Научная статья на тему 'Тенденции развития малого и среднего предпринимательства в докризисный и кризисный периоды'

Тенденции развития малого и среднего предпринимательства в докризисный и кризисный периоды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL AND AVERAGE BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуляева Людмила Валерьевна

Рассмотрены тенденции развития малого и среднего предпринимательства в России в 2008-2010 гг. Проанализирован ход выполнения задач, установленных в «Докладе рабочей группы о преодолении административных барьеров в развитии малого бизнеса и мерах налоговой политики, направленных на стимулирование его роста» с учетом влияния кризисных явлений в экономике страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUN-SIZED BUSINESSES DURING THE PRE-CRISIS AND CRISIS PERIODS

The article deals with trends in the development of small and medium-sized businesses in Russia in 2008-2010. The author analyzes fulfillment of the tasks determined in «Report by the working group on overcoming administrative barriers in small business development, and the tax policy measures aimed at stimulating its growth» with the influence of the crisis phenomena on the national economy taken into account.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития малого и среднего предпринимательства в докризисный и кризисный периоды»

©

тН

О

(N

УДК 332.14 (571.53) ББК 65.04

Л.В. Гуляева

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ДОКРИЗИСНЫЙ И КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОДЫ*

Рассмотрены тенденции развития малого и среднего предпринимательства в России в 2008-2010 гг. Проанализирован ход выполнения задач, установленных в «Докладе рабочей группы о преодолении административных барьеров в развитии малого бизнеса и мерах налоговой политики, направленных на стимулирование его роста» с учетом влияния кризисных явлений в экономике страны.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, предпринимательство.

L.V. Gulyayeva

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUN-SIZED BUSINESSES DURING THE PRE-CRISIS AND CRISIS PERIODS

The article deals with trends in the development of small and mediumsized businesses in Russia in 2008-2010. The author analyzes fulfillment of the tasks determined in «Report by the working group on overcoming administrative barriers in small business development, and the tax policy measures aimed at stimulating its growth» with the influence of the crisis phenomena on the national economy taken into account.

Keywords: small and average business, business.

SSI

2sl

KS г

il1

НА

Ой"

^ 1

Р« I

^ Л £

« tf I

8s! ИН 25 о

СнО!

£м§|

МО I

нее

н

н

о

н

PQ

со

н

В марте 2008 г. в «Докладе рабочей группы о преодолении административных барьеров в развитии малого бизнеса и мерах налоговой политики, направленных на стимулирование его роста» (далее — Доклад), представленном Президенту РФ, были установлены целевые показатели реализации мер по развитию малого предпринимательства к 2020 г. [5]. Однако данные положительные намерения были скорректированы воздействием кризисных явлений на экономику страны.

Так, по данным Росстата, в 2009 г. отмечается прирост количества субъектов среднего и малого предпринимательства (средних, малых, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей), который составил 9,3% по отношению к 2008 г. При этом наибольший рост отмечен в микросекторе с числом занятых до 15 чел. (на 30,6%), одновременно сокращалось количество малых предприятий, где работает от 15 до 100 чел. (на величину около 20%).

С другой стороны, несмотря на то, что число малых и микропредприятий в 2009 г. выросло, количество занятых на них составило 98,9% к уровню предыдущего года, объем оборота — 90,3%, а инвестиции — 73,3% . Больше всего предпринимательская активность упала в

* Статья публикуется при финансовой поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации, грант МК-3603.2009.6 «Разработка механизма антикризисного управления социально-экономическим развитием муниципальных образований региона» для государственной поддержки молодых российских ученых.

© Л.В. Гуляева, 2010

©

тН

О

микросекторе: обороты на 6%, инвестиции на 40%. Данные тенденции даже в большей степени характерны и для малых предприятий города Иркутска (табл.).

Основные показатели работы предприятий малого бизнеса в г. Иркутске за 2006-2009 гг.

