Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития малого инновационного предпринимательства'

Проблемы и перспективы развития малого инновационного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
522
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ВЕНЧУРНЫЕ ФОНДЫ / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / INNOVATIONS / INNOVATIVE BUSINESS / VENTURE FUNDS / SMALL ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туренко Татьяна Александровна

Рассматриваются понятие и необходимость развития инновационного предпринимательства, основные модели инновационного предпринимательства, а также роль малых инновационных предприятий и причины, препятствующие их развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF SMALL INNOVATIVE BUSINESS DEVELOPMENT

The article deals with the notion of innovative business and the necessity of its development, as well as with basic models of innovative business, the role of small innovative enterprises, and obstacles in their development.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития малого инновационного предпринимательства»

о

тН

О

(N

УДК 65.29-551 ББК 34.012

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Рассматриваются понятие и необходимость развития инновационного предпринимательства, основные модели инновационного предпринимательства, а также роль малых инновационных предприятий и причины, препятствующие их развитию.

Ключевые слова: инновации, инновационное предпринимательство, венчурные фонды, малые предприятия.

T.A. Turenko

PROBLEMS AND PROSPECTS OF SMALL INNOVATIVE BUSINESS DEVELOPMENT

The article deals with the notion of innovative business and the necessity of its development, as well as with basic models of innovative business, the role of small innovative enterprises, and obstacles in their development.

Keywords: innovations, innovative business, venture funds, small enterprises.

SSI

2sê

KS г

MhSI

H5i

I

ОЙ"

°i<s ^ 1

5s І

^ n £

S I

8s! ИН 25 о

СнО!

£я§|

E40 f

аи-і

SfflE

«

H

H

о

H

PQ

со

H

Одной из центральных стратегических проблем предпринимательства является осуществление нововведений, связанных с созданием организацией новых товаров и услуг. Эти нововведения (инновации) имеют целью предоставление потребителям новых возможностей удовлетворения их потребностей и платежеспособного спроса и обеспечивают предпринимателю получение значительной прибыли.

Первопричина необходимости инноваций — рыночная конкуренция. В быстро меняющемся мире рынок постоянно получает все более совершенные товары и услуги. Чтобы удержаться на таком рынке, необходима адекватная непрерывная деятельность организации по созданию новых и качественному изменению старых продуктов. Эта работа не мыслится без коренных изменений в самой организации, ее структуре, функциях, системе управления и методах работы. Можно с полным основанием сказать, что инновационная деятельность — стержневая задача выживания предпринимательской структуры, залог ее успеха в борьбе за прибыль.

Реорганизация предприятий в связи с переходом к рыночным отношениям сопровождается весьма существенными изменениями во всех сферах инновационной деятельности. Эффективность этих процессов во многом зависит от степени развития инновационного предпринимательства, а также вовлечения всего персонала предприятия в творческую деятельность на каждом рабочем месте, обеспечения реализации инновационных проектов, соответствия их стратегическим направлениям развития экономики страны.

В настоящее время в развитых странах инновационность рассматривается как ключевой фактор предпринимательского успеха. Это связано с рядом экономических причин, среди которых темпы технологических изменений, характер современной конкуренции, состояние рынка, его

© ТА. Туренко, 2010

©

тН

О

«К1

2нё Яч >

нйе

«31

НА

ой-

^ 1

5к I

^ Л £ ё§! ь Е

«¡г I

8Н! й§ о

ул* ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

интернационализация и дифференциация, сокращение сроков действия конкурентных преимуществ.

Инновационность тесно связана с предприимчивостью. Она как никогда раньше зависит от качества, профессионализма и решимости управленческих кадров. Именно в этом многие специалисты видят источник трудностей, с которыми столкнулись сегодня многие крупные фирмы, и преимуществ небольших предпринимательских организаций.

Специалисты отмечают, что эффективным ответом на современные потребности технологического развития и управления инновационными процессами должно стать предпринимательство, реализуемое как при формировании новых венчуров, так и в рамках существующих корпоративных структур (внутрифирменное предпринимательство, называемое интрапренерством).

