УДК 316.334:37
Е. И. Лаврова
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ОБЩЕСТВА
В статье охарактеризовано понятие «бизнес-образование», представлен анализ взаимодействия института бизнес-образования с наиболее близкими к нему социальными, политическими, экономическими, духовными институтами. Определены проблемы и перспективы их связей. На основе результатов экспертного опроса охарактеризованы основные тенденции и проблемы отрасли бизнес-образования. Особое внимание уделено роли государства и бизнеса как институтам, наиболее влияющим на бизнес-образование.
The article characterizes the notion of «Business Education», presents the analysis of the interaction between the institution of business education and the closest social, political, economic, and spiritual institutions. It identifies problems and perspectives of their links. Basing on the results of the experts survey it describes the main trends and issues in the business education industry. Particular attention is paid to the role of government and business, as institutions having the most significant impact on business education.
Ключевые слова: бизнес-образование, бизнес-школа, программы обучения, институциональное взаимодействие, тенденции, проблемы, квалифицированные кадры, рынок, бизнес, государство, наука.
Keywords: business education, business school, course, institutional cooperation,, trends, problems, qualified personnel, market, business, state, science.
В условиях современной российской действительности в качестве важнейшей подсистемы социального института образования выступает бизнес-образование, которое является в настоящее время самым динамичным сегментом рынка образовательных услуг.
Стремительному развитию этой сферы способствовали становление рыночных отношений, появление острой потребности в эффективном управлении, вынужденный переход научных и инженерных кадров в бизнес [1].
По мнению О. В. Лавровой, фактически бизнес-образование сегодня интегрировано в более широкую, чем институт образования, систему социальных, правовых, экономических отношений, складываются связи этого института с другими социальными институтами и структурами [2].
Институциональный анализ образования подразумевает выявление его связей с другими социальными институтами, прежде всего непосредственно с ним взаимодействующими, без которых он не может нормально существовать и развиваться [3].
© Лаврова Е. И., 2011
В связи с этим особый интерес представляет изучение взаимодействия бизнес-образования с наиболее близкими к нему институтами, существующими в экономической,социальной, духовной сферах, с институциональными структурами мира политики.
Для начала обратимся к современным определениям понятия «бизнес-образование», учитывая накопленный опыт его изучения в научной литературе.
По мнению И. В. Резанович, бизнес-образование - дидактическая система подготовки и непрерывного развития профессионального мастерства специалистов, осуществляющих управленческую деятельность в условиях рыночных отношений, направленная на развитие их интеллектуальных, профессиональных и духовных возможностей [4].
О. Трегубова трактует бизнес-образование как специфическую сферу образования, в корне отличающуюся от академического, имеющую своей целью дать взрослым людям, профессиональным бизнесменам практические навыки управления в первую очередь людьми, т. е. главное отличие бизнес-образования от высшего состоит в том, что оно не теоретически, а практически направлено [5].
С точки зрения Л. И. Евенко, бизнес-образование - это профессиональное образование и обучение людей, участвующих в выполнении функций управления на предприятиях и в хозяйственных организациях, действующих в условиях рынка и ставящих своей главной целью получение прибыли [6].
С. Мясоедов дефинирует бизнес-образование как синтез экономики, управленческой социологии, психологии и гражданского права. Оно, по мнению данного автора, ориентировано на подготовку менеджеров и предпринимателей. Автор подчеркивает, что бизнес-образование - это обучение всю жизнь [7].
Остановимся на определении бизнес-образования как социального института, представляющего собой относительно устойчивый тип и форму социальной практики, посредством которых организуется подготовка деловых людей, способных управлять капиталом и организовать производство товаров и услуг с целью извлечения прибыли на фоне риска и неопределённости и в рамках существующей бизнес-этики. Эта форма социальной практики позволяет обеспечивать устойчивость связей и отношений в рамках социальной структуры общества [8].
Учитывая, что бизнес-образование является одним из наиболее рыночных сегментов в сфере образования, происходящие социально-экономические и политические изменения в обществе сказываются на развитии и функционировании данной системы наиболее ощутимо.
В связи с вышесказанным особого внимания заслуживают результаты социологического исследования на тему «Институт бизнес-образования в России в системе социальных институтов общества», проведенного нами в июне 2010 г. среди экспертов в сфере бизнес-образования в форме заочного опроса (количество откликов в рамках исследования составило 9% -30 экспертов).
