ББК 60.5 YAK 316.74
Г.В. ВЕЛЬТИШЕВА
G.V. VELTISHCHEVA
ИНСТИТУТ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ: МИРОВОЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ
BUSINESS EDUCATION INSTITUTE: WORLD EXPERIENCE OF DEVELOPMENT
В статье представлены результаты анализа мирового опыта развития рынка услуг бизнес-образования в России и за рубежом, выделены отличительные особенности состояния и тенденции развития сравниваемых рынков. Определены перспективы развития российского рынка услуг бизнес-образования с учётом мировых тенденций, требований потребителей и основных заказчиков - работодателей.
In article the results of the analysis of world experience in developing the market of business education services in Russia and abroad are presented, the distinctive features of current condition and developmental tendencies of the markets under comparison are revealed. Development prospects of the Russian market of business education services are defined, taking into account world tendencies, requirements of consumers and the basic customers - employers.
Ключевые слова: бизнес-образование, МВА, школы бизнеса, образование.
Key words: business education, МВА, business schools, education.
ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ
Динамизм развития современного информационного общества привёл к необходимости перестройки института профессионального образования. В экономике, основанной на знаниях, меняется роль высшего образования -оно превращается в длительный непрерывный процесс, когда человек сталкивается с необходимостью освоения новых профессиональных знаний и умений в течение всей жизни. При этом далеко не всегда были и остаются очевидными контуры и компоненты моделей новых образовательных институтов и их разновидностей, одним из которых является бизнес-образование.
Для понимания места бизнес-образования в системе воспроизводства профессиональных общностей и социальной структуры общества необходим анализ процесса его институционализации и связи как с институтом образования в целом, так и с другими социальными институтами. Анализу данных проблем посвящены научные исследования различной проблематики. Формирование, развитие и закономерности динамики социальных институтов, их структура и место в обществе, а также детерминирующие деятельность факторы раскрыты в работах В.Ф. Анурина, В.Ю. Бельского, П.Л. Бергера, Дж. Бернарда, Дж. Брайяка, Л. Бовье, Й. Валлерштайна, М. Ве-бера, Т. Веблена, У. Гамильтона, А. Гелена, В.И. Добренькова, Э. Дюркгейма, Г.Е. Зборовского, А.И. Кравченко, М.С. Комарова, И.И. Леймана, Э. Марксона, Р. Мертона, Ч.Р. Миллса Т. Парсонса, Н. Смелзера, Л. Томпсона, Ж.Т. Тощенко, Дж. Фейблемана, С.С. Фролова, В.Г. Харчевой, Б. Хесса, Дж. Хоманса, Р. Шефера, П. Штейна, Е.А. Шуклиной, Я. Щепаньского, А.Г. Эфендиева и других авторов.
При этом образование рассматривается как один из основных институтов общества (так его трактуют И.В. Бестужев, В.В. Горчикова, В.А. Дмитри-енко, В.И. Жуков, Г.Е. Зборовский, Л.Ф. Колесников, Н.А. Люрья, Дж. Маци-онис, В.Я. Нечаев, A.M. Осипов, Л.Я. Рубина, М.Н. Руткевич, Ф.Р. Филиппов, Дж. Хоманс, А.Г. Харчев, Ф.Э. Шереги, Е.А. Шуклина), но в доступной литературе феномен бизнес-образования в категориальном поле институциона-лизма практически отсутствует. Соответственно не определён социальный
статус бизнес-образования, не оценены перспективы и направления дальнейшей его институционализации и интеграции в институциональную структуру трансформирующегося российского общества и образования как социального института.
Единого, принятого в научном мире определения бизнес-образования пока не существует, диапазон его трактовок обширен. Интересное и продуктивное определение дал бизнес-образованию ректор Высшей школы интернационального бизнеса АНХ при Правительстве РФ Л.И. Евенко: «Бизнес-образование - это деятельность по профессиональному образованию и обучению людей, которые занимаются предпринимательством и/или участвуют в выполнении функций управления на предприятиях и в хозяйственных организациях, действующих в условиях рынка и ставящих своей главной целью получение прибыли» [4, с. 15]. В рамках нашей публикации предлагается придерживаться приведённого определения.
