Вестник Института экономики Российской академии наук
2/2013
Т. БАРАНЕНКОВА кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института экономики РАН
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ: ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В статье рассматриваются явления благотворительности, меценатства, спонсорства. Показана необходимость создания стимулов и условий для возрождения традиций российской благотворительности. Намечены пути развития социальной ответственности бизнеса в условиях реформирования общественных отношений.
Ключевые слова: благотворительная деятельность, меценатство, спонсорство, социальная ответственность бизнеса, корпоративная этика, российская модель корпоративной социальной ответственности.
Классификация ^Ь: А130, 1300, М140.
Благотворительность в России возникла еще в середине XVI в., а наибольшее распространение она получила в XIX в., для второй половины которого меценатство было особенно характерно1.
Слово «благотворительность» (от благо - добро, польза и творить -создавать, созидать, производить) известно в древнерусском языке с XI в. Благотворительная деятельность представлялась в обществе как моральная норма, путь к благочестивой жизни и святости.
Цели благотворительности, мотивы которой, как правило, связаны с состраданием и милосердием, - в обеспечении социального благополучия в обществе, цели меценатства - в обеспечении, сохранении и развитии профессиональных видов культурной деятельности. Таким образом, понятие благотворительности по смыслу шире понятия меценатства, последнее можно считать одной из форм благотворительности.
1 Меценат - любитель и покровитель искусств, благотворитель. Этот термин вошел в современный обиход из периода правления в Древнем Риме Октавиана Августа, ценителя и покровителя искусств. Его приближенный, Гай Цильний Меценат, - богатый римлянин, прекрасно разбиравшийся в искусстве, оказывал финансовую поддержку молодым поэтам, в частности, Вергилию и Горацию.
Важный признак благотворительности - добровольный характер данной деятельности. Это акт добровольного дарения блага в денежной или безденежной форме, в порядке личной услуги тем, кто в этом остро нуждается. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры)2. Материальная, финансовая, организационная и иная помощь предоставляется как физическими, так и юридическими лицами.
После 1917 г. в нашей стране произошел резкий разрыв с национальными традициями благотворительности. Вся забота о человеке была возложена на государство. Современный этап развития Российского государства в результате быстрой переориентации экономики с плановых начал на рыночные принципы хозяйствования, проведения недостаточно эффективной социальной политики характеризуется резкой поляризацией уровня благосостояния народа, высокой естественной убылью населения, ухудшением физического и психического здоровья людей. Социальная сфера предприятий, которая в советский период была достаточно развита, была ликвидирована и передана на балансы территориальных органов.
В связи с недостатком финансовых средств (многие территории являются дотационными) социальная сфера приходит в упадок, социально-культурные нужды населения удовлетворяются по «остаточному принципу». В итоге Россия в начале XXI в., согласно данным ООН, заняла в рейтинге 175 стран по уровню развития человеческого потенциала лишь 65-е место. В этих условиях важным направлением социальной политики государства становится социальная защита населения, учет интересов и потребностей всех социальных групп. Большая роль при этом правомерно отводится взаимодействию государственных структур и бизнеса, возрождению российских традиций благотворительности.
Меценаты - крупнейшие представители промышленного и торгового капитала
Определенный интерес в этой связи представляет рассмотрение истории благотворительной деятельности в России, особенно в период последней трети XIX - начале XX вв., когда в пореформенном Российском государстве за короткий срок были созданы тысячи крупных и средних промышленных и торговых предприятий, быстро развивалась сеть банков и других кредитных учреждений. За 40 лет было построено 50 тыс. верст железных дорог. Одновременно в стране развернулось боль-
2 Российский энциклопедический словарь. М., 2001. Кн. 1. С. 168.
