О
(N
УДК 338.46 В.А. Ковалёв
ББК 65.497.4
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Бизнес-образование рассматривается как элемент институциональной среды инновационного развития малого и среднего предпринимательства. Охарактеризованы основные направления взаимодействия системы бизнес-образования и предпринимательства.
Ключевые слова: бизнес-образование, инновационное развитие, предпринимательство, малый и средний бизнес, система бизнес-образования.
У.А. Kovalev
BUSINESS EDUCATION AS FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZE BUSINESS
This article considers Russian business education and its role in small and medium-size business innovative development. The author characterizes key directions of interaction between the business education system and entrepreneurship.
Keywords: business education, innovative development, entrepreneurship, small and medium-size business, system of business education.
SSI
2sê
KS г
MhSI
HSS
H5i
ОЙ"
°i<s ^ 1
Ps ü
^ n £
« P I
8s! ИН 25 о
СнО!
£м§||
МО |
аи-i
Sffle
К
н
н
о
н
PQ
СО
Н
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. отмечается, что переход к инновационному социально-ориентированному типу развития невозможен без формирования в России соответствующей институциональной среды. Одной из причин низкого уровня инновационной активности бизнеса на современном этапе можно назвать то, что проводимые ранее преобразования, радикально изменившие в нашей стране экономические условия хозяйствования, почти не затронули основ старой институциональной модели. При этом институциональная среда инновационной экономики характеризуется развитой конкурентной средой, благоприятными условиями для массового появления новых компаний, в том числе в инновационных секторах экономики, эффективностью государственного управления и местного самоуправления, отвечающих современным потребностям социально-экономического развития. Более того, в условиях постиндустриального общества человеческий потенциал, человеческий капитал представляют собой доминирующие факторы инновационного развития.
Одним из важнейших направлений формирования инновационноориентированной институциональной среды как в долгосрочной, так и в среднесрочной перспективе, несомненно, является образование. Модернизация системы профессионального образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны, служит необходимым условием формирования инновационной экономики. Значимость модернизации системы образования определяется ее ключевой
© ВА. Ковалёв, 2011
В.А. Ковалёв
«К1
2нё Яч >
МнЗ|
нйе
«31
ой-
^ 1
5к I
^ Л £ ё§|
«¡г I
8Н! й§ о
ул* ЕнО а
£м§|
МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
ролью в повышении конкурентоспособности страны и ускорении темпов экономического роста.
Облик современной системы профессионального образования России обусловлен существенными политическими и социально-экономическими изменениями, происходившими в нашей стране с конца 80-х гг. ХХ в. и продолжающими происходить в настоящее время. Одной из наиболее значимых, по нашему мнению, особенностей этих изменений стала диверсификация профессионального образования, обусловленная либерализацией экономики, развитием института частной собственности на средства производства и предпринимательства. Возник значительный как в количественном, так и в качественном отношении сегмент рынка образовательных услуг, ориентированный на подготовку предпринимателей, бизнесменов, функциональных специалистов коммерческих структур — сфера бизнес-образования.
При этом бизнес-образование занимает, на наш взгляд, особое место. С одной стороны, выступая частью важнейшего социального института, бизнес-образование обеспечивает формирование и развитие человеческого капитала, являющегося основой инновационных преобразований общества, характеризующегося постиндустриальными тенденциями. С другой стороны, именно бизнес-образование активно взаимодействует с другим, не менее важным для достижения поставленных приоритетных задач инновационного развития, институтом — институтом предпринимательства.
Бизнес-образование необходимо рассматривать не только как менеджмент-образование или, в частности, программы МВА, а как значительно более широкий спектр образовательных программ, ориентированных на потребности бизнеса, в том числе функциональных. Также необходимо принимать во внимание программы подготовки предпринимателей для малого и среднего бизнеса, конкурентоспособность которого имеет ключевое значение для инновационного развития экономики нашей страны.
Также важнейшим фактором инновационного развития является наличие инновационной инфраструктуры, к элементам которой, как правило, относят бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационно-промышленные комплексы, ресурсные центры и т.д. Наличие развитой инфраструктуры создания и реализации инноваций, эффективного механизма инновационной деятельности — обязательное условие инновационного роста.
Предусматривается реализация целого ряда мер институционального характера для содействия развитию малого и среднего предпринимательства, которые включают: развитие инфраструктуры поддержки новых предприятий в рамках бизнес-инкубаторов, технопарков и промышленных парков, упрощение для малых предприятий доступа к покупке и аренде недвижимости; расширение системы микрокредитования; сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса. В этой связи совершенно очевидна особая роль системы бизнес-образования, ориентированной на подготовку и профессиональное развитие не только менеджеров и функциональных специалистов крупных компаний, но и предпринимателей, представляющих малый и средний бизнес. Именно малый и средний бизнес является фундаментом инновационного развития экономики, и
О
(N
SS1
2нё Яч >
MhSI
HS5
n3i
Ен^ i
ой-
°i<s ^ 1
5s s
^ Л £ ё§|
« ff I
8s!
"Jo
СнО!
£м§|
E40 f £И4
Sffle
«
H
H
о
H
PQ
CO
H
именно бизнес-образование формирует необходимую институциональную среду построения этого фундамента.
Необходимо отметить, что и в сфере развития малого и среднего бизнеса, и в сфере профессионального образования традиционно велико влияние региональных властей. В настоящее время реализуются различные федеральные и региональные программы, в той или иной степени затрагивающие рынок бизнес-образования. Среди них, например, программы содействия занятости населения, дополнительных мер по снижению напряженности на региональном рынке труда, содействия самозанятости (организации собственного дела) безработных граждан. Так, по данным Главного управления государственной службы занятости населения Омской области, в январе-сентябре 2009 г. в Омской области 256 чел. были направлены на профессиональное обучение по специальностям юрист, бухгалтер и менеджер. В 2010 г. 407 безработных граждан в рамках региональной Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Омской области на 2010 г. заключили договоры на открытие собственного дела. При этом, как показали результаты анкетирования, подавляющее большинство из начинающих предпринимателей заинтересованы в обучении, направленном на формирование первичных предпринимательских навыков. В настоящее время соответствующие образовательные программы реализуются не только образовательными учреждениями, но и на базе Омского регионального бизнес-инкубатора министерства экономики Омской области
Безусловно, и профессиональное образование в целом, и бизнес-образование как его неотъемлемая часть являются важнейшими факторами экономического роста и социально-экономического развития на современном этапе перехода к инновационному типу экономики. В настоящий момент бизнес-образование необходимо рассматривать в качестве одного их ключевых элементов инновационной инфраструктуры, направленной на формирование условий для развития конкурентоспособного и эффективного малого и среднего бизнеса в нашей стране.
Информация об авторе
Ковалёв Василий Александрович — кандидат экономических наук, доцент, зам. директора по научной работе, филиал Всероссийского заочного финансово-экономического института, г. Омск, e-mail: [email protected].
Author
Kovalev Vasiliy Аleksandrovich — PhD in Economics, Associate Professor, Deputy Director for Research, Omsk Branch of All-Russian Distance Institute of Finance and Economics, Omsk, e-mail: [email protected].