УДК 37.014.5
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА УСЛУГ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ
Бражник Е., АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт», Одинцово. Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация: Рассмотрены состояние, современные проблемы и перспективы развития бизнес-образования в России на основе зарубежной практики.
Ключевые слова: бизнес-образование, программы обучения МВА, центры бизнес-обучения.
PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE MARKET OF SERVICES OF A
BUSINESS EDUCATION
Brazhnik E., "Odintsovo Humanities Institute", Odintsovo. Russia. E-mail: [email protected]
Summary: The condition, modern problems and prospects of development of a business
education in Russia on the basis of foreign practice are considered.
Keywords: business education, programs of training of MVA, business training centers.
Современный российский рынок бизнес-образования достаточно дифференцирован. Различные организации предоставляют свои программные продукты в виде семинаров, тренингов, курсов, корпоративных программ, программ МВА, ДВА, ЕМВА и т.д. В начале экономических реформ наиболее востребованными были краткосрочные программы. С конца 90-х годов все большее признание и распространение получают долгосрочные программы переподготовки кадров с присвоением новой профессиональной квалификации, в основном это программы МВА (Master of Business Administration - Мастер делового администрирования). [6]
На основе результатов анкетирования выпускников программ MBA [5] был составлен портрет обучающихся на программах МВА в российских школах бизнеса. 69,7% выпускников бизнес-школ - мужчины. Большинство выпускников программ MBA (55%) получили диплом о высшем образовании в возрасте до 35 лет.
78% выпускников бизнес-школ решили получать бизнес-образование, работая на позиции менеджера среднего или высшего звена. 18% поступили на MBA, будучи линейными специалистами. Это позволяет предположить, что люди, настроенные на успешную карьеру, начинают планировать ее с самых первых ступеней. И лишь 4% менеджеров, поступивших на программу МВА, являются собственниками бизнеса.
Позиция ^компании на момент начала обучения в бизнес-школе, %
Половина поступивших на программы MBA сделали это с целью карьерного роста, 45% рассчитывали, что бизнес-образование позволит им успешнее справляться со своими обязанностями на текущей должности, еще 5% посчитали бизнес-образование необходимым для открытия собственного бизнеса.
Цельполученияi биэнес-оАраэоеания^ %
В результате опроса, проведенного Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru, выяснилось, что самой известной среди ТОП-менеджеров школой MBA является МИРБИС - ее упомянули 30% респондентов, согласившихся назвать известные им российские школы MBA. На втором месте по известности - Высшая школа экономики (21%), третье место поделили РАНХиГС и Moscow Business School (16%).
Государственное признание программ МВА в 1999 г. означало вхождение России в мировое образовательное пространство МВА, новое качество и новую фазу в развитии российского бизнес-образования. В МВА-сегменте бизнес-образования России в настоящее время действуют около 70 школ, которые предлагают более 100 учебных программ.
Самые известные среди топ-менеджеров российские б из не с-и колы. ^ М1/РБИС
НИУ ВШЭ (¡Национальный исследова-ельский университет Высшая школа экономики) РАНХиГС (Российская академия народного хозяйства л государственной службы) M3S (Mcscow BLeiness School) Синергия
ГУ V [Государствен ный университет убавления) CKOftlOBO
МГУ (Московский государственный университет) ЛИНК
ФИНЭК (Санкг-Петерйувгскии государственный униЕевсите* акономики и финансов]
За последние семь лет квалификацию «Мастер делового администрирования» получили 4,2 тыс. человек. Продолжают обучение (по экспертным оценкам) 12,5 тыс. человек. Происходит значительное повышение стоимости этих программ при сохранении и росте спроса. Ценовая дифференциация программ позволяет потребителям образовательных услуг выбрать приемлемую для себя программу. Усиление конкурентной борьбы за слушателей в предстоящие пять-шесть лет потребует совершенствования качества программ, использования инновационных методов обучения, внедрения систем мониторинга для комплексного управления деятельностью бизнес-школы.
Перед потенциальными слушателями возникает проблема выбора, что влияет на эффективность обучения. Процесс выбора программы потенциальным потребителем включает два этапа:
• выбор программы обучения МВА, максимально соответствующей ожиданиям слушателей и условиям обучения;
• выбор бизнес-школы, предлагающей программы MBА. [3]
В настоящее время наибольшим спросом пользуются предложения в области бухучета, налогообложения и аудита, управления предприятием, организации продаж, управления персоналом. Вполне закономерно, что активнее всего учатся в тех сферах, где выше конкуренция. Обучают там, где необходимость новых технологий встроена в бизнес-процесс. Поскольку продажи - основной бизнес-процесс, спрос на программы, касающиеся сбыта, всегда высок.