Показатели Год

2006 2007 2008 2009 Темп роста 2009 г. к 2008 г., %

Количество малых предприятий, ед. 7 166 7 409 1 703 1 754 103

Численность работающих, чел. 41 044,0 43 821,0 44 396,0 38 441,0 86,6

Оборот организаций, млрд р. 102,0 127,0 75,4 62,7 83,2

Выручка от реализации, млрд р. 102,0 128,0 75,0 62,9 83,9

Среднемесячная заработная плата, р. 6 181,0 8 668,0 11 749,9 11 896,0 101,2

Инвестиции в основной капитал, млн р. 301,0 686,0 141,0 81,4 57,7

«К1

Яз = Дн и

«31

I

ой-

^ 1

I

«Л*

«¡г I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

НОв

И

н

н

о

н

Р5

со

н

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области на 1 января 2008 г. в г. Иркутске было зарегистрировано 7 409 малых предприятий, численность работающих на них составляла 43 821 чел., в 2009 г. — 1 754 малых предприятий с численностью 38 411 чел. Снижение данных показателей отчасти связано с принятием нового законодательства и изменением схемы статистического наблюдения [12], что вызывает определенные трудности в проведении анализа показателей, характеризующих развитие сектора малого бизнеса. Анализ показателей без учета микропредприятий не является в полной мере объективным, так как микропредприятия формируют 80% общего количества микро и малых предприятий г. Иркутска.

Количество индивидуальных предпринимателей по данным Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области в 2007 г. составляло 17 772 чел., в 2008 г. — 19 602 чел., в 2009 г. — 20 937 чел.

Количество малых предприятий в городе в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилось на 3%. Доля доходов от малого бизнеса в собственных доходах бюджета города составила 18,5% и снизилась по сравнению с 2008 г. на 3,7%, что обусловлено изменениями в Законе Иркутской области «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты» от 23 июля 2008 г. № 56-оз. В законе изменен порядок зачисления единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения: теперь в размере 100% он уплачивается в областной бюджет [10].

Таким образом, налицо снижение реальных показателей, которые свидетельствуют о предпринимательской активности. Принятые и реализованные в 2009 г. меры поддержки малого и среднего предпринимательства были преимущественно ориентированы на стимулирование роста числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение доступности для них финансовых ресурсов. На наш взгляд, около трети прироста количества субъектов малого и среднего предприни-

©

тН

©

«К1 Яч >

нйе

«31

Ен^ I

ой-

^ 1

I

^ Л £ ё§!

«¡г I

8Н! й§ о

ул* ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

и

н

н

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

м

со

н

мательства было обеспечено за счет бюджетных средств. Данных о том, насколько эффективными оказались эти созданные на государственные средства предпринимательские структуры нет.

Рассмотрим подробнее ход выполнения озвученных в Докладе целей и задач. К 2020 г. было запланировано достижение следующих целевых индикаторов: увеличение доли малого бизнеса в ВВП до 30% (2007 г. — 13-17%), в занятости — до 30% (2007 г. — 18-20%), в общем количестве действующих субъектов предпринимательства — до 80%, количества субъектов малого бизнеса — до 6 млн. (2007 г. — 1 млн), формирование 85 региональных фондов поручительств по кредитам малых предприятий, 85 региональных, 300 муниципальных фондов микрофинансирования, 40 региональных венчурных фондов, создание 500 региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов, 100 промышленных парков. В настоящее время планы по созданию бизнес-инкубаторов и технопарков скорректированы. По данным Минэкономразвития к 2012 г. число бизнес-инкубаторов должно составить 160, а промышленных парков и технопарков — 15 (рис. 1). При заданных тенденциях к 2020 г. количество бизнес-инкубаторов будет ниже запланированных ранее на 33,4%, промышленных парков и технопарков — меньше в 2,5 раза.

^■Промышленные парки и технопарки ^-Бизнес-инкубаторы

Рис. 1. Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, количество (по данным Минэкономразвития)

Проанализируем выполнение задач.

Первая задача: упрощение административных процедур и снижение связанных с ними издержек малых и средних предприятий при регистрации бизнеса и начале предпринимательской деятельности. Согласно опроса предпринимателей сегодня около 50% выручки они тратят на преодоление административных барьеров1, для сравнения в Германии по данным антикоррупционного комитета — 3% прибыли2) По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения [9] в докризисный 2008 г. наибольшие проблемы предприниматели связывали с недостатком квалифицированных кадров (60%), ростом цен (52%).

