Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. №4 (24)
УДК 330.341.2
Н.В. Кузнецова, Е.В. Маслова МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Рассматривается международный опыт теории и практики моделей КСО, проводится анализ эволюции этапов развития корпоративной социальной ответственности. В статье предлагается анализ моделей КСО в зависимости от страны, рассматриваются различные типы моделей. Освещается история КСО в России: обозначаются истоки понятия. Проводится исследование современных программ по реализации КСО в организациях США и Европы. Результаты внедрения программ рассмотрены в контексте уровня развития организации. Рассматривается вариация интенсивности вовлеченности организаций в процедуру социальной отчетности. Результат исследования представлен в виде графика географического распределения интенсивности публикаций отчетности.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, модель корпоративной социальной ответственности, формы КСО, социальная отчетность.
Сегодня успех деятельности компании зависит от эффективности организации её внутренней среды. Важным аспектом при анализе лучших тактик западного менеджмента является выбор модели управления. Именно выбранная модель корпоративного управления обусловливает успех компании на рынке. В настоящее время ориентиром для российских компаний являются западные компании, а российская теория менеджмента в основном опирается на достижения американских исследователей. Можно сказать, что аутентичной российской модели корпоративного управления пока не существует. Для того чтобы выявить основы для построения модели, актуальной и применимой именно в российских реалиях, нужно рассмотреть характеристики моделей корпоративного управления, принятые в разных странах, и отметить современные тренды развития этих моделей. Современные исследователи отмечают четыре модели корпоративного развития: англо-американскую, европейскую, латинскую и японскую. В данной работе мы рассмотрим англоамериканскую модель, так как российская практика управления в основном построена по западному образцу.
Применение моделей определяется уровнем развития страны и законодательства, причем на разных исторических этапах каждая страна проходила период социальной ответственности государства, что создало условия для реализации КСО.
Пример постепенной эволюции концепции социальной ответственности можно проследить, обратившись к истории развития социальной ответственности в Америке. В 30-х гг. «Новый курс Рузвельта» явился прямым и самым массовым вторжением государства в сферу социально-экономических отношений, поворотом к «забытому человеку». Рузвельт признал, что ответственность должна быть полностью возложена на государство и крупных собственников и отказался от классических постулатов индивидуализма.
Ф. Рузвельт согласно закону о восстановлении национальной экономики 16 июля 1933 г., создал Национальную администрацию по оздоровлению промышленности (НИРА) для наблюдения за подготовкой «кодексов честной конкуренции». Они предполагали правительственный контроль за защитой общественных интересов и гарантию прав рабочих создавать собственные организации, а также участие в заключении коллективных договоров.
Социальная ответственность корпораций перед собственным персоналом была в течение 50-70-е гг. практически везде введена и закреплена государством на фоне множества крупных забастовок. Не всегда это выражалось в прямых указаниях о конкретных формах соцобеспечения, но у работников появились законные основания и инструменты для отстаивания своих интересов.
Многие из завоеваний того периода в области прав работников сегодня являются составной частью корпоративной социальной ответственности. Бизнес заботился не только о прибыли и уплате налогов, которые распределяются государством на решение социально значимых проблем, но и был мотивирован на необходимость разделить с обществом ответственность за социальную несправедливость, экономическое неравенство, участвуя в экономической адаптации социально незащищенных слоев населения, в охране окружающей среды. Внедрение социальных технологий в управление корпораций мотивировалось соответствующими налоговыми льготами и зачетами, закрепленными на законодательном уровне. Стали создаваться объединения, например крупнейшее объединение корпораций США «Бизнес за социальную ответственность». Во многих корпорациях мира появилась должность вице-президента по КСО. Америка выработала многочисленные механизмы участия бизнеса в социальной поддержке общества - большое количество корпоративных фондов, нацеленных на решение разнообразных социальных проблем за счет бизнеса.
Особенность американского предпринимательства - максимальная свобода субъектов, что сформировало во многих сферах общества механизм саморегулируемости. Государственное регулирование - лишь базисные неотъемлемые права членов общества. Соответственно, все инициативы в области корпоративной социальной ответственности являются для корпораций добровольными по своей природе.
Администрация США не столько принуждает, сколько поощряет КСО посредством режима «наибольшего благоприятствования» для бизнесменов на законодательном уровне. Выполняя часть работы государства, американский бизнес вправе рассчитывать на ответные уступки. Например, в инструкциях федерального суда США записано, что штрафы компании могут быть уменьшены или полностью отменены, если они осуществляют эффективное социальное инвестирование. Такие стимулы служат существенному снижению рисков компаний, связанных с расходами на благотворительную деятельность и социальное инвестирование некоммерческих проектов как у себя дома, так и в странах приема. В список крупнейших благотворителей входят Ford, Philip Morris, Exxon Mobil, WallMart Stores, Intel, Washington ProFile и проч.
Америка известна традициями систематического участия бизнеса или его представителей в финансировании самых разнообразных некоммерческих проектов. Классическим примером может являться Фонд Билла и Мелинды Гейтс с капиталом почти 27 млрд долл., полностью финансируемый из личного состояния супругов Гейтс для целей улучшения систем образования и здравоохранения в различных странах мира.
