УДК 338.46 9
ББК 65.497.4
В.А. Ковалев
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Бизнес-образование рассматривается как один из факторов инновационного развития экономики Российской Федерации. Рассмотрены основные приоритеты образовательной политики в сфере профессионального образования и их связь с функционированием рынка бизнес-образования. Делается вывод о наличии благоприятных условий для формирования и развития системы бизнес-образования.
Ключевые слова:
бизнес-образование, государственная образовательная политика, инновационное развитие, рынок образовательных услуг, система бизнес-образования.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее -Концепция) [1] отмечается, что переход к инновационному социально-ориентированному типу развития невозможен без формирования в России соответствующей институциональной среды. Одна из причин низкого уровня инновационной активности на современном этапе - то, что проводимые ранее преобразования, радикально изменившие в нашей стране экономические условия хозяйствования, почти не затронули основ старой институциональной модели. При этом институциональная среда инновационной экономики характеризуется развитой конкурентной средой; благоприятными условиями для массового появления новых компаний, в том числе в инновационных секторах экономики; эффективностью государственного управления и местного самоуправления, отвечающих современным потребностям социально-экономического развития.
Более того, в условиях постиндустриального общества человеческий потенциал, человеческий капитал являются доминирующими факторами инновационного развития. Первоочередной задачей является создание правовых, экономических и, что мы особо отмечаем, организационных условий, обеспечивающих решение задач повышения качества человеческого капитала и социально-экономического развития.
Одним из важнейших направлений формирования инновационно-ориентированной институциональной среды как в долгосрочной, так и в среднесрочной перспективе, несомненно, является образование. Модернизация системы профессионального образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны, является необходимым условием формирования инновационной экономики. Значи-
мость модернизации системы образования определяется её ключевой ролью в повышении конкурентоспособности страны и ускорении темпов экономического роста.
Облик современной системы профессионального образования России обусловлен существенными политическими и социально-экономическими изменениями, происходившими в нашей стране с конца 80-х гг. ХХ в. и продолжающими происходить в настоящее время. Одной из наиболее значимых, по нашему мнению, особенностей этих изменений стала диверсификация профессионального образования, обусловленная либерализацией экономики, развитием предпринимательства и института частной собственности на средства производства. Возник значительный как в количественном, так и в качественном отношении сегмент рынка образовательных услуг, ориентированный на подготовку предпринимателей, бизнесменов, функциональных специалистов коммерческих структур - сегмент бизнес-образования.
При этом бизнес-образование занимает особое место. Являясь частью важнейшего социального института, бизнес-образование обеспечивает формирование и развитие человеческого капитала - основы инновационных преобразований общества, характеризующейся постиндустриальными тенденциями. С другой стороны, именно бизнес-образование активно взаимодействует с другим, не менее важным для достижения поставленных приоритетных задач инновационного развития, институтом -институтом предпринимательства.
Инновационный экономический рост во многом будет определяться институциональной средой, стимулирующей предпринимательство. Важнейшим фактором инновационного развития является наличие инновационной инфраструктуры, к элементам которой, как правило, относят бизнес-инкубаторы, технопарки, иннова-
Среда обитания
Terra Humana
ционно-промышленные комплексы, ресурсные центры и т.д. Наличие развитой инфраструктуры создания и реализации инноваций, эффективного механизма инновационной деятельности являются обязательными условиями инновационного роста.
Предусматривается целый ряд мер институционального характера для содействия развитию малого и среднего предпринимательства: развитие инфраструктуры поддержки новых предприятий в рамках бизнес-инкубаторов, технопарков и промышленных парков, упрощение для малых предприятий доступа к покупке и аренде недвижимости; расширение системы микрокредитования; сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса. Совершенно очевидна особая роль системы бизнес-образования, ориентированной на подготовку и профессиональное развитие не только менеджеров и функциональных специалистов крупных компаний, но и предпринимателей, представляющих малый и средний бизнес. Именно малый и средний бизнес являются важнейшими факторами инновационного развития экономики, и именно бизнес-образование формирует необходимую для этого институциональную среду.
В сфере бизнес-образования, как и на большинстве быстро развивающихся рынков, фаза бурного роста, характерная для периода формирования отечественного рынка образовательных услуг, в настоящее время переходит в фазу систематизации. Очевидна актуальность формирования и развития системы бизнес-образования, которая объединила бы в себе не только государственные и негосударственные учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования, вписывающиеся в существующую на сегодняшний день формальную систему профессионального образовании Российской Федерации, но и такие субъекты рынка бизнес-образования, как образовательные структуры коммерческих организаций; образовательные структуры саморегулируемых профессиональных ассоциаций и объединений; отраслевые образовательные структуры; негосударственные специализированные структуры дополнительного профессионального образования (негосударственные образовательные учреждения) и др. Отсутствие такой системы в настоящее время, по нашему мнению, является наиболее серьезной проблемой, тормозящей развитие данного сектора рынка образовательных услуг.
