Научная статья на тему 'Организационные аспекты формирования системы бизнес-образования'

Организационные аспекты формирования системы бизнес-образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / BUSINESS EDUCATION / SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION / SYSTEM OF BUSINESS EDUCATION / EDUCATIONAL MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалёв В. А.

В статье рассмотрены организационные аспекты формирования системы бизнес-образования. Рассмотрены существующие подходы к систематизации бизнес-образования, проанализированы их достоинства и слабые стороны. Сформулированы основные организационные принципы формирования системы бизнес-образования. Отмечена особая роль регионов в управлении профессиональным образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION THE SYSTEM OF BUSINESS EDUCATION: ORGANIZATIONAL ISSUES

This article focused on Russian business education. The author examines some research on this subject. The author believes that the crucial challenge is to build system of business education in accordance with worldwide educational area principles. The author describes the elements of the system and their functions. The author examines threats, opportunities and regional issues of this process.

Текст научной работы на тему «Организационные аспекты формирования системы бизнес-образования»

удк 338.46 Ковалев В. А.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены организационные аспекты формирования системы бизнес-образования. Рассмотрены существующие подходы к систематизации бизнес-образования, проанализированы их достоинства и слабые стороны. Сформулированы основные организационные принципы формирования системы бизнес-образования. Отмечена особая роль регионов в управлении профессиональным образованием.

Ключевые слова: бизнес-образования, система профессионального образования, система бизнес-образования, рынок образовательных услуг.

Сфера бизнес-образования России, формируясь одновременно с развитием рынка образовательных услуг в нашей стране, прошла через различные преобразования организационного характера, среди которых реализация многоуклад-ности в сфере профессионального образования, изменение роли высших учебных заведений в глобальном образовательном пространстве. Мы можем сделать вывод о том, что современный облик сектора бизнес-образования сам по себе, его обособление в процессе формирования и развития отечественного рынка образовательных услуг, являются результатами организационных изменений в сфере профессионального образования. При этом для сектора бизнес-образования характерны многочисленные внутренние и внешние организационные взаимодействия. И акцентируя свое внимание в первую очередь на организационных аспектах развития бизнес-образования, мы отмечаем, что именно сегодня для бизнес-образования России наступил момент перехода к формированию системы бизнес-образования, в рамках которой были бы созданы условия для интеграции различных участников данного рынка, органов управления образованием и потребителей образовательных услуг.

Проблема формирования системы бизнес-образования в нашей стране является, по нашему мнению, наиболее значимой для данного сектора профессионального образования. К настоящему времени рядом авторов сформированы отдельные теоретические и методологические подходы к построению такой системы. Также начата практическая реализация проектов интеграционного свойства, затрагивающих некоторые аспекты ее функционирования - создание информационных систем бизнес-образования, сертификация бизнес-тренеров и др.

Необходимость определения институциональных ролей различных участников процесса

формирования системы бизнес-образования не вызывает сомнений: государства, работодателей, образовательных учреждений, профессиональных ассоциаций, профсоюзов, различного рода региональных органов, как государственных, так и общественных. В бизнес-образовании, как ни в каком другом виде образования, огромное значение имеет образовательная инфраструктура как сфера услуг, предоставляемых как образовательным учреждениям, так и обучающимся индивидам, с целью формирования и реализации образовательных программ и пользования ими [1, с. 10-11].