В 1977 г. Конгресс США принял «Акт о реинвестициях в местное сообщество» (CRA - Community Reinvestment Act), предписывающий американским банкам инвестировать проекты, имеющие своей целью развитие местной социальной инфраструктуры (прежде всего строительство недорогого жилья), а также поддерживать в надлежащем состоянии окружающую среду [6. P. 9]. Акт остается основным инструментом поощрения социальной вовлеченности банков на местном уровне, и никаких санкций им не предусматривается (в виде штрафов или лишения лицензии). По итогам отчета составляется рейтинг банков по критерию активности в области социального инвестирования с пояснениями, что касается он лишь показателей социальной вовлеченности. Однако если банки оказываются с данной точки зрения не в первых рядах, это может послужить для клиентов поводом считать их финансово несостоятельными. Согласно Акту желательно, чтобы муниципалитет выделил каждому банку «подведомственную территорию» и «прикрепил» его к местному правительственному агентству, в обязанность которого входит мониторинг за ходом выполнения программы коммунального инвестирования. Улучшенная версия CRA вступила в силу в 1995 г.
Регулирование социальной ответственности (СО) распространяется и на поставщиков. Для решения проблемы, связанной с выбором способов принуждения поставщиков к реализации КСО, существует стандартный набор инструментов. Во-первых, это контроль за обязательным соблюдением «Правил поведения поставщиков» (Supply Chain Code of Conduct); во-вторых, это соблюдение обеспечивается: а) проверкой поставщиков и отказом осуществлять закупки у компаний, которые не удовлетворяют данным условиям; б) проведением тренинга поставщиков с тем, чтобы они могли повысить свой уровень СО до необходимых стандартов. Начиная с 2002 г., когда в США приступили к сбору подписей об исполнении принципов и стандартов Кодекса поведения для малого и среднего бизнеса и поставщиков, были открыты курсы по их обучению.
Наиболее четко отношение американских компаний к КСО выразил профессор экономики Университета штата Огайо Ричард Стекель: «Для компаний, которые хотят заниматься лишь производством и сбытом своей продукции, социальная ответственность представляется трудновыполнимой задачей. Те из них, кто не справился с ней, проиграют в конкурентной борьбе. Те же компании, которые стремятся к ее решению через стратегическое партнерство с некоммерческими организациями, обретут мощный инструмент обеспечения рентабельности и жизнеспособности своего бизнеса на долгосрочную перспективу» [21. P. 17].
Отношение бизнеса к КСО остается неоднозначным. С одной стороны, в общественных вызовах и разнообразных требованиях к бизнесу
стейкхолдеров топ-менеджмент компаний усматривает риски для своей деятельности и трудности, связанные с их избежанием. С другой стороны, источник «нескончаемых возможностей», убеждаясь в том, что события могут складываться удачно, если руководство компании убедится, что участие в решении социальных и экологических проблем действительно отвечает их стратегическим интересам [5].
К концу XX в. большинство крупных компаний США выдвинуло собственную модель КСО. Некоторые ее элементы, будучи включены в контракты с поставщиками, становились юридически закрепленными как фактически действующие минимальные стандарты. Обязательной стала маркировка и сертификация продукции, включаемой в контракты по всей цепочке поставок. Как показывает проведенное в начале XXI в. обследование 246 кодексов этического поведения американских корпораций, они отличаются большим разнообразием по содержанию и по степени детализации и основываются на принципах, разработанных ООН, МОТ, ОЭСР, правительствами, социально ответственными инвесторами, другими заинтересованными сторонами.
Обратимся к примерам. Под давлением общественности компании Nike и Gap, как и другие мировые производители спортивной одежды, расширяющие производство в странах третьего мира, признали свою ответственность за использование детского труда, а производители алкоголя (Segram, Diageo) - за безопасность движения, связанную со злоупотреблением алкогольной продукцией. После того как Nike подверглась критике за недозволенные методы использования рабочей силы, применяемые некоторыми из ее подрядчиков в ряде стран Юго-Восточной Азии, ею были приняты отвечающие нормативам МОТ корпоративные кодексы поведения в сфере трудовых отношений. В ситуации с Nike публичные претензии к ней правозащитников оказали существенное влияние на основных потребителей компании - молодых американцев, объявивших бойкот продукции компании. Он обернулся для нее значительными убытками.
Совсем недавно одной из обсуждаемых в печати, научных статьях и на конференциях проблем было воздействие рецессии и финансового кризиса на судьбы КСО. Высказывались разные, порой противоречивые мнения. Одни утверждали, что ответственные перед своими акционерами компании должны отказаться от своих проектов в области КСО. Другие выражали убеждение, что в выигрыше останутся социально ответственные компании. По словам Р. Вэлфорда, эксперта по КСО, «предприятия, которые не утратили способность участвовать в инновационных и имеющих глубокий смысл социально ответственных инициативах, будут чувствовать себя гораздо лучше в период экономического спада, чем те, которые игнорируют социальную ответственность» [17. P. 23].
Несмотря на то, что в настоящее время перед многими коммерческими организациями стоит вопрос о том, как остаться в бизнесе и не обанкротиться, существуют компании, которые продолжают вести активную социальную политику. По итогам 2012 г. частной международной компанией (Reputation Institute), базирующейся в Нью-Йорке, было проведено
исследование компаний, по результатам которого было выбрано 10 компаний с лучшими принципами КСО. Было приглашено около 47 000 потребителей в 15 странах для участия в данном исследовании [23. P. 3]. Первое место в рейтинге заняла корпорация Microsoft. Рассмотрим некоторые социальные программы данных корпораций и результат их деятельности (табл. 1).
