Научная статья на тему 'Интегрированный урок по химии «Химические реакции»'

Интегрированный урок по химии «Химические реакции» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2001
409
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ / ПРИНЦИП МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ / ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ / УСЛОВИЯ ПРОТЕКАНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ / ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Наталья Викторовна, Дубровка Алла Михайловна

Авторы предлагают вниманию читательской аудитории интегрированный урок из разработанной системы уроков развития критического мышления обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинина Наталья Викторовна, Дубровка Алла Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированный урок по химии «Химические реакции»»

Мастер - класс

Дубровка Алла Михайловна

учитель химии и биологии МБОУ СОШ 3 Барабинского района Новосибирской области Калинина Наталья Викторовна

заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 Барабинского района Новосибирской области

J V.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ХИМИИ «ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ»

Л___________________________________________г

Аннотация. Авторы предлагают вниманию читательской аудитории интегрированный урок из разработанной системы уроков развития критического мышления обучающихся.

Ключевые слова: критическое мышление учащихся, принцип межпредметной интеграции, химическая реакция, условия протекания химической реакции, типы химических реакций.

Цель урока: научить определять признаки химических реакций,условия их протекания.

Задачи:

• формировать умение определять признаки химических реакций, определять условия протекания химических реакций;

• совершенствовать умение отличать физические процессы от химических;

• развивать основные мыслительные процессы: внимание, память, умение анализировать, обобщать, делать выводы; экспериментальные умения;

• способствовать сохранению и укреплению духовного здоровья обучающихся.

Форма урока: работа в химической лаборатории. Принципы урока: принцип межпредметной интеграции, сотрудничества, активности, наглядности, доступности и посильности.

Методы: познавательный, коммуникативный,

групповой (по В. А. Онищук); экспериментальный, проблемно-поисковый, демонстрация видеофрагментов, беседа, рассказ учителя.

Приёмы: образно-звуковое оздоровление, вариативность, эксперимент, коллизия, работа с текстом.

Основные понятия: признаки химической реакции, условия протекания химической реакции, типы химических реакций.

Межпредметные связи: физика, литература,

музыка.

Ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, рабочий лист, лист самооценки, листинструкция, оборудование и реактивы для демонстрационного эксперимента, проведения опыта учащимися; разноцветные шары - «молекулы» настроения.

Планируемые результаты:

Обучающиеся:

• проанализируют, что уже усвоено по данной теме и над чем еще предстоит работать;

• познакомятся с новыми понятиями;

• виртуально соприкоснутся с ноктюрном А. С. Бородина, великого учёного-химика и гениального композитора, «Квартет-2»;

• продемонстрируют свои способности новому собеседнику (учителю).

Продолжат формировать умения:

• работать в группе;

• воспринимать информацию, представленную в виде рассказа учителя;

• рефлексировать свою деятельность.

Ходурока

1. Мобилизующий этап. Установление контакта с классом. Я рада видеть Вас на занятии. Надеюсь на вашу помощь и плодотворное сотрудничество.

2. Вхождение в тему учебного занятия. Сегодня вы впервые будете работать в настоящей химической лаборатории, в качестве научных сотрудников, я провожу вас в мир химических знаний, опытов, открытий. (Показ видеофрагмента химическая лаборатория из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»).

3. Актуализация знаний и постановка проблемы. Итак, Вы, наверное, ребята, знаете, что с телами и веществами происходят различные изменения, которые называют явлениями. Давайте попробуем вспомнить, на какие 2 группы их делят? (физические и химические). А сейчас для вас задание: внимательно посмотрите на экран и определите, к какому типу

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

13

Мастер - класс

относятся предложенные явления (идёт дождь, гроза, кипит вода, горят дрова, горит бенгальская свеча).

Параллельно с просмотром заполните таблицу в рабочем листе (Приложение 1) и не забудьте его подписать. Итак, давайте проверим. Примеры.

4. Определение темы учебного занятия. Какой характеристикой явлений вы руководствовались при выборе ответа? (учащиеся дают определение физическим и химическим явлениям). Предположите, пожалуйста, как будет звучать тема нашего занятия (высказывают предположения).

Итак, тема нашего занятия: Химические реакции (запись в рабочем листе).

