Научная статья на тему 'Благотворительность в России: культурно-исторический аспект'

Благотворительность в России: культурно-исторический аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
438
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Благотворительность в России: культурно-исторический аспект»

РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Н. Г. Берзина

Благотворительность в России: культурно-исторический аспект

Согласно Федеральному закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»1, под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Благотворительность, или филантропия (от греч. «филантро-пос» - человеколюбие) означает оказание помощи обездоленным, сострадание, сердечное участие. Исторический опыт свидетельствует, что благотворительность несовместима с идейной нетерпимостью. Как социальное движение благотворительность непризнает социальных, материальных, духовных и других различий между людьми. В истории человечества благотворительность в той или иной форме присутствовала всегда.

При этом следует разделять благотворительность, осуществляемую посредством материальных вложений, и благотворительность посредством личного участия.

Помощь неимущим, слабым членам общества - это исходное понятие благотворительной деятельности, которое тесно связано с социальным обеспечением в обществе1 2. До тех пор, пока система социальной защиты не стала функцией государства, помощь самым обездоленным была заботой благотворительных учреждений.

Таким образом, изначально под благотворительностью понималось попечение о сирых, увечных, неимущих, престарелых, т. е. организация помощи самым обездоленным категориям населения. Соответственно, к собственно благотворительным учреждениям относили богадельни, приюты, даровые столовые, ночлежные дома.

1 Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 23.12.2010) "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" // Собрание законодательства РФ. 14.08.1995. - № 33. - Ст. 3340.

2 Хорева Л. В., Сущинская М. Д. История благотворительности в России: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. - С. 7.

9

Следует отметить, что в России всегда были сильны традиции государственной социальной помощи, поддержки культуры, науки, образования, искусств. Однако государственной помощи на протяжении всей истории России было недостаточно. Данная тенденция, наряду с религиозными обычаями бескорыстной поддержки, обусловила развитие многих видов благотворительности в дореволюционный период.

Переход к капитализму во второй половине XIX столетия, формирование класса русского буржуа, а также особенности национального русского характера способствовали процветанию меценатства в купеческой среде.

С появлением класса буржуазии в России развиваются новые формы благотворительной деятельности, такие как организация обучения детей из неимущих семей, образование для женщин, поддержка культуры и искусства. Эти формы могут быть отнесены к позднейшим периодам существования благотворительности, как социального института в России.

После октября 1917 г. отношение к благотворительности в России коренным образом изменилось. Государство берет на себя все функции по социальной защите всех групп населения, развитию культуры, образования и т. п. Само понятие благотворительности стало носить уничижительный оттенок, осуждалась сама идея ее уместности при социализме. Благотворительность определялась в толковых словарях как явление, присущее только буржуазному обществу. Для советского общества такое понятие считалось устаревшим. Жалость и забота об обездоленных считались унижением для человека1.

Патерналистская функция государственных органов не оставила место благотворительности, кроме того, в Советской России некому было брать на себя функции меценатства и спонсорства.

Ситуация начала меняться только с началом перестройки. К этому периоду относятся первые шаги по возрождению традиций благотворительности в России, активное развитие которой наблюдается и сегодня. Возрождение идей благотворительности в современном обществе влечет за собой интерес к ее истории в дореволюционный период, возвращает к ее истокам, традициям, механизмам функционирования и финансирования.

Культура в диалектическом единстве духовных и материальных ценностей стала объектом возрождающейся благотворительности и в период новейшей истории России.

1 Хорева Л. В., Сущинская М. Д. История благотворительности в России: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбгУЭф, 1999. - С. 8.

10

Переход к рыночной экономике, изменение социальноэкономических условий в начале XXI столетия, недостаточное финансирование учреждений культуры, а также создание правовой базы, регулирующей деятельность благотворительных организаций, способствовало притоку финансовых средств благотворителей в сферу культуры.

На социально-культурное значение благотворительности указывают общественно-полезные цели ее осуществления, в частности, содержащиеся в статье 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»: содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности.

Конечно же, социально-культурное содержание благотворительности не исчерпывается названным перечнем ее направлений.

По смыслу ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре1, результатом культурной деятельности является сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей. К числу последних относятся не только произведения культуры и искусства, уникальные в историко-культурном отношении объекты, но и нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, традиции.

Представляется, что благотворительность, обладая огромным потенциалом, способствует формированию как у благополучателей, так и у самих благотворителей таких культурных ценностей, как идеалы добра, справедливости, дружбы и взаимопомощи.

Осознание ценностей солидарности, щедрости и благородства может выступать мотивом благотворительной деятельности. Формирование определенных ценностей может служить и результатом благотворительности. Данное обстоятельство указывает на тесную взаимосвязь благотворительной деятельности с деятельностью культурной.

Согласно проводимым исследованиям1 2, культура является приоритетной сферой пожертвований коммерческих организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области, что представляет собой важную особенность благотворительности нашего города и области.

При этом объектами благотворительной деятельности оказываются государственные (бюджетные) организации и учреждения, общественные (негосударственные) организации, а также непосредственно физические лица, нуждающиеся в помощи.

1 Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. Верховным Советом РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 30.09.2013) // Рос. газета. № 248. 17.11.1992.

2 Соловьева А. В. Третий сектор в культуре, или некоторые особенности нашей благотворительности. - СПб.: Изд-во Чернышева, 1996. - С. 68.

11

К мотивам благотворительности следует отнести укрепление репутации благотворителя, формирование его благоприятного имиджа; общественная значимость поддерживаемых программ; религиозные соображения; соображения нравственности и морали; мотивы личного свойства.

Также следует иметь в виду, что зачастую благотворительность осуществляется не из каких-либо «высоких» побуждений, а в силу сложившейся в определенной среде традиции, являющейся символом принадлежности к определенному социальному кругу. В данном случае благотворительность следует рассматривать как элемент субкультуры.

Так, в частности, для банковской элиты благотворительность стала неписаным правилом, традицией, элементом банковской субкультуры, показателем эффективности работы того или иного банка.

Анализ культурно-исторического содержания благотворительной деятельности позволяет сделать вывод, что традиции российской благотворительности не утратили своего значения в наши дни.

Важность развития общественной и частной благотворительности в современных условиях очевидна. В настоящее время масштабы и состав участников благотворительного движения активно расширяются. Коммерческие организации применяют различные формы благотворительной поддержки, что демонстрирует достаточно развитые отношения между благотворителями и благополучателями. В России появляются новые благотворительные организации и фонды, проводятся различные благотворительные акции и программы. При этом сфера культуры является приоритетным направлением деятельности российских благотворителей.

Е. В. Визиренко

Некоторые проблемные акценты в слиянии гражданского и арбитражного процессов в рамках судебной реформы Российской Федерации

Арбитражный процесс имеет несравненно более короткую историю развития, нежели гражданский процесс, который ещё со времен написания «Русской правды» и по сей день регламентирует порядок рассмотрения гражданских дел в судах общей юрисдикции. Арбитражный же процесс только начал выделяться из гражданского в начале XIX в. в связи с созданием первого коммерческого суда и принятием Устава торгового судопроизводства. Далее вплоть до 1992 г. законодатель не считал нужным приведение к общему знаменателю по сути однородных по предмету процессов. И в 1992 г.

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.