Как пишут П. Бергер и Т. Лукман, «невозможно адекватно понять институт, не понимая исторического процесса, в ходе которого он был создан» [1, с. 95]. Следует отметить актуальность исследования мирового опыта развития бизнес-образования, причём мы сразу оговоримся, что нами будет осуществлён его институциональный анализ только в одном аспекте, касающегося характеристики организационных форм его развития.
Первые школы бизнеса появились в США в конце XIX - начале XX вв. Самая первая - Школа бизнеса Пенсильванского университета - возникла в 1886 г. В 1919 г. была образована Американская ассоциация университетских школ бизнеса - AACSB. Американский подход к организации бизнес-образования был основан на формировании «профессионального менеджера». Менеджмент рассматривался как особая, самостоятельная наука. Менеджеры, выполнявшие управленческую функцию, занимали высокое положение в обществе.
Наибольшее развитие бизнес-образование получило в середине XX века. Тогда в результате целенаправленной деятельности AACSB школы бизнеса резко усилили научный и академический уровень своих учебных программ. Они отошли от доминировавшего ранее прагматизма учебных планов, сосредоточенных, главным образом, на финансовых, коммерческих, правовых вопросах. Только в США подготовка на программах МВА с 1960 по 1969 годы выросла примерно в 10 раз, составив 40 тыс. человек в год. В это же время получила развитие система повышения квалификации и управленческих тренингов (так, в американской ассоциации тренинговых центров ASTD в конце 1990-х гг. состояло 14 тыс. членов)*.
В странах Западной Европы бизнес-программы подготовки управленческих кадров американизированного типа начали распространяться в 1950-х гг. как дополнение к уже существовавшей мощной системе высшего образования экономического направления. Лидером бизнес-обучения в Европе была Великобритания, однако бизнес-образование также активно развивалось в Испании, Франции, Италии. В 1964 г. была основана западноевропейская ассоциация школ бизнеса - European Foundation for Management Development (EFMD). Европейцы быстро осознали громоздкость и дороговизну американской системы МВА, поэтому выработали на её основе модифицированную и упрощённую, более «практичную» модель бизнес-образования, которая получила новый импульс развития после развёртывания в 2001 г. Болонского процесса. В настоящее время бизнес-образование развивается под воздействием процессов глобализации. За последние двадцать лет заметно возросло количество бизнес-школ в самых разных регионах мира, что стало результатом общей либерализации экономики и распространения рыночных принципов экономической организации.
*Из истории бизнес-образования // Портал Российской ассоциации бизнес-образования. www.rabe. ru/page/19.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ
Северная Америка
Из 50 лучших бизнес-школ мира большинство находится в США. Североамериканские школы бизнеса делают ставку на высокий академический потенциал обучающихся, они активно принимают студентов с небольшим опытом практической работы. Американские МВА существуют обычно при университетах и предлагают двухлетний срок обучения [5, с. 237]. Университеты США располагают отличной инфраструктурой. Считается, что получение бизнес-образования - это обязательное условие для успешной карьеры в бизнесе в США. MBA - образовательные программы имеются в 500 образовательных учреждениях Соединённых Штатов Америки, а дипломы МВА ежегодно получают более 90 тыс. человек. По статистике, более 60% менеджеров американских компаний имеют степень МВА*. Классическая двухгодичная модель обучения МВА окончательно сформировалась в США к середине XX века, когда в первый год слушатели знакомились с обязательными базовыми дисциплинами, а второй год изучали специализированные предметы. В настоящее время существует несколько вариантов получения академической степени: двухгодичная и годовая, очная и без отрыва от основной профессиональной деятельности.