За химическими реакциями скрывается удивительный и до конца непознанный мир. Для того чтобы продвинуться на пути его понимания, необходимо провести эксперимент и изучить признаки протекания химических реакций.

Предположите, пожалуйста, а как будет звучать цель нашего занятия? (высказывают предположения).

Итак, цель нашего занятия: определение признаков реакции и условий их протекания.

5. Исследовательский этап (проведение эксперимента). Работа в группах. Я предлагаю вам провести исследование признаков и условий протекания химических реакций. А чтобы эксперимент удался, прошу провести его под музыку ученого-химика и композитора Александра Порфирьевича Бородина. После каждого удачного эксперимента он сочинял гениальные музыкальные произведения. В процессе опытов вы должны соблюдать все правила техники безопасности (инструктаж по ТБ).

Задание для 1 группы. Возьмите пустую пробирку, налейте в неё 1 мл раствора CuSO4 и добавьте такой же объём NaOH. Какой признак химической реакции вы наблюдаете?

Задание для 2 группы. Возьмите пустую пробирку, налейте в неё 1 мл раствора FeCl3 и добавьте такой же объём KSCN. Какой признак химической реакции вы наблюдаете?

Задание для 3 группы. 1.Возьмите пустую пробирку, поместите в неё 1 гранулу цинка и добавьте 1 мл раствора HCl. Какой признак химической реакции вы наблюдаете?

Задание для 4 группы. Возьмите пустую пробирку, налейте в неё 1 мл раствора CuSO4 и добавьте такой же объём NaOH. К полученному осадку добавьте 1 мл раствора HCl. Какой признак химической реакции вы наблюдаете?

Итак, послушаем результаты работы первой группы (в ходе реакции может выпадать осадок).

Результаты работы второй группы (в ходе реакции осадок может растворяться).

Результаты работы третьей группы (в ходе реакции может выделяться газ).

Результаты работы четвертой группы (в ходе реакции может измениться цвет).

Подведение микроитога занятия. Признаки химических реакций: выпадение осадка, растворение осадка,

выделение газа, изменение цвета (запись в рабочем листе).

Ребята, как вы думаете, все ли признаки химии реакций Вы перечислили? Выскажите свои предположения.

Подсказкой будет следующий опыт, который проведу я сама («Вулкан»).

Назовите еще признаки, по которым можно определить, что реакция прошла. Ответ: цвет, выделение тепла, звук, запах, изменение объема (запись в рабочем листе).

Ребята, скажите, пожалуйста, а какие условия необходимы в данной реакции, чтобы она началась? Правильно, нагревание.

Но оно нужно только на начало реакции, а дальше реакция протекает самопроизвольно с выделением большого количества энергии. Такие реакции, называются экзотермическими (запись в рабочем листе).

Но есть и другие реакции, для протекания которых нужен постоянный подогрев на протяжении всего процесса, они называются эндотермические (запись в рабочем листе).

Примером может служить реакция разложения оксида ртути, которую вы можете посмотреть на экране, так как из-за токсичности ртути и ее соединений эту реакцию в условиях школы проводить запрещено.

Подведем итог работы: какие основные условия должны выполняться, чтобы реакция произошла?

1. Нагревание

2. Соприкосновение (запись в рабочем листе).

6. Работа с текстом. Ребята, оказывается, химические и физические явления изучают не только естественно-научные предметы. О них говорят поэты в своих стихах. Об этом вы узнаете, проделав задание (задания для каждой группы).

Перед Вами художественный поэтический текст. Прочитайте его и определите, о каком физическом или химическом явлении идет в нем речь. Ответ обоснуйте. Приготовьтесь к выразительному чтению текста.

1 ГРУППА

«Первый снег» - Николай Рубцов Ах, кто не любит первый снег В замерзших руслах тихих рек,

В полях, в селеньях и в бору,

Слегка гудящем на ветру!

О каком явлении идёт речь?

В мороз - лежит,

В тепло-бежит,

Прозрачно, а не стекло,

Пригреешь - собрать не успеешь.

О каком явлении идёт речь?

Мучки насейте -Пирожки затейте,

Пирожки -то на дрожжах,

Их не удержишь на вожжах.

О каком явлении идет речь? К какому жанру относятся представленные фрагменты текста?