По результатам сравнительного анализа можно отметить, что основными направлениями социальной ответственности американских компаний является защита окружающей среды (путем снижения негативных воздействий производственной деятельности компаний на природу) и защита сотрудников компании.
Таблица 1
Программы КСО в американских компаниях
Компания Программа Результат
1 2 3
Microsoft Corporation Искры молодежных инициатив Обеспечена возможность актуального и доступного образования для более 7 млн молодых людей во всем мире. Участие более 350000 студентов в соревновании ИТ Imagine Cup. Создание программы Lifelens, которая на 40% дешевле, чем стандартный тест, и способна через изображение диагностировать малярию с точностью до 94%
НКО На более чем USD62000 ПО было пожертвовано НКО (на 33% больше, чем в прошлом году). Предоставление скидок на восстановленные ноутбуки (GoodPC and Get Online @ Home программы). Повышение мотивации донорства (Locol Impact Maps). Помощь бизнесу после природных катаклизмов. Обучение и создание программ для людей с ограниченными возможностями
Сотрудники Поощрение и обучение сотрудников компании, поощрение различного рода меньшинств, увеличение суммы выплаченных бонусов в 2012 г. Приверженность «зеленой политике» (снижение выбросов СО2 на 30% и использования энергии на 50%) [18. P. 13]
Google Зеленое движение Google Создание центра данных, который использует на 50% меньше энергии, чем обычные центры. 100% используемых там продуктов перерабатываются. Все центры сертифицированы (IS014001 и OHSAS18001). Использование энергосберегающих, экологически чистых технологий и автотранспорта
Возобновляемые источники энергии Используются возобновляемые источники энергии для более 30% своих операций. В 2012 г. компания инвестировала более 1 млрд долл. в проекты по получению солнечной энергии и энергии ветра
Приложения В приложениях Google поддерживает идею о том, чтобы пользователи путешествовали, не нанося вреда окружающей среде (дорожки для велосипедных и пеших прогулок, заправочные станции для электрических автомобилей в Google Maps) [7. P. 5]
Walt Disney Ответственная составляющая Объем глобально лицензированных продуктов в Северной Америке увеличился до 70%. В 2012 г. более 100 тыс. человек были обучены компьютерной безопасности
Забота об окружающей среде В 2012 г. компания достигла 50% уменьшения выброса парниковых газов от долгосрочной цели и 10% от потребления электричества. Использование экологически чистых продуктов в производстве товаров компании
Продолжение табл. 1
1 2 3
Walt Disney Сотрудники Создание более 1 000 рабочих мест для ветеранов войны США. В 2012 г. был создан инвестиционный фонд с 2,3 млн долл. в виде грантов для организаций, которые демонстрируют соблюдение трудовых норм. Были внесены значительные изменения в Руководство по трудовым стандартам и были проведены пропагандистские программы для обучения сотрудников и поставщиков [8. P. 12]
BMW Ответственность за продукт Уменьшение выброса парниковых газов на 34% с 1995 г. Увеличение экономии топлива в произведенных автомобилях. Использование переработанного сырья. Переориентирование производства в сторону электромобилей (BMW i3). Усиление активной и пассивной безопасности в автомобилях (программа NCAP для защиты пешеходов). Дальнейшее развитие решений для переработки углеродного волокна, армированной пластмассы (углепластика)
Окружающая среда Снижение потребления энергии (на 0,8%), воды (на 0,9%), сточных вод (на 11,11%), отходов для удаления (на 23%) относительно 2011 г. Использование большего количества видов транспорта с низким уровнем выбросов вредных веществ
Сотрудники На 18 из 29 фабрик были применены системы управления безопасностью. Снизился коэффициент частоты несчастных случаев с 15,1 до 5,5 и в Мюнхене с 10,1 до 8,9 [9. P. 4]
Apple Окружающая среда Компания выпустила новый iMac, который использует на 68% меньше материала и производит на 67% меньше выброса СО2, чем предыдущие поколения, и алюминиевый корпус сделан из 30% переработанного материала. Компания строит на крыше солнечные фотоэлектрические системы в Купертино. В том же месте использование энергии сокращается на более чем 30%. Среди всех объектов корпоративной Apple по всему миру 75% от общего объема используемой энергии поступает из возобновляемых источников - 114 %, больше по сравнению с 2010 г. [10. P. 12-13]
При общем для всех западных компаний осознании необходимости этического обоснования принимаемых управленческих решений американская трактовка КСО оценивает этичность отношений со всеми стейкхолдерами как средство более полного удовлетворения интересов одной их части акционеров, тогда как европейская исходит из необходимости равного отношения ко всем стейкхолдерам. Отсюда возникает своеобразный парадокс нормативных основ КСО. Корпоративные решения, основанные на этических ценностях и направленные на удовлетворение ожиданий всех стейкхолдеров, представляются как необходимые (европейский подход), так и юридически необязательные (американский подход). Впрочем, в настоящее время можно говорить о постепенном размывании границы между европейским и американским подходами. Принято считать, что для американских компаний наиболее важными стейкхолдерами являются акционеры, инвесторы и персонал, а уже затем - местное сообщество и НКО. На самом деле данная система приоритетов варьирует в зависимости от отрасли, степени влияния разных категорий внешних стейкхолдеров (местные власти, гражданские институты, сила влияния НКО) и географии размещения дочерних компаний.