шое социальное строительство. При многих крупных фабриках и заводах возникли городские поселки с развитой инфраструктурой, где были дома с удобствами для рабочих и служащих этих предприятий. Постоянно расширялась сеть начальных школ, высших и средних учебных заведений, библиотек, музеев, больниц, в создании которых не последнюю роль играла благотворительная деятельность со стороны отдельных лиц, общественных организаций, коммерческих структур. Российское меценатство имеет глубокие корни. Для него характерна семейственность. Благотворительностью уже в XVIII в. нередко занимались несколько поколений одного и того же рода. Князь А.М. Голицын, например, будучи представителем древнего рода, вице-канцлером России, государственным деятелем, пожертвовал в 1792 г. на нужды Московского Воспитательного дома 40 000 руб. Его брат Дмитрий завещал на постройку ставшей впоследствии известной Голицынской больницы 850 000 руб.
Довольно известна другая фамилия российских меценатов - Строгановых (при Петре I возведенных в дворянское достоинство), которые, располагая огромными богатствами (металлургические заводы, золотые прииски, соляные промыслы), на протяжении веков поддерживали русских художников, ювелиров, вышивальщиц. Александр Сергеевич Строганов - президент Академии художеств (с 1800 г.), наследовавший от отца в Петербурге дворец с библиотекой и картинной галереей, пополнил эту коллекцию и открыл доступ в галерею всем желающим. Граф Сергей Григорьевич Строганов известен в истории отечественной культуры как создатель школы рисования (ныне Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова). На строительство и содержание этой школы в течение 18 лет он израсходовал более 400 000 руб.
Меценатство - семейная традиция Уваровых, Алексеевых, фон Мек-ков. Большой вклад в развитие российской культуры внесли братья Третьяковы, Бахрушины, Щукины. Среди российских меценатов последней трети XIX - начала XX вв. были представители творческой интеллигенции (преподаватели вузов, писатели, художники, архитекторы), служащие. Известно, что первая московская бесплатная публичная библиотека (ныне Российская государственная библиотека), в основание которой легло, прежде всего, книжное собрание канцлера графа Н.П. Румянцева, создавалась и на протяжении всей своей истории пополнялась путем частных дарений. В числе жертвователей редких, богатых книжных и рукописных собраний значатся преподаватели Московского университета - М.П. Погодин, Н.С. Тихонравов, протоиерей В.Н. Амфитеатров, епископ Серафим Чичагов. Инициативе и усилиям демократически настроенной интеллигенции обязан своим основанием Исторический музей, непосредственными создателями которого считаются историки, выдающиеся организаторы отечественной науки А.С. Уваров и И.Е. Забелин.
Постепенно представители дворянства стали утрачивать свою роль в благотворительной деятельности, уступая ее новому сословию - промышленникам, купцам, предпринимателям. Тон стали задавать те, кто обладал более крупным состоянием, занимаясь предпринимательской деятельностью. Многие из них были членами Купеческого собрания (клуба), общественно полезная деятельность которого состояла в многочисленных пожертвованиях.
Причины прихода в благотворительную деятельность были самые разные - забота о ближних, семейные обстоятельства и традиции, патриотические чувства. Многие меценаты, будучи серьезно увлечены «высоким искусством», создавали крупные проекты: П.М. Третьяков - Третьяковскую галерею, А. А. Бахрушин - Театральный музей, С.И. Мамонтов -Московскую Русскую частную оперу, П.И. Щукин - Музей русской старины, братья Николай и Антон Рубинштейны - консерваторию.
В конце XIX в. русский купец, как правило, был образованным человеком с широким кругозором. Именно промышленники, коммерсанты, экономисты, деловые люди, осваивавшие внутренний и внешние рынки, обеспечивали бурное развитие капитализма в России. Начиная с 18701880-х гг., российские меценаты - крупнейшие представители промышленного и торгового капитала, не порывая связи со своими предприятиями, отдавали немало сил и средств развитию русской культуры.
Самым известным меценатом, сыгравшим огромную роль в развитии отечественной культуры, был Павел Михайлович Третьяков. Его имя справедливо связывают с развитием национального искусства, прежде всего с созданием национального художественного музея. П. Третьяков выделял значительные личные средства и на другие благотворительные дела - на учреждение стипендий в коммерческих училищах, на организацию работ для нищих, на постройку Дома призрения, на регулярную помощь Училищу глухонемых, на помощь экспедиции Миклухо-Маклая.
