УДК 332.012.334 A.B. БОКАЕВ
ББК 65.44-14 аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Рассматриваются проблемы в сфере формирования муниципальной собственности и управления ею. Выделяются основные позиции, задачи и критерии оценки эффективного управления муниципальной собственностью и ее использования.
Ключевые слова: муниципальная собственность, эффективное использование, органы местного самоуправления, местный бюджет.
A.V. BOKAEV
post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: [email protected]
SOME ISSUES AND WAYS OF EFFICIENT USE OF MUNICIPAL PROPERTY
The author examines the problems in the sphere of municipal property formation and the problems of municipal property management, and marks the main aspects, tasks and evaluation criteria of municipal property management and use.
Keywords: municipal property, efficient use, local government bodies, local budget.
Муниципальная собственность наряду с местными финансами составляет экономическую основу местного самоуправления. Сегодня, несмотря на тотальную приватизацию, муниципалитеты остаются крупными собственниками имущества. Поэтому вопросы формирования муниципальной собственности, эффективного управления и распоряжения ею весьма актуальны в современных экономических условиях.
Основными проблемами, возникающими в сфере формирования муниципальной собственности и управления ею, являются как недостаточное правовое регулирование отношений собственности, так и неэффективное управление муниципальным имуществом. Экономический механизм управления муниципальной собственностью представляет собой комплекс законодательных, нормативных, административных актов и экономических действий органов власти, объединенных единой политикой и нацеленных на сбаланси-
рованное развитие жизнедеятельности муниципального образования.
Выделяют три позиции, по которым оценивается эффективность использования муниципальной недвижимости: земельная,
градостроительная, природоохранная.
С земельной позиции эффективность выражается максимальной суммой собираемых земельных платежей, с градостроительной позиции — созданием пространственных условий развития материальной базы многоотраслевого комплекса муниципалитета, с природоохранной — максимальным сохранением ценных природных ландшафтов и обеспечением экологического равновесия, положительно сказывающегося в конечном итоге на здоровье населения.
На основании оценки эффективности использования объектов муниципальной собственности можно проводить планирование вариантов использования объектов недвижимости (продажа, сдача в аренду, передача
© А.В. Бокаев, 2011
А.В. БОКАЕВ
в управление, передача в залог, внесение в качестве вклада в уставный капитал создаваемого общества).
По мнению ряда представителей органов государственной власти и местного самоуправления, ученых и специалистов, закрытый перечень муниципального имущества ограничивает возможности муниципальных образований по разработке и реализации стратегических планов социально-экономического развития территорий, созданию эффективных условий для развития малого и среднего бизнеса.
Оптимизация объема муниципальной собственности в первую очередь зависит от эффективного и стабильного разграничения полномочий между уровнями власти [1, с. 34]. Этот процесс в настоящее время не завершен.
Оценку эффективности управления муниципальной собственностью целесообразно осуществлять по следующим критериям:
- натурально-вещественному — функционирование оценивается по качеству, количеству и специфике социальных услуг, оказываемых жителям муниципального образования;
- стоимостному — в соответствии с ним объем финансовых затрат, в том числе внебюджетных инвестиций, и предоставленных услуг принимается за единицу полученного полезного результата [3, с. 53].
При создании субъектов хозяйствования преимущество следует отдавать хозяйственным обществам в силу следующих их особенностей:
- возможность привлечения стороннего капитала на предприятие за счет продажи долей (пакетов акций);
- ограниченность ответственности муниципального образования по долгам хозяйственного общества размером вклада в уставный капитал;
- наличие коллегиальных органов управления деятельностью предприятия и ее контроля с участием учредителя (собственника);
- возможность повышения заинтересованности сотрудников в увеличении прибыльности предприятия через соответствующую систему оплаты труда;
- реализация финансовых взаимоотношений муниципального образования с хо-
зяйственными обществами в форме оплаты работ и услуг в рамках договора на основе муниципального заказа [2, с. 13].
Бюджетная эффективность организаций, использующих муниципальное имущество, а также организаций, в уставном капитале которых есть доля муниципалитета, рассчитывается как отношение суммы всех поступлений в бюджет и внебюджетные фонды муниципалитета за анализируемый период (за вычетом льгот) к стоимости имущества, принадлежащего муниципалитету.
