УДК 378.1:334.021
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
RUSSIA: BUSINESS EDUCATION
В.А. Ковалёв V.A. Kovalyev
Филиал Всероссийского заочного финансово-экономического института в г. Омске
В статье рассмотрены вопросы формирования системы бизнес-образования. Предложена структурнофункциональная модель системы бизнес-образования, представляющая совокупность взаимодействующих и взаимозависимых функциональных подсистем: нормативно-правовой, образовательной, регулирующей и коммуникационной. Сформулированы принципы систематизации бизнес-образования.
This article considers Russian business education development. The author believes that the crucial challenge is to build system of business education in accordance with worldwide educational area principles. The author describes the elements of the system and their functions. The author also examines threats and opportunities of this process.
Ключевые слова: бизнес-образование, система профессионального образования, система бизнес-образования, рынок образовательных услуг.
Key words: business education, the system of vocational education, the system of business education, educational market.
Проблема формирования системы бизнес-образования в нашей стране является, по нашему мнению, наиболее значимой для данного сектора профессионального образования. К настоящему времени рядом авторов сформированы отдельные теоретические и методологические подходы к построению такой системы. Также начата практическая реализация проектов интеграционного свойства, затрагивающих некоторые аспекты её функционирования: информационные системы бизнес-образования, сертификация бизнес-тренеров и др.
Л. Евенко отмечает, что актуальность определения институциональных ролей различных участников процесса формирования системы бизнес-образования не вызывает сомнений. В первую очередь это определение роли государства, которая может быть относительно ограниченной; работодателей - более расширенной, чем в настоящее время; образовательных учреждений, профессиональных ассоциаций, профсоюзов, различного рода региональных органов, как государственных, так и общественных. Более того, в бизнес-образовании, как ни в каком другом виде образования, огромное значение имеет образовательная инфраструктура, т. е. сфера услуг, предоставляемых как образовательным учреждениям, так и потре-
© В.А. Ковалев, 2010
бителям образовательных продуктов с целью формирования и реализации образовательных программ и пользования ими [1, с. 10-11].
Необходимость систематизации в сфере бизнес-образования отмечали также Я. Кузь-минов и С. Филонович, которые осуществили анализ существовавшего в 2003 г. и желаемого соотношений различных программ бизнес-образования [2, с. 22-26]. Мы можем констатировать, что за прошедшее время существенных сдвигов в решении этой задачи не произошло. Тем не менее вопрос формирования системы бизнес-образования в нашей стране не теряет своей актуальности. Рынок образовательных услуг в данной сфере продолжает развиваться, но взаимодействие его субъектов носит спонтанный характер. Проведенное нами исследование позволило сформулировать следующие принципы к систематизации бизнес-образования:
- унификация квалификаций, присваиваемых различными образовательными структурами, использование единой системы координат для всех уровней образовательных программ, например, на основе опыта внедрения систем кредитных единиц, которые показали свой потенциал, направленный на унификацию различных образовательных программ;
- прозрачность и в организационно-бюрократическом плане относительная простота процедур лицензирования и аккредитации;
- соответствие национальным профессиональным стандартам (квалификационный справочник должностей, руководителей и других служащих и т. п.);
- тесное сотрудничество с отраслевыми саморегулируемыми организациями, простота и однозначность организации информационного обеспечения и сопровождения системы;
- использование единых подходов к лицензированию образовательных структур и аккредитации образовательных программ;
- использование единых подходов к мониторингу качества образовательных услуг;
- использование единых подходов к оценке знаний и умений обучающихся, однознач-
ная идентификация профессионального уровня обладателя конкретной квалификации;
- устранение дублирования образовательных программ и присваиваемых квалификаций [3, с. 216].
Система бизнес-образования является подсистемой профессионального образования и, в свою очередь, структурно может быть представлена в виде совокупности взаимодействующих и взаимозависимых функциональных подсистем: нормативно-правовой, образовательной, регулирующей и коммуникационной (см. рис.).
Нормативно-правовая
подсистема
Система
бизнес-
образования
т
©І
©
Регулирующая
подсистема
Образовательная
подсистема
©
Коммуникационная
подсистема
1 - в образовательной подсистеме создаются образовательные продукты, осуществляется предоставление образовательных услуг при активном взаимодействии с потребителями.
2 - нормативно-правовая подсистема обеспечивает законодательную базу функционирования субъектов рынка бизнес-образования, в первую очередь образовательных структур.