1 Об итогах анкетирования российских компаний в декабре 2008 г.: отчеты Российского Союза промышленников и предпринимателей; Отчет о влиянии мирового кризиса на состояние российской экономики: мнение бизнеса; результаты социологических исследования ученых БГУЭП по проблемам развития малого предпринимательства в городах и районах Иркутской области.

2 Поддержка малого и среднего предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях: опыт, проблемы и перспективы: стенограмма заседания круглого стола № 9 V Байкальского экономического форума. 2010.

©

тН

О

В 2009 г. превалируют проблемы, относящиеся к сфере взаимодействия бизнеса с властью: коррупция (62%) и высокие административные барьеры (53%), спад производства снял остроту нехватки квалифицированных кадров и инфляции.

10

8,5

8,6

8,2

7,0

6,6

5,9

4,9

5,6

5,0

5,5

4,7

32 3,0 2 5

2-6 2,1 1,9

I I I I I

2005

2006 2007

2008

2009

■ «Неформальные налоги» или «неформальные прибыли» «крышам» для типичного предприятия

■ «Неформальные налоги» или «неформальные прибыли» «крышам»

в целом по экономике

-Неформальные платежи чиновникам или госорганам для типичного предприятия

“Неформальные платежи чиновникам или госорганам в целом по экономике

Рис. 2. Неформальные выплаты малым бизнесом чиновникам и «крышам», % (доля в обороте) (по данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП))

«К1

Яч >

МнЗ|

нйе

«31

I

Ой"

^ 1

I

^ Л £

ь ё! « ¡г I

8Н!

о

ЕнО а

£м§ц

МО I £И4

нее

и

н

н

о

н

м

со

Н

Официальный оборот малых и микропредприятий (без учета индивидуальных предпринимателей и незарегистрированного бизнеса) в 2008 г. составил 18,7 трлн р., из них 8,6 трлн р. — оборот микропредприятий. По оценкам экспертов в 2008 г. «...в отчетности не отражалось 14,5% оборота, от государства по компоненте «теневой выпуск» дополнительно укрывалось примерно 3,3 трлн р. (вот «резерв» неучтенного ВВП)» [3].

С учетом фактического оборота сектора размер неформальных выплат от малого предпринимательства в целом по экономике в 2008 г. составил: чиновникам — около 40,2 млрд дол. США, криминальным «крышам» — примерно 18,6 млрд дол. США.

Вторая задача: устранение неэффективного и избыточного государственного регулирования в сфере лицензирования, контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью. Сегодня органами МВД в год проводится более 20 млн проверок, на которые расходуется 162 млрд р. По некоторым данным такая же сумма тратится субъектами малого и среднего бизнеса на устранение результатов таких проверок1. Кроме того, большую долю расходов предпринимателей занимали платные госуслуги, получение которых является обязательным для открытия и ведения бизнеса.

Издержки легкой промышленности на госуслуги составили в 2009 г. 4% от выручки, сельского хозяйства — 10%. Минэкономразвития к 2012 г. планирует снижение данных расходов до 1 копейки с каждого вырученного рубля (в настоящее время — 6 копеек) [1].

20 апреля 2010 г. были приняты поправки в закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контро-

1 Поддержка малого и среднего предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях: опыт, проблемы и перспективы: стенограмма заседания круглого стола № 9 V Байкальского экономического форума. 2010.

©

тН

©

«К1

2нё Яч >

нйе

«31

оК

^ 1

I

^ Л £ ё§! ь Е

« Я41

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

и

н

н

о

н

м

со

н

ля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ. Закон предусматривает сроки, порядок проведения проверок, процедуры оформления документов и т.п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с Законом предприниматель более не обязан получать разрешение на организацию собственного дела в надзорных инстанциях — достаточно лишь уведомить их о начале работы предприятия. Данное положение касается ограниченного круга деятельности: гостиничные и бытовые услуги, текстильное и швейное производство, обработка древесины, коммерческие перевозки, издательская и ряд других видов деятельности. В законе определено максимально допустимое время проведения проверок для микро- и малых предприятий (не может превышать 15 и 502 часа в год соответственно).