14

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

Мастер - класс

2 ГРУППА

В стихах Марины Цветаевой, Анны Ахматовой можно найти много примеров физико-химических процессов, происходящих в жизни.

Марина Цветаева Вчера еще в глаза глядел,

А нынче - всё косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел,-Все жаворонки нынче - вороны!

Вчера еще - в ногах лежал!

Равнял с Китайскою державою!

Враз обе рученьки разжал,-Жизнь выпала - копейкой ржавою.

Учитель: А произошло ли на самом деле это явление? О каком явлении идет речь?

Анна Ахматова

Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор - к смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль И долговечней - царственное слово.

О каком явлении идет речь?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 ГРУППА

Юрий Визбор - «Милая моя»-

Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены.

Тих и печален ручей у янтарной сосны.

Пеплом несмелым подернулись угли костра.

Вот и окончилось все - расставаться пора.

Милая моя,

Солнышко лесное,

Где, в каких краях,

Встретишься со мною?

Не утешайте меня, мне слова не нужны,

Мне б отыскать тот ручей у янтарной сосны -Вдруг сквозь туман там краснеет кусочек огня,

Вдруг у огня ожидают, представьте, меня!

О каком явлении идет речь в этом стихотворении?

4 ГРУППА

Юрий Вилюгов - «Свеча»

В ночном полумраке горела свеча:

Стекали слезинки по телу потоком.

Никто её в комнате не замечал,

И было от этого ей одиноко.

Но вдруг силуэт увидала свеча:

К ней женщина вышла из сумрака ночи:

На бледном лице отражалась печаль,

И свечке всем сердцем хотелось помочь ей.

В причудливом танце плясал огонёк,

И женщина робко слезинку смахнула.

Отбросив на тумбочку мокрый платок,

Озябшие руки к свече протянула.

Почувствовав сердцем частичку тепла,

Душа засветилась сияньем лучистым.

А хрупкая свечка так рада была:

Свой свет человеку дарить бескорыстно.

О каком явлении идет речь в этом стихотворении?

7. Релаксация. Итак, композитор Бородин помог нам провести эксперимент, а музыка композитора Иоганна Себастьяна Баха поможет Вам снять напряжение с глаз. Внимательно следите глазами за молекулой на экране.

8. Информирование учащихся о домашнем задании. Напишите сочинение-миниатюру, в котором приведете примеры химических явлений, происходящих в природе.

9. Рефлексивно-оценочная часть урока. А сейчас давайте проверим, насколько результативно мы поработали. Возьмите лист (Приложение 2), в котором даны тестовые задания и приступайте, пожалуйста, к его выполнению. Через 3 минуты вы приступите к проверке своих ответов.

Давайте проверим ответы.

А сейчас оцените полностью свою работу, пользуясь памяткой.

Кто получил оценку «5» -поднимите руку, кто получил оценку «4» -поднимите руку. Молодцы. Листы оставьте на своих столах.

Ребята, в ходе занятия, Вы пытались овладеть самым главным в ходе познания, а именно находить истину с помощью проведенных исследований.

В завершение я хочу посмотреть, с каким настроением вы уходите с моего урока. Как все вещества состоят из молекул, то и ваше настроение я представила в виде молекул. У вас на столах 2 шарика, выберите тот, который соответствует вашему настроению (синий -нейтральный, оранжевый - наполненный настроением) и поместите в стеклянный сосуд.

Я довольна, что вы уходите с хорошим настроением.

Технологическая карта урока

Этапы Содержание Содержание Содержание

Мобилизующий Вхождение в тему урока Установление контакта с обучающимися Показ вдеофрагмента (химическая лаборатория из фильма «Иван Васильевич меняет профессию») Приветствует, знакомится, вызывает интерес, включает обучающихся в деловой ритм Сотрудничают с учителем и одноклассниками Знакомятся с видеофрагментом

Создаёт условия для возникновения интереса у учащихся, внутренней потребности включения в совместную деятельность

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

15

Мастер - класс

продолжение табл.

Этапы Содержание Содержание Содержание

Актуализация знаний и постановка проблемы Аналитическая работа. Показ видеосюжетов с последующим заполнением рабочих листов. Создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала Предлагает определить тип явлений, исходя из просмотра нескольких видеосюжетов Определяют физические и химические явления. Заполняют рабочий лист, затем проверят правильность ответов (Приложение 1).

Определение темы урока Формулирование темы урока на основании подводящего диалога, определение цели и задач Организует подводящий диалог. Постановкой проблемного вопроса обеспечивает мотивацию учения и включает учащихся в учебную деятельность Выделяют и формулируют тему урока, фиксируют в рабочих листах. Осознают сущность понятия «химические реакции»

Включение в систему знаний и повторение. Исследовательский этап (проведение эксперимента). Работа с текстом Формирование новых знаний о химических реакциях и их признаках. Сообщение о правилах техники безопасности. Выявление признаков, условий проведения химической реакции, типов реакции. Музыкальное сопровождение Направляет учащихся, организует задания в группах и контролирует их выполнение Проводят опыт, действуя по инструкции, наблюдают за ходом проведения эксперимента (подведение микро-итога). Выявляют признаки, условия проведения химических реакций. Делают выводы о наблюдаемых явлениях, записи в рабочих листах

Проведение демонстрационного опыта учителем «Вулкан» Проводит эксперимент, в ходе которого определяет несколько признаков химических реакций Принимают участие в проблемной беседе. Определяют и фиксируют условия проведения химических реакций и разграничивают определения экзотермических и эндотермических реакций

Чтение художественных поэтических текстов, в которых говорится о физических и химических явлениях Закрепление знаний о признаках химических реакций Связь темы с повседневной жизнью Предлагает задания, вопросы смысловой направленности, контролирует их выполнение Самостоятельная работа с текстом, ответы на вопросы, определение вида явления. Учатся логически правильно и связно обосновывать своё мнение

Релаксация Физкультминутка под музыку И. С. Баха Обеспечивает зрительный отдых под музыку (наблюдение за перемещением молекул) Смотрят на экран, повторяют движения молекул

Информирование учащихся о домашнем задании Написание сочинения - миниатюры. Примеры химических явлений, происходящих в природе Даёт необходимые пояснения Воспринимают задания учителя, уточняют

Рефлексивно-оценочная часть урока Анализ взаимодействия в течение занятия. Работа с листом самооценки (Приложение 2). Выполнение теста (систематизация и обобщение, проверка усвоения и понимания учебного материала) Выставление отметок по указанным критериям. Установление соответствия между поставленными задачами урока и его результатами Организует рефлексию: способствует развитию эмоциональной сферы учащихся Самопроверка знаний Выбор «молекулы» настроения

16

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

Мастер - класс

Ф.И.

Приложение 1

Рабочий лист

Явления Тип явления

Дождь

Кипение воды в колбе

Сжигание бенгальского огня

Раскаты грома

Сжигание дров

Тема:

Признаки реакций

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Экзотермическая реакция_____________

Эндотермическая реакция_____________

Условия проведения химических реакций:

1.

2.

Приложение 2

Лист самооценки

Уважаемый ученик, Вы сегодня получаете оценку, исходя из набранных баллов на разных этапах урока.

Этапы урока Критерии Набранные баллы

Формулирование темы и целей урока 1 балл - активное участие 0 баллов - не принимал участие

Проведение опыта 1 балл - непосредственное проведение опыта, отчёт о проведении опыта 0 баллов - не принимал участие

Закрепление изученной темы (тест) 3 балла - тест выполнен правильно 2 балла - допущена 1 ошибка 1 балл - допущены 2 ошибки

Итог урока 5 баллов - отлично 4 балла - хорошо 3 балла - удовлетворительно Итоговая оценка:

Тест

Выпишите номер правильного ответа.

Задание 1.

Признаки химических реакций:

1) Образование осадка, запаха;

2) Образование осадка, запаха, выделение газа;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) Образование осадка, запаха, выделение газа, теплоты;

4) Образование осадка, запаха, выделение газа, теплоты, изменение цвета.

Ответ:____

Задание 2. Выберите правильный ответ.

К химическому явлению относится:

а) плавление парафина

б) замерзание воды

в) выпадение тумана

г) горение спички

Задание 3. Установите соответствие. Исходное вещество: древесина и кислород. признаки реакции:

а) образование осадка;

б) поглощение теплоты;

в) изменение окраски;

г) выделение газа;

д) выделение света и тепла.

Ответ:____

Эксперимент и инновации в школе 2013/2

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.