3 - регулирующая подсистема обеспечивает функционирование образовательных структур в соответствии с существующими требованиями и стандартами, обеспечивая тем самым качество образовательных услуг.
4 - коммуникационная подсистема обеспечивает взаимодействие производителей и потребителей образовательных услуг, облегчает ориентацию в образовательном пространстве.
Рис. Структурно-функциональная модель системы бизнес-образования
Функциями нормативно-правовой подсистемы является нормативное обеспечение функционирования системы бизнес-образования в целом и её отдельных элементов. Элементами нормативно-правовой подсистемы являются:
- нормативно-правовая база функционирования системы бизнес-образования: Закон об образовании, Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании и др.;
- государственные, отраслевые и международные образовательные стандарты, образовательные программы, требования к качеству
подготовки и к выпускникам образовательных программ, состав специальностей (отраслевые классификаторы, перечни специальностей);
- присваиваемые квалификации (квалификационные уровни); система квалификаций, представляющая из себя совокупность отдельных отраслевых и межотраслевых подсистем; технологии построения образовательного процесса;
- критерии отнесения образовательных программ к различным уровням системы бизнес-образования;
- единая «система координат», позволяющая унифицировать образовательные программы, построенная, например, на основе европейской системы кредитных единиц (ESCT).
По пути использования системы кредитных единиц на всех уровнях профессионального образования пошли сейчас, например, в Великобритании. Кредиты Европейской системы зачетного перевода European Credit Transfer System (ECTS) - это условно-численное выражение трудозатрат студента, распределенных по академическим дисциплинам. Они выражают отношение количества работы, требуемой для прохождения каждого предмета, к общему количеству работы, необходимому для окончания полного академического года. Применительно к системе высшего профессионального образования в ECTS 60 кредитных единиц отражают трудозатраты академического года и, как правило, на семестр приходится 30 кредитных единиц [4].
Модульный принцип использования систем кредитных единиц при проектировании образовательных программ позволит существенно повысить мобильность потребителей образовательных услуг на всех уровнях системы бизнес-образования. Построение системы квалификаций бизнес-образования на основе модульного принципа позволит обеспечить следующие важнейшие характеристики системы бизнес-образования в целом: простоту, гибкость, полноту и дебюрократизацию.
Относительная простота системы, по нашему мнению, может быть обеспечена за счет привлечения представителей всех заинтересованных сторон к разработке образовательных программ, отдельных модулей, входящих в их состав, а также квалификаций; создания единой информационной базы по всем образовательным программам и модулям; использования системы кредитных единиц для оценки относительного объема и относительной ценности различных образовательных программ и модулей; информационной поддержки используемой системы кредитных единиц для её пользователей - работодателей и обучающихся; использования стандартного формата для наименования различных квалификаций или уровней профессиональной подготовки (например, сертификата, удостоверения, диплома и т. п.). Реализация данных подходов поможет упростить оценку относительной ценности различных образовательных программ. Другой важнейшей целью является обеспечение мобильности обучающихся и реализация принципа непрерывности профессионального обу-
чения через обеспечение соответствия и преемственности программ различных образовательных структур.
Гибкость системы должна базироваться на оптимальном компромиссе между централизацией и децентрализацией функций элементов системы. При реализации модульного принципа гибкость также достигается за счет предоставления обучающимся дополнительных возможностей, например:
- возможность изучать отдельные модули образовательных программ или даже отдельные части таких модулей;
- возможность периодического «накопления» кредитных единиц;
- возможность использования накопленных кредитных единиц для получения квалификации в различных образовательных структурах, т. е. возможность свободного комбинирования имеющихся кредитных единиц.
Реализация этих принципов позволит потребителям образовательных услуг более гибко подходить к планированию своего профессиональное обучение, открывает более широкие возможности для личного развития и карьерного роста. На сегодняшний день значительное количество профессиональных образовательных структур не аккредитовано в рамках действующей системы профессионального образования. Наша цель заключается в создании возможностей для их интеграции в единое целое, что отмечалось выше. Существует целый ряд ограничений как качественного, так и количественного характера. Например, ряд образовательных программ могут быть слишком специфическими или не могут быть формально оценены, и поэтому не могут быть включены в систему; некоторые образовательные программы могут быть слишком незначительны по своему объему и результатам для их признания. Наличие подобных ограничений также необходимо учитывать в процессе формирования и дальнейшего функционирования системы бизнес-образования.