Широко был известен и пользовался большим уважением купеческий род Щукиных. Сергей Иванович Щукин собрал самую значительную в мире коллекцию картин французских импрессионистов конца XIX -начала XX вв. и впоследствии передал ее городу Москве. Не менее известен был и его брат - коллекционер, меценат, просветитель - Петр Иванович Щукин, создавший Музей русской старины. Неутомимым собирателем живописи был и Дмитрий Иванович Щукин, неоднократно даривший Румянцевскому музею в Москве картины голландских мастеров.
Трудно представить художественную жизнь Москвы конца XIX в. без Саввы Ивановича Мамонтова. Он был организатором кружка художников в своем имении Абрамцево, а также создал Частную русскую оперу с целью ознакомления широких масс с отечественным искусством.
Около 40 лет после смерти мужа производственной и социально-культурной деятельностью знаменитого Товарищества Тверской мануфак-
туры руководила Варвара Алексеевна Морозова, превратившая его в одно из самых крупных и известных текстильных производств России (12 тыс. рабочих и служащих и 9 млн руб. основного капитала). По ее инициативе был построен городок современной архитектуры с жильем, медицинским обслуживанием, школой. В Москве ею была организована первая бесплатная библиотека-читальня для народа, получившая имя И.С. Тургенева.
В истории русского книгоиздательства и просвещения конца XIX -начала XX вв. подлинным новатором печатного дела был выходец из крестьян Иван Дмитриевич Сытин. Наладив выпуск массового товара -дешевых и ярко иллюстрированных книг для крестьян, И.Д. Сытин освоил широкий рынок. Его фирма работала почти во всех отраслях издательского дела3.
Уже в 1860-х гг. частная инициатива стала основным двигателем просвещения. Пожертвования в области народного образования, подготовки квалифицированных рабочих становятся все более частыми и более масштабными. Российские предприниматели, новая буржуазия, в значительной мере финансировали культуру, науку, медицину. Эти вложения осуществлялись для создания и функционирования музеев, библиотек, театров, консерваторий, больниц.
В конце XIX - начале XX вв. Россия входила в пятерку самых развитых стран мира, являясь одним из признанных лидеров мирового культурного процесса. В стране начала создаваться система научно-исследовательских институтов. Впервые в науке появляются русские имена мирового масштаба: Д.И. Менделеев, И.П. Павлов, И.И. Мечников, П.Н. Лебедев, А.Г. Столетов, К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, П.Л. Чебышев, С.В. Ковалевская.
По данным многих исследователей, особенностью российского меценатства было то, что значительную долю среди представителей торгово-промышленного класса и гильдейского купечества составляли выходцы из старообрядческих семей4, объединенные общей духовностью. Их «завет» - «все нажитое необходимо вернуть при жизни». Анализируя жизнедеятельность П.М. и С.М. Третьяковых, династии Рябушинских, С.И. Мамонтова, С.Т. Морозова, можно сделать вывод, что воспитание на старообрядческих принципах формировало такие характерные духовные черты российского предпринимательства, как честность, трудолюбие, верность данному слову, деловая активность.
3 Наряду с ежедневной газетой печатались доступные по цене полные собрания сочинений русских писателей, литературные и научно-познавательные журналы, календари. На долю Товарищества приходилось около 22% всех публикуемых в России учебников. На конец 1916 г. общее число названий печатной продукции Товарищества И. Сытина насчитывало 4838 наименований с совокупным тиражом 212 млн экземпляров. // Ценные бумаги в жизни деловой Москвы. С. 53.
4 Соболевская А. Духовные истоки русского предпринимательства // Вопросы экономики. 1993. № 8. С. 94.
Купечество, составляя костяк органов городского самоуправления, оказывало большое влияние на общественную жизнь города, активно воздействуя на решение проблем городского хозяйства. Известно, что после реформы 1860 г., в связи с процессом пролетаризации крестьянства, в городах резко обострилась жилищная проблема. Ее частичному решению способствовало устройство ночлежных приютов, домов дешевых и бесплатных квартир, на строительство которых направлялись как казенные субсидии, так и пожертвования5. Повсеместное распространение получили дешевые или бесплатные столовые, чайные. Их содержали попечительства о домах трудолюбия и о народной трезвости, существовавшие за счет вышеназванных средств.
