Научная статья на тему 'Перспективы развития малого инновационного предпринимательства'

Перспективы развития малого инновационного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ВЕНЧУРНЫЕ ФОНДЫ / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ВЕНЧУРНЫЕ FUNDS / ENTREPRENEURSHIP / INNOVATIONAL ACTIVITY / INNOVATIONAL BUSINESS / SMALL BUSINESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туренко Борис Григорьевич, Туренко Татьяна Александровна

Рассматривается проблема развития малого предпринимательства и инновационной деятельности как важнейших факторов развития рыночной экономики. Исследуется мировой опыт использования преимуществ инновационного пути развития. Обосновывается необходимость сочетания малого и крупного инновационного бизнеса. Показаны причины, препятствующие развитию малого инновационного предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT PROSPECTS OF SMALL INNOVATIONAL BUSINESS

The article explores the problem of development of small businesses and innovational activity as key factors of market economy development, and studies international practices of innovational development. The authors prove the necessity of combining small and large innovational businesses, and disclose the obstacles to small innovational business development.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития малого инновационного предпринимательства»

%

(N

тН

О

(N

УДК 339.13(47) ББК 65.29(2р)

Б.Г. Туренко Т.А. Туренко

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА*

Рассматривается проблема развития малого предпринимательства и инновационной деятельности как важнейших факторов развития рыночной экономики. Исследуется мировой опыт использования преимуществ инновационного пути развития. Обосновывается необходимость сочетания малого и крупного инновационного бизнеса. Показаны причины, препятствующие развитию малого инновационного предпринимательства.

Ключевые слова: предпринимательство; инновационная деятельность; инновационное предпринимательство; венчурные фонды; малые предприятия.

B.G. Turenko T.A. Turenko DEVELOPMENT PROSPECTS OF SMALL INNOVATIONAL BUSINESS

ssi

2sl Д s =

“Is1

НА

Ой"

^ 1

І

^ П £

« Р І 8s! ЕнО а

£м§|

ИО | £И4

See

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

The article explores the problem of development of small businesses and innovational activity as key factors of market economy development, and studies international practices of innovational development. The authors prove the necessity of combining small and large innovational businesses, and disclose the obstacles to small innovational business development.

Keywords: entrepreneurship; innovational activity; innovational business; small businesses.

Для повышения конкурентоспособности России на мировом рынке необходимо перевести экономику на инновационный путь развития. Бизнес и инновации — это неразделимые понятия, присущие рыночной экономике.

Главной причиной создания инноваций является рыночная конкуренция. В быстро меняющемся мире рынок постоянно получает все более совершенные товары и услуги. Чтобы удержаться на таком рынке, необходима адекватная непрерывная деятельность организации по созданию новых и качественному изменению старых продуктов. Эта работа невозможна без коренных изменений в самой организации, ее структуре, функциях, системе управления и методах работы. Можно с полным основанием сказать, что инновационная деятельность — стержневая задача выживания любого предприятия, залог его успеха в борьбе за прибыль.

Понятие инновации имеет весьма широкое значение. Применительно к экономике — это новая продукция, новые технологии, новые рынки, новые методы управления, новые организационные структуры. Объектом инновации могут быть не только новая продукция и новые рынки,

* Работа выполнена при поддержке проекта ФБ-30 «Институциональные изменения в сфере социально значимых услуг и их влияние на устойчивое развитие Прибайкальского региона» (шифр заявки 6.3135.2011; номер регистрации в ФГНУ ЦИТиС 01201256018).

© Б.Г. Туренко, ТА. Туренко, 2012

%

Ю на что обычно обращается внимание, но и новые процессы, причем не

только производственные, но и управленческие. Неслучайно многие быстрорастущие предпринимательские фирмы возникли в сфере управой! ленческой инфраструктуры (консалтинг, инжиниринг).

^ В основных документах, регламентирующих деятельность в области

5^ инноваций, под инновационной деятельностью понимается выполнение

работ или оказание услуг, направленных на создание и организацию производства новой продукции (работ, услуг); создание и применение новых или модернизацию существующих технологий ее производства, а также применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных нововведений.

В настоящее время в развитых странах инновационность рассматривается как ключевой фактор предпринимательского успеха. Это связано с рядом экономических причин, среди которых темпы технологических изменений, характер современной конкуренции, состояние рынка, его интернационализация и дифференциация, сокращение сроков действия конкурентных преимуществ.

