Научная статья на тему 'Благотворительность: история, традиции, современность'

Благотворительность: история, традиции, современность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5935
487
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЦЕНАТСТВО / СПОНСОРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА / РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / CHARITY / PATRONAGE / SPONSORSHIP / SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS / CORPORATE ETHICS / RUSSIAN MODEL OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бараненкова Т.

В статье рассматриваются явления благотворительности, меценатства, спонсорства. Показана необходимость создания стимулов и условий для возрождения традиций российской благотворительности. Намечены пути развития социальной ответственности бизнеса в условиях реформирования общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Charity: history, traditions and present

A phenomena of charity, patronage, sponsorship are considered in current paper. The necessity of incentives and conditions creation for revival of Russian charity traditions is shown. Ways of business social responsibility development in the conditions of public relations reforming are planned.

Текст научной работы на тему «Благотворительность: история, традиции, современность»

Вестник Института экономики Российской академии наук

2/2013

Т. БАРАНЕНКОВА кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института экономики РАН

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ: ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье рассматриваются явления благотворительности, меценатства, спонсорства. Показана необходимость создания стимулов и условий для возрождения традиций российской благотворительности. Намечены пути развития социальной ответственности бизнеса в условиях реформирования общественных отношений.

Ключевые слова: благотворительная деятельность, меценатство, спонсорство, социальная ответственность бизнеса, корпоративная этика, российская модель корпоративной социальной ответственности.

Классификация ^Ь: А130, 1300, М140.

Благотворительность в России возникла еще в середине XVI в., а наибольшее распространение она получила в XIX в., для второй половины которого меценатство было особенно характерно1.

Слово «благотворительность» (от благо - добро, польза и творить -создавать, созидать, производить) известно в древнерусском языке с XI в. Благотворительная деятельность представлялась в обществе как моральная норма, путь к благочестивой жизни и святости.

Цели благотворительности, мотивы которой, как правило, связаны с состраданием и милосердием, - в обеспечении социального благополучия в обществе, цели меценатства - в обеспечении, сохранении и развитии профессиональных видов культурной деятельности. Таким образом, понятие благотворительности по смыслу шире понятия меценатства, последнее можно считать одной из форм благотворительности.

1 Меценат - любитель и покровитель искусств, благотворитель. Этот термин вошел в современный обиход из периода правления в Древнем Риме Октавиана Августа, ценителя и покровителя искусств. Его приближенный, Гай Цильний Меценат, - богатый римлянин, прекрасно разбиравшийся в искусстве, оказывал финансовую поддержку молодым поэтам, в частности, Вергилию и Горацию.

Важный признак благотворительности - добровольный характер данной деятельности. Это акт добровольного дарения блага в денежной или безденежной форме, в порядке личной услуги тем, кто в этом остро нуждается. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры)2. Материальная, финансовая, организационная и иная помощь предоставляется как физическими, так и юридическими лицами.

После 1917 г. в нашей стране произошел резкий разрыв с национальными традициями благотворительности. Вся забота о человеке была возложена на государство. Современный этап развития Российского государства в результате быстрой переориентации экономики с плановых начал на рыночные принципы хозяйствования, проведения недостаточно эффективной социальной политики характеризуется резкой поляризацией уровня благосостояния народа, высокой естественной убылью населения, ухудшением физического и психического здоровья людей. Социальная сфера предприятий, которая в советский период была достаточно развита, была ликвидирована и передана на балансы территориальных органов.

В связи с недостатком финансовых средств (многие территории являются дотационными) социальная сфера приходит в упадок, социально-культурные нужды населения удовлетворяются по «остаточному принципу». В итоге Россия в начале XXI в., согласно данным ООН, заняла в рейтинге 175 стран по уровню развития человеческого потенциала лишь 65-е место. В этих условиях важным направлением социальной политики государства становится социальная защита населения, учет интересов и потребностей всех социальных групп. Большая роль при этом правомерно отводится взаимодействию государственных структур и бизнеса, возрождению российских традиций благотворительности.