Всегда будет востребовано и обучение в области управления персоналом. Успех предприятия - это результат работы его сотрудников. Задача руководителя построить работу своих подчиненных таким образом, чтобы она была максимально эффективной.
Центры бизнес-обучения сканируют рынок, подстраиваются под изменяющиеся запросы и предлагают все новые и новые продукты. Часто бывает, что потребность очевидна, а спрос еще не сформирован. Этот рынок скоро проснется. На рынке труда непрерывно идут заявки на директоров по маркетингу, а их нет.
Уровень конкуренции на рынке дополнительного образования возрастает, в среднем ежегодно появляется 5-10 новых компаний, в основном небольших. Увеличение числа игроков заставляет крупных операторов рынка корректировать ценовую политику, поскольку новые небольшие компании привлекают неискушенных потребителей низкой стоимостью обучения. [4]
В условиях конкуренции участники рынка повышают качество образования, улучшают сервис, вводят различные инновации.
А у клиентов появляется выбор - где пройти обучение, по какой программе. На наш взгляд, рынок находится в фазе бурного роста и еще не достиг стабилизации.
Рост объемов сопровождается расширением преподавательского состава.
Эксперты отмечают также тенденцию перераспределения внутри рынка. Силу набирают крупные, хорошо зарекомендовавшие себя клиентоориентированные компании, предлагающие эксклюзивные программы. Интересны не формат привычного семинара или тренинга, а событие, например, тематическая конференция.
Участники рынка ожидают изменений в отраслевой структуре рынка в сторону увеличения спроса со стороны производственных и сервисных компаний. Потенциальными клиентами центров бизнес-обучения станут развивающиеся отрасли промышленности - приборостроение, машиностроение, добыча природных ресурсов, производство стройматериалов, мясопереработка и производство молочной продукции. Качественные изменения в этих отраслях обуславливают появление потребности в обучении. В сегменте сервисных компаний ожидается рост спроса со стороны авторынка и связанных с ним сервисов, логистики, перевозок, инжиниринга, рекламы, полиграфии, СМИ, активно развивающихся гостиничного, ресторанного и игорного бизнеса. [1]
Появляется тенденция к увеличению спроса на образовательные услуги со стороны физических лиц: люди стремятся быть более независимыми на рынке труда. Это приведет к тому, что за свой счет будут учиться больше.
Все большим спросом будут пользоваться программы в области маркетинга, управления в промышленности, налогового консультирования, будут развиваться коучинг и тренинги личностного роста.
Продолжая тенденцию в далекое будущее, открывается интересная картина:
компания, в которой нет программы обучения сотрудников или карьерного планирования, модели компетенций, точных должностей и даже границы компании весьма размыты и условны. Поскольку бизнес стал живым, меняющимся очень быстро, люди постоянно вовлечены в поток обучающих проектов, слабо связанных друг с другом, зато стопроцентно ориентированных на задачи бизнеса. Работая, люди учатся, учась - работают. [2]
Список литературы:
1. Аниськина H.H. Менеджментов процесса в деловом образовании // Стандарты и качество. М., 2003. № 8.
2. Дружинин А.И., Малышева Л.А. Российские бизнес-школы: проблемы и перспективы // Бизнес-образование. М., 2006. № 1.
3. Калладайн П. Степень МВА: вчера, сегодня, завтра // Бизнес-образование. М., 2005. № 12
4. Лысенко А. Ю. Анализ рынка образовательных услуг как основа разработки востребованных учебных программ // Бизнес-образование, М., 2002. № 2.
5. Тазов Ю., Чернецова В. Диплом MBA: престижная «корочка» или качественно новое понимание бизнеса? - Исследовательский центр портала Superjob.ru -http://www.superjob.ru/research/articles/110965/diplom-mba-prestizhnaya-korochka-ili-kachestvenno-novoe-ponimanie-biznesa/
6. Чащарина О.М. Российско-немецкая программа МВА: ожидания и надежды // Научно-практическая конференция «Бизнес-образование в системе непрерывного образования» / Под ред. В.А.Мау, Е.А.Карпухиной, Т.Л.Клячко. - Спб.: Питер, 2005. - 0,5 п.л.