Научная статья на тему 'Бинарный урок как эффективный способ формирования у учащихся целостного восприятия мира'

Бинарный урок как эффективный способ формирования у учащихся целостного восприятия мира Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
869
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИНАРНЫЙ УРОК БИОЛОГИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / ОРГАНИЦИСТЫ / НООСФЕРА / ЦЕЛОСТНОЕ МИВОВОСПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилина Татьяна Александровна, Воронкова Галина Владимировна

В статье рассмотрена технология проведения бинарных уроков. В ка-честве примера для детального рассмотрения предлагается конспект би-нарного урока обществознания и биологии, проведенного в 10 классе, по теме «Организм человека и общества: точки пересечения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бинарный урок как эффективный способ формирования у учащихся целостного восприятия мира»

Шилина Татьяна Александровна,

кандидат исторических наук, учитель истории, обществознания, права МОУ «СОШ № 17», г. Вольск

shili-tatyana2009@yandex. т

Воронкова Галина Владимировна,

учитель биологии и химии МОУ «СОШ № 17», г. Вольск

gvvoronkova@yandex.ru

Бинарный урок как эффективный способ формирования у учащихся целостного восприятия мира Аннотация. В статье рассмотрена технология проведения бинарных уроков. В качестве примера для детального рассмотрения предлагается конспект бинарного урока обществознания и биологии, проведенного в 10 классе, по теме «Организм человека и общества: точки пересечения». Ключевые слова: бинарный урок биологии и обществознания, творческие задания, органицисты, ноосфера, целостное мивовосприятие.

В настоящее время, когда объём информации удваивается менее чем за три года (результаты исследований ЮНЕСКО), школьники перегружены не по количеству часов, а по объёму информации, приходящемуся на каждую минуту урока. У ребят не остаётся времени обдумать, осознать и «присвоить» полученные сведения, а это сказывается на уровне глубины усвоения знаний.

Многие теоретики педагогической науки и педагоги-практики признают необходимость перехода от учения как запоминания, накопления статичных знаний к учению как интеллектуальному развитию, к формированию динамически структурированных систем умственных действий. Перед школой стоит задача формирования у учащихся целостного миропонимания и научного мировоззрения. На наш взгляд, одно из существенных мест в названном процессе должно быть отведено бинарным урокам.

Технология бинарных уроков достаточно полно освещена в отечественной педагогической науке. Но на практике педагоги не часто прибегают к данной технологии, отмечая такие, на их взгляд, существенные недостатки: трудности согласования учебных планов по разным предметам, психологической и методической совместимости педагогов и, наконец, сложности чисто организационного порядка (трудно вписать бинарный урок в школьное расписание). Все вышеперечисленное наталкивает на мысль: «Стоит ли овчинка выделки?». Предпримем попытку ответить на этот вопрос, рассмотрев не только «минусы», но и «плюсы» бинарных уроков.

Бесспорно, для создания хорошего материала бинарного урока требуется много времени: необходимо сформулировать тему, при этом учитывать не только собственные педагогические цели и задачи, провести тщательный анализ учебного материала минимум двух курсов, приступить к совместному тщательному планированию хода урока, четко определив роль каждого педагога в предстоящем учебном занятии.

Однако перечисленные сложности нельзя рассматривать, как потерю времени. Возможность рассмотрения чисто теоретических знаний через призму их практической значимости для учащегося, способность творческого педагога занять надпредметную позицию в бинарном уроке - все это позволяет соединить отдельные факты, понятия, научные термины в головах ребят воедино, а значит формировать у учащихся целостность мировосприятия.

Оправдано применение бинарных уроков на стадии закрепления ранее изученного материала. Применение индуктивных методов познания позволяет учащимся увидеть, казалось бы, хорошо знакомый материал в новом свете. Не менее важную роль играет и качественное увеличение учебного времени: отход от дробления материала позволяет учителю включить в содержание урока большое количество творческих заданий, а это в свою очередь положительно сказывается на формировании различных ученических компетенций.