Страна встала на путь рыночных реформ, а научно-техническая сфера оказалась не готовой к работе в новых условиях. Научно-технические разработки далеко не всегда становятся инновационным продуктом, готовым для производства и эффективной реализации.

К числу наиболее заметных негативных последствий экстенсивного развития экономики в России следует отнести преобладание на предприятиях многих отраслей морально устаревших основных фондов с высокой степенью износа и высоким уровнем ресурсоемкости выпускаемой продукции. В течение десяти лет шел процесс свертывания научного потенциала страны и инвестиционной активности, не позволяя России на равных включиться в мировой рынок, в процессы инновационной деятельности. В результате в ее промышленном парке оборудование, отработавшее до 10 лет, составляет 30%, до 15 лет — около 23%, более 15 лет — не менее 16%. Степень износа основных производственных фондов оценивается на уровне 50-53%. Средний коэффициент выбытия активной части оборудования многие годы не покрывает сроки его старения, не обеспечивает технологические параметры точности, надежности, качества, безопасности, экологической чистоты.

Недостаточная загрузка части производственных мощностей, утяжеленная структура российской экономики старыми технологиями производства в конечном итоге привели к тому, что многие предприятия по уровню производительности труда и качеству характеристик выпускаемой продукции не соответствуют жестким конкурентным требованиям мировых товарных рынков. Слабым звеном организационно-экономического механизма управления экономикой является также механизм управления инновационной деятельностью.

В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускоренное внедрение последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребности потребителей в разнообразной высококачественной продукции (услугах). Решением этих проблем и занимается инновационное предпринимательство.

Необходимость формирования инновационного предпринимательства в России обусловлена следующими обстоятельствами:

- усилением интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению научно-технического прогресса во всех сферах экономической деятельности;

- определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники;

%

СО - необходимостью существенного сокращения сроков создания и ос-

воения новой техники;

- повышением технического уровня производства;

О | - необходимостью развития массового творчества изобретателей и

рационализаторов;

£5 | - спецификой процесса научно-технического производства (имею-

щая место неопределенность затрат и результатов, ярко выраженная многовариантность исследований, риск и возможность отрицательных результатов);

- увеличением затрат и ухудшением экономических показателей предприятий при освоении новой продукции;

- быстрым моральным старением техники и технологии;

- объективной необходимостью ускоренного внедрения новой техники и технологии.

Инновационное предпринимательство — это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающую при этом финансовую, моральную и социальную ответственность. Инновационное предпринимательство — это высшая стадия предпринимательской деятельности, предоставляющая клиентам новые решения их проблем (новые изделия, услуги, технологии и др.), а также выявляющая новые инновационные возможности для собственного бизнеса, т.е. решения внутренних проблем (структурные изменения, реинжиниринг бизнеса и знаний и т.п.). Таким образом, инновационное предпринимательство можно определить как общественный технико-экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и технологий путем практического использования нововведений.

== По способу организации инновационного процесса в фирме можно

выделить три модели инновационного предпринимательства: ой § 1. На основе внутренней организации, когда инновация создается и

^1 (или) осваивается внутри фирмы ее специализированными подразделе-

^ | ниями на базе планирования и мониторинга их взаимодействия по инно-

1 вационному проекту.

в 2. На основе внешней организации при помощи контрактов, когда

§к§ заказ на создание и (или) освоение инновации размещается между сто-

в ронними организациями.

иоэ 3. На основе внешней организации при помощи венчуров, когда фир-

к®Э ма для реализации инновационного проекта учреждает дочерние вен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чурные фирмы, привлекающие дополнительные сторонние средства. Наиболее широко распространена вторая модель — фирма размещает 23 заказ на разработку новшеств, а осваивает их собственными силами. От-

носительная редкость использования первой модели объясняется недостаточным потенциалом «заводской науки». В России использование такой модели затрудняется тем, что принятие фирмами на свой баланс множес-1^ тва самостоятельных организаций проблематично из-за плохого финансо-

вого состояния крупных промышленных предприятий и неблагоприятных со перспектив на заполнение портфелей заказов научных организаций.