Меценаты - крупнейшие представители промышленного и торгового капитала

Определенный интерес в этой связи представляет рассмотрение истории благотворительной деятельности в России, особенно в период последней трети XIX - начале XX вв., когда в пореформенном Российском государстве за короткий срок были созданы тысячи крупных и средних промышленных и торговых предприятий, быстро развивалась сеть банков и других кредитных учреждений. За 40 лет было построено 50 тыс. верст железных дорог. Одновременно в стране развернулось боль-

2 Российский энциклопедический словарь. М., 2001. Кн. 1. С. 168.

шое социальное строительство. При многих крупных фабриках и заводах возникли городские поселки с развитой инфраструктурой, где были дома с удобствами для рабочих и служащих этих предприятий. Постоянно расширялась сеть начальных школ, высших и средних учебных заведений, библиотек, музеев, больниц, в создании которых не последнюю роль играла благотворительная деятельность со стороны отдельных лиц, общественных организаций, коммерческих структур. Российское меценатство имеет глубокие корни. Для него характерна семейственность. Благотворительностью уже в XVIII в. нередко занимались несколько поколений одного и того же рода. Князь А.М. Голицын, например, будучи представителем древнего рода, вице-канцлером России, государственным деятелем, пожертвовал в 1792 г. на нужды Московского Воспитательного дома 40 000 руб. Его брат Дмитрий завещал на постройку ставшей впоследствии известной Голицынской больницы 850 000 руб.

Довольно известна другая фамилия российских меценатов - Строгановых (при Петре I возведенных в дворянское достоинство), которые, располагая огромными богатствами (металлургические заводы, золотые прииски, соляные промыслы), на протяжении веков поддерживали русских художников, ювелиров, вышивальщиц. Александр Сергеевич Строганов - президент Академии художеств (с 1800 г.), наследовавший от отца в Петербурге дворец с библиотекой и картинной галереей, пополнил эту коллекцию и открыл доступ в галерею всем желающим. Граф Сергей Григорьевич Строганов известен в истории отечественной культуры как создатель школы рисования (ныне Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова). На строительство и содержание этой школы в течение 18 лет он израсходовал более 400 000 руб.

Меценатство - семейная традиция Уваровых, Алексеевых, фон Мек-ков. Большой вклад в развитие российской культуры внесли братья Третьяковы, Бахрушины, Щукины. Среди российских меценатов последней трети XIX - начала XX вв. были представители творческой интеллигенции (преподаватели вузов, писатели, художники, архитекторы), служащие. Известно, что первая московская бесплатная публичная библиотека (ныне Российская государственная библиотека), в основание которой легло, прежде всего, книжное собрание канцлера графа Н.П. Румянцева, создавалась и на протяжении всей своей истории пополнялась путем частных дарений. В числе жертвователей редких, богатых книжных и рукописных собраний значатся преподаватели Московского университета - М.П. Погодин, Н.С. Тихонравов, протоиерей В.Н. Амфитеатров, епископ Серафим Чичагов. Инициативе и усилиям демократически настроенной интеллигенции обязан своим основанием Исторический музей, непосредственными создателями которого считаются историки, выдающиеся организаторы отечественной науки А.С. Уваров и И.Е. Забелин.

Постепенно представители дворянства стали утрачивать свою роль в благотворительной деятельности, уступая ее новому сословию - промышленникам, купцам, предпринимателям. Тон стали задавать те, кто обладал более крупным состоянием, занимаясь предпринимательской деятельностью. Многие из них были членами Купеческого собрания (клуба), общественно полезная деятельность которого состояла в многочисленных пожертвованиях.

Причины прихода в благотворительную деятельность были самые разные - забота о ближних, семейные обстоятельства и традиции, патриотические чувства. Многие меценаты, будучи серьезно увлечены «высоким искусством», создавали крупные проекты: П.М. Третьяков - Третьяковскую галерею, А. А. Бахрушин - Театральный музей, С.И. Мамонтов -Московскую Русскую частную оперу, П.И. Щукин - Музей русской старины, братья Николай и Антон Рубинштейны - консерваторию.

В конце XIX в. русский купец, как правило, был образованным человеком с широким кругозором. Именно промышленники, коммерсанты, экономисты, деловые люди, осваивавшие внутренний и внешние рынки, обеспечивали бурное развитие капитализма в России. Начиная с 18701880-х гг., российские меценаты - крупнейшие представители промышленного и торгового капитала, не порывая связи со своими предприятиями, отдавали немало сил и средств развитию русской культуры.