По данным «ОПОРЫ России», малый бизнес почувствовал снижение административного прессинга: с 2009 г. контролеры обязаны согласовывать все внеплановые проверки с прокуратурой. При этом почти половина таких обращений со стороны контролирующих органов была отвергнута. В Генпрокуратуре РФ создано новое подразделение — отдел по надзору за исполнением законодательства о государственном контроле, в функции которого входит обеспечение гарантий недопущения правонарушений при осуществлении контрольных мероприятий в сфере предпринимательства, в частности, при формировании Сводного плана проведения плановых проверок и согласовании выездных внеплановых проверок.

Третья задача: значительное сокращение количества сертифицируемой продукции за счет расширения декларирования, пересмотр технических норм и правил.

В настоящее время отменена обязательная сертификация, гарантирующая безопасность продукции, в том числе пищевых продуктов, парфюмерии, посуды. Ранее сертификаты выдавались сертификационными центрами на основании результатов лабораторных тестов, теперь же предпринимателю достаточно будет иметь декларацию соответствия, которую можно заполнить на основании собственных доказательств безопасности и качества продукции.

Сертифицируемые товары и те, по которым такой документ не нужен, соотносятся в пропорции 80 к 20: после вступления в силу новых правил их доля будет примерно одинаковой [1]. Данная мера уже позволила снизить издержки бизнеса, но возникают опасения по поводу несоблюдения необходимых норм, в результате чего страну может захлестнуть вал некачественных и опасных для здоровья товаров.

Бороться с недобросовестными предпринимателями органы власти будут посредством штрафов. Для того, чтобы эта мера была действенной, их размер должен быть значительным, пока же необходимые механизмы не разработаны. Возложить функции контроля о соответствии деклараций реальному качества товара планируется на органы, которые следят за исполнением закона и должны реагировать на жалобы потребителей, например Роспотребнадзор.

Четвертая задача: совершенствование налогообложения малых предприятий.

Владимир Путин в марте 2010 г. на инновационном форуме объявил

о новом пакете стимулов для малого бизнеса, цена которого для государства составит 13 млрд р. Так, для компаний, внедряющих энергоэффективное оборудование, будет предусмотрено освобождение от налога на имущество сроком до 3 лет. Бизнесменов, трудящихся в сфере здра-

%

Ю воохранения и образования, избавят от уплаты налога на прибыль на

9 лет — до 2020 г. Также власти намерены отменить налог на прибыль

от продажи ценных бумаг при условии, что срок владения ими превыша-© ет 5 лет и они не обращаются на биржевом рынке.

В 2009 г. были предприняты следующие меры налогового стимули-5^ рования для субъектов малого и среднего бизнеса [6]:

Внесены Госдумой РФ изменения в ст. 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса РФ, направленные на повышение доступности применения упрощенной системы налогообложения (УСН) для малого бизнеса: увеличен предельный размер доходов, ограничивающий право перехода на упрощенную систему налогообложения до 45 млн р., а также увеличения предельного размера доходов налогоплательщика до 60 млн р. в части утраты права применения УСН.

Во втором и третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменения в ст. 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» согласно которого у предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход (ЕНВД), появилась возможность добровольного применения контрольно-кассовой техники (ККТ) в своей деятельности при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего факт покупки (товарный чек, квитанцию и др.).

Пятая задача: расширение доступа к недвижимости и инфраструктуре электросетевого и газового хозяйства. По данным Минэкономразвития РФ в 2007 г. отклонено 60% заявок субъектов малого бизнеса. Генеральная прокуратура за 9 месяцев 2009 г. выявила 54,2 тыс. нарушений законных прав предпринимателей, в том числе при аренде государственного и муниципального имущества.

Правительством РФ были приняты решения о снижении платы за технологическое присоединение к электросетям, подписано постановім ; ление о совершенствовании порядка подключения (при подключении к

мощности до 100 киловатт разрешено внести аванс в размере 5% от тре-ой § буемой суммы, а для выплаты оставшейся суммы предоставляется право

^ ^ | беспроцентной рассрочки сроком до 3 лет).

^ | Не произошло существенных улучшений с реализацией инициативы

1 льготной приватизации для добросовестных предпринимателей, арендов ^ і вавших муниципальное имущество более трех лет, дающей первоочеред-

| ное право выкупать муниципальные площади. Надлежащие регионально в ные нормативные акты, конкретизирующие положения федерального

иоэ законодательства, приняты в 62 субъектах РФ, в 36 из них выявлено

к®Э ненадлежащее их исполнение. Региональные перечни имущества сфор-

мированы только в 36 субъектах РФ, в которые включены около 25 тыс. объектов общей площадью 6 млн м2 [6].