Среди них - представители таких регионов РФ, как Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Ижевск, Волгоград, Киров, Обнинск. Один из экспертов осуществляет преподавательскую деятельность одновременно в бизнес-школах Москвы и Стокгольма. В зависимости от рода профессиональной деятельности в состав экспертов вошли менеджеры (руководители высших учебных заведений, бизнес-школ, консалтинговых организаций, тренинговых центров, подразделений, ответственных за реализацию программ MBA) и преподаватели (представители научно-педагогического сообщества высших учебных заведений, бизнес-школ; руководители программ и(или) преподаватели по программам MBA; бизнес-консультанты, тренинг-менеджеры), часть из них совмещает руководящую должность с преподавательской деятельностью. Почти половина экспертов имеют ученые степени кандидата или доктора наук.
Больше половины экспертов в качестве тенденций, присущих в настоящее время сфере бизнес-образования и обусловленных финансовым кризисом, назвали: рост числа практико-ориен-тированных программ, снижение заказов на бизнес-образование со стороны корпоративных клиентов, падение спроса на выпускников с образованием MBA на рынке, изменение запросов на бизнес-образование со стороны потребителей услуг.
Около половины экспертов отмечают проявление следующих тенденций: рост спроса на краткосрочные программы; повышение качества бизнес-образования; поддержание гибкой ценовой политики; развитие интерактивных форм обучения; расширение перечня дисциплин, предлагаемых слушателям на выбор; рост конкуренции на рынке бизнес-образовательных услуг; переход к гибким методам организации учебного процесса; снижение цен на краткосрочные программы, усиление индивидуализации программ в соответствии с интересами и запросами слушателей.
В наименьшей степени, по мнению экспертов, проявляется рост интереса слушателей к азиатским программам, усиление внимания к магистерским программам по бизнесу и менеджменту, закрытие программ антикризисной направленности, снижение цен на программы MBA.
Эффективное функционирование и развитие института бизнес-образования сопряжено с рядом проблем, решение которых лежит в плоскости его взаимодействия с другими институтами общества.
Исследователь А. Н. Козырин отмечает, что существующая в настоящий момент система источников права, которыми регулируются отношения в области вузовского и послевузовского образования, включает два уровня нормативно-правового регулирования: «внутренние», то есть внутригосударственные, российские нормативные правовые акты, и «внешние», международно-правовые акты [9].
Директора российских школ бизнеса в один голос утверждают, что государственное регулирование «душит деловое образование», аргументируя это тем, что законы и постановления, принятые в последние годы, касающиеся образования, рассчитаны на государственные учебные заведения и реально почти не учитывают интересы бизнес-школ [10].
С другой стороны, представители отрасли акцентируют внимание на необходимости усиления роли государства в отрасли бизнес-образования. Нужен отдельный закон о непрерывном образовании, нужны государственные стандарты, и государство будет гарантировать качество образования [11].
Результаты опроса экспертов свидетельствуют о необходимости участия государства в решении следующих основных проблем бизнес-образования: совершенствование нормативно-правового регулирования сферы бизнес-образования; решение проблем лицензирования учебных заведений, аккредитация программ обучения; разработка государственных стандартов; обеспечение контроля качества бизнес-образования, обеспечение бюджетного финансирования отрасли и привлечение ресурсов из бизнес-сектора.
Значительным вкладом государства в развитие бизнес-образования и одновременно решением проблемы ресурсов стала бы система государственных гарантий образовательных кредитов [12].
Содействие отрасли со стороны государства, по мнению опрашиваемых экспертов, должно заключаться в предоставлении налоговых льгот для бизнеса при направлении средств на образование; в государственном инвестировании в бизнес-школы и в создании инфраструктуры бизнес-образования в целом. Государством должна осуществляться объективная оценка рейтинга бизнес-школ и образовательных программ на уровне Министерства образования.
Т. Б. Пономаренко отмечает, что за прошедшие годы со стороны органов государственного и муниципального управления изменилось отно-
шение к бизнес-образованию. Однако острота проблемы регулирования дополнительного профессионального образования, включая бизнес-образование, не снижается. Сохраняется актуальность необходимости более эффективного взаимодействия органов государственного управления и структур местного самоуправления, профессионального сообщества ученых и специалистов системы образования, деловых людей и предпринимательских структур [13].