Специалисты отмечают, что эффективным ответом на современные потребности технологического развития и управления инновационными процессами должно стать предпринимательство, реализуемое как при формировании новых венчуров, так и в рамках существующих корпоративных структур (внутрифирменное предпринимательство, называемое интрапренерством).

В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускоренное внедрение последних достижений науки и техники в производство, более полно удовлетворять потребности потребителей в разнообразной высококачественной продукции (услугах). Решением этих проблем и занимается инновационное предпринимательство.

Необходимость формирования инновационного предприниматель; ства в России обусловлена следующими обстоятельствами:

- усилением интенсивных факторов развития производства, которые

ой § способствуют применению научно-технического прогресса во всех сфе-

^ ^ | рах экономической деятельности;

^ | - определяющей ролью науки в повышении эффективности разра-

1 ботки и внедрения новой техники;

в - необходимостью существенного сокращения сроков создания и ос-

Як | воения новой техники;

| - повышением технического уровня производства;

иоэ - необходимостью развития массового творчества изобретателей и

к®Э рационализаторов;

- спецификой процесса научно-технического производства (имеющая место неопределенность затрат и результатов, ярко выраженная

23 многовариантность исследований, риск и возможность отрицательных

результатов);

- увеличением затрат и ухудшением экономических показателей предприятий при освоении новой продукции;

- быстрым моральным старением техники и технологии;

- объективной необходимостью ускоренного внедрения новой техники и технологий.

Н Инновационное предпринимательство — это особый новаторский

процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе ко-

%

тН

о

«К1

2нё ЯЧ г

МнЗ|

нйе

«Зі

оК

^ 1

І

«Л* ё§| ь Е

« № I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

торого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающую при этом финансовую, моральную и социальную ответственность. Инновационное предпринимательство — это высшая стадия предпринимательской деятельности, предоставляющая клиентам новые решения их проблем (новые изделия, услуги, технологии и др.), а также выявляющая новые инновационные возможности для собственного бизнеса, т.е. решения внутренних проблем (структурные изменения, реинжиниринг бизнеса и знаний и т.п.). Таким образом, инновационное предпринимательство можно определить как общественный технико-экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и технологий путем практического использования нововведений.

По способу организации инновационного процесса в фирме можно выделить три модели инновационного предпринимательства:

1. На основе внутренней организации, когда инновация создается и (или) осваивается внутри фирмы ее специализированными подразделениями на базе планирования и мониторинга их взаимодействия по инновационному проекту.

2. На основе внешней организации при помощи контрактов, когда заказ на создание и (или) освоение инновации размещается между сторонними организациями.

3. На основе внешней организации при помощи венчуров, когда фирма для реализации инновационного проекта учреждает дочерние венчурные фирмы, привлекающие дополнительные сторонние средства.

Наиболее широко распространена вторая модель — фирма размещает заказ на разработку новшеств, а осваивает их собственными силами. Относительная редкость использования первой модели объясняется недостаточным потенциалом «заводской науки». В России использование такой модели затрудняется тем, что принятие фирмами на свой баланс множест-ва самостоятельных организаций проблематично из-за плохого финансового состояния крупных промышленных предприятий и неблагоприятных перспектив на заполнение портфелей заказов научных организаций.

Что касается третьей модели, сравнительно новой для российской экономики, то, несмотря на множество проблем, уже накоплен определенный опыт использования венчурного финансирования инноваций. Поддержка начинающих инноваторов сферы малого бизнеса осуществляется через систему венчурных фондов, совокупный капитал которых составляет 5,7 млрд р. За счет этих средств можно запустить почти двести инновационных проектов. Средства на разработки выделяются из Российской венчурной компании. Ее уставный капитал составляет 10 млрд р. Одна из основных задач Российской венчурной компании — приобретение инвестиционных паев частных венчурных фондов. Совместно с ними формируется капитал, доля частных инвесторов в котором составит 51% , а доля государства в лице Российской венчурной компании — 49%.

Инновационное предпринимательство, как процесс, включает в себя 4 стадии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием (проектом). Особенно важное значение для инновационного предприниматель-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

%

Ю | ства приобретает именно первая стадия — поиск новой идеи. Но даже

очень перспективная идея сама по себе не гарантирует предприятию-но-ватору автоматический успех на рынке.

