%
(N
тН
О
(N
УДК 336.77(517.3) Ариунтуяа Цэдэндамба
ББК 65.262.24(5 Мон)
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
В МОНГОЛИИ
Отражает возрастающую роль малого и среднего бизнеса в Монголии, а также проблемы, с которыми приходится сталкиваться монгольским коммерческим банкам и предприятиям малого и среднего бизнеса при получении кредита.
Ключевые слова: малые и средние предприятия, кредитование малого и среднего бизнеса в Монголии, монгольские коммерческие банки.
Ariuntuya Tsedendamba PROBLEMS OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS DEVELOPMENT IN MONGOLIA
The article studies the increasing role of small and medium-sized businesses, and problems of crediting that the businesses and Mongolian commercial banks face.
Keywords: small and medium-sized businesses, crediting of small and medium-sized businesses, Mongolian commercial banks.
SSI
2sê
KS г
НА
Ой"
^ 1
5s Ü
^ Л £
« я I 8sî ЕнО а
£м§|
МО I
аи-|
нее
К
н
н
о
н
PQ
СО
Н
В Монголии ежегодно регистрируется примерно 5 тыс. новых юридических лиц, а около 2,5 тыс. старых юридических лиц одновременно закрываются [2]. Этот факт свидетельствует о том, что монгольским предпринимателям не удается вести стабильный и выгодный бизнес из-за целого ряда факторов, среди которых: недостаточность знаний, опыта и финансовых возможностей. Об этом часто упоминается в заключениях монгольских и зарубежных экспертов и исследователей.
В результате социалогического опроса, проведенного автором статьи в 2009 и 2011 гг., среди проблем ведения малого и среднего бизнеса (МСБ), кроме недостатка финансовых ресурсов, выявлены такие, как: трудности в получении кредита, нестабильность общей экономической ситуации в стране, низкий уровень государственной поддержки, недостаточность технической оснащенности производства и прочие проблемы (рис. 1). Причем, по мнению респондентов, которыми явились монгольские предприниматели, занятые в сфере малого и среднего бизнеса, нехватка финансовых ресурсов занимает наибольший удельный вес. Этот фактор отметили 48,6% опрошенных предпринимателей. Вторым по значимости оказался такой фактор, как трудности в получении кредитных ресурсов — 32,0%, нестабильность общей экономической ситуации в стране отметили 22,4% респондентов, низкий уровень государственной поддержки — 27,8%, недостаточность технической оснащенности производства — 14,2%, прочие проблемы — 7,2%.
При повторном опросе предпринимателей в 2011 г. выяснилось, что такие проблемы, как трудности в получении кредитных ресурсов, стали меньше (по сравнению с 2009 г. этот показатель уменьшился на 3,2 %). Риск в бизнесе отметили уже на 2,0% меньше респондентов. Стабильность общей экономической ситуации в стране — на 3,4% меньше.
В то же время большое количество респондентов указали на возросшую по сравнению с 2009 г. нехватку финансовых ресурсов (это отметили 14,0% опрошенных предпринимателей), недостаточную государствен-
© Ариунтуяа Цэдэндамба, 2012
%
тН
о
<М
«К1
2нё Яч >
нйе
«31
Ен^ I
Ой"
^ 1
5к I
^ Л £ ё§| ь ё! «¡г I
8Н! й§ о
ул* ЕнО а
£м§ц
МО I £И4
НОв
И
н
н
о
н
м
со
Н
ную поддержку (5,0% респондентов). Такой результат показывает, что МСБ Монголии остро нуждается в финансовых ресурсах и поддержке со стороны государственных и банковских организаций. Во многом, такая ситуация связана с экономическим кризисом, разразившимся в мире в 2008-2009 гг. и не обошедшим своим влиянием Монголию.
Нехватка финансовых ресурсов
Трудность в получении кредитных ресурсов Нестабильность экономической ситуации Низкий уровень государственной поддержки
Высокий уровень в бизнесе
Недостаточность технической оснащенности
Прочие проблемы
48,6
44,5
0 10 20 30 40 50 60
■ 2011 ■ 2009
Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос о проблемах ведения МСБ в Монголии, %
Указанные обязательства должны подталкивать к совершенствованию механизма кредитования малых и средних предпринимателей, в том числе, за счет средств бюджета Монголии, а также к разработке нестандартных схем кредитования. В рыночных условиях необходимо создать специальные институты и формы кредитования с высоким уровнем государственной поддержки. В тех государствах, где эти предприятия успешно развиваются, где политика государства направлена на поддержку их развития, имеется высокоразвитая и сильная экономика.