При различии в подходах к регулированию КСО имеются общие для США и ЕС черты: и там и здесь правительства в той или иной мере участвуют в создании государственно-частных партнерств, поддерживают инициативы в формате КСО через софинансирование некоммерческих проектов. Наконец, ряд законодательных актов и в США, и в ЕС устанавливает льготный режим налогообложения для компаний, ведущих свой бизнес социально ответственно и следующих принципам деловой этики, особенно в вопросах использования энергии, вторичной переработки отходов производства и т.п. В табл. 2 представлено политическое развитие и этапы в КСО на европейском уровне.
Таблица 2
Этапы развития КСО на европейском уровне в 1993—2008 гг.
(Таблица составлена по: [15, 16, 19, 20, 23])
Год Название документа или события Описание
1 2 3
Июнь 1993 Обращение президента Жака Делора к бизнесу по поводу развития КСО В июне 1993 г. президент Европейской комиссии Жак Делор выступил с обращением к бизнесу, чтобы стимулировать направление талантов и решений для устранения в Европе структурных проблем безработицы, реструктуризации и социальной изоляции. Он пригласил предприятия принять Европейскую декларацию борьбы с социальной изоляцией
Январь 1995 Европейская декларация бизнеса против социальной изоляции 10 января 1995 г. 20 бизнес-лидеров и президент Жак Делор приняли и огласили Европейскую декларацию борьбы с социальной изоляцией. Стороны призвали к развитию европейской сети обмена информацией и опытом
Октябрь 1998 Запуск Европейского онлайн центра ресурсов КСО В октябре 1998 г. лидеры бизнеса и президент Европейской комиссии Сантер запустили Европейский ресурсный центр по КСО (теперь сайт КСО Европы)
Ноябрь 1998 Доклад Гиллен-хаммера Группа по экономическим и социальным последствиям промышленных изменений, или Гилленхаммер Group (создана в результате встречи на высшем уровне в рамках саммита вакансий в Люксембурге в ноябре 1997 г.), предложила в своем окончательном докладе, что предприятия с более чем 1 000 сотрудников должны публиковать доклад по управлению изменениями на ежегодной основе для того, чтобы дать отчет о воздействии их социальной деятельности
Март 2000 Европейские лидеры бизнес-индустрии представляют планы по продвижению КСО Ведущие европейские бизнес-лидеры встретились с премьер-министром Антониу Гутерришем 8 марта 2000 г. Двадцать руководителей обращаются ко всем главам государств и правительств и предлагают 12 конкретных решений для: создания предпринимательских и инклюзивных обществ знаний, развития культуры общения и умножения лучших практик; расширения преподавания КСО, корпоративного гражданства и деловой этики, инвестирования в ГЧП для эффективного реагирования на экономические и социальные проблемы. Для руководителей предприятий Лиссабонский саммит был подходящим моментом для того, чтобы правительство и Европейская комиссия признали, что предприятия могут успешно сочетать экономическую конкурентоспособность и социальную ответственность
Продолжение табл. 2
1 2 3
Март 2000 Европейский саммит в Лисабоне На саммите Европейского совета в Лиссабоне в марте 2000 г., Европейский союз поставил перед собой стратегическую цель на ближайшее десятилетие: стать самой конкурентоспособной и динамичной, основанной на знаниях экономикой в мире, способной обеспечить устойчивый экономический рост, предоставить все больше качественных рабочих мест и сохранить большую социальную сплоченность. Подчеркивая важный вклад частного сектора в достижение этой цели, в первый раз Европейский совет обратился непосредственно к предприятиям в специальном обращении к чувству корпоративной социальной ответственности для применения наилучшей практики в области непрерывного обучения, совершенствования организации труда, равных возможностей, социальной интеграции и устойчивого развития
Июнь 2000 Европейский совет в Фейре Европейский совет в Фейре вновь подтвердил призыв, прозвучавший в Лиссабоне, простимулировал начало процесса по созданию сети для поощрения диалога европейских компаний и развития корпоративного чувства социальной ответственности
Июнь 2000 Европейская директива социальной политики Принятая в июне 2000 г., Европейская директива социальной политики подчеркивает важность корпоративной социальной ответственности по существу с точки зрения занятости и социальных последствий экономической и рыночной интеграции и адаптации условий труда в новой экономике
Март 2001 Европейский совет в Стокгольме Европейский совет в Стокгольме приветствовал инициативы деловых кругов по содействию корпоративной социальной ответственности и предложил использовать положения Зеленой книги для поощрения широкого обмена идеями с целью содействия дальнейшим инициативам в этой области
Июль 2001 Зеленая книга продвигает Европейскую программу по КСО Зеленая книга создана для того, чтобы начать широкую дискуссию о том, как Европейский союз может способствовать корпоративной социальной ответственности на европейском и международном уровне, в частности о том, как максимально использовать имеющийся опыт в целях содействия развитию инновационной практики, чтобы способствовать прозрачности и повысить надежность оценки и контроля
Ноябрь 2001 КСО в социальной политике ЕС В заключительной дискуссии на бельгийской конференции ЕС по КСО в ответ на просьбу Европейской конфедерации профсоюзов ввести переговоры Европейской директивы о прозрачности КСО было предложено создать европейскую многостороннюю платформу по КСО и осуществлять поддержку её деятельности. К действиям относятся: подготовка менеджеров через Европейскую академию бизнеса, содействие МСП для оценки и укрепления своей социальной ответственности; оснащение европейского инвестиционного сообщества оперативным руководством для соответствия всем 285 экологическим и этическим фондам в Европе
Июль 2002 Первая Европейская комиссия по КСО В ответ на обращение Лиссабона по КСО на основе широких консультаций (Зеленая книга) Европейская комиссия опубликовала первое сообщение по КСО (Белая книга Комиссии). Основные моменты включают: европейское определение КСО, принцип Европейского многостороннего форума по КСО и соотношение КСО и европейской политики
Октябрь 2002 Форум ЕС по КСО Европейский многосторонний форум по корпоративной социальной ответственности под председательством Комиссии объединяет представителей европейских организаций работодателей, бизнес-союзов и торговых сетей НПО для стимулирования инноваций, конвергенции и прозрачности в существующих практиках КСО