В качестве примера предлагаем для детального рассмотрения конспект бинарного урока обществознания и биологии, проведенного в 10 классе, по теме «Организм человека и общества: точки пересечения».

Цель: создание целостного восприятия таких важных понятий как организм человека и общества.

Задачи:

- рассмотреть организм человека и общества как целостную, саморегулирующую систему;

- формировать умения и навыки работы с различными видами информации;

- расширять мировоззрение, развивать познавательный интерес учащихся;

Ход занятия:

I. Организм человека и общество как системы.

Учитель обществознания. Сегодня у нас пройдет необычный урок - бинарное занятие по обществознанию и биологии по теме «Организм человека и общества: точки пересечения». Перед началом занятия мы создадим две группы - группы «Биологов» и «Социологов». Для этого подойдите к столу и возьмите лист того цвета, который Вам понравился. Создайте группу по цветовой гамме.

Посмотрите на столах лежат листы и критерии самоконтроля (Приложение 1). Изучите их совместно с товарищами в группе. В течение занятия Вы будете оценивать свою работу и заносить оценку согласно предложенным критериям в лист самоконтроля. Мы глубоко убеждены, что Вы не только станете нашими единомышленниками, но и сможете объективно, по достоинству оценить

собственную работу. По окончанию урока не забудьте сдать листы самоконтроля. На следующем занятии, после согласования наших мнений, Вам будет выставлена окончательная оценка.

Учитель биологии. Ни у одного школьника не вызовет сомнение такое понятие как «организм человека». Этой теме в школьном курсе биологии уделен ни один урок. Но правомерно ли утверждать, что человеческое общество можно определить через это же понятие? Связаны ли между собой едиными принципами жизни организмы Человека и Общества?

Сегодня мы предпримем попытку ответить на этот не простой вопрос. И для начала посмотрим на организм человека и общества как на систему, попробуем увидеть их «точки пересечения». Вспомнив сведения из курса математики, предложите свои версии определения понятия «Система».

Итак, система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.

Учитель биологии. Команде «Биологов» предлагается вспомнить из курса биологии факты, доказывающие, что организм человека - это целостная система. Команде «Социологов» - подобная задача, относящаяся к обществу. В помощь вам будут предложены элементы рассматриваемых систем. Нужно соотнести мелкие элементы к более крупным, тем самым создав систему. На выполнения Вам отводится 3-4 минут.

Задания 1

Организм человека как система Общество как система

Клетка, пищеварительная система, кровеносная система, дыхательная система, эндокринная система, опорно-двигательная система, желудок, толстый кишечник, пищевод, тонкий кишечник, капилляры, артерии, вены, сердце, легкие, носоглотка, гортань, трахеи, поджелудочная железа, гипофиз, щитовидная железа, надпочечники, мышцы, кости, хрящи, связки. Человек, политическая сфера, экономическая сфера, социальная сфера, духовная сфера, мораль, религия, семья, нация, производство, наука, политическая элита, государство, язык, территория, деньги, этнос, идеология, партии, общественные организации

(Указанные элементы нанесены на отдельные карточки разных цветов, которые нужно сложить друг с другом по примеру пазлов).

Фронтальная проверка: Посмотрите на сложенные Вами карточки, переверните их. При условии правильного выполнения задания, у вас должна совпасть цветовая гамма геометрических фигур.

Однако помните, что простой набор элементов - еще ни система. Нужно установить связи между системами. На конкретном примере покажите взаимосвязь нескольких систем организма человека и общества. Продумайте в команде структуру своего рассказа, подготовьте спикеров от команды. Время работы 7-8 минут.

«Социологи» рассмотрят взаимосвязи сфер общества, а «Биологи» проиллюстрирует связь систем организма человека.

Афиширование работ учащихся.(Приблизительные ответы).