В России уже с конца XVIII в. благотворительность стала приобретать организованный характер. В 1775 г. появился Царский указ об образовании частных и общественных благотворительных организаций. Они возникали в основном по инициативе сословных организаций, отдельных групп и отдельных лиц. Благотворительные учреждения (благотворительные общества и благотворительные заведения) состояли в ведении и надзоре различных министерств и ведомств. Координационную функцию по отношению к благотворительным организациям вплоть до конца XIX в. выполняло Императорское Человеколюбивое общество.
В пореформенный период развитию государственной, общественной и частной благотворительности способствовал целый ряд законодательных актов, принятых правительством. В их числе «Устав об общественном призрении» 1857 г., «Городовое положение» 1870 г., Закон о земской реформе 1864 г., Закон о благотворительных обществах 1862 г.
К началу XX в. в России насчитывалось 14854 благотворительных учреждений, из них 7349 благотворительных обществ и 7505 благотворительных заведений. Средства этих учреждений (недвижимость, капиталы, ежегодные доходы) составляли 404 844 тыс. руб. Примерно 25% доходной части бюджета благотворительной системы составляли поступления из казны, земств, городов и сословных учреждений, а 75% - средства от частной благотворительности и добровольных пожертвований. По данным 1897 г., доходы всех этих учреждений составляли 59 312 тыс. руб., расходы - 48 575 тыс. руб.
Послереформенный период характеризуется ускоренным ростом благотворительных организаций. Так, если за 24 года (1856-1880 гг.) их число увеличилось в 13,5 раз, то за последующие 5 лет (1880-1885 гг.) - в 14,8 раза6.
5 Так, купец Ьой гильдии Г.Г. Солодовников (владелец пассажа на Кузнецком мосту) оставил по завещанию 20 млн руб. на строительство в Москве дешевых квартир // Предпринимательство и предприниматели России: от истоков до начала XX в. М., 1997. С. 120.
6 Расчеты автора. Отечественная история с древнейших времен до 1917 г.: энциклопедия. М., 1994. Т. 1. С. 242.
Не только концентрация в руках предпринимательского «сословия» крупных материальных средств, но и своевременная выработка российского законодательства, поощрявшего частные пожертвования, а также отчетливое осознание предпринимателями своей ответственности перед обществом явились, на наш взгляд, предпосылкой для развития в дореволюционной России разнообразной общественно полезной, в том числе и благотворительной, деятельности. Социально-культурная деятельность предпринимателей, в свою очередь, способствовала росту активности духовной жизни общества, особенно на тех территориях, где для ее процветания государством предпринималось недостаточно усилий в связи с ограниченностью финансовых средств и по другим причинам.
Возрождение традиций благотворительности в постсоветской России
После 1917 г. были упразднены почти все благотворительные организации, действовавшие в царской России. Обязанности в области благотворительности начали выполнять новые, советские, организации, образованные вместо них. Однако уже с середины 1980-х гг. началось движение за возрождение традиций российской благотворительности и меценатства, довольно быстро набирающее обороты. По всей вероятности, немаловажную роль здесь играет генетическое прошлое российского предпринимательства7. Еще со времен купечества предпринимательство характеризовалось как служение обществу, а его представители отличались нестяжательством, трудолюбием, активностью, восприятием богатства прежде всего как блага, идущего на общее дело. Данное определение, по всей вероятности, наиболее точно отражает идеал, к которому должно стремиться современное предпринимательство.