Функцией образовательной подсистемы является непосредственная реализация образовательных программ. Элементами образовательной подсистемы являются образовательные структуры всех уровней и форм собственности; государство, выступающее как в роли опосредованного потребителя образовательных услуг, так и в роли непосредственного заказчика определенных образовательных программ, например, в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров; организации и предприятия различных форм соб-
ственности, предпринимательские структуры, выступающие в качестве потенциальных работодателей, в роли заказчиков конкретных образовательных программ, а также реализующие собственные образовательные проекты -корпоративные университеты, учебные центры и т. п.; потребители образовательных услуг - физические лица. Все группы потребителей образовательных услуг рассматриваются нами как элементы данной подсистемы, поскольку, оставаясь частью внешней среды образовательных структур, играют активную роль в системе производства и предоставления услуг, влияют на качество образовательных услуг.
Новая система несет в себе существенные долгосрочные преимущества для обучающихся, образовательных структур и пр. В то же время для образовательных структур существуют определенные риски, связанные с переходом к новым моделям функционирования. Существует риск возникновения дополнительных издержек, связанных с внедрением единой информационной системы учета персональных данных обучающихся; связанных с подготовкой административного персонала образовательных структур к работе в новых условиях, связанных с необходимостью осуществлять более частую оценку и аттестацию знаний, умений и навыков обучающихся. Во многом уровень издержек будет определяться способностью образовательных структур формировать эффективную систему менеджмента.
С другой стороны, вместе с ростом рынка бизнес-образования расширяются возможности образовательных структур по получению дополнительной прибыли, такие как:
- увеличение доходов от регистрации обучающихся по мере увеличения числа заинтересованных в признании своих индивидуальных достижений в рамках новой системы бизнес-образования;
- увеличение доходов от работодателей по мере увеличения количества программ, реализуемых на конкретной производственной базе и имеющих аккредитацию в рамках системы бизнес-образования;
- возможность реализации единой маркетинговой концепции системы бизнес-образования, получения образовательными структурами маркетинговой поддержки.
Увеличение финансовых издержек образовательных структур не должно являться следствием формирования системы бизнес-образования. Дополнительные проблемы организационного характера из-за необходимости финансирования и обеспечения деятельности
некоей административной прослойки неприемлемы. Необходимо предоставить дополнительные возможности для развития образовательных структур, для совершенствования образовательной деятельности и повышения эффективности менеджмента.
Функцией, регулирующей подсистемы, является создание условий для обеспечения качества образовательных услуг: лицензирование, аккредитация и стандартизация. На сегодняшний день элементами регулирующей подсистемы могут являться: государственные органы управления профессиональным образованием, причем на более высоких уровнях системы бизнес-образования (уровень высшего профессионального образования и выше) необходим федеральный уровень регулирования. На уровнях среднего профессионального образования и ниже роль регулятора могут вполне эффективно выполнять региональные органы управления образованием, которые в настоящее время реализуют типовые функции. Например, Положение о Министерстве образования Омской области, введенное в действие указом губернатора Омской области № 63 от 15 марта 2004 г., определяет следующие функции Министерства в сфере лицензирования и аккредитации:
- лицензирование образовательной деятельности, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений, находящихся на территории Омской области, в соответствии с федеральным законодательством;
- сбор, обработка, анализ статистической отчетности в сфере образования, представление ее в соответствующие органы государственной власти.
Непосредственно деятельность по лицензированию и аккредитации осуществляется соответствующими подразделениями региональных органов управления образованием. В Омской области это отдел лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений, функции которого можно представить как организационные, контрольные, экспертные и информационные. При этом экспертные функции не являются исключительно таковыми, а скорее связаны с решением задач по организации экспертизы и работы экспертов. Основные организационные функции регионального органа управления образованием сегодня сводятся к следующим:
- анализ и планирование деятельности по лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений (сбор, накопление и обработка информации о состоя-
нии лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений и др.);
- подготовка документации по вопросам, связанным с проведением лицензионной и аккредитационной экспертизы;
- взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений;
- взаимодействие с физическими и юридическими лицами по вопросам лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений (прием граждан, рассмотрение письменных обращений);
- осуществление нормативно-правового и методического обеспечения.
Ключевыми контрольными функциями региональных органов управления профессиональным образованием в настоящее время являются:
- реализация мероприятий по лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений, расположенных на территории региона;
- проведение проверок деятельности лицензиатов на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям.