Система бизнес-образования, которая, например, может рассматриваться как совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ бизнес-образования различных уровней и направленности, соответствующих образовательных стандартов и требований; сети реализующих их образовательных структур; органов, осуществляющих управление в сфере бизнес-образования; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования. Система бизнес-образования должна в полной мере отвечать требованиям обучающихся и работодателей; охватывать как можно более широкий спектр образовательных программ; обеспечивать однозначность восприятия относительной ценности (уровня) различных образовательных программ в ряде случаев очень сложно; предусматривать адекватные, клиент-ориентированные процедуры регистрации образовательных структур и аккредитации образовательных программ, мониторинга и оценки деятельности образовательных структур. Наличие большего, чем в современных условиях, количества последовательных уровней позволит осуществлять качественное сравнение образовательных программ. Использование системы кредитных единиц позволит количественно оценивать и сравнивать объемы различ-

58

© Ковалев В. А., 2009

ных учебных программ. Это сделает возможным объединение всех программ бизнес-образования в единую систему, позволяющую сравнивать между собой различные уровни подготовки в различных образовательных структурах.

Исторический аспект развития бизнес-образования на международном уровне и в России подробно рассмотрен Л. И. Евенко, который, анализируя мировой опыт, выделяет три ключевых этапа или три парадигмы бизнес-образования, причем, в первую очередь, на уровне реализации программ МВА, последовательно сменявшие друг друга - научную, системную и сетевую [2, с. 5258]. При этом мы видим, что основное внимание уделяется программам МВА, которые фактически отождествляются с бизнес-образованием.

Необходимость формирования системы бизнес-образования отмечают Я. Кузьминов и С. Филонович, которыми наиболее глубоко прорабатывалась данная проблематика и которые, в тоже время, сделали акцент исключительно на менеджмент-образовании. Рассуждая о принципах функционирования системы бизнес-образования, Я. Кузьминов и С. Филонович отмечают возможность создания механизма государственно-общественной аккредитации, в котором экспертные функции отводятся Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), а функция принятия окончательного решения об аккредитации -органам Министерства образования и науки Российской Федерации. Совершенно справедливо отмечается тот факт, что технические детали взаимодействия частей подобного механизма хорошо отработаны за рубежом [3, с. 27].

А. Зобов, ставя акцент на интеграции программ высшего профессионального образования и МВА полагает, что вместо двухуровневой системы, на которую нацелен Болонский процесс, в отечественной практике сложилась фактически четырехуровневая. К российской системе, базирующейся на подготовке специалистов в течение пяти -шести лет, в определенной мере механически добавили двухуровневую систему бакалавр-магистр (4 + 2), затем начался эксперимент с МВА. Он же отмечает, что образовательные структуры реализуют, как правило, одновременно множество образовательных программ в условиях несопоставимости, или точнее, несовместимости утвержденных образовательных стандартов по разным уровням обучения, например бакалавр-специалист; магистр-МВА. Также А. Зобов полагает, что неизбежен переход от привычной нам схемы орга-

низации учебного процесса, основанной на аудиторных часах и соответствующей нагрузке преподавателей, к системе образовательных кредитов и что пришло время экспериментальной отработки организации обучения и бакалавров, и магистров, и слушателей программ MBA, на основе образовательных кредитов [4].

В целом предложенные к настоящему времени и рассмотренные выше подходы к формированию системы бизнес-образования при всех своих достоинствах характеризуются, как мы полагаем, рядом недостатков:

- ориентированы, в первую очередь, на интеграцию программ высшего профессионального образования и МВА, и не предусматривают интеграцию в предложенные схемы программ, соответствующих уровням среднего и начального профессионального образования, которые способны служить фундаментом подготовки предпринимателей;

- недостаточно четко прописана необходимость интеграции функциональных программ (например, по направлениям финансовый менеджмент, бухгалтерский учет, анализ и аудит, маркетинг и др.);

- справедливо рассматривая государственно-общественную аккредитацию как практически безальтернативный вариант для системы бизнес-образования, не рассматривают место региональных органов управления образованием в решении вопросов лицензирования и аккредитации.