«Социологи»: В 1917 году к власти в России пришла большевистская партия. Это изменение в политической сфере. Оно, безусловно, вызвало трансформацию экономической системы - от рыночных отношений страна перешла к командно-административной экономической системе. Наука и искусство были поставлены на службу новой идеологии, а это изменения в духовной сфере общества. По-новому смотрела власть и на задачи семьи, да и народа в целом - факторы социальной сферы. Следовательно, изменения в одной сфере неизменно повлияют на все сферы общества.

«Биологи»: Рассмотрим связь на примере трех систем организма - дыхательной, пищеварительной и кровеносной: «Любому живому организму и человеку, в том числе, для нормальной жизнедеятельности необходима энергия. Энергия вырабатывается на клеточном уровне. Для осуществления этого процесса необходима слаженная работа нескольких систем. С помощью пищеварительной системы происходит расщепление макромолекул или полимеров до мономеров. Пища попадая в ротовую полость подвергается механическому измельчению (за счет зубов), химическому расщеплению (например, углеводов) под действием ферментов слюны, формирование пищевого комка и проталкивание его в следующий отдел. Мощные мышцы стенки глотки и пищевода проталкивают пищевой комок в желудок, где под действием ферментов и желудочного сока происходит расщепление белковых молекул. Из желудка пищевая кашица небольшими порциями поступает в тонкий кишечник. Здесь под действием кишечного сока и более 20 ферментов происходит окончательное расщепление белков, жиров и углеводов до низкомолекулярных соединений, которые всасываются через однослойный эпителий кишечных ворсинок и попадают в капилляры и лимфатические сосуды. Далее в работу включается кровеносная система, основная функция которой доставить или транспортировать питательные вещества до каждой клетки. Биологическое окисление в клетке не произойдет без кислорода. Для того чтобы в клетки попали молекулы кислорода необходимы действия дыхательной, а затем кровеносной систем. Порция воздуха попадает в носовую полость, где он согревается, очищается и увлажняется. Из носовой полости через носоглотку, ротоглотку, гортань, трахею, бронхи, бронхиолы, бронхиальное дерево воздух попадает в легочные пузырьки или альве-

олы. Здесь по средствам диффузии происходит газообмен. Далее молекулы кислорода попадают в кровяное русло и прицепляются к белку гемоглобину, который входит в состав эритроцитов. С током крови кислород доставляется к клеткам тканей и органов, где и происходит биологическое окисление, в результате которого высвобождается энергия. Все выше перечисленные процессы осуществляются под контролем ЦНС.

Учитель обществознания. Не случайно объектом нашего внимания стали человек и общество. Об особенностях их существования рассуждали выдающиеся умы прошлого. Согласно теории Ч.Дарвина о живых организмах именно человек является вершиной эволюции. Но в то же время человек - это клетка общества, представляющая собой обособленную, наименьшую по размерам структуру, которой присуща вся совокупность свойств жизни. Он является наименьшей структурой, из которой строятся организмы общества и государства. Человеку присуща вся совокупность свойств жизни, включая жизнь духовную, и он может поддерживать эти свойства в самом себе и передавать их в ряду поколений.

Высказанная сейчас мысль отнюдь не нова. Родоначальником в социологии направления ор-ганицизм был Огюст Конт, у которого мы впервые встречаемся с идеей о том, что общество следует рассматривать как своего рода организм. Он является, вместе с тем, родоначальником стремления дать социологии чисто биологическое основание. Настоящее развитие эта идея получила лишь во второй половине XIX в., когда в биологии утвердился взгляд на организм как на своего рода общество, составленное из элементарных жизненных единиц. Самым замечательным представителем органичной теории общества является Герберт Спенсер. Развитие общества он рассматривал по аналогии с развитием организма.

Посмотрите на две системы, воспроизведенные Вами в предыдущем задании. Вспомните функции систем организма человека и сфер общества. Подумайте и предложите варианты аналогии жизнедеятельности систем организма человека и сфер обществ. Помните, в этом задании НЕ МОЖЕТ быть единственно правильного ответа. Главное аргументировать Вашу гипотезу. Подготовьтесь к защите (для наглядности командам предлагается шаблон человека).