Экспертные функции региональных органов управления профессиональным образованием заключаются:
- в организации работы экспертных комиссий по лицензированию образовательной деятельности, аккредитации образовательных учреждений;
- в инструктировании и взаимодействии с членами экспертных комиссий;
- в организации и проведении обучающих семинаров для членов экспертных комиссий по вопросам лицензионной и аккредитационной экспертизы образовательных учреждений различных типов и видов.
Региональные органы управления образованием осуществляют реализацию и некоторых информационных функций, например:
- формирование и сопровождение базы данных о лицензиатах (реестр выданных лицензий) и об аккредитованных образовательных учреждениях (реестр выданных свидетельств о государственной аккредитации);
- формирование банка данных об экспертах - членах лицензионных и аккредитационных комиссий;
- анализ заключений экспертов, подготовка на их основе итоговых заключений экспертных комиссий по лицензированию обра-
зовательной деятельности, государственной аккредитации образовательных учреждений.
Необходимо отметить, что деятельность по лицензированию программ дополнительного профессионального образования, к которым, как правило, относят большинство программ бизнес-образования, не относящихся к высшему, не является доминирующей для региональных органов управления образованием. Например, Министерство образования Омской области при наличии соответствующей организационной и ресурсной базы в 2005-2009 гг. ежегодно выдавало от 8 до 11 лицензий негосударственным образовательным учреждениям, причем во многих случаях это осуществлялось повторно, т. е. мероприятия по лицензированию осуществлялись в связи с истечением срока действия полученной ранее лицензии. Новые образовательные структуры практически не лицензировали свою деятельность Дело в том, что большинство участников рынка предпочитает функционировать не как образовательные, а как посреднические или в лучшем случае франчайзинговые структуры. Поскольку они не осуществляют, а «организуют» образовательную деятельность и не выдают собственных документов об образовании, то в соответствии с действующим законодательством могут не лицензировать свою «организационно-образовательную» деятельность.
Мы разделяем мнение Я. Кузьминова и С. Филоновича о том, что в данной сфере может эффективно работать механизм общественной аккредитации [2, с. 27]. В нашей стране общественная аккредитация в том виде, в каком она существует сейчас, во-первых, во многом дублирует государственные функции. Во-вторых, ориентирована в большей степени на внешние, международные коммуникации и международное признание в целях реализации разовых программ и мероприятий и т. п., т. е. не решает практические вопросы функционирования отечественной системы профессионального образования.
Развитие механизма общественной аккредитации нам представляется наиболее перспективным именно в сфере дополнительного, начального профессионального образования. Именно в этом секторе рынка профессионального образования сегодня существует и вновь появляется значительное количество различных негосударственных образовательных структур. По мере развития этого сектора, его участники становятся все более заинтересованы в выработке и использовании общих правил взаимодействия с потребителями, работодате-
лями, учреждениями высшего профессионального образования.
Безусловно признаваемая всеми субъектами рынка, в том числе и потребителями, аккредитация образовательных программ в настоящий момент, по нашему мнению, не может носить исключительно общественный характер, в среднесрочной перспективе роль государства останется определяющей. В рамках регулирующей подсистемы мы рассматриваем также саморегулируемые организации, ассоциации и объединения, созданные по региональному, отраслевому и другим признакам. Саморегулируемые организации, такие, например, как Российская ассоциация бизнес-образования, Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России и аналогичные отраслевые объединения, могут выполнять экспертизу образовательных программ, сертифицировать преподавателей-практиков, которые не могут быть вписаны в существующую государственную систему категорий, ученых степеней и званий.
Обобщая опыт управления профессиональным образованием в России и за рубежом, мы можем сформулировать следующие ключевые принципы эффективного регулирования сферы бизнес-образования:
- система регулирования должна отвечать требованиям всех заинтересованных сторон (государства, работодателей, образовательных структур и обучающихся), быть прозрачной и понятной для всех субъектов рынка бизнес-образования;
- регулирование в сфере бизнес-образования должно быть последовательным и пропорциональным поставленным задачам, а также ориентировано на конкретные цели;
- регулирующие организации должны нести ответственность как перед государством так и перед заинтересованными социальными группами;
- регулирующие органы должны обладать полномочиями, позволяющими применять различные санкции, вплоть до отзыва лицензии аккредитации, что позволит повысить уровень защиты интересов потребителей образовательных услуг.