Законодательное возрождение благотворительности в нашей стране произошло в соответствии с Законом СССР от 1990 г. «Об общественных объединениях», по которому эти объединения могли направлять свои средства на благотворительные цели, даже если это не было предусмотрено уставом организации. С этого момента большинство благотворительных организаций создавались без участия государства по доброволь-
7 Известно, что родоначальником предпринимательства в России стало разбогатевшее на торгах и промыслах купечество. Реформаторское правление Петра I, активизация его преобразований в области внутренней и внешней политики потребовали развития различных отраслей - льняной, кожевенной, черной металлургии, кораблестроения. Это способствовало расцвету предпринимательства, к которому привлекались высшее чиновничество и дворянство (получившее особые привилегии для организации и становления дела), а также деловые люди из бывших крепостных.
ной инициативе людей. По состоянию на 01.06.1992 г. число благотворительных организаций составляло 118 единиц8.
В соответствии с принятым в 1991 г. Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации» благотворители и благотворительные организации получили право на ряд льгот по уплате некоторых налогов, которые впоследствии, в силу ряда причин были отменены. Вместе с тем вопросы налогообложения имеют важное значение для успешного развития благотворительной деятельности в России, где на повестке дня стоит задача вовлечения в благотворительные акции уже среднего и малого бизнеса. Видимо, целесообразно изучать, и даже в какой-то мере заимствовать, практику развития налогообложения на постсоветском пространстве, где государства бывшего социалистического лагеря уделяют этому вопросу большое внимание. Материальное поощрение благотворительности необходимо сочетать с поощрением морального порядка, созданием в общественном мнении позитивного образа благотворителя, мецената, пропагандой положительного опыта их деятельности.
Благотворительность, как свидетельствуют обследования, постепенно становится неотъемлемой чертой российского общества. Большинство крупных корпораций от разовых инициатив перешли к осмысленной политике благотворительности, проводимой через корпоративные фонды. Как правило, «донорами» фондов становятся крупные бизнесмены. Практически все большие компании имеют свои благотворительные фонды и занимаются, в частности, меценатством. Так, благотворительный фонд «Лукойл» постоянно оказывает поддержку Большому симфоническому оркестру им. П.И. Чайковского, «Альфа Банк» участвует в крупных проектах, направленных на развитие российской культуры, на сохранение художественных, исторических ценностей и памятников. Фонд «Династия» Дмитрия Зимина, бюджет которого в 2010 г. составил 264 млн руб., помогает журналистам, ученым, студентам.
Крупные российские компании, реализуя масштабные социальные программы, прежде всего заботятся о своем имидже, желая, чтобы к ним относились как к социально ответственным, активным членам общества, которые добровольно вносят существенный вклад в развитие культуры, искусства, науки, спорта, медицины9.
8 Абросимова Е.А. Современное состояние и тенденции развития благотворительного сектора в Российской Федерации / Е.А. Абросимова // Помоги ближнему. Благотворительность вчера и сегодня. М.: ИПО Полигран, 1994. С. 130.
9 К сожалению, в обществе, где царит неравенство и бедность, такая благотворительность часто воспринимается россиянами не как свершение благого дела во имя любви к ближнему, а как откуп от притязаний власти, от народного недовольства в отношении несправедливой приватизации.
В постсоветской России наряду с меценатством важное значение получила другая форма благотворительности - спонсорство. Это добровольное, бесприбыльное участие физических и юридических лиц в материальной поддержке благотворительной деятельности с целью популяризации своего имени, названия торговой марки. Поэтому спонсорская помощь налагает на получателя и некоторые обязательства.
Заметим, что и купеческая благотворительность нередко подкреплялась не только христианско-нравственными принципами (желанием выполнить долг имущего по отношению к неимущему, смягчить «греховный» характер торгово-промышленной деятельности), но и стремлением оставить о себе хорошую память (улицы, больницы, музеи носили имена своих благотворителей), либо получить определенный титул или звание, успешно адаптироваться в обществе.
Исследование российской благотворительности позволило выявить такую специфическую ее черту, как сочетание религиозно-этических и практических мотивов, причем спектр последних постепенно расширялся за счет мотивов социально-политического и социально-экономического характера. К ним можно отнести: получение общественного признания; социального престижа; стремление к саморекламе; укрепление своего общественного влияния; а также ожидание денежного вознаграждения, снижения налогов, получения выгодных государственных заказов и т.д.