М Для того чтобы достичь намеченных целей и получить монопольную

сверхприбыль от инновационной деятельности, предпринимательская 5^ фирма должна соответствовать определенным требованиям.

1. Необходимо четко представлять объем спроса потенциальных потребителей на новшество, его экономически выраженные преимущества перед уже существующими способами удовлетворения данной потребности. Кроме этого, необходимо выявить ресурсные ограничения, которые возникают при создании, производстве и реализации нововведения, т.е. важно правильно составить всесторонний прогноз экономического потенциала новшества.

2. Для успешного развития инновационного предприятия обязательным условием является соответствие персонала предприятия определенным требованиям. Важное значение для успеха имеет возраст основателей фирмы (в среднем 30-35 лет) и их деловые и личностные качества: высокая работоспособность, коммуникабельность, целеустремленность, компетентность.

3. При ограниченности материально-финансовых ресурсов и рыночной неопределенности значительную роль в успехе инновационных предприятий играет качество организации управления. В связи с этим, именно малые инновационные предприятия наиболее эффективны, так как для них характерно отсутствие строго формализованных структур управления, что обеспечивает быстроту и гибкость в принятии решений.

В современной экономической литературе разграничивают «инновационное» и «имитационное» предпринимательство.

Колоссальный рост производительности труда со времени завершения промышленной революции является свидетельством достижений == «инновационных» предпринимателей. В шестнадцати ведущих индуст-

риальных странах за 110 лет (1870-1979) средний доход на душу насе-ой § ления вырос на 730%, производительность труда — на 1 230%, объем

^ ^ | экспорта — на 96 500%. Такой рост, по мнению многих экономистов, яв-

^ | ляется результатом множества причин, главнейшая из которых — ин-

1 вестиции в инновации [2].

в ^ | Увеличение общественной производительности и доходов вызвано не

§к§ только активной инновационной деятельностью, но и активным заимс-

| твованием («имитацией») нововведений, новшеств. «Имитаторы» ис-

йо I пользуют и осваивают идеи и разработки, осуществленные новаторами.

к®3 Традиционно им отводилась второстепенная роль в предприниматель-

ском процессе. «Имитаторы» заставляют новаторов внедрять все новые идеи под натиском конкуренции. Они способствуют широкому распро-23 странению нововведений, использованию новых идей.

Во многих компаниях думают, что лучшие инновации — это те, которые придумали они сами, а не заимствовали у более мелких конкурентов. Мировой опыт показывает, что верно обратное. Обычно идеи, рожденные вне компании, полезны уже оттого, что конкуренты уже исследовали рынок. А значит, потребители на рынке хотят таких новаций, со а только это и важно [4].

Н Современное состояние российской экономики требует от предпри-

нимателей не только увеличения инвестиций, но и придания им инно-

о

н

%

тН

о

«К1

2нё ЯЧ г

МнЗ|

нйе

«Зі

оК

^ 1

І

«Л* ё§| ь Е

« № I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

вационной направленности. Это условие означает изменение подхода к воспроизводству экономики, в развитии которой научно-технический прогресс, новая техника и прогрессивные технологии должны занимать особое место.

Но сложившаяся в экономике ситуация убеждает в необходимости усиления инвестиционной деятельности корпораций, объединений и отдельных предприятий. Это одна сторона осуществления инноваций в сфере производства на основе увеличения инвестиций. А другая заключается в увеличении вклада науки в обновление производственного потенциала. Но именно эти факторы не были предусмотрены программами реформ. В течение десяти лет шел процесс свертывания научного потенциала страны и инвестиционной активности, не позволяя России на равных включиться в мировой рынок, в процессы инновационной деятельности. В результате в ее промышленном парке оборудование, отработавшее до 10 лет, составляет 30%, до 15 лет — около 23%, более 15 лет — не менее 16%. Степень износа основных производственных фондов оценивается на уровне 50-53%. Средний коэффициент выбытия активной части оборудования многие годы не покрывает сроки его старения, не обеспечивает технологические параметры точности, надежности, качества, безопасности, экологической чистоты [3].