Самым известным меценатом, сыгравшим огромную роль в развитии отечественной культуры, был Павел Михайлович Третьяков. Его имя справедливо связывают с развитием национального искусства, прежде всего с созданием национального художественного музея. П. Третьяков выделял значительные личные средства и на другие благотворительные дела - на учреждение стипендий в коммерческих училищах, на организацию работ для нищих, на постройку Дома призрения, на регулярную помощь Училищу глухонемых, на помощь экспедиции Миклухо-Маклая.

Широко был известен и пользовался большим уважением купеческий род Щукиных. Сергей Иванович Щукин собрал самую значительную в мире коллекцию картин французских импрессионистов конца XIX -начала XX вв. и впоследствии передал ее городу Москве. Не менее известен был и его брат - коллекционер, меценат, просветитель - Петр Иванович Щукин, создавший Музей русской старины. Неутомимым собирателем живописи был и Дмитрий Иванович Щукин, неоднократно даривший Румянцевскому музею в Москве картины голландских мастеров.

Трудно представить художественную жизнь Москвы конца XIX в. без Саввы Ивановича Мамонтова. Он был организатором кружка художников в своем имении Абрамцево, а также создал Частную русскую оперу с целью ознакомления широких масс с отечественным искусством.

Около 40 лет после смерти мужа производственной и социально-культурной деятельностью знаменитого Товарищества Тверской мануфак-

туры руководила Варвара Алексеевна Морозова, превратившая его в одно из самых крупных и известных текстильных производств России (12 тыс. рабочих и служащих и 9 млн руб. основного капитала). По ее инициативе был построен городок современной архитектуры с жильем, медицинским обслуживанием, школой. В Москве ею была организована первая бесплатная библиотека-читальня для народа, получившая имя И.С. Тургенева.

В истории русского книгоиздательства и просвещения конца XIX -начала XX вв. подлинным новатором печатного дела был выходец из крестьян Иван Дмитриевич Сытин. Наладив выпуск массового товара -дешевых и ярко иллюстрированных книг для крестьян, И.Д. Сытин освоил широкий рынок. Его фирма работала почти во всех отраслях издательского дела3.

Уже в 1860-х гг. частная инициатива стала основным двигателем просвещения. Пожертвования в области народного образования, подготовки квалифицированных рабочих становятся все более частыми и более масштабными. Российские предприниматели, новая буржуазия, в значительной мере финансировали культуру, науку, медицину. Эти вложения осуществлялись для создания и функционирования музеев, библиотек, театров, консерваторий, больниц.

В конце XIX - начале XX вв. Россия входила в пятерку самых развитых стран мира, являясь одним из признанных лидеров мирового культурного процесса. В стране начала создаваться система научно-исследовательских институтов. Впервые в науке появляются русские имена мирового масштаба: Д.И. Менделеев, И.П. Павлов, И.И. Мечников, П.Н. Лебедев, А.Г. Столетов, К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, П.Л. Чебышев, С.В. Ковалевская.

По данным многих исследователей, особенностью российского меценатства было то, что значительную долю среди представителей торгово-промышленного класса и гильдейского купечества составляли выходцы из старообрядческих семей4, объединенные общей духовностью. Их «завет» - «все нажитое необходимо вернуть при жизни». Анализируя жизнедеятельность П.М. и С.М. Третьяковых, династии Рябушинских, С.И. Мамонтова, С.Т. Морозова, можно сделать вывод, что воспитание на старообрядческих принципах формировало такие характерные духовные черты российского предпринимательства, как честность, трудолюбие, верность данному слову, деловая активность.

3 Наряду с ежедневной газетой печатались доступные по цене полные собрания сочинений русских писателей, литературные и научно-познавательные журналы, календари. На долю Товарищества приходилось около 22% всех публикуемых в России учебников. На конец 1916 г. общее число названий печатной продукции Товарищества И. Сытина насчитывало 4838 наименований с совокупным тиражом 212 млн экземпляров. // Ценные бумаги в жизни деловой Москвы. С. 53.