Афиширование работ учащихся. Подошел к концу первый этап нашего урока. Пододвиньте к себе листы самоконтроля, выставите баллы за работу.

II. Механизмы самосохранения и саморегуляции человека и общества.

Учитель биологии. Итак, ребята, на первом этапе нашего урока мы убедились, что человек и общество - это целостные системы, состоящие их взаимосвязанных элементов. К тому же организм человека представляет собой сложную систему, способную к саморегуляции. Она позволяет организму эффективно приспособиться к изменениям окружающей среды.

Саморегуляция физиологических функций - основной механизм поддержания жизнедеятельности организма на относительно постоянном уровне. В ходе естественного отбора в процессе приспособления к среде организмами были выработаны общие регуляторные механизмы различной физиологической природы. О каких механизмах идет речь?

Фронтальный опрос

Предполагаемые ответы учащихся.

1. Первое, что можно отнести к саморегуляции - это гомеостаз - способность биологических систем поддерживать относительное постоянство внутренней среды организма. Особое значение для организма имеет постоянство состава крови: соотношения ионов (натрия, калия, кальция, хлора, магния, фосфора), осмотического давления, газового состава, частоты дыхания и сердечных сокращений, содержания глюкозы. Наиболее чувствительны к недостатку снабжения «горючим» нервные и мышечные клетки. Особенно нервные, так как они обладают незначительными запасами в виде гликогена и даже малое и кратковременное снижение уровня сахара в крови (гипогликемия) приводит к тяжелым функциональным расстройствам, вызывающим угрожающие явления в состоянии всего организма.

2. Метаболизм или обмен в-в - обязательное условие поддержание стабильности в организме. Включает в себя два параллельных процесса анаболизм и катаболизм.

3. Особую роль в поддержании постоянства в.с.о. играет защитная система, т.е. иммунитет.

4. Терморегуляция - совокупность физиоло-

го-биохимических процессов, обеспечивающих постоянство температуры тела у теплокровных животных и человека.

II. Заполнение тематического кроссворда. Ребята, перед вами на столе лежат кроссворды по теме «Саморегуляция организма человека», а также и тематические словари, которые помогут правильно написать термины и вспомнить их научное определение. (Приложение 3). Время написания 5-7 минут.

Проверка правильности выполнения по слайду.

Учитель обществознания. На протяжении нашего занятия мы пробуем с Вами провести параллель между такими, на первый взгляд, родственными, но, с другой стороны, такими отличными понятиями как человек и общество.

Как вы думаете, какие механизмы, несмотря на войны, революции, различные социальные катаклизмы, позволяют человеческому обществу выживать на протяжении длительного исторического отрезка времени? Предполагаемые ответы ребят.

Бесспорно, все вы отчасти правы. Все перечисленное Вами можно объединить в хорошо знакомый кластер «Социальные нормы».

Но стоит вспомнить и еще об одном механизме. О каком? На этот вопрос Вы ответите, прослушав следующую притчу.

«Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой...

И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.

Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.

Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому - музыканта, третьему - лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой?

Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей...»

- О чем этот миф?

Речь идет о совести - внутреннем самоконтроле каждого индивида. О врожденном общественном инстинкте. Следовательно, наш кластер нуждается в доработке. Сделайте это.

Однако стоит учитывать, что на планете Земля насчитывается большое множество различных обществ, которые классифицируются по национальному, территориальному, конфессиональному, демографическому и еще целому ряду признаков. Несомненно, что социальные нормы Древней Индии и, скажем, современной России различны. Но есть такие правила, которым поклоняется абсолютное большинство жителей планеты. Именно их и называют общечеловеческие или вечные ценности. Конечно, они Вам известны. Назовите их._

Вечные ценности

Добро Благородство Достоинство Красота Совесть Вера Надежда Истина Свобода Любовь

Конкурс «Проба пера». Командам предоставляется поработать и в течение 7 минут составить сочинение-рассуждение на тему «Вечные ценности как основной механизм самосохранения человеческого общества».