Бизнес-школы США до последнего времени занимали лидирующие позиции на мировом рынке образовательных услуг. Американские школы бизнеса очень быстро реагируют на запросы студентов и работодателей, новые тенденции развития рынка, они быстро внедряют результаты научных исследований в области экономики в свои образовательные программы. В США действуют независимые системы аккредитации, самые престижные из них - это AMBA (The Association of MBAs - Ассоциация выпускников МВА), AACSB (The Association to Advance Collegiate Schools of Business - Американская ассоциация Университетских Школ Бизнеса). Пройти аккредитацию в них для учебных заведений - очень непростая задача. Ведущее место среди американских бизнес-школ, по данным всемирных рейтингов FT.com, Forbes. com, Businessweek.com, занимают Stanford University GSB, Harvard Business School, University of Pennsylvania: Wharton, Columbia Business School, Chicago GSB, Northwestern University (Kellog), MIT Sloan, University of Michigan (Ross). Поступить в американские школы МВА весьма непросто. Для этого необходимо как минимум четырёхлетнее высшее образование, опыт работы на протяжении 2 - 3 лет. Уровень знаний проверяется при помощи специального теста - Graduate Management Admission Test. Большое значение при поступлении имеют рекомендательные письма от университетских преподавателей, в которых работодатели и преподаватели дают характеристику абитуриенту с точки зрения его профессиональных качеств и перспективности обучения по МВА-программе. В последнее время широкое распространение при поступлении в американские бизнес-школы получило интервью, которое является дополнительной возможностью лучше узнать кандидатов.
Выпускники американских бизнес-школ имеют существенные выгоды. Журнал Forbes [2, с. 8] проводит исследования с точки зрения отдачи от инвестиций в образование по программам МВА, где учитываются стоимость образования, зарплата до и после обучения. В рейтинге лучших школ первое место принадлежит Дартмуту, его выпускники за первые пять лет после окончания получают прибыль в $115 тыс. в год, второе место занимает Стэн-фордский университет ($102 тыс.), третье - Гарвард ($94 тыс.). Затраты на получение бизнес-образования своих сотрудников часто финансирует компания. Однако студент может и сам оплачивать своё обучение, получив на эти цели образовательный кредит. В США кредитование бизнес-образования широко распространено, многие американские бизнес-школы напрямую сотрудничают с банками.
*www.e-xecutive.ru/wiki/index.php / Бизнес-образование_в_США.
Западная Европа
Первые школы бизнеса появились в Европе в 1950-х гг. С тех пор Европа продвинулась далеко вперёд и завоевала устойчивые позиции в мировом бизнес-образовании, на равных конкурируя с США. Каждый год количество студентов на программах МВА в Европе увеличивается. В отличие от американских школ, европейские бизнес-школы больше опираются на конкретные знания рынка, чем на стандартные модели и бизнес-ситуации. Иными словами, они учат, прежде всего, решению конкретных бизнес-задач. В большинстве европейских школ обучение длится один год, что позволяет экономить деньги и время. Школы бизнеса Европы отличаются сверхинтернациональным составом учащихся, доходящим почти до 96%, как в швейцарской IMD-Lausanne. В европейских школах более 70% слушателей - иностранные граждане, в то время как в США их количество не превышает 30%. В условиях глобализации это очень важно. В европейских бизнес-школах очень большое значение придают наличию у абитуриента опыта работы, поэтому студенты европейских школ бизнеса, как правило, старше своих американских коллег.
Европейские бизнес-школы отличаются также большой специализацией, что делает их более конкурентоспособными [3, с. 175]. Например, Лондонская школа бизнеса (LSB) привлекательна для финансистов - её МВА по финансам считается лучшей в Европе. Роттердамская школа менеджмента и британская бизнес-школа Cass известны своими программами по предпринимательству. Ещё одно преимущество европейских школ бизнеса -мультилингвизм. Во многих бизнес-школах преподавание ведётся на двух языках - английском и на языке страны, где она расположена. Так, французская школа HEC предлагает 16-месячный курс МВА на английском и французском языках. В выпускниках HEC заинтересованы многонациональные корпорации, которым нужны сотрудники, говорящие на нескольких языках. Двуязычные программы есть у испанской IESE, итальянских SDA Bocconi и MIB. Для европейских школ бизнеса особенно характерна гибкость и высокая адаптивность. На сегодняшний день в европейских странах насчитывается более 500 бизнес-школ. Британской ассоциацией МВА, которая контролирует качество преподавания, аккредитована только треть из них. Лидерами европейских бизнес-школ, по данным FT.com., являются HEC (Франция), London Business School (Великобритания), Instituto de Empresa (Испания). Стоимость обучения в европейских бизнес-школах зависит от престижности школы и составляет от 10 до 40 тыс. евро в год, что значительно дешевле, чем в США.
