УДК 352+339.13
ББК 66.3(2Рос), 124+65.290.31
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И МАЛЫЙ БИЗНЕС
О
(N
Малое и среднее предпринимательство — специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала. В природе малого бизнеса и местного самоуправления много общего. О точках их соприкосновения идет речь в данной статье.
Ключевые слова: местное самоуправление, малый и средний бизнес, предпринимательство, муниципалитеты.
A.V. Bokayev
LOCAL SELF-ADMINISTRATION AND SMALL-SCALE BUSINESS
Small and medium-size business is a specific sector of economy that is able to make profit with minimum capital and full use of human resources. The nature of small business and the essence of local self-administration have much in common. The article deals with these issues.
Keywords: local government, small and medium-size, entrepreneurship, municipalities.
SSI
KS г
MhSI
HSS
H5l
Eh< §
ОЙ"
%<s ^ 1
5s 1
S I
8s! ИН 25 о
ChO!
£s§||
E40 I Sffle
К
H
H
о
H
pq
CO
H
Во всем мире развитие сектора малых предприятий рассматривается не как самоцель, а как важное стратегическое направление оптимальной структуризации производства, его размещения и повышения его эффективности. В России в результате радикальных экономических реформ так и не удалось максимально мобилизовать и привести в действие тот колоссальный созидательный потенциал, который заключает в себе малый бизнес.
Число малых предприятий на 1 тыс. жителей в странах ЕС и Японии составляет 40-45, в США — более 79, а в России — 6. Доля работающих на малых предприятиях в общем числе занятых в европейских странах равняется 70%, в России — 11% , доля вклада малых предприятий в ВВП соответственно более 50 и менее 10% [1].
Власти нет без собственности и без денег. И муниципальная власть не исключение. Без финансовой и экономической базы местные органы не смогут претворять в жизнь стоящие перед ними задачи: оказывать населению необходимые общественные услуги, обустраивать территорию муниципального образования, выполнять другие функции. Только достаточные материальные и денежные ресурсы могут обеспечить нормальное ведение муниципального хозяйства и содержание социальной сферы.
Все большее распространение получают методы муниципально-частного партнерства, когда органы местного самоуправления создают благоприятные условия для развития бизнеса на своей территории. Развитие малого предпринимательства — это дополнительные рабочие места, выпуск необходимой для местных нужд продукции и оказание услуг, налоговые платежи в местный бюджет. В условиях спада производства и сокращения количества рабочих мест на крупных предприятиях малый
© А.В. Бокаев, 2011
О
(N
SS1
2нё Яч >
BhSI
HSS
«31
Ен^ 1 оК %<s ^ 1
5s 1
^ Л £ ё§|
S V I
8s! й§ о
ул* ЕнО а
£яЦ
МО I £И4
See
«
н
н
о
н
PQ
со
н
бизнес становится главным фактором поддержания жизни во многих муниципальных образованиях.
По мнению московских консультантов, анализировавших иркутскую экономику, малое предпринимательство в регионе — самая благодатная почва для приложения административных усилий.
Здравоохранение, образование, строительство, сельское хозяйство, туризм, охота, рыболовство и НоИеСа1 — вот те сферы, где, по мнению московских стратегов, будет увеличиваться доля малых предприятий.
Эти тезисы частично подтверждает городская статистика. Ведь в малом бизнесе региона более 60% предприятий зарегистрировано в Иркутске. Связанный с туризмом и экономикой города сегмент НоИеСа наращивает обороты на 50% в год. Резкие перемены видны в показателях работы гостиниц: если в 2005 г. их было всего 7, то в 2006-м в статистические сборники попала информация о 26 гостиницах и отелях. Организация отдыха, развлечений и спорта — абсолютный хит последних трех лет. Количество таких компаний на иркутском рынке выросло с 31 до 78, оборот увеличился более чем в 5 раз.
Кардинально другая ситуация в сфере образования: количество малых предприятий в этой сугубо государственной сфере с каждым годом уменьшается — образовательный рынок региона поделен корпорациями на базе государственных вузов, расширяющих сферы влияния с помощью дополнительных образовательных услуг.
Лесная отрасль за последние два года уменьшилась вполовину (с 60 до 28 предприятий), оборот сократился на 30%. Причина — в слишком дорогой земле, на которой растут леса, не отнесенные к категории природных памятников и реликтовых рощ. Лесопромышленный комплекс севера области, живущий за счет вырубки и перепродажи круглого леса, рушится благодаря ужесточению правил вывоза необработанной древесины.
Падение темпов роста и числа малых предприятий наблюдается последние два года и в сельском хозяйстве. Сельхозугодья выводятся из оборота во всех развивающихся муниципальных образованиях: города наступают на пашни. Бесправные фермерские хозяйства зачастую не могут бороться за землю, поэтому обрабатывают не принадлежащие им поля и проигрывают судебные иски на объекты спорной собственности. В отрасли занято около 9% населения, и к 2022 г. число крестьян и фермеров, по прогнозам, уменьшится еще на 60 тыс. чел.
В качестве двух главных проблем иркутского предпринимательства «Стратеджи партнерс» назвала факторы затрудненного доступа к капиталу и ограниченные возможности аренды помещений.
