Научная статья на тему 'Проблемы развития малого инновационного бизнеса в России в современных условиях'

Проблемы развития малого инновационного бизнеса в России в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / МАЛЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / INNOVATIONS / SMALL INNOVATIVE BUSINESS / PROBLEMS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Большаков Георгий Владимирович

Рассматриваются основные проблемы развития малого инновационного бизнеса в современных условиях. Определено, что слабая инновационная направленность, отсутствие правовой основы и кадров являются ключевыми проблемами. Предложены направления решения проблем в области малого инновационного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SMALL INNOVATIVE BUSINESS DEVELOPMENT IN CONTEMPORARY RUSSIAN CONTEXT

This article deals with the main problems of small innovative businesses in contemporary economic conditions. Poor innovative targeting, as well as lack of legislative base and lack of qualified personnel are determined as key problems. The authors suggest ways of solving the problems of small innovative businesses.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития малого инновационного бизнеса в России в современных условиях»

о

тН

О

(N

УДК 504.064(571.53) ББК 20.1

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Рассматриваются основные проблемы развития малого инновационного бизнеса в современных условиях. Определено, что слабая инновационная направленность, отсутствие правовой основы и кадров являются ключевыми проблемами. Предложены направления решения проблем в области малого инновационного бизнеса.

Ключевые слова: инновации, малый инновационный бизнес, проблемы развития.

G.V. Bolshakov

PROBLEMS OF SMALL INNOVATIVE BUSINESS DEVELOPMENT IN CONTEMPORARY RUSSIAN CONTEXT

This article deals with the main problems of small innovative businesses in contemporary economic conditions. Poor innovative targeting, as well as lack of legislative base and lack of qualified personnel are determined as key problems. The authors suggest ways of solving the problems of small innovative businesses.

Keywords: innovations, small innovative business, problems of development.

SSI

2sl

KS г

MhSI

HSS

«31

I

ОЙ"

°i<s ^ 1

Ps I

^ n £

« tf I

8s! ИН 25 о

ChO!

£m§||

E40 f Sffle

К

H

H

о

H

PQ

CO

H

Возрастание роли инноваций в качестве фактора экономического роста отдельных стран ставит на повестку дня вопрос о выработке политики государства по отношению к инновационной деятельности, ее расширении и стимулировании, а, следовательно, актуализирует исследования инновационного процесса и разработки такой области знания как инноватика [4]. Для начала хотелось бы отметить, что инновационную деятельность не стоит путать с инновационным бизнесом. Инновационная деятельность может и должна присутствовать в любой сфере бизнеса: торговле, производстве, рекламе. Это работа, направленная на поиск и реализацию новых идей, которые могут принести дополнительную прибыль в промышленном производстве, торговле, сфере услуг.

Инновационный бизнес должен быть ориентирован на постоянную разработку и реализацию на рынке нового товара. Инновационный бизнес уникален и одновременно сложен тем, что включает в себя все другие сферы предпринимательской деятельности: и производство, и торговлю, и менеджмент, и маркетинг. Аккумулируя все эти сферы, инновационный бизнес, с одной стороны, использует весь национальный потенциал этих отраслей, с другой стороны, собирает все возможные проблемы этих сфер. Несмотря на эти проблемы, инновационный бизнес остается привлекательным для бизнесменов по причинам того, что он призван совершенствовать деятельность всех других сфер предпринимательства, ориентирован на конкретные потребности покупателя и всегда носит актуальный и соревновательный характер.