Бизнес-образование в Великобритании
Первые бизнес-школы открылись в Великобритании в 1960-е гг. Сегодня британские университеты предлагают сотни высококачественных программ бизнес-образования. Программы MBA Великобритании обычно состоят из лекций, семинаров, прохождения практики в одной из компаний Великобритании и работе над проектом. Бизнес-школы Великобритании дают глубокие знания и опыт их практического применения. Первое место в международном рейтинге программ MBA Financial Times за 2010 г. заняла London Business School (LBS). Великобритания занимает второе место после США по количеству представленных школ в этом рейтинге*.
Бизнес-образование во Франции
Школы бизнеса в традиционном понимании появились во Франции в середине XX века, однако первые коммерческие школы зародились ещё в XIX столетии. В настоящее время французские школы бизнеса занимают лидирующие позиции в мировых рейтингах программ, часто в сотрудничестве с другими ведущими мировыми школами бизнеса.
*www.avesa.ru/biznes-obrazovanie-v-GB.
Бизнес-образование в Германии
Исторически сложилось так, что в Германии, самой большой и экономически развитой стране Западной Европы, интерес к МВА был не таким высоким, как в некоторых других европейских странах. Ещё в 1990 г. в Германии было не более 10 МВА-программ, но сегодня на рынке представлены 270 программ, предлагаемых 130 учебными заведениями*. МВА-программы начали завоёвывать немецкий рынок образовательных услуг относительно недавно, в последние 10 - 15 лет. Ранее нишу МВА вполне успешно занимала степень PhD, которая до сих пор высоко ценится немецкими работодателями. Многие немецкие менеджеры, включая тех, «кому за 30», начали возвращаться к учёбе и поступать в бизнес-школы. На немецком рынке МВА представлены как местные, так и зарубежные школы. В целом национальные образовательные учреждения, которые предлагают МВА-программы в Германии, можно разделить на три группы:
1) традиционные исследовательские университеты (например Mannheim, University of Leipzig (HHL) или Hochschule für Unternehmensführung (WHU);
2) университеты прикладных наук (например, Hochschule Reutlingen University или Hochschule Furtwangen University), которые делают главный акцент на практических тренингах/стажировке, наряду с учебной программой, и университеты корпоративного образования (например, Berufsakademie Karlsruhe под управлением земли Baden-Württemberg);
3) независимые учреждения (например, ESMT, Берлин).
Во всех лучших бизнес-школах Германии обучение ведётся на английском языке, что делает их привлекательными для иностранных студентов. Многие немецкие школы, включая WHU, GISMA, Goethe, тесно сотрудничают с американскими университетами такими, как Kellogg, Duke и др. В настоящее время в Германии насчитывается более сотни MBA-программ. В основном, немецкие управленцы предпочитают программы part-time или EMBA full-time программам MBA. Половина всех программ - немецкоязычные, на остальных - все предметы преподаются либо на двух языках (немецкий и английский), либо исключительно на английском языке. Количество англоязычных программ увеличивается ежегодно. К преимуществам немецких бизнес-школ относится их относительно невысокая стоимость обучения, в среднем 18 тыс. евро в год. В среднем длительность программ МВА в Германии составляет 21 месяц. Длительность full-time-программ составляет 11 месяцев, а part-time-программ - до 48 месяцев. Многие школы при поступлении требуют результаты тестов GMAT и TOEFL, рекомендации, интервью. В Германии почти не осталось бесплатных МВА-программ. В 2005 г. таких было 19, сегодня лишь 3.
Бизнес-образование в Азии
Развитие бизнес-образования в азиатском регионе началось в 1990-х гг. Экономический рост и, как следствие, рост потребности в квалифицированных управленцах серьёзно ускорил этот процесс. Поначалу самым простым решением проблемы стала массовая отправка персонала на обучение за границу. Однако неэффективность этого подхода стала очевидна достаточно быстро. Экономический рост в странах Азии привёл к тому, что вместе с крупными западными компаниями в азиатские страны пришли бизнес-школы, в первую очередь, американские. Затем к ним присоединились европейские школы. Они стали создавать там свои филиалы и совместные программы. На сегодняшний день в азиатском регионе действуют как местные школы (китайские, индийские), так и совместные с западными бизнес-школами проекты.