4 Соболевская А. Духовные истоки русского предпринимательства // Вопросы экономики. 1993. № 8. С. 94.

Купечество, составляя костяк органов городского самоуправления, оказывало большое влияние на общественную жизнь города, активно воздействуя на решение проблем городского хозяйства. Известно, что после реформы 1860 г., в связи с процессом пролетаризации крестьянства, в городах резко обострилась жилищная проблема. Ее частичному решению способствовало устройство ночлежных приютов, домов дешевых и бесплатных квартир, на строительство которых направлялись как казенные субсидии, так и пожертвования5. Повсеместное распространение получили дешевые или бесплатные столовые, чайные. Их содержали попечительства о домах трудолюбия и о народной трезвости, существовавшие за счет вышеназванных средств.

В России уже с конца XVIII в. благотворительность стала приобретать организованный характер. В 1775 г. появился Царский указ об образовании частных и общественных благотворительных организаций. Они возникали в основном по инициативе сословных организаций, отдельных групп и отдельных лиц. Благотворительные учреждения (благотворительные общества и благотворительные заведения) состояли в ведении и надзоре различных министерств и ведомств. Координационную функцию по отношению к благотворительным организациям вплоть до конца XIX в. выполняло Императорское Человеколюбивое общество.

В пореформенный период развитию государственной, общественной и частной благотворительности способствовал целый ряд законодательных актов, принятых правительством. В их числе «Устав об общественном призрении» 1857 г., «Городовое положение» 1870 г., Закон о земской реформе 1864 г., Закон о благотворительных обществах 1862 г.

К началу XX в. в России насчитывалось 14854 благотворительных учреждений, из них 7349 благотворительных обществ и 7505 благотворительных заведений. Средства этих учреждений (недвижимость, капиталы, ежегодные доходы) составляли 404 844 тыс. руб. Примерно 25% доходной части бюджета благотворительной системы составляли поступления из казны, земств, городов и сословных учреждений, а 75% - средства от частной благотворительности и добровольных пожертвований. По данным 1897 г., доходы всех этих учреждений составляли 59 312 тыс. руб., расходы - 48 575 тыс. руб.

Послереформенный период характеризуется ускоренным ростом благотворительных организаций. Так, если за 24 года (1856-1880 гг.) их число увеличилось в 13,5 раз, то за последующие 5 лет (1880-1885 гг.) - в 14,8 раза6.

5 Так, купец Ьой гильдии Г.Г. Солодовников (владелец пассажа на Кузнецком мосту) оставил по завещанию 20 млн руб. на строительство в Москве дешевых квартир // Предпринимательство и предприниматели России: от истоков до начала XX в. М., 1997. С. 120.

6 Расчеты автора. Отечественная история с древнейших времен до 1917 г.: энциклопедия. М., 1994. Т. 1. С. 242.

Не только концентрация в руках предпринимательского «сословия» крупных материальных средств, но и своевременная выработка российского законодательства, поощрявшего частные пожертвования, а также отчетливое осознание предпринимателями своей ответственности перед обществом явились, на наш взгляд, предпосылкой для развития в дореволюционной России разнообразной общественно полезной, в том числе и благотворительной, деятельности. Социально-культурная деятельность предпринимателей, в свою очередь, способствовала росту активности духовной жизни общества, особенно на тех территориях, где для ее процветания государством предпринималось недостаточно усилий в связи с ограниченностью финансовых средств и по другим причинам.

Возрождение традиций благотворительности в постсоветской России

После 1917 г. были упразднены почти все благотворительные организации, действовавшие в царской России. Обязанности в области благотворительности начали выполнять новые, советские, организации, образованные вместо них. Однако уже с середины 1980-х гг. началось движение за возрождение традиций российской благотворительности и меценатства, довольно быстро набирающее обороты. По всей вероятности, немаловажную роль здесь играет генетическое прошлое российского предпринимательства7. Еще со времен купечества предпринимательство характеризовалось как служение обществу, а его представители отличались нестяжательством, трудолюбием, активностью, восприятием богатства прежде всего как блага, идущего на общее дело. Данное определение, по всей вероятности, наиболее точно отражает идеал, к которому должно стремиться современное предпринимательство.