Окончание табл. 2
1 2 3
Декабрь 2002 Постановление Совета по трудоустройству и социальной политике Постановление Совета от 3 декабря 2001 г. с последующим предписанием в Зеленой книге Комиссии признало, что КСО может способствовать достижению целей, определенных Европейским советом в Лиссабоне, чтобы ЕС стал самой конкурентоспособной и динамичной, основанной на знаниях экономикой в мире, продолжал содействовать социальной интеграции и устойчивому развитию
Июнь 2004 Окончательные рекомендации Европейского многостороннего форума Окончательный доклад был представлен и согласован на заключительном заседании Многостороннего форума. Форум дал ряд рекомендаций в области повышения осведомленности и повышения уровня знаний в области КСО, развития потенциала и компетенции, чтобы помочь учету КСО, а также обеспечению благоприятных условий для КСО
Март 2006 Комиссия внедряет программу по стимулированию экономического роста и обеспечению рабочих мест Опираясь на результаты Европейского многостороннего форума и дальнейших консультаций с лидерами бизнеса, Европейская комиссия возобновляет свою политику по КСО через связь с Европейским парламентом, Советом и Европейским экономическим и социальным комитетом. Переговоры проходят под названием «Выполнение партнерства в целях роста и обеспечения рабочих мест и определение Европы полюсом передового опыта в области КСО». Комиссия предложила интегрировать КСО в соответствующую европейскую политику с упором на развитие и торговлю. Комиссия обратилась к предприятиям, чтобы они приняли меры для осуществления социально и экологически ответственной деятельности на добровольной основе и поставили КСО в центр своей бизнес-стратегии
2007 Три встречи на высшем уровне в свете Европейского альянса по КСО Цели встречи были следующие: обзор прогресса альянса и открытая дискуссия о связи между КСО и конкурентоспособностью, поддержка Европейской стратегии роста и занятости; внедрение КСО в политику ЕС
Декабрь 2007 Конференция по КСО: КСО на глобальном уровне - роль ЕС? Цель конференции: способствовать на европейском уровне переходу принципов КСО и инструментов КСО на глобальный уровень, кратко описать достижения и проблемы в обеспечении устойчивого производства, потребления и достойной работы и рассмотреть перспективы, которые обеспечили бы продвижение европейских действий в области КСО на глобальном уровне
Октябрь 2008 Конференция по КСО «Партнерство и прозрачность в сердце Европейской КСО» На конференции, организованной Европейской комиссией, Европейским экономическим и социальным комитетом, французским экономическим, социальным и экологическим советом, были рассмотрены следующие вопросы: прозрачность и достоверность информации в отчетности европейских компаний, оценка и измерение требований и потенциала заинтересованных сторон
В странах Европейского союза доминируют четыре основные модели КСО: скандинавская, южноевропейская, континентальная, или бисмарков-ская, и англосаксонская модель, или модель Бевериджа.
Таблица 3
Основные модели КСО в странах Европейского союза
Модели Скандинавская модель Южноевропейская модель
Страны Дания, Швеция и Финляндия Италия, Испания, Греция и Португалия
Социальная защита - законное право гражданина. Широкий охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, которые требуют поддержки общества. Государство берет на себя функции перераспределения социальных благ от обеспеченных к наиболее уязвимым категориям населения Данную модель можно определить как развивающуюся, переходную, а потому не имеющую четкой организации. Уровень социальной защищенности, характерный для данной модели, относительно низок, а задача социальной защиты рассматривается часто как забота родственников и семьи. Социальная политика носит преимущественно пассивный характер и ориентирована на компенсацию потерь в доходах отдельных категорий граждан
Модели Континентальная (бисмарковская) модель Англосаксонская модель (модель Бевериджа)
Страны Германия Великобритания и Ирландия
Устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. В основе этой модели лежит принцип актуарной справедливости, когда величина страховых выплат определяется в первую очередь величиной страховых взносов. В основе модели лежит социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов работодателей и застрахованных. Сегодня значительное развитие системы социальной помощи (строящейся на принципе вспомоществования, а не страхования) приводит к модификации этой модели и увеличению доли бюджетного финансирования социальной защиты Активное участие государства в развитии КСО, которое проявляется в таких формах, как создание государственночастных партнерств в образовательном секторе, поддержка инициатив в области КСО через софинансирование проектов, предоставление налоговых льгот, продвижение инициатив по соответствию национальных стандартов международным. При премьер-министре создана должность министра по КСО. Ярко выраженная инициативность самого бизнеса в создании проектов в области КСО. Модель базируется на всеобщности (универсальности) системы социальной защиты - распространение ее на всех нуждающихся в материальной помощи граждан. Основополагающий принцип данной модели - распределительная справедливость, в данном случае речь идет не о профессиональной, а о национальной солидарности
Эволюция КСО в Европе началась в 1800-е гг. и основана не на религии и благотворительности, а на бизнес-идеологии и вложении денег. Стало появляться осознание того, что существуют группы людей с другими интересами; все чаще в центр внимания попадает общественный интерес, который затрагивал не только доходы, но и жизненные интересы людей, и качество товаров. Социальная ответственность была включена в процесс индустриализации в Северной Европе с XIX в. Чтобы взять на работу и удержать своих сотрудников, владельцы фабрик организовывали и оплачивали их проживание, обучение, медицинскую помощь и религиозные обряды. С одной стороны, это мотивировалось собственными интересами, с другой - искренним желанием улучшить условия жизни людей. Профсоюзы, основанные в Финляндии в XX в., выдвигали различные требования, среди которых самыми важными были - 8-часовой рабочий день и улучшение
условий труда в целом. Профсоюзы играли и продолжают играть важную роль в нордических обществах и являются основой для формирования так называемого общества согласия.