В настоящее время, вне зависимости от исторически сложившихся образовательных процессов в бизнес-школах разных регионов, основные виды бизнес-образования в мире одинаковые.
*www.begin.ru/main/news_and_articles/articles/6019.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ В МИРЕ
MBA образование
MBA (или Master of Business Adminstration - Мастер делового администрирования) - магистерская степень бизнес-образования. MBA-образование зародилось в США в конце XIX в., его появление было связано с попыткой внедрить научный подход к менеджменту [5, с. 128]. Постепенно сформировались основы программы MBA - базовые курсы по финансам, маркетингу, менеджменту и другим областям бизнеса, что делает её универсальной. Но, наряду с универсальными, существуют специализированные программы MBA, в которых большее внимание уделяется той или иной дисциплине. Впервые магистерская степень в бизнес-образовании была присвоена выпускникам Tuck School of Business, которая является частью Дартмутского колледжа (Dartmouth College) и была основана в 1900 г. Слушатели этой школы углублённо изучали коммерцию как науку и получили степень «Master of Science in Commerce». Первую в мире программу MBA предложила Высшая школа делового администрирования в Гарвардском университете, основанная в 1908 г. В Европе первая бизнес-школа с программой MBA появилась в 1957 г. - INSEAD во Франции*.
Считается, что лучшие в мире программы MBA - в США. Но постепенно американские бизнес-школы сдают свои позиции, хотя и сохраняют лидирующее положение. Их доля в списке 100 лучших в международном рейтинге программ MBA газеты Financial Times на 2010 г. остаётся наибольшей и насчитывает 56 школ. Великобритания занимает второе место по количеству представленных школ.
Корпоративные университеты
Корпоративный университет - это система внутрифирменного развития и подготовки персонала, которая тесно связана со стратегией развития организации. Первые корпоративные университеты возникли в 1970-е гг., их назначением было обучение, полностью погруженное в практику. Первый корпоративный университет возник в 1961г. в компании McDonalds и назывался Gamburger University. Для компании было очень важно подготовить новые кадры, которые воспроизводят идеологию фирмы и транслируют её в любой стране мира. Никакое другое бизнес-образование, кроме корпоративного университета, этой проблемы решить не могло. Постепенно корпоративные университеты возникли в компаниях Disney, Coca-Cola, Motorola, Procter&Gamble, General Electric.
Основной рост корпоративных университетов пришёлся на 1990-е гг. По данным эксперта Ричарда Гринберга, с 1988 по 1998 год количество корпоративных университетов увеличилось в 4 раза - с 400 до 1600. В настоящее время корпоративные университеты есть уже и в небольших компаниях со штатом от 500 чел.** Они имеют разные названия, в т.ч. корпоративные академии, учебные центры и т.д., но суть у них одна - выстроенная система внутрифирменного обучения для всех уровней руководителей и специалистов в рамках идеологии и стратегии развития компании, объединённая единой концепцией и методологией.
Сегодня одним из крупнейших корпоративных университетов считается подразделение IBM Global Learning, которое имеет в своём составе более 3400 преподавателей в 55 странах мира; в арсенале университета 10 000 специализированных курсов. Яркий пример крупного и успешного корпоративного университета - Motorola University. Годовой бюджет этой организации -около 100 млн. долларов, её представляют 99 подразделений в 21 стране
*www. mba-online. ru/mba .obr.html.
** www.top-personal.ru/issue.html?1496.
мира. Motorola University с постоянным штатом из 400 сотрудников является одним из крупнейших корпоративных университетов мира и охватывает четыре мировых региона.
С середины 1990-х гг. многие корпоративные университеты стали существовать как независимые структуры компании и предлагать свои услуги по обучению также сторонним организациям. Новая система финансирования предопределяет то, что бюджет корпоративного университета формируется, исходя из реальных потребностей бизнеса. Сегодня оформилось два основных подхода к созданию корпоративного университета: союз с традиционными учебными заведениями и формирование самостоятельной структуры. Первый вариант получил большее распространение как более дешёвый и простой способ создать собственное учебное заведение. Однако в последние годы приобретает все большую популярность создание собственных образовательных структур.