23 Однако реализация принятых решений встречает серьезное сопро-

тивление со стороны местных властей (создаются всевозможные ограничения на местах, вместо содействия льготной приватизации администрации сами занимаются бизнесом, сдавая собственность в аренду и пр.). 1^ Поэтому на федеральном уровне заявляют: «...мы хотим продвинуться по

теме муниципального давления и муниципальной несвободы для малого со и среднего предпринимательства», премьер России на инновационном

Н форуме, проходившем в марте 2010 г. заявил, что предстоит большая ра-

бота по разбирательству с муниципальными властями [15].

н

о

©

тН

©

«К1

2нё Яч >

нйе

«31

оК

^ 1

I

^ Л £ ё§! ь Е

«¡г I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

и

н

н

о

н

м

со

н

Шестая задача: обеспечение доступности различных форм финансирования предпринимательской деятельности. 40-53% начинающих предпринимателей отмечают это как самую важную проблему.

Было принято решение об увеличении объема финансовой поддержки малого бизнеса до 40 млрд р. (с ранее заявленных 30 млрд р.). Напомним, что данная мера осуществляется посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц через ОАО «Российский банк развития» (далее ОАО «РосБР»). Источниками финансовой поддержки региональных банков на цели кредитования стали: средства федерального бюджета, выделяемые на поддержку МСБ; средства Внешэкономбанка; займы и кредиты РосБР, привлеченные как на внутреннем, так и внешних рынках.

На 1 сентября 2009 г. 161 банк из 75 регионов подали заявки на участие в программе по кредитованию малого и среднего бизнеса. Суммарно объем заявок составил 43 млрд р. В результате отбора с учетом уточненных требований осталось около 60 банков примерно из 70 регионов [11]. На 1 мая 2010 г. поддержка оказывается в 78 субъектах страны, общее количество партнеров (банки и организации инфраструктуры), участвующих в программе, составило 117 банков и 61 организация инфраструктуры, с партнерами заключены договоры на общую сумму порядка 44 млрд р. (из них с банками-партнерами — 35 млрд р., организациями инфраструктуры — 9 млрд р.). Произведено продукции и оказано услуг на сумму более 165 млрд р. Сохранено почти 108 тыс. рабочих мест. Уплачено налогов в бюджеты различного уровня на сумму около 10 млрд р. [7].

Прогнозный объем рынка микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства по данным Минэкономразвития представлен на рис. 3.

2012

2011

2010

2009

2008

60

40

0

10

20

30

40

50

60

70

Рис. 3. Прогнозный объем рынка микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства (данные Минэкономразвития)

Седьмая задача: поддержка программ развития малого бизнеса, реализуемых общественными организациями предпринимателей.

В целом система общественного представительства и защиты интересов малых предпринимателей создана, крупнейшие из них: ТПП РФ (более 170 территориальных торгово-промышленных палат; около 200 сформировавшихся на федеральном и более 250 — на региональном уровне отраслевых объединений предпринимателей, более 70 крупных компаний, эффективно работающих в ключевых отраслях экономики;

%

Ю около 40 тыс. предприятий и организаций различных форм собственнос-

ти; более 30 комитетов ТПП РФ по различным направлениям деятельности и отраслям предпринимательства и 800 комитетов, комиссий, © советов и других общественных формирований, созданных территори-

альными палатами; представительства за рубежом) [13], ОПОРА России 5^ (125 некоммерческих организаций, 80 региональных отделений, около

350 тыс. чел., которые создают более 5 млн рабочих мест) [8], Деловая Россия (объединяет предпринимателей из 68 регионов Российской Федерации и 40 отраслевых союзов) [14]. Но к сожалению в регионах при наличии представительств данных структур общественная инициатива развита недостаточно.

Восьмая задача: расширение государственной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства и др. В Докладе [5] отмечалось, что в Иркутской области наиболее низкий уровень участия в федеральной программе поддержки малого предпринимательства. Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства была осуществлена оценка развития предпринимательства в регионах России [4] и хотя результаты несопоставимы по годам, видно общую тенденцию — среди 82 регионов, по которым проводилось исследование Иркутская область занимает 44-48 места по уровню развития малого и среднего предпринимательства.