Как известно, на протяжении всего перестроечного периода в России остро стоял вопрос нехватки бюджетных средств на проведение социальной политики. В период военно-политических, экономических кризисов, природных катаклизмов необходимость в благотворительной помощи увеличивается в связи с появлением новых объектов, требующих внимания и сострадания, - беженцев, инвалидов, детей погибших родителей. В начальный период перестройки основными источниками финансирования благотворительности в России были: церковь, частные благотворители, средства крупных отечественных компаний, средства иностранных фондов. Благотворительность, меценатство часто носили случайный характер, зависели от личных пристрастий бизнесмена и, как правило, не афишировались.
Принятие в 2006 г. Федерального закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ заметно ограничило деятельность иностранных организаций. Известно, что церковным организациям приходится затрачивать большие средства на восстановление разрушенных в советское время храмов и строительство новых. Количество частных благотворителей не позволяет рассчитывать на полноценную и стабильную поддержку развития социальной сферы. Поэтому в настоящее время и в перспективе средства крупных отечественных компаний остаются основным надежным источником финансирования благотво-
рительности. При этом основная роль принадлежит не частной, а корпоративной благотворительности, когда носителем имени благотворителя является название фирмы, банка или корпорации.
В перестроечный период развитие благотворительности происходило стихийно и не всегда целенаправленно. Перемены наметились, когда одним из приоритетов государственной политики была названа борьба с бедностью и В.В. Путин призвал олигархов «делиться»10.
Важное значение в этой связи имеет повышение социальной ответственности бизнеса (СОБ). Концепция СОБ начала активно развиваться в США и западных странах еще в 80-х гг. XX в. Суть ее состоит в том, что бизнес, помимо соблюдения законов и производства качественного продукта (услуги), добровольно принимает дополнительные обязательства перед обществом в виде своего вклада в развитие социальной, экономической, экологической сфер общества.
Следует согласиться с высказываемым в экономической литературе мнением об определенном различии между СОБ и традиционной благотворительностью. Последняя не затрагивает стратегические цели фирмы, не формирует ее поведение как субъекта воспроизводственного процесса, тогда как СОБ предполагает изменения в собственно экономической сфере. Бизнес руководствуется не только критерием рыночной целесообразности, прибыли, но и критерием, учитывающим интересы всех вовлеченных в деятельность сторон - работников, потребителей и поставщиков, местных властей, государства 11.
Наиболее прагматичной формой осуществления корпоративной ответственности для нынешнего этапа развития экономики и социальной сферы страны являются социальные инвестиции бизнеса12.
Активное участие крупных и средних предприятий (независимо от формы собственности) в решении жизненно важных социальных проблем на основе благотворительности требует преодоления ряда трудностей, прежде всего усиления учета и контроля за целевым использованием средств. Так, если первые социальные отчеты компаний в Европе появились в 90-е гг. XX в., то в России процесс социальной отчетности начался в 2003 г. В числе первых были «Альфа Банк», «Сибнефть», «Лукойл». Большой интерес представляют данные, полученные в ходе
10 Вместе с тем правительство не хочет использовать прежние авторитарные методы, поэтому проводит политику невмешательства государства в благотворительную деятельность общества.
11 Соболева И. Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии // Вопросы экономики. 2005. № 10. С. 93.
12 Социальные инвестиции бизнеса - это материальные, технологические, управленческие или иные ресурсы, а также финансовые средства компаний, направленные на реализацию социальных программ с предположением, что в стратегическом отношении будут получены определенные социальный и экономический эффекты.
анкетирования 100 российских компаний-участниц «Индекса социальных инвестиций российского бизнеса», позволяющие в какой-то мере оценить социальные потоки российских компаний, их распределение в отраслевом разрезе и по направлениям вложений. Можно сделать вывод, что приоритетным направлением социальных расходов компаний являются их внутренние социальные программы, направленные на своих работников, причем 52,3% от общего объема этих инвестиций было израсходовано на развитие человеческого капитала компаний13. Проводимые анкетирования российских компаний показали, что социальные инвестиции очень неравномерно распределяются по отраслям, а основное бремя ложится на отрасли производственной сферы.