НЧто касается третьей модели, сравнительно новой для российской экономики, то, несмотря на множество проблем, уже накоплен определен-

н

о

©

тН

О

«К1

2нё Яч >

нйе

«31

НА

ОЙ"

^ 1

5к I

«Л* ё§! ь Е

« Я41

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

ный опыт использования венчурного финансирования инноваций. Поддержка начинающих инноваторов сферы малого бизнеса осуществляется через систему венчурных фондов, совокупный капитал которых составляет 5,7 млрд р. За счет этих средств можно запустить почти двести инновационных проектов. Средства на разработки выделяются из Российской венчурной компании. Ее уставный капитал составляет 10 млрд р. Одна из основных задач Российской венчурной компании — приобретение инвестиционных паев частных венчурных фондов. Совместно с ними формируется капитал, доля частных инвесторов в котором составит 51%, а доля государства в лице Российской венчурной компании — 49%

Инновационное предпринимательство как процесс включает в себя четыре стадии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием (проектом). Особенно важное значение для инновационного предпринимательства приобретает именно первая стадия — поиск новой идеи. Но даже очень перспективная идея сама по себе не гарантирует предпри-ятию-новатору автоматический успех на рынке. Для того чтобы достичь намеченных целей и получить монопольную сверхприбыль от инновационной деятельности, предпринимательская фирма должна соответствовать определенным требованиям.

1. Необходимо четко представлять объем спроса потенциальных потребителей на новшество, его экономически выраженные преимущества перед уже существующими способами удовлетворения данной потребности. Кроме этого, необходимо выявить ресурсные ограничения, которые возникают при создании, производстве и реализации нововведения, т.е. важно правильно составить всесторонний прогноз экономического потенциала новшества.

2. Для успешного развития инновационного предприятия обязательным условием является соответствие персонала предприятия определенным требованиям. Важное значение для успеха имеет возраст основателей фирмы (в среднем 30-35 лет) и их деловые и личностные качества: высокая работоспособность, коммуникабельность, целеустремленность, компетентность.

3. При ограниченности материально-финансовых ресурсов и рыночной неопределенности значительную роль в успехе инновационных предприятий играет качество организации управления. В связи с этим именно малые инновационные предприятия наиболее эффективны, так как для них характерно отсутствие строго формализованных структур управления, что обеспечивает быстроту и гибкость в принятии решений.

В период, когда в России началась реализация рыночных реформ, крупные научные учреждения оказались не готовы к работе в новых условиях. Именно в этот момент инициативные группы ученых начали организовывать свой малый бизнес путем «отпочкования» от крупных научных предприятий небольших структур.

Малые инновационные предприятия служат связующим звеном, начиная от идеи и ее развития и заканчивая готовой продукцией. Однако научные разработки далеко не в каждом случае становятся инновационным продуктом, а открытие новых наукоемких технологий не всегда применимо в производстве. Поэтому именно малые организации чаще других рискуют в процессе превращения знаний в товар.

Субъекты малого бизнеса, ориентированного на наукоемкие технологии, часто являются грантодержателями. Одним из крупнейших

о

тН

О

(N

грантодателей является Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ). В 2007 г. фонд профинансировал 2783 инициативных научных проектов, 255 издательских проектов, поддержал 397 региональных проектов.

Вместе с тем, существует немало причин, тормозящих развитие малого инновационного бизнеса. При анализе факторов, препятствующих развитию малых инновационных фирм, на первый план выходят следующие:

- отсутствие комплексной правовой базы, учитывающей интересы малых фирм;

- нехватка оборотного капитала, а именно доступа к кредитам на приемлемых условиях;

- недостаточная экономическая и юридическая грамотность руководства малых инновационных предприятий;

- невысокая активность со стороны крупных предприятий в процессе сотрудничества.

SS1

Яз =

Кріні

Н£ї

н3і

ой-

°i<s ^ 1

Ps І

«Л*

S P I

8s! ИН 25 о

СнО!

i|| МО f £й4

Н®Є

н

н

о

н

PQ

со

н

Информация об авторе

Туренко Татьяна Александровна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и менеджмента сервиса, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: turenko-ta@isea.ru.

Author

Turenko Tatyana Aleksandrovna — PhD in Economics, Associate Professor, Chair of Economy and Management in Service Industry, Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: turenko-ta@isea.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.