Научная статья на тему 'БИПОЛЯРНОСТЬ В ПОНИМАНИИ ГЕНЕЗИСА ФЕНОМЕНА СПОРТИЗАЦИИ'

БИПОЛЯРНОСТЬ В ПОНИМАНИИ ГЕНЕЗИСА ФЕНОМЕНА СПОРТИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / МЕХАНИЗМ СПОРТИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лубышева Л. И.

Цель исследования - обосновать биполярность генезиса развития феномена спортизации с позиции исторического контекста. Результаты исследования и выводы. Спорт и физическая культура как два социальных феномена прошли сложный исторический путь развития от телесно-двигательных практик к современному социальному институту, создавая дуалистический характер спортизации. Следуя философской парадигме биполярности любого явления, современная спортизация реализовывается, с одной стороны, при использовании потенциала исторического генезиса данного феномена, с другой - при условии адаптации конверсионных технологий к новым условиям спортивной деятельности на основе сохранения ее внутренних механизмов и эволюции применяемых средств и методов на всем протяжении времени ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лубышева Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIPOLARITY IN UNDERSTANDING THE GENESIS OF THE SPORTIZATION PHENOMENON

Objective of the study was to substantiate the bipolarity of the genesis of the development of the phenomenon of sportization from the standpoint of the historical context. Results and conclusions. Sport and physical culture as two social phenomena have gone through a complex historical path of development from bodily-motor practices to a modern social institution, creating a dualistic nature of sportization. Following the philosophical paradigm of the bipolarity of any phenomenon, modern sportization is realized, on the one hand, using the potential of the historical genesis of this phenomenon, on the other hand, subject to the adaptation of conversion technologies to the new conditions of sports activity based on the preservation of its internal mechanisms and the evolution of the means and methods used throughout over the course of its development. Introduction. Sport is an important part of the general culture of society, its natural phenomenon, inherent in social life and inseparable from it.

Текст научной работы на тему «БИПОЛЯРНОСТЬ В ПОНИМАНИИ ГЕНЕЗИСА ФЕНОМЕНА СПОРТИЗАЦИИ»

В ПОИСКАХ НОВОГО ПРОРЫВА

ВЫПУСК №3, 2023

ПЕРСПЕКТИВА

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

БИПОЛЯРНОСТЬ В ПОНИМАНИИ ГЕНЕЗИСА ФЕНОМЕНА СПОРТИЗАЦИИ

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева1 'Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва УДК/ШС 796.011.1

Цель исследования - обосновать биполярность генезиса развития феномена спорти-зации с позиции исторического контекста.

Результаты исследования и выводы. Спорт и физическая культура как два социальных феномена прошли сложный исторический путь развития от телесно-двигательных практик к современному социальному институту, создавая дуалистический характер спортизации.

Следуя философской парадигме биполярности любого явления, современная спорти-зация реализовывается, с одной стороны, при использовании потенциала исторического генезиса данного феномена, с другой - при условии адаптации конверсионных технологий к новым условиям спортивной деятельности на основе сохранения ее внутренних механизмов и эволюции применяемых средств и методов на всем протяжении времени ее развития.

Ключевые слова: исторический контекст, физическая культура, спорт, механизм спор-тизации.

Введение. Спорт является важной частью общей культуры социума, его закономерным феноменом, внутренне присущим социальной жизни и неотделимым от нее.

Данный тезис имеет историческое содержание, поскольку спорт в своем становлении прошел сложный путь развития от единоборческого явления к спортивной деятельности, включающей в себя систему соревнований, подготовку к ним и множество социальных отношений, способствующих реализации тренировочных практик людей разного пола, возраста, национальности, статуса и т.д.

Цель исследования - обосновать биполярность генезиса развития феномена спортизации с позиции исторического контекста.

Результаты исследования и их обсуждение. Древняя агональная (игровая) и спортивная (развлекающая) практика первоначально выступала системным религиозным ритуалом выполнения физических упражнений, в основу которого было заложено спортивное соревнование - особая форма состязательности, характерная для религиозно-культовой жизни народов. В то же время спорт с древних времен и до наших дней становился по своему содержанию культурно-цивилизованным замещением физического воспитания и культуры единоборств. Исторической институ-ализации спорта способствовало периодическое усиление религиозного влияния в системах физического воспитания, вызванное не их природой, а политизацией в условиях обострения социально-классовых и межнациональных противоречий [2]. Исторические предпосылки детерминировали процесс адаптации физического воспитания к спорту посредством механизма спортизации. Данные изменения трансформировали социальную сущность видового разнообразия единоборств и физических упражнений в их институциональное оформление как спортивной деятельности.