Как показывает анализ, интересы бизнеса постепенно переносятся с персонала компании на внешнее социальное окружение, компании стараются выйти за пределы своей производственной деятельности. Тем не менее внутренние социальные программы пока являются приоритетным направлением социальных расходов.
В настоящее время прослеживается целый ряд факторов, препятствующих раскрытию информации о социальных инвестициях. Это обострение конфликта между менеджерами и инвесторами, а также между производителями и потребителями. Недовольство компаний инициирует и повышенный интерес налоговых органов, требующих более тщательной проверки информации. Однако социальные инвестиции российских компаний (осуществляемые посредством реализации внутренних и внешних социальных программ) уже занимают довольно прочное место в корпоративной стратегии, несмотря на то что отсутствие определенных позиций, запросов и демонстрируемых выгод со стороны общественных институтов тормозят мотивацию компаний к информационной открытости. Кроме того, отсутствие четко установленных механизмов взаимоотношения государства и бизнеса вносят дополнительные осложнения на этом пути.
В настоящее время благотворители вынуждены работать в условиях несовершенного законодательства, в обществе, где многими утрачены нравственные ориентиры и где отсутствует гражданское согласие. Вместе с тем наличие мощных корпоративных структур и вовлечение экономики в процессы глобализации способствуют развитию социальной ответственности предпринимательства.
Условия постприватизационной экономики (сокращение государственного сектора), выход российских корпораций на мировые рынки и ознакомление их с международными стандартами корпоративной социальной ответственности (КСО) вызывают необходимость выработки
13 Доклад о социальных инвестициях в России. /Под общей ред. С.Е. Литовченко. М.: Ассоциация Менеджеров, 2004. С. 11.
определенных стандартов поведения бизнеса в России. Бизнес обязан пересмотреть свою роль партнера в области государственной политики и в построении гражданского общества, включая вопросы охраны окружающей среды и прав человека.
В 2002 г. Российский союз промышленников и предпринимателей одобрил Кодекс корпоративной и деловой этики. Многие корпорации разработали собственные кодексы деловой этики. Так, компания «Лукойл» первой приняла специальный Социальный кодекс, ставший основой для создания благоприятного социально-политического климата ведения бизнеса и обоснования принимаемых социальных обязательств. В первую очередь кодекс устанавливает корпоративные социальные гарантии работникам и неработающим пенсионерам организаций группы «Лукойл». Вторая часть кодекса посвящена участию компании в жизни общества. Она касается ответственности за развитие монопроизводственных населенных пунктов, предусматривает меры в области охраны природы, развития науки, образования, технологии и инноваций, поддержки культуры и спорта, сохранения национально-культурной самобытности населения, проживающего в районах деятельности компании.
Российская модель КСО находится в начальной стадии своего развития и пока ориентируется в основном на государство, собственников и персонал. Вместе с тем уже происходит постепенное вовлечение в процесс местных сообществ и потребителей14.
Корпоративная ответственность перед обществом - это философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности, ориентированной на производство качественной продукции и услуг, на выполнение требований налогового, трудового и экономического законодательства, развитие производства, создание привлекательных рабочих мест, на обеспечение безопасности труда и выплату легальной заработной платы. Речь идет об эффективном ведении бизнеса, соблюдении общепринятых этических норм в практике ведения дел, построении добросовестных отношений со всеми заинтересованными сторонами, добровольном участии в разработке и реализации корпоративных социальных программ. Таким образом, происходит пересмотр традиционных взглядов на природу бизнеса и выполняемые им функции.
СОБ - часть системы, именуемой социальным партнерством, которая включает как собственно СОБ, так и ответственность государства перед
14 Если европейская модель КСО в большей степени представляет собой систему мер государственного регулирования, то в американской модели КСО, которая инициируется самими компаниями и предусматривает максимальную самостоятельность корпораций в определении своего общественного вклада, государственное регулирование минимально. Вместе с тем социальные инвестиции в выгодные для общества сферы поощряются через соответствующие налоговые льготы.