Законодательное возрождение благотворительности в нашей стране произошло в соответствии с Законом СССР от 1990 г. «Об общественных объединениях», по которому эти объединения могли направлять свои средства на благотворительные цели, даже если это не было предусмотрено уставом организации. С этого момента большинство благотворительных организаций создавались без участия государства по доброволь-

7 Известно, что родоначальником предпринимательства в России стало разбогатевшее на торгах и промыслах купечество. Реформаторское правление Петра I, активизация его преобразований в области внутренней и внешней политики потребовали развития различных отраслей - льняной, кожевенной, черной металлургии, кораблестроения. Это способствовало расцвету предпринимательства, к которому привлекались высшее чиновничество и дворянство (получившее особые привилегии для организации и становления дела), а также деловые люди из бывших крепостных.

ной инициативе людей. По состоянию на 01.06.1992 г. число благотворительных организаций составляло 118 единиц8.

В соответствии с принятым в 1991 г. Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации» благотворители и благотворительные организации получили право на ряд льгот по уплате некоторых налогов, которые впоследствии, в силу ряда причин были отменены. Вместе с тем вопросы налогообложения имеют важное значение для успешного развития благотворительной деятельности в России, где на повестке дня стоит задача вовлечения в благотворительные акции уже среднего и малого бизнеса. Видимо, целесообразно изучать, и даже в какой-то мере заимствовать, практику развития налогообложения на постсоветском пространстве, где государства бывшего социалистического лагеря уделяют этому вопросу большое внимание. Материальное поощрение благотворительности необходимо сочетать с поощрением морального порядка, созданием в общественном мнении позитивного образа благотворителя, мецената, пропагандой положительного опыта их деятельности.

Благотворительность, как свидетельствуют обследования, постепенно становится неотъемлемой чертой российского общества. Большинство крупных корпораций от разовых инициатив перешли к осмысленной политике благотворительности, проводимой через корпоративные фонды. Как правило, «донорами» фондов становятся крупные бизнесмены. Практически все большие компании имеют свои благотворительные фонды и занимаются, в частности, меценатством. Так, благотворительный фонд «Лукойл» постоянно оказывает поддержку Большому симфоническому оркестру им. П.И. Чайковского, «Альфа Банк» участвует в крупных проектах, направленных на развитие российской культуры, на сохранение художественных, исторических ценностей и памятников. Фонд «Династия» Дмитрия Зимина, бюджет которого в 2010 г. составил 264 млн руб., помогает журналистам, ученым, студентам.

Крупные российские компании, реализуя масштабные социальные программы, прежде всего заботятся о своем имидже, желая, чтобы к ним относились как к социально ответственным, активным членам общества, которые добровольно вносят существенный вклад в развитие культуры, искусства, науки, спорта, медицины9.

8 Абросимова Е.А. Современное состояние и тенденции развития благотворительного сектора в Российской Федерации / Е.А. Абросимова // Помоги ближнему. Благотворительность вчера и сегодня. М.: ИПО Полигран, 1994. С. 130.

9 К сожалению, в обществе, где царит неравенство и бедность, такая благотворительность часто воспринимается россиянами не как свершение благого дела во имя любви к ближнему, а как откуп от притязаний власти, от народного недовольства в отношении несправедливой приватизации.

В постсоветской России наряду с меценатством важное значение получила другая форма благотворительности - спонсорство. Это добровольное, бесприбыльное участие физических и юридических лиц в материальной поддержке благотворительной деятельности с целью популяризации своего имени, названия торговой марки. Поэтому спонсорская помощь налагает на получателя и некоторые обязательства.

Заметим, что и купеческая благотворительность нередко подкреплялась не только христианско-нравственными принципами (желанием выполнить долг имущего по отношению к неимущему, смягчить «греховный» характер торгово-промышленной деятельности), но и стремлением оставить о себе хорошую память (улицы, больницы, музеи носили имена своих благотворителей), либо получить определенный титул или звание, успешно адаптироваться в обществе.

