н. Толстой. Полн. собр. соч.: В 22 т. Т. 16. М.: Художе -ственная литература, 1983. С. 97-105, 165-396.

13. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 17. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1976. С. 209-214.

14. Лафарг П. О благотворительности // Этическая мысль: научно-публицистические чтения. М.: Политиздат, 1988. С. 334.

15. Полное собрание законов Российской империи ПСЗ I. Т. XXXIII (1816). № 26061) // РУСФОНД. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusfond.ru/ encyclopedia/2859.

16. Лузик Н.П. Патриотизм как социокультурный феномен: Дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2007. 162 с. С. 140.

17. Вострухова В.Н. Социокультурная регуляция благотворительной деятельности в современных российских бизнес-процессах: Дис. ... канд. со-циол. наук. М., 2006. 181 с.

18. Леонтьева Т.Г. Православная культура и семинарский быт (конец XIX - начало XX в.) // Отечественная история. 2001. № 3. С. 170-178.

19. См.: Крамарова Е.Н. Правовые аспекты ин-ституционализации благотворительности и меценатства в Российской Федерации// Философия

права. 2012. № 3. С. 126-130; Она же. Социальная ответственность бизнеса в сфере культуры (на примере Юга России) // Изв. вузов. Северо-Кавказский регион. Обществ. науки. 2013. № 5. С. 40-46. 20. Вартушян А.А., Косов Г.В. Филантропия в трансформирующемся социальном государстве. М.: ЦИУМ и НЛ, 2012. 212 с.

REFERENCES

1. Sheler M. Formalizm v etike i material 'naya etika tsennostey, available at: http://www.ido.rudn.ru/ffec/ philos/chrest/g15/sheler.html.

2. Veber M. Protestantskaya etika i dukh kapitalizma [The Protestant ethic and the spirit of capitalism]. Moscow: Progress, 1990. 808 p.

3. Firsov M.V. Istoriya sotsial'noy raboty v Ros-sii [History of social work in Russia]. Moscow: The Humanitarian Publishing Center VLADOS, 1999. 256 p.

4. Kagan M.S. Filosofskaya teoriya tsennostey [Philosophical theory of values]. St. Petersburg: Petropolis, 1997. 205 p., P. 93.

5. Gumilev L. Etnogenez i biosfera Zemli [Ethno-genesis and biosphere of the Earth]. Moscow: Ayris-Press, 2003. 506 p., P. 92.

6. Saytbagin A.R. Sotsial'no-pedagogicheskie usloviya razvitiya blagotvoritel'noy deyatel'nosti obshchestven-nykh ob"edineniy [Socio-pedagogical conditions of the development of charitable activity of public associations]: the Dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences. St. Petersburg, 2002. 158 p., P. 40.

7. Georgieva T.S. Kul'tura povsednevnosti. Russkaya kul'tura i pravoslavie: uchebnoe posobie [Culture of daily occurrence. Russian culture and Orthodoxy]. Moscow: Aspekt-Press, 2008. 397 p., P. 94.

8. Zhukov G.V. Blagotvoritel'nost' kak instrument fandreyzinga v sotsiokul'turnom prostranstve sovre-mennogo obshchestva [Charity as a tool of fundrais-ing in socio-cultural space of the modern society]: Theses of Candidate of Culturology. Krasnodar, 2002. 162 p., P. 39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Naddaka-Bortsov S.M. Tsennostnye aspekty blagotvoritel'noy deyatel'nosti [Axiological aspects of charitable activities]: the Dissertation of the Candidate of Sociological Sciences. Rostov-on-Don, 2006. 131 p., P. 11.

10. Mezhov V.I. Blagotvoritel'nost' v Rossii. Bibliograficheskiy ukazatel' knig i statey na russkom yazyke, vyshedshikh v Rossii v period tsarstvovaniya Imperatora Aleksandra II [Philanthropy in Russia. Bibliography of books and articles in Russian, published in Russia during the reign of Emperor Alexander II]. St. Petersburg, 1883.

11. Aksakov I. O blagotvoritel'nosti po russkomu narodnomu ponyatiyu [About charity in Russian folk concept], available at: http://dugward.ru/library/aksa-kovy/iaksakov_o_blagotvorit.html (дата обращения: 4.08.2013).