Результат социального опроса 2011 г. показал, что 60,4% респондентов считает что, для того, чтобы развивать малый и средный бизнес, необходимо увеличить объемы льготного кредитования для развитии малого и среднего бизнеса за счет средств государства. Нам представляется, что это можно сделать частично за счет государственного ссудного фонда, путем совместного кредитования предприятий малого и среднего бизнеса из государственных средств и ресурсов коммерческих банков. 31,4% участников опроса отметили, что надо поддерживать национальных производителей и развивать национальную промышленность; 24,5% отметили что, необходимо снизить налоговое бремя; 17,1% — что было бы хорошо, если бы существовали различные методы стимулирования предприятий, выпускающих брендовую продукцию или предприятий, сохраняющих или создающих новые рабочие места (рис. 2).
17,160,4
24,5^ '
31,8
■ Льготное кредитование ■ Поддержка национальных производителей
■ Снижение налогового бремени ■ Создание системы стимулирования МСБ
Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какая поддержка необходима со стороны государства в развитии малого и среднего бизнеса
Монголии?», %
%
тН
о
<М
«К1
2нё Яч >
МнЗ|
нйе
«31
оК
^ 1
I
^ Л £ ё§| ь Е
« Я41
8Н! й§ о
ЕнО а
£м§|
МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
С 2009 г. началось активное развитие механизмов поддержки МСБ в рамках государственных программ, что дало возможность дополнительно увеличить объемы его кредитования. В настоящее время финансовокредитная поддержка МСБ в рамках государственных программ осуществляется по следующим направлениям:
1. Великий Народный Хурал и Правительство Монголии утвердили и реализуют законы «О малом и среднем предпринимательстве», «Об освобождении от НДС и таможенных платежей оборудований и запчастей, предназначенных для малого и среднего предпринимательства, сроком на 3 года (с 2009 до конца 2012 г.)». Реализуются такие Постановления Правительства Монголии, как «Программа индустриализации Монголии», «Направления развития промышленности в регионах», «Программа поддержки малого и среднего предпринимательства», «Программа развития кооперативов общественного характера».
2. В Постановлении Великого народного хурала Монголии от 2009 г. № 22 «О мероприятиях преодоления финансово-экономических трудностей» указано, что в целях поддержания производства и увеличения занятости необходимо найти финансирование в размере 200,0 млрд тугр. из внешних и внутренних источников. В «Проекте бюджета Монголии на 2010-2012 гг.» указано, что для развития малого и среднего производства государство выделит из бюджета средства на льготное кредитование в размере 60,852 млрд тугр. в 2011 г., а в 2012 г. — 88,796 млрд тугр. В Постановлении № 370 «План мероприятий обновления бизнес-среды, реализуемый в течение года» составили бюджет в размере 100,0 млрд тугр. в качестве источника финансирования льготных кредитов на оказание поддержки монгольских предпринимателей МСБ.
3. В 2009-2010 гг. в качестве льготного кредита МСБ Фонд развития МСБ, в целом, составил 90,7 млрд тугр. Из них средства государственного бюджета — 60,8 млрд тугр, из других источников — 29,9 млрд тугр. В эти годы было профинансировано 3 332 проекта, в результате чего было создано 1 023 промышленных предприятий, 1 919 предприятий провели техническое переоснащение и расширили производственную деятельность, сформировалось 10 253 новых рабочих места, что в определенной мере поспособствовало снижению безработицы (табл. 1).
Таблица1
Динамика состава и структуры Фонда развития МСП в Монголии
в 2009-2010 гг.