Исследование российской благотворительности позволило выявить такую специфическую ее черту, как сочетание религиозно-этических и практических мотивов, причем спектр последних постепенно расширялся за счет мотивов социально-политического и социально-экономического характера. К ним можно отнести: получение общественного признания; социального престижа; стремление к саморекламе; укрепление своего общественного влияния; а также ожидание денежного вознаграждения, снижения налогов, получения выгодных государственных заказов и т.д.

Как известно, на протяжении всего перестроечного периода в России остро стоял вопрос нехватки бюджетных средств на проведение социальной политики. В период военно-политических, экономических кризисов, природных катаклизмов необходимость в благотворительной помощи увеличивается в связи с появлением новых объектов, требующих внимания и сострадания, - беженцев, инвалидов, детей погибших родителей. В начальный период перестройки основными источниками финансирования благотворительности в России были: церковь, частные благотворители, средства крупных отечественных компаний, средства иностранных фондов. Благотворительность, меценатство часто носили случайный характер, зависели от личных пристрастий бизнесмена и, как правило, не афишировались.

Принятие в 2006 г. Федерального закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ заметно ограничило деятельность иностранных организаций. Известно, что церковным организациям приходится затрачивать большие средства на восстановление разрушенных в советское время храмов и строительство новых. Количество частных благотворителей не позволяет рассчитывать на полноценную и стабильную поддержку развития социальной сферы. Поэтому в настоящее время и в перспективе средства крупных отечественных компаний остаются основным надежным источником финансирования благотво-

рительности. При этом основная роль принадлежит не частной, а корпоративной благотворительности, когда носителем имени благотворителя является название фирмы, банка или корпорации.

В перестроечный период развитие благотворительности происходило стихийно и не всегда целенаправленно. Перемены наметились, когда одним из приоритетов государственной политики была названа борьба с бедностью и В.В. Путин призвал олигархов «делиться»10.

Важное значение в этой связи имеет повышение социальной ответственности бизнеса (СОБ). Концепция СОБ начала активно развиваться в США и западных странах еще в 80-х гг. XX в. Суть ее состоит в том, что бизнес, помимо соблюдения законов и производства качественного продукта (услуги), добровольно принимает дополнительные обязательства перед обществом в виде своего вклада в развитие социальной, экономической, экологической сфер общества.

Следует согласиться с высказываемым в экономической литературе мнением об определенном различии между СОБ и традиционной благотворительностью. Последняя не затрагивает стратегические цели фирмы, не формирует ее поведение как субъекта воспроизводственного процесса, тогда как СОБ предполагает изменения в собственно экономической сфере. Бизнес руководствуется не только критерием рыночной целесообразности, прибыли, но и критерием, учитывающим интересы всех вовлеченных в деятельность сторон - работников, потребителей и поставщиков, местных властей, государства 11.

Наиболее прагматичной формой осуществления корпоративной ответственности для нынешнего этапа развития экономики и социальной сферы страны являются социальные инвестиции бизнеса12.

Активное участие крупных и средних предприятий (независимо от формы собственности) в решении жизненно важных социальных проблем на основе благотворительности требует преодоления ряда трудностей, прежде всего усиления учета и контроля за целевым использованием средств. Так, если первые социальные отчеты компаний в Европе появились в 90-е гг. XX в., то в России процесс социальной отчетности начался в 2003 г. В числе первых были «Альфа Банк», «Сибнефть», «Лукойл». Большой интерес представляют данные, полученные в ходе

10 Вместе с тем правительство не хочет использовать прежние авторитарные методы, поэтому проводит политику невмешательства государства в благотворительную деятельность общества.

11 Соболева И. Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии // Вопросы экономики. 2005. № 10. С. 93.

12 Социальные инвестиции бизнеса - это материальные, технологические, управленческие или иные ресурсы, а также финансовые средства компаний, направленные на реализацию социальных программ с предположением, что в стратегическом отношении будут получены определенные социальный и экономический эффекты.

анкетирования 100 российских компаний-участниц «Индекса социальных инвестиций российского бизнеса», позволяющие в какой-то мере оценить социальные потоки российских компаний, их распределение в отраслевом разрезе и по направлениям вложений. Можно сделать вывод, что приоритетным направлением социальных расходов компаний являются их внутренние социальные программы, направленные на своих работников, причем 52,3% от общего объема этих инвестиций было израсходовано на развитие человеческого капитала компаний13. Проводимые анкетирования российских компаний показали, что социальные инвестиции очень неравномерно распределяются по отраслям, а основное бремя ложится на отрасли производственной сферы.