бизнесом. Последняя означает создание условий для того, чтобы бизнес мог нормально развиваться и выполнять свои обязательства, т.е. благоприятной инвестиционной среды в стране, четкой, адекватнрй налоговой системы, не меняющейся в течение длительного времени.
Распространение практики СОБ среди крупных отечественных компаний, безусловно, является положительной тенденцией. КСО для компании - не дополнительная обуза, а средство построения устойчивого бизнеса, и многие российские компании уже осознают ее не как простую благотворительность, а как неотъемлемую часть своих деловых операций, экономически выгодную и самим компаниям и российскому обществу в целом. Корпоративная благотворительность становится одним из способов выражения социальной позиции компании, подразумевающей добровольную передачу ресурсов на поддержку социально значимых объектов.
Во многих странах благотворительность поддерживается всеми доступными государству средствами и методами, в первую очередь -путем законодательного регулирования благотворительной деятельности, принятием специальных законов о благотворительности. В Испании деятельность благотворительных организаций курируется специальным государственным департаментом, в Италии - Министерством юстиции, во Франции - Министерством внутренних дел, т.е. роль координирующих центров могут выполнять различные органы.
В современном российском обществе отсутствует система тесного социального взаимодействия структур, слабо налажено взаимодействие в отношении реализации благотворительных проектов. Недостаточно эффективно организовано сотрудничество и взаимодействие коммерческих и благотворительных организаций. Первые, как правило, не требуют от своих благополучателей отчета о целевом использовании полученных средств, не контролируют их использование.
Государство безразлично относится к благотворительной деятельности. Это подтверждает, например, отсутствие статистического учета и статистической информации о благотворительных организациях в госструктурах и об их благотворительной деятельности. Представляется важным наладить строгий учет и отчетность в сфере благотворительности, шире информировать население по всем вопросам, касающимся меценатской и благотворительной деятельности, что позволит повысить активность населения в решении вопросов местного значения и развитии общественных инициатив15.
15 По данным аналитического центра Ю. Левады (исследование общественного мнения), 81% населения считает, что благотворительность в России развита слабо, а реально сталкивались с деятельностью некоммерческих организаций лишь 2% // Московские новости. 2007.19.01.
Хотя в последние годы наблюдается рост вовлеченности российских корпораций в решение социальных проблем, о чем свидетельствует анализ ситуации в разных секторах экономики страны (в образовании, здравоохранении, охране окружающей среды). Тем не менее отечественные корпоративные инвесторы еще не имеют достаточной мотивации для переориентации своих вложений в социально значимые объекты и программы, считая их убыточными.
Если в царской России основными направлениями благотворительности являлись долгосрочные проекты (жилье, образование, работа), то в настоящее время преобладают краткосрочные проекты, рассчитанные в основном на яркий эффект, а не на решение важных задач, стоящих перед обществом.
Развитие демократизации общества и рыночной экономики диктует необходимость сохранения культурного наследия, которое должно стать приоритетной задачей российского государства. Известно, что современная международная ситуация во многом определяется процессами глобализации, которую можно рассматривать, в частности, как атаку на национальную культуру и нивелирование ее. Необходимо учитывать внутреннее состояние страны, девальвацию многих культурных ценностей, произошедших в результате материальных трансформаций, что в значительной степени является следствием неэффективной культурной политики государства и пассивности гражданского общества. Сегодня меценатство нуждается в поддержке на государственном уровне, в том числе и в специальных законодательных инициативах. Пока же меценатство не может успешно развиваться, в том числе и потому, что этому не способствует законодательство (меценатам приходится, например, платить двойной налог).
* * *
Повышение корпоративной социальной ответственности, более активное участие бизнеса в социально-экономической и культурной жизни общества, переход от традиционной стихийной благотворительности к социальному инвестированию особенно актуальны в настоящее время, когда происходит постепенное перемещение функций финансового обеспечения социальной сферы от центра к регионам. Вместе с тем необходимо усиление социальной политики государства, ибо социальная деятельность корпораций - это дополнение к соответствующим функциям государства, а не их замещение.