Малый бизнес активно участвует в инновационной сфере. Согласно статистическим данным доля инновационного предпринимательства в

© Г.В. Большаков, 2010

©

тН

О

«К1

2нё Яч >

«31

Ен^ I

ОЙ"

^ 1

5к I

^ Л £ ё§|

« ¡г I

8Н! й§ о

ул* ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

общей структуре малого бизнеса России варьирует, по разным оценкам, от 1,4 до 3,5%. При этом все только и говорят о мощнейшем инновационном потенциале страны. Так, общественная организация «Опора России» провела совместно со ВЦИОМ исследование условий и проблем развития малого инновационного предпринимательства. Результаты удивили: из всех малых инновационных предприятий России не более 15% можно назвать по-настоящему инновационными, т.е. ориентированными на рынок. Имеется в виду, что эти 15% проводят научные исследования, занимаются охраной интеллектуальной собственности и коммерциализацией нововведений на рынке. Остальная же, доминирующая масса предприятий свою истинную инновационную составляющую утратила. Стоит отметить, что средний возраст опрошенных компаний 10-13 лет. Уже этот факт, что им удалось профункционировать на рынке столько лет, для подобных компаний — значительное достижение [3].

Выделим несколько основных проблем, которые мешают развиваться малому инновационному бизнесу в современных условиях.

1. Отсутствие правовой основы. Парадокс заключается в том, что само понятие «инновационная деятельность» не является правовым понятием. Сложность заключается в том, что главное понятие сферы не определено терминологически. На первый взгляд, сегодня существует законодательная база, которая отраженна на сайте Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере [2]. Выглядит перечень законов следующим образом:

- Гражданский кодекс РСФСР;

- Гражданский кодекс РФ;

- Уголовный кодекс РФ;

- Патентный закон;

- Закон «Об авторском праве и смежных правах».

Перечисленные законы действительно регламентируют область интеллектуальной собственности, однако даже не упоминают ключевого понятия этой сферы — «инновационная деятельность». В существующих законах нет даже такого понятия как «инновации», вместо него используется «НИОКР», но инновационная деятельность гораздо шире. При подписании договоров понятие «инновация» подменяется словосочетанием «производственно-исследовательская работа», что «сразу меняет суть дела». Понятие «технопарк» до сих пор остается для многих непонятным. К примеру, зачастую говоря о темпах развития инновационного бизнеса, представители власти с гордостью заявляют о начале работы нового технологического центра, имея в виду обычную промышленную зону. Между тем, разница между этими понятиями колоссальная: технопарк, или инновационно-технологический центр (ИТЦ), представляет собой зону с интеллектуальным центром, наличие академических институтов или высшего учебного заведения на территории парка является обязательным.

2. Слабая инновационная направленность малого бизнеса. Государству необходимо создать условия, при которых предприятиям было бы интересно начинать инновационную деятельность, а следственно будет повышаться конкурентность. Конкуренция отсутствует из-за отсутствия мотивации у предпринимателей. Предприниматели предпочитают заниматься сферами, гарантированно приносящими прибыль, в частности, торговлей.

3. Кадровая проблема. В современных условиях присутствует такая тенденция, что опытные кадры уходят, а у молодых не хватает опыта в

%

СО данной сфере. Качество образования молодых людей не подлежит сомне-

нию, однако вновь пришедшим не хватает навыков ведения крупных инновационных проектов. Менеджеров, способных продвигать инновации © | на рынок, сегодня особенно не хватает России.

Второй момент кадровой проблемы — так называемая «утечка моз-5^ гов». Процесс для России не новый. Хотя, известно, в последнее время

часть «покинувших», набравшись зарубежного опыта, вновь возвраща-

ется на родину. Но в России, к сожалению, отсутствуют благоприятные условия для новых разработок: здесь их ждет отсутствие востребованности, законодательной базы и т.д.

4. Финансовые механизмы инновационной деятельности. Проблема малых инновационных предприятий, у которых есть достаточно серьезный интеллектуальный потенциал, как правило, заключается в том, что для создания опытных образцов им необходима дорогостоящая материально-техническая база.