Как показывает анализ, интересы бизнеса постепенно переносятся с персонала компании на внешнее социальное окружение, компании стараются выйти за пределы своей производственной деятельности. Тем не менее внутренние социальные программы пока являются приоритетным направлением социальных расходов.

В настоящее время прослеживается целый ряд факторов, препятствующих раскрытию информации о социальных инвестициях. Это обострение конфликта между менеджерами и инвесторами, а также между производителями и потребителями. Недовольство компаний инициирует и повышенный интерес налоговых органов, требующих более тщательной проверки информации. Однако социальные инвестиции российских компаний (осуществляемые посредством реализации внутренних и внешних социальных программ) уже занимают довольно прочное место в корпоративной стратегии, несмотря на то что отсутствие определенных позиций, запросов и демонстрируемых выгод со стороны общественных институтов тормозят мотивацию компаний к информационной открытости. Кроме того, отсутствие четко установленных механизмов взаимоотношения государства и бизнеса вносят дополнительные осложнения на этом пути.

В настоящее время благотворители вынуждены работать в условиях несовершенного законодательства, в обществе, где многими утрачены нравственные ориентиры и где отсутствует гражданское согласие. Вместе с тем наличие мощных корпоративных структур и вовлечение экономики в процессы глобализации способствуют развитию социальной ответственности предпринимательства.

Условия постприватизационной экономики (сокращение государственного сектора), выход российских корпораций на мировые рынки и ознакомление их с международными стандартами корпоративной социальной ответственности (КСО) вызывают необходимость выработки

13 Доклад о социальных инвестициях в России. /Под общей ред. С.Е. Литовченко. М.: Ассоциация Менеджеров, 2004. С. 11.

определенных стандартов поведения бизнеса в России. Бизнес обязан пересмотреть свою роль партнера в области государственной политики и в построении гражданского общества, включая вопросы охраны окружающей среды и прав человека.

В 2002 г. Российский союз промышленников и предпринимателей одобрил Кодекс корпоративной и деловой этики. Многие корпорации разработали собственные кодексы деловой этики. Так, компания «Лукойл» первой приняла специальный Социальный кодекс, ставший основой для создания благоприятного социально-политического климата ведения бизнеса и обоснования принимаемых социальных обязательств. В первую очередь кодекс устанавливает корпоративные социальные гарантии работникам и неработающим пенсионерам организаций группы «Лукойл». Вторая часть кодекса посвящена участию компании в жизни общества. Она касается ответственности за развитие монопроизводственных населенных пунктов, предусматривает меры в области охраны природы, развития науки, образования, технологии и инноваций, поддержки культуры и спорта, сохранения национально-культурной самобытности населения, проживающего в районах деятельности компании.

Российская модель КСО находится в начальной стадии своего развития и пока ориентируется в основном на государство, собственников и персонал. Вместе с тем уже происходит постепенное вовлечение в процесс местных сообществ и потребителей14.

Корпоративная ответственность перед обществом - это философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности, ориентированной на производство качественной продукции и услуг, на выполнение требований налогового, трудового и экономического законодательства, развитие производства, создание привлекательных рабочих мест, на обеспечение безопасности труда и выплату легальной заработной платы. Речь идет об эффективном ведении бизнеса, соблюдении общепринятых этических норм в практике ведения дел, построении добросовестных отношений со всеми заинтересованными сторонами, добровольном участии в разработке и реализации корпоративных социальных программ. Таким образом, происходит пересмотр традиционных взглядов на природу бизнеса и выполняемые им функции.

СОБ - часть системы, именуемой социальным партнерством, которая включает как собственно СОБ, так и ответственность государства перед

14 Если европейская модель КСО в большей степени представляет собой систему мер государственного регулирования, то в американской модели КСО, которая инициируется самими компаниями и предусматривает максимальную самостоятельность корпораций в определении своего общественного вклада, государственное регулирование минимально. Вместе с тем социальные инвестиции в выгодные для общества сферы поощряются через соответствующие налоговые льготы.