Можно выделить следующие задачи эффективного управления муниципальной собственностью:
- создание благоприятного экономического климата для функционирования хозяйствующих субъектов;
- совершенствование экономических условий для развития малого и среднего предпринимательства;
- финансовое оздоровление хозяйствующих субъектов посредством предоставления им ресурсов муниципалитета и различных льгот;
- формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики в целях производственного, технологического и социального развития предприятий, создания конкурентоспособной продукции и услуг;
- стимулирование повышения прозрачности капиталов и привлечение инвестиций;
- оптимизация структуры собственности муниципального образования.
Контроль над достижением эффективности управления может осуществляться по следующим направлениям:
- увеличение доходов местного бюджета от использования муниципального имущества;
- своевременная разработка и принятие соответствующей нормативно-правовой базы;
- сближение ставок за аренду муниципального имущества и рыночных ставок арендной платы;
- обеспечение полноты реестра объектов муниципального недвижимого имущества.
Важнейшим направлением формирования муниципальной собственности является создание межмуниципальных хозяйственных обществ. В этих целях требуется внесение соответствующих изменений в гражданское
ИзвестияИГЭА. 2011. № 5 (79)
законодательство и законодательство о местном самоуправлении.
При применении норм федерального законодательства, устанавливающих порядок разграничения имущества, возникает множество вопросов. В частности, не полностью разработана нормативно-правовая база для разграничения имущества. В результате этого в ряде случаев не принимается в федеральную собственность муниципальное имущество в соответствии с перечнями, подготовленными муниципальными образованиями.
Очень серьезной задачей является разграничение единых имущественных комплексов в сферах здравоохранения, электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом между уровнями власти, а также между поселениями, муниципальными районами и городскими округами. Правоприменительная
практика показывает, что этому препятствует отсутствие необходимой документации, разница в тарифах при предоставлении одной и той же услуги в соседних муниципальных образованиях, отсутствие общего порядка при передаче имущественных комплексов.
Обозначенным кругом вопросов не охватывается весь спектр проблем, возникающих при разграничении муниципального имущества. Процессы формирования муниципальной собственности и совершенствования управления ею требуют дальнейшего изучения и законодательного регулирования. Необходимо ускорить их развитие на основе достижения общественного согласия между органами власти всех уровней и населением. При этом основными принципами работы следует считать необходимость повышения эффективности использования муниципального имущества и улучшения качества обслуживания населения.
Список использованной литературы
1. Налесная Я.А. Законодательное обеспечение эффективного управления государственной собственностью — важнейший фактор стратегии инновационного развития Российской Федерации // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2008. № 1. С. 31-35.
2. Пронина Л.И. О проблемах регулирования отношений по поводу муниципального имущества при осуществлении реформы федеративных отношений и местного самоуправления // Местное самоуправление. 2004. № 3. С. 12-13.
3. Шаломенцева Е.Г. Некоторые аспекты правового регулирования процесса управления муниципальной собственностью // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 10. С. 52-55.
Refeгenses
1. №^пауа Ya.A. Zakonodatel'noe obespechenie effektivnogo upravleniya gosudarstvennoi sobstven-nost'yu — vazhneishii faktor strategii innovatsionnogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii // Nedvizhimost' і investitsii. Pravovoe regulirovanie. 2008. № 1. S. 31—35.
2. Ргоп^ L.I. О ргаЫетаМ regulirovaniya otnoshenii ро povodu munitsipal'nogo imushchestva рп osushchestvlenii ге^ту federativnykh otnoshenii і mestnogo samoupravleniya // Mestnoe samoupravlenie. 2004. № 3. S. 12—13.
3. Shalomentseva E.G. Nekotorye aspekty pravovogo regulirovaniya protsessa upravleniya munitsipal'noi sobstvennost'yu // Konstitutsionnoe і munitsipal'noe pravo. 2006. № 10. S. 52—55.
ИзвестияИГЭА. 2011. № 5 (79)