Несмотря на то что иркутским предприятиям доступны кредитные программы более 25 банков, иркутские предприниматели попали в категорию недостаточно финансируемых. В Байкальском банке Сбербанка России эту тенденцию объясняют тем, что доступ затрудняют сами предприниматели, которые ненадлежащим образом оформляют правоустанавливающие документы на собственное имущество.
Со своей стороны банки предлагают предпринимателям кредиты с частичным обеспечением залога либо беззалоговые кредиты под поручи-
1 HoReCa — это аббревиатура от слов hotel, restaurant, cafe. HoReCa — специфический рынок услуг со своими традициями, индивидуальным стилем заведений.
%
СО тельство физических лиц. Максимальная сумма необеспеченного зало-
гом кредита в Байкальском банке — 750 тыс. р.
Малые предприятия стали реже пополнять оборотные средства в банках, однако количество кредитов, выданных за последние три года субъ-^ ектам малого предпринимательства по упрощенной программе кредито-
5^ вания Байкальского банка Сбербанка России, увеличилось в 7,5 раза.
Причина заключается в вытеснении крупных кредитных организаций с рынка беззалогового микрокредитования. Уменьшилось количество клиентов, небольшие банки и небанковские организации смогли предложить более комфортные условия для пополнения оборотных средств. Более десятка игроков финансового рынка освоили лизинг оборудования, а кредиты под залог имущества стали выдавать даже ломбарды.
Аналитики «Стратеджи партнерс» уверены, что этого все равно недостаточно. В Иркутской области уровень развития малого бизнеса ниже, чем в среднем по России. По этой причине региональной администрации стоит подумать о создании новых бизнес-инкубаторов и фонда гарантий кредитов, который мог бы выступить поручителем у заемщиков, не имеющих возможности обеспечить свои кредиты залоговым имуществом.
Решения, предложенные «Стратеджи партнерс» для Иркутской области, очень созвучны 209-му федеральному закону, который меняет существующее представление чиновников о поддержке малого предпринимательства. Законодательный акт дает региональным администрациям практически неограниченные полномочия в регулировании сферы малого предпринимательства.
В нем говорится, что субъект Федерации до 2012 г. обязан создать на своей территории фонд гарантий кредитов, а также сформировать реестр офисных, складских и производственных помещений, предназначенных для аренды по ценам ниже рыночных. Закон пытается решить §ЦЦ| две насущные проблемы предпринимателей и нашего региона — доступ
; к капиталу и недвижимому имуществу.
Таким образом, среди ряда факторов, сдерживающих развитие этого
з. -'1.ГЧ1.ГЧХ А-Т
ой § сектора экономики, необходимо отметить:
- недостаточные меры государственной и муниципальной подде-
| ржки;
1 - нестабильность законодательной базы, регулирующей деятель-
в ^ | ность данной сферы;
§к§ - административные барьеры и недостаточно эффективное взаи-
в модействие контролирующих и надзорных органов, фактическая неза-
щищенность предпринимателя от многочисленных контролирующих к®3 организаций (милиция, налоговые органы, органы пожарного надзора,
Роспотребнадзора и др.);
- нехватка квалифицированных кадров;
- низкое качество предпринимательской среды (у предпринимателей недостаточно навыков ведения бизнеса, опыта управления);
- недостаточное количество деловой информации по вопросам ведения предпринимательской деятельности, низкий уровень юридических, экономических знаний предпринимателей, необходимых для более эффективного развития бизнеса;
- недостаточный уровень предпринимательской культуры, низкая
Н эффективность консолидации усилий предпринимателей и городских
властей по защите экономических прав предпринимателей;
О
(N
- нехватка у начинающих предпринимателей материальных и финансовых ресурсов, необходимых для организации и развития собственного дела;
- сложность и высокая стоимость процедур легализации предпринимательской деятельности, таких как регистрация, лицензирование, сертификация, аккредитация и пр.;
- дефицит помещений для осуществления предпринимательской деятельности.
Создание комплексной системы развития малого и среднего предпринимательства — задача долговременная. Для ее реализации необходимы не только воля властей и наличие финансовых ресурсов, но и определенный уровень предпринимательского сообщества и общества в целом, который характеризуется весом малого и среднего предпринимательства в экономике конкретной территории, механизмом выработки решений по регулированию вопросов, связанных с условиями развития бизнеса, уровнем осознания предпринимателями своей роли и места в экономическом развитии, готовностью властей к диалогу с бизнесом, отношением населения к предпринимательству вообще, к малому и среднему бизнесу в частности.
Список использованной литературы
1. Тетерин В.Н. Малый бизнес — материальная основа самоуправления /
B.Н. Тетерин // Проблемы местного самоуправления. — 2008. — № 5. —
C.6-10.
SS1 Яз =
й1
НА
ОЙ"
%<s ^ 1
1
«Л*
« V I 8s! ЕнО а
£мц
МО I
нее
К
н
н
о
н
PQ
со
Н
Referenses
1. Teterin V.N. Malyi biznes — material’naya osnova samoupravleniya / V.N. Teterin // Problemy mestnogo samoupravleniya. — 2008. — № 5. — S.6-10.
Информация об авторе
Бокаев Андрей Владимирович — аспирант, Байкальский государственный университет экономики и права, директор, ОГУ «Аппарат Общественной палаты Иркутской области», г. Иркутск, e-mail: [email protected].
Author
Bokayev Andrey Vladimirovich — post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Director, Executive Office of the Public Chamber of Irkutsk Region, Irkutsk, e-mail: [email protected].