Государство поддерживает начинающих предпринимателей по двум направлениям [2]:

1. Подпрограммой содействия малому предпринимательству и самозанятости безработных граждан (по линии Минздравсоцразвития). В 2009 г. на деньги, выделенные первым, 127,6 тыс. чел. организовали собственное дело, получив в виде годового пособия по безработице по 58,8 тыс. р. (при этом заплатив из этих средств 13%, или 7,6 тыс. р. налога).

2. Выдачей грантов начинающим на создание собственного бизнеса

1; (по линии Минэкономразвития). Приказ по министерству определяет по-

рядок и условия предоставления грантов — не более 300 тыс. р. на полу-

ой § чателя. Уровень софинансирования из регионального бюджета должен

^1 составлять от 50 до 80%. Общий объем финансирования, выделенного

^ | из федерального бюджета по линии Минэкономразвития в виде субси-

1 дий субъектам РФ на гранты для создания собственного дела, составил

в 1 млрд 653,7 млн р. По официальным данным Министерства, в 2009 г.

§к§ на эти деньги должны были начать свой бизнес 8 тыс. чел. Но сколько его

в начали на самом деле — неизвестно, открытой информации об этом нет.

иоэ Подводя итоги выполнения задач, озвученных в Докладе необходима! мо констатировать, что меры поддержки малого и среднего предприни-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мательства в 2009-2010 гг. были преимущественно ориентированы на стимулирование роста числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение доступности для них финансовых ресурсов, практически не применяются меры по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых и средних предприятий. Противоречивая статистика о состоянии сектора в 2009 г., скорее всего, говорит о дальнейшем его падении, чем о росте.

И

н

н

о н

Р5

со Список использованной литературы

Н1. Барьер в одну копейку // Российская газета: федер. вып. — 2010. — 10 февр.

ю

©

тН

О

(N

SS1

2sê

Kg г

MhSI

«Зі

ОЙ"

%<S ^ 1

5s І

^ Л £ ё§! h Е

« ff I

8sî

"Jo

р-1©*

£м§|

МО I

аи-i

нее

«

н

н

о

н

PQ

со

Н

2. Буев В. Загадки статистики. Бюджетные пособия и субсидии малый бизнес не спасли // Российская Бизнес-газета. — 2010. — 11 мая.

3. Буев В. «Крыши» растут с оборотом. Треть малых предприятий платят криминальным структурам // Российская Бизнес-газета. — 2010. — 20 апр.

4. Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес // Официальный сайт национального института системных исследований проблем предпринимательства. — URL: http://www.nisse.ru/analitics. html?id=crisis-SME-SM.

5. Доклад рабочей группы о преодолении административных барьеров в развитии малого бизнеса и мерах налоговой политики, направленных на стимулирование его роста, 27.03.2008 г. — URL: http://www.kremlin.ru/text/appears2/ 2008/03/27/20l303.shtml.

6. Изряднова О. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы / О. Изряднова, Е. Фомина, Д. Казанцев. — URL: http://smao.ru/ru/tp/ analytics/article_l023.html.

7. Итоги года реализации Программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. — URL: http://www.rosbr.ru/ru/press_center/bank_ news/?pid=3952.

8. Информационный портал малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». — URL: http://www.opora.ru/about.

9. Коррупция, административные барьеры и инфляция — три напасти российского бизнеса / Всероссийский центр изучения общественного мнения. Пресс-выпуск 1500. — URL: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/ single/l3520.html?no_cache=l&cHash=927f5d53ce.

10. Малый бизнес в 2009 г. Данные администрации г. Иркутска. — URL: http://www.irkutsk.irbp.ru/page/9/l07l.

11. Много денег для малышей: интервью Председателя Наблюдательного совета ОАО «РосБР», Члена Правления, заместителя Председателя Внешэкономбанка Михаила Копейкина // Эксперт. — 2009. — 31 авг.

12. О порядке проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства: постановление Правительства РФ от 16 февр. 2008 г. № 79 [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13. Официальный сайт Торгово-промышленной палаты российской Федерации. —URL: http://www.tpprf.ru/.

14. Официальный сайт союза предпринимателей нового поколения российского бизнеса «Деловая Россия». — URL: http://www.deloros.ru/main. php?mid=26.