Устойчивое отставание от развитых стран в формировании отечественной технологической базы производства, его научного и инвестиционного обеспечения негативно сказывается на конкурентоспособности продукции. Анализ данных официальной статистики говорит о том, что, несмотря на значительные инвестиции в образование, науку и инновации, предпринятые в последние годы, Россия продолжает заметно отставать от мировых лидеров по основным показателям, определяющим уровень научно-технического развития. Доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет всего 0,3-0,5%, в то время как доля США — 36%, Японии — 30%, Германии — 17%. Доля высокотехнологичной продукции в экспорте России не превышает 4-5%, в то время как для Китая этот показатель составляет 22,4%, Южной Кореи — 38,4%, Венгрии — 25,2%.

Инновационная деятельность и структурная перестройка производства предполагает большие капитальные затраты, прогрессивную социальную базу жизнедеятельности населения. Интересы общества могут быть обеспечены лишь путем ускорения обновления производства и его отечественной технологической основы. Это предопределяет успех реформ, защиту интересов государства и по международным экономическим критериям. Но длительный спад производства лишил наше государство необходимых ресурсов для его ускоренного обновления. Обозначившийся с начала 1999 г. сдвиг в динамике инвестиций в производство, в развитие его инновационного потенциала до сих пор не отличается устойчивостью.

Проводниками инновационной деятельности во всем мире выступают транснациональные корпорации, действие которых распространяется за пределы отдельных государств. Они создают сети своих филиалов, влияют на организацию экономики других стран. Все сказанное вовсе не означает принижения производственно-технической и экономической роли малых предприятий в инновационном развитии страны.

В период, когда в России началась реализация рыночных реформ, крупные научные учреждения оказались не готовы к работе в новых

%

Ю условиях. Именно в этот момент инициативные группы ученых начали

организовывать свой малый бизнес путем «отпочкования» от крупных научных предприятий небольших структур.

М| Малые инновационные предприятия служат связующим звеном, на-

^ чиная от идеи и ее развития и заканчивая готовой продукцией. Однако

5^ научные разработки далеко не в каждом случае становятся инноваци-

онным продуктом, а открытие новых наукоемких технологий не всегда применимо в производстве. Поэтому именно малые организации чаще других рискуют в процессе превращения знаний в товар.

Субъекты малого бизнеса, ориентированного на наукоемкие технологии, часто являются грантодержателями. Одним из крупнейших гран-тодателей является Российский фонд фундаментальных исследований. В 2007 г. фонд профинансировал 2 783 инициативных научных проектов, 255 издательских проектов, поддержал 397 региональных проектов [1].

Вместе с тем, существует немало причин, тормозящих развитие мелкого инновационного бизнеса. При анализе факторов, препятствующих развитию малых инновационных фирм, на первый план выходят следующие:

- отсутствие комплексной правовой базы, учитывающей интересы малых фирм;

- нехватка оборотного капитала, а именно доступа к кредитам на приемлемых условиях;

- недостаточная экономическая и юридическая грамотность руководства малых инновационных предприятий;

- невысокая активность со стороны крупных предприятий в процессе сотрудничества.

Компании-лидеры решают проблему инноваций системно. Они знают, что победа в конкурентной борьбе основана на постоянном совершенствовании производства, финансирования, сбыта и проч. направлений их §ЦЦ¥ деятельности. Успех лишь частично зависит от хитов продаж, маркетин-

; говой политики или новинок, которые предлагает отдел НИОКР. Ком-

пании-лидеры стараются, чтобы в их команде были игроки, способные ой § хорошо «подать», и создают организационные структуры, способные

^1 предоставить таким игрокам всю необходимую поддержку [4].

^ | В этом отношении определенный интерес представляет пэтчинг — это

1 стратегический процесс, с помощью которого руководители корпорации

в постоянно преобразовывают организационные единицы в соответствии

с динамикой рыночной конъюнктуры. Он может принимать форму объ-| единения, добавления, дробления, перевода или исключения отдельных

йо I элементов бизнеса. Он позволяет руководителям корпорации фокусиро-

к®Э вать внимание на многообещающих возможностях, не тратя сил на ме-

нее перспективные направления [6].