По данным организаций, специализирующихся на анализе корпоративного образования, число таких «внутренних» корпоративных университетов значительно возросло, и в 2010 г. их число сравнялось с количеством корпоративных университетов, созданных на основе союза с традиционными образовательными учреждениями. На сегодняшний день существует несколько причин создания самостоятельной образовательной структуры в компаниях мира. Основные причины создания корпоративных университетов - ассимиляция новых менеджеров в компании, удержание ценных кадров; укрепление и развитие ослабевшей корпоративной культуры; внедрение в компании механизмов непрерывного совершенствования, повышения отдачи от проектов трансформации. Исследование, проведённое Национальным центром качества образования персонала (США), показало, что 10%-ое увеличение затрат на повышение образовательного уровня сотрудников повышает их производительность на 8,6%, тогда как 10%-ое увеличение инвестиций в оборудование приводит к росту производительности только на 3,4%.
Корпоративное обучение имеет определённые преимущества перед другими видами бизнес-образования. Так, MBA расширяют кругозор, но после прохождения курсов, сдачи различных экзаменов возникает проблема применения полученных знаний в реальной корпоративной среде. Бизнес-тренинги как кратковременное обучение далеко не всегда позволяют применить полученные знания на практике, поскольку они разрабатываются без учёта особой специфики предприятия и не предполагают постоянного отслеживания внедрения полученных знаний в дальнейшем. Корпоративное бизнес-обучение - это реальное погружение в проблемы компании. Корпоративный университет использует все традиционные формы бизнес-образования: бизнес-тренинги, краткосрочные и среднесрочные курсы повышения квалификации персонала, проблемно-проектные семинары и др. Современная система корпоративного университета предполагает, наряду с классическими формами обучения, применение нестандартных инструментов.
Разработанные в университете программы затрагивают все уровни компании как топ-менеджеров, так и руководителей низового звена. Ценность обучения в корпоративных университетах состоит в том, что у проучившихся в них формируются такие элементы корпоративной культуры как взаимопонимание, культура коллегиального принятия решений, единый управленческий язык.
Обзор мирового опыта института бизнес-образования в мире позволяет сделать вывод: оно появляется там и тогда, где и когда создаются для этого необходимые условия. Прежде всего, это касается создания необходимой экономической среды и необходимого уровня развития образования. Если первое формирует запрос на бизнес-образование, то второе предоставляет возможности и ресурсы для удовлетворения потребности в бизнес-обучении. Процесс институционализации бизнес-образования предполагает развитие
соответствующей законодательной базы, формализацию правил функционирования этого института, создание объединений, которые прямо или косвенно регулируют качество предоставляемых бизнес-образовательных услуг, формирование образовательных потребностей определённых социальных общностей и устойчивых практик их реализации через систему учреждений бизнес-образвания.
Сегодня бизнес-образование получило развитие во всем мире. К имеющим высокую репутацию американским школам бизнеса добавились европейские и азиатские. Ещё один вывод состоит в том, что бизнес-образование в разных регионах мира сохраняет общие сущностные черты, состоящие в наиболее полном удовлетворении потребностей в обучении экономических субъектов. Вместе с тем, оно имеет региональные различия, которые объясняются особенностями развития экономики той или иной страны, спецификой её системы образования, культурными, ментальными особенностями населения.
Литература
1. Бергер, П. Социальное конструирование реальности [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман. - М. : Сокол, 1995. - 256 с.
2. Бондарь, Д.С. Как найти деньги на МВА [Текст] / Д.С. Бондарь // Forbes. -2010. - 10.03. - 200 c.
3. Буховцев, А.В. 100% MBA. Выбираем бизнес-школу в России и за рубежом [Текст] / А.В. Буховцев. - М. : Новый издательский дом, 2004. - 480 с.
4. Евенко, Л.И. Обучение в течение всей жизни и бизнес-образование: современные тенденции [Текст] / Л.И. Евенко // Бизнес-образование. - 1994. -№ 1. - 104 с.
5. Кейнер, С. Планета МБА. Бизнес-школы. Взгляд изнутри [Текст] / С. Кей-нер. - М. : Олимп-Бизнес, 2003. - 256 с.
6. Кузьминов, Я., Филонович С. Бизнес-образование в России: состояние и перспективы (содержательно-институциональные аспекты) / Я. Кузьминов, С. Филонович // Вопросы экономики. - 2004. - № 1. - 160 с.