Афиширование работ учащихся.

Говорить о саморегуляции человеческого организма и общества можно долго, но в заключении мы ограничимся небольшим заданием в формате ЕГЭ.

Установите соответствие:

1.Совесть

2.Законы

3.Метаболизм

4.Традиции А) факторы саморегуляции

5.Религиозные нормы организма человека

6.Гомеостаз Б) факторы саморегуляции

7.Терморегуляция общества

8.Иммунитет

Подошел к концу второй этап нашего урока. Пододвиньте к себе листы самоконтроля, выставите баллы за работу.

III. Человек и общество - открытые системы.

Учитель биологии. На следующем этапе нашего урока мы предпримем попытку взглянуть на человека и общество как на открытые системы. Напомню Вам, что открытая система - это физическая система, которую нельзя считать закрытой по отношению к окружающей среде в каком-либо аспекте -

информационном, вещественном, энергетическом и т. д. Таким образом, наша задача увидеть взаимосвязи и взаимовлияние природы и рассматриваемых нами систем- человека и общества.

Не секрет, что человек и природа взаимосвязаны. Человек - дитя природы, и далеко не первое ее дитя. Мы подошли к понятию эволюция живых организмов планеты Земля. Вспомнить длительный эволюционный путь нам поможет видео материал, в котором вся эволюция живых организмов пройдет за три минуты (просмотр ролика).

Вершиной эволюции является человек. Вам также известно, что и человек как биологический вид, тоже эволюционировал. Вспомнить основные ступени антропогенезенеза поможет игра-лабиринт. Ваша задача, вспомнив основные ступени эволюции человека как биологического вида, отвечать на поставленные утверждения «верно» или «неверно».

Учитель обществознания. Но человек - не только биологическое существо, но и общественное. Общество и природа не противостоят друг другу. Но было бы ошибкой утверждать, что это гармоничное целое. Экологические проблемы в современных условиях приобретают глобальный характер. Многие действия человека по отношению к природе приводили к непредсказуемым последствиям и часто были не удачными. По сути, большинство проблем, связанных с окружающей средой, которые сейчас угрожают технической цивилизации, являются результатом открытий, направленных на решение других проблем и увеличения продолжительности жизни человека.

Хотелось бы привести несколько строк статистических данных. За последние 100 лет: из земных недр было добыто 137 млрд. т угля, 47 млрд. т нефти, 20 трлн. куб. м газа; энергетические потребности общества увеличились в 1000 раз. Только за 25 лет (1950-1975 гг.) потребление всех энергоресурсов в мире увеличилось в 3 раза, нефтепродуктов в 5 раз, электроэнергии в 7 раз, концентрация углекислого газа в атмосфере за последние 100 лет увеличилась на 12-18%, запыленность атмосферы на 10-20%, освещенность Земли снизилась на 7-10%.

К счастью, человечество осознало в XX веке, что спасение Земли - дело всех и каждого. Над этой задачей работали и работают выдающиеся умы, в числе них и советский ученый, мыслитель Владимир Иванович Вернадский. Именно он впервые в нашей стране развил мысль о необходимости создания ноосферы - сферы разума. Он рассматривал это как деятельный шаг спасения планеты.

Наука доказала, что мысль человека - материальна. Сейчас мы с Вами внесем скромную лепту в спасение нашего общего дома, послав сигнал любви планете Земля. Применив основные средства художественной выразительности в рисунке, команды создадут свой рисунок, вложив в него мысли по поднятой проблеме. Посмотрите на слайд, на котором выписаны некоторые цитаты писателей и философов. Думаю, они помогут Вам в творчестве.

«В озоновую дыру посмотрел ангел:

- Господи, скажи им, чтобы они опомнились!» (Л. Костенко)

«О сколько у природы немудрено-мудрых букв! О сколько у человека неумение прочитать...» (П. Тычина)

«Только природа делает великое даром». (А. Герцен)

«Люби природу не как символ

Души своей, Люби природу не для себя,

Люби для нее». (М. Рыльский)

Афиширование работ учащихся.