Мы полагаем, что, исследуя возможности формирования системы бизнес-образования необходимо сделать акцент на более широкий спектр функциональных программ, а также на более активное участие региональных органов управления образованием. Принципами предлагаемого нами подхода к систематизации бизнес-образования являются:

- унификация квалификаций, присваиваемых различными образовательными структурами, использование единой системы координат для всех уровней образовательных программ, например, на основе опыта внедрения систем кредитных единиц, которые показали свой потенциал, направленный на унификацию различных образовательных программ;

- прозрачность и, в организационно-бюрократическом плане, относительная простота, процедур лицензирования и аккредитации;

- соответствие национальным профессиональным стандартам (квалификационный

справочник должностей, руководителей и других служащих) и т.п.;

- тесное сотрудничество с отраслевыми саморегулируемыми организациями; простота и однозначность организации информационного обеспечения и сопровождения системы;

- использование единых подходов к лицензированию образовательных структур и аккредитации образовательных программ;

- использование единых подходов к мониторингу качества образовательных услуг;

- использование единых подходов к оценке знаний и умений обучающихся, однозначная идентификация профессионального уровня обладателя конкретной квалификации;

- устранение дублирования образовательных программ и присваиваемых квалификаций.

Система бизнес-образования является подсистемой профессионального образования, в свою очередь, структурно может быть представлена в виде совокупности взаимодействующих и взаимозависимых функциональных подсистем. В образовательной подсистеме создаются образовательные продукты, осуществляется предоставление образовательных услуг при активном взаимодействии с потребителями. Нормативно-правовая подсистема обеспечивает законодательную базу функционирования субъектов рынка бизнес-образования, в первую очередь, образовательных структур. Регулирующая подсистема обеспечивает функционирование образовательных структур в соответствии с существующими требованиями и стандартами, обеспечивая тем самым качество образовательных услуг. Коммуникационная подсистема обеспечивает взаимодействие производителей и потребителей образовательных услуг, облегчает ориентацию в образовательном пространстве.

С организационной точки зрения особое значение приобретает эффективное функционирование регулирующей подсистемы. На сегодняшний день элементами регулирующей подсистемы могут являться: государственные органы управления профессиональным образованием, причем на более высоких уровнях системы бизнес-образования (уровень высшего профессионального образования и выше) необходим федеральный уровень регулирования. На уровнях среднего профессионального образования и ниже роль регулятора могут вполне эффективно выполнять региональные органы управления образованием, которые в настоящее время реализуют типовые контрольные, экспертные и информационные функции. Несомненно, что

потребуются дополнительные организационные, коммуникационные и иные ресурсы. Тем не менее, именно участие государства представляется единственным реальным условием безусловного признания присваиваемых квалификаций и выдаваемых документов об образовании.

Сегодня мы наблюдаем усиления роли регионов в системе профессионального образования России. Это влияние принимает различные формы. Например, в Омской области по инициативе регионального правительства планируется создание корпоративного (регионального) университета на базе Омского государственного университета, в состав которого планируется интегрировать Омский государственный институт сервиса и Омский государственный педагогический университет. Появление такого крупнейшего субъекта, несомненно, изменит расстановку сил и на региональном рынке образовательных услуг в целом, и в сфере бизнес-образования.

В ряде регионов Российской Федерации в настоящее время осуществляются попытки создания региональных систем непрерывного профессионального образования на основе кластерного подхода. Важнейшей целью кластерного подхода в целом является обеспечение эффективной интеграции в системе образовательно-трудовых отношений «учреждение начального профессионального образования - колледж/техникум - вуз - предприятие». Явным лидером в реализации кластерного подхода Республика Татарстан. В Екатеринбурге в настоящее время планируется создание регионального образовательного кластера по подготовке кадров для наноиндустрии, базовым вузом которого может стать УГТУ-УПИ. В Сведловской области уделяется серьезной внимание проблемам систематизации профессионального образования: планируется создание областного центра сертификации профессиональных квалификаций, региональных ресурсных центров профессионального образования с переходом к региональной единой системе непрерывного образования. Также предлагается аналогичная кластерному подходу концепция модульной организации среднего и начального профессионально образования. В состав таких образовательных модулей войдут предприятия, образовательные учреждения среднего и начального профессионального, а также их учредители -государственные и негосударственные организации. В сфере бизнес-образования планируется организовать реализацию программ подготовки так называемых ремесленников-предпринимателей,

целевой аудиторией которых будут люди со средним профессиональным техническим образованием, ориентированные на развитие собственного бизнеса, на коммерциализацию технических и технологических инноваций [5].