В большом количестве публикаций последнего времени теоретичес-23 ки обосновано и подтверждено реальной практикой стран с развитой ры-

ночной экономикой, что тенденции инновационного развития в полной мере распространяются и на процессы взаимодействия малых и крупных предприятий. Интеграция в сфере материального производства создает предпосылки для совместной инновационно-производственной деятельности крупных, средних и малых предприятий (кластеров). В этой связи, многие страны, как экономически развитые, так и только начи-

Ннающие формировать рыночную экономику, все активнее используют кластерный подход в поддержке наиболее перспективных направлений

О

н

%

тН

о

«К1

2нё ЯЧ г

МнЗ|

нйе

«Зі

оК

^ 1

І

«Л* ё§| ь Е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

« № I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

и форм бизнеса в реальном секторе экономики, в создании региональных и национальных инновационных систем [5].

Все перечисленные проблемы малого инновационного бизнеса характерны и для предприятий лесного комплекса Иркутской области. По статистике количество предприятий малого бизнеса в лесном комплексе Иркутской области растет. Однако помощь государства малому бизнесу оказалась недостаточно эффективной. По-прежнему малые предприятия испытывают тяжелый налоговый пресс. Так, увеличился норматив отчисления во внебюджетные фонды. Нет эффективно действующего единого областного центра поддержки предпринимательства, в котором можно было бы сосредоточить все имеющиеся административные и общественные инструменты управления развитием предпринимательства. До сих пор существует проблема «дорогих кредитов».

Так же к негативным факторам развития предприятий лесного комплекса можно отнести нехватку квалифицированных кадров в Иркутской области на всех стадиях работ лесного комплекса (лесное хозяйство, заготовка и переработка древесины). Проведенное нами исследование показало, что в настоящее время уровень образования работников предприятий лесного комплекса Иркутской области во многом не соответствует предъявляемым современным требованиям. Не имеют высшего образования 20% руководителей высшего уровня управления, 25% руководителей среднего уровня управления, 70% руководителей низового уровня управления. Поэтому так важно определение путей эффективного развития предприятий малого бизнеса. Одним из таких направлений является комплексная разработка и реализация современных инновационных идей.

Несмотря на множество проблем, существующих в малом инновационном предпринимательстве, имеется и некоторый положительный опыт создания инноваций на малых предприятиях. Одной из таких инноваций является производство арболитовых блоков из отходов предприятий деревообработки.

Организация выпуска предлагаемых блоков в настоящее время является приоритетным направлением развития производства строительных материалов, особенно в малоэтажном строительстве жилых домов, коттеджей и др. объектов. Приоритетность обусловлена спросом на прессованные блоки и другие строительные конструкции, которые отличаются от аналогичных материалов экологической безопасностью продукции и производства, малыми сроками окупаемости затрат.

Блоки, состоят из экологически чистых компонентов: древесных опилок, цемента и наполнителей. Каждая из трех составляющих придает блоку свои свойства: древесные опилки (биомасса) — морозостойкость; цемент — высокую прочность и негорючесть; наполнители дают блоку свойства антисептика, поэтому блок не подвержен гниению, в нем не развиваются бактерии, плесень.

Арболитовый блок предназначен для строительства зданий и сооружений различного назначения. Монтаж достаточно прост: гребни блоков промазываются и соединяются цементным раствором. После схватывания мест стыковки конструкция достигает прочности бетона. Гладкая боковая поверхность блока такова, что не требует штукатурных работ.

Время строительства из этих блоков минимальное, так как не требуется сложных и трудоемких отделочных процессов и отличается про-

%

Ю чностью изделий и длительным сроком эксплуатации сооружений. Сто-

имость строительства обходится значительно дешевле по сравнению со стоимостью строительства из других материалов, так как себестоимость М | одного арболитового блока невысокая.

^ Арболитовые блоки являются биологически инертными, т.е. эколо-

5^ гически безопасными. Они обладают низкой диэлектрической проница

емостью и электропроводностью, стабильной во времени и мало зависящей от влажности окружающей среды. Для производства конструкций специального назначения, предназначенных для защиты от электромагнитных излучений, этот материал незаменим. Поверхности конструкций из арболита не электризуются и исключают образование искр. Арболитовые блоки отличаются высокой износостойкостью, большой прочностью при сжатии, неординарными эстетическими свойствами (поддаются окрашиванию любыми пигментами), возможностью армирования любыми материалами.