12. Tolstoy L.N. O perepisi v Moskve [About the census in Moscow]. In: The complete works: In 22

vols. Vol. 16. Moscow: Khudozhestvennaya Literatura, 1983. pp. 97-105; 165-396.

13. Lenin V.I. Polnoe sobranie sochineniy [Complete works]. Vol. T. 17. Moscow: Publishing House of Political Literature, 1976, P. 209-214.

14. Lafarg P. O blagotvoritel'nosti [About charity]. In: Ethical thought: non-fiction reading. Moscow: Politizdat, 1988, p. 334.

15. Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii 1 [The full collection of laws of the Russian Empire 1]. Vol. 32 (1816). No 26061, available at: http://www. rusfond.ru/encyclopedia/2859.

16. Luzik N.P. Patriotizm kak sotsio-kul 'turnyy fenomen [Patriotism as a socio-cultural phenomenon]: Dissertation of the Candidate of Philosophical Sciences. St. Petersburg, 2007. 161 p., pp. 140.

17. Vostrukhova V.N. Sotsiokul'turnaya regulyatsiya blagotvoritel'noy deyatel'nosti v sovremennykh ros-siyskikh biznes-protsessakh [Social and cultural regulation of charitable activities in the modern Russian business processes]: Dissertation of the Candidate of Sociological Sciences. Moscow, 2006. 181 p.

18. Leont'eva T.G. Otechestvennaya istoriya, 2001, No 3, pp. 170-178.

19. Kramarova E.N. Filosofiya prava, 2012, No 3, pp. 126130; Kramorova E.N. Izvestiya vuzov. Severo-Kavkazskiy region. Obshchestvennye nauki, 2013, No 5, pp. 40-46.

20. Vartushyan A.A., Kosov G.V. Filantropiya v transformiruyushchemsya sotsial 'nom gosudarstve [Philanthropy in transforming social state]. Moscow: OOO "TclUM i NL", 2012. 212 p.

31 мая 2014 г.

УДК 159.9

ИДЕНТИЧНОСТЬ И САМОПОНИМАНИЕ ЛИЧНОСТИ

О.Р. Тучина

Традиционно изучение феномена идентичности в психологии связывают с именем Э. Эриксона, который этот термин использует в различных значениях: и как сознательное чувство уникальности индивида (самобытность), бессознательное стремление к непрерывности жизненного опыта, и как солидаризацию с идеалами группы [1]. Эти два аспекта идентичности рассматриваются в современных исследованиях как два типа идентичности. Личностная идентичность как психологическая категория - это набор индивидуальных характеристик, отличающихся определенным постоянством (или преемственностью во времени и пространстве), позволяющий дифференцировать данного индивида от других людей. Коллективная (социальная, групповая) идентичность трактуется в терминах группового членства, включенности в какую-либо социальную категорию. На сегодняшний день в научной среде прослеживается тенденция рассмотрения личностной идентичности через соотношение с коллективной идентичностью.

Тучина Оксана Роальдовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры философии Кубанского государственного технологического университета, 350072, г. Краснодар, ул. Московская, 2, корп. А, e-mail: tuchena@ yandex.ru, т. 8(861)2743068.

Г. Бриквелл считает личностную и коллективную идентичность двумя полюсами в процессе развития. С одной стороны, за каждой социальной категорией (этнической, религиозной, гендерной и т.д.) стоит более развернутое содержание, описывающее данную категорию в терминах черт и особенностей поведения, которые ассоциируются с ней. С другой стороны, личностные характеристики предполагают соотнесение себя с группой людей, обладающих этими характеристиками, и отчуждение от тех групп, у которых данные характеристики отсутствуют. Личностная идентичность - продукт социальной идентичности, образующийся вследствие восприятия социального давления и активной адаптации к нему. Будучи сформированной, личностная идентичность начинает активно влиять на социальную. Эволюция идентичности человека - процесс непрерывного диалектического взаимодействия личностной и социальной идентичности [2].

В рамках символического интерак-ционизма проводится тезис о глубинном

Oksana Tuchina - Kuban State Technological University, 2, Moscowskaya Street, Krasnodar, 350072, e-mail: tuchena@yandex.ru, tel. +7 (861)2743068.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.