Существуют несколько способов финансовой поддержки малого инновационного бизнеса. Кредитование можно рассмотреть как первый способ финансовой поддержки. Банки редко кредитую малый бизнес, а инновационный бизнес еще реже, так как инноватика — достаточно рискованная сфера. Крайне сложно предугадать степень окупаемости, прибыльности разработки. Второй способ — это «бизнес-ангелы». Так называют частных инвесторов, вкладывающих личные средства в рискованные проекты, предприятия на ранней стадии развития или инновационные идеи. Такие инвестиции рассчитаны на большой срок окупаемости и не требуют залогового обеспечения.

«Бизнес-ангелы» обеспечивают не только денежными средствами, но и знаниями, организаторскими способностями, деловыми связями. «Бизнес-ангелы» предоставляют огромные возможности для развития бизнеса и являются предшественниками венчурных фондов. «Бизнес-ангелы» являются одним из основных финансовых рычагов для малых инновацион-; ных предприятий. Следующим способом финансовой поддержки можно

выделить венчурные фонды. Российские эксперты достаточно скептически § ки оценивают деятельность российских венчурных фондов, так как для

^1 российских условий это сфера является достаточно новой.

^ | Вкратце можно описать схему функционирования венчурного фонда.

1 Венчурный фонд выкупает часть акционерного капитала компании-объек-

в та финансирования. При этом управляющая компания фонда пользуется

§к§ финансовыми средствами одного или нескольких инвесторов. Используя

| эти средства, компания-объект развивается, увеличивая при этом свою

йо I стоимость. Через некоторое время управляющая компания осуществляет

к®3 обратный процесс обмена приобретенных ей акций на денежные средства,

фиксирую свою прибыль от данной инвестиционной сделки. В качестве альтернативы предлагают сотрудничество с Фондом содействия развитию 23 малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Это государственная некоммерческая организация, образованная Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. Среди основных задач Фонда — оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоем-со кой продукции и технологий [6]. Среди имеющихся финансовых рыча-

Нгов самыми актуальными являются «бизнес-ангелы» и Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере.

н

о

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р5

©

тН

О

«К1

2нё Яч >

ИдЗ!

нйе

«31

НА

ОЙ"

^ 1

5к I

«Л* ё§! ь Е

« Я41

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

5. Неблагоприятный экономический фон. На данный момент в России переходный период экономического развития. Не закончив индустриализацию страны, внедряются рыночные механизмы. Проблемы экономики, науки и образования не дают развиваться малому инновационному бизнесу.

6. Низкая мотивация исследователей. Ученые отмечают, что малый бизнес никогда не был заинтересован в настоящих исследованиях, поскольку нет больших гарантий получения прибыли. Если исследование действительно стоящее, то у малого бизнеса не хватает денежных средств на его реализацию. Ученые привыкли больше рассчитывать на поддержку государства в своих изысканиях. Альтернативой является также грантоискательство, когда конкретный фонд спонсирует научный поиск. Со стороны ученых имеется устойчивое недоверие к малому бизнесу по причине возникавшего мошенничества со стороны бизнесменов, когда заключались фиктивные договора [1].

В данных условиях можно было бы предложить следующие направления решения проблем в области малого инновационного бизнеса:

1. Для решения проблемы отсутствия правовой основы необходимо разработать законодательную базу, включающую в себя определение понятий «инновация» и «инновационная деятельность».

2. Необходимо создать интересные рыночные условия и конкуренцию для инновационных предприятий со стороны государства. Создание конкуренции возможно лишь при хороших финансовых стимулах. Необходимо создать схему мотивации предприятий за счет, например, снижение таможенных тарифов, введения льгот по налогу на прибыль.

3. Для устранения кадровой проблемы необходимо подготовить квалифицированных руководителей инновационных проектов. Проблему нехватки знаний и опыта могут решить бизнес-инкубаторы.

4. В целях оздоровления финансовых механизмов инновационной деятельности следует разрабатывать новые венчурные программы финансирования, необходимо создать большое количество ИТЦ, технопарков и бизнес-инкубаторов, которые могут реально поддержать малый бизнес.