Основные задачи регулирования в сфере бизнес-образования сводятся к следующим:
- разработка и представление критериев аккредитации образовательных программ, образовательных структур;
- осуществление процедуры аккредитации в строгом соответствии с разработанными критериями. Сложность процедуры аккреди-
тации традиционно зависит от того, насколько образовательная структура окажется в состоянии продемонстрировать и доказать высокое качество своей деятельности по следующим ключевым направлениям: соответствие ресурсов образовательной структуры реализуемым образовательным программам; четкость и однозначность мероприятий по обеспечению качества образовательных услуг. Также в процессе аккредитации дополнительно могут быть подвергнуты анализу следующие аспекты: наличие и результаты общественной аккредитации, наличие жалоб и замечаний от потребителей образовательных услуг, результаты реакции образовательной структуры на жалобы и замечания;
- обеспечение соответствия образовательных программ и присваиваемых квалификаций профессиональным стандартам;
- систематический мониторинг деятельности образовательных структур после завершения процедур аккредитации, направленный в первую очередь на снижение степени риска потребителей образовательных услуг;
- систематический анализ национальных и региональных рынков образовательных услуг, позволяющий определить спрос на различные образовательные программы как на открытом рынке, так и в сегменте корпоративного обучения;
- защита прав обучающихся, обеспечение гарантий для обучающихся, связанных, например, с продолжением обучения по аналогичной программе в других образовательных структурах;
- разработка и реализация своевременных, публичных и эффективных процедур рассмотрения жалоб и замечаний потребителей образовательных услуг;
- информирование всех заинтересованных сторон о деятельности образовательных структур и системы бизнес-образования в целом, направленное на оказание помощи потребителям в осуществлении правильного выбора;
- обеспечение открытого доступа к информации о результатах мониторинга деятельности образовательных структур, который может быть направлен на соблюдение действующего законодательства, анализ эффективности управления образовательной структурой, содержание образовательных программ, наличие необходимых ресурсов, ценовую политику, обеспечение прав потребителей образовательных услуг, деятельность филиалов, представительств и прочих обособленных учебных центров;
- обеспечение четкой и эффективной работы системы аккумуляции и трансфера кредитных единиц;
- продвижение и дальнейшее развитие системы бизнес-образования, привлечение новых образовательных структур к участию в системе.
Функцией коммуникационной подсистемы является информационное обеспечение взаимодействия элементов системы бизнес-образования как в содержательном, так в технологическом аспекте. Информационная подсистема ориентирована на помощь потребителям образовательных услуг в осуществлении правильного выбора, на публикацию стандартов, квалификаций и критериев их присвоения, на информацию о статусе образовательных структур и отдельных образовательных программ; на публикацию и обеспечение открытого доступа к отчетам образовательных структур о результатах мониторинга образовательной деятельности. Формирование системы бизнес-образования требует создания соответствующего информационного пространства, в котором все элементы системы, производители и потребители образовательных услуг имели бы доступ к оперативной информации об образовательных программах, их уровнях.
Для уже существующих и потенциальных потребителей образовательных услуг важен быстрый и простой доступ к системе для того, чтобы они могли однозначно определить уровень получаемой квалификации и возможности, которые она предоставляет. Таким образом, информационная подсистема является своего рода навигатором на рынке услуг бизнес-образования.
Для обучающихся, работодателей и представителей других целевых и контактных аудиторий также важен быстрый и простой доступ к системе, для однозначного определения уровня получаемой квалификации и возможностей, которые она предоставляет. Для активно развивающегося рынка услуг бизнес-образования России характерны большое количество невзаимоувязанных уровней подготовки и присваиваемых квалификаций; сложность оценки качества образовательных продуктов, содержания образовательных программ и, соответственно, их выпускников; сложность адаптации профессиональных стандартов к новым условиям и требованиям бизнеса.