Подошел к концу третий этап нашего урока. Пододвиньте к себе листы самоконтроля, выставите баллы за работу.

Учитель обществознания. Сегодня у нас состоялся необычный урок: мы предприняли попытку увидеть общее, найти точки пересечения в двух таких, на первых взгляд, абсолютно разных понятиях как организм человека и человеческое общество. В ходе практических заданий смогли установить, что как первый, так и второй объект исследования - это целостные, саморегулирующиеся, открытые системы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Посмотрите на листы самоконтроля, которые Вы вели на протяжении всего времени нашей работы. Суммируйте выставленные баллы. Попрошу сдать листы.

Вспомните наше занятие с самой первой минуты и до этого мгновения. Если Вам понравился урок, выразите это аплодисментами.

Спасибо всем за работу. Урок окончен.

Приложение 1

Критерии самооценки

1 балл 2 балла 3 балла

подавал конструктивные идеи систематизировал идеи товарищей справился с ролью организатора работы группы

активно участвовал в обсуждении идей группы был автором окончательного вывода, принятого группой выступал от имени группы

Лист самооценки

Фамилия Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Итоговый

учаще- Организм чело- Механизмы Механизмы само- Организм челове- Общество - балл

гося века и общества саморегуляции регуляции ка как открытая открытая

- целостная организма организма обще- система (эволюция система

система человека ства человека)

Газизова Алсу Наильевна,

учитель татарского языка и литературы МБОУ «Школа № 62», г. Казань ruzal.master@yandex. т

Методическая разработка по организации исследовательской деятельности учащихся Аннотация. В статье приводятся факторы успешности исследовательской деятельности учащихся, а так же подробно описана модель работы с одарёнными детьми на ступени начального образования.

Ключевые слова: исследовательская деятельность учащихся, любознательность, самомтоя-тельность, одаренные дети.

Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволяет достигнуть важнейших целей образования:

- самостоятельного мышления,

- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний,

- навыков прогнозирования и достижения результатов в области

выбранной темы.

Главная задача учителя заключается в следующем:

- стимулирование исследовательской активности,

- поддержка любознательности,

- стремление экспериментировать,

- самостоятельно искать истину.

Чтобы привить детям начальные навыки исследовательской деятельности необходимо сформировать у них следующие умения:

- видеть проблему,

- задавать вопросы,

- выдвигать гипотезы,

- давать определения понятиям,

- квалифицировать,

- наблюдать,

- проводить эксперименты,

- делать выводы и умозаключения,

- структурировать материал,

- корректно полемизировать с докладчиками на конференции,

- аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.

Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся:

- соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы,

- добровольность выбора темы учащимися,

- максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования,

- компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой,

- уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся

родителей и педагогов школы,

- осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.

Модель работы с одарёнными детьми на ступени начального образования

1. Индивидуальная работа:

- отдельные задания;

- работа с учащимися по отдельной программе.

2. Групповая форма.

3. Массовые формы.

Исследовательская работа учащихся начальных классов является органическим продолжением учебной деятельности. Поэтому многие вопросы, выдвигающиеся для исследования, появляются у ребят в учебном процессе.

Работа общества «Казань - колыбель моя» позволяет учащимся получить первые навыки исследовательской деятельности.

Особая эмоциональность младших школьников создаёт предпосылки для проявления интереса к своей личности, к людям, к состоянию социальной и природной среды. Этот интерес необходимо поддерживать, а работа научного общества даёт для этого все возможности.

Привычные, казалось бы на первый взгляд, стихи, сказки вызывают у ребят особый интерес, если они слушают их в актёрском исполнении или видят в инсценировке. Для этого ребята составляют сценарии и знакомятся с азами актёрского искусства.

В младших классах особый интерес у учащихся вызывает биография писателей, если посетить музеи и воочию увидеть подлинные предметы. В нашем городе таких возможностей много: музей Г. Тукая, А. Алиша, М. Джалиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.