Показатели 2009 2010 Всего
млн тугр. % млн тугр. % млн тугр. %
Средства, выделенные из государственного бюджета 30 850,00 69,4 30 000,00 64,8 60 850,00 67,1
Средства, полученные за счет государственного льготного кредитования 1 000,00 2,3 2 460,70 5,3 3 460,70 3,8
Средства коммерческих банков 9 343,20 21,0 12 642,1 27,3 21 985,3 24,2
Средства местного бюджета и прочих источников 3 239,00 7,3 1 180,00 2,0 4 419,00 4,9
Всего 44 432,20 100,0 46 283,40 100,0 90 715,00 100,0
Составлена по данным Фонда развития МСП Монголии за 2009-2010 гг.
4. В целях усиления поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны государства и для поддержки производства и инвестиций в Монголии заново утверждены закон «О подоходном налоге хо-
2
с4
тН
О
(М
«К1
2нё Ма >
М^^!3|
яЗ|
ёК
н- 1
ё§! ь Е
«¡г I
§н! Й§ о
и^«
£н0 а
>*М| МО I РнИ-1 К®«
и
н
н
о
н
м
со
н
зяй-ственных единиц», закон «О подоходном налоге физических лиц», закон «О налоге на добавленную стоимость», закон «Об акцизах», которые вступили в силу с 1 января 2007 г. Эти законы предусматривают снижение размера налогов, увеличение номенклатуры расходов, подлежащих вычету из налогооблагаемых доходов, отмену большинства льгот и освобождений от налогов, снижение некоторых ограничений, вычитаемых расходов, создание единых благоприятных налоговых условий для иностранных инвесторов. Они направлены на справедливое налогообложение, снижение налогового бремени, увеличение налоговой базы, совершенствование правовой среды и поддержку экономического развития. Также были проведены мероприятия по освобождению от налога на добавленную стоимость и от таможенных пошлин импортируемой техники и технологий в целях развития малого и среднего бизнеса.
5. Хотя, в настоящее время, государством предпринимаются меры по образованию благоприятной правовой среды для развития МСБ, однако, вопросы финансовой поддержки (в частности, льготного кредитования) до сих пор не решены. Это привело к тому, что из общего количества заявок на получение льготного кредита на развитие МСБ удовлетворено было только 4,3% в 2009 г. и 4,0% в 2010 г. (табл. 2, рис. 3).
Таблица 2
Результаты льготного кредитования малых и средних предприятий из Фонда развития МСП Монголии в период 2009-2010 гг.
Показатели 2009 2010 Всего
Число рассмотренных проектов 1 642 1 690 3 332
Число вновь созданных предприятий 469 554 1 023
Число предприятий, проведших техническую переосна-щенность производства и расширивших производственную деятельность 1 162 757 1 919
Число вновь созданных рабочих мест 5 255 4 998 10 253
Составлена по данным Фонда развития МСП: [3].
95,7
2009
Получили льготные кредиты
2010
Не получили льготные кредиты
Рис. 4. Доля выданных льготных кредитов из общего количества запрошенных предпринимателями сферы МСБ в Монголии в 2009 и 2010 гг. (по данным Фонда развития МСБ)
Также, для обеспечения финансовых потребностей предпринимателей МСБ возможны два варианта источников финансирования: внешнее и внутреннее.
К внешним источникам можно отнести кредиты иностранных государств с низкими процентными ставками, безвозвратную помощь, финансирование за счет проводимых программ, проекты снижения уровня бедности в Монголии и создания новых рабочих мест. Например: двух-
СО
%
тН
о
«К1
Яч >
МнЗ|
нйе
«31
оК
^ 1
I
^ Л £
ь Е
« Я41
8Н! й§ о
ЕнО а
£м§|
МО I £И4
нее
И
н
н
о
н
м
со
Н
уровневый кредит по программе «Развитие МСБ и защита природы и окружающей среды», предоставляемый Правительством Японии [1], льготный кредит Мирового банка на развитие промышленности и т.п.
К внутренним источникам относятся: Правительственный фонд развития, Фонд поддержки МСБ, Фонд поддержки занятости и средства прочих специальных фондов. На 1 января 2012 г., хотя и имеются кредиты с низкими процентами на поддержку МСБ из внешних и внутреннних источников, тем не менее, из-за проблем, связанных с залогом, каждый желающий предприниматель не может получить кредит в требуемом размере. Поэтому, на наш взгляд, будет более правильным со стороны Правительства, если средства, выделяемые им в целях оказания поддержки МСБ, будут направлены на формирование «Фонда гарантий по кредитам» и на формирование системы страхования кредитов. Тем самым, решив проблему залогового обеспечения, монгольское Правительство поспособствует получению субъектами малого и среднего бизнеса ссуд в коммерческих банках.