Несмотря на длительную традицию социальной ответственности в Финляндии, первая инициатива в современном контексте была зафиксирована Финской конфедерацией промышленности и предпринимателей и отражена в «Корпоративной социальной ответственности предпринимательства» (2001 г.), где заявляется «об ответственности за состояние окружающей среды и заботе о людях как обязательных требованиях для успешной деятельности компании и долгосрочного залога ее рентабельности».
Европейская модель КСО не является открытой, скорее наоборот: те виды деятельности компаний, которые традиционно рассматриваются в США как КСО (т.е. проводимые исключительно по инициативе бизнеса), в Европе, как правило, регулируются нормами, стандартами и законами государства.
В соответствии с моделью КСО, в рамках которой рассматриваются экономическая, юридическая, этическая ответственность компаний и их благотворительная деятельность, А. Крейн и Д. Маттен выделяют следующие отличия континентальной модели от американской [14]:
- экономическая ответственность включает в себя такие аспекты, как прибыльность бизнеса и ответственность компании перед ее акционерами (типично американский подход). Европейцы в данную группу относят также ответственность перед работниками предприятия и местными сообществами;
- юридическая ответственность является основой для любой формы социальной ответственности в Европе. При этом бизнес рассматривает государство как институт, приводящий в исполнение принятые правила поведения. Интересно, что в США подобная степень госрегулирования воспринимается как вмешательство в вопросы личной свободы;
- большинство социальных проблем европейские компании относят к сфере этической ответственности. Европейцы часто не доверяют частному сектору. Этим, по-видимому, и объясняется более высокий уровень внимания к бизнесу со стороны европейской общественности;
- благотворительность в Европе менее популярна, чем в США. Основная причина - в уровне налогового бремени, который существенно превышает американский. В результате европейские компании участвуют в благотворительных акциях в основном через юридически закрепленные механизмы.
Ряд ученых для обозначения европейского варианта КСО используют специальный термин - «корпоративная способность к социальному
реагированию» [16].
Несмотря на то, что в Европе, как уже было описано выше, главенствующую роль в КСО играет государство, компании также вносят ощутимый вклад в развитие общества. Главной причиной этому является
Таблица 4
Программы КСО в европейских компаниях
Компания Программа Результат
Centrica Отношение к клиентам Сокращение использования энергии покупателями на 18% через специальную программу (Direct Energy’s Power-to-Go). Потрачено более 500 млн евро в течение трех лет на поддержку уязвимых потребителей в Великобритании и 336 тыс. евро в Северной Америке (больше, чем любой организацией, за исключением Правительства)
Низкие выбросы карбона Установлено 881794 смарт-счетчиков в Великобритании. Полученная углеродоемкость была в рамках установленных границ. Увеличилась доля мощности от производства низких источников углерода с 51 до 43%. 15% энергии извлекается из возобновляемых источников энергии. Снижение выбросов углекислого газа с наших офисов, флота на 2% по сравнению с 2011 г. и на 21% по сравнению с 2007 г.