бизнесом. Последняя означает создание условий для того, чтобы бизнес мог нормально развиваться и выполнять свои обязательства, т.е. благоприятной инвестиционной среды в стране, четкой, адекватнрй налоговой системы, не меняющейся в течение длительного времени.

Распространение практики СОБ среди крупных отечественных компаний, безусловно, является положительной тенденцией. КСО для компании - не дополнительная обуза, а средство построения устойчивого бизнеса, и многие российские компании уже осознают ее не как простую благотворительность, а как неотъемлемую часть своих деловых операций, экономически выгодную и самим компаниям и российскому обществу в целом. Корпоративная благотворительность становится одним из способов выражения социальной позиции компании, подразумевающей добровольную передачу ресурсов на поддержку социально значимых объектов.

Во многих странах благотворительность поддерживается всеми доступными государству средствами и методами, в первую очередь -путем законодательного регулирования благотворительной деятельности, принятием специальных законов о благотворительности. В Испании деятельность благотворительных организаций курируется специальным государственным департаментом, в Италии - Министерством юстиции, во Франции - Министерством внутренних дел, т.е. роль координирующих центров могут выполнять различные органы.

В современном российском обществе отсутствует система тесного социального взаимодействия структур, слабо налажено взаимодействие в отношении реализации благотворительных проектов. Недостаточно эффективно организовано сотрудничество и взаимодействие коммерческих и благотворительных организаций. Первые, как правило, не требуют от своих благополучателей отчета о целевом использовании полученных средств, не контролируют их использование.

Государство безразлично относится к благотворительной деятельности. Это подтверждает, например, отсутствие статистического учета и статистической информации о благотворительных организациях в госструктурах и об их благотворительной деятельности. Представляется важным наладить строгий учет и отчетность в сфере благотворительности, шире информировать население по всем вопросам, касающимся меценатской и благотворительной деятельности, что позволит повысить активность населения в решении вопросов местного значения и развитии общественных инициатив15.

15 По данным аналитического центра Ю. Левады (исследование общественного мнения), 81% населения считает, что благотворительность в России развита слабо, а реально сталкивались с деятельностью некоммерческих организаций лишь 2% // Московские новости. 2007.19.01.

Хотя в последние годы наблюдается рост вовлеченности российских корпораций в решение социальных проблем, о чем свидетельствует анализ ситуации в разных секторах экономики страны (в образовании, здравоохранении, охране окружающей среды). Тем не менее отечественные корпоративные инвесторы еще не имеют достаточной мотивации для переориентации своих вложений в социально значимые объекты и программы, считая их убыточными.

Если в царской России основными направлениями благотворительности являлись долгосрочные проекты (жилье, образование, работа), то в настоящее время преобладают краткосрочные проекты, рассчитанные в основном на яркий эффект, а не на решение важных задач, стоящих перед обществом.

Развитие демократизации общества и рыночной экономики диктует необходимость сохранения культурного наследия, которое должно стать приоритетной задачей российского государства. Известно, что современная международная ситуация во многом определяется процессами глобализации, которую можно рассматривать, в частности, как атаку на национальную культуру и нивелирование ее. Необходимо учитывать внутреннее состояние страны, девальвацию многих культурных ценностей, произошедших в результате материальных трансформаций, что в значительной степени является следствием неэффективной культурной политики государства и пассивности гражданского общества. Сегодня меценатство нуждается в поддержке на государственном уровне, в том числе и в специальных законодательных инициативах. Пока же меценатство не может успешно развиваться, в том числе и потому, что этому не способствует законодательство (меценатам приходится, например, платить двойной налог).

* * *

Повышение корпоративной социальной ответственности, более активное участие бизнеса в социально-экономической и культурной жизни общества, переход от традиционной стихийной благотворительности к социальному инвестированию особенно актуальны в настоящее время, когда происходит постепенное перемещение функций финансового обеспечения социальной сферы от центра к регионам. Вместе с тем необходимо усиление социальной политики государства, ибо социальная деятельность корпораций - это дополнение к соответствующим функциям государства, а не их замещение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.