Социальная потребность в создании организации, занимающейся кредитными гарантиями с участием Правительства, частной структуры и негосударственных организаций созрела. Это также помогло бы развитию финансового лизинга в Монголии. Закон «О финансовом лизинге» уже утвержден, однако, предпринимателям оборудование в лизинг удается купить не всегда. В настоящее время банки и финансовые организации в большой мере заинтересованы в выдаче быстрореализуемых бытовой техники и автомобилей в лизинг, в выдаче в лизинг оборудования производственного назначения они не заинтересованы. Таким образом, существует потребность в создании с участием государства «Лизингового центра», тем самым, будет оказана поддержка малым и средним предприятиям.
Необходимо уделить внимание увеличению размера средств, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, финансируемых из государственного бюджета. Так, «Планом мероприятий, обновления бизнес-среды в течение года» запланировано к выдаче 100,0 млрд тугр. В статье же 7.1.1 закона Монголии «О фондах специального назначения» указано, что «...размер финансирования фонда развития малого и среднего предпринимательства должен быть не менее 10% средств государственного бюджета», что свидетельствует о явном недофинансировании. Необходимо обратить внимание на выполнение этого закона.
В настоящее время в монгольской экономической литературе можно встретить мнение о том, что необходимо сделать акцент на увеличении мощности малых и средних предприятий в стране, а не на увеличении их количества. Автору представляется, что одно другому не мешает. Если мощность предприятий будет сильнее, государство от этого только выиграет. Однако надо учесть географическую и демографическую особенность Монголии: малочисленность населения, большой разброс кочевников по территории государства, — и развивать МСБ в обоих направлениях — и в плане увеличения предприятий МСБ, и в плане увеличения их мощности. И тот и другой процесс тормозит бедность населения и отсутствие должной государственной поддержки. Сегодня этот вопрос решается благодаря совместным усилиями органов власти (государственных и местных), коммерческих банков и самих предприятий малого и среднего бизнеса.
Если посмотреть на современное соотношение численности населения Монголии к численности малых и средних предприятий в стране, то получается, что на 50 чел. приходится одно предприятие МСБ. Это до-
%
(N
тН
О
(N
статочно приличный показатель. И хочется подчеркнуть, что результативность в отношении развития МСБ, в частности, доступности кредита, определяется не только позицей банков и государственной поддержкой, но и уровнем финансовой грамотности предпринимателей, их деловой культуры и личностными качествами предпринимателя.
Список использованной литературы
1. Информация об условиях выдачи льготного кредитования на цели развития малого и среднего бизнеса в Монголии [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mofa.gov.mn (дата обращения 4 марта 2011 г.).
2. О льготном кредитовании малого и среднего бизнеса в Монголии [Электронный ресурс]. — URL: www.sme.gov.mn (дата обращения 19 окт. 2011 г.).
3. URL: http://www.Smefund.mn.
Referenses
1. Informatsiya ob usloviyakh vydachi l’gotnogo kreditovaniya na tseli razvitiya malogo i srednego biznesa v Mongolii [Elektronnyi resurs]. — URL: http://www.mofa.gov.mn (data obrashcheniya 4 March 2011 g.).
2. O l’gotnom kreditovanii malogo i srednego biznesa v Mongolii [Elektronnyi resurs]. — URL: www.sme.gov.mn (data obrashcheniya 19 Oct. 2011 g.).
3. URL: http://www.Smefund.mn.
Информация об авторе
Ариунтуяа Цэдэндамба — аспирант, кафедра банковского дела и ценных бумаг, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: ariuntuya@creditbank.mn.
«SI
2sê
Kg г
Mhsi
HSS
i
ОЙ"
°i<s ^ s
Ps i
^ Л £
S I
8sî ИН 25 о
ChO!
£m§||
E40 f ЙИ-1 See « H
H
о
H
PQ
СО
H
Author
Ariuntuya Tsedendamba — post-graduate student, Chair of Banking and Securities, Baikal State University of Economic and Law, Irkutsk, e-mail: ariuntuya@creditbank.mn.