Нельзя не отметить и актуальность укрепления позиций нашей страны в международном образовательном пространстве.
Хотя темпы развития Болонского процесса и других международных интеграционных образовательных инициатив существенно отстают от поставленных целевых ориентиров (так, в университетах Великобритании доля студентов из стран Евросоюза в начале 2010 г. не превышала 5%) процесс глобализации образовательного пространства объективен. Содержательный и методический уровни российского профессионального образования по-прежнему высоки, тем не менее, очевиден целый ряд проблем организационного характера, в первую очередь, неэффективные коммуникационные процессы, что препятствует не только решению задачи повышения качества образования, но сужает перспективы интеграции российского образования в международное образовательное пространство. Важно и то, что формирование и развитие системы бизнес-образования не противоречит целям, приоритетам принципам государственной образовательной политики РФ.
В настоящее время стратегической целью российской государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и его граждан. При этом декларируется необходимость изменений организационного характера в сфере профессионального образования. Наиболее значимыми, на наш взгляд, являются:
— обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования, которое, по мнению разработчиков Концепции, должно обеспечить ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысить практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность;
— формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ, позволяющее максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни.
Также представляется немаловажным для системы бизнес-образования и тот факт, что в Концепции подтверждается линия на развитие рынка образовательных услуг, обеспечение равных условий доступа государственных и негосударственных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию.
В этой связи интересно замечание П. Хэйне о том, что такие рынки, как фондовая биржа и товарные рынки, «хорошо организованы» и что другие рынки организованы в гораздо меньшей степени [2, с.
205]. Мы полагаем, что рынок образовательных услуг в нашей стране всё ещё недостаточно «организован». И на совершенствование организации рынка образовательных услуг направлена в том числе Концепция, в которой применительно к сфере профессионального образования обозначен ряд приоритетных задач, среди которых:
— модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в т.ч. создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся;
— создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в т.ч. создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций; создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
— формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях путем создания: а) прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации; б) прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования; в) механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и оценке качества образования.
В целом планируется как качественный, так и количественный рост системы профессионального образования. Создаются условия дальнейшего развития рынка образовательных услуг, в том числе и за счет увеличения общих расходов на образование: с 4,8% валового внутреннего продукта (ВВП) в 2007-2008 гг. до 7% в 2020 г., при этом увеличение расходов бюджетной
список литературы:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс]// Министерство экономического развития. - Режим доступа: http://www. eTOnomy.gov.ru/wps/wcm/myTOnnect/eTOnomylib/mert/resources/d50b66804ef3fc8f91d8f905023e0f78/rp_1662. rtf (дата обращения 17.02.10).
2. Хэйне П. Экономический образ мышления. М.: Новости, 1997. - 704 с.
системы должно составить 1,4—1,9% ВВП -с 4,1% до 5,5—6% [1].
Говоря о влиянии государственной образовательной политики на бизнес-образование, следует отметить особую роль её региональных субъектов. В регионах мы наблюдаем формирование региональных систем непрерывного образования, образовательных кластеров, создание региональных центров сертификации профессиональных квалификаций. Преследуя единую цель, регионы реализуют собственные проекты в сфере профессионального образования без ориентации на перспективы межрегиональной интеграции. Государственная образовательная политика как раз и выступает инструментом подобной интеграции. Однако необходимо отметить, что усиление социально-экономической роли регионов, являющееся объективной реакцией на глобализационные тенденции, в сфере образования сопровождается относительной пассивностью региональных органов управления образованием, неэффективной деятельностью различных образовательных структур, неспособных предложить потребителям конкурентоспособные образовательные продукты. Наличие данных проблем диктует необходимость целого ряда мер по активизации региональных органов управления образованием, укреплению конкурентных позиций отечественных образовательных структур на внутреннем и международном рынках образовательных услуг.
Безусловно, и профессиональное образование в целом, и бизнес-образование как его неотъемлемая часть, являются важнейшими факторами экономического роста и социально-экономического развития на современном этапе перехода к инновационному типу экономики. В настоящий момент бизнес-образование необходимо рассматривать в качестве одного их ключевых элементов инновационной инфраструктуры. Мы также полагаем, что сегодня образовательная политика Российской Федерации обеспечивает необходимые условия для формирования и развития системы бизнес-образования, которая, в свою очередь, обеспечит создание необходимой институциональной среды инновационного развития отечественной экономики.
Общество