развивается мотивация к посещению занятий, интерес к учению и стремление учиться, появляется интерес к новым заданиям, когда прежние задания уже выполнены. Они начинают организовывать свою работу с расчетом на достижение хороших результатов, повышаются их организаторские способности, личностные качества, гуманность, улучшается поведение. Библиографический список
1. Введение в педагогическую деятельность - Мижериков В.А. http://robotlibrary.com/book/478-vvedenie-v-pedagogicheskuyu-deyatelnost-mizherikov-va/11-Page11.html
2. Что такое успешность http://www.trn.ua/articles/3041/
3. Социальная активность http://psyera.ru/socialnaya-aktivnost-649.htm
4. Социальная активность http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi7RRu.ogritg91gqyoituxy
5. Социальная активность http://psyera.ru/socialnaya-aktivnost-649.htm
6. Челябинский Государственный Педагогический Университет. Курсовая работа по методике преподавания физики по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся посредством физического эксперимента». http://tarefer.ru/works/89Z100317Zindex.html
7. Влияние самооценки или как высокая самооценка помогает в жизни http://men-blog.ru/psikhologiya/vliyanie-samoocenki-ili-kak-vysokaya-samoocenka-pomogaet-v-zhizni.html
8. Александр Андреев «Как планировать свою жизнь на 10 лет и более» http://www.ysnex.ru/lifeplanning.php
9. Причины снижения учебной мотивации http://gouppmsschv.ucoz.ru/publ/prichiny_snizhenija_uchebnoj_motivacii/1-1-0-16
10. Мотивация к учебе. Что делать, если ребенок не хочет учиться?» http://sosh2046.ru/wp-content/uploads/2012/04/Учебная-мотивация-школьников.pdf
11. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений -http://www.pedlib.ru/Books/1/0153/1_0153-222.shtml
Воробьёва Татьяна Геннадьевна,
учитель начальных классов, МБУ лицей № 57, г. Тольятти [email protected]
Формирование регулятивных учебных действий младшего школьника на основе внедрения инновационного способа организации учебного процесса Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования регулятивных учебных действий младшего школьника средством инновационного способа организации учебного процесса. Автор предлагают также различные технологии и виды работ, которые могут быть использованы учителями начальной школы.
Ключевые слова: регулятивные учебные действия, деятельностный подход в обучении, интеграция технологий, планирование, целеполагание, самоконтроль, самооценка, рефлексия.
Современное реформирование образования нуждается в постоянном целенаправленном качественном совершенствовании обучения, обеспечивая высокий уровень развития личности, способной творчески мыслить. Сегодня нашим детям необходимо не только преодолевать трудности и адаптироваться в нестандартных условиях, но и уметь находить правильный выход из сложившейся ситуации рациональным способом, с наименьшими затратами. Это будет возможно при условии использования учеником своих внутренних ресурсов, которым ребёнка необходимо научить - регулятивным учебным действиям. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода в обучении. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Учителю на современном этапе необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы каждый урок развивал у учащихся способность самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Организация учебного процесса должна быть основана на интеграции различных технологий. Привлекательность инновационных технологий в том, что учащиеся активно вступают в педагогический процесс, проявляя интерес, желание познать предлагаемую информацию. Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к собственной.
Так, обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, спорной идеи. Необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границы: знаю - не знаю.
Обучать детей планированию работы на уроке возможно уже в первом классе. Так, на уроках математики, организую работу с помощью материала учебника и рабочей тетради, вместе с детьми определяем последовательность нашей работы.
Учу детей анализировать учебный материал, выбирать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определять их место на уроке. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок, а главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся сами дети.
Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке, необходимо продумать формы организации практической деятельности учащихся.
Результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель При проектировании урока учитель должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации. Учить детей самоконтролю и самооценке своей деятельности на уроке необходимо с первого класса. Можно использовать методику безотметочного обучения: это «волшебные линеечки»: К -красота, П - правильность, Б - быстрота: определяем место постановки крестика (чем лучше работа, тем выше ставим крестик); смайлики; ноты на нотном стане (от низкой до самой высокой), маленькие раскраски (поэтапное раскрашивание).