Механизм спортизации положен в генезис развития современного спорта. Многократно доказано, что спорт как социальный феномен современной жизни является для молодежи школой становления характера, мужества, воли, в которой можно научиться выигрывать и проигрывать. В спорте моделируются различные проблемные ситуации и пути выхода из сложностей, которые встречаются и в спортивной деятельности, и в обычной жизни человека. Таким образом, уже в нынешнее время возникает феномен спортизации физического воспитания как процесс социализации молодежи.

Понятие спортизации в современном образовании включает в себя конверсионное проникновение в учебный процесс высоких спортивных технологий с целью формирования у молодежи мотивации и интереса к занятиям спортом. Спортизация физического воспитания создает равные возможности для саморазвития и самосовершенствования психофизических качеств и двигательных способностей каждого занимающегося посредством спортивной деятельности, которая оперативно реагирует на мотивацию, интересы и потребности занимающихся [1].

В то же время вполне понятно и то, что невозможно перенести в физическое воспитание (тем более детей и подростков) сложившуюся в спорте высших достижений систему соревнований с жесткими конкурентными отношениями спортсменов, тщательной фиксацией результатов с использованием сложных технических устройств, отбором спортсменов для соревнований более высокого уровня, выполнением спортивных разрядов и званий.

BIPOLARITY IN UNDERSTANDING THE GENESIS OF THE SPORTIZATION PHENOMENON

Dr. Hab., Professor L.I. Lubysheva1 1Russian University of Sport (SCOLIPE), Moscow

Поступила в редакцию 28.02.2023 г.

Objective of the study was to substantiate the bipolarity of the genesis of the development of the phenomenon of sportization from the standpoint of the historical context. Results and conclusions. Sport and physical culture as two social phenomena have gone through a complex historical path of development from bodily-motor practices to a modern social institution, creating a dualistic nature of sportization.

Following the philosophical paradigm of the bipolarity of any phenomenon, modern sportization is realized, on the one hand, using the potential of the historical genesis of this phenomenon, on the other hand, subject to the adaptation of conversion technologies to the new conditions of sports activity based on the preservation of its internal mechanisms and the evolution of the means and methods used throughout over the course of its development. Introduction. Sport is an important part of the general culture of society, its natural phenomenon, inherent in social life and inseparable from it.

Key words: historical context, physical culture, sport, sportization mechanism.

До настоящего времени идея массовых соревнований весьма неоднозначно воспринималась многими учеными и тренерами, связывая состязания с такими негативными явлениями, как травматизм, деформация личности, проникновение духа коммерциализации в спорт, разрушительное влияние сверхнагрузок на здоровье спортсменов, нечестная игра, неуважение к противнику. Однако если в спорте высших достижений в настоящее время отказаться от этого невозможно, то в спортизирован-ном физическом воспитании следует активно использовать огромный воспитательный потенциал соревнований, основанный на базовых ценностях спорта: дружбе, взаимопомощи, честном соперничестве, гармонии тела и духа. В то же время хотелось бы подчеркнуть, что соревновательное начало, нацеленность на достижение победы, установление рекорда является главной отличительной характеристикой спорта, например, от культуры физической, где соревновательный метод лишь один из способов повышения интереса и мотивации занимающихся к физической активности.

Исторически сложившаяся культовая религиозная агрессивность соревновательного начала телесно-двигательных практик до сих пор привносит в феномен спортизации противоречивость состязательной деятельности, которая может выражаться в нарушении правил, «звездной болезни спортсменов», жестокости по отношению к сопернику, договорных победах и т.п.

Тем не менее, учитывая важность соревновательного аспекта, спорти-зация физического воспитания должна включать наряду с внедрением и адаптацией технологий спортивной тренировки и соревновательный принцип, основанный на следующих конверсионных условиях:

• быть общедоступными, не требовать узкоспециальной спортивной подготовки;

• позволять участвовать в соревнованиях большому количеству молодых людей;

• предоставлять равные возможности к участию в соревнованиях занимающимся разного пола, возраста и физических способностей;

• оценивать результаты без использования сложных процедур и дорогостоящего оборудования.

Вывод. Следуя философской парадигме биполярности любого явления, современная спортизация будет успешно реализовываться, с одной стороны, при использовании ценностного потенциала исторического генезиса данного феномена, с другой - при условии адаптации конверсионных технологий к новым условиям спортивной деятельности на основе сохранения ее внутренних механизмов и эволюции применяемых средств и методов на всем периоде ее развития.

Литература

1. Лубышева Л.И. Конверсия высоких спортивных технологий как методологический принцип спортизированного физического воспитания и «спорта для всех» / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 4. - С. 6-8.

2. Передельский А.А. Двуликий Янус. Спорт как социальный феномен: сущность и онтологические основания: монография / А.А. Передельский. - М.: Спорт, 2016. - 312 с.

Информация для связи с aBTopoM:fizkult@teoriya.ru

№3 • 2023 Март | March

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.