Конечно, региональный образовательный кластер бизнес-образования - это вопрос скорее долгосрочной перспективы во многом из-за сложностей интеграции представителей бизнес-сообщества и предпринимателей. Однако данная модель, например, с участием профессиональных объединений и саморегулируемых организаций, имеет определенные шансы на то, чтобы быть реализованной на практике [6, с. 154].

Выше мы уже обращались к проблеме аккредитации, в том числе и государственно-общественной, образовательных программ в сфере бизнес-образования. Безусловно признаваемая всеми субъектами рынка, в том числе и потребителями, аккредитация образовательных программ в настоящий момент, по нашему мнению, не может носить исключительно общественный характер, в среднесрочной перспективе роль государства останется определяющей. В рамках регулирующей подсистемы мы рассматриваем также саморегулируемые организации, ассоциации и объединения, созданные по региональному, отраслевому и др. признакам. Саморегулируемые организации, такие как Российская Ассоциация Бизнес-образования, Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России и аналогичные отраслевые объединения, могут выполнять экспертизу образовательных программ, сертифицировать преподавателей-практиков, которые не могут быть вписаны в существующую государственную систему категорий, ученых степеней и званий.

Обобщая опыт управления профессиональным образованием в России и за рубежом, мы можем сформулировать следующие ключевые принципы эффективного регулирования сферы бизнес-образования:

- система регулирования должна отвечать требованиям всех заинтересованных сторон - государства, работодателей, образовательных структур и обучающихся, быть прозрачной и понятной для всех субъектов рынка бизнес-образования;

-регулирование в сфере бизнес-образования должно быть последовательным и пропорциональным поставленным задачам, а также ориентировано на конкретные цели;

- регулирующие организации должны нести ответственность как перед государством так и перед заинтересованными социальными группами;

- регулирующие органы должны обладать полномочиями, позволяющими применять различные санкции, вплоть до отзыва лицензии аккредитации, что позволит повысить уровень защиты интересов потребителей образовательных услуг.

Библиографический список

1. Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация. / под общ. ред. С. Р.Фило-нович. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2004. 690 с.

2. Евенко Л. И. Бизнес-образование как сфера деятельности // Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация. / под общ. ред. С. Р. Филоновича. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2004. С. 52-58.

3. Кузьминов Я., Филонович С. Бизнес-образование в России: состояние и перспективы // Вопросы экономики. 2004. № 1. С. 19-28.

4. Зобов А. М. Проблемы реализации многоуровневой системы бизнес-образования в высшем учебном заведении. // Конференция «Бизнес-образование как многоуровневая система: бакалавр-специалист-магистр-МВА». Москва, 2002.

5. Романцев Г. М. Соответствие профессионального образования потребностям и тенденциям развития экономики - основной принцип опережающего развития // Окружная научно-практическая конференция «Национальная образовательная стратегия. Формирование современной модели образования, ориентированной на достижение целей опережающего развития». Екатеринбург, 2009.

6. Ковалев В. А. Организационная диалектика бизнес-образования. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2009. 242 с.

Kovalev V. A.

THE FORMATION THE SYSTEM OF BUSINESS EDUCATION: ORGANIZATIONAL ISSUES

This article focused on Russian business education. The author examines some research on this subject. The author believes that the crucial challenge is to build system of business education in accordance with worldwide educational area principles. The author describes the elements of the system and their functions. The author examines threats, opportunities and regional issues of this process.

Keywords: business education, the system of vocational education, the system of business education, educational market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.