Последствия кризиса в мировой и российской экономиках, безусловно, отражается и на системе российского образования, в том числе и на бизнес-образовании.
Анализ теоретических представлений о бизнес-образовании, а также результатов экспертного опроса демонстрирует необходимость содействия отрасли бизнес-образования со стороны институтов в экономической сфере.
Представители бизнес-сообщества как основные потребители образовательных услуг, бизнес как особый социальный институт должны участвовать в решении таких вопросов, как формирование системы взаимовыгодного сотрудничества бизнеса и бизнес-образования; инвестирование отрасли; финансирование образования для сотрудников; обеспечение педагогических кадров для отрасли; обеспечение профессионализации менеджеров через образование.
К основным проблемам, находящимся на стыке интересов взаимодействия рынка труда и бизнес-образования, можно отнести проблему неоднородности спроса на менеджеров с управленческим образованием и дефицит управленческих кадров в целом.
Ограниченный спрос на бизнес-образовательные услуги; низкая оценка роли бизнес-образования работодателями, несоответствие его запросам бизнеса; отсутствие системы аккредитации и сертификации субъектов отрасли; отсутствие системы оценки эффективности бизнес-образования; рост конкуренции на рынке бизнес-образования в целом, а также между внешними провайдерами и внутренними корпоративными университетами, учебными центрами; высокий ценовой разброс на образовательные услуги -вот спектр основных вопросов рынка бизнес-образования, существующих в настоящее время.
В. В. Ворошилов указывает, что СМИ - это прежде всего институт гражданского общества, поэтому его главные функции должны быть связаны с задачами интеграции общества [14].
Для института бизнес-образования важна ыполняемая СМИ функция интеграции и социального общения, проявление которой можно видеть в сплочении менеджеров в рамках одной профессиональной деятельности и (или) смежных отраслях; консолидации научного сообще-
ства, занимающегося вопросами бизнес-образования; сплочении преподавательского состава, бизнес-тренеров в вопросах обучения.
В настоящее время информация о бизнес-образовании распространяется в печатных и электронных СМИ, но в связи с этим производители и потребители отрасли достаточно критично относятся к ее количеству, качеству и объективности.
Они отмечают недостаточное количество информации в СМИ о компаниях, занимающихся проведением тренингов; нехватку профессиональных изданий, целиком посвященных рынку бизнес-образования; отсутствие актуальных тем по бизнес-образованию; наличие проблем, связанных с жанрами подачи информации; проблемы полноты и достоверности информации о бизнес-образовательных услугах; излишнюю пропаганду в СМИ программ MBA [15].
Ряд специалистов в своих публикациях и выступлениях на научных мероприятиях, говоря о проблемах отрасли бизнес-образования, отрицают прямое влияние на нее финансового кризиса 2009-2010 гг. или сводят его к минимуму, другие в свою очередь доказывают обратное. Дихотомия мнений прослеживается и в результатах проводимого нами опроса экспертов. Тем не менее к изменениям, произошедшим с портфелем бизнес-образовательных услуг применительно к MBA и краткосрочным программам, относят: сокращение количества программ, закрытие ряда программ; снижение объемов заказов на бизнес-образование; пересмотр тематики и содержания программ; появление новых форматов обучения; снижение стоимости программ; изменение требований слушателей к направленности программ, формату, стоимости и срокам обучения.
Среди основных проблем, характерных для отрасли бизнес-образования в целом, эксперты называют следующие: недостаточное количество квалифицированных преподавательских кадров; проблемы, связанные с методами обучения (небольшое число используемых примеров, кейсов, задач; низкая эффективность использования учебного времени); проблемы, касающиеся средств обучения (слабое использование новых технологий в учебном процессе; жесткая регламентация учебного плана; преобладание теоретизирования в рамках обучающих программ; недостаточное количество качественной учебной литературы); проблемы качества бизнес-образования; слабая интеграция российского бизнес-образования в мировую систему; проблемы лицензирования учебных заведений, аккредитации программ обучения; низкий статус российского бизнес-образования по сравнению с зарубежным; оторванность бизнес-образования от
системы непрерывного образования; отсутствие источников финансирования отрасли; сильный разрыв между уровнями обучения по программам MBA государственными учреждениями и частным сектором и другие.