Энергетические запасы Приверженность к обеспечению газом и электроэнергией в Великобритании в настоящее время составляет более 50 млрд евро. Компания инвестировала 48,75% в 1,4 млрд евро. в проект Cygnus, который будет питать 1,5 млн домов в Великобритании. Увеличение общего объема добычи нефти на 15% и запасов на 22%. Создание первой энергии в 270 mW в ветропарке. Получение сертификации экологического менеджмента ISO 14001 за более 90% операций, измеряемых в количестве выбросов углекислого газа
Общество и безопасность Распределено 17,5 млн евро между 12000 инженеров. Снижение частоты травм на 0,2 за 100000 отработанных часов [11. P. 43]
Nestle Премии В мае 2010 г. впервые была вручена премия в области «Создания общих ценностей». Первым ее лауреатом стало камбоджийское подразделение Международной организации развития (МОР), сотрудники которой оказывают бизнес-консультации фермерам Камбоджи. Премия в 500 тыс. швейцарских франков позволит этой организации помочь 20 тыс. фермеров
Nestle План В августе 2010 г. «Нестле» запустила программу «План Nescafe», в которой объединены все созданные общие ценности и наработки, касающиеся выращивания и производства кофе. Руководствуясь планом, к 2020 г. будет инвестировано 500 млн швейцарских франков в различные проекты, относящиеся к кофе, будет передано 200 млн саженцев
Здоровые дети Образование о необходимости здорового питания [12. P. 24]
UniCredit «Ты можешь помочь» Конкурс на лучшую идею благотворительного проекта среди сотрудников Банка. Проект был разработан при содействии CAF (Charity Aid Foundations) весной 2010 г. и проводится в Банке ежегодно
Сообщество В 2010 г. UniCredit присоединилась к компании «Лондон бенчмаркинг групп» (London Benchmarking Group (LBG, www.lbg-online.net)), которая поддерживает всемирно применимые стандарты в отношении управления, классификации и количественного определения добровольных отчислений, сделанных предприятиями частного сектора. Общий объем финансовой помощи со стороны Банка за 2010 г. составил около 4,5 млн руб., при этом общий объем средств, направленных на благотворительные цели силами сотрудников Банка, - свыше 7 млн руб. Помимо всех вышеперечисленных акций на протяжении всего 2010 г. ЮниКредит Банк оказывал помощь различным больницам, инвалидам, комитетам ветеранов войны и инвалидов военной службы. Университетский фонд UniCredit является частным фондом, учрежденным UniCredit в 2009 г. с целью продвижения академических программ в областях экономики и финансов, а также с целью содействия сотрудничеству с престижными европейскими учебными заведениями. В 2010 г. около 2 млн евро было инвестировано в поддержку инициатив Университетского фонда UniCredit
Окружающая среда Участие в программе «Час земли». Оборудование банков и офисных подразделений в соответствии с экологическими стандартами. Выбор экологически ответственных поставщиков и продукции [13. P. 39]
имидж и репутация компании, которая может пострадать от отсутствия социально ответственного поведения компании, в связи с чем может понизиться привлекательность компании для потребителей.
КСО для России не является абсолютно новым фактом. В дореволюционной России традиции благотворительности и меценатства были особенно сильны. В историческом сознании россиян предприниматели остались не как субъекты хозяйствования, создатели отечественной промышленности, а как благотворители и меценаты.
Уже к началу XX в. в России насчитывалось более 2 тыс. «богоугодных» заведений: школ, приютов, богаделен, ночлежных домов, столовых, из которых 80% содержалось за счет частной благотворительности [20]. Имена Абрикосовых, Бахрушиных, Грачевых, Дербеневых, Демидовых, Данишевских, Елисеевых, Мамонтовых, Морозовых, Рябушинских, Солдатенковых, Строгановых, Третьяковых, Филатовых, Хлудовых, Щукиных и многих других увековечены в сооружениях, воздвигнутых на их средства [1. С. 23].
Деятельность предпринимателей-меценатов явила обществу Третьяковскую галерею, Щукинское и Морозовское собрание живописи, Бахрушин-ский театральный музей, частную оперу Мамонтова, Московский художественный театр. Для рабочих «Прохоровской трехгорной мануфактуры» на Красной Пресне был построен целый городок. При фабрике были больница, родильный дом, детские ясли, сады, школа, ремесленное училище, библиотеки, свой театр. Известные в России (в 1886-1919 гг.) крупные текстильные фабриканты Дербеневы выделяли значительные финансовые ассигнования для обучения детей рабочих и трудовой молодежи. По их инициативе были учреждены специальные стипендии для талантливых детей.
В зависимости от пройденного пути становления института социальной ответственности в той или иной стране существуют различные формы ее реализации. Например, многие компании к КСО относят деятельность, соответствующую законам и нормам права (уплата налогов, выплата зарплаты и др.), однако очевидно, что это обязанность, норма цивилизованного предпринимательства. В большей степени здесь следует говорить о таких формах внутренней КСО, как безопасность труда, дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников; развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы повышения квалификации, оказание помощи работникам в критических ситуациях, отказ от коррупции и иных запрещенных национальным законодательством методов ведения бизнеса.
Внешней формой КСО являются: спонсорство и корпоративная благотворительность; корпоративное спонсорство - предоставление компанией различных ресурсов для создания объектов или сооружений, поддержки организаций или мероприятий, как правило носящих публичный характер; содействие охране окружающей среды; развитие корпорациями социальных программ, направленных на поддержку местного сообщества; вклад в развитие города, региона, страны; поддержка добровольных общественных объединений и волонтерского движения; готовность участвовать в кризисных ситуациях территорий.
Откликаясь на потребность в регламентации социальной ответственности, ряд государственных, общественных, промышленных и других органи-
заций США и Европы создал на основе консенсуса международный стандарт «Социальная ответственность 8000» (SA8000:2001) (иногда его называют «Социальная защита») [21], который содержит требования по социальной ответственности. Первый вариант стандарта был подготовлен Агентством по аккредитации Совета по экономическим приоритетам (Council on Economic Priorities Accreditation Agency - CEPAA) и введен в действие в 1997 г.
В том же году была создана международная неправительственная организация SAI (Social Accountability International - Международная социальная ответственность), которая вместе с другими международными организациями, например ILO (International Labour Office - Международная служба труда), занимается проблемами ущемления прав, связанных с условиями труда работников и состоянием рабочих мест, а также дальнейшим развитием стандарта SA8000.