Сегодня вопрос о пребывании человека в экологически чистой среде является актуальным. Применение в строительстве этих блоков решает многие проблемы экологии и безопасности, так как блок состоит из природных веществ, которые предостерегают от рентгеновского излучения, он не горит, не подвержен гниению, не боится влаги и не впитывает ее, не дает усадки, обладает низкой теплопроводностью. Жилой дом из этих блоков получается теплым, экологически чистым. Дом не горит, не гниет, не подвержен воздействию насекомых и грызунов.

Применение этой инновации на практике даст возможность предприятиям лесоперерабатывающей промышленности организовать безотходное производство и создать дополнительные условия для повышения эффективности их деятельности, используя для этого отходы своего производства, и, тем самым, обеспечить дальнейшее развитие предприятий в рыночных условиях. Подтверждением этому является существующий §ЦЦ¥ опыт использования арболитовых блоков в западном регионе Российс-

== кой Федерации, Красноярском крае и др. регионах страны.

Таким образом, теоретические исследования, мировой и российский ой § опыт подтверждают необходимость поиска и реализации все новых и но-

^ | вых путей развития малого бизнеса и инновационной деятельности для

| повышения эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих

og 1 субъектов в рыночных условиях.

[н нГ

os| Список использованной литературы

Mg g

ü 1* Александрова А.А. Кризис и малый бизнес, ориентированный на науку /

А.А. Александрова // Российское предпринимательство. — 2009. — № 5-1. — лй| С. 4-11.

. ~ 2. Блинов А.О. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия /

05 А.О. Блинов, И.Н. Шапкин. — М.: МАЭП, ИИК «Калита», 2000. — 152 с.

Н3. Гуржиев В. Факторы инновационной направленности инвестиций / В. Гуржиев // Экономист. — 2002. — № 2. — С. 11-18.

4. Инновации в бизнесе: пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 189 с.

5. Рощина Л.Н. Инновационно-производственное взаимодействие в промышленной сфере / Л.Н. Рощина // Российская экономика: от кризиса к модернизации: материалы междунар. науч.-практ. конф. — Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2010.

6. Управление бизнесом в бурные времена: пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Аль-

пина Бизнес Букс, 2007. — 203 с.

Р5

со

%

(N

тН

О

(N

References

1. Aleksandrova A. A. Krizis i malyi biznes, orientirovannyi na nauku / A.A. Aleksandrova // Rossiiskoe predprinimatel’stvo. — 2009. — № 5-1. — S. 4-11.

2. Blinov A.O. Predprinimatel’stvo na poroge tret’ego tysyacheletiya / A.O. Blinov, I.N. Shapkin. — M.: MAEP, IIK «Kalita», 2000. — 152 s.

3. Gurzhiev V. Faktory innovatsionnoi napravlennosti investitsii / V. Gur-zhiev // Ekonomist. — 2002. — № 2. — S. 11-18.

4. Innovatsii v biznese: per. s angl. — M.: Al’pina Biznes Buks, 2007. — 189 s.

5. Roshchina L.N. Innovatsionno-proizvodstvennoe vzaimodeistvie v promysh-lennoi sfere / L.N. Roshchina // Rossiiskaya ekonomika: ot krizisa k modernizatsii: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. — Krasnodar: Kuban. gos. un-t, 2010.

6. Upravlenie biznesom v burnye vremena: per. s angl. — 2-e izd. — M.: Al’pina Biznes Buks, 2007. — 203 s.

Информация об авторах

Туренко Борис Григорьевич — доктор экономических наук, профессор, кафедра экономики и управления бизнесом, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: turenko-bg@isea.ru.

Туренко Татьяна Александровна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и менеджмента сервиса, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: turenko-ta@isea.ru.

Authors

Turenko Boris Gregoryevich — Doctor of Economics, Professor, Chair of Business Economy and Management, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: turenko-bg@isea.ru.

Turenko Tatyana Aleksandrovna — PhD in Economics, Associate Professor, Chair of Economy and Management in Service Industry, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: turenko-ta@isea.ru.

SSI

2sl

KS г

MhSI

HSS

H3i

НА

Ой"

^ 1

Р« І

«Л*

h Е

« ¡Ґ I

8s! ИН 25 о

ЕнО а

£м§|

МО I

нее

н

н

о н

PQ

со

Н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.