Необходимо отметить, что определенные результаты формирования единого информационного пространства бизнес-образования мы можем видеть и сейчас. Одним из наиболее
значимых коммуникационных проектов в сфере бизнес-образования является открытый 30 апреля 2004 г. информационный портал «УралБизнесОбразование», основной целью которого является систематизация и продвижение образовательных услуг для бизнеса на целевую Интернет-аудиторию. Здесь представлена информация об образовательных структурах, образовательных программах, информация о различных выставках и конференциях, различные аналитические материалы, результаты исследований и статьи. Заслуживает интереса также и попытка создать базу данных бизнес-тренеров России. Так, в июне 2009 г. на информационном портале «УралБизнесОб-разование» была представлена информация о 312 тренерах из различных регионов нашей страны [5]. Несомненно, что основная цель имеет маркетинговый характер, тем не менее, это один из возможных путей адекватного информационного обеспечения системы бизнес-образования. Важной особенностью является и то, что данный проект является частным и коммерческим, и его развитие не сопровождается масштабным использованием административного ресурса. Создаются и региональные Интернет-порталы, посвященные бизнес-образованию. Например, в 2008-2009 гг. в Нижнем Новгороде начали свою работу ресурсы «Все тренинги Нижнего» (www.alltrenings.ru) и «Тренинги Нижнего Новгорода» (www.nntreningi.ru).
Итак, формирование интегрированной системы бизнес-образования позволит повысить мобильность обучающихся, увеличить возможности выбора места, времени обучения. Более широкий спектр образовательных программ войдёт в новую систему.
Можно выделить и целый ряд преимуществ, возникающих в процессе формирования системы бизнес-образования, для работодателей. Новая система предполагает учитывать программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, которые реализуются работодателями самостоятельно на собственной материальнотехнической базе. Единая система образовательных модулей и квалификаций позволит работодателям однозначно ориентироваться в этой области.
Цель функционирования системы бизнес-образования состоит в том, чтобы обеспечить осязаемые гарантии обучающимся в том, что их достижения будут соответствовать их будущей роли, профессиональной деятельности и что формальную регистрацию этих достижений будут признавать работодатели. Это
сделает людей более мобильными, даст возможность использовать накопленные кредиты для различных вариантов развития карьеры. Работодатели могут строить собственные образовательные программы на основе системы кредитных единиц. Таким образом, ключевые преимущества для работодателей можно сформулировать следующим образом:
- вовлечение работодателей в процесс разработки образовательных модулей новой системы позволит обеспечить совместимость образовательных программ с требованиями как отдельного работодателя, так и рынка труда в целом;
- признание в рамках системы бизнес-образования образовательных программ отдельных работодателей повысит их привлекательность для сотрудников;
- возможность накапливать кредитные единицы, т. е. формализовать результаты обучения, может стать хорошим фундаментом для используемых работодателями стратегий развития карьеры, уменьшения текучести кадров;
- стандартизация присваиваемых квалификаций позволит работодателям повысить эффективность процедур отбора персонала, а также распределения работников по конкретным позициям, распределения ответственности.
Основные преимущества для образовательных структур, по нашему мнению, будут продиктованы тем, что предлагаемые принципы формирования системы бизнес-образования ориентированы на интеграцию всех участников рынка: государственных учреждений профессионального образования, общественных саморегулируемых организаций, корпоративных учебных центров, негосударственных образовательных структур. Вовлечение как можно большего числа субъектов рынка образовательных услуг, снижение бюрократических барьеров на этом пути позволит существенно увеличить возможности выбора образовательных услуг их потребителями.
Образовательные структуры получат возможность:
- использовать более гибкие подходы к организации учебного процесса, формированию групп обучающихся и расписания занятий, что позволит более эффективно управлять затратами;
- развивать лояльность обучающихся путем регулярного предоставления свидетельств их достижений (накопление кредитных единиц);
- использовать единую информационную базу данных образовательных модулей, для быстрой и эффективной разработки собственных образовательных программ.
Также мы полагаем, что стабильность и предсказуемость правил, единых для всех субъектов рынка бизнес-образования, улучшит социальный имидж данного сектора сферы профессионального образования.
1. Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация / под общ. ред. С Р. Филоновича. - М.: ИД ГУ ВШЭ,
2004. - 690 с.
2. Кузьминов Я., Филонович С. Бизнес-образование в России: состояние и перспективы // Вопросы экономики. - 2004. - № 1. -
С.19-36.
3. Ковалёв В. А. Формирование российской системы бизнес-образования как условие интеграции в международное образовательное пространство // Известия Уральского государственного экономического университета. -2009. - № 3(25). - С. 212-216.
4. Жученко А.А., Исоньков Ж.В. Европейская система зачетного перевода (ЕСТ8). Материалы для участников работ по внедрению ЕСТ8 в учебный процесс. - Екатеринбург,
2005.
5. Информационный портал «УралБизнес-Образование». - ИКЬ: http://www.ubo.ru (дата обращения 29.06.2009).