5. Для решения проблемы неблагоприятного экономического фона необходимо дорабатывать законодательную базу, и снижать налоговые нагрузки. Улучшение общих экономических условий для развития малого и среднего бизнеса будет способствовать росту количества и качества инновационного бизнеса.

6. Справиться с низкой мотивацией исследователей поможет цепочка стимулов, направленных на рост интереса к выгодному и перспективному бизнесу.

На наш взгляд, для решения данных проблем, прежде всего, необходимо наладить контакт между потенциальными инвесторами и авторами инновационных идей. Эту задачу должны помочь решить уже созданные институты развития — Российская венчурная компания, госкорпорация «Роснано» [5]. Также необходимо предусмотреть в законодательстве новые организационно-правовые формы сотрудничества, так как действующие общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества бизнесу в этом случае не полностью подходят, в результате чего частным венчурным капиталистам будет удобнее договориться о финансировании начинающих инноваторов. Хотелось бы отметить, что вывести на рынок новые продукты и разработки часто невозможно, так как они противоречат старым ГОСТам, СНиПам, поэтому рекомен-

о

тН

О

(N

дуется убыстрить процесс разработки данных регламентов. Радикальные перемены нужны и в системе экспортного контроля. Необходимо пересмотреть таможенные тарифы и скорость этой процедуры, так как покупатели новой продукции требуют быстрых поставок. Российские товары задерживаются на границе на месяцы. Если не облегчить вывоз российской инновационной продукции, многие разработки будут проданы за границу в виде лицензий. Активное участие всех субъектов предпринимательства во главе с государством в инновационном развитии, на наш взгляд, является залогом успеха и устойчивой конкурентоспособности России в будущем.

Список использованной литературы

1. Голиченко О. Российская инновационная система: проблемы развития /

О. Голиченко // Вопросы экономики. — 2007. — № 12. — С. 16-34.

2. Журнал об инновационной деятельности «Инновации». — URL: http:// www.mag.innov.ru.

3. Информационный бизнес-портал «Синтез Бизнес Новаций». — URL: http://sbn.finance.ru/.

4. Никулина О.В. Анализ российского опыта формирования инновационной инфраструктруры для создания и развития малых предприятий / О.В. Никулина // Качество. Инновации. Образование. — 2008. — № 10. — С. 45-51.

5. Официальный сайт «Торговой газеты». — URL: http://www.rg.ru.

6. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. — URL: http://www.fasie.ru.

«SI

2sê

Kg г

MhSI

HSS

I

°i<s ^ s

Ps Ü

S I

8sî ИН 25 о

ChO!

i|| E40 % ЙИ-1 Sffle

К

H

H

о

H

PQ

C0

H

Bibliography (transliterated)

1. Golichenko O. Rossiiskaya innovatsionnaya sistema: problemy razvitiya / O. Golichenko // Voprosy ekonomiki. — 2007. — № 12. — S. 16-34.

2. Zhurnal ob innovatsionnoi deyatel’nosti «Innovatsii». — URL: http:// www.mag.innov.ru.

3. Informatsionnyi biznes-portal «Sintez Biznes Novatsii». — URL: http:// sbn.finance.ru/.

4. Nikulina O.V. Analiz rossiiskogo opyta formirovaniya innovatsionnoi infrastruktrury dlya sozdaniya i razvitiya malykh predpriyatii / O.V. Nikulina // Kachestvo. Innovatsii. Obrazovanie. — 2008. — № 10. — S. 45-51.

5. Ofitsial’nyi sait «Torgovoi gazety». — URL: http://www.rg.ru.

6. Fond sodeistviya razvitiyu malykh form predpriyatii v nauchno-tekhni-cheskoi sfere. — URL: http://www.fasie.ru.

Информация об авторе

Большаков Георгий Владимирович — аспирант, кафедра финансов, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: [email protected].

Author

Bolshakov Georgiy Vladimirovich — post-graduate student, Chair of Finance, Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: georgiyb@inbox. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.