Данные проблемы не столько характеризуются внутриинституциональной спецификой отрасли бизнес-образования, сколько обусловлены взаимодействием с другими социальными институтами и(или) ретранслируются институтом образования в целом.
Отдельного внимания заслуживает взаимодействие института бизнес-образования с наукой как одним из социальных институтов духовной сферы.
Результаты экспертного опроса позволили выделить ключевые моменты взаимодействия данных институтов, среди них: осуществление совместной исследовательской деятельности; генерация инноваций для науки и бизнеса; обеспечение альянса теории с практикой; информационный обмен и внедрение изменений; совместная подготовка педагогических кадров для отрасли; учреждение некоммерческих организаций, представляющих совместные интересы бизнес-образования, науки и бизнеса; популяризация достижений науки представителями отрасли бизнес-образования.
Основными результатами плодотворного сотрудничества бизнес-образования и науки, по мнению экспертов, должны являться: организация совместных научных исследований, реализация инновационных проектов; создание учебно-методических материалов; организация и проведение научных семинаров, конференций; повышение качества обучения; повышение конкурентоспособности, эффективности российского бизнеса; формирование нового типа мышления; общее повышение уровня экономических наук; развитие отрасли бизнес-образования.
Безусловно, государство как политический институт общества и бизнес как экономический институт, система образования в целом оказывают наиболее значимое влияние на развитие и эффективное функционирование института бизнес-образования.
В то же время нельзя недооценивать роль остальных общественных институтов, так как каждый из них выполняет не одну, а целый ряд взаимосвязанных функций, а одна и та же функция может реализовываться сразу несколькими институтами.
Неучастие одного из них в реализации совместных функций и(или) решении общих задач приводит к возникновению проблем в тех или иных отраслях совместной жизнедеятельности людей, неудовлетворенности потребностей, которые инициировали становление того или иного социального института. Все это в полной мере касается функционирования бизнес-образования в системе социальных институтов современного общества.
Примечания
1. Боровская Е. Бизнес-образование в Украине. URL: http://www.magistr.net.ua/article/12.htm
2. Лаврова О. В. Становление института бизнес-образования в России. Саратов: Изд-во Саратов. гос. техн. ун-та, 2001. С. 19.
3. Зборовский Г. Е. Общая социология. М.: Гарда-рики, 2004. С. 414.
4. Резанович И. В. Развитие профессионального мастерства менеджера в системе бизнес-образования: дис. ... д-ра пед. наук. Магнитогорск, 2006. С. 194.
5. Трегубова О. Высшее образование получил, а что дальше? URL: http: // www.obrazovanie-ufa.ru/Vuz/ Vysshee_obrazovanie_poluchil_Chto_dalshe.htm
6. Евенко Л. И. Понятие бизнес-образования // Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация / под общ. ред. С. Р. Филонови-ча. М.: ГУ ВШЭ, 2004. С. 38-39.
7. Мясоедов С. Учим принимать решения // Известия. 2003. 28 февр.
8. Лаврова О. В. Указ. соч. С. 27
9. Козырин А. Н. Нормативно-правовое регулирование высшего и послевузовского профессионального образования в Российской Федерации: к вопросу о системе источников российского образовательного права. URL: http://window.edu.ru/window_catalog/ pdf2txt?p_id= 18652
10. Евенко Л. И. Бизнес-образование в России. Вып. 1. М., 1998. C. 121.
11. Барановская Н. Рынок MBA в России ждет бум: интервью с Л. И. Евенко. URL: http://www.begin.ru/ main/news_and_articles/articles/Bum_MBA
12. Кузьминов Я., Филонович С. Бизнес-образование в России: состояние и перспективы // Вопросы экономики. 2004. № 1. С. 36.
13. Пономаренко Б. Т. Развитие российского бизнес-образования и роль в социально-экономическом развитии регионов // Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес - экономическая основа развития местного самоуправления» (26 апреля 2005 г., Торгово-промышленная палата РФ).
14. Ворошилов В. В. Журналистика. 2-е изд. СПб., 2000. С. 86.
15. Как современные СМИ освещают ситуацию на рынке краткосрочного бизнес-образования (семинары и тренинги). URL: http://www.topcareer.ru/db/tc/ DD724C5D84455578C3257111002C78DE/ sem_material.html