Ориентиром для уяснения содержания корпоративной социальной ответственности являются общественные международные стандарты и GRI-стандарты, которые носят рекомендательный характер. АА1000 (разработан Институтом социальной и этической отчетности, Лондон) является стандартом процесса и процедур, определяющих содержание социально ответственной политики корпорации [22]. Стандарт определяет процесс подготовки социального отчета компании по показателям стандарта GRI (General Reporting Initiative). Индикаторы подразделяются на три группы: экономические (10 ключевых и 3 дополнительных); экологические (16 ключевых и 19 дополнительных); социальные (24 ключевых и 25 дополнительных).
Рис. 1. Соотношение выпущенных отчетов по странам: Великобритании, Канаде,
Японии и России, 2009 г. (общее количество отчетов в этих странах принято за 100%) [2]
Отчеты по странам: Великобритании, Канаде, Японии и России - за период от начала выпуска нефинансовых отчетов до 2009 г., представлены на рис. 1. В России всего 77 компаний выпускает нефинансовый отчет в виде отдельного документа.
Таким образом, спектр международных моделей корпоративной социальной ответственности определяется в первую очередь дилеммой: бизнес самостоятельно определяет меру своего вклада в развитие общества или официальные и неофициальные институты производят согласование
общественных интересов, которые затем трансформируются в обязательные требования к бизнесу.
Литература
1. Борисенко Е.Н. Социальная ответственность малого предпринимательства. М.: Клистар, 2002.
2. Ответственное предпринимательство. Информационная открытость. Информационный бюллетень // Российский союз промышленников и предпринимателей. М., 2010. 16 с.
3. Стандарт верификации отчетов АА 1000 [Электронный ресурс]. URL: http://www. accountability.org.uk/resources. 07.11.2008 (дата обращения: 14.04.2013).
4. Фролов О.П., Труханович Л.В. Подготовка Социального кодекса РФ - очередной этап кодификации российского законодательства // Кадры предприятия. 2004. № 4.
5. Bonini Sh., Mendoca L., Oppenhim J. Corporate Responsibility: Strategy, Management and Value. When Social Issues Become Strategic // The McKinsey Quaterly. 2006. №. 2. P. 1.
6. Community Reinvestment Act [Elertronic source] // Board of Governors of the Federal Reserve system, 2001. URL: http://www.federalreserve.gov/communitydev/cra_about.htm
7. Corporate Social responsibility report. Google [Electronic source]. 2012. URL: www.google.com (accessed: 13.03.2013).
8. Corporate Social responsibility report. WaltDisney [Electronic source]. 2012. URL: http://thewaltdisneycompany.com/citizenship/reporting/summary-table (accessed: 13.03.2013).
9. Corporate Social responsibility report. BMW [Electronic source]. 2012. URL:www.bmw.com (accessed: 13.03.2013).
10. Corporate Social responsibility report. Apple [Electronic source]. 2012. URL: http://www.apple.com/environment/progress/ (accessed: 13.03.2013).
11. Corporate Social responsibility report. Centrica [Electronic source]. 2012. URL: http: // www.centrica.com (accessed: 11.04.2013).
12. Corporate Social responsibility report. Nestle [Electronic source]. 2012. URL: http: // www.nestle.com (accessed: 11.04.2013).
13. Corporate Social responsibility report. Unicredit [Electronic source]. 2012. URL: http:// www.unicredit.com (accessed: 11.04.2013).
14. Crane A., Matten D. Business Ethics - a European Perspective. Oxford University Press, 2004. P. 427-451.
15. CSR Europe (2008), Milestones: 15 Years of Business-Policy Interaction Driving the Corporate Social Responsibility [Electronic source]. URL: http://www.csreurope.org/pages /en/history. html (accessed: 23.05.2013).
16. European Industrial Relations Observatory: CSR Basic Search Results [Electronic source]
URL: http://search.eurofound.europa.eu/search?q= csr&site=EIRO&btnG= Search&ie=&output=
xml_no_dtd&client=default_frontend&lr=&proxystylesheet=default_frontend&oe=UTF-8&getfields= DC%252EDate%252Emodified&curent_date=2008-12-14 (accessed: 26.05.2013).
17. Mack A. Working Smarter: The Need for a New CSR in Our Changing Economy. 2009.
18. Microsoft. MS 2012 Citizenship report [Electronic source]. URL: http:// www. micro-soft.com/ (accessed: 13.03.2013).
19. Perrini F., Pogutz S., Tencati A. Developing Corporate Social Responsibility // A European Perspective, Edward Elgar Publishing Limited, Cheltenham, UK. P. 14-15.
20. Political Milestones at EU Level [Elertronic source]. URL: http://ec.europa.eu/ employ-ment_social/soc-dial/csr/csr_commissionsact.htm (accessed: 23.05.2013).
21. Stekel R., Simons R., Simons J., Tanen N. Making Money While Making A Difference. How to Profit with a Nonprofit Partner // High Trade Press. 1999.
22. The 10 Companies with the best CSR reputations. Forbes [Elertronic source]. 2012. URL: http: // www.forbes.com/pictures/efkk45mmlm/the-10-companies-with-the-best-csr-reputations/ (accessed: 13.03.2013).
23. Web pages of the European Commission's Directorate General for Employment, Social Affairs and Equal Opportunities [Elertronic source]. URL: http:// ec.europa.eu/ social/
main.jsp?catId=331&langId=en&furtherEvents=yes (accessed: 23.05.2013).