15. Частный случай: Владимир Путин обнародовал пакет госпомощи малому и среднему бизнесу // Российская газета: федер. выпуск. — 2010. — 25 марта.

Bibliography (transliterated)

1. Bar’er v odnu kopeiku // Rossiiskaya gazeta: feder. vyp. — 2010. — 10 Febr.

2. Buev V. Zagadki statistiki. Byudzhetnye posobiya i subsidii malyi biznes ne spasli // Rossiiskaya Biznes-gazeta. — 2010. — 11 May.

3. Buev V. «Kryshi» rastut s oborotom. Tret’ malykh predpriyatii platyat kriminal’nym strukturam // Rossiiskaya Biznes-gazeta. — 2010. — 20 Apr.

4. Vliyanie krizisnykh yavlenii v ekonomike Rossiiskoi Federatsii na malyi biznes // Ofitsial’nyi sait natsional’nogo instituta sistemnykh issledovanii problem predprinimatel’stva. — URL: http://www.nisse.ru/analitics.html?id=crisis-SME-SM.

5. Doklad rabochei gruppy o preodolenii administrativnykh bar’erov v razvitii malogo biznesa i merakh nalogovoi politiki, napravlennykh na stimulirovanie ego rosta, 27.03.2008 g. — URL: http://www.kremlin.ru/text/appears2/2008/03/27/ 20l303.shtml.

6. Izryadnova O. Maloe predprinimatel’stvo v Rossii: sostoyanie i problemy / O. Izryadnova, E. Fomina, D. Kazantsev. — URL: http://smao.ru/ru/tp/analytics/ article l023.html.

©

тН

О

(N

7. Itogi goda realizatsii Programmy finansovoi podderzhki malogo i srednego predprinimatel’stva. — URL: http://www.rosbr.ru/ru/press_center/bank_news/ ?pid=3952.

8. Informatsionnyi portal malogo i srednego predprinimatel’stva «OPORA ROSSII». — URL: http://www.opora.ru/about.

9. Korruptsiya, administrativnye bar’ery i inflyatsiya — tri napasti rossiiskogo biznesa / Vserossiiskii tsentr izucheniya obshchestvennogo mneniya. Press-vypusk 1500. — URL: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/13520. html?no_cache=1&cHash=927f5d53ce.

10. Malyi biznes v 2009 g. Dannye administratsii g. Irkutska. — URL: http:// www.irkutsk.irbp.ru/page/9/1071.

11. Mnogo deneg dlya malyshei: interv’yu Predsedatelya Nablyudatel’nogo soveta OAO «RosBR», Chlena Pravleniya, zamestitelya Predsedatelya Vneshekonombanka Mikhaila Kopeikina // Ekspert. — 2009. — 31 Aug.

12. O poryadke provedeniya vyborochnykh statisticheskikh nablyudenii za deyatel’nost’yu sub’ektov malogo i srednego predprinimatel’stva: postanovlenie Pravitel’stva RF ot 16 Febr. 2008 g. № 79 [Elektronnyi resurs]. — Dostup iz sprav.-pravovoi sistemy «Konsul’tantPlyus».

13. Ofitsial’nyi sait Torgovo-promyshlennoi palaty rossiiskoi Federatsii. — URL: http://www.tpprf.ru/.

14. Ofitsial’nyi sait soyuza predprinimatelei novogo pokoleniya rossiiskogo biznesa «Delovaya Rossiya». — URL: http://www.deloros.ru/main.php?mid=26.

15. Chastnyi sluchai: Vladimir Putin obnarodoval paket gospomoshchi malomu i srednemu biznesu // Rossiiskaya gazeta: feder. vypusk. — 2010. — 25 March.

Информация об авторе

Гуляева Людмила Валерьевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента сервиса Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск, e-mail: glv@isea.ru.

«SI

2sê

Kg г

MhSI

н3і

Ой"

^ 1

5s І

« ff I

Ssî

ИН 25 о

F-І©*

£м§||

МО |

аи-і

Н®Є

«

н

н

о

н

PQ

со

н

Author

Gulyayeva Lyudmila Valeriyevna — PhD in Economics, Associate Professor, Chair of Service Economy and Management, Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: glv@isea.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.