Проектируя любой урок, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения - учебника. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких РУД они направлены.
Учитель должен быть вдохновителем и творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им правильное применение вместе с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
Далее определяется тема и цели урока. Группировка - ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока. Исключение - анализируя, дети легко определяют лишнее. Формулируется учебная цель. Домысливание - предлагается тема урока и слова "помощники": повторим, изучим, узнаем, проверим. С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока. Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову): создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема следующая: самостоятельное решение, коллективная проверка результатов, выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения, постановка цели урока. Проблема предыдущего урока - в конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать. Учитель может использовать стимулирующие выражения: «Удивляй!», «Пофантазируй!», «Поймай ошибку!», «Кто это придумал?».
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания - это коллективное действие, каждый ученик - участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
На уроке дети целенаправленно и систематически включается в деятельность, направленную на проверку итогов предыдущей работы; презентацию нового материала; практику под руководством учителя; самостоятельную практику; самоконтроль и самооценку результатов работы; подведению итогов занятия; специальному повторению; контролю собственных знаний.
В основе повторения - активный диалог учащихся. Я провожу его в разных формах.
1. Игра «Задай вопрос». Дети задают вопросы друг другу быстро, чётко. Если ребёнок не знает ответа, на помощь приходят другие ребята, а затем даётся команда - «повтори!». Вопросы начинаются со слов:
- дай определение, река-это...
- назови понятие: два числа, между которыми стоит математический знак действия.
- продолжи: кот, лиса, заяц. (петух-главные герои сказки)
- продолжи закономерность: 10, 20, 30.
-докажи: 37+20=57
- «Ты - глобус, предъяви свой паспорт!». (ученик должен назвать существенные признаки глобуса)
2. Математические диктанты:
- «Поспевай, не зевай». Использую в работе ИД, тетради, маркерные доски, разноцветные ручки, раскраски. Цель: за определённое время выполнить нужный объём. Проверка обязательна.
- «Незнайкины ошибки». В раздаточном материале по русскому языку определённое количество ошибок. Цель - найти ошибки, выделить ту часть слова в которой она допущена, доказать правилом.
- игра «Кто первым скажет». Цель: назвать тему прошлого урока. Вспомнить, где было затруднение. Предложить задание на это затруднение.
3. Использование ТРИЗ - технологии. «Великий Знайка». Цель: записать или перечислить ключевые слова прошлого урока.
- условие, вопрос, решение, ответ, задача;
- подлежащее, сказуемое, грамматическая основа, главные члены предложения;
- линии, границы, цвет, условные знаки, карта;
- главные, нейтральные, отрицательные, герои сказка;
4. Моделирование - «Лестница успеха». Цель: построить алгоритм учебной деятельности в правильной последовательности. Работа в группах по 6-7 человек. Учитель заранее готовит раздаточный материал, алгоритм работы перепутан. Дети разрезают элементы алгоритма, выстраивают в нужной последовательности, презентуют. Выбирают наиболее удачный , им пользуются в работе.
1. Прочитай
2. Запиши
3. Раздели на слоги
4. Поставь ударение
Учащиеся могут допускать ошибки или неточности, которые служат мне сигналом для более точного выстраивания следующего учебного материала.
На втором этапе урока происходит добывание новых знаний ребятами, необходимость получения которых должна быть ими осознанна и желанна. Действия учителя на этом этапе работы включают выделение новой информации, систематизация этого материала. Оформление его в удобных для запоминания схемах, а также поиск приемов, способствующих активизации мысли обучающихся в процессе его освоения.
Провожу его в разных формах:
5. Противоречивые данные:
- пингвины и белые медведи любят холод, они живут вместе и весело проводят время. (Показываю мультфильм, рисунки.);
- только подлежащее отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
6. Выдвижение гипотезы:
- задачу можно решить только одним способом;
- у всех слов есть окончание.
7. Практическая работа:
- моделирование;
- конструирование;
- составление рисуночного плана;
Практика под руководством учителя должна проводиться с целью установления обратной связи и своевременного исправления ошибок в понимании нового содержания школьниками. Перед началом работы на доске помещаю пословицу о труде.
- Тяп-ляп - не выйдет корабль.
- Где тонко, там и рвётся.
- Тихий воз скорее будет на горе.
- И готово, да бестолково. ( и другие)
Затем задаю вопросы, организую индивидуальную работу, даю короткие письменные работы -тренировочные упражнения. Далее следует самопроверка по эталону. Дети обязательно указывают место ошибки, её причину.
Следующим шагом является самостоятельная работа учащихся - это чаще всего групповое обсуждение по изучаемой теме между самими школьниками. Задача учителя на этом этапе - вовлечь в дискуссию больше учеников, помочь им самостоятельно сделать вывод. Он задаёт вопросы, фиксирует на доске основные элементы темы и подводит учеников к итогу. Вывод формулируют дети, затем проверяют себя по учебнику - какое правило предлагают авторы учебника, чем его можно дополнить, почему.
На этапе самоконтроля и самооценки работы на уроке важно поддерживать критичные высказывания учеников о себе, о классе в целом. Важно, чтобы каждый ребёнок понимал причину своей успешности или неуспешности, делая правильные выводы. Чтобы поддержать ребят, которые допустили много ошибок, использую пословицы и поговорки.
1. Не всё ненастье, проглянет и красно солнышко.
2. Перемелется- мука будет.
3. Слезами горю не поможешь(и другие).
Систематическое привлечение учащихся к оценочной деятельности способствует формированию у них позитивной самооценки. Появление действий контроля означает, что структура учения наполняется всеми компонентами и происходит обобщение способов осуществления отдельных систем учебных действий в целостное образование, обеспечивающее то, что обычно называют умением учиться. Проблемой по формированию у учащихся действий контроля и самоконтроля занимались известные педагоги и психологи такие, как Г. П. Максимова, Д. Б. Эльконин, А. В. Захарова, Г. А. Цукер-ман. Условия формирования действия контроля в процессе работы: осознание значения контроля учащимися; постановка учителем перед учащимися задачи на контроль; совместное планирование действий и контроль за их выполнением; использование заданий, направленных на усвоение алгоритмов контролирующих действий учащимися; критическое отношение учащихся к контролю со стороны других детей, учителя; формирование потребности в действии контроля. Необходимо объяснять школьникам, что существует контроль не только по результату, но и контроль пооперационный, который охватывает весь процесс осуществления действия. Взаимоконтроль эффективен в практической работе, так как исключает ошибки в тетрадях учащихся, формирует речь, дает возможность слабым
ученикам лучше понять новый материал. В ходе работы важно учить детей осуществлять рефлексивный контроль - поменять способ действия товарища, который привёл к ошибке. На уроках я учу ребят приёмам самоконтроля:
- чтение с отчёркиванием (развивает критическое мышление)
- -прочитай.\ Выбери слова, отвечающие на вопрос: что делает?\ Запиши по образцу.\ Разбери слова по составу\ ;
- работа в парах (один ученик рассказывает порядок работы, второй поправляет, дополняет);
- метки на полях (+ - это я понял, ? - это не понял, ! - правило надо запомнить, это важно).
Во время подведения итогов учебного занятия необходима связь между целями, поставленными на каждом этапе обучения. Сравнение целей, поставленных до начала работы, с полученным результатом, позволяет объективно подвести итог проделанной работы.
Домашнее задание должно быть небольшим, носить творческий характер. Виды заданий:
- составь памятку, кроссворд, тест, самостоятельную работу для одноклассников;
- придумай игру, сказку, пословицу;
- предложи проект классу; КВН, интеллектуальную игру.
В современном мире необходимо научить детей свободно работать с разными источниками информации, как традиционными (книга, справочник, словарь, энциклопедия), так и с новыми информационными (интернет, компьютер). Потребность в знании и использовании компьютера с каждым годом будет возрастать.
На этапе специального повторения можно использовать повторение нескольких видов:
- еженедельное: «Улыбка недели»;
- за месяц: «Фаворит месяца», «Принцесса месяца»;
- по определённой теме: «Силач счёта», «Великий сказитель», «Грамотей», «Юный путешественник», «Ума-палата», «Человек-компьютер» и другие;
- интегрированное: «Головоломки», «Клуб спасателей».
Задачей этого этапа работы должны быть обобщение и систематизация знаний, формирование целостной системы понятий, выделение основных идей, осуществление межпредметных связей.
Контроль усвоения знаний учащихся можно проводить в форме небольших тестов, которые используются по усмотрению учителя и администрации. В работе с хорошо успевающими и одаренными учащимися можно использовать занятия, стимулирующие к самостоятельной познавательной деятельности. Презентации в этом случае могут быть содержательнее. Во время дискуссий учитель поддерживает интенсивный темп работы, задает вопросы, которые требуют более высокого уровня самостоятельного мышления.
При таком способе организации учебного процесса выстраиваются доверительные отношения между учениками, постоянно создаются условия, исключающие принуждение школьников к выполнению репродуктивных действий и стимулирующие организацию познавательной деятельности. Таким образом, сущность обучения основана на создании условий, при которых в процессе обучения ребёнок становиться её субъектом, т. е. обучения ради совершенствования. Организация такой деятельности формирует у учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи; планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для её реализации, осуществить контроль по ходу выполняемой работы и умение оценить полученные результаты. Действие контроля является необходимым компонентом учебной деятельности. В споре рождается истина. Даже самые слабые из детей включаются в процесс учения с желанием. Дети ждут успеха. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое. Активное речевое взаимодействие на всех этапах работы учащихся приводит к формированию регулятивных учебных действий. Логика изменений, происходящих в современном российском обществе, выдвигает на первый план требование, готовить подрастающее поколение не только к успешному усвоению и воспроизводству унаследованных от прошлого ценностей и навыков, но, главное, к самостоятельной творческой активности, постановке и решению новых задач. Библиграфический список
1. Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. Детство творческой личности: встреча с чудом, наставники, достойная цель. - СПб.,
2. Гин С. Мир человека. - М.: 2003
3. Давьщова В. Ю., Таратенко Т. А. Мир интеллектуального творчества. Игры для ума. - СПб.: 2003
4. Ксензова, Г. Ю. Оценочная деятельность учителя / Г. Ю. Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 1999.
5. Педагогика + ТРИЗ. Сборник статей. Вып. 1 - 6. - Гомель: ИПП СОЖ, 1996 - 2001
6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е. С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)
7. Рабочая тетрадь «Учимся творчеству». - СПб.: 1999
8. Саломатов Ю. П. Как стать изобретателем. - М.: Просвещение, 1980 Симоновский, А. Э. Развитие творческого мышления детей / А. Э. Симоновский. - М., 2002.
9. Тамберг Ю. Г. Как научить ребенка думать. - СПб.: 1999
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения)
11. http://it-n.ru - сеть творческих учителей
12. 1пНр:/Лс^е<и.ги/ПЬ/-Информационно-коммуникационные технологии в образовании the project activiti
Шилина Татьяна Александровна,
кандидат исторических наук, учитель истории, обществознания, права МОУ «СОШ № 17», г. Вольск
зЫ1Иа1уапа2009@уа^ех. ги
Воронкова Галина Владимировна,
учитель биологии и химии МОУ «СОШ № 17», г. Вольск
Бинарный урок как эффективный способ формирования у учащихся целостного восприятия мира Аннотация. В статье рассмотрена технология проведения бинарных уроков. В качестве примера для детального рассмотрения предлагается конспект бинарного урока обществознания и биологии, проведенного в 10 классе, по теме «Организм человека и общества: точки пересечения». Ключевые слова: бинарный урок биологии и обществознания, творческие задания, органицисты, ноосфера, целостное мивовосприятие.
В настоящее время, когда объём информации удваивается менее чем за три года (результаты исследований ЮНЕСКО), школьники перегружены не по количеству часов, а по объёму информации, приходящемуся на каждую минуту урока. У ребят не остаётся времени обдумать, осознать и «присвоить» полученные сведения, а это сказывается на уровне глубины усвоения знаний.
Многие теоретики педагогической науки и педагоги-практики признают необходимость перехода от учения как запоминания, накопления статичных знаний к учению как интеллектуальному развитию, к формированию динамически структурированных систем умственных действий. Перед школой стоит задача формирования у учащихся целостного миропонимания и научного мировоззрения. На наш взгляд, одно из существенных мест в названном процессе должно быть отведено бинарным урокам.
Технология бинарных уроков достаточно полно освещена в отечественной педагогической науке. Но на практике педагоги не часто прибегают к данной технологии, отмечая такие, на их взгляд, существенные недостатки: трудности согласования учебных планов по разным предметам, психологической и методической совместимости педагогов и, наконец, сложности чисто организационного порядка (трудно вписать бинарный урок в школьное расписание). Все вышеперечисленное наталкивает на мысль: «Стоит ли овчинка выделки?». Предпримем попытку ответить на этот вопрос, рассмотрев не только «минусы», но и «плюсы» бинарных уроков.
Бесспорно, для создания хорошего материала бинарного урока требуется много времени: необходимо сформулировать тему, при этом учитывать не только собственные педагогические цели и задачи, провести тщательный анализ учебного материала минимум двух курсов, приступить к совместному тщательному планированию хода урока, четко определив роль каждого педагога в предстоящем учебном занятии.
Однако перечисленные сложности нельзя рассматривать, как потерю времени. Возможность рассмотрения чисто теоретических знаний через призму их практической значимости для учащегося, способность творческого педагога занять надпредметную позицию в бинарном уроке - все это позволяет соединить отдельные факты, понятия, научные термины в головах ребят воедино, а значит формировать у учащихся целостность мировосприятия.
Оправдано применение бинарных уроков на стадии закрепления ранее изученного материала. Применение индуктивных методов познания позволяет учащимся увидеть, казалось бы, хорошо знакомый материал в новом свете. Не менее важную роль играет и качественное увеличение учебного времени: отход от дробления материала позволяет учителю включить в содержание урока большое количество творческих заданий, а это в свою очередь положительно сказывается на формировании различных ученических компетенций.
В качестве примера предлагаем для детального рассмотрения конспект бинарного урока обществознания и биологии, проведенного в 10 классе, по теме «Организм человека и общества: точки пересечения».
Цель: создание целостного восприятия таких важных понятий как организм человека и общества.
Задачи:
- рассмотреть организм человека и общества как целостную, саморегулирующую систему;
- формировать умения и навыки работы с различными видами информации;
- расширять мировоззрение, развивать познавательный интерес учащихся;
Ход занятия:
I. Организм человека и общество как системы.
Учитель обществознания. Сегодня у нас пройдет необычный урок - бинарное занятие по обществознанию и биологии по теме «Организм человека и общества: точки пересечения». Перед началом занятия мы создадим две группы - группы «Биологов» и «Социологов». Для этого подойдите к столу и возьмите лист того цвета, который Вам понравился. Создайте группу по цветовой гамме.
Посмотрите на столах лежат листы и критерии самоконтроля (Приложение 1). Изучите их совместно с товарищами в группе. В течение занятия Вы будете оценивать свою работу и заносить оценку согласно предложенным критериям в лист самоконтроля. Мы глубоко убеждены, что Вы не только станете нашими единомышленниками